Вы
знаете, что такое "осина"? Большинство из нас, не
задумываясь, с ходу скажет: "Конечно!" Кто-то замешкается
с ответом, почуяв в вопросе какой-то подвох, осторожно
кивнет: "Да". А если вам принесут несколько разных
веточек, вы отличите ветку осины от веток тополя
или ольхи? Нет? И все-таки вы знаете, что такое
"осина"? Ученик Новой гуманитарной школы, где директорствует
Василий Георгиевич БОГИН, на вопрос ответил бы примерно
так: "Я знаю, что это слово обозначает дерево, но
мое знание неполное. Я знаю только на уровне слов
и не знаю на уровне представлений". Странные какие-то
ученики в этой частной школе.
Как вообще люди становятся педагогами? Одни по
стечению обстоятельств (не поступили в иняз или
в мед), другие случайно (пединститут оказался
ближе всего к дому) и лишь немногие потому, что
хотят и могут быть учителями. Василий Георгиевич
Богин педагогом стал, как говорится, "не благодаря,
а вопреки". Если бы лет тридцать назад его бывшим
школьным наставникам сказали, что их ученик станет
учителем, а потом и директором школы - никто бы
не поверил. Потому что с точки зрения советской
школы Богин был абсолютно "неправильным" учеником.
Выпадающим из системы: хотел знать то, что не
положено, а что положено, знать не хотел. Мыслить
не гнушался, а главное, сомневался, что происходящее
на уроках в родной школе (и не только в ней) -
это как раз то, что нужно, чтобы стать образованным
человеком. Поэтому одной из главных причин, по
которой Богин, как он сам выражается, "полез в
педагогику", было осознание того, что это одна
из самых проблемных областей.
Семейные традиции в выборе профессии тоже сыграли
не последнюю роль. Родители Василия Георгиевича
с красными дипломами окончили Ленинградский университет.
Учительствовали.
В начале 90-х годов Богин ушел из гособразования
и создал частную школу, которую с гордостью называет
оазисом. Потому что сегодня российское образование
напоминает пустыню, которая все неотвратимее надвигается
на всех нас, и школы, где детей по-настоящему
учат, а не калечат как личность, можно пересчитать
по пальцам. "В нашей школе детей учат. И у нас
есть результат", - говорит он.
В Северном округе столицы - сто пятьдесят школ,
и если ученики этой маленькой частной школы всегда
оказываются в призовых тройках на ежегодных окружных
школьных олимпиадах, то, пожалуй, это что-то значит.
В школе Богина детей учат думать и анализировать.
Учат мышлению. Не только во время занятий по предмету,
который так и называется "Мышление", но и на уроках
русского языка, литературы, математики, физики.
Если ребенок учится мышлению, он лучше видит и
понимает все вокруг. Кстати, о математике. Богину
нередко задают вопрос: "В вашей школе нет математики?"
- "Это центральный предмет". - "Тогда почему школа
называется гуманитарной?"
Действительно, почему? И что это такое - "предметы
гуманитарного цикла"? Лингвистика - точная наука
или гуманитарная? А география? Деление наук на
"точные-неточные" весьма спорно и к названию школы
Богина отношения не имеет. "Вы знаете, как раньше
официально называлась средняя школа? - спрашивает
меня Богин. - "Единая политехническая трудовая
общеобразовательная средняя школа". Поэтому наше
название отчасти придумано в пику старому. У вас
единая политехническая, у нас - новая гуманитарная.
Гуманитарная от выражения humanum est. Мы учим
детей мышлению, рефлексии, речи и многому другому,
что делает человека человеком. Математика развивает
мышление, физика - умение работать с идеальными
объектами, моделями, которые позволяют понимать
суть вещей и явлений. Значит, нам нужны физика
и математика".
Помимо предметов, общих для всех школ, ученики
Новой гуманитарной изучают риторику и экономику.
Этим, конечно, сегодня никого не удивишь. Но есть
предметы, которые изучают, пожалуй, только в школе
Богина. Например, "Анализ текста", "Литературное
творчество". Как проверить, понял ребенок что-то
в творчестве, скажем, Салтыкова-Щедрина или нет?
Задавать вопросы по содержанию сказки? Попросить
"выделить главную мысль"? Или предложить ученику
самому написать сказку в стиле Салтыкова-Щедрина?
Скорее всего третий вариант. Я читала эти сказки.
Ученики Новой гуманитарной школы особенности творчества
Салтыкова-Щедрина понимают.
В названии школы есть еще одно прилагательное.
Новая. Почему "новая"? Те, кто побывал на уроках
в этой школе, таких вопросов не задают. Здесь
учат по-новому. И дело не только в способах обучения,
когда на уроках используется видеокамера, а ребенок,
выполняя домашнее задание, наговаривает на диктофон
свой ответ, который потом разбирается в классе.
Ученик может со стороны увидеть, как он работал,
услышать и сам оценить результаты собственной
работы. Уроки в Новой гуманитарной школе необычны,
и не важно, проводятся они традиционным способом
или в основе лежит эксперимент. Они качественно
другие, потому что ребенок сидит в классе не с
извечным вопросом "спросят - не спросят?", а делится
своими мыслями по обсуждаемой проблеме, придумывает
способы решения, находит ответы на возникающие
у него вопросы.
Преподавательским составом школы ее директор откровенно
гордится, потому что проблема кадров для школы
частной стоит так же остро, как и для государственной.
Казалось бы, чего легче - набрать учителей в частную
школу: платят там значительно больше, чем в государственной,
любой преподаватель с радостью пойдет туда работать.
Любого Богин не возьмет. Учителей для своей школы
искал долго и трудно: в вузах, в Центре гуманитарного
образования, в институте усовершенствования учителей,
в Российской академии образования, научным сотрудником
которой он сам уже числится несколько лет. С некоторыми
познакомился, будучи экспертом Федерального экспертного
совета по учебникам, давал объявления в газету.
Больше половины обращавшихся отсеивались по телефону.
Тем, кто приходил для беседы, показывал, как в
школе проводятся уроки. Потом новичок давал свой
урок, как правило, в самых сильных классах, которые
"уже ничем не испортишь". "Мне важно, чтобы человек
не только физику понимал, но мог ее детям объяснить,
- говорит Богин. - Учитель волен сам, по своему
усмотрению подбирать учебники, строить уроки.
Мне не важен процесс, мне важен результат. Обученный
ребенок".
Богин не любит слово "руководитель". "Знаете разницу
между терминами "руководство" и "управление"?
Руководство - это когда кто-то ставит цели и задачи
и требует их выполнения от подчиненных. Управление
- это когда кто-то сверху не приказывает, а думает,
как использовать интересы, желания, вкусы и способности
участников общего дела на пользу этому делу. Я
- за управление".
Как принято рассуждать во многих частных школах?
Раз платишь деньги - значит как бы учишься. Ты
делаешь вид, что учишься, мы делаем вид, что учим.
Главное, плати. Общеизвестно, что в частных школах
учатся дети обеспеченных родителей. "Когда все
есть, то ничего не нужно". И порой ребенок начинает
думать: "А зачем мне вообще учиться?" Возникает
проблема, которую Богин называет проблемой "жизненной
силы". Как вы думаете, почему в Москве большинство
людей, которые чего-то добились в жизни, родом
из провинции? Потому что у москвичей срабатывает
синдром "я живу напротив Большого театра", то
есть зачем мне туда идти, когда вот он - рядом.
Чего больше всего боятся директора школ? Комиссий
с проверками. Комиссии для директоров - хуже казни
египетской. И не важно, частная это школа или
государственная. Василий Георгиевич комиссии вызывает
сам. Из институтов, из методкабинетов. Чем больше
реальных проверок, разных профессиональных оценок
со стороны, тем лучше. "Мне нужна правда, - говорит
Богин, - потому что я хочу учить детей по правде,
и если наши результаты не такие, как нам самим
кажется, то я не хочу жить в блаженном неведении".
Однажды к Богину пришел наниматься на работу учитель
из очень престижной частной школы. Походил, посмотрел,
послушал. И говорит: "Странно! Я всегда был уверен,
что директор частной школы - это прежде всего
менеджер. А вы не менеджер. Вы - педагог!"
Ольга РЕШНЯК
Информационный сайт
"Учительской газеты"
2001 г.
|