I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность, роль в мировом сообществе.
Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования приобретают приоритетное значение. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. Во всех развитых странах и во многих развивающихся идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в поиск новых информационных технологий.
В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования.
На этом международном фоне состояние информатизации российской школы можно расценить как неудовлетворительное.
Общеобразовательная школа
Большую часть компьютерного парка в школах составляют установленные в 1985 -1992 годах компьютеры первого поколения (Агат, БК, Ямаха, Корвет и УКНЦ), которые по существу не пригодны к эксплуатации. В большинстве случаев нет даже возможности ввести типовую среду Windows 95/98, которая используется подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7 - 8 лет поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Определенная работа велась на местах, в крупных городах и промышленных центрах, но это были лишь разрозненные усилия, которые носили частный характер и не могли существенно повлиять на реальное положение дел в школах страны.
Россия является единственной страной в мире, в которой (по данным исследований международных организаций на 1999 год) количество компьютеров в школах сокращается. Один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах - на 10-15.
Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общего образования выявил, что в основном лицензионное программное обеспечение учебного назначения имеется в классах, оснащенных устаревшими средствами вычислительной техники. Это, как правило, системное ПО, пакеты программ по поддержке курса информатики, текстовые редакторы. Компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.
Менее 2% образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и лишь 1,5% образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.
Разработка русскоязычных образовательных ресурсов идет крайне медленно. В силу отсутствия национальной политики в разработке образовательных Интернет-ресурсов, появляющиеся образовательные сайты часто имеют низкое качество.
На сегодняшний день менее 20% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.
Как показывает практика, использование информационных технологий и Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.
Широкому распространению Интернет-технологий в российской общеобразовательной школе мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как средство решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.
В системе дополнительного образования детей на начало 2000/2001 учебного года насчитывалось 8,7 тысяч учреждений, в которых обучается более 7 миллионов человек. Необходимость подключения значительной части данных учреждений к Интернет диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества учащихся, внедрением новых информационных технологий в содержание дополнительного образования детей по различным образовательным программам. Имеющаяся на сегодняшний день сетевая база, учебно-методическое оснащение для решения этих задач в учреждениях дополнительного образования явно недостаточны и требуют значительного обновления.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. В систему образования России входят 31480 сельских школ основного общего образования. В селах имеется еще около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельских школах обучается примерно треть школьников страны.
В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 г. оснащены компьютерной техникой и средствами телекоммуникаций всего лишь на 5%. Определенный прогресс в области оснащения сельских школ компьютерами будет достигнут в ходе реализации программы компьютеризации сельских школ, проводимой в 2001 г. Однако число поставляемых компьютеров в отдельную школу минимально и данную вычислительную технику можно рассматривать как некоторый задел для дальнейшего наращивания компьютерного парка.
Описанное состояние оснащенности сельских школ приводит к определенной информационной изолированности сельских школьников, создает неравные условия для получения качественного образования.
Профессиональная школа
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Прогресс в данном направлении в значительной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения. Однако в настоящее время лишь около 25% из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.
В настоящее время большинство вузов России уже имеет доступ в компьютерные сети. Однако надо признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них крайне низок. В связи с этим к основным задачам, которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов необходимо постоянное высокоскоростное соединение с пропускной способностью 256Kb/sec-2Mb/sec. В этом случае вузы России могут стать важными источниками телекоммуникационных и информационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования.
Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. Однако существующая система профессионального образования даже теоретически не способна удовлетворять образовательные потребности в таких объемах. Поэтому закономерен переход к открытой образовательной системе.
Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования.
Перечисленные проблемы не могут быть решены в приемлемые сроки с использованием существующих в России рыночных механизмов. Необходимость разработки и принятия программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием Федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, развитием работ по информатизации образования в мире, необходимостью координации программ по информатизации образования, проводимых в отдельных регионах России.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главная цель Программы - создание единой образовательной информационной среды в целях: 1) повышения качества российского образования на основе использования новых информационных технологий; 2) предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней.
Задачи Программы
Для создания и эффективного использования единой образовательной информационной среды необходимо комплексное решение следующих наиболее значимых задач:
Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения.
Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.
III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Создание электронных учебных материалов и средств поддержки
учебного процесса
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями.
Разработка электронных учебных материалов организуется по уровням образования (среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное). Поскольку в базисных учебных планах общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования предусмотрен федеральный компонент, который как раз и обеспечивает единство образовательного пространства страны и включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения, то разработка электронных учебных материалов по дисциплинам федерального компонента осуществляется, в основном, за счет средств Федерального бюджета.
Организация и тиражирование электронных учебных материалов предполагает:
- создание программных сред для разработки электронных учебно-методических материалов;
- создание инструментальных сред для разработки интерактивных мультимедийных Web-тестов;
- создание инструментальных средств для разработки виртуальных лабораторных практикумов.
Электронные библиотеки.
Широкое распространение новых информационных технологий и Интернет сформировали необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных, методических и иных ресурсов. Благодаря сетевой инфраструктуре данные ресурсы потенциально доступны любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы по расширению аудитории обучающихся.
В составе электронных библиотек, создающихся в рамках настоящей программы, должны быть сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных данных и документов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа через глобальные сети.
Принципы организации электронной библиотеки должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых, до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах.
Медиатеки. Инструментальный программно-технический комплекс должен сопровождаться прикладным программно-методическим обеспечением. Это особенно важно в первый год развертывания работ по программе, в первую очередь, для сельских школ, оторванных от культурной и информационной среды больших городов.
Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Для организации разработки, производства и тиражирования программно-методических и учебно-технических комплексов требуется создание системы сертификации, тестирования и экспертизы электронных учебных материалов и учебно-лабораторного оборудования.
Создание электронных учебных материалов с использованием самых современных технологий предполагает объединения усилий высокопрофессиональных, специально подготовленных специалистов - ученых-педагогов, учителей, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и др. Поэтому задача создания электронных учебных материалов требует поиска новых форм организации такой работы.
В электронных учебных материалах должны реализовываться предпосылки для повышения эффективности обучения, для развития способностей к творческой деятельности, которые создает применение компьютеров и информационных технологий.
Самостоятельным направлением развития электронных учебных материалов должны стать образовательные Интернет-сервера, где будут концентрироваться информационно-образовательные ресурсы отрасли. Путь к этим серверам должен быть прописан при выходе в Интернет каждого образовательного учреждения. Необходима также серия зеркальных ссылок на них на ведущих сайтах отрасли и региона. Информационное наполнение обеспечивает ведущий вуз региона или подведомственная Минобразованию России организация.
Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения. Обеспечение качества, создаваемых в рамках Программы компонентов единой образовательной информационной среды, в соответствии с международной практикой и действующим в Российской Федерации законодательством, должно базироваться на соблюдении принятых нормативных документов.
Средства сетевого тестирования и контроля знаний. В рамках комплекса работ по созданию информационно-образовательной среды системы образования Российской Федерации предусмотреть создание системы сетевого тестового контроля для дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения. Для организации дистанционного обучения предусмотреть создание комплекта документов и материалов, обеспечивающих индивидуальное обучение лиц, желающих получить образование в форме самостоятельного экстерната (в силу социальных, психологических или физиологических особенностей; не имеющих возможности посещать массовую общеобразовательную школу; для учащихся сельских школ и жителей ближнего зарубежья, желающих обучаться на русском языке и др.).
Организация системы дистанционного обучения предусматривает:
- Разработку принципов и механизма использования технологий коллективной работы распределенных групп пользователей для организации учебного процесса. Разработку и использование многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах. Обеспечение интерактивности процесса обучения.
- Создание региональных и университетских центров коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием в режиме удаленного доступа, функционирующих в рамках системы открытого образования.
- В рамках развития национальной образовательной сети предусматривается создание национального хранилища (единой базы данных) учебно-методических материалов и информационных ресурсов для всех уровней и форм российского образования и распределенной системы ресурсных центров, обеспечивающих непрерывный доступ к ресурсам хранилища для десятков тысяч образовательных учреждений.
Эти материалы должны стать основой для отработки технологий дистанционного обучения и подготовки учителей к работе с новыми информационными технологиями в сочетании с традиционными средствами обучения.
В ходе реализации Программы должна быть создана информационно-производственная база для разработки и тиражирования электронных учебных материалов (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся и др.) для индивидуальных и коллективных форм обучения.
Общеобразовательная школа
Информатизация школы процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации.
При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.
На основе концепции обновления содержания образования, методов и форм организации учебного процесса должен быть сформирован перечень необходимых электронных средств обучения с учетом интеграции их с учебными средствами на традиционных носителях.
При компьютеризации сельской школы необходимо не только дать возможность проведения полноценных занятий по информатике, но и максимально использовать компьютерную технику для решения социальных вопросов, преодолев информационное неравенство сельских и городских школьников.
В целях создания педагогически эффективной информационно-образовательной среды будет осуществлена разработка и экспериментальная проверка материалов для образовательного портала, который должен содержать в электронном виде учебники, задачники, методические материалы, справочники, развивающие игры, материалы для углубленного изучения иностранных языков, тесты, диагностические материалы, модули для высшего педагогического образования и т.д. Необходима также разработка среды для активного взаимодействия учащегося с программой.
В первую очередь необходимо осуществить разработку учебно-методических комплексов, обеспечивающих выполнение базисного учебного плана основной общей средней школы и профилированной старшей школы.
Учебный комплекс должен включать электронный учебник, школьную мультимедийную электронную энциклопедию, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы, контрольно-тестирующий комплекс, а также методические материалы для учителей. Наименование Программы
“Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.”
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы
Поручение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2000 г., № ВМ-П8-24678
Государственный заказчик Программы
Министерство образования Российской Федерации
Основные разработчики Программы
Минобразование России, Минсвязи России
Конечная цель Программы
Создание единой образовательной информационной среды в целях: 1) повышения качества российского образования на основе использования новых информационных технологий; 2) предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней.
Задачи Программы
Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения.
Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.
Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2002-2006 годы.
Первый этап - 2002-2003 годы. Разработка программ, учебных планов и материалов, развертывание курсов повышения квалификации преподавательских кадров. Обеспечение учебных заведений средствами информатизации. Разработка современных электронных учебных материалов. Проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Развертывание системы доступа учреждений образования к информационно образовательным ресурсам.
Второй этап - 2004-2006 годы. Завершение поставок средств информатизации в учебные заведения. Создание единой образовательной информационной среды. Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Организация сервисной службы.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий. Основные направления Программы
Создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса. Формирование перечня электронных учебных материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования; разработка и тиражирование электронных учебных материалов; организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам; организация системы доставки электронных учебно-методических материалов; организация системы дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Формирование программ и методическое обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий.
Обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, средствами телекоммуникаций, лицензионно чистыми и сертифицированными программными продуктами; предоставление услуг по их сопровождению. Обеспечение учебных заведений специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов.
Создание единой образовательной информационной среды. Проектирование и развертывание образовательной сети, интегрированной в российские телекоммуникационные сети; создание образовательного портала. Интеграция электронных и традиционных учебных материалов в единую образовательную информационную среду.
Организация сервисной службы. Создание инфраструктуры сервисной службы на базе ресурсных центров, организация эффективного функционирования сервисной службы.
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий
Министерство образования России, Минсвязи России, Минфин России, МПТР России, МПС России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минкультуры России, Минсельхоз России, Минобороны России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Образовательные и научные учреждения. Предприятия всех форм собственности.
Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование работ предполагается осуществлять за счет средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования 56 млрд. руб.
Oжидаемые конечные результаты
В результате выполнения Программы будет создана, апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда, которая позволит получить следующие результаты:
Создать условия для повышения качества российского образования за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся.
Создать условия для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и преподавателей 50% общеобразовательных учреждений и 70% профессиональных учебных заведений России к глобальным информационным ресурсам. Обеспечить высокоскоростное соединение вузов с пропускной способностью не менее 256 Кб/с.
Повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для каждой сельской школы.
Создать индустрию электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения. Разработать и тиражировать современные электронные учебные материалы по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.
На всей территории России (кроме Камчатки) создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения; развить фундаментальные и прикладные исследования для реализации открытого образования. Реализовать возможность персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.
Создать условия гражданам России с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования.
Развить систему поиска одаренных детей и работы с ними на основе использования возможностей новых информационных технологий для организации общения одаренных детей с ведущими преподавателями и учеными.
Создать условия для получения традиционного российского образования на русском языке зарубежным соотечественникам.
Создать программное обеспечение сетевого тестирования; создать банки данных с тестовыми заданиями.
Создать систему центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды.
Система организации контроля за исполне-нием Программы
Система организации контроля за исполнением Программы определяется Министерством образования Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации
Педагогика
Проекты первой очереди для образовательных учреждений среднего профессионального образования приведены в таблице 1.2.
С учетом специфики отдельных вузов и большого числа специальностей, значительное количество учебных электронных материалов для студентов должны готовиться силами самих высших учебных заведений.
2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, научно-педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных и телекоммуникационных технологий
2.1. Формирование программ повышения квалификации педагогических, административно-управленческих и инженерно-технических кадров
В целях организации повышения квалификации педагогических, административно-управленческих и инженерно-технических кадров формируются программы обучения различных категорий работников в области новых информационных и телекоммуникационных технологий:
- административно-управленческого персонала, включающего руководителей и специалистов местных (муниципальных) органов управления образованием, руководителей методических служб, директоров общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального, среднего основного и профессионального образования;
- по общеобразовательным школам: учителей предметников, учителей информатики, инженерно-технического персонала;
- по учреждениям начального профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики, инженерно-технического персонала.
- по образовательным учреждениям среднего профессионального образования: преподавателей-предметников, преподавателей информатики, инженерно-технического персонала;
- по специальным (коррекционным) учреждениям: руководителей, учителей начальных классов, практических психологов.
Состав категорий работников образовательных учреждений приведен на рис. 2.1.
При этом для образовательных учреждений начального профессионального образования выделяется отдельно состав категорий работников для сельских и городских образовательных учреждений данного вида.
Для организации и проведения повышения квалификации различных категорий работников составляются перечни высших учебных заведений и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. При подготовке перечней образовательных учреждений исходными предпосылками для выбора образовательных учреждений, на базе которых будет проходить повышение квалификации административно-управленческого персонала, учителей, преподавателей и инженерно-технического персонала, является имеющийся опыт работы по повышению квалификации в области новых информационных технологий и состояние материально-технической базы образовательных учреждений, а также территориальное расположение образовательных учреждений, позволяющих организовать на их базе повышение квалификации во всех регионах.
Для выполнения программы повышения квалификации руководителей, учителей и преподавателей необходимо проведение работ по подготовке преподавателей - мультипликаторов (тьюторов). В этих целях определяется перечень базовых образовательных учреждений для подготовки таких преподавателей.
Учитывая, что высшие учебные заведения и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования не смогут в короткие сроки обеспечить обучение необходимого (расчетного) количества учителей-предметников, учителей информатики, инженерно-технического персонала общеобразовательных школ, необходимо провести работу по определению базовых школ и межшкольных компьютерных центров в регионах для организации повышения квалификации различных категорий работников.
Для проведения повышения квалификации Минобразованием России ежегодно будет формироваться план обучения административно-управленческого персонала, учителей, педагогических и инженерно-технических кадров на базе учебных заведений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и базовых общеобразовательных школ в регионах.
Существенное снижение расходов на подготовку и переподготовку учителей может быть достигнуто за счет использования дистанционного обучения. В этом случае работу можно вести, не отрывая учителей от работы и не затрачивая значительных средств на переезды, гостиницы и т. д. Учитель получает при этом возможность постоянных квалифицированных консультаций, живого общения с ведущими специалистами, доступ к сетевым информационным ресурсам.
В целях формирования в регионах актива учителей-координаторов информационных технологий будет осуществлена с использованием интенсивных тренингов и специальных семинаров подготовка тьюторов.
2.2. Методическое обеспечение повышения квалификации
и профессиональной переподготовки
Для выполнения программы повышения квалификации административно- управленческого персонала, учителей, педагогических и инженерно-технических кадров общего, специального (коррекционного) и профессионального образования необходима разработка учебно-методических материалов с учетом требований к уровню подготовки различных категорий работников.
В этих целях составляется перечень учебно-методических материалов, необходимых для повышения квалификации преподавателей-мультипликаторов, работников общего и профессионального образования. Определяется перечень высших учебных заведений и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по разработке учебно-методических материалов. Для обеспечения единых подходов к содержанию программ повышения квалификации разрабатываются для отдельных категорий работников государственные требования к содержанию программ повышения квалификации, а также методические рекомендации для различных категорий работников. Разрабатываются также учебно-тематические планы с указанием целей и сроков обучения слушателей.
3. Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации
3.1. Определение типовых конфигураций и технических параметров оборудования
Предполагается создание аппаратно-программных обучающих комплексов, включающих в себя объект изучения (физический объект от лабораторного практикума или демонстрации), средства сопряжения с компьютером, собственно компьютер и программно-методические средства для различных уровней образования и по различным предметным областям. В пределах минимально необходимого уровня оснащенности в образовательных учреждениях может варьироваться только количество поставляемого оборудования и компьютеров в зависимости от наполняемости классов и количества обучаемых. Образовательные учреждения с углубленным изучением предметов пользуются расширенным перечнем учебного оборудования.
Для эффективной работы учащихся целесообразно поставлять в образовательные учреждения не отдельные компьютеры, а компьютеры, объединенные в локальную сеть в пределах одного класса. Это позволит осуществлять более эффективный контроль со стороны учителя, использовать сетевые версии образовательных продуктов (одну на класс, а не на каждое рабочее место), эффективнее использовать ресурсы компьютеров (памяти и быстродействия) при сетевой работе. В этом случае компьютерные классы поставляются вместе со специализированной мебелью, поскольку монтаж сетевого оборудования, укладка соединительного кабеля не может производиться случайным образом, а должна соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам, поскольку подлежит обязательной сертификации.
Поставляемая учебная мебель должна соответствовать требованиям государственных стандартов по школьной мебели, по мебели для образовательных учреждений, по столам для преподавателя. Обязательно соблюдение ростовых категорий мебели для различных возрастных групп учащихся. Кроме того, для мебели обязателен гигиенический сертификат Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
В комплект поставки должно входить лицензионное системное программное обеспечение.
Оснащение образовательных учреждений средствами вычислительной техники задача достаточно сложная и длительная. Данная Программа предусматривает оснащение образовательных учреждений лишь минимально необходимыми средствами учебной и вычислительной техники, причем только с учетом предметов и дисциплин федерального компонента образования (региональный и регионально-национальный компоненты предполагается обеспечить за счет региональных и внебюджетных средств).
Таким образом, предметом поставки в образовательные учреждения являются:
-
компьютерные классы (в т.ч. рабочие места преподавателя и ученика);
-
учебная техника в номенклатуре в соответствии с утвержденными перечнями минимально необходимого учебного оборудования;
-
программно-методические комплексы (компьютерные обучающие программы) по каждой учебной дисциплине;
-
специализированная мебель для учебных кабинетов и сетевых компьютерных классов.
-
Необходимо обеспечить готовность образовательных учреждений к приемке и размещению поставляемой техники, учет специальных требований к размещению компьютеров.
3.2. Оснащение средствами учебной и вычислительной техники
Среднее (полное) общее образование
Центральную роль в оснащении будет играть компьютерный класс, который предназначается для проведения занятий по информатике, а также для проведения отдельных уроков по большинству школьных дисциплин. Этот же компьютерный класс, при соответствующей конфигурации поставки программных средств, может играть роль лингафонного кабинета при изучении иностранных и национальных языков.
Минимизировать расходы на оснащение можно путем поставки кабинета-лектория (в составе графо- и диапроекторов, отражательного экрана, наборов плакатов и комплектов фолий) для всех дисциплин гуманитарного цикла, а также математики, безопасности жизнедеятельности и некоторых других.
Таким образом, можно обеспечить материально-техническую поддержку дисциплин федерального компонента образования. Оснащение дисциплин регионально-национального компонента (искусство, технология и др.) должно производиться за счет средств местных бюджетов.
Необходимо уже на первом этапе информатизации обеспечить максимальное расширение возможностей доступа школьников, включая сельских, и учителей к содержательным и педагогически эффективным сетевым ресурсам и технологиям. Поэтому допускается поставка компьютеров не в отдельные школы, а в специально создаваемые муниципальные межшкольные компьютерные центры (ресурсные центры), где имеются кадры, способные обеспечить их эффективное использование, надлежащая ремонтная база, хорошие линии связи. При этом даже учащиеся малокомплектных школ получают качественный доступ к сетевым информационным ресурсам по выделенным линиям, так как организация подвоза детей к этим центрам по определенному расписанию недорога и под силу местным органам управления.
В 2001 году в рамках Федеральной программы развития образования осуществляется инициирующая поставка компьютерного оборудования в сельские школы на сумму 1,6 млрд. рублей.
В отдельных случаях возможно обслуживание школ в удаленных сельских районах передвижными мобильными комплексами, которые будут предоставлять возможность проведения практических занятий по физике, химии, информатике, биологии, иностранному языку (на базе компьютерного класса).
Комплект техники, поставляемый в специальные (коррекционные) учебные заведения, должен включать дополнительно специализированные компьютеры, позволяющие проводить индивидуальные коррекционные занятия с обучаемыми.
Начальное профессиональное образование
Минимально необходимый уровень оснащения учреждений начального профессионального образования аналогичен уровню оснащения учреждений среднего общего образования.
Для учреждений начального профессионального образования принципиально важным является информационно-техническое обеспечение как общеобразовательных предметов, так и дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку учащихся, формирующих у них профессиональные навыки и умения.
Компьютерный класс предназначается для проведения занятий по информатике, а также для проведения отдельных занятий как по общеобразовательным, так и по специализирующим дисциплинам. Этот же компьютерный класс при соответствующей конфигурации поставки программных средств может играть роль лингафонного кабинета при изучении иностранных и национальных языков.
Таким образом можно обеспечить материально-техническую поддержку дисциплин федерального компонента образования.
Оснащение лабораторий и кабинетов специальных (профилирующих) дисциплин осуществляется по следующей схеме: 2-3 из них, определяющие профили данного учебного заведения оснащаются в рамках данной программы, остальные по традиционной стандартной схеме (за счет местного или федерального бюджета в зависимости от принадлежности образовательного учреждения).
Среднее профессиональное образование
Минимально необходимый уровень оснащения учреждений среднего профессионального образования, а также оснащение лабораторий и кабинетов специальных (профилирующих) дисциплин может быть аналогичен уровню оснащения учреждений начального профессионального образования.
Для учреждений среднего профессионального образования принципиально важным является информационно-техническое обеспечение как общеобразовательных предметов, так и дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку студентов, формирующих у них профессиональные знания, навыки и умения.
Компьютерный класс предназначается для проведения занятий по информатике, а также для проведения отдельных занятий как по общеобразовательным, так и по специальным дисциплинам. Этот же компьютерный класс при соответствующей конфигурации поставки программных средств может играть роль лингафонного кабинета при изучении иностранных и национальных языков.
Высшее профессиональное образование
В настоящее время большинство вузов России уже имеет значительное количество компьютерных классов, доступ в национальные компьютерные сети, поэтому основной задачей, которую необходимо решать в этом направлении, модернизация, автоматизация и развитие существующего учебного оборудования. Важнейшей задачей здесь является сопряжение компьютерных и образовательных технологий путем обновления и автоматизации имеющегося лабораторного практикума, использования при обучении новых компьютерных образовательных продуктов на современных носителях, а также модернизация и компьютеризация инфраструктуры поточных лекционных аудиторий.
Для решения этой задачи планируется разработка автоматизированных лабораторных практикумов как по общенаучным, так и по специальным профилирующим дисциплинам.
Вузы России могут и должны стать важными источниками информационных и образовательных услуг для общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования.
Создание единой образовательной информационной среды
В качестве транспортной среды в рамках рассматриваемой Программы необходимо максимально использовать существующую инфраструктуру российских научно-образовательных сетей, входящих в национальный сегмент глобальной сети Интернет.
Поскольку сетевая телекоммуникационная инфраструктура российского образования должна быть реально интегрирована в существующие системы связи, первым шагом должно быть составление плана ее развития, учитывающего как имеющиеся уже участки информационных сетей, так и реальную дислокацию учебных заведений.
Основу сети связи, охватывающей школы и межшкольные компьютерные центры, должны составлять региональные узлы, расположенные в крупных городах.
К региональным узлам подключаются школы и компьютерные центры, расположенные непосредственно в этих городах и на относительно небольшом удалении от них. Схема подключения сельских школ должна выбираться исходя из их расположения, состояния связной инфраструктуры в данном регионе с целью минимизации затрат, необходимых для обеспечения достаточной скорости, качества и надежности связи.
Региональные узлы, составляющие основу строящейся сети, должны быть соединены в единую сеть высокоскоростными каналами передачи данных. Узлы, содержащие большие объемы собственных информационных ресурсов, должны быть связаны по схеме "каждый с каждым".
В том случае, когда в месте строительства регионального узла имеется хорошо развитая инфраструктура сетей связи (как традиционная телефонная, так и сетей передачи данных), должны использоваться существующие каналы связи для соединения региональных узлов. В этом случае скоростные каналы связи могут арендоваться у национальных или местных операторов связи.
В крупных городах, не имеющих надежного подключения к магистралям связи, необходимо установить оборудование спутниковой связи, обеспечивающее качественную связь со всеми региональными центрами, в которых установлено аналогичное оборудование.
Поскольку сеть связи, построенная на основе спутниковых каналов, обладает свойством полносвязности, информационные ресурсы, содержащиеся в одном узле, непосредственно доступны другому узлу. Таким образом, на базе спутниковой сети необходимо организовать каналы связи между крупными вузовскими и научными центрами, содержащими большой объем информации и банки данных. Такой подход обеспечит быстрый доступ к ресурсам из любой точки сети, будет способствовать обмену научной и учебной информацией, позволит организовать проведение совместных исследований сотрудниками и студентами разных научных центров в реальном времени.
Как правило, научные центры уже подключены к сетям национальных операторов или такое подключение может быть легко организовано. Таким образом, на базе научных центров будут созданы узлы-шлюзы между спутниковой и наземной частями сети передачи данных.
Такой гибридный подход к построению сети должен ускорить ее ввод в действие, избежать значительных единовременных затрат на строительство оптоволоконных линий связи, а также, что немаловажно, будет способствовать освоению космического ресурса, закрепленного за Россией, и поддержке отечественной космической отрасли.
Чтобы обеспечивать реализацию основных задач Программы, опорная инфраструктура должна удовлетворять следующим требованиям:
-
поддержка высокой скорости передачи данных (ПД);
-
масштабируемость используемых технологий;
-
высокий уровень надежности и безопасности ПД;
-
обеспечение гарантированных пропускных способностей для всех каналов, образующих сеть и качество предоставляемых услуг;
-
использование единой технологии ПД в разномасштабных сегментах сети;
-
эффективное управление ресурсами сети и параметрами качества;
-
эффективное использование каналов связи;
-
минимальная стоимость расширения инфраструктуры.
Основными направлениями развития магистральной и региональной телекоммуникационной инфраструктуры в сфере образования должны стать:
Решение задачи “последней мили”, т.е. подключение конечных пользователей (образовательных учреждений).
Дальнейшее увеличение пропускной способности наземных каналов связи опорной сети и внедрение АТМ и других перспективных технологий.
Развитие сетевой инфраструктуры на базе спутниковых каналов.
В настоящей Программе предусматривается обеспечить Интернет-доступ образовательных учреждений по всей территории России, на скорости не менее 256 Кбит/с потока в сторону узловой станции и 64 Кбит/с от абонентской станции.
Должно быть предусмотрено единообразие коммутационного оборудования, обеспечивающее работу сети в полном соответствии с нормативными документами Министерства связи Российской Федерации. Кроме того, в этом случае будет упрощено техническое обслуживание оборудования сети и планирование ее дальнейшего развития.
При проектировании и построении как всей сети, так и ее первой очереди должны быть учтены вопросы равномерности загрузки сети и, как следствие этого, - эффективности ее использования.
В ходе пилотного этапа необходимо отработать в экспериментальном режиме вопросы подключения школ и межшкольных центров с разной системой связи.
Следующий этап развития единой телекоммуникационной и информационной среды системы образования России, с одной стороны, должен сфокусироваться на передовых идеях и технологиях, а, с другой - обеспечить свободный и равный доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса.
Для обеспечения интеграции образовательных, научных и академических учреждений России с международным научно-образовательным сообществом необходима организация единого международного канала для телекоммуникационной сети сферы образования и науки России.
5. Организация сервисной службы
Уровень организации сервисной службы имеет решающее значение в обеспечении качества и эффективности реализации Программы в целом. Это обусловлено высокой технической сложностью поставляемых средств телекоммуникаций, компьютерной техники и программного обеспечения, большим количеством потребителей (десятки тысяч школ) и удаленностью потребителей от потенциальных поставщиков и структур сервисного обслуживания.
Исходя из требований международных стандартов серии ИСО 9000, сервисное обслуживание должно охватывать четыре последовательных стадии жизненного цикла продукции:
- монтаж и ввод в эксплуатацию;
- техническая помощь и обслуживание;
- этапы после реализации;
- утилизация или восстановление в конце выработки ресурса.
Качественное выполнение сервисного обслуживания требует организационной, технической и информационной взаимосвязи при выполнении работ на всех указанных четырех стадиях.
Организация сервисного обслуживания в рамках Программы должна обеспечить, главным образом, постгарантийный ремонт и обслуживание аппаратно-программных комплексов, их модернизацию (частично) и учебно-методическую поддержку для адаптации в учебном процессе.
С учетом масштабности Программы организация сервисной службы должна включать решение следующих задач:
разработка организационных форм и принципов управления сервисным обслуживанием на отраслевом, региональном и местном уровнях;
создание нормативно-технического и методического обеспечения для организации сервисного обслуживания;
создание материально-технической базы и подготовка кадров для центров сервисного обслуживания, отраслевого, регионального и местного уровней.
В ходе реализации Программы необходимо развертывание региональных сервисных центров, в том числе на базе создаваемых ресурсных центров.
IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств.
Программа предусматривает направление финансовых средств лишь на целевые расходы, связанные с выполнением программных мероприятий.
Общий объем финансирования программы предусмотрен в размере 56 млрд. руб. (в ценах 2000 г.); в том числе из средств федерального бюджета 25 млрд. руб., из средств бюджетов субъектов Российской Федерации 18 млрд. руб., из внебюджетных средств 13 млрд. руб.
Источники и распределение объемов финансирования по направлениям Программы приведены в приложении1.
Средства федерального бюджета будут направлены в основном на:
-
создание электронных средств обеспечения и поддержки учебного процесса (направление 1);
-
повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий (направление 2);
-
обеспечение учебных заведений общего и профессионального образования средствами информатизации (средствами вычислительной техники, средствами телекоммуникаций, лицензионно чистыми и сертифицированными программными средствами) и предоставление услуг по их сопровождению (направление 3);
-
создание системы доступа учебных заведений общего и профессионального образования к образовательным ресурсам (направление 4);
-
организация эффективной сервисной службы (направление 5).
Наиболее значительные расходы приходятся на 2002-2005 годы, когда запланирован интенсивный процесс разработки и тиражирования электронных учебных материалов и развертывания образовательной информационной среды. На 2006 год планируются средства на модернизацию системного программного обеспечения, которую целесообразно провести централизованно в целях сохранения единства программного обеспечения и снижения расходов на эти цели.
Распределение средств по годам приведено в таблице 4.1.
Из средств бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать мероприятия, в реализации которых заинтересованы конкретные субъекты Российской Федерации. Это повышение квалификации педагогических кадров, поддержка телекоммуникационной инфраструктуры, сервисное обслуживание компьютерной техники. Распределение затрат на реализацию таких программных мероприятий осуществляется в соответствии с соглашениями о намерениях между Министерством образования Российской Федерации как государственным заказчиком - координатором Программы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из внебюджетных средств планируется финансирование создания электронных учебных материалов, подготовки и переподготовки кадров в области новых информационных технологий, оснащения учебных заведений средствами информатизации, развития телекоммуникационных средств, развертывания и поддержки межшкольных компьютерных центров.
Привлечение внебюджетных средств к выполнению мероприятий Программы, предусматривается осуществлять в установленном порядке на основе заключения специальных соглашений.
Распределение средств по уровням образования и источникам финансирования приведено в приложении 2.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы из средств федерального бюджета подлежат уточнению при формировании бюджетов всех уровней на очередной год.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с Федеральным законом “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд” отбор участников программных проектов и мероприятий производит государственный заказчик в лице Министерства образования Российской Федерации на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;
координационного плана совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти ответственные за выполнение мероприятий Программы:
разрабатывают мероприятия подпрограмм с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию (с расчетами-обоснованиями) и источников их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам);
организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий подпрограмм в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
при определении источников финансирования подпрограмм исходят из максимального привлечения внебюджетных средств, а также средств субъектов Российской Федерации (в части реализации мероприятий, в которых они принимают участие);
обеспечивают контроль за реализацию указанных подпрограмм.
Субъекты Российской Федерации:
разрабатывают региональные подпрограммы создания единой информационной образовательной среды с включением в них конкретных мероприятий, предусмотренных в Программе, и осуществляют их реализацию;
обеспечивают финансирование мероприятий региональных подпрограмм за счет собственных средств из всех имеющихся источников финансирования.
Планы работ на предстоящий год с указанием механизмов реализации и объемами финансирования, утвержденные законодательными собраниями и главами субъектов Российской Федерации, представляются в Министерство образования Российской Федерации ежегодно не позднее 1 мая. В случае нарушения сроков представления указанных документов финансирование из средств федерального бюджета на очередной год может быть прекращено.
VI. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Управление реализацией Программы осуществляется Научно-техническим советом по федеральной целевой программе “Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.” (далее именуется Совет), образованным Государственным заказчиком и включающим представителей министерств, являющихся основными разработчиками и исполнителями Программы. Государственный заказчик вместе с Советом контролирует выполнение проектов и мероприятий Программы, ведет информационный банк данных по Программе.
Государственный заказчик совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации с учетом выделяемых на выполнение Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
VII. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате выполнения Программы будет создана, апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда, которая позволит получить следующие результаты.
Создать условия для повышения качества российского образования за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся.
Создать условия для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и преподавателей 50% общеобразовательных учреждений и 70% профессиональных учебных заведений России к глобальным информационным ресурсам. Обеспечить высокоскоростное соединение вузов с пропускной способностью не менее 256 Кб/с.
Повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для каждой сельской школы.
Создать индустрию электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения. Разработать и тиражировать современные электронные учебные материалы по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.
На всей территории России (кроме Камчатки) создать систему доступа к глобальным образовательным ресурсам.
Создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения; развить фундаментальные и прикладные исследования для реализации открытого образования. Реализовать возможность персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.
Создать условия гражданам России с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования. Создать условия для интеграции в общеобразовательные учебные заведения электронных специализированных (коррекционных) учебных средств, необходимых для оказания квалифицированной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении.
Развить систему поиска одаренных детей и работы с ними на основе использования возможностей новых информационных технологий для организации общения одаренных детей с ведущими преподавателями и учеными.
Создать условия для получения традиционного российского образования на русском языке зарубежным соотечественникам.
Создать программное обеспечение сетевого тестирования; создать банки данных с тестовыми заданиями.
Создать систему центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды.
К 2007 году Программа должна стать в значительной мере самоокупаемой. Источниками возврата средств будут:
продажа мультимедийных электронных учебных, познавательных и развивающих игровых программных продуктов населению;
продажа высокоинтеллектуального продукта на внешних рынках;
проведение дистанционных учебных коммерческих курсов различного уровня (экстернат, курсы повышенного уровня, подготовка в вузы и др.);
выполнение коммерческих проектов на базе создаваемых ресурсных центров.
С 2007 года федеральная поддержка единой образовательной информационной среды, созданной в рамках настоящей Программы, будет осуществляться в основном по поддержке магистрально-региональной структуры и международной связности.
Министерство образования Российской Федерации
Москва, 2001 г.
|