Экономика
Обозреватель - Observer



МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


Тенденция военного производства в 90-х годах
и её связь с экспортом

М.Грешнев,
кандидат экономических наук

       В 90-х годах XX в. произошло значительное сокращение объёма выпуска военной продукции, в том числе в странах НАТО и ОВД. Общее сокращение выпуска вооружения последовало после интенсивного наращивания военного производства в первой половине 80-х годов. Снижение уровня военного производства, которое было весьма существенным в первой половине 90-х годов, к концу периода практически прекратилось. Большую роль в этом сыграла стратегия военно-промышленных компаний по адаптации к новым условиям функционирования военного производства. Эта стратегия позволила крупнейшим компаниям осуществить полный или частичный отход от производства военной продукции, провести диверсификацию, слияние и приобретение компаний, модернизировать производственный процесс, что, в свою очередь, позволило вместе с ростом производства увеличить военный экспорт.

           Согласно данным, приведённым в "Ежегоднике СИПРИ 2000"1, после "холодной войны" в период 1990-1997 гг. стоимостный объём производства продукции военного назначения в мире упал на треть в реальном выражении. Совокупный объём военного производства в трех главных мировых центрах военной промышленности (США, Великобритании и Франции) уменьшился на 40% в течение 11-летнего периода 1987-1997 гг.
           Самое значительное сокращение производства вооружения произошло в России, более чем на 90% за период 1991-1998 гг.
           Согласно официальным данным, в США и Германии сокращения военной продукции также были существенными, составив почти 50% за период 1987-1996 гг. в США и 1990-1995 гг. в Германии.

       Небольшие сокращения военного производства наблюдались в Японии и в Великобритании.
       Падение производства военной продукции связано со значительным сокращением внутренних закупок вооружения и военной техники (В и ВТ) после окончания "холодной войны". Именно этот фактор заставил указанные страны резко увеличить экспорт В и ВТ для компенсации падения внутреннего спроса.

           Особенно резко с середины 90-х годов стал возрастать экспорт В и ВТ во Франции и Великобритании. В 1998 г. доля экспорта оценивалась в 48% в Великобритании и в 40% во Франции от общего производства.
           В США эта доля на национальном уровне оставалась примерно постоянной в течение всего периода, хотя некоторые крупнейшие военно-промышленные компании также увеличили долю экспорта военной продукции. В число этих фирм вошли: фирма "Локхид-Мартин", у которой доля военного экспорта в общем объёме продаж увеличилась с 8% в период 1989-1991 гг. до 24% в 1996-1998 гг., компания "Боинг" - с 16 до 25% и корпорация "Рейтеон" - с 8 до 11% соответственно.


Россия

Отмеченное выше 90%-ное сокращение производства В и ВТ в период 1991-1998 гг. было приостановлено в 1998 г., а в 1999 г. производство В и ВТ существенно возросло впервые после распада Советского Союза (табл. 1).

                              Таблица 1

Россия: объём выпуска продукции и занятость в ВПК
(без атомной промышленности)

                                %

Показатели

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Продукции, всего

80,4

64,6

39,2

31,2

22,7

19,7

19,2

25,5

военная

49,5

32,5

19,9

16,6

12,8

9,4

9,9

13,5

гражданская

99,6

85,6

52,6

41,3

29,1

28,7

26,5

34,1

Число занятых

90,3

79,9

78,2

67,1

58,6

52,7

47,3

44,4

      Примечание. 1991 год - 100% (постоянные цены)
      Источник. База данных СИПРИ 2000 г. по военной промышленности. 1999.

Большую роль здесь сыграла новая российская военно-промышленная политика, появление которой обычно связывается с решениями, принятыми в декабре 1997 г.

Она охватывает три основных элемента:

  • увеличение финансирования;
  • консолидацию;
  • повышение конкурентоспособности экспорта В и ВТ.

В интересах дальнейшего совершенствования военно-промышленной политики и разработки рекомендаций по осуществлению необходимых для этого мер 22 июня 1999 г. правительство объявило об образовании "Комиссии по военно-промышленным вопросам" под председательством премьер-министра и оперативным руководством заместителя премьер-министра И.Клебанова.

Консолидация, запланированная согласно "Федеральной программе реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы" предполагала концентрацию промышленности с целью уменьшения числа военно-промышленных предприятий с 1700 в 1997 г. до 670 в 2000 г. Добиться этого, однако, оказалось трудно, и к концу 1999 г. число предприятий, официально составляющих ВПК, фактически не изменилось. Помимо целого ряда реорганизационных мероприятий, в 1999 г. было принято несколько правительственных решений и осуществлены меры по улучшению финансового положения военной промышленности. В число этих мер входило:

  • возмещение долга предприятиям и списание части долга промышленности федеральному бюджету;
  • более быстрое исполнение принятого бюджета (так, чтобы не образовалась новая задолженность);
  • увеличение объёма заказов военной промышленности.

С целью решения этой проблемы в октябре 1999 г. дополнительно к бюджету на 1999 г. правительством России было выделено 4 млрд. руб. на закупку В и ВТ, необходимой для войны в Чечне, включая самолёты, вертолёты и оборудование связи.

По заявлению премьер-министра России М.Касьянова, объём ассигнований на закупку В и ВТ в 2001 г. должен был возрасти на 50%. Предполагалось, что часть этих ассигнований должна быть осуществлена за счет роста экспорта военной продукции

В настоящее время доходы от экспорта оружия становятся важным источником иностранной валюты для России и экспорт играет главную, если не решающую роль в сохранении действующих производственных мощностей. Российский экспорт оружия в 1998 г. оценивается в 2,7 млрд. долл., что соответствует приблизительно 3,7% от общего российского экспорта. Вместе с тем следует отметить, что существующий портфель военных заказов на основные виды обычных вооружений не внушает оптимизма относительно будущего экспорта оружия.

Наиболее важные (с большим отрывом от других) покупатели российского оружия - Индия и Китай.

Что касается Индии, то она, несмотря на поставки оружия из западноевропейских стран, во многом зависит от российских поставок В и ВТ. В ноябре 1999 г. Индия выразила намерение обеспечить закупку широкого ассортимента вооружения в России2. Однако возникла проблема в оплате заказов. В то время как текущие индийские приобретения в западном мире оплачиваются свободно конвертируемой валютой, Индия предполагает платить России за новое оружие в рупиях. Это не единственный случай. Российский экспорт оружия часто осуществляется на условиях бартера, в счет уплаты долгов, по демпинговым ценам или оплаты в иной, чем свободно конвертируемая валюта.

Китай, как и Индия, во многом зависит от поставок российского вооружения. Российские поставки В и ВТ Китаю позволили ему существенно модернизовать свои вооружённые силы. Главный заказ Китая в 1999 г. был на приобретение 40 боевых самолётов Су-30К, самых современных в российских военно-воздушных силах, оценивающийся в 2 млрд. долл. Китай по этому же заказу закупил для ВМФ первый из двух эскадренных миноносцев типа "Современный" в 1999 г.

Анализ результатов маркетинговой и рекламно-выставочной деятельности показал, что наиболее конкурентоспособными на мировом рынке по своим тактико-техническим характеристикам и стоимостным показателям являются российские самолёты "Су-27" и "Су-30", вертолёты "Ми-17", "Ми-28", "Ми-35", зенитно-ракетные системы "С-300 В" и "С-300 ПМУ1", зенитные комплексы "Бук-М1", "Тор-М1", "Тунгуска", танки "Т-72 С", "Т-80".

В России в последние годы сложилась тенденция к росту экспорта военно-морской техники. На рынке морских вооружений повысился спрос на надводные корабли, подводные лодки и новые противокорабельные ракеты, которыми могут быть вооружены новые и ранее поставленные на экспорт надводные корабли и подводные лодки.

Совершенствование военно-технического сотрудничества (ВТС) в условиях обострения конкуренции обеспечило в России создание образцов вооружения под требования конкретных заказчиков. Примером этого являются самолёты "Су-30 МКИ", поставляемые в Индию, и указанные выше самолёты серии "Су-30 МКК", поставляемые в Китай. Эти самолёты существенно отличаются от серийных по конструкции и по составу бортового оборудования.

Ведущей тенденцией развития рынка вооружений в современных условиях является переход от закупок В и ВТ к более сложным видам сотрудничества. Страны-импортеры увязывают поставки военной техники с последующей передачей лицензий на производство, а также с созданием собственной инфраструктуры по обеспечению эксплуатации и ремонта В и ВТ.

В целях совершенствования военно-технического сотрудничества в 1999 г. Россией был подписан ряд межправительственных соглашений с Малайзией, Индией, Алжиром и другими странами, проведены заседания межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Бразилией, Словакией, Чехией. Проведен еще целый ряд мероприятий по расширению ВТС с другими странами. В будущем предстоит завершить разработку концептуальных основ государственной политики России (внутренней и внешней) в области ВТС. Решение этих проблем будет способствовать продвижению продукции ВПК на новые перспективные и стабильные рынки.

Один из факторов, который будет влиять в будущем на размеры доли поставщиков в продажах современного оружия, является объём инвестиций в перспективные научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) военного назначения. Без таких инвестиций поставщики могут конкурировать только в сфере поставок менее современных систем оружия. Альтернативой здесь может быть их специализация в отдельных узких технологических нишах, что связано с экспортной уязвимостью продаж производимой военной продукции.

В связи с сокращением правительственных инвестиций в военные НИОКР в большей части зарубежных военно-промышленных компаний возникли серьёзные финансовые ограничения проводимых ими военных НИОКР. В европейском регионе этот фактор способствовал расширению кооперации в создании современных видов вооружений.

Что же касается России, то зарубежные специалисты считают, что недостаточное финансирование военных НИОКР является весьма серьёзной проблемой в стране. Доходы от экспорта, который является главным источником иностранной конвертируемой валюты, не решат проблему создания в требуемых объёмах современных видов оружия.

Положение усложняется еще и тем, что в России отсутствуют возможности, которыми располагают военно-промышленные компании США и Европы в сфере обмена передовыми военными технологиями и научно-технической кооперации. В результате это может обернуться потерей Россией экспортных возможностей В и ВТ в будущем.


США и западноевропейские страны

Экспортеры. Соединенные Штаты остаются крупнейшим инвестором в области военных НИОКР, сохраняющим национальный контроль над всеми основными программами. После войны в Югославии среди европейских импортеров значительно возрос интерес к американскому "умному" оружию и пополнению им военных арсеналов стран-членов НАТО.

В этой связи будущее экспорта В и ВТ в Соединенных Штатах будет определяться предложениями "Оперативной группы по глобализации и безопасности управления наукой" МО США после придания им (предложениям) статуса официальной политики. Если это произойдет, то позиция США как крупнейшего экспортера военной продукции может быть значительно усилена, и сохранен отрыв от других поставщиков в сфере наиболее передовых технологий3.

В настоящее время европейские союзники США по НАТО уже получают оружие и технологии, еще не поставляемые США в другие страны. Некоторые поставки совершенно уникальны. Например, Великобритания представляет собой единственную иностранную державу, получающую крылатые ракеты "Томагавк". В прошлом Великобритания предпочитала военную технику типа вертолётов "АН-64D" (Апач), первый из которых был поставлен в 1999 г.

Сегодня Европа стремится к большей опоре на собственные силы в области НИОКР военного назначения и военных закупок, так же как и к большей операционно-технологической независимости. Эти цели, отраженные в "Инициативе об оборонном потенциале", принятой на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне в апреле 1999 г., дают возможность расширить внутриевропейское военно-технологическое сотрудничество и закупки оружия и таким образом оказывать влияние на трансатлантические продажи оружия.

Сбалансирование трансатлантической торговли продукцией военного назначения, которая по обе стороны Атлантики считается приемлемой с политической, экономической и военной точек зрения, на самом деле трудно достигаемо. Поддержание баланса становится всё более сложным и для Великобритании, которая хочет одновременно сохранить свои "особые отношения" с США и не утратить при этом своих европейских амбиций.

Всё это связано с тем, что Европа представляет собой важнейший военный рынок для оружия американского производства. Поэтому расширение внутриевропейской торговли оружием с беспокойством встречается в США. Устойчивые интересы и впредь будут способствовать поддержке Соединенными Штатами закупок американской военной техники европейскими странами. При этом не исключается использование методов военно-политического давления.

Помимо США и России крупнейшими европейскими поставщиками оружия являются Франция, Великобритания и Германия.

Военные поставки Франции увеличились между 1995 и 1998 гг., но в 1999 г. упали ниже уровня 1996 г. и составили приблизительно 10% общего объёма мировых поставок основных видов обычных вооружений в 1995-1999 гг. Это было на 20% ниже уровня российских поставок в том же периоде. Основными покупателями французского В и ВТ в 1995-1999 годы были Тайвань и Объединенные Арабские Эмираты.

Великобритания с её объёмом военного экспорта, равного 7% мирового, занимала в период 1995-1999 гг. среди крупнейших поставщиков оружия четвертое место в мире. Уровень британских продаж основных видов обычных вооружений уменьшился более чем в два раза с 1997 г., причем сокращению подверглись поставки большинства категорий военной техники. Основной причиной являлось отсутствие новых заказов на поставки авиационной техники после завершения поставок в 1998 г. боевого самолёта "Торнадо" Саудовской Аравии.

На долю Германии, пятого крупнейшего поставщика В и ВТ, приходилось примерно 5% мирового военного рынка. Рост военного экспорта Германии с 1998 г. дал ей возможность в следующем году обойти Великобританию. Основным получателем оружия из Германии в 1995-1999 гг. была Турция, чей военный импорт из этой страны составил 1,8 млрд. долл. Общий же импорт В и ВТ Турции был равен почти 6,5 млрд. долл. В отличие от начала 90-х годов, когда Германия поставляла в основном подержанное оружие, в 1999 г. она экспортировала главным образом новые В и ВТ.

Импортеры. Крупнейшими покупателями вооружений в 1999 г. являлись страны Ближнего и Среднего Востока, Восточной Азии и Австралия. Закупки вооружений Саудовской Аравией (крупнейший мировой импортер) в 1999 г. достигли 6,1 млрд. долл.

Специалисты считают, что после завершения работ по созданию нового евроистребителя для замены истребителя "Торнадо" следует ожидать значительного роста закупок вооружений Саудовской Аравией.

Среди стран Восточной Азии ведущим импортером считается Тайвань. В 1999 г. тайваньский импорт В и ВТ составил 2,6 млрд. долл., что в два раза было ниже по сравнению с 1997 г.

Латиноамериканский регион попал в поле зрения американских авиастроительных компаний после августа 1997 г., когда администрация Клинтона отменила эмбарго на поставки в этот регион американских военных самолётов и высокоточного оружия. По мнению представителей крупнейших американских авиастроительных компаний "Локхид-Мартин" и "Боинг", у латиноамериканского рынка новых военных самолётов и систем оружия есть перспективы роста.

Бразилия, претендующая на роль ведущей военной державы в регионе, привлекает особое внимание американских корпораций. В рамках разработанной в Бразилии программы FX-BP предусматривается модернизация ВВС, включая приобретение новых истребителей, турбовинтовых транспортных самолётов, а также модернизация находящихся на вооружении самолётов.

Аргентина завершает программу модернизации своих штурмовиков "A-4R" ("Скайхок") и заинтересована в новом истребителе "F-16". Венесуэла в настоящее время приступила к модернизации парка 20 истребителей "F-16A".

В целом на латиноамериканском рынке растёт интерес к истребителям, однако спрос на военно-транспортные самолёты и большие транспортные вертолёты ограничен.

Растёт также спрос на военные и гражданские вертолёты по всему региону. В 1999 г. странами региона было закуплено у США 82 вертолёта. (табл. 2).

                              Таблица 2

Поставщики и получатели основных видов вооружений
за 1995-1999 гг.

Получатели

Поставщики

Всего

США

Россия

Франция

Великобритания

ФРГ

Африка

176

899

272

42

29

2478

Латинская Америка

1540

612

518

1297

528

7796

Азия

20996

9888

6362

1822

1161

47372

Китай

3346

197

16

3994

Индия

3469

80

217

369

4637

Япония

4250

45

8

4343

Европа

10648

1829

984

657

1888

18824

Ближний и Средний Восток

19570

1396

3589

3520

2339

33257

Саудовская Аравия

6659

96

1988

9231

Турция

3533

142

491

74

1815

6461

ОАЭ

234

542

1679

193

4

3268

Всего

53443

14628

11731

7343

6085

111314

      Данные представляют собой значения тренд-индикатора, выраженные в млн. долл. США в постоянных ценах
      1990 г.4
      Источник:.База данных СИПРИ о торговле оружием

К числу главных импортёров оружия, помимо указанных в табл. 2 Саудовской Аравии и Турции, можно отнести Южную Корею, Египет и Тайвань. В 1999 г. Тайвань оставался уже третий год подряд самым крупным получателем оружия, импортируемого главным образом из США.

Американские поставки большого числа боевых самолётов F-16 Тайваню были осуществлены в ответ на закупки Китаем ранее указанных российских самолётов СУ-30К.

И Ближний и Средний Восток и Северо-Восточная Азия являются регионами, в которых осознание новых угроз, вызванных трагедией в США 11 сентября 2001 г., может оказать влияние на будущие планы военных закупок. Сценарии для Израиля включают возможность нанесения ракетно-бомбовых ударов со стороны Ирана и Ирака с использованием оружия массового поражения. Израильские закупки ракет, авиационной и военно-морской техники, по всей вероятности, уже направлены на сдерживание или даже превентивное отражение таких направлений.

Террористические акты, совершённые в Америке, будут иметь долгосрочные последствия для военной промышленности США, что будет выражено в росте заказов на В и ВТ. Такой точки зрения придерживается большинство американских аналитиков. Они в целом высоко оценивают перспективы американской военной промышленности и считают, что в ближайшее время стоимость акций ВПК будет на 60% выше среднего курса акций, котирующихся на фондовой бирже. Столь оптимистичны они и в области роста военных расходов, так как правительство США будет укреплять вооружённые силы в целом. Особое внимание будет уделяться службе воздушного наблюдения и опознавания, электронике, беспилотным самолётам и, возможно, судам.

    В 2001 г. бюджетные расходы США на оборону составляют почти 300 млрд. долл., а в 2003 г., по прогнозу аналитиков, они увеличатся до 400 млрд. долл. На производство вооружения в текущем году было выделено 60 млрд. долл., что же касается будущего, то еще до террористических актов администрация Дж.Буша запланировала увеличить расходы на закупку В и ВТ до 100 млрд. долл.

Львиная доля дополнительных бюджетных ассигнований предназначалась для "китов" американского ВПК. Примером может служить корпорация "Нортроп Грумман", руководство которой считает, что для "ударов возмездия" потребуются не только её бомбардировщики "Б-2", но и производимые ею беспилотные самолёты-разведчики, а также информационные технологии.

Если США начнут осуществлять коренную реформу своих вооружённых сил, направленную на изменение их структуры, то это повлечёт за собой и серьёзные изменения во внутренних закупках В и ВТ.

Произойдёт сокращение внутреннего спроса на обычные виды вооружения и, как результат этого, крупнейшие военно-промышленные фирмы США вынуждены будут больше ориентироваться на экспорт. Этому будет способствовать возрастание темпов реструктуризации вооружённых сил, проводимая странами Ближнего и Среднего Востока и Северо-Восточной Азии, которые в целях обеспечения своей безопасности в условиях всё усиливающейся напряжённости вынуждены будут резко увеличить импорт В и ВТ.

__________________

1 СИПРИ - Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI - Stockholm International Peace Research Institute).
2 Индия намеревалась купить: 1 авианосец, 60 боевых самолетов, 6 систем ПВО дальнего действия, 2 подводные лодки, 3 эскадренных миноносца, около 300 танков, 6 морских бомбардировщиков дальнего действия, 2 самолета РЭБ и лицензию на производство 40 современных боевых самолетов (Defense News. 22 Nov. 1999.).
3 Arms Sales Monitor. N. 42. Jan. 2000.
4 Данные СИПРИ о поставках вооружений отсылают к фактическим поставкам основных видов обычных вооружений. Чтобы обеспечить сопоставление этих данных и определить общие тенденции, СИПРИ использует значения тренд-индикатора. Таким образом, данные СИПРИ представляют собой показатели объёма только международных поставок оружия, а не фактическую стоимость таких поставок. Следовательно, они не сопоставимы с такими экономическими показателями, как ВВП или объём экспорта - импорта.
Методика вычисления тренд-индикатора содержится на сайте СИПРИ URL http://www.sipri.se/projects/armstrade/atmethods.html.




магазин "Все Стулья.ру"
   TopList         

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]