Нынешнее поколение - поколение делателей, людей, способных что-то предпринять. Продвижение интернет-образования в России было начато несколько лет назад и интенсивно продолжено нашей программой "Поколение.ru". Сейчас этот проект получил поддержку государства, и я уверен - если мы не будем ослаблять усилий, то в ближайшие пять лет такая форма образования, отвечающая всем критериям глобализации, сможет достигнуть самых значительных успехов. Однако, как я полагаю, истинный успех проекта будет также связан с правильным выбором стратегии обучения.
Чему учить и как воспитывать?
Увы, ответа на этот вопрос я дать не могу. Прежде всего потому, что не педагог. Но с точки зрения руководителя крупной нефтяной компании могу профессионально и четко определить, за какими работниками промышленности будущее. Пример нефтяников наиболее показателен. Как просто было раньше выращивать, воспитывать, формировать хороших нефтяников: почетная профессия, обеспеченное существование, огромные перспективы карьерного роста... Сегодня многое изменилось.
Когда я пришел в "ЮКОС" пять лет назад, в компании трудились 200 тысяч человек. Сегодня - почти вдвое меньше, 120 тысяч. А через 10 лет работников останется не более 70 тысяч. Зато нефти мы станем производить вдвое больше. Налицо очевидное преимущество современных технологий. Поэтому вывод таков - спрос на рынке труда на хороших рабочих просто будет все меньше, а на работников с определенной квалификацией, отвечающей критериям современной эпохи, все больше.
Чего мы ждем от сырьевых отраслей?
Что, в сущности, означает понятие "сырьевая страна", такая, как Россия? От продажи нефти и нефтепродуктов на внешнем рынке мы можем получить максимум 30-40 миллиардов долларов в год. Это реальный предел. Продать больше, даже если мы этого очень захотим, все равно не сможем.
Потенциал продажи газа на экспорт еще меньше - 15-20 миллиардов долларов в год. Если говорить о других сырьевых ресурсах, таких, как металл, уголь и т.д., то это еще 45-60 миллиардов долларов. Итого экспортная часть всего сырьевого сектора нашей страны, как бы мы динамично ни развивались, не может превысить в сегодняшних ценах 90-120 миллиардов долларов в год. Больше просто никто не купит.
Внутренний рынок сырьевых товаров в свою очередь составляет те же 90-120 миллиардов долларов. Рост потребления внутри страны также ограничен. Мне могут возразить - например, сейчас появляется больше машин, которые должны были бы тратить больше бензина. Но двигатели стали современнее и на самом деле бензина "съедают" меньше. Обрабатывающая отрасль, наша классическая типовая индустрия, без серьезного интеллектуального насыщения составляет 300-350 миллиардов долларов. Вот мы и практически все подсчитали.
Итого 500-600 миллиардов долларов - это весь потенциал российской индустриальной экономики. Может быть, нам остановиться на этих 500-600 миллиардах? А дальше просто воспитывать хороших людей? Не получится.
Посмотрим на темпы роста во всем мире. Вот, к примеру, что происходит в Китае. К 2020 году Китай обгонит США по внутреннему валовому продукту. Думаю, не надо никому объяснять, что такое жить под боком китайской экономики, составляя от нее лишь 10 процентов. В таком случае говорить о России как о самостоятельном независимом государстве просто не имеет смысла. Поэтому для нас выбор предельно очевиден: либо мы участвуем во всемирной гонке, либо ее проигрываем. Третьего не дано.
Во время моего последнего визита в Америку мне показали интересные цифры. Только в Нью-Йорке проживают 600 тысяч русских, их там называют россиянами. Причем старая эмиграция (советская) составляет всего 100 тысяч. А 500 тысяч наших соотечественников уехали в последние 10 лет. Всего в Америке два миллиона бывших наших граждан. Аналогичная ситуация в Англии, Германии... Получается, что классных инженеров, специалистов Россия производит для других, индустриально развитых стран. Сегодняшняя структура образования "выталкивает" людей, поскольку они не находят себе места в крупной промышленности. Крупной промышленности они больше не нужны.
Где выход?
На мой взгляд, он в развитии и поддержке высоких технологий. Потенциал сырьевой экономики, как я уже говорил, составляет примерно 580 миллиардов долларов. С учетом 3% роста, который дает обычная индустрия, к 2010 году мы будем иметь 900 млрд. А доход от высоких технологий, в которых занято от двух с половиной до четырех миллионов человек, к 2010 г. сможет составить 850 - 1400 миллиардов долларов. Намного больше, чем вся остальная индустриальная экономика!
В чем мы действительно отстаем от ведущих постиндустриальных стран как Востока, так и Запада? Нам прежде всего не хватает умения применить на практике результаты интеллектуального труда. Отстаем в воспитании поколения предпринимателей. И отставание это увеличивается. Почему? Да потому, что чиновник у нас - это почетно. Даже преступник у нас - это почетно. В определенных, разумеется, кругах. А предприниматель - как-то стеснительно звучит.
Если бы в каждом одиннадцатом классе хотя бы два выпускника решили стать предпринимателями, а еще четыре попытались бы, то такое положение могло бы реально вывести нашу экономику на другой уровень.
Мы поддерживаем еще одну программу, которая называется "Новая цивилизация". Эта программа выявляет, воспитывает и стимулирует новых лидеров. Мы попробуем "оттиражировать" эту программу с помощью тех интернет-центров, которые сейчас созданы ФИО и еще будут создаваться. Мы не претендуем на безальтернативность. Это одна из возможностей добиться того, чтобы следующее поколение стало более деятельным.
|