Обозреватель - Observer
Внешняя политика

Торговля вооружением в современном мире: основные тенденции и проблемы

С.АКШИНЦЕВ, Кандидат экономических наук,

Эксперт Российского фонда внешнеэкономической политики В.ЗУБОВ

В условиях отхода от силового противостояния между Востоком и Западом и осуществления различных мероприятий по укреплению мер доверия между различными государствами, в том числе в области ядерной безопасности, вопрос о торговле вооружением и военной техникой (В и ВТ) приобрел особую актуальность как у нас в стране, так и за рубежом. Это обусловлено действием двух практически противоположных факторов. Во-первых, озабоченностью международной общественности распространением оружия в мире, а, во-вторых, стремлением стран - ведущих военных экспортеров за счет реализации своей продукции на внешнем рынке решить собственные проблемы, вызванные сокращением заказов на В и ВТ для национальных вооруженных сил.

При этом показательно, что в отношении России представители стран Запада стараются акцентировать внимание именно на первом факторе, высказывая тревогу по поводу опасности, угрожаемой миру в результате российского экспорта вооружения.

В данной связи целесообразно проанализировать реальную ситуацию, сложившуюся на мировом рынке В и ВТ в настоящее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении информация, позволяет сделать вывод, что в мировой торговле оружием на рубеже 80-90-х годов произошли значительные динамические и структурные изменения, обусловленные действием двух основных противоположных тенденций: наметилось общее сужение объема мировой торговли оружием; растет активность традиционных и новых поставщиков вооружения по предложению на экспорт своей продукции.

Наличие первой тенденции вызвано рядом объективных причин.
Первая: отход от силового противостояния между Западом и Востоком и прекращение эры "холодной войны" создали предпосылки для процесса сокращения вооруженных сил и вооружений в Европе, в результате чего уменьшилась потребность ВС государств - членов НАТО, а также стран, ранее входивших в Варшавский Договор, в приобретении новых В и ВТ. Так, согласно последним данным экспертов Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ), объем финансовых средств, выделяемых странами НАТО на НИОКР и закупки вооружении, в совокупности за период 1987-1995 гг. сократился в пересчете к ценам 1990 г. с 120,9 млрд. долл. до 90,4 млрд. долл., или примерно на 25%. Аналогичная ситуация сложилась и в области импорта В и ВТ. Причем для восточноевропейских стран, ранее приобретавших военную технику в значительных количествах у СССР, размеры подобных сокращений имели гораздо большие масштабы.

Вторая: тяжелое экономическое положение отдельных крупных традиционных импортеров вооружения из числа стран третьего мира, а также высокая стоимость большинства современных систем оружия ограничивают возможности этих государств по приобретению В и ВТ за рубежом. В данной связи можно отметить проблемы с осуществлением намеченных программ импорта В и ВТ, возникшие в последнее время даже у таких платежеспособных государств, как Саудовская Аравия и Кувейт, и вызванные снижением мировых цен на нефть.

В качестве третьей причины следует выделить то, что с конца 80-х годов руководство бывшего СССР, а затем и России отказалось от прежнего курса на поддержку "дружественных режимов" из других стран, входивших в мировую систему социализма, путем льготных поставок им В и ВТ по целевым программам военной помощи (зачастую практически даром). В частности приводятся оценки американских специалистов, что общий стоимостной объем советской (российской) военной помощи зарубежным странам сократился с 9 млрд. долл. в 1988 г. (примерно 40% величины военного экспорта) до 100 млн. долл. в 1993 г. В данной связи достаточно вспомнить пример с поставками советского оружия Афганистану, который за период 1986-1990 г. получил его, согласно данным СИПРИ, на сумму 7,7 млрд. долл., или в среднем свыше 1,5 млрд. долл. в год. Прекращение подобной помощи существенно сузило круг потенциальных импортеров российского вооружения и соответственно объемы его экспорта.

Одновременно в связи с распадом мировой системы социализма сократилась потребность в оказании подобной помощи и у США. За период 1989-1993 г. ее объем снизился с 4,3 млрд. долл. в 1989 г. до 3,3 млрд. долл. в 1993 г. Поскольку большая часть этих сумм выделяется под целевые закупки американского вооружения, то уменьшение данного показателя способствовало снижению экспорта В и ВТ из США, правда в меньших размерах, чем это отмечалось у России.

Четвертой причиной стало введение эмбарго на поставки оружия Ираку, Ливии, Югославии, практически полностью "закрывшее" емкие военные рынки данных стран, где ранее доминировал СССР. По сведениям, приводившимся СИПРИ, в 80-е годы среднегодовой объем поставок советского вооружения указанным трем странам составлял 1,8 млрд. долл., 700 млн. долл. и 320 млн. долл. соответственно. Аналогичное влияние оказало и установление странами Запада ограничений на поставки своего вооружения некоторым странам, прежде всего Ирану и Пакистану, что рассматривалось в качестве инструмента политического давления на них и пересмотра их планов в области военного строительства.

Пятой причиной можно считать курс руководства многих стран из числа прежних традиционных импортеров готовых образцов и систем оружия на активное развитие собственной военной промышленности (прежде всего это касается Индии, Бразилии, Израиля, ЮАР и Индонезии), за счет чего планируется повысить степень самообеспеченности в В и ВТ и устранить чрезмерную зависимость от иностранных поставщиков. Так, индийское руководство объявило о планах достижения к 2005 г. 80%-ного уровня удовлетворения потребностей национальных ВС в В и ВТ силами собственного ВПК. В Израиле, в частности, осуществляется программа разработки собственного танка нового поколения "Меркава-4", создание и производство которого, по мнению израильских специалистов, даст стране возможность исключить закупки подобной боевой техники за рубежом и поможет развитию различных секторов национальной военной промышленности.

Кроме того, в последние годы на мировом рынке увеличился поток В и ВТ, выводимых из боевого состава ВС стран НАТО и бывшего Варшавского Договора в связи с их сокращением, что снизило потребность государств-импортеров в приобретении новых более дорогих систем оружия. В частности, Турции, являющейся стратегическим союзником США на южном фланге НАТО только в 1992-1993 гг. были поставлены 1509 основных танков М60А1/АЗ и 489 БТР М113А2, что составило соответственно примерно 42 и 32% американского экспорта данных видов боевой техники в эти годы. Аналогично действовала и ФРГ, поставившая в 1992- 1993 тт. той же Турции, в частности, 96 танков "Леопард-1", 187 БТР М113 и 105 БТР-60.

Подобные поставки были осуществлены и другим странам НАТО, прежде всего Дании, Норвегии, Греции, Португалии и Испании. И здесь важно отметить то, что реализация указанных экспортных проектов, приобретших "каскадный" характер, позволила государствам-участникам решить комплекс задач. Для экспортеров, в качестве которых выступали главным образом ведущие страны НАТО, такой экспорт являлся важным средством эффективного избавления от излишков вооружения, образовавшихся в связи с выполнением Договора об обычных вооруженных силах в Европе, одновременно создавшим благоприятные условия для укрепления их военного влияния на флангах Североатлантического союза, находящихся в непосредственной близости от России. Что касается стран-импортеров, то они, приобретая "излишние" В и ВТ на замену утилизируемых устаревших образцов, получили возможность перевооружить свои войска на выгодных условиях.

В качестве еще одной важной причины, снижающей общий спрос на новые системы вооружения, иностранные эксперты отмечают активизацию в различных странах работ по модернизации имеющихся В и ВТ, позволяющих при меньших затратах обеспечивать поддержание требуемого уровня технической оснащенности войск. В частности, в ВВС ФРГ осуществляется программа модернизации истребителей Р-4, за счет чего планируется продлить срок их службы до момента начала поставок в войска перспективных истребителей "Еврофайтер-2000". Аналогичные программы модернизации истребителей предусмотрены в Великобритании ("Торнадо"), Нидерландах, Бельгии, Норвегии, Дании (Р-16), в Индии и Румынии (МиГ-21).

В итоге действия указанных факторов за период 1987-1995 г., согласно последним данным СИПРИ, объем мирового экспорта основных видов обычного вооружения снизился с 46,5 до 22,8 млрд. долл. (в ценах 1990 г.), т.е. более чем в 2 раза (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Мировой экспорт основных видов обычного вооружения в 1987-1995 гг.
млн. долл. (в ценах 1990 г.)/%


страны

Годы

экспортеры

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

Ведущие экспортеры

41127/88,4

34407/87,2

34137/89,2

28101/89,8

23063/89,3

21703/88,5

21984/88,8

19524/85,5

19109/83,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

США

13889/29,8

11909/30,2

11986/31,3

10788/34,5

12568/48,7

13794/56,2

12802/51,7

12821/56,1

9894/43,4

СССР/Россия

18002/38,7

15168/38,4

14909/38,9

10596/33,9

5657/18,0

2841/11,6

3631/14,7

962/4,2

3905/17,1

ФРГ

796/1,7

1314/3,3

781/2,0

1678/5,4

2520/9,8

1503/6,1

1686/6,8

2483/10,9

1964/8,6

Великобритания

2202/4,7

1696/4,3

2665/7,0

1529/4,9

1143/4,4

1099/4,5

1213/4,9

1493/6,5

1663/7,3

Франция

3279/7,0

2383/6,0

2865/7,5

2249/7,2

1071/4,1

1308/5,3

1368/5,5

1021/4,5

815/3,

Китай

2959/6,4

1937/4,9

931/2,4

1261/4,0

1104/4,3

1158/4,7

1284/5,2

744/3,3

868/3,8

Прочие

5407/11,6

5048/12,8

4147/10,8

3195/10,2

2756/10,7

2829/11,5

2760/11,2

3318/14,5

3688/16,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нидерланды

322/0,7

633/1,6

460/1,2

271/0,9

306/1,2

316/1,3

385/1,6

588/2,6

448/2,0

Италия

608/1,3

734/1,9

225/0,6

291/0,9

346/1,3

464/1,9

451/1,8

338/1,5

324/1,4

** Чехословакия

968/2,1

931/2,4

716/1,9

763/2,4

69/0,3

213/0,9

412/1,7

400/1,8

504/2,2

Швеция

481/1,0

587/1,5

303/0,8

251/0,8

124/0,5

123/0,5

45/0,2

91/0,4

221/1,0

Израиль

414/0,9

155/0,4

383/1,0

75/0,2

172/0,7

192/0,8

246/1,0

231/1,0

317/1,4

Испания

172/0,4

232/0,6

603/1,6

88/0,3

72/0,3

64/0,3

53/0,2

123/0,5

62/0,3

Бразилия

675/1,5

509/1,3

289/0,8

75/0,2

43/0,2

59/0,2

24/0,1

61/0,3

40/0,2

Другие

1767/3,8

1267/3,2

1169/3,1

1382/4,4

1624/6,3

1398/5,7

1144/4,6

1486/6,5

1772/7,8

ИТОГО

46534/100,0

39455/100,0

38284/100,0

31296/100,0

25819/100,0

24532/100,0

24744/100,0

22842/100,0

22797/100,0





Согласно оценкам специалистов министерства обороны США, в ближайшем будущем общая тенденция ужимания емкости мирового рынка вооружений сохранится: суммарный годовой объем экспорта В и ВТ во второй половине 90-х годов при пересчете на цены 1991 г. составит в среднем 25-29 млрд. долл., что будет на 54-60% меньше аналогичного показателя за 1981-1990 гг. (62,5 млрд. долл.).

Данная тенденция должна была бы способствовать сокращению предложения вооружений всеми экспортерами и, в конечном итоге, привести к резкому ограничению уровня военных приготовлений в мире. Однако этого, к сожалению, не произошло, что было в значительной мере обусловлено той ролью, которую играет торговля оружием в деле обеспечения национальных интересов отдельных государств, и взглядами их руководства на сочетание в своей практической деятельности этих интересов с "общечеловеческими ценностями".

В этом отношении следует, прежде всего, отметить позицию, занятую ведущими странами НАТО и предусматривающую наращивание экспорта своего вооружения. Такая постановка вопроса обусловливается, в первую очередь, чрезвычайно важной ролью, отводимой экспорту оружия в деле поддержания на требуемом уровне национальной военно-промышленной базы указанных государств, оказавшейся в чрезвычайно трудном положении из-за значительного сокращения заказов на В и ВТ для собственных вооруженных сил. При этом отмечается необходимость сохранения данной базы, которая призвана удовлетворять как текущие потребности своих ВС и войск союзников, так и тех, которые будут иметь место в условиях возможного кризиса и развертывания дополнительных воинских контингентов. Вероятность такого развития ситуации, учитываемой в планах военного строительства всех стран НАТО, обосновывается сохранением, несмотря на окончание "холодной войны" и общее улучшение ситуации в мире, угроз их безопасности, прежде всего из-за наличия нестабильности в России и многочисленных региональных конфликтов.

Например, подписание Соединенными Штатами осенью 1992 г. контракта на поставки 72 истребителей Р-155 Саудовской Аравии (общей стоимостью примерно 9 млрд долл., включая продажи 24 запасных двигателей и вооружения) предотвратило! закрытие компанией "Макдоннелл Дуглас" предприятия по их выпуску и увольнение 40 тыс. чел., которые задействованы в выполнении данного заказа по всей технологической цепочке.

Наряду с этим, ведущие страны НАТО продолжают рассматривать экспорт вооружений в качестве важного средства поддержки своих союзников и укрепления собственных политических и военных позиций в стратегически важных регионах мира. Наглядным примером в этом плане является наращивание после войны в Персидском заливе объемов поставок западного, прежде всего американского, вооружения государствам Ближнего Востока. Причем Израиль и Египет, являющиеся стратегическими союзниками США, большую часть американского вооружения продолжают получать по линии специальных программ военной помощи, ежегодный объем которых составляет 1,8 и 1,3 млрд. долл. соответственно. Это способствует значительному усилению позиций Соединенных Штатов не только в данных странах, но и в Ближневосточном регионе в целом.

Одновременно, как подчеркивают западные эксперты, осуществление указанных программ, финансируемых из американского бюджета и носящих целевой характер, предусматривая закупки страной-получателем вооружения у США, служит важным средством государственной поддержки национальных военных экспортеров в деле продвижения их продукции на мировой рынок, где усиливается конкурентная борьба.

В последнее время аналогичная тенденция начинает действовать и в отношении государств Центральной и Восточной Европы, заявивших о присоединении к программе "Партнерство ради мира" и о своих намерениях вступить в НАТО. В связи с этим возрастающий поток поставок западной военной техники данным странам будет способствовать расширению сферы действия Североатлантического альянса и приближению ее к границам России, даже без формального увеличения числа его членов. В частности, подписанный летом 1995 г. контракт на налаживание в Румынии лицензионного производства 96 американских боевых вертолетов АН-1Е "Хью Кобра", которые будут поставляться румынским ВС, рассматривается в качестве первого шага к их переходу на военную технику, соответствующую стандартам НАТО, что создает дополнительные предпосылки к военно-политической и военно-технической переориентации данной страны, ранее входившей в Организацию Варшавского Договора, на Североатлантический альянс.

Подобные последствия будут иметь место и в случае реализации планов поставок ВВС Польши, Венгрии и Чехии американских истребителей Р-16 и Р-18, которые должны заменить имеющиеся в войсках боевые самолеты советского производства.

Кроме того, торговля оружием в современных условиях продолжает оставаться для стран НАТО выгодным видом бизнеса, приносящим значительные прибыли, улучшающим структуру внешнеторгового баланса и обеспечивающим дополнительную занятость. Экспорт вооружения позволяет им также снижать удельные затраты на приобретение современной военной техники в интересах национальных вооруженных сил, испытывающих значительные финансовые ограничения. В частности, в США продолжается проработка вопроса об экспорте до 350 устаревших истребителей Р-16А/В, выведенных из боевого состава ВВС и находящихся в запасах на одной из авиабаз, и приобретении на вырученные средства примерно 50 самолетов аналогичного типа последних модификаций.

Учитывая значимость торговли В и ВТ для обеспечения собственных интересов руководство стран НАТО осуществляет широкий перечень мероприятий, направленных на укрепление их позиций на мировом военном рынке и ослабление позиций конкурентов. Важное значение в этом деле отводится, в частности, проникновению на новые рынки, в том числе где ранее доминировал СССР (Россия).

В этих целях, в частности, администрация Б.Клинтона в начале 1995 г. приняла решение о разрешении "в принципе" продажи современных американских наступательных вооружений, в том числе боевых самолетов и танков, 10 странам Восточной и Центральной Европы, стремящимся к вступлению в НАТО, дополнившее прежние решения в данной области, которые предусматривали снятие запретов на экспорт американской военной продукции восточноевропейским странам. В итоге заложена основа для реализации планов поставок истребителей Р-16 и Р-18 Польше, Венгрии и Чехии, а также расширения участия западных фирм в программах модернизации В и ВТ советских (российских) образцов, находящихся на вооружении ВС стран Восточной Европы. Кроме того, с 1992 г. США стали оказывать военную помощь ряду восточноевропейских государств и странам, ранее входившим в состав СССР. Размеры ее пока невелики (в 1995-1996 гг., суммарный объем этой помощи, полученной шестью бывшими членами Организации Варшавского Договора - Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, составила примерно 9 млн. долл.) и предоставляется она главным образом в рамках программы "Подготовка и обучение иностранного военного персонала". Однако уже сейчас имеются планы дальнейшего наращивания подобной поддержки, в том числе в целях финансирования целевого приобретения вооружения у США, что усилит позиции американских экспортеров на восточноевропейском рынке.

В последнее время курс на наращивание своего экспорта вооружений взяли и сами восточноевропейские государства, в которых с помощью СССР была создана развитая военная промышленность. В конце 80-х годов их руководство заявило о приверженности политике свертывания реализации вооружения за рубеж и осуществления глубокой конверсии национального военного производства, но затем, осознав неэффективность подобных мероприятий, сделало ставку на повышение собственного экспортного потенциала, что должно служить важным подспорьем в деле решения имеющихся экономических проблем. В этих целях, в частности, в Польше и Словакии осуществляются интенсивные НИОКР по созданию более совершенных моделей основных танков, которые планируется продавать за рубеж. Польша в 1994-1995 гг. реализовала Ирану 100 танков Т-72М1, а Словакия в 1993- 1995 гг. продала Сирии примерно 120 танков Т-72М. Эти же модели боевых машин предлагаются другим странам, например, Малайзии и Пакистану.

В этом же направлении действуют и новые экспортеры из числа государств третьего мира (в первую очередь Израиль, Бразилия и ЮАР), которые посредством экспорта вооружения содействуют развитию собственной военной промышленности и стремятся тем самым повысить свой вес на мировой арене. При этом Израиль активно предлагает свои услуги по модернизации В и ВТ советских (российских) образцов, имеющихся в большом количестве в различных странах. Прежде всего это касается истребителей МиГ-21, которые израильтяне планируют переоборудовать под западный стандарт (оснащая новой кабиной и западным БРЭО, в том числе навигационной системой и системой управления полетом). В настоящее время крупная подобная программа реализуется в Румынии, где с участием израильской фирмы "Элбит" должны быть модернизированы 110 имеющихся истребителей МиГ-21МФ/УВ. Помимо того, Израиль интенсивно предлагает для экспорта свои самолеты "Кфир", ракетную и радиоэлектронную технику.

В последние годы число "новых" экспортеров из стран третьего мира дополнили Индия, Сингапур, Индонезия и Южная Корея. Так, Сингапур в 1994 г. поставил два десантных катера Кувейту. Индонезия продолжает экспорт транспортных самолетов СМ-235 в ОАЭ, а Южная Корея добилась довольно крупного заказа на свои новые БТР К1РУ от Малайзии.

Свою лепту в дело увеличения предложений на мировом рынке оружия вносят и государства ближнего зарубежья, планирующие за счет реализации военной техники, доставшейся им в наследство от бывшего СССР, получить дополнительные экономические дивиденды. Довольно впечатляющим примером в данном отношении является факт продажи Молдавией в 1994 г. Йемену 12 истребителей МИГ-29 и 7 РСЗО БМ-9П140 "Ураган". В другом случае, о котором стало известно недавно, Белоруссия заключила контракт с Перу на поставку 18 истребителей МиГ-29 на сумму 380 млн. дол. Еще одним сюрпризом явился активный выход на мировой рынок военной техники Узбекистана, который в 1994-1995 гг. реализовал ее на сумму 870 млн. долл. (в частности, поставил 15 транспортных самолетов Ил-76М Китаю), что позволило ему занять почетное 13-е место среди ведущих экспортеров по результатам работы за 1991-1995 гг. Однако среди государств ближнего зарубежья самым крупным потенциалом по экспорту техники советских (российских) образцов располагает Украина. В 1995 г. ей удалось экспортировать В и ВТ на сумму около 100 млн. долл., в том числе продать Индии 300 грузовиков армейского назначения, поставить Ирану 12 противокорабельных ракет 85-К-22 и заключить контракты на поставки Шри Ланке девяти вертолетов Ми-17 и Ми-24 (осуществлены в 1996 г.).

Беспрецедентный шаг к наращиванию экспорта своего вооружения украинские оборонщики сделали в 1996 г., заключив (несмотря на отрицательную реакцию российской стороны) контракт стоимостью 580 млн. долл. на экспорт Пакистану 320 новейших танков Т-84. В список вооружений, которые Украина изъявила готовность продать данной стране, также были включены 152-мм самоходные гаубицы, БМП-2 и БМП-3. В 1996 г. Украине удалось реализовать четыре транспортных самолета Ан-32 Шри Ланке.

Подобная практика активного предложения военной техники со стороны зарубежных традиционных и новых экспортеров контрастировала в конце 80-х и начале 90-х годов с политикой советского (а в первое время и российского) руководства на свертывание поставок своих В и ВТ за рубеж и осуществление масштабной конверсии отечественного оборонного комплекса, принявшей, к сожалению, практически односторонний характер.

Наряду с этими факторами серьезный удар по экспортному потенциалу отечественного ВПК нанесли распад прежде единого оборонного комплекса, нарушивший традиционные кооперационные связи, а также непродуманная либерализация в области военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, приведшая к неоправданной конкуренции на внешнем рынке между массой неорганизованных и неопытных поставщиков.

В итоге в 1987-1995 гг. при общем сокращении объема мирового экспорта В и ВТ произошли существенные сдвиги в его структуре, вызванные диспропорциями в динамике поставок военной продукции отдельными экспортерами. До 1995 г. отмечалось резкое сокращение экспорта основных видов обычного вооружения России (СССР). Его объем, согласно данным СИПРИ, снизился с 18 млрд. долл. в 1987 г. до 1 млрд. долл. в 1994 г. (в ценах 1990 г.), или в 18 раз (табл.1, рис. 1). То есть, в 1994 г. величина таких продаж Россией составила менее 6% аналогичного показателя, достигнутого СССР в 1987 г.

За эти же годы существенно, но в меньших, чем у России, масштабах, сократился экспорт вооружений Франции (до 1,0 млрд. долл., или в 3,2 раза) и Китая (до 0,7 млрд. долл., или в 4 раза). Еще в меньшей степени снизился объем продаж на мировом рынке оружия США и Великобритании, а у ФРГ он наоборот - значительно возрос. Так, экспорт В и ВТ США в 1994 г. составил около 12,8 млрд. долл., что на 7,7% ниже уровня 1987 г., экспорт В и ВТ Великобритании сократился на 32,2% (до 1,5 млрд. долл.), а поставки за рубеж В и ВТ ФРГ возросли в 3,1 раза (до 2,5 млрд. долл.), что было обусловлено главным образом массированной распродажей военной техники, доставшейся в наследство от армии бывшей ГДР.

В результате с 1991 г., то есть с момента войны в Персидском заливе, единоличным лидером на мировом рынке военной техники стали США, доля которых в мировом экспорте основных видов обычного вооружения возросла с 29,8% в 1987 г. до 56,1% в 1994 г. (рис. 2). В то же время Россия (СССР) утратила свое былое ведущее место в торговле оружием (в 1987- 1989 гг. СССР занимал первое место по объему экспорта В и ВТ, обеспечивая 38-39% всех поставок). В 1992-1993 гг. доля России снизилась до 12-15%, а в 1994 г. составила всего 4,2%. Таким образом, в 1994 г. экспорт В и ВТ США превысил объем зарубежных поставок России в 14 раз (в 1987-1989 гг. СССР экспортировал оружия в сумме на 27% больше, чем США).

Наряду с США, довольно существенно усилились также позиции ФРГ, чья доля в мировом экспорте В и ВТ увеличилась с 1,7% в 1987 г. до 10,9% в 1994 г. В результате в эти годы ФРГ вышла на. второе место в мировом экспорте В и ВТ, сумев обойти других ведущих поставщиков, каковыми традиционно являлись Великобритания и Франция. Великобритания заняла в 1994 г. третье место, а ее доля в мировых продажах вооружения возросла с 4,7 до 6,5%. Удельный вес Франции сократился с 7,0 до 4,5%, Китая - с 6,4 до 3,3%. В итоге в 1994 г. по объему экспорта В и ВТ Франция заняла четвертое место, а Россия и Китай заняли пятое и шестое места соответственно.

Наметившиеся в первой половине 90-х годов диспропорции в мировой торговле оружием в пользу стран Запада, выявленные на базе стоимостных показателей, подтверждаются и данными об объемах мирового экспорта шести основных типов обычного вооружения в 1992- 1993 гг., выраженными в натуральных единицах (табл. 2). Так, по данным Регистра обычных вооружений ООН, на долю четырех ведущих стран Запада в 1992-1993 гг. пришлось 87,7% мирового экспорта боевых танков (России - 2,7%), боевых бронированных машин - 62,8% (15,5%), боевых самолетов - 71,9% (9,8%), вертолетов - 100% (0%), артиллерийских систем большого калибра - 60,7% (0,7%), военных кораблей - 84% (12%).

Однако в 1995 г. России в результате предпринятых мер удалось несколько выправить свое положение на мировом оружейном рынке, увеличив объем экспорта В и ВТ до 3,9 млрд. долл., что в четыре раза превысило показатель 1994 г. В итоге она вышла на второе место среди крупнейших военных экспортеров, обеспечив себе 17% мирового оружейного "пирога".

Таблица 2

Мировой экспорт основных типов обычного вооружения в 1992-1993 гг.


страны/типы В и ВТ

Боевые танки

Боевые
бронированные
машины

Боевые
самолеты

Боевые
вертолеты

Артиллерийские
системы большого
калибра

Военные
корабли

США

3634/78,3

1538/42,8

261/43,2

81/60,0

462/24,0

4/8,0

Великобритания

52/1,1

118/3,3

48/7,9

5/0,3

4/8,0

Франция

78/2,2

19/3,1

11/8,2

242/12,6

ФРГ

382/8,2

519/14,4

106/17,5

1/0,7

459/23,9

34/68,0

Китай

132/2,9

2/0,1

77/12,7

166/8,6

2/4,0

Россия

127/2,7

555/15,5

59/9,8

14/0,7

6/12,0

Прочие страны

313/6,8

779/21,7

34/5,6

42/31,1

576/29,9

ИТОГО

4640/100,0

3589/100,0

604/100,0

135/100,0

1924/100,0

50/100,0





Это явилось, в значительной мере, результатом возобновления масштабных военно-технических связей с такими крупными традиционными импортерами российского вооружения, как Индия и Китай. Так, Индия, с которой была подписана долгосрочная программа военно-технического сотрудничества общей стоимостью примерно 7-8 млрд. долл., в 1995 г. приобрела у России 10 истребителей МиГ-29 и до 180 УР класса "воздух-воздух" к ним. Продолжилось осуществление начатых ранее программ закупок ракет класса "корабль-корабль", ЗУР и РЛС для строящихся в стране кораблей, а также лицензионное производство истребителей МиГ-27Ь, ПТУР АТ-5 и ракетных катеров типа "Тарантул I". В конце 1996 г. было объявлено о подписании нового крупного контракта, предусматривающего экспорт в Индию до 2000 г. 40 российских истребителей Су-ЗОМК на сумму 1,8 млрд. долл.

Что касается Китая, то он в 1995 г. получил от России 200 танков Т-84 и 1500 ПТУР к ним, две подводные лодки типа "Кило", а также подписал контракт на вторую партию из 24 истребителей Су-27 (поставлены в 1996 г.), изъявив желание купить еще 24 таких самолета и приобрести лицензию на их производство.

Продолжилось военно-техническое сотрудничество России и с другими нашими традиционными партнерами: Венгрией (приобрела БТР-80), Словакией (МиГ-29), Вьетнамом (истребители Су-27 и УР класса "воздух-воздух" к ним), Болгарией (по программе помощи получила танки Т-72, БМП-1 и вертолеты Ми-24), а также Финляндией (подписан контракт на импорт ЗРК "Бук-1М").

Наряду с этим России удалось проникнуть на ряд новых для себя страновых рынков, среди которых выделяются Малайзия (приобрела истребители МиГ-29 и ракеты к ним), Кипр (танки Т-84, БМП-3 и ПТУР к ним, планирует приобрести ЗРК С-300), Турция (вертолеты Ми-17) и Южная Корея (подписала контракт на закупку танков Т-84, БМП-3 и ПЗРК "Игла").

Но, несмотря на успехи, достигнутые Россией в 1995 г., наша страна по общему объему экспорта В и ВТ и удельному весу в мировой торговле продолжает значительно уступать США, чьи показатели несколько снизились по сравнению с уровнем 1994 г., но остались самыми высокими в мире, свидетельствуя о сохранении за Соединенными Штатами лидирующих позиций в глобальном оружейном бизнесе.

Значительные изменения в последние годы произошли в географической структуре мирового импорта В и ВТ. Так, в 1987 г., в соответствии с данными СИПРИ, основной объем приобретаемой военной техники приходился на страны Ближнего и Среднего Востока (примерно 32% суммарного мирового импорта основных видов обычного вооружения). На втором месте находились страны Европы (27%), на третьем - государства Средней, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока - 26 %. Далее следовали страны Африки (7%), Латинской Америки (4%) и Северной Америки (3%).

В 1995 г. на лидирующие позиции в мировом импорте В и ВТ вышли страны Азиатско-Тихоокеанского региона (45%), крупнейшими получателями вооружений среди которых стали Китай, Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Япония, Индия и Индонезия. Государства Ближнего и Среднего Востока переместились на второе место (23%). Здесь основная часть поставок В и ВТ пришлась на Египет, Кувейт, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Бахрейн. Европейские страны заняли третье место (20%), ведущими импортерами среди них по-прежнему остаются Турция, Греция, Испания, Италия и Финляндия, осуществили довольно крупные импортные проекты Словакия, Болгария и Польша. На четвертую строчку поднялись латиноамериканские страны (5%), что явилось результатом масштабных закупок вооружений Аргентиной, Чили и Бразилией. Пятое место заняли страны Северной Америки (4%), шестое - африканские государства (2%). Что касается Австралии и Океании, то они остались на седьмом месте, сохраняя за собой примерно 1 % объема мирового импорта В и ВТ.

Как оценивают зарубежные военные специалисты, государства Ближнего Востока, а также Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока останутся основными импортерами В и ВТ и в ближайшие годы, на них придется 31 и 30% общего объема прогнозируемого мирового импорта В и ВТ в период 1994-2000 гг. соответственно. Далее будут идти страны НАТО - 27%, Южной Азии, Австралия и Океания - 9%, Латинской Америки и Африки - 2%, государства бывшего Варшавского Договора.

Такое изменение географии мирового экспорта В и ВТ обусловливается крупномасштабными программами перевооружения ВС многих государств Ближнего Востока, укрепляющих свой оборонный потенциал в свете итогов войны в Персидском заливе, а также стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где сохраняющиеся очаги нестабильности и быстрые темпы экономического развития ряда стран стимулируют осуществление ими многомиллионных программ импорта вооружения.

Среди стран-импортеров крупнейшими получателями вооружения на ближайшую перспективу останутся Саудовская Аравия (к началу 1995 г. имела соглашения на импорт В и ВТ в объеме 32,4 млрд. долл.), Турция (17 млрд. долл.), Тайвань (16,5 млрд. долл.), Япония (14 млрд. долл.), Южная Корея (13,5 млрд. долл.).

Таким образом, в последние годы в мировой торговле оружием произошли значительные динамические и структурные изменения, вызванные рядом причин объективного и субъективного характера. При этом отмечается повышение роли экспорта В и ВТ в обеспечении национальных интересов ведущих поставщиков вооружения. Вместе с тем общая тенденция на сужение емкости мирового рынка оружия при наличии большого его предложения создает дополнительные трудности для деятельности экспортеров, вынуждая их к осуществлению дополнительных мер (часто нетрадиционных) по "проталкиванию" своей продукции за рубеж.

В этих условиях ставится проблема поиска новых форм взаимовыгодного сотрудничества государств - ведущих экспортеров В и ВТ. Как показывает практика, акцентирование их внимания на учете только собственных интересов в данной сфере может привести к попыткам решить собственные проблемы за счет другого, что создает предпосылки к распространению оружия в мире. Так, США и их союзники по НАТО, вытесняя Россию с рынка государств Восточной Европы, подвигают ее на расширение поставок своей военной продукции другим странам, нуждающимся в современных В и ВТ и входящим в группу "риска", в частности Китаю. При этом развитие российско-китайского военно-технического сотрудничества, предусматривающее не только продажу готовых В и ВТ, но и передачу современных технологий, способствует развитию военного и военно-промышленного потенциалов Китая. А это может иметь долговременные отрицательные последствия с точки зрения возрастания угрозы безопасности не только для самой России, непосредственно граничащей с Китаем, но и для других стран, в частности Соединенных Штатов.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении сотрудничества России с Ираном, который недавно получил третью подводную лодку типа "Кило", вызвав тем самым настоящий переполох среди стран Персидского залива и у их западных союзников. Еще более негативную реакцию на Западе вызывают объявленные намерения России в ближайшие 10 лет увеличить объемы поставок в Иран машин и военной техники до 4 млрд. долл.

То есть в условиях реализации ведущими западными державами курса на расширение НАТО на Восток, уже приведшему к появлению трещин в развитии сотрудничества по линии Запад-Восток, вектор российских контактов, в том числе военно-технических, все больше переориентируется на Юг и Юго-Восток. И задача здравомыслящих политиков и прагматичных экономистов и коммерсантов не допустить опасных перекосов в данных отношениях, чреватых образованием новых угроз.

Тем более что в современных условиях имеется значительный потенциал выгодного военно-технического сотрудничества между представителями российского и западного ВПК, о чем свидетельствует, в частности, наличие спроса на российскую боевую технику, отличающуюся высокими качественными параметрами, со стороны ряда стран Запада. Так, ВВС ФРГ успешно эксплуатируют истребители МиГ-29, доставшиеся им в наследство от армии бывшей ГДР. При этом некоторые германские представители проявляли интерес к варианту приобретения дополнительной партии этих самолетов как выгодной альтернативе более дорогому "Еврофайтер-2000". Кроме того, обсуждались предложения о дооборудовании планеров истребителей МиГ-29 западными авиони-кой и вооружением и продажей их "третьим" странам. Но если данные проекты остались, к сожалению, нереализованными, то в качестве осуществленных программ необходимо выделить участие французских (СНЕКМА и "Секстант авионик") и итальянской ("Аэромакки") фирм в совместной разработке перспективных учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ и Як-130, которые в ближайшее время должны пойти в серийное производство и планируются к поставкам ВВС России и на экспорт.

Бесспорно, что такое сотрудничество будет выгодно и России, и странам Запада, которые за счет данных связей могут получить передовые российские технологии, снизить свои затраты и расширить рынки сбыта собственной продукции. При этом Западу целесообразно рассматривать производство и экспорт российской высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции оборонного назначения в качестве нашей специализации в рамках международного разделения труда.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]