В дополнение к Приказу Госкомвуза России от 30.03.95 N 439 "О введении в действие
Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки
выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" по специальностям
высшего образования" и в целях совершенствования подготовки преподавательских
кадров в университетах страны, более полного удовлетворения потребности личности
в получении образования и повышения социальной адаптации выпускников высших учебных
заведений приказываю:
1. Утвердить Перечень специальностей высшего профессионального образования,
предполагающих при условии выполнения Государственных требований к минимуму содержания
и уровню профессиональной подготовки выпускника возможность присвоения специалисту
дополнительной квалификации "Преподаватель" (Приложение N 1).
2. Присваивать дополнительную квалификацию "Преподаватель" выпускникам, оканчивающим
вузы по специальностям высшего профессионального образования в соответствии с
утвержденным перечнем и выполнившим за время обучения по основной специальности
Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки
выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (Приложение
N 2, далее - Требования), о чем в дипломе делать соответствующую запись о получении
квалификации "Преподаватель".
3. Установить, что высшие учебные заведения, ведущие подготовку по Перечню,
указанному в Приложении N 1, имеют право в рамках государственных образовательных
стандартов по соответствующим специальностям предоставлять студентам возможность
за счет дисциплин по выбору независимо от общего объема часов, отводимых на освоение
материала по основной образовательной программе, выполнить Государственные требования
к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения
дополнительной квалификации "Преподаватель".
4. Разрешение на реализацию программы по выполнению Государственных требований
к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения
дополнительной квалификации "Преподаватель" предоставляется Министерством общего
и профессионального образования Российской Федерации при представлении выписки
из решения ученого совета и заключения Учебно-методического объединения университетов.
5. Лица, начавшие обучение по учебным планам специальностей, указанных в Приложении
N 1, утвержденным в 1988 - 1991 годах, продолжают и заканчивают обучение в соответствии
с этими учебными планами и предусмотренной ими квалификацией.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Управление образовательных
стандартов и программ (Шестакова Г.К.).
Первый заместитель Министра общего и профессионального образования Российской
Федерации В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
Приложение N 1 к Приказу Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации от 31 января 1997 г. N 163
ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИХ
ПРИ УСЛОВИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ"
- 010200 Прикладная математика
- 010300 Прикладные математика и физика
- 010500 Механика
- 010600 Физика твердого тела
- 010700 Ядерная физика
- 010800Физика кинетических явлений
- 011200 Геофизика
- 011300 Геохимия
- 011400 Гидрогеология и инженерная геология
- 011500 Геология и геохимия горючих ископаемых
- 011700 Антропология
- 011800 Зоология
- 011900 Ботаника
- 012000 Физиология
- 012100 Генетика
- 012200 Биофизика
- 012300 Биохимия
- 012400 Микробиология
- 012600 Метеорология
- 012700 Гидрология
- 012800 Океанология
- 012900 Гидрография
- 013000 Почвоведение
- 020500 Социальная антропология
- 020800 Историко- и архивоведение
- 021000 Музеология
- 021200 Международные отношения
- 021300 Регионоведение
- 021400 Журналистика
- 021500 Издательское дело и редактирование
- 021600 Книговедение
- 021800 Теоретическая и прикладная лингвистика
- 021900 Литературоведение
- 022000 Связи с общественностью
- 022100 Социальная работа
- 022200 Религиоведение
- 022600 Лингвистика и межкультурная коммуникация
- 071500 Радиофизика и электроника
- 071900 Информационные системы (по областям применения)
- 230600 Домоведение,
- а также всех специальностей групп:
- 050000 Культура и искусство
- 060000 Экономика и управление
- 220000 Информатика и вычислительная техника
- 280000 Технология товаров широкого потребления
- 320000 Экология и природопользование
Приложение N 2 к Приказу Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации от 31 января 1997 г. N 163
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ"
(ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
1. Общая характеристика образовательно - профессиональной программы подготовки
преподавателя на базе специальности (наименование специальности)
1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы подготовки
преподавателя при очной форме - 680 часов. Дополнительная квалификация - "Преподаватель".
1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.
Деятельность преподавателя направлена на:
- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем
принятым стандартам образования; проектирование, разработку и проведение типовых
мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических
занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций
по их разрешению;
- анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии
преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
- воспитание и интеллектуальное развитие личности.
Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:
- учреждения системы народного образования различных форм собственности (школы,
лицеи, гимназии, техникумы, колледжи);
- учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными
аспектами преподавания.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе
подготовки специалиста с дополнительной квалификацией "Преподаватель"
2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя.
Преподаватель должен:
- понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих
конкретную область его деятельности; знать основные законодательные документы,
касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного
процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
- понимать концептуальные основы (предмета), его место в общей системе знаний
и ценностей и в школьном учебном плане;
- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся,
включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора
и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности
учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.
Преподаватель должен знать:
- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; воспитательные
и образовательные системы прошлого и настоящего;
- общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований
и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского
поиска;
- пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;
- дидактику (предмета);
- содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
- требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по (предмету),
устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
- вопросы частных методик школьных курсов по (предмету);
- различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии
обучения; методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих
способностей и логического мышления учащихся;
- научные основы отдельного курса (предмета), историю и методологию соответствующей
науки;
- структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные
инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.
Преподаватель должен уметь:
- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую
деятельность; планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на
основе его стратегии; обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные
связи (предмета) с другими дисциплинами; разрабатывать и проводить различные по
форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем
и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
- ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт
учащихся;
- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии
обучения;
- анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для
построения собственного изложения программного материала;
- организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее
результаты;
- применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету,
вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
- использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные
средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой
проведения занятий с применением компьютера;
- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению
целей обучения;
- развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать
обратную связь.
Преподаватель должен иметь представление о:
- связях школьных разделов (предмета) с соответствующими вузовскими дисциплинами;
методических аспектах (предмета) в целом, отдельных тем и понятий; методах и приемах
составления задач, упражнений, тестов по различным темам;
- возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;
- принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам
Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также
по математическим, общим естественно-научным и специальным дисциплинам (см. государственные
требования по данным циклам дисциплин для специальностей, обозначенных символом
"*" в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования).
Конкретные требования с учетом выполнения перечисленных выше устанавливается
высшим учебным заведением.
3. Обязательный минимум содержания программы профессиональной подготовки преподавателя
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные разделы
|
Всего часов на освоение учебного материала
|
ОД.00
|
ОБЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
360
|
ОД.01.
|
Психология и педагогика (см. обязательный минимум содержания
цикла "Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины", определяемый
государственным стандартом высшего профессионального образования)
|
100
|
ОД.02.
|
Дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин (конкретный
перечень определяется вузом): возникновение и развитие педагогической профессии;
своеобразие педагогической деятельности; роль учителя в обществе; педагогическое
призвание, творчество и новаторство; мотивы выбора педагогической профессии; требования
к личности учителя; профессиограммы учителя; системы профессиональной педагогической
подготовки; само- совершенствование учителя; основные принципы возрастной периодизации
психического развития; типы ведущей деятельности и психологические особенности
возрастных периодов; кризисы возрастного развития; условия, механизмы и закономерности
развития и формирования психики в процессе онтогенеза; психология обучения и воспитания;
обучение и развитие; психологическая сущность развивающего обучения; психология
инновационного обучения; структура учебной деятельности и проблема ее формирования;
этапы формирования умственных действий; характеристика теоретического и эмпирического
мышлений; психология оценки и самооценки; история отечественных и зарубежных педагогических
учений; методологические и психологические основы процесса воспитания; проблема
взаимоотношений личности и коллектива; планирование и осуществление воспитательного
процесса; проблема педагогического мастерства; педагогическая культура; современное
педагогическое мышление; пути формирования педагогического мастерства; техника
речи, экспрессивные средства учителя; педагогика сотрудничества как технология
обучения и воспитания; современные концепции образования и их отражение в нормативных
документах; научная организация педагогического труда; текущее и перспективное
планирование; методы психодиагностики, диагностика мотивационной познавательной,
эмоционально-волевой сфер личности учащихся; диагностика знаний, умений, навыков
и способностей школьников; диагностика межличностных отношений и психологического
климата; психокоррекционная работа учителя; методы педагогических исследований;
системный подход к исследованию педагогических явлений и процессов; технологические
проблемы современной диагностики
|
180
|
ОД.03.
|
Новые информационные технологии в учебном процессе: структура
аудио- и видеосредств и методика их применения; структура и архитектура ПЭВМ,
практические навыки работы с компьютером; принципы построения автоматизированных
обучающих и контролирующих систем; применение пакетов прикладных программ в учебном
процессе по предмету; текстовые и графические редакторы, электронные таблицы,
базы данных; информационные и телекоммуникационные сети
|
|
СД.00.
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
320
|
СД.01.
|
История и методология (предмета): история возникновения и развития
(предмета); основные понятия и категории. Методологические аспекты науки и ее
приложений; место (предмета) в системе научного знания; междисциплинарные связи;
роль наиболее выдающихся ученых в развитии (предмета); возникновение новых научных
направлений (особенно в двацатом столетии); современные проблемы и перспективы
развития (предмета.
|
60
|
СД.02.
|
Методика преподавания (предмета): основы дидактики (предмета);
содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик,
относящихся к основным темам школьного курса; различные подходы к изучению основных
тем школьного курса (предмета); методы организации самостоятельной работы и развития
творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения;
методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы
по (предмету); организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и
конспектов занятий
|
100
|
СД.03.
|
Научные основы школьного курса (предмета): анализ школьного
курса (предмета) с точки зрения современной науки; логическая структура (предмета);
приложение общих концепций и выводов науки к конкретным задачам преподавания
|
80
|
СД.04.
|
Практикум
Развитие и закрепление практических навыков по предмету
|
80
|
|
Всего часов
|
680
|
П.00.
И.00.
И.01.
|
Педагогическая практика
Итоговая государственная аттестация
Государственный квалификационный экзамен или защита выпускной
работы
|
10 недель
|
|