Экономика
Обозреватель - Observer



ЦЕНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОЛЕИ

М.ДЕЛЯГИН

Двуглавый российский орел всегда смотрел на две стороны - Запад и Восток. Правда, больше на Запад. Не зря наши предки усиленно прорубали "окно в Европу". Однако сегодня орел оказался в равноудаленной точке от Востока и Запада. Находясь между двумя основными центрами региональной интеграции - Европой и Юго-Восточной Азией - Россия неминуемо будет разорвана этими центрами, если не сможет стать мостом между ними.

О возможных путях выхода из сложившейся ситуации и о реализации одного из глобальных российских проектов, который может существенно укрепить нашу экономику, мы беседуем с директором Института проблем глобализации, доктором экономических наук М.Г. Делягиным.

Михаил Георгиевич, после дефолта 1998 г., когда российская промышленность довольно быстро оправилась, разумно используя плоды девальвации рубля, на Западе, к своему удивлению, обнаружили, что Россия - это не очередная "банановая республика". Заговорили уже о новой опасности для Запада - "русской экспансии", имея в виду все усиливающееся наступление на западный рынок российских нефтяных, газовых и металлургических корпораций…

Самая большая опасность сегодня грозит не Западу, а самой России со стороны ее собственного государства. В ближайшие годы нас ждут три жестоких кризиса:

  • долговой в 2003 г., когда внешние выплаты вырастут в 1,6 раза - примерно с 10 до 16 млрд. долл.;
  • инвестиционный в 2004-2005 гг., когда невосполняемый износ оборудования приведет к выбытию из строя мощностей в электроэнергетике. И первые тревожные сигналы уже прозвучали этой зимой;
  • нефте-газовый, так как невосполняемое исчерпание месторождений вызовет катастрофическую "газовую паузу", сопровождающуюся падением мировых цен на нефть, ожидаемое в силу развития мировых политико-экономических и технологических процессов в 2005 г.

Сегодня обновленный Кремль морально готов преодолевать последствия экономических ошибок, но только грубыми политическими методами. При этом не замечается наличие структурных проблем, не решаемых в принципе при помощи используемых правительством узкофинансовых методов управления. А так системный кризис не преодолеть.

Что же делать, какую позицию Россия должна занять в нынешнем многополярном мире?

Прежде всего, мы должны быть последовательны во всех своих действиях. И начать надо с торговли, точнее, - с товаропотоков. Мы должны, используя свое очень удачное географическое положение, стать торговым мостом между Востоком и Западом, обеспечить устойчивый транзитный товарооборот и перетянуть на себя часть морских перевозок. Ведь все потоки, которые сегодня налажены в обход России, стали упираться в политическую нестабильность: Иран, Ирак, Ближний Восток, Афганистан, Чечня и т.д. Сегодня ежегодные доходы России от транзита составляют менее 1 млрд. долл. А во времена "застоя" СССР получал до 15 млрд. долл. прибыли от транзитных перевозок. Почувствовали разницу?

Одновременно мы должны сделать и следующий шаг - определиться в своей валютной политике.

Европа однозначно переходит на новую денежную единицу - евро. Вводит наличные евро. Китай принимает свою шестилетнюю программу сброса долларов - юанизацию. И Восточная Европа тоже будет постепенно избавляться от долларов, переходя на евро. Россия должна проводить процесс постепенного замещения долларов на евро, хотя бы не медленнее, чем Китай. Нужно форсировать этот шаг, учитывая при этом, что американцы всячески будут мешать этим финансовым программам (европейской и китайской), создавая различные очаги напряженности в регионах, типа югославского.

Европейцы активно проводят свою программу по лишению американской валюты привлекательности. И те многочисленные слухи о том, что доллар вот-вот рухнет, это не только результат слабоумия некоторых наших политиков, но и результат достаточно эффективной западноевропейской пиаровской компании. Экономически они поддерживают ее, вводя, например, повышенную комиссию при обмене наличных долларов на наличные евро, создавая у приезжающих в Европу определенные проблемы в виде потери конкретных денег.

У граждан России это создаст еще большие трудности. По данным компетентных органов, более 60 млрд. наличных долл. находится на территории России. По признанию американских специалистов, это максимальное количество долларов, находящихся в одной стране, за исключением США.

А так как евро в четыре раза выше доллара, то наличный евро становится более привлекательным, чем наличный доллар. И в чемоданчик уже можно будет положить не 1 млн., а четыре, а может и больше. Вопрос только в стабильности обстановки в регионе. России же нужно, чтобы новая экономическая ситуация не застала ее врасплох.

Что-то я не замечал каких-то активных, а главное, продуктивных действий со стороны большинства наших так называемых экономистов и политиков, о которых Б.Шоу как-то сказал: "Он ничего не знает, а думает, что знает все; ему на роду написано быть политиком".

Ну почему же, делается, но достаточно аккуратно, без официальных заявлений, чтобы не травмировать чуткую психику американцев. А то они опять попытаются сотворить нам очередную "пакость".

Например?

Объявить нас "страной-прачечной", отмывающей "грязные" деньги. Чем, например, вызвана нынешняя компания за свободный вывоз капитала из России, которую активно раскручивают российские либералы? А тем, что в конце января федеральная резервная система США дала рекомендации американским банкам закрывать подозрительные банковские счета российских чиновников, бизнесменов и членов их семей с четким описанием, что такое подозрительный счет и кто считается членом семьи. И счета будут закрывать, если в отношении них есть хоть небольшие подозрения, что деньги заработаны в результате нарушения каких-то положений российского законодательства. А у нас все большие деньги получены в результате нарушений законов России. Или почти все.

К сожалению, кто делает погоду, к прогнозам синоптиков не прислушивается. Но вернемся к нашему "мосту": Западная Европа-Азия. Чтобы его построить, нужны деньги, потом "мост" должен окупиться и начать приносить прибыль…

Чтобы стать таким "мостом", катализатором трансъевразийской интеграции, должны быть стимулированы все интеграционные проекты, в первую очередь, транспортные. Я считаю, что главным должна стать реконструкция Транссиба и превращение его в основную магистраль транзитного сообщения между Европой и Азией, а точнее, - между Лондоном и Токио. Реализация этого проекта станет чем-то вроде скелета, на котором впоследствии нарастут мышцы, мускулы и мясо российской экономики. И мы должны решить две взаимосвязанные задачи, ставшие категорическим императивом всего развития России, а именно:

  • Массированное привлечение иностранных инвестиций поможет модернизации нашей экономики. И при этом решится вторая важнейшая проблема российского государства - сохранение территориальной целостности страны.

Ведь снижение эффективности государства повышает "порог защищенности" для иностранных инвестиций. Инвестиции, величина которых меньше пороговых, не могут получить необходимую для безопасного осуществления государственную поддержку. А ухудшение ситуации может сделать недостаточным даже прямые гарантии правительства. Поэтому для серьезных инвесторов реальными будут только те проекты, которые в силу своего характера дают им гарантии даже большие, чем государственные. А подобными гарантиями становятся экономические, представляющие возможность контролировать инвестору его работу; и инвесторы должны влиять не на "верхушечные" политические, как пытаются делать наши олигархи, а на глубинные экономические процессы в государстве.

  • Российский кризис повысил порог "минимального размера" гарантированно защищенных инвестиционных проектов до уровня, когда они должны быть не просто "крупными", но глобальными, выходящими за пределы экономики России и обеспечивающими ее встраивание в глобальную экономику. А это подразумевает передачу под реальный контроль стратегического инвестора не просто отдельного проекта, но ключевых элементов всей российской экономики в целом. И не надо этого бояться. Ведь тот же Транссиб когда-то строился на французские деньги.

Чтобы быть надежной и перспективной, такая связка должна иметь обоюдный характер, т.е. жестко и однозначно обеспечивать зависимость благополучия инвестора от благополучия России. А это, в свою очередь, окончательно исключает из рассматриваемого сегодня перечня проектов вашингтонской идеи "международного" освоения Сибири и Дальнего Востока как ведущих к разрушительному расчленению России и ее последующему уничтожению как субъекта мировой политики и экономики.

Так вот, сегодня единственным глобальным проектом такого рода становится реконструкция Транссибирской железнодорожной магистрали и прилегающей к ней с востока и запада участков и превращение ее в скоростную дорогу "Лондон - Токио" с выходом также и на китайские порты и порты Сеула и Пхеньяна. При всей экзотичности проекта трансъевразийской магистрали он принесет его участникам достаточно масштабные и долгосрочные реальные выгоды в отличие от других новейших "проектов века", подобных каспийской нефти, которые при внешней экономической привлекательности преследовали в первую очередь геополитические цели.

Экономическая же рентабельность для участников проекта очевидна и не специалисту: железнодорожные перевозки на большие расстояния сегодня становятся гораздо дешевле и быстрее морских. В апреле 1998 г. контейнерный поезд, вышедший из порта Восточный в Брест, добрался до пункта "В" за 8,5 суток. Средний же срок движения по морю от портов стран Азиатско-Тихоокеанского региона до европейских - Гамбурга, Антверпена, Бремерхафена - 35 суток. Кроме того, заказами на оборудование трассы будет загружена не только российская промышленность, но и корпорации Японии и Европы.

Экономическая выгода для России понятна: миллионы новых рабочих мест, восстановление старых, оздоровление управляющих систем, возрождение целых отраслей промышленности и кардинальное увеличение внутреннего спроса, в том числе на инвестиции.

Промедление создания трансъевразийской транспортной магистрали означает для России вытеснение ее в "зону отчуждения" не только мировой транспортной системы, но и мировой интеграции. Мы должны научиться извлекать выгоду из уникального географического положения России.

Политически же Россия не просто надежно обеспечивает свое экономическое, политическое и культурное единство. Задолго до завершения проекта (фактически с начала его официальной проработки) Москва в рамках евразийской интеграции автоматически "запускает" постсоветскую реинтеграцию, внезапно возвращаясь в число стран-участниц мировой политики. Транссиб явится началом объединения разрозненных рынков объединенной Европы, Восточной Европы, России и Японии (с вероятным присоединением Китая) с помощью объединения транспортной и информационной инфраструктур. Даже начало такого процесса повысит масштабы евроазиатского экономического пространства, а значит, - и его устойчивость. А отсюда - и устойчивость позитивного развития экономики России.

Беседовал спецкор журнала В.Богданов



   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]