Экономика
Обозреватель - Observer



КИТАЙ:
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ


З.МУРОМЦЕВА,
кандидат экономических наук

Вступая в XXI в., Китай практически завершил формирование концепции модернизации промышленного производства, которая включает целенаправленное, комплексное и взаимосвязанное развитие с другими отраслями экономики. Рыночная трансформация и реструктуризация государственного сектора направляются на обновление и повышение эффективности промышленного потенциала и системы его управления. Закрепляются меры по контролю за функционированием государственного имущества. Продолжается работа над такими аспектами индустриального развития, как урегулирование структурных диспропорций, оптимизация производства в процессе технико-технологических преобразований крупных и средних государственных предприятий, повышение конкурентоспособности продукции, формирование рынков промышленного производства (рабочей силы, капитала, техники и научно-технических достижений). Расширение процесса акционирования и становление фондового рынка служат условиями коренной перестройки хозяйственного механизма работы промышленности.

    Технико-технологические преобразования в китайской промышленности привели к тому, что в 2000 г. промышленное оборудование уровня 90?х годов на ведущих государственных предприятиях составило примерно 40%. За 20 лет реформы в стране было сдано в эксплуатацию свыше 2000 крупных и средних промышленных объектов. Большая группа предприятий в электронной и текстильной промышленности, в судостроении и космонавтике по уровню технологии и качеству продукции приблизилась, или даже достигла, мировых стандартов.

Углубление реформы государственных промышленных предприятий становится одним из важнейших приоритетов деятельности китайского правительства на пути создания социалистической рыночной экономики.

    В 1999 г. 4-й пленум ЦК КПК XV созыва принял решение "О некоторых важных вопросах реформы и развития государственных предприятий". В решении было акцентировано внимание на доминирующем положении общественной собственности, а также было подчеркнуто, что создание "системы современных предприятий" является основным направлением реформирования государственного сектора в промышленности и эффективным методом сочетания общественной собственности с рыночной экономикой.перспективу.

Целевые установки, связанные с созданием "системы современных предприятий", прежде всего, характеризуются реформой управления, трансформацией всего хозяйственного механизма и усовершенствованием структуры предприятия как юридического лица. Эффективный механизм управления, функционирования и контроля государственного предприятия должен защитить его от утечки имущества, разбазаривания средств и уклонения от возврата задолженности.

Упорядочение и оптимизация экономической структуры опираются на рыночную ориентацию, научно-технический прогресс, применение новых механизмов и методов, отвечающих развитию социалистической рыночной экономики. Одновременно подчеркивается, что китайское руководство отдает себе отчет в том, что стратегическое урегулирование экономической структуры и преобразование государственных предприятий представляют задачу на долгую

    В 1999 г. в основном закончилось отделение центральных административных органов от их хозяйственных субъектов (непосредственно подчиненных им предприятий). Этот же процесс развернулся на местном уровне, где также были разграничены административные функции местных властей и хозяйственные функции предприятий.

    Продолжается формирование крупных блоков предприятий, усилена работа по внутренней реформе и трансформации хозяйственного механизма промышленности. Заметно сократилось число убыточных крупных, средних государственных предприятий и предприятий с государственным контрольным пакетом акций.

    Особенно быстро процесс реформирования происходил в текстильной промышленности, которая в течение последних лет достигла показателей, свидетельствующих о росте эффективности производства, повышении качества продукции, а также о том, что наиболее трудная часть пути в процессе перевода текстильных предприятий на современный режим работы уже пройдена.

Серьезный поворот в реформировании наметился на государственных предприятиях старой промышленной базы трех северо-восточных провинций Китая (Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь).

Задачи реформ предусматривают дальнейшее сокращение избыточных производственных мощностей в таких отраслях, как текстильная, угольная, металлургическая, нефтехимическая, строительных материалов, машиностроительная и др.

Так, в текстильной промышленности в течение 1999 г. были выведены из эксплуатации более 9 млн. веретен.

В угольной промышленности в том же году была закрыта 31 тыс. незаконно или нерационально работающих мелких шахт. Добыча угля с 1995 г. по 2000 г. уменьшилась более чем на 360 млн.т1, в основном на плохо оснащенных поселково-волостных шахтах, которые добывают некачественный уголь. В то же время на крупных шахтах она не снижалась.

Были упорядочены или закрыты мелкие стекольные, цементные и другие заводы и фабрики, мелкие электростанции, работа которых характеризовалась технической отсталостью, низким качеством продукции, высоким расходом ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Регулирование и реорганизация промышленных отраслей предусматривают продолжение процесса объявления банкротств, образования блоков конкурентоспособных предприятий, имеющих высокий технический уровень и выпускающих высококачественную продукцию.

    Так, в 1999 г. в оборонной промышленности было образовано 10 объединений, сформировались новые корпорации в информатике и средствах связи, в цветной металлургии было создано три крупных объединения по производству алюминия, меди, свинца, цинка и редких металлов. Возросло число предприятий, имеющих право заключать сделки по экспортно-импортным операциям.

В конце 90?х годов свыше 240 научно-исследовательских институтов, принадлежавших управлениям Государственной торгово-экономической комиссии, были реструктурированы. Цель реструктуризации - повернуть науку к производству и повысить эффективность работы институтов, работающих на промышленные отрасли. Исследования, сосредоточенные в этих институтах, должны оказать значительное влияние на повышение конкурентоспособности китайской продукции.

В соответствии с долгосрочной программой стратегического развития в Китае прорабатывались пути более эффективного использования промышленных фондов, рачительного потребления сырьевых ресурсов и материалов, внедрения новой техники и технологии, борьбы с загрязнением окружающей среды.

Освоение заимствованных зарубежных технологий и управленческого опыта в Китае стремятся совместить с внедрением отечественных разработок в области развития высоких технологий с акцентом на развитие информатики, биоинженерии, новых видов энергии и материалов, авиационной промышленности и космонавтики. Совместное проектирование и производство с зарубежными фирмами используется для повышения способности самостоятельного освоения продукции и должно в конечном счете стимулировать движение к производству ключевого оборудования в самом Китае.

Поставлена задача проводить техническую реконструкцию промышленности главным образом за счет банковских кредитов, хотя и не отрицается необходимая поддержка в виде финансовых займов. Банковская задолженность промышленных предприятий затормаживает процесс реформирования финансовой системы, поскольку имеются случаи замаскированного административного вмешательства. Во многих провинциях из-за продолжающейся выдачи кредитов "умирающим" предприятиям местные банки превратились в несостоятельные. Шаткость банковской системы, стимулируемая реорганизацией государственных предприятий, грозит подорвать доверие к реформам.

В 1999 г. были предприняты практические шаги по ликвидации высокой задолженности государственных предприятий путем превращения ее в пай.

    Госсовет КНР учредил 4 компании по управлению госсобственностью - "Хуажун", "Чанчэн", "Дунфан" и "Синда". Если раньше отношения банка и предприятия строились по принципу "предприятие - банк", то нынешний эксперимент между предприятием и банком ставит посредника в форме компании-акционера. Образованные 4 компании-акционера получили от Министерства финансов КНР уставной капитал в 10 млрд. юаней каждая. Компании являются собственностью государства и одновременно представляют самостоятельные юридические лица. Кроме уставного капитала, компании-акционеры получили от банка, к которому они прикреплены, просроченную задолженность предприятий ("плохие кредиты").

    Компания "Синда" получила "плохие кредиты" Строительного банка Китая, "Дунфан" - Банка Китая, "Чанчэн" - Сельскохозяйственного банка Китая, "Хуажун" - Промышленно-торгового банка Китая.

    Задача компаний-акционеров превращать "плохие кредиты" банков в акционерный пай. Этот пай со временем может быть передан предприятию или выкуплен им и, кроме того, компания-акционер может часть его продать на рынке.

    Так, например, в заметке, опубликованной в издающейся в Москве газете "Китайские вести" (17 мая 2001 г.) и являющейся перепечаткой из российской газеты "Коммерсант-Daily", сообщается, что акционерная компания "Хуажун" решила в конце 2001 г. выставить на продажу с участием иностранных инвесторов акции 600 самых убыточных государственных предприятий различных отраслей (начиная от тяжелого машиностроения - до стекольного производства) на сумму 2 млрд. долл.

Одной из центральных проблем реформирования промышленных предприятий государственного сектора остается реализация прав собственника. Большая часть основных фондов, оставаясь в собственности государства, управляется от его имени менеджерами, которые, с одной стороны, получают такие же права, какими владеет частный собственник, но при этом не несут ответственности за убытки. Эти убытки возлагаются на неопределенное лицо - государство. В связи с этим наиболее актуальным вопросом в реформировании государственного сектора и создании "системы современных предприятий" является процесс акционирования, в ходе которого форма акционирования имеет цель использоваться для централизации и концентрации общественного капитала, технико-технологической реконструкции государственных предприятий и, в конечном итоге, для модернизации всего народного хозяйства. Государственные предприятия промышленности постепенно приобретают рыночные формы корпоративного управления. Реформирование государственного сектора промышленности должно постепенно привести к прекращению субсидирования убыточных предприятий.

На указанном выше пленуме ЦК КПК были также определены основные цели преобразований и развития государственного сектора промышленности до 2010 г. В первую очередь подлежат решению финансовые проблемы, с которыми сталкивается большинство государственных предприятий.

В решении Пленума подчеркнута необходимость проведения активных поисков разнообразных форм эффективного функционирования общественной собственности, всемерного развития акционерной формы и форм смешанной собственности, при которых государство становится держателем контрольного пакета акций ведущих промышленных предприятий. Особо подчеркнуто то обстоятельство, что либерализация курса в отношении государственного сектора промышленности не означает отмену государственного контроля отраслей, обеспечивающих безопасность страны, предоставление населению важнейших товаров и услуг.

Под государственным контролем остаются естественные монополии и крупные предприятия, производящие продукцию высоких технологий. Создание современных корпораций и "системы современных предприятий" предположительно должно в основном завершиться к 2010 г. Однако социальная сторона перехода к эффективному производству, ликвидация дублирующего производства и строительства, связанные с увольнением персонала, слишком болезненны и порождают возникновение все новых и новых проблем и противоречий.

В связи с перспективой вхождения Китая в ВТО возникают трудности в конкретных программах перестройки государственных предприятий отдельных отраслей. Эти трудности осложняются ответственностью государственных предприятий за содержание социальной сферы (пенсионеры, уволенные работники), что сокращает их возможности в конкуренции с зарубежными фирмами, и даже с частными производителями внутри страны. Первенство в Китае отдается отечественным производителям. Зарубежные заимствования поставлены на службу принципа: "импортом вскармливать экспорт". До 2005 г. планируется закупить за рубежом оборудование на сумму 1,5 трлн. долл. Опора на собственные силы воплощается в процессе "гочаньхуа", т.е. создании собственного производства внутри страны.

В эпоху наступающей "новой экономики" результаты экономической конкуренции между государствами в значительной степени зависят от уровня научно-технических инноваций и внедрения их в производство. Несмотря на имеющиеся достижения, удельный вес наукоемких отраслей с применением новых и высоких технологий в структуре китайской промышленности пока невелик.

    В валовой продукции промышленности в 2000 г. он составил 8,4%. Что же касается его доли в ВВП, то она составила всего 2,97%2.

Удельный вес экономического прироста, полученный за счет научно-технического прогресса в 9?й пятилетке (1996-2000 гг.), значительно меньше, чем в развитых странах. Китаю предстоит долгий путь для достижения показателей научно-технического уровня развитых стран. Тем не менее следует отметить, что за последние 10 лет при среднегодовых темпах прироста добавленной стоимости в промышленности в 10%, темпы прироста наукоемких отраслей с применением новых и высоких технологий превысили 20%3.

Предполагается, что к 2005 г. их удельный вес в ВВП достигнет примерно 10%.

* * *

Расширение условий для роста новой продукции становится кардинальным вопросом дальнейшего развития китайской промышленности. На новом этапе конкурентоспособность продукции становится решающим фактором индустриализации и модернизации. Конкурентоспособность приобретает все большее значение по сравнению с промышленным потенциалом.

Процесс глобализации в мире ужесточает конкуренцию. В связи с этим перед промышленностью Китая всех видов собственности стоит задача укрепления способностей к техническому новаторству. Культивирование высококонкурентных отечественных корпораций является для КНР ключевым моментом в международном состязании. Вместе с тем индустриализация на основе наукоемких, высоких и новых технологий в Китае одновременно должна сопровождаться подъемом традиционных отраслей производства, что представляет сложную задачу, сопряженную с многочисленными трудностями как экономического, так и социального характера.

__________________

1 Рассчитано по: Чжунго тунцзи няньцзянь - 2000. Пекин. 2000. С. 456; Цзинцзи жибао. 2001. 1 марта.
2 Чжунго гунье цзинцзи. 2001. № 3
3 Чжунго гунье цзинцзи. 2001. № 3



   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]