Все выше и выше...
В
целях осуществления скоординированных действий,
направленных на развитие образования в стране, разработана
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Она одобрена постановлением Правительства Российской
Федерации от 4 октября 2000 г. N751.
Правительство поручило федеральным органам исполнительной
власти и органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации учитывать основные положения
Национальной доктрины при разработке и осуществлении
мер государственной поддержки и регулирования в
сфере образования, а также при разработке программ
развития субъектов Российской Федерации.
Министерство образования Российской Федерации
обязано оперативно осуществлять координацию работ
по реализации указанной доктрины.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения,
пути их достижения посредством государственной
политики в области образования, ожидаемые результаты
развития системы образования на период до 2025
года.
Осуществление положений доктрины предусмотрено
последовательно на трех этапах, на каждом из которых
определен соответствующий уровень финансирования
системы образования с учетом многоисточникового
(многоканального) поступления средств.
Уже на первом этапе (до 2004 года) намечены темпы
роста бюджетных средств, опережающие по отношению
к темпам роста общего объема расходной части бюджета.
Одновременно с этим предусматривается расширение
возможности привлечения в сферу образования средств
из бюджетов семей и других внебюджетных источников.
В дальнейшем, на втором этапе (до 2010 года),
предполагается обеспечить темпы роста объемов
бюджетного финансирования образования в соответствии
с темпами роста валового внутреннего продукта
(ВВП). При этом дополнительный объем финансовых
средств будет поступать из семейных бюджетов и
средств предприятий.
На завершающем, третьем этапе (до 2025 года),
как указано в доктрине, при сохранении темпов
роста бюджетного финансирования должно происходить
дальнейшее увеличение поступления в систему образования
финансовых средств из различных внебюджетных источников.
Что касается федерального бюджета, то уже на протяжении
ряда последних лет прослеживается тенденция возрастания
бюджетных ассигнований на развитие образования.
Так, в 1998 году они составляли 17,3 млрд. руб.,
в 1999 г. - 20,9 млрд. руб., в 2000 г. - 32,1
млрд. руб., в 2001 г. - 45,8 млрд. руб.
Причем увеличение бюджетных ассигнований происходило
не только в абсолютной сумме, но и в процентах
к расходной части федерального бюджета (в 1998
г. - 3,45%, в 1999 г. - 3,63%, в 2000 г. - 3,75%,
в 2001 г. - 4,34 %).
Незначительный, но все же имеется рост бюджетных
ассигнований из федерального бюджета в процентах
к ВВП (в 1998 г. - 0,61%, в 2001 г. - 0,67 %).
Принимая во внимание наличие актуальных проблем
развития образования в стране, социальной напряженности,
сохраняющейся в регионах, справедливо возникает
вопрос о достаточности финансовых ресурсов, государственных
бюджетных ассигнований и привлекаемых средств
из различных внебюджетных источников на указанные
цели и для практического осуществления задач Национальной
доктрины развития образования в Российской Федерации.
Чтобы объективно и всесторонне сформулировать
ответ на этот вопрос, необходимо прежде всего
сказать о назревшей острейшей проблеме - нормативах
финансирования образования.
В этих нормативах должны быть учтены не только
потребности сегодняшнего дня, ликвидации сложившегося
отставания в финансировании, но, самое главное,
следует предусмотреть темпы роста финансовых ресурсов
из всех источников (бюджета и внебюджетных) на:
обеспечение реализации конституционного права
граждан на получение образования высокого качества;
создание условий полноценного обучения и воспитания
в образовательных учреждениях всех форм, типов
и видов; организацию учебного процесса с учетом
современных достижений науки, с использованием
новейших технических и информационных средств;
утверждение статуса России в мировом сообществе
как великой державы в сфере образования, науки,
высоких технологий и экономики.
До введения таких нормативов целесообразно добиваться
безусловного применения действующих в настоящее
время нормативов, например, доля расходов на финансирование
высшего профессионального образования не должна
составлять менее трех процентов расходной части
федерального бюджета.
Целесообразно в последующем периоде нормативное
финансирование образования определять в процентах
к ВВП, как это делается в экономически развитых
странах. При таком способе нормирования будет
устранено негативное влияние возникающих кризисных
ситуаций с определением ежегодно объема расходной
части федерального бюджета в соответствии с решением
изменяющихся задач на очередной финансовый год.
Задачи, предусмотренные в Национальной доктрине
образования в Российской Федерации, состоят не
только в мобилизации финансовых ресурсов из различных
источников, но и в обеспечении их целевого эффективного
использования и сохранности. В осуществлении этих
задач велика роль финансового контроля, проводимого
в условиях рыночных отношений в экономике страны
и действия принципов бюджетного федерализма.
В области образования финансовый контроль призван
учитывать специфику этой сферы, задачи и функции
развития образования, предусмотренные в действующих
законодательных и нормативных правовых актах.
Актуальными направлениями финансового контроля
в сфере образования являются: установление наличия
и правильности применения законодательных и нормативных
правовых актов по организации и финансированию
образования; соблюдение уставов (положений) контролируемых
объектов и договоров с их учредителями, обеспечение
финансово-экономической самостоятельности в соответствии
с действующим законодательством; анализ всех финансовых
ресурсов образовательных учреждений; проверка
целевого эффективного использования и сохранности
финансовых ресурсов и государственной собственности
в системе образования.
Важное значение следует придавать вопросам составления
и исполнения сметы доходов и расходов (основного
документа финансового планирования и важнейшего
инструмента анализа организации финансово-хозяйственной
деятельности учреждений образования).
Финансовый контроль должен быть нацелен на проверку:
полноты и своевременности поступления финансовых
средств (с учетом внесенных законодательных изменений
в утвержденные объемы бюджетных расходов на образование);
обоснованности распределения средств бюджетополучателям
(в соответствии с бюджетной росписью, лимитами
бюджетных обязательств, поквартальным распределением
бюджетных ассигнований); финансирования мероприятий
государственных целевых программ в сфере образования
(по развитию образования, государственной поддержки
интеграции высшего образования и фундаментальной
науки, детям-сиротам и т.п.).
Особое внимание следует уделять контролю за расходованием
средств на выплату заработной платы, стипендий,
компенсаций и по другим социальным льготам (наличие
задолженности по ним и ее ликвидации), на развитие
материально-технической базы образовательных учреждений
(на приобретение материалов, инвентаря, вычислительной
и множительной техники, приборов, учебно-наглядных
пособий, технических средств обучения, учебно-лабораторного
и научного оборудования, оплату коммунальных,
транспортных услуг, других материальных затрат).
В поле зрения финансового контроля должны находиться
вопросы консолидации финансовых ресурсов с целью
осуществления государственной политики в выпуске
учебной литературы и обеспечении ею учащихся,
развитии учебного книгоиздания, пополнении библиотечных
фондов образовательных учреждений.
Весьма актуальным является контроль по финансовым
вопросам информатизации в области образования
с учетом современного мирового уровня развития
и использования новых информационных технологий
в образовательном процессе, создания системы дистанционного
образования, национальной сети компьютерных телекоммуникаций,
связанной с международными компьютерными сетями,
в целях развития образования и науки.
В настоящее время и в последующем периоде необходимо
придавать важное значение контролю за поступлением
и использованием валюты иностранных государств
(от оказания платных образовательных услуг, от
сдачи в аренду имущества, по результатам внешнеэкономической
деятельности образовательных учреждений).
Продолжают оставаться актуальными традиционные
вопросы финансового контроля - по проверке состояния
бухгалтерского учета и достоверности отчетности,
правильности расчетно-платежных операций, выполнению
обязательств перед бюджетом, организации ведомственного
и внутрихозяйственного контроля (обеспечение строгого
соблюдения государственной финансовой дисциплины
в организациях и учреждениях образования).
Осуществление систематического контроля за реализацией
мероприятий Национальной доктрины образования
в Российской Федерации и действующего законодательства
позволит отслеживать и анализировать уровень достижения
целей доктрины в части опережающего развития образования,
вывода России из кризиса, обеспечения будущего
нации, создания достойной жизни каждой семье,
В.А. ПРИВЕЗЕНЦЕВ
заслуженный экономист Российской Федерации
член-корреспондент
Международной академии информатизации
Информационный сайт "Учительской газеты"
|