Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Статьи, аналитические записки, проблемные материалы
Совершенствовать финансовый контроль за использованием средств на образование

Все выше и выше...

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, разработана Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N751.

Правительство поручило федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения Национальной доктрины при разработке и осуществлении мер государственной поддержки и регулирования в сфере образования, а также при разработке программ развития субъектов Российской Федерации.

Министерство образования Российской Федерации обязано оперативно осуществлять координацию работ по реализации указанной доктрины.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Осуществление положений доктрины предусмотрено последовательно на трех этапах, на каждом из которых определен соответствующий уровень финансирования системы образования с учетом многоисточникового (многоканального) поступления средств.

Уже на первом этапе (до 2004 года) намечены темпы роста бюджетных средств, опережающие по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. Одновременно с этим предусматривается расширение возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

В дальнейшем, на втором этапе (до 2010 года), предполагается обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП). При этом дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На завершающем, третьем этапе (до 2025 года), как указано в доктрине, при сохранении темпов роста бюджетного финансирования должно происходить дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

Что касается федерального бюджета, то уже на протяжении ряда последних лет прослеживается тенденция возрастания бюджетных ассигнований на развитие образования. Так, в 1998 году они составляли 17,3 млрд. руб., в 1999 г. - 20,9 млрд. руб., в 2000 г. - 32,1 млрд. руб., в 2001 г. - 45,8 млрд. руб.

Причем увеличение бюджетных ассигнований происходило не только в абсолютной сумме, но и в процентах к расходной части федерального бюджета (в 1998 г. - 3,45%, в 1999 г. - 3,63%, в 2000 г. - 3,75%, в 2001 г. - 4,34 %).

Незначительный, но все же имеется рост бюджетных ассигнований из федерального бюджета в процентах к ВВП (в 1998 г. - 0,61%, в 2001 г. - 0,67 %).

Принимая во внимание наличие актуальных проблем развития образования в стране, социальной напряженности, сохраняющейся в регионах, справедливо возникает вопрос о достаточности финансовых ресурсов, государственных бюджетных ассигнований и привлекаемых средств из различных внебюджетных источников на указанные цели и для практического осуществления задач Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации.

Чтобы объективно и всесторонне сформулировать ответ на этот вопрос, необходимо прежде всего сказать о назревшей острейшей проблеме - нормативах финансирования образования.

В этих нормативах должны быть учтены не только потребности сегодняшнего дня, ликвидации сложившегося отставания в финансировании, но, самое главное, следует предусмотреть темпы роста финансовых ресурсов из всех источников (бюджета и внебюджетных) на: обеспечение реализации конституционного права граждан на получение образования высокого качества; создание условий полноценного обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, с использованием новейших технических и информационных средств; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, науки, высоких технологий и экономики.

До введения таких нормативов целесообразно добиваться безусловного применения действующих в настоящее время нормативов, например, доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не должна составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета.

Целесообразно в последующем периоде нормативное финансирование образования определять в процентах к ВВП, как это делается в экономически развитых странах. При таком способе нормирования будет устранено негативное влияние возникающих кризисных ситуаций с определением ежегодно объема расходной части федерального бюджета в соответствии с решением изменяющихся задач на очередной финансовый год.

Задачи, предусмотренные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, состоят не только в мобилизации финансовых ресурсов из различных источников, но и в обеспечении их целевого эффективного использования и сохранности. В осуществлении этих задач велика роль финансового контроля, проводимого в условиях рыночных отношений в экономике страны и действия принципов бюджетного федерализма.

В области образования финансовый контроль призван учитывать специфику этой сферы, задачи и функции развития образования, предусмотренные в действующих законодательных и нормативных правовых актах.

Актуальными направлениями финансового контроля в сфере образования являются: установление наличия и правильности применения законодательных и нормативных правовых актов по организации и финансированию образования; соблюдение уставов (положений) контролируемых объектов и договоров с их учредителями, обеспечение финансово-экономической самостоятельности в соответствии с действующим законодательством; анализ всех финансовых ресурсов образовательных учреждений; проверка целевого эффективного использования и сохранности финансовых ресурсов и государственной собственности в системе образования.

Важное значение следует придавать вопросам составления и исполнения сметы доходов и расходов (основного документа финансового планирования и важнейшего инструмента анализа организации финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования).

Финансовый контроль должен быть нацелен на проверку: полноты и своевременности поступления финансовых средств (с учетом внесенных законодательных изменений в утвержденные объемы бюджетных расходов на образование); обоснованности распределения средств бюджетополучателям (в соответствии с бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, поквартальным распределением бюджетных ассигнований); финансирования мероприятий государственных целевых программ в сфере образования (по развитию образования, государственной поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки, детям-сиротам и т.п.).

Особое внимание следует уделять контролю за расходованием средств на выплату заработной платы, стипендий, компенсаций и по другим социальным льготам (наличие задолженности по ним и ее ликвидации), на развитие материально-технической базы образовательных учреждений (на приобретение материалов, инвентаря, вычислительной и множительной техники, приборов, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, учебно-лабораторного и научного оборудования, оплату коммунальных, транспортных услуг, других материальных затрат).

В поле зрения финансового контроля должны находиться вопросы консолидации финансовых ресурсов с целью осуществления государственной политики в выпуске учебной литературы и обеспечении ею учащихся, развитии учебного книгоиздания, пополнении библиотечных фондов образовательных учреждений.

Весьма актуальным является контроль по финансовым вопросам информатизации в области образования с учетом современного мирового уровня развития и использования новых информационных технологий в образовательном процессе, создания системы дистанционного образования, национальной сети компьютерных телекоммуникаций, связанной с международными компьютерными сетями, в целях развития образования и науки.

В настоящее время и в последующем периоде необходимо придавать важное значение контролю за поступлением и использованием валюты иностранных государств (от оказания платных образовательных услуг, от сдачи в аренду имущества, по результатам внешнеэкономической деятельности образовательных учреждений).

Продолжают оставаться актуальными традиционные вопросы финансового контроля - по проверке состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности, правильности расчетно-платежных операций, выполнению обязательств перед бюджетом, организации ведомственного и внутрихозяйственного контроля (обеспечение строгого соблюдения государственной финансовой дисциплины в организациях и учреждениях образования).

Осуществление систематического контроля за реализацией мероприятий Национальной доктрины образования в Российской Федерации и действующего законодательства позволит отслеживать и анализировать уровень достижения целей доктрины в части опережающего развития образования, вывода России из кризиса, обеспечения будущего нации, создания достойной жизни каждой семье,

В.А. ПРИВЕЗЕНЦЕВ
заслуженный экономист Российской Федерации
член-корреспондент
Международной академии информатизации
Информационный сайт "Учительской газеты"


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки