Экономика |
Обозреватель - Observer
|
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ З.МУРОМЦЕВА,
кандидат экономических наук Вступая в XXI в., Китай практически завершил формирование концепции модернизации промышленного производства, которая включает целенаправленное, комплексное и взаимосвязанное развитие с другими отраслями экономики. Рыночная трансформация и реструктуризация государственного сектора направляются на обновление и повышение эффективности промышленного потенциала и системы его управления. Закрепляются меры по контролю за функционированием государственного имущества. Продолжается работа над такими аспектами индустриального развития, как урегулирование структурных диспропорций, оптимизация производства в процессе технико-технологических преобразований крупных и средних государственных предприятий, повышение конкурентоспособности продукции, формирование рынков промышленного производства (рабочей силы, капитала, техники и научно-технических достижений). Расширение процесса акционирования и становление фондового рынка служат условиями коренной перестройки хозяйственного механизма работы промышленности.
Углубление реформы государственных промышленных предприятий становится одним из важнейших приоритетов деятельности китайского правительства на пути создания социалистической рыночной экономики.
Целевые установки, связанные с созданием "системы современных предприятий", прежде всего, характеризуются реформой управления, трансформацией всего хозяйственного механизма и усовершенствованием структуры предприятия как юридического лица. Эффективный механизм управления, функционирования и контроля государственного предприятия должен защитить его от утечки имущества, разбазаривания средств и уклонения от возврата задолженности. Упорядочение и оптимизация экономической структуры опираются на рыночную ориентацию, научно-технический прогресс, применение новых механизмов и методов, отвечающих развитию социалистической рыночной экономики. Одновременно подчеркивается, что китайское руководство отдает себе отчет в том, что стратегическое урегулирование экономической структуры и преобразование государственных предприятий представляют задачу на долгую Продолжается формирование крупных блоков предприятий, усилена работа по внутренней реформе и трансформации хозяйственного механизма промышленности. Заметно сократилось число убыточных крупных, средних государственных предприятий и предприятий с государственным контрольным пакетом акций.
Особенно быстро процесс реформирования происходил в текстильной промышленности, которая в течение последних лет достигла показателей, свидетельствующих о росте эффективности производства, повышении качества продукции, а также о том, что наиболее трудная часть пути в процессе перевода текстильных предприятий на современный режим работы уже пройдена. Серьезный поворот в реформировании наметился на государственных предприятиях старой промышленной базы трех северо-восточных провинций Китая (Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь). Задачи реформ предусматривают дальнейшее сокращение избыточных производственных мощностей в таких отраслях, как текстильная, угольная, металлургическая, нефтехимическая, строительных материалов, машиностроительная и др. Так, в текстильной промышленности в течение 1999 г. были выведены из эксплуатации более 9 млн. веретен. В угольной промышленности в том же году была закрыта 31 тыс. незаконно или нерационально работающих мелких шахт. Добыча угля с 1995 г. по 2000 г. уменьшилась более чем на 360 млн.т1, в основном на плохо оснащенных поселково-волостных шахтах, которые добывают некачественный уголь. В то же время на крупных шахтах она не снижалась. Были упорядочены или закрыты мелкие стекольные, цементные и другие заводы и фабрики, мелкие электростанции, работа которых характеризовалась технической отсталостью, низким качеством продукции, высоким расходом ресурсов и загрязнением окружающей среды.
Регулирование и реорганизация промышленных отраслей предусматривают продолжение процесса объявления банкротств, образования блоков конкурентоспособных предприятий, имеющих высокий технический уровень и выпускающих высококачественную продукцию.
В конце 90?х годов свыше 240 научно-исследовательских институтов, принадлежавших управлениям Государственной торгово-экономической комиссии, были реструктурированы. Цель реструктуризации - повернуть науку к производству и повысить эффективность работы институтов, работающих на промышленные отрасли. Исследования, сосредоточенные в этих институтах, должны оказать значительное влияние на повышение конкурентоспособности китайской продукции. В соответствии с долгосрочной программой стратегического развития в Китае прорабатывались пути более эффективного использования промышленных фондов, рачительного потребления сырьевых ресурсов и материалов, внедрения новой техники и технологии, борьбы с загрязнением окружающей среды. Освоение заимствованных зарубежных технологий и управленческого опыта в Китае стремятся совместить с внедрением отечественных разработок в области развития высоких технологий с акцентом на развитие информатики, биоинженерии, новых видов энергии и материалов, авиационной промышленности и космонавтики. Совместное проектирование и производство с зарубежными фирмами используется для повышения способности самостоятельного освоения продукции и должно в конечном счете стимулировать движение к производству ключевого оборудования в самом Китае. Поставлена задача проводить техническую реконструкцию промышленности главным образом за счет банковских кредитов, хотя и не отрицается необходимая поддержка в виде финансовых займов. Банковская задолженность промышленных предприятий затормаживает процесс реформирования финансовой системы, поскольку имеются случаи замаскированного административного вмешательства. Во многих провинциях из-за продолжающейся выдачи кредитов "умирающим" предприятиям местные банки превратились в несостоятельные. Шаткость банковской системы, стимулируемая реорганизацией государственных предприятий, грозит подорвать доверие к реформам. В 1999 г. были предприняты практические шаги по ликвидации высокой задолженности государственных предприятий путем превращения ее в пай.
Компания "Синда" получила "плохие кредиты" Строительного банка Китая, "Дунфан" - Банка Китая, "Чанчэн" - Сельскохозяйственного банка Китая, "Хуажун" - Промышленно-торгового банка Китая. Задача компаний-акционеров превращать "плохие кредиты" банков в акционерный пай. Этот пай со временем может быть передан предприятию или выкуплен им и, кроме того, компания-акционер может часть его продать на рынке. Так, например, в заметке, опубликованной в издающейся в Москве газете "Китайские вести" (17 мая 2001 г.) и являющейся перепечаткой из российской газеты "Коммерсант-Daily", сообщается, что акционерная компания "Хуажун" решила в конце 2001 г. выставить на продажу с участием иностранных инвесторов акции 600 самых убыточных государственных предприятий различных отраслей (начиная от тяжелого машиностроения - до стекольного производства) на сумму 2 млрд. долл. Одной из центральных проблем реформирования промышленных предприятий государственного сектора остается реализация прав собственника. Большая часть основных фондов, оставаясь в собственности государства, управляется от его имени менеджерами, которые, с одной стороны, получают такие же права, какими владеет частный собственник, но при этом не несут ответственности за убытки. Эти убытки возлагаются на неопределенное лицо - государство. В связи с этим наиболее актуальным вопросом в реформировании государственного сектора и создании "системы современных предприятий" является процесс акционирования, в ходе которого форма акционирования имеет цель использоваться для централизации и концентрации общественного капитала, технико-технологической реконструкции государственных предприятий и, в конечном итоге, для модернизации всего народного хозяйства. Государственные предприятия промышленности постепенно приобретают рыночные формы корпоративного управления. Реформирование государственного сектора промышленности должно постепенно привести к прекращению субсидирования убыточных предприятий. На указанном выше пленуме ЦК КПК были также определены основные цели преобразований и развития государственного сектора промышленности до 2010 г. В первую очередь подлежат решению финансовые проблемы, с которыми сталкивается большинство государственных предприятий. В решении Пленума подчеркнута необходимость проведения активных поисков разнообразных форм эффективного функционирования общественной собственности, всемерного развития акционерной формы и форм смешанной собственности, при которых государство становится держателем контрольного пакета акций ведущих промышленных предприятий. Особо подчеркнуто то обстоятельство, что либерализация курса в отношении государственного сектора промышленности не означает отмену государственного контроля отраслей, обеспечивающих безопасность страны, предоставление населению важнейших товаров и услуг. Под государственным контролем остаются естественные монополии и крупные предприятия, производящие продукцию высоких технологий. Создание современных корпораций и "системы современных предприятий" предположительно должно в основном завершиться к 2010 г. Однако социальная сторона перехода к эффективному производству, ликвидация дублирующего производства и строительства, связанные с увольнением персонала, слишком болезненны и порождают возникновение все новых и новых проблем и противоречий. В связи с перспективой вхождения Китая в ВТО возникают трудности в конкретных программах перестройки государственных предприятий отдельных отраслей. Эти трудности осложняются ответственностью государственных предприятий за содержание социальной сферы (пенсионеры, уволенные работники), что сокращает их возможности в конкуренции с зарубежными фирмами, и даже с частными производителями внутри страны. Первенство в Китае отдается отечественным производителям. Зарубежные заимствования поставлены на службу принципа: "импортом вскармливать экспорт". До 2005 г. планируется закупить за рубежом оборудование на сумму 1,5 трлн. долл. Опора на собственные силы воплощается в процессе "гочаньхуа", т.е. создании собственного производства внутри страны. В эпоху наступающей "новой экономики" результаты экономической конкуренции между государствами в значительной степени зависят от уровня научно-технических инноваций и внедрения их в производство. Несмотря на имеющиеся достижения, удельный вес наукоемких отраслей с применением новых и высоких технологий в структуре китайской промышленности пока невелик.
Удельный вес экономического прироста, полученный за счет научно-технического прогресса в 9?й пятилетке (1996-2000 гг.), значительно меньше, чем в развитых странах. Китаю предстоит долгий путь для достижения показателей научно-технического уровня развитых стран. Тем не менее следует отметить, что за последние 10 лет при среднегодовых темпах прироста добавленной стоимости в промышленности в 10%, темпы прироста наукоемких отраслей с применением новых и высоких технологий превысили 20%3. Предполагается, что к 2005 г. их удельный вес в ВВП достигнет примерно 10%. Расширение условий для роста новой продукции становится кардинальным вопросом дальнейшего развития китайской промышленности. На новом этапе конкурентоспособность продукции становится решающим фактором индустриализации и модернизации. Конкурентоспособность приобретает все большее значение по сравнению с промышленным потенциалом. Процесс глобализации в мире ужесточает конкуренцию. В связи с этим перед промышленностью Китая всех видов собственности стоит задача укрепления способностей к техническому новаторству. Культивирование высококонкурентных отечественных корпораций является для КНР ключевым моментом в международном состязании. Вместе с тем индустриализация на основе наукоемких, высоких и новых технологий в Китае одновременно должна сопровождаться подъемом традиционных отраслей производства, что представляет сложную задачу, сопряженную с многочисленными трудностями как экономического, так и социального характера.
__________________ 1 Рассчитано по: Чжунго тунцзи няньцзянь - 2000. Пекин. 2000. С. 456; Цзинцзи жибао. 2001. 1 марта.
|