Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ*
Н.Котляров,
кандидат экономических наук Одной из наиболее сложных проблем рубежа 80-90-х годов, имевших существенное влияние на дальнейшее развитие китайско-американских отношений стал вопрос о пролонгации действия режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении КНР. Китай, как социалистическая страна, по-прежнему подпадал под действие Закона Джексона-Вэника от 1974 г., согласно которому президент США на ежегодной основе принимал решение о продлении для Китая действия РНБ. Конгресс США, со своей стороны, мог заблокировать это решение, если сочтет нужным. Вопрос о пролонгации РНБ рассматривался в мае-июне месяце каждого года, и в 1980-1989 гг. обсуждение этого вопроса носило чисто формальный характер. Весной 1990 г., в разгар критики "мягкого" подхода со стороны президента Дж. Буша к Китаю, в США развернулась компания с требованием лишить КНР статуса РНБ. Сторонниками такого подхода выступили ряд конгрессменов, представители движения китайских студентов в США, общественные организации, поддерживаемые рядом СМИ. Формальный критерий предоставления Соединенными Штатами статуса РНБ социалистической стране сводился к свободе эмиграции. Однако в условиях развития демократических процессов в мире противники "мягкой" позиции президента Буша требовали в Конгрессе более жестко увязать экономические аспекты двусторонних отношений с политическими процессами, происходящими внутри КНР. Дебаты в Конгрессе сконцентрировались на правах человека в Китае и преследовании там диссидентов. К этому времени РНБ стал важнейшим элементом в системе экономических отношений между США и Китаем. По оценкам экспертов, отмена РНБ имела бы следствием значительное увеличение размеров импортных пошлин, которым подверглось бы 90% объема китайского экспорта в США.
Только введение тарифа по 25 наименованиям основных экспортных товаров Китая составило бы сумму 2 млрд. долл. Пошлины увеличились бы в 6 раз по сравнению с 1989 г. Проблема осложнялась тем, что основу китайского экспорта в США составляли недорогие потребительские товары (одежда, обувь, игрушки и др.), которые очень чувствительны к изменениям цен. Увеличение пошлин привело бы к тому, что американские потребители этих товаров перестали покупать изделия китайского производства. Спрос внутри США на китайские потребительские товары объяснялся тем, что при соотношении цены и качества китайская экспортная продукция опережала многих своих конкурентов из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Изучение вопроса в Конгрессе показало, что введение дополнительных пошлин ущемило бы также интересы американских потребителей, которым пришлось бы покупать более дорогую продукцию. В большом проигрыше, в случае отмены РНБ для Китая, оказывалась и экономика Гонконга. Сотни фирм Гонконга перенесли свои производства в южные районы Китая, на этих предприятиях работало, по различным оценкам, от 2 до 4 млн. чел. Сбыт этой продукции ориентировался в основном на американский рынок. Кроме того, важной особенностью экономической жизнедеятельности острова являлась реэкспортная торговля.
Если прямой экспорт КНР в США в 1989 г. составил 4,4 млрд. долл., то реэкспорт Гонконга из Китая в США составил 8,5 млрд. долл.
Губернатор Гонконга Д.Вильсон заявил, что в случае отмены режима наибольшего благоприятствования для Китая, объем реэкспорта сократится более чем в два раза. Банки Гонконга, вложившие средства в китайские предприятия, могут обанкротиться, произойдет также снижение грузооборота порта, и в результате главным пострадавшим окажется экономика Гонконга. Лишение КНР режима наибольшего благоприятствования в торговле с США имело еще один аспект. Китайское правительство могло предпринять встречные меры в отношении американских товаров. Сокращение в административном порядке закупок на американском рынке зерновых, изделий химической промышленности, энергетического оборудования, ряда других товаров нанесло бы серьезный ущерб прежде всего американским производителям, так как Китай вполне мог без ущерба для себя приобретать эту продукцию в третьих странах. В 1989 г. Китай закупил на внешнем рынке, прежде всего в США, Канаде и Австралии, 15 млн. т зерновых. В случае прекращения закупок зерновых в США, потери американских фермеров составили бы не менее 1 млрд. долл. В ходе дискуссий, проходивших в США весной - начале лета 1990 г. по вопросам торгового режима с Китаем, выявились важные проблемы:
В поддержку сохранения РНБ для Китая выступили представители заинтересованных кругов делового сообщества США, в частности:
Исполнительный директор Совета Р.Салливэн, затрагивая вопрос о непростом характере двусторонних отношений и о важности экономических обменов, отметил, что потеря РНБ может лишить обе страны оставшегося каркаса, который связывают США и Китай между собой. В то же время ряд крупных американских компаний, заинтересованных в развитии экономических отношений с Китаем, но не желавших публично поддерживать интересы КНР после событий 1989 г., заняли выжидательную позицию и не участвовали в развернувшихся дебатах. Президент Дж.Буш в мае 1990 г. принял решение о продлении для КНР статуса РНБ и официально уведомил об этом Конгресс. Администрация мотивировала свою позицию нежеланием изолировать Китай от внешнего мира и позволить сторонникам жесткого курса в китайском руководстве свернуть экономические реформы в стране. Итогом дебатов в Конгрессе стала выработка компромиссного решения, которое появилось в виде "специальных оговорок": Конгресс пролонгирует РНБ на один год, но выдвигает условия по соблюдению прав человека, которые должен выполнить Китай для получения режима в следующем году. Такой подход, сохранившийся в последующие годы, во многом определил характер китайско-американских отношений. Вопрос РНБ становился центральным пунктом, используя который Конгресс США мог оказать давление на администрацию и повлиять, таким образом, на выработку американской политики в отношении Китая. В связи с тем, что не были четко определены условия продления РНБ, через год, в 1991 г., к прежним требованиям (нарушение прав человека и преследование участников демократического движения) добавились новые: увеличение доступа американских товаров на китайский рынок, борьба с нарушением в Китае прав интеллектуальной собственности, то есть незаконным использованием американских компьютерных программ и других технологий. Американская сторона потребовала также прекращение Китаем экспорта в США товаров, изготовленных заключенными в китайских тюрьмах, а также изготовленных за счет использования труда несовершеннолетних. Экономические требования явились следствием растущего дефицита США в торговле с КНР, который, согласно американским данным, составил 0,5 млрд. долл. По этому показателю Китай уступал только Японии и Тайваню. Причиной дефицита, по мнению американской стороны, являлась несправедливая торговая практика КНР: жесткий импортный контроль, демпинговые цены на экспортные товары, фальсификация товарных знаков с целью превышения экспортных квот, нарушение прав собственности. Американская сторона предпринимала попытки сократить дефицит в торговле с КНР за счет увеличения своего экспорта и сокращения импортных закупок. Вместе с тем под прикрытием вопроса о правах человека явно проступало стремление усилить протекционизм в торговле с Китаем. Важным движущим мотивом являлось так же возможность использования представителями демократической партии "китайского фактора" во внутриполитической борьбе против республиканской администрации. Практически каждая группа и организация, имеющая свои интересы в Китае, включая тайваньские и тибетские организации, хотела быть учтенной при принятии решения о пролонгации РНБ в отношении Китая. В апреле 1991 г. в Конгрессе США по ситуации в Тибете выступил далай-лама. Китайская сторона выразила протест по поводу этого выступления и встречи далай-ламы с президентом Дж.Бушем. Представитель МИД КНР заявил, что тибетский вопрос является сугубо внутренним делом Китая, ни одна страна не имеет права в него вмешиваться, помогая деятельности тибетских сепаратистов, направленной на подрыв национальной сплоченности страны. В 1992 г., накануне слушаний в Конгрессе вопроса о торговом режиме с КНР, в США была развернута так называемая компания "тойкота" - бойкотирования игрушек китайского производства. Организаторами компании вступили коалиция китайских диссидентов, тибетские эмигранты и их сторонники в США, которые заявили, что эти игрушки производятся за счет использования труда несовершеннолетних и заключенных. Компания не имела существенного влияния на объемы продаж в Америке этих изделий, но усилила антикитайские настроения в обществе и Конгрессе. Игрушки являлись второй по значению статьей китайского экспорта в США после одежды. Но в отличие от текстильной промышленности США с ее крупной внутренней производственной базой и стремлением оградить внутренний рынок от дешевых китайских товаров, американские компании по производству игрушек резко возражали против введения ограничений на китайские поставки. Среди них были такие известные в своей области фирмы, как "Мэттел", "Хасбро", "Тайко", которые инвестировали крупные средства в китайскую экономику, наладили там производство и организовали через свою сбытовую сеть поставки на американский рынок. Президент Ассоциации производителей игрушек США Д.Миллер заявил, что Китай является важнейшим источником получения высококачественных игрушек массового производства с популярными ценами. Он опроверг утверждения, что многие китайские игрушки производятся заключенными. В 1992 г. Конгресс США принял законопроект, согласно которому для получения РНБ в торговле, Китай, помимо соблюдения прав человека, должен выполнить следующие условия: прекратить продажу третьим странам ракетных технологий военного назначения, не распространять технологии, связанные с производством ядерного и химического оружия, снять торговые барьеры на экспорт американских товаров в свою страну, ввести запрет на экспорт товаров, изготовленных заключенными и несовершеннолетними. Понимая нереальность выполнения ряда выдвинутых условий, президент Буш наложил вето на этот законопроект и принял решение о продлении РНБ для КНР на следующий год вообще без каких-либо предварительных условий. Вместе с тем администрация США усилила давление на Китай для решения двусторонних торгово-экономических проблем. Министерство торговли США начало проводить антидемпинговые расследования в отношении китайских товаров. Стремясь не допустить расширения разногласий, китайская сторона заняла позицию активного диалога, идя на уступки, однако лишь под сильным давлением.
После проведения серии жестких переговоров по защите прав интеллектуальной собственности сторонами был подписан меморандум о взаимопонимании, который отражал согласие КНР соблюдать международные требования по авторским правам и обещание принять соответствующие законы внутри страны.
Меморандум 1992 г. предусматривал защиту прав интеллектуальной собственности программного обеспечения, продуктов фармацевтической и химической промышленности, тиражирования зарубежных фильмов и продукции звукозаписи. В Китае был подготовлен закон об авторских правах.
Представитель министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли КНР заявил, в частности, что продукция, произведенная заключенными, запрещена для экспорта. После введения экономических санкций и замораживания официальных контактов на высоком уровне со стороны промышленно развитых стран Запада, происходивших на фоне развития демократических процессов в восточноевропейских странах, Китай активизировал усилия по ликвидации ограничений и преодолению изоляции. Важные шаги в этом направлении были сделаны китайской дипломатией. Летом 1990 г. Китай установил дипломатические отношения с Индонезией и Сингапуром - двумя странами Юго-Восточной Азии, где сильные позиции в экономике занимало деловое сообщество зарубежных китайцев (хуацао), ставшее важным источником внешних инвестиций в КНР. В 1992 г. произошло полное восстановление дипломатических отношений с Южной Кореей. После подписания в ходе визита в КНР президента Южной Кореи Ро Дэ У двусторонних соглашений по торговле и инвестициям, корейские фирмы начали быстро проникать на китайский рынок, представляя собой так же новый важный источник получения капитала, технологий и опыта управления. Южная Корея стала пятым по важности торговым партнером Китая. Несмотря на существующие политические разногласия с Тайванем, предпринимались меры по активизации экономических обменов с островом. В этих целях в 1991 г. было разработано "Положение о поощрении инвестиций иностранных граждан китайской национальности, а также соотечественников из Тайваня и Сянгана". В свою очередь, правительство Тайваня ослабило ограничения на торговлю с континентальным Китаем, расширив список товаров, разрешенных к импорту из КНР, что способствовало быстрому росту двусторонней торговли. Хотя торговля осуществлялась в основном через Гонконг, Тайвань стал одним из ведущих торговых партнеров КНР с объемом товарооборота 4,2 млрд. долл. в 1991 г. (прирост составил 64,4% по сравнению с предыдущим годом). Стремительное развитие связей Китая с соседними государствами и Тайванем оказало влияние на Японию, деловые круги которой не желали отставать от своих конкурентов в Азии.
В начале 1991 г. Китай посетил министр финансов Японии Р.Хасимото. В ходе визита были обсуждены вопросы восстановления прерванных в 1989 г. экономических обменов.
В августе 1991 г. премьер-министр Т.Кайфу стал первым из лидеров стран "большой семерки", нанесшим официальный визит в КНР после введения в действие санкций стран Запада. В ходе переговоров было заявлено о поддержке Японией намерений правительства КНР продолжать политику реформ и внешней открытости и выражена готовность японской стороны оказывать содействие в модернизации китайской экономики. Т.Кайфу объявил о выделении в 1991 г. дополнительного займа Китаю в размере 129 млрд. иен (около 1 млрд. долл.). Следующий прорыв был осуществлен в отношениях с Великобританией. В центре внимания стояли вопросы, связанные с переходом Гонконга под юрисдикцию КНР, и последующее экономическое развитие острова.
Правительство Великобритании приняло решение о реализации крупных инфраструктурных проектов в Гонконге, включая строительства нового аэропорта, который должен был начать работать в 1997 г., то есть к моменту воссоединения с КНР. Проект рассматривался как очень важный для интересов британских компаний, а также фирм Гонконга, рассчитывавших получить крупные строительные контракты. Для начала строительства аэропорта и обеспечения его финансирования Англии было необходимо заручиться согласием правительства Китая. Китайская сторона завила, что для согласования вопроса должна быть проведена встреча руководителей правительств.
В сентябре 1991 г. премьер-министр Великобритании посетил КНР и таким образом стал первым западноевропейским лидером, нанесшим визит в Китай после событий 1989 г. В ходе визита был подписан двусторонний меморандум о строительстве аэропорта и создании специального китайско-британского комитета, курирующего этот вопрос. Китай подтвердил, что после перехода под юрисдикцию КНР социально-политическая система Гонконга будет основываться на принципах "одна страна - две системы", предусматривающих сохранение высокой степени самостоятельности острова. В течение 1991-1992 гг. произошли также и значительные изменения отношений КНР с другими странами Западной Европы.
Осенью 1991 г. Китай посетил председатель правительства Италии Дж.Андреотти.
В начале 1992 г. премьер Госсовета КНР Ли Пэн совершил поездки в Италию, Швейцарию, Испанию и Португалию. Начался процесс восстановления отношений с Германией и Францией. Постепенно стал происходить своего рода "дипломатический переворот" в отношениях с Китаем и восстановление его международного признания. США заняли более жесткую позицию по вопросу восстановления диалога с Китаем на уровне руководителей государств. Хотя Дж.Буш несколько раз направлял своих представителей в КНР, сам он после 1989 г. избегал встреч на высоком уровне с китайским руководством. Постепенные изменения стали происходить с августа 1990 г., когда во время кризиса в Персидском заливе администрация США обратилась с просьбой к Китаю поддержать резолюцию ООН по использованию силы в отношении Ирака. Такая поддержка членов Совета Безопасности ООН, включая Китай, придавала легитимность военным акциям США. Министр иностранных дел Китая Цянь Цичэнь в свою очередь выдвинул просьбу о снятии экономических санкций со стороны США и сделал предложение Дж.Бушу нанести визит в КНР. В результате было достигнуто компромиссное решение о визите Госсекретаря США Дж.Бейкера в Китай в 1991 г. и о встрече в Вашингтоне Дж.Буша с Цянь Цичэнем. Китай воздержался голосовать по резолюции ООН по Ираку, то есть не накладывая вето, но и не поддерживая военных акций. В результате было принято нужное для США решение. Таким образом Китай искусно использовал ситуацию в Персидском Заливе для восстановления своего имиджа и продемонстрировал свое значение в решении важных международных проблем, затрагивающих интересы США. Официальные лица в США лишний раз убедились, что гораздо важнее вести активный диалог с китайскими лидерами, чем продолжать их игнорировать. Переговоры главы МИД КНР Цянь Цичэня с Дж.Бушем в Вашингтоне в ноябре 1990 г. стали первой встречей высокопоставленного официального лица Китая с президентом США за истекшие два года и явились важным шагом в снижении уровня американского противодействия развитию диалога с Китаем. Год спустя, в ноябре 1991 г., состоялся визит в КНР Госсекретаря США Дж.Бейкера, по существу означавший окончание конфронтации и продвижение к нормализации отношений. Накануне поездки в Китай Дж.Бейкер писал, что США должны прекратить делать резкие колебания в своей политике по отношению к Китаю - стране, в которой проживает четверть всего населения Земли, которая играет возрастающую роль в международных делах и которая в настоящее время находится в процессе трансформации. Экономические связи и РНБ в торговле становятся катализаторами развития всего комплекса двусторонних связей и способствуют созданию рыночной системы экономики Китая. Именно поэтому, по словам Дж.Бейкера, необходимо взаимодействовать с Китаем по вопросам, представляющим взаимный интерес.
В ходе переговоров Дж.Бейкера с китайскими руководителями был достигнут существенный прогресс в экономической области. В частности, китайская сторона заявила о своем намерении создать эффективный механизм контроля за соблюдением прав интеллектуальной собственности иностранных компаний на территории КНР, был разрешен ряд противоречий по вопросам торговли текстильными товарами. Был также достигнут прогресс по вопросам распространения вооружения.
Министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь заявил о намерении Китая присоединится к соглашению, называемому режимом контроля над ракетными технологиями (РКРТ). Это соглашение, выработанное Америкой и шестью ее союзниками в 1987 г., предусматривает запрет на экспорт любых ракетных систем радиусом действия свыше 3000 км или весом заряда свыше 500 кг. Однако китайская сторона лишь спустя три месяца в письменном виде подтвердила свои намерения присоединиться к договору, причем, после того, как администрация США сняла ограничения на продажу в КНР высокоскоростных компьютеров и спутникового оборудования. Наибольшие противоречия между сторонами продолжали оставаться в вопросах обеспечения прав человека, что объяснялось различиями в существующих социально-политических системах, законодательной базой и уровнях развития двух стран. К концу 1992 г. отношения между двумя странами вновь обострились. В условиях предвыборной компании усилились обвинения в адрес Дж.Буша со стороны его политических оппонентов в том, что он заигрывает с антидемократическим китайским режимом. В этих условиях администрация Дж.Буша, не желая сокращать экономические связи с КНР, предпринимает шаги, от которых правительство США воздерживалось в течение всего предыдущего десятилетия. Было принято решение о продаже Тайваню крупной партии истребителей F-16. В основе такого решения лежали соображения более сложного характера, нежели желание победить в президентских выборах.
Весной 1992 г. корпорация Дженерал Дайнемик объявила о сокращении 6 тыс. рабочих мест к лету 1994 г. из-за снижения заказов на самолеты F-16. После закупки правительством КНР истребителей российского производства, правительство Тайваня в свою очередь заявило о том, что намерено приобрести новые самолеты американского или французского производства. Администрация США приняла решение продать 180 самолетов F-16, которые, по словам представителя администрации, в течение последующих нескольких лет помогут сбалансировать соотношение сил в заливе, обеспечат занятость 11 тыс. американцев, а также принесут национальным компаниям прибыль в размере 9 млрд. долл. Китайская сторона выразила решительный протест по поводу сделки, заявив, что она нарушает принципы трех китайско-американских коммюнике и пригрозила ввести торговые санкции на закупки крупных партий американской пшеницы. Конфликтная ситуация была урегулирована после ряда торговых уступок, включая снятие запрета на продажу в КНР некоторых видов технологии "двойного назначения". Вместе с тем решение о продаже крупной партии военных самолетов Тайваню продемонстрировало намерение США игнорировать Китай по одной из важнейших национальных проблем, связанной с поэтапным воссоединением континентальной и островной части страны. Таким образом, к началу 90-х годов под воздействием сложных внутренних и внешних процессов проявились проблемы, меняющие весь характер и движущие мотивы китайско-американских отношений. В отличие от предыдущего десятилетия, важнейшим элементом двустороннего взаимодействия становятся торгово-экономические связи, которые именно в этот период времени используются, прежде всего, американской стороной, в качестве мощного рычага давления при решении политических противоречий. При этом обе стороны оказались перед необходимостью по-новому оценить те пороговые уступки и ограничения, при которых выгоды от той или иной акции превышают размер возможных потерь.
__________________ * Окончание. Начало см.: "Обозреватель-Observer". 2002. № 2. |
|