Нынешнее поколение - поколение делателей, людей,
способных что-то предпринять. Продвижение интернет-образования
в России было начато несколько лет назад и интенсивно
продолжено нашей программой "Поколение.ru". Сейчас
этот проект получил поддержку государства, и я
уверен - если мы не будем ослаблять усилий, то
в ближайшие пять лет такая форма образования,
отвечающая всем критериям глобализации, сможет
достигнуть самых значительных успехов. Однако,
как я полагаю, истинный успех проекта будет также
связан с правильным выбором стратегии обучения.
Чему учить и как воспитывать?
Увы, ответа на этот вопрос я дать не могу. Прежде
всего потому, что не педагог. Но с точки зрения
руководителя крупной нефтяной компании могу профессионально
и четко определить, за какими работниками промышленности
будущее. Пример нефтяников наиболее показателен.
Как просто было раньше выращивать, воспитывать,
формировать хороших нефтяников: почетная профессия,
обеспеченное существование, огромные перспективы
карьерного роста... Сегодня многое изменилось.
Когда я пришел в "ЮКОС" пять лет назад, в компании
трудились 200 тысяч человек. Сегодня - почти вдвое
меньше, 120 тысяч. А через 10 лет работников останется
не более 70 тысяч. Зато нефти мы станем производить
вдвое больше. Налицо очевидное преимущество современных
технологий. Поэтому вывод таков - спрос на рынке
труда на хороших рабочих просто будет все меньше,
а на работников с определенной квалификацией,
отвечающей критериям современной эпохи, все больше.
Чего мы ждем от сырьевых отраслей?
Что, в сущности, означает понятие "сырьевая страна",
такая, как Россия? От продажи нефти и нефтепродуктов
на внешнем рынке мы можем получить максимум 30-40
миллиардов долларов в год. Это реальный предел.
Продать больше, даже если мы этого очень захотим,
все равно не сможем.
Потенциал продажи газа на экспорт еще меньше -
15-20 миллиардов долларов в год. Если говорить
о других сырьевых ресурсах, таких, как металл,
уголь и т.д., то это еще 45-60 миллиардов долларов.
Итого экспортная часть всего сырьевого сектора
нашей страны, как бы мы динамично ни развивались,
не может превысить в сегодняшних ценах 90-120
миллиардов долларов в год. Больше просто никто
не купит.
Внутренний рынок сырьевых товаров в свою очередь
составляет те же 90-120 миллиардов долларов. Рост
потребления внутри страны также ограничен. Мне
могут возразить - например, сейчас появляется
больше машин, которые должны были бы тратить больше
бензина. Но двигатели стали современнее и на самом
деле бензина "съедают" меньше. Обрабатывающая
отрасль, наша классическая типовая индустрия,
без серьезного интеллектуального насыщения составляет
300-350 миллиардов долларов. Вот мы и практически
все подсчитали.
Итого 500-600 миллиардов долларов - это весь потенциал
российской индустриальной экономики. Может быть,
нам остановиться на этих 500-600 миллиардах? А
дальше просто воспитывать хороших людей? Не получится.
Посмотрим на темпы роста во всем мире. Вот, к
примеру, что происходит в Китае. К 2020 году Китай
обгонит США по внутреннему валовому продукту.
Думаю, не надо никому объяснять, что такое жить
под боком китайской экономики, составляя от нее
лишь 10 процентов. В таком случае говорить о России
как о самостоятельном независимом государстве
просто не имеет смысла. Поэтому для нас выбор
предельно очевиден: либо мы участвуем во всемирной
гонке, либо ее проигрываем. Третьего не дано.
Во время моего последнего визита в Америку мне
показали интересные цифры. Только в Нью-Йорке
проживают 600 тысяч русских, их там называют россиянами.
Причем старая эмиграция (советская) составляет
всего 100 тысяч. А 500 тысяч наших соотечественников
уехали в последние 10 лет. Всего в Америке два
миллиона бывших наших граждан. Аналогичная ситуация
в Англии, Германии... Получается, что классных
инженеров, специалистов Россия производит для
других, индустриально развитых стран. Сегодняшняя
структура образования "выталкивает" людей, поскольку
они не находят себе места в крупной промышленности.
Крупной промышленности они больше не нужны.
Где выход?
На мой взгляд, он в развитии и поддержке высоких
технологий. Потенциал сырьевой экономики, как
я уже говорил, составляет примерно 580 миллиардов
долларов. С учетом 3% роста, который дает обычная
индустрия, к 2010 году мы будем иметь 900 млрд.
А доход от высоких технологий, в которых занято
от двух с половиной до четырех миллионов человек,
к 2010 г. сможет составить 850 - 1400 миллиардов
долларов. Намного больше, чем вся остальная индустриальная
экономика!
В чем мы действительно отстаем от ведущих постиндустриальных
стран как Востока, так и Запада? Нам прежде всего
не хватает умения применить на практике результаты
интеллектуального труда. Отстаем в воспитании
поколения предпринимателей. И отставание это увеличивается.
Почему? Да потому, что чиновник у нас - это почетно.
Даже преступник у нас - это почетно. В определенных,
разумеется, кругах. А предприниматель - как-то
стеснительно звучит.
Если бы в каждом одиннадцатом классе хотя бы два
выпускника решили стать предпринимателями, а еще
четыре попытались бы, то такое положение могло
бы реально вывести нашу экономику на другой уровень.
Мы поддерживаем еще одну программу, которая называется
"Новая цивилизация". Эта программа выявляет, воспитывает
и стимулирует новых лидеров. Мы попробуем "оттиражировать"
эту программу с помощью тех интернет-центров,
которые сейчас созданы ФИО и еще будут создаваться.
Мы не претендуем на безальтернативность. Это одна
из возможностей добиться того, чтобы следующее
поколение стало более деятельным.
Информационный сайт
"Учительской газеты"
2001г.
|