Обозреватель - Observer Россия сегодня: Реальный шанс

Россия в современном мире

III. Россия и мир

3.1. Общие тенденции развития

    Перемены в международных отношениях на рубеже 90-х годов сравнимы по своим масштабам с итогами мировых войн, новая глобальная структура, однако, еще не утряслась и не устоялась как система. Бесспорный геостратегический лидер - США, вышедшие на эту позицию в результате распада СССР, обладают мощным военным и политическим потенциалом для воздействия на всю систему международных отношений через сеть союзов и "особых отношений" с рядом ключевых государств, благодаря разностороннему присутствию в большинстве регионов. Однако они не имеют подавляющего превосходства в сфере экономики, сравнимого с ситуацией 1945 г.

    В условиях отсутствия курирующих структур и др. Современные международные отношения в целом представляют скорее да не выработали новой цементирующей идеологии сложившийся после второй мировой войны, чем долговременную систему с законченной архитектурой и логикой функционирования.

    Пока неясно, смогут ли лидеры стран Запада в условиях отсутствия "общего врага" предложить новую цементирующую идеологию, аналогичную антикоммунизму и антисоветизму. России в нынешний переходный период необходим учет как текущих реалий, так и перспективы. В ее интересах - избегать пока долгосрочных союзов (ориентации на отдельные государства), если это может в будущей системе международных отношений противопоставить ее другим крупным силам на Западе или на Востоке.

    Три важнейших элемента системы международных отношений периода "холодной войны" подверглись изменению в разной степени.

    Особые права и ответственность за поддержание мира пяти держав - победительниц во второй мировой войне (США, Англии, Франции, Китай, СССР-Россия) затронуты изменениями пока лишь в части, относящейся к Центрально-европейскому региону, Германии (Договор "2+4", 1990 г.). Сохраняется закрепленный за "большой пятеркой" Уставом ООН статус постоянных членов Совета Безопасности с правом вето, равно как и их исключительное право на обладание ядерным оружием, зафиксированное в Договоре о нераспространении ядерного оружия (1968 г.).

    Решающая роль ракетно-ядерного компонента в обеспечении безопасности великих держав видоизменена, но сохраняется. О серьезных переменах свидетельствуют уничтожение советских и американских ракет средней и меньшей дальности (Договор 1987 г.), взаимный вывод тактического ядерного оружия с территорий неядерных государств (с 1991 г.), готовность руководства США и России к крупномасштабным сокращениям стратегических арсеналов и заявление о ненацеливании стратегических ракет друг на друга (1991-1994 гг.).

    Благодаря этим решениям сужена до минимума возможность эскалации региональных конфликтов до ядерных уровней. Уменьшена опасность возникновения войны из-за технических неполадок. Вместе с тем осталась неприкосновенной "статусная роль" ядерного оружия: принципиальная способность России и ее ядерных партнеров нанести неприемлемый ущерб любому государству.

    Конфронтационная разделенность Европы и мира изменилась после одностороннего роспуска Организации Варшавского Договора. Все восточноевропейские государства и бывшие советские республики участвуют в созданном при НАТО Североатлантическом совете сотрудничества. На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки (1992 г.) произошла институционализация СБСЕ. Функции СБСЕ расширены вплоть до возможности проводить операции по поддержанию мира в межгосударственных конфликтах.

    Несмотря на экономические трудности и политическую нестабильность в России, сравнимую с неустойчивым положением в Западной Европе после второй мировой войны, Запад, в целом, и США, в частности, декларируя свою поддержку демократизации и рыночным реформам на постсоветском геополитическом пространстве, не пошли на выдвижение нового варианта "плана Маршалла". Это косвенно свидетельствует о том, что в западных представлениях Россия отодвигается на периферию мировых и европейских процессов.

    Россия заинтересована в сохранении тех элементов прежней системы в международных отношениях, которые закрепляют ее позиции как державы:

  • сохранение числа постоянных членов Совета Безопасности;
  • усиление решающей роли Совета Безопасности в вопросах поддержания международного мира при минимальной вовлеченности России в конкретные конфликтные ситуации в любом качестве;
  • укрепление режима нераспространения ядерного оружия, активная подготовка к конференции по рассмотрению действия Договора
  • нераспространении в 1995 г.;
  • сохранение принципа равенства и одинаковой безопасности в соглашениях с США по ядерному разоружению;
  • противодействие схемам типа "Европа без России", превращение НАТО в организацию коллективной безопасности в ареале СБСЕ с равными правами для всех участников.

    Определяя свои внешнеполитические перспективы, Россия должна скрупулезно анализировать тенденции складывающейся новой системы международных отношений. Очевидно, что новый баланс будет включать как элементы нарастающего соперничества в некогда едином "западном" блоке развитых стран мира, так и стремлением погасить его путем дальнейшего развития существующих наднациональных и транснациональных структур (ГАТТ, НАТО, "большая семерка" и т.п). Одновременно нарастает стремление ведущих держав, прежде всего США, создать под своей эгидой разнообразные политико-экономические межгосударственные объединения с включением развивающихся стран. При всей многовариантности можно определить наиболее вероятные черты возникающей новой международной структуры:

  • выделение державы или группы государств, претендующих на более высокую политическую роль в глобальном (надрегиональном) масштабе, чем при сохранении статус-кво (например, Германия и Япония, а также, возможно, Италия и Канада), будут стремиться получить статус постоянных членов Совета Безопасности (ООН). Помимо "семерки" главных игроков и региональных держав типа Бразилии и ЮАР, на мировой арене активизируются три "миллиардные силы": Китай, Индия и многоликий мир ислама;
  • рост регионализма: перерастание западноевропейских сообществ в Европейский Союз (вступление в силу Маастрихтских соглашений), развитие интеграционных процессов по оси Канада - США - Мексика (ратификация НАФТА), интенсификация связей Японии с Китаем, новыми индустриальными странами и АСЕАН (за 80-е годы доля внутрирегиональной торговли выросла в общем объеме торговли в Европе с 51 до 59%, в Северной Америке с 32 до 36%, в Восточной Азии с 33 до 37%);
  • обострение глобальных социально-экономических проблем. Это повлечет за собой, с одной стороны, усиление антиамериканских и антизападных настроений в третьем мире, а с другой - возможное укрепление тенденции к изоляционизму в самих США (феномен Р.Перо, борьба против НАФТА в 1993 г.);
  • понижение роли ракетно-ядерного равновесия при повышении значения более подвижной системы региональных военных балансов на неядерной основе. Выявление перспективных военных технологий (например, ракетно-космических) и попытки восходящих держав обойти с помощью новейших достижений "табу ядерного клуба".

    В результате событий на рубеже 90-х годов США и Германия выиграли больше, нежели Япония.

    В связи с достижением своих основных внешнеполитических целей предшествующего периода правящие элиты обоих государств встали перед необходимостью формулирования новой "национальной идеи", новой внешнеполитической цели. новой внешнеполитической идеологии. Внимательное изучение этого процесса может многое прояснить для внешнеполитических перспектив России. Складывается впечатление, что американцы больше заинтересованы в сохранении нынешнего "улучшенного статус-кво", чем в продвижении к будущей системе международных отношений. Не исключено, что при определенных условиях США оказалось бы даже выгодным восстановление тезиса о " российской угрозе" в той или иной форме. Сдержанность Соединенных Штатов в реформировании международных структур создает благоприятные возможности для российско-американского взаимодействия по ряду вопросов, поскольку Россия не заинтересована в закреплении в системе международных отношений ее нынешней слабой позиции. После оформления соперничающих групп государств в рамках новой системы международных отношений России предстоит заново определить ключевых партнеров или формы балансирования между ними.

3.2. Россия и США

    Администрация Б.Клинтона объявила мобилизацию страны на глобальное экономическое соперничество, укрепление позиций в мировой экономике, обеспечение безусловного лидерства в важнейших сферах межгосударственных отношений.

    От концентрации основных усилий на "сдерживании" мирового коммунизма американская политика в современных условиях переходит к их сосредоточению на комплексном решении одновременно нескольких взаимосвязанных проблем, основными из которых являются:

  • утверждение господства США в новом постконфронтационном мире;
  • сохранение стабильных региональных балансов сил сторон и нейтрализация держав, претендующих на господство в каком-либо из регионов или в мире в целом;
  • создание "региональных структур безопасности" под американским патронажем.

    Для ее выполнения разрабатывается стратегия, базирующаяся на трех основных элементах:

    Во-первых, утверждается, что следует поддерживать на должном уровне военную мощь с тем, чтобы вооруженные силы США были способны одновременно участвовать в двух региональных конфликтах. Такие силы должны стоить гораздо меньше, чем приходилось тратить на поддержание военного потенциала в эпоху военного противостояния Запад - Восток, однако проводить крупные сокращения американского оборонного потенциала не рекомендуется.

    Во-вторых, уделять более значительное и даже приоритетное внимание экономическим вопросам внешней политики. Ее неотъемлемой составной частью должна стать защита национальных интересов Америки в области экономики.

    В-третьих, для реализации разрабатываемой стратегии в области безопасности Соединенные Штаты Америки должны оказывать всяческое содействие демократическим процессам в мире, способствовать, по возможности, увеличению числа рыночных демократий, поскольку демократические страны являются лучшими партнерами в решении проблем торговли, безопасности и политики.

    Очевидно, что приоритетным во внешней политике США и в обозримом будущем останется силовой подход к решению всего комплекса международных проблем (включая и взаимоотношения с Россией), с опорой на непревзойденную военную силу и мощную экономическую базу страны и ее союзников.

    Основы такого подхода заложены уже осуществляемыми в настоящее время преобразованиями Вооруженных Сил. Предусматривается существенная корректировка и уточнение их роли, задач и функций в постконфронтационную эпоху.

    По мнению руководства США и других стран НАТО, в военном плане их безопасности в ближайшие годы будут угрожать в основном:

  • региональная нестабильность, которой придется противостоять либо для защиты собственных граждан и интересов, либо по просьбе союзников или ООН;
  • продолжающееся распространение высокотехнологичного обычного оружия, баллистических ракет увеличивающегося радиуса действия и оружия массового поражения;
  • терроризм;
  • торговля наркотиками.

    По-другому сложилась обстановка в мировой экономике и международной торговле. Перемены здесь обусловлены завершением структурного оформления трех ведущих торгово-экономических блоков, которые фактически поделят мир на три крупнейшие зоны размещения капиталов, услуг и рабочей силы: Западноевропейскую, Североамериканскую и Азиатско-Тихоокеанскую. Вершинами этого своеобразного экономического треугольника становятся США, Япония и Европейский союз. Вокруг этих экономических центров будет продолжаться формирование группировок экономически менее развитых стран.

    По своей экономической мощи центры примерно равны, что неизбежно вызовет дальнейшее обострение торговых противоречий между Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и Японией.

    Под влиянием обострения этих противоречий усилится роль наднациональных арбитров в экономических спорах. Их роль все увереннее будут играть авторитетные международные организации, официально входящие в систему ООН, включая Международный валютный фонд (МВФ) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

    Сложившая за последние годы многополярная структура мира, уменьшив возможности сверхдержав определять ход мирового развития, повысит роль стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона и коренным образом изменит традиционные представления о средствах и методах воздействия в мировой политике. В результате общая политическая ситуация в мире станет менее предсказуемой и слабо контролируемой как на региональном, так и на глобальном уровнях.

    Сокращая американское военное присутствие в Европе, Вашингтон становится все менее заинтересованным в дальнейшей интеграции Европы, справедливо усматривая в этом возрастание угроз своим интересам. Болезненно воспринимается, в частности, стремление некоторых европейских держав образовать совместный, отличающийся от позиции США, фронт по вопросам безопасности, создать чисто европейскую систему обороны в рамках Западноевропейского союза.

    Стремясь к тесному сотрудничеству с Германией, США совместно с Великобританией, Францией, Италией и другими странами - союзниками по НАТО, вместе с тем пытаются ограничить ее бесспорное лидерство в Европейском сообществе, предпринимают с этой целью меры к дальнейшему развитию европейских институтов, включая НАТО, СБСЕ, укреплению двусторонних военных связей с ведущими европейскими государствами, включая Россию.

    Для достижения поставленных целей американское руководство продолжает добиваться расширения зон влияния и функций НАТО, включая участие вооруженных сил блока в миротворческой деятельности и региональных вооруженных конфликтах. Анализируя тенденции дальнейшего развития американо-японских отношений, следует отметить, что Вашингтон явно стремится не только сохранить, но и усилить роль США в АТР в качестве ведущей державы, обеспечивающей баланс региональных интересов и предотвращение дестабилизирующей гонки вооружений.

    США будут всеми мерами препятствовать приобретению или созданию собственного ядерного оружия государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (особенно Северной Кореей, что, несомненно, спровоцировало бы ответные действия со стороны Японии) и вооруженных сил, способных изменить региональный баланс.

    Белый дом, несомненно, беспокоит и появление единого экономического пространства в АТР, все более явная трансформация экономической мощи Японии в политическую, приписываемый ей курс на мировую гегемонию. Кроме того, американские эксперты все чаще напоминают о том, что и в США, и в Японии существуют силы, морально готовые к развязыванию конфликтов между двумя сторонами по экономическим и социальным мотивам.

    По прогнозам специалистов, центр мировой экономической активности переместится в недалеком будущем в Восточную Азию, на которую уже сейчас приходится до трети экспорта США (в 1992 г. он составлял до 422 млрд. долл.). Сегодня японский экспорт в соседние азиатские страны превосходит соответствующие показатели американского. В частности, инвестиции Японии в новые заводы, оборудование и НИОКР этих стран более чем в два раза превосходят инвестиции США.

    Важное значение во взаимоотношениях между двумя странами Вашингтон отводит американо-японскому договору Сокращая военное присутствие в Европе, США намерены сохранить свои позиции в будущем. Приняв решение сократить свое военное присутствие в Европе, руководство США не намерено идти по такому пути в Азии и, по-видимому, сохранит группировку сил в Японии и Южной Корее в пределах 80 тыс. чел.

    Основными задачами американских вооруженных сил в Восточной Азии и на Тихом океане будут определены: оборона Аляски, Гавайских островов и связывающих их с американским контингентом морских коммуникаций; защита территории США и союзников, содействие им в обороне; обеспечение безопасности морских коммуникаций по всему Тихому океану, в Персидском заливе. Индийском океане, в Восточно-Китайском, Южно-Китайском и других морях.

    Среди объявленных зон жизненно важных интересов Соединенных Штатов Америки большое внимание будет по-прежнему уделяться Персидскому заливу.

    Предусматривается постоянная дислокация здесь мощной группировки вооруженных сил, достаточной для обеспечения безопасности государств - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССПЗ). Предполагается оказать содействие членам ССПЗ в повышении их оборонного потенциала, интеграции планов и программ по обороне и защите своей территории от посягательств извне. Планируется дальнейшее увеличение помощи США государствам - членам ССПЗ с тем, чтобы их оборона базировалась на передовых военных технологиях.

    Вашингтон стремится привлечь Великобританию, Францию, Египет к обеспечению стабильности и безопасности в данном регионе.

    Все большее распространение в мире получает концепция неизбежной трансформации уже в недалеком будущем традиционной геополитики с ее соответствующим силовым обеспечением в не менее "агрессивную" геоэкономику с глобальной экономической конкуренцией и широкомасштабной войной за рынки сбыта продукции. Выполнение основных внешнеполитических задач США будет зависеть прежде всего от их взаимоотношений с Западной Европой и Японией, которые будут занимать в XXI веке ключевые позиции в мировой экономике и политике. Вместе с тем, прогнозируя дальнейшее развитие обстановки в мире, нельзя не учитывать и то, что наряду с выдвижением в центр мировой политики Японии и Германии становится все более явным процесс появления новых полюсов влияния, выделяющихся как своими экономическими показателями (характерными для так называемых азиатских "драконов"), так и необычными демографически территориальными показателями (Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Нигерия) , способными существенным образом ущемить стратегические интересы США уже в обозримом будущем.

    Торгово-экономические конфликты между Соединенными Штатами Америки, Японией. Западной Европой, по мнению специалистов, неизбежны.

    Своеобразные предвестники их приближения - возрастающие противоречия между Вашингтоном и Токио в внешнеполитических задач США связи с увеличивающимся дефицитом США в торговле со

    Страной восходящего солнца, взаимные упреки руководителей Европейского сообщества и американской администрации в "нарушениях правил свободной торговли".

    Все это указывает на то, что для Соединенных Штатов Америки и их партнеров по НАТО наступает новый этап развития международных отношений, для которого характерно резкое ужесточение экономической конкуренции со стороны образовавшихся центров силы и ограничением сферы геостратегических возможностей США.

    Ослабление экономического превосходства Соединенных Штатов Америки и возрастание экономического могущества Западной Европы, Японии, других региональных лидеров сделает их союзнические связи с партнерами в Европе и Азии напряженными и нестабильными, а обстановку в мире - сложной, неустойчивой, слабопредсказуемой.

    Результатом изменения взаимоотношений между государствами станет сокращение военно-политического и военно-стратегического присутствия США в основных регионах мира и как следствие уменьшение их способности оказывать влияние на развитие международной обстановки традиционными средствами и методами. В этой связи особенно важны широкомасштабный поиск нетрадиционных путей разрешения возникающих конфликтных ситуаций, преимущественно без применения силовых методов; опережающее развитие общей теории безопасности; создание надежного инструмента выработки решений.

    Особый приоритет для США и их партнеров по НАТО - взаимоотношения с Российской Федерацией. В целом они призваны содействовать становлению неопасной в военном отношении демократической России со свободным рынком, ее участию в таком решении мировых проблем, которое не противоречило бы их национальным интересам. Однако нередко прослеживается явное стремление по возможности ослабить российский военный экономический и научно-технический потенциал, лишить россиян выгодных торгово-экономических партнеров, выхода к мировым рынкам товаров и международным морским коммуникациям.

    Широкомасштабные координированные действия со стороны США и их союзников по НАТО проводятся с целью вытеснения России с мирового и регионального рынков вооружения и военной техники (ВВТ).

    В результате объем поставок российской военной продукции в дальнее зарубежье в 1992 г. составил около 2 млрд. долл. (против 14 млрд. долл. в 1989 г.). Список клиентов России - 5-6 стран (в 10 раз меньше, чем в 1989 г.). В 1993 г. объем военных поставок остался на том же уровне.

    Экспортный же потенциал оружия и военной техники России составляет, даже по скромным оценкам специалистов, до 30 млрд. долл. в год и не может найти достойной реализации.

    Освободившееся место на мировом и региональных рынках сбыта ВВТ, как правило, моментально занимается традиционными конкурентами - США и другими странами - производителями современного оружия и военной техники. Многократно увеличились их доходы от продаж вооружений. Аналогично обстоят российские дела и во многих других отраслях международной торговли.

    Меры, принимаемые США и их партнерами по защите мирового рынка товаров, практически изолируют Российскую Федерацию от мировой экономики не менее эффективно, чем пресловутый "железный занавес", порождая целый поток неразрешимых проблемных вопросов, сводящих на нет результаты совместных усилий по стабилизации обстановки в стране и в мире в целом. И это лишь один из примеров, наглядно иллюстрирующих необходимость для России, США и их союзников по НАТО найти новую неконфронтационную модель стратегического партнерства, способствующую планомерной цивилизованной интеграции молодого Российского государства в Европейское сообщество.

    Определенные надежды в этом плане связываются с выдвинутой в январе сего года известной инициативой НАТО - программой "Партнерство во имя мира", нацеленной на углубление политических и военных связей между государствами - членами Североатлантического альянса и другими странами во имя укрепления безопасности.

    Представляется крайне важной декларируемая готовность НАТО к дальнейшему сокращению военных расходов и численности своих вооруженных сил.

    Предполагается, в частности, что их состав в Центральной Европе будет сокращен на 50 %, а военно-морские силы сократятся в 10 раз.

    Однако анализ документов, положенных в основу выдвигаемой концепции, дает основание говорить о необходимости ее дальнейшей доработки с целью: создания единого действенного и эффективного механизма поддержания общеевропейского равновесия; конкретизации участия России в выработке и принятии решений на уровне руководства программой в отношении всех его возможных акций, включая миротворческие операции; предусмотрения симбиоза западных и российских стандартов в производстве вооружения и боевой техники, что обеспечивало бы не только равные условия с конкурентами для военно-промышленного комплекса РФ на традиционных для нее рынках Центральной и Восточной Европы, но и открыло доступ на внутренние рынки НАТО, других стран мира.

    Для достижения поставленной цели необходимо дальнейшее совместное (с участием России) развитие подходов и принципов обеспечения европейской безопасности, отвечающее конкретным интересам нашего государства и в большей степени отражающее его статус ядерной державы.

3.3. Европейское направление

    США и Россия, НАТО и страны СНГ официально объявили, что в Европе у них нет больше противников. Благодаря этому удалось активизировать процессы разоружения. Открылись возможности внутри европейского сотрудничества в различных сферах, включая и военную.

    Наметилась тенденция к унификации европейского военно-политического и военно-стратегического пространства, к сближению и усилению взаимосвязи всех европейских стран.

    Но это отнюдь не означает, будто Европа стала однородной. Она оказалась еще более пестрой и многообразной.

    В результате распада СССР, Югославии, Чехословакии в ее границах увеличилось число независимых государств. Произошла их дальнейшая дифференциация. Образовалось несколько групп стран с различным уровнем социально-политического и экономического развития, особыми интересами и специфической внутренней и внешней политикой. Представляется необходимым, в частности на европейском континенте, различать по крайней мере четыре основные группировки стран. Это - страны НАТО; восточноевропейские страны; государства СНГ, входившие ранее в СССР; остальные западноевропейские государства.

    Дальнейшее развитие Европы может пойти различными путями. Будущее будет определяться многими противоречивыми тенденциями, стабилизирующими и дестабилизирующими факторами.

    Среди стабилизирующих факторов важнейшее значение, по всей вероятности, будут иметь:

1.Объективная необходимость политической и экономической интеграции как основы дальнейшего благополучного развития всех европейских государств.

    По всей вероятности, решающее значение в европейском интеграционном процессе будет принадлежать США и ФРГ. Их влияние в этом плане не ограничится Западной Европой, а, по-видимому, будет расширяться на Восток. В отличие от прошлых лет, когда они были заинтересованы в ослаблении СССР и ОВД, подрыве их военно-экономической мощи, развитии дестабилизирующих процессов на Востоке. Сейчас США и ФРГ, напротив, заинтересованы в консолидации Европы, недопущении дальнейшего развала государства СНГ, блокировании сепаратистских устремлений в России и других государствах, в предотвращении политического и экономического хаоса в странах бывшего СССР, а тем более Восточной Европе. В то же время США и их союзники полны решимости не допустить возрождения СССР.

    Страны СНГ, лишившись прямых союзников, в условиях развала экономики и резкого ослабления военной мощи не способны противостоять Западу.

    Поэтому прежняя линия на ослабление США и НАТО, конфронтацию с ними сменяется политикой сотрудничества и взаимодействия. Даже ценой определенных уступок. Другой альтернативы на данном этапе нет. И чем активнее будет развиваться этот процесс, тем быстрее будут созданы условия как для укрепления европейской безопасности, так и для политического и экономического возрождения стран, попавших сейчас в кризисное положение. Но, разумеется, если при этом будут уважаться и учитываться национальные интересы этих стран, в том числе, конечно, и России.

2. Снижение политического противостояния предопределяет и возможность снижения военного противостояния между различными группировками государств. Процесс разоружения неуклонно расширяется. Он охватывает все новые классы вооружения, приобретает более объемный и масштабный характер, распространяется на новые территории. Тенденция этого достаточно устойчива. Но вряд ли ее можно считать необратимой. Не исключено, что при неблагоприятных условиях процесс разоружения затормозится или даже сменится новым витком гонки вооружений.

3. Важным стабилизирующим фактором, который может оказывать существенное влияние на военно-политическую ситуацию в Европе, явится дальнейшее развитие мер доверия. Таким путем может быть снята острота в межгосударственных отношениях, обеспечен действенный контроль за процессом разоружения, деятельностью ВС и соблюдением достигнутых соглашений.

    Но наряду с этими позитивными обстоятельствами обстановка в Европе складывается и будет формироваться в дальнейшем под воздействием также ряда негативных, дестабилизирующих тенденций. К числу наиболее важных из них следует отнести: Развитие центробежных устремлений, обострение на этой почве политических, экономических, национальных, религиозных и других противоречий между целым рядом европейских стран и внутри отдельных государств. Эти процессы уже привели к развалу СССР, ряда федеративных государств. Они ширятся и дальше, распространяются на национальные структуры внутри России, охватили весь Кавказ, зреют в Средней Азии (рис. 11). В потенции такие процессы могут возникнуть в некоторых центрально-европейских государствах. Распад Югославии и Чехословакии - наглядный тому пример.

    Связанное с этим дробление крупных государств, образование независимых стран, их курс на политическую переориентацию с привнесением внешних влияний, включая политическую и военную поддержку, обусловливают снижение уровня стабильности, ведут к образованию опасных очагов напряженности, усилению конфронтационных явлений, прямому военному столкновению. Уже сейчас по периметру южных европейских границ возникли серьезные периферийные военные конфликты, достигающие, по существу, масштабов локальных войн.

    Длительное время ведутся масштабные военные действия в Югославии, в Нагорном Карабахе. При определенных условиях не исключены военные столкновения из-за межнациональных и этнических распрей также в других районах. Есть попытки прямого вмешательства в эти конфликты со стороны США, стран НАТО. Если такая тенденция сохранится, Европа может утратить устойчивость, превратиться в арену острой борьбы. Нельзя исключать множество ограниченных военных и невоенных Стабильности в Европе конфликтов. Такая перспектива чрезвычайно опасна. Предупредить ее может только единый подход ведущих европейских государств, прежде всего стран НАТО, СНГ, особенно США, претензий, разбалансирование ФРГ, Франции, Великобритании, России, Украины и Белоруссии, к мирному решению европейских проблем. Продолжение территориального переустройства послевоенного мира.

    Прежняя система Потсдамских соглашений, зафиксировавшая реальные итоги второй мировой войны и длительное время служившая основой для поддержания европейской стабильности, начинает постепенно разрушаться. Выход Прибалтийских государств из СССР, распад Югославии, Чехословакии, исчезновение ГДР фактически означают начало этого процесса. В дальнейшем может встать вопрос о возвращении к прежним границам во многих районах. Территориальные претензии теоретически могут быть предъявлены: Федеративной Республикой Германией - к Польше (Силезия), Чехии (Судеты), России (Калининградская область), Литве (Клайпеда)"; Польшей - к Белоруссии и Украине (западные области), Литве (Виленская область); Словакией и Венгрией - к Украине (Закарпатье) и Румынии (Трансильвания) и т.д. И хотя сейчас такие вопросы не ставятся, более того, двусторонними соглашениями подтверждается незыблемость послевоенных границ, в случае развития деструктивных процессов в Европе они могут возникнуть. Во всяком случае, в условиях углубления экономического кризиса в России, растущей междоусобицы будут предприниматься попытки путем политического, экономического и военного давления возвратить утраченные территории.

    Нарушение ранее сложившегося баланса военных сил между Востоком и Западом. Подавляющее военное превосходство однозначно перешло к США и странам НАТО. Соотношение в обычных вооружениях и вооруженных силах уже в настоящее время вследствие распада ОВД, а затем Советского Союза резко изменилось в пользу западных держав. Обычный боевой потенциал стран НАТО при реализации Парижских соглашений в 4-5 раз превысит суммарный военный потенциал России, и этот показатель не отражает истинного состояния их боевой мощи не только потому, что практически разрушена вся оборонительная система восточных государств и СССР, но и перестали существовать единые Вооруженные Силы Союза, вместо них образовались разрозненные военные формирования, лишь условно связанные друге другом.

    Ряд государств СНГ, не говоря уже о Прибалтийских государствах, не подписали договор о коллективной обороне. Поэтому Россия, по существу, в военном отношении оказалась изолированной. Группировки войск разрознены и не отвечают военно-стратегическому положению страны в современной обстановке. Войска, находящиеся на зарубежных территориях (Западная и Северо-западная группы войск, группировки российских Вооруженных Сил на территориях Закавказских, Среднеазиатских республик и Молдавии), не усиливают, а, наоборот, ограничивают ее оборонные возможности.

    В то же время возможности ВС НАТО даже в сокращенном их составе возрастают и будут наращиваться в дальнейшем за счет повышения их качественного состояния. Создавшийся военный дисбаланс в последующие годы, видимо, станет еще больше ощутимым, особенно с сокращением российских ВС, ликвидацией наземных тактических ядерных арсеналов в Европе и реализацией советско-американского договора о глубоком сокращении СНВ.

    Безусловно, теперь уже нельзя исходить из старых подходов к категориям равновесия сил и поддержания стратегического паритета как главного фактора обеспечения стабильности. Теряет смысл и прежний принцип оценки соотношения сил между Востоком и Западом, США и Россией, поскольку аннулировано их прямое противостояние. Но до сих пор остается ряд элементов военного противостояния между Востоком и Западом.

    Наряду с этим возникло также потенциальное противостояние между различными группами государств и отдельными странами. Следовательно, необходим переход к многоплановой системе оценки соотношения сил, учету баланса сил не только между Востоком и Западом, но и между отдельными группами государств, а также смежными странами. Требуются меры по ограничению потенциальных противостояний военно-политических группировок, созданию независимых общеевропейских сил, способных в необходимых случаях ликвидировать военные преимущества той или иной стороны, пытающейся сделать ставку на военную силу.

    В практическом плане весь комплекс рассмотренных выше стабилизирующих факторов будет одновременно воздействовать на возможное развитие событий. Более того, наряду с объективными обстоятельствами на формирование будущей Европы будут оказывать большое влияние и субъективные моменты: приход к власти тех или иных политических групп, смена политического курса отдельных государств, непредвиденное стечение моментов и принятие непредсказуемых решений. При таком положении дать точный однозначный прогноз, какой станет Европа через 5-10 лет, в третьем тысячелетии нашей эры, чрезвычайно трудно. Можно, однако, с достаточной достоверностью предвидеть следующие три предположительных варианта:

а) Европа консолидируется на основе идеи единого европейского дома, создания общего экономического и валютного пространства, образования европейской системы коллективной обороны с включением в нее преобразованных национальных военных систем всех или большинства государств. Военная организация НАТО будет ликвидирована, а политическая - реорганизована в общеевропейскую структуру. Членами НАТО станут восточноевропейские страны и государства СНГ. Военное присутствие США сократится. Все очаги военных столкновений будут нейтрализованы.

б) Произойдет дальнейшее сближение восточноевропейских и западноевропейских государств. Противостояние Востока и Запада перерастет в активное сотрудничество между ними. Но военная организация НАТО сохранится.

    В нее войдут Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, а возможно, и Прибалтийские государства. СНГ распадется или сохранится в урезанном виде. Такой вариант возможен, если не изменится курс развития европейской обстановки.

в) Усилится раскол Европы. СНГ перестанет существовать. Усилятся внутренние противоречия в НАТО. Образуется несколько обособленных военно-политических блоков, противостоящих друг другу. Противоречия между отдельными государствами усилятся и периодически могут выливаться в открытые столкновения.

    Подобный вариант наиболее опасен и должен быть по возможности предотвращен.

    Естественно, общая ситуация в Европе будет изменяться. Поэтому необходимо рассмотреть ее особые черты в различных регионах.

    Центральная Европа.По-видимому, является наиболее стабильным, устойчивым регионом на европейском континенте. Можно ожидать дальнейшего повышения роли Федеративной Республики Германии, усиления ее влияния на европейскую политику. Вместе с тем не исключено возникновение разногласий между ФРГ и Францией на политической и экономической почве. Возрастет зависимость от ФРГ стран Восточной Европы. С ликвидацией тактического ядерного потенциала Германия станет самым мощным военным государством на континенте, что при определенных условиях может привести к росту реваншистских устремлений.

    Восточная Европа. Станет промежуточным районом между Западом и Востоком. Наиболее вероятно ее сближение с Западом на основе реализации программы "Партнерство ради мира", а затем вхождения в НАТО. Одновременно нельзя исключать объединения Польши, Чехии, Словакии, Венгрии в обособленный политический блок для противостояния ФРГ, или выдвижения территориальных претензий к странам СНГ. В то же время будет сохраняться заинтересованность государств этого региона в экономическом сотрудничестве с Россией, Украиной, Прибалтикой.

    Прибалтика. Эстония, Латвия и Литва обретя самостоятельность, будут создавать собственные вооруженные силы, преобразуют инфраструктуру на своих территориях применительно к новым задачам с использованием объектов, оставленных советскими войсками. Безусловно, все эти страны постепенно переориентируют свою политику и экономику на Запад. Произойдет дальнейшее их сближение со скандинавскими странами. Недоверие, боязнь давления с Востока могут привести к осложнению отношений с некоторыми странами СНГ, прежде всего с Россией. Возможно также осложнение их отношений и с Польшей. Это найдет свое отражение в направленности военного строительства, создания группировок ВС, а также в настойчивых попытках войти в НАТО.

    Балканские государства. Видимо, напряженность в этом районе сохранится, а при определенных условиях может и возрасти. Не исключено обострение отношений между разъединившимися Югославскими Республиками, а также между Турцией и Грецией, Македонией, Болгарией и Турцией; Румынией и Украиной. С другой стороны, события могут получить и иное развитие, при котором образуется союз ряда Балканских государств. Европейские страны СНГ. Есть вероятность, что СНГ в существующем виде на последующие годы сохранится. При этом не исключена его политическая и экономическая трансформация в более совершенную и гибкую межгосударственную структуру. Но вероятнее другая перспектива - если не юридический, то фактический распад СНГ с постепенным ослаблением политических связей и отделением от сообщества ряда государств. В случае выхода из СНГ Украины этот процесс станет необратимым. В конечном счете на месте СНГ могут остаться разрозненные независимые страны, связанные друг с другом лишь двусторонними соглашениями, или несколько политико-экономических союзов (Россия и Средняя Азия, Россия и Белоруссия, Украина и Белоруссия). В целом этот район Европы в ближайшем десятилетии, как можно ожидать, будет наименее устойчивым и тревожным. Напряженность здесь, по-видимому, возрастет. Несомненно, Россия сохранит свою роль мировой ядерной державы. Повысится и ее консолидирующее влияние на весь регион. Но это станет возможным лишь при следующих условиях:

  • преодоления сепаратистских устремлений внутри Федерации, сохранения в составе России Татарстана, Башкирии, Мордовии, Северокавказских республик;
  • предотвращения экономического краха, стабилизации экономики и усиления экономических связей с ближним и дальним зарубежьем;
  • решения наиболее острых социальных проблем;
  • предотвращения конфронтации с Украиной и Прибалтикой;
  • сохранения примерного равновесия в силах, в стратегическом наступательном и оборонительном оружии;
  • укрепления и реорганизации Российской армии с учетом новых задач и изменившейся обстановки.

    Многое зависит от внешнеполитического курса российского руководства, его способности отказаться от имперских амбиций и вместе с тем твердо отстаивать государственные интересы России, не допускать чрезмерных уступок и находить разумные компромиссные решения.

    Украина в ближайшие годы, видимо, попытается поднять свою роль в Европейском сообществе. Ее отношения с Россией, Молдавией, Польшей, ФРГ не будут равноценными. Дальнейшему взаимному сближению могут препятствовать различие национальных интересов, территориальные споры и экономические противоречия, а также возможная дискриминация в отношении к русскоязычному населению. Одновременно Украина попытается добиться установления более тесных отношений с США и другими странами НАТО, сохранить и упрочить значительный военно-экономический и стратегический потенциал сверх пределов оборонной достаточности, который позволит ей успешно противостоять внешнему окружению на всех направлениях и уравнять свое положение с ведущими европейскими странами. В случае осложнения обстановки Украина, как и Россия, может стать ареной социальных столкновений.

    Белоруссия скорее всего будет проводить взвешенную политику по отношению ко всем смежным государствам, развивать сотрудничество с Россией, а возможно, и с Польшей. Между тем могут возникнуть проблемы в отношениях с Литвой. При смене правительства в Польше не исключено также возникновение взаимных претензий и с этой стороны. Видимо, Белоруссия попытается иметь армию сверх реальных потребностей, но ограниченные возможности по ее содержанию не позволят ее довести до такого состава, который представлял бы опасность для соседних стран. Внутренние конфликты внутри республики маловероятны.

    Казахстан попытается захватить лидерство в Средней Азии, распространить свое влияние на соседние страны, добиться сближения с Ираном и Пакистаном. Вместе с тем он будет вести гибкую политику по отношению к России, Украине и Закавказью, чтобы облегчить решение собственных экономических, политических и демографических проблем.

    При неблагоприятном развитии экономической обстановки и росте националистических устремлений положение в Казахстане может обостриться. Не исключено также возникновение противоречий и в его отношениях с Россией из-за статуса северо-восточных областей.

    В целом неопределенный характер возможного развития военно-политической обстановки в Европе чреват возможностью возникновения различных как военных, так и невоенных угроз, что требует правильного их учета в создаваемой новой системе европейской безопасности.

3.4. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

    Заинтересованность России в огромном регионе, объединяемом Тихим океаном и включающем Северо-восточную и Юго-Восточную Азию, США и Канаду, резко возросла и в политической, и в экономической области. В то же время следует принимать во внимание, что сотрудников новой России с АТР приветствуется в Россия не должна остаться в регионе, однако, далеко не везде и не всеми. Россию, " как и все СНГ в целом, воспринимают с опаской как стороне от формирующегося Тихоокеанского сообщества.

    В этих условиях чрезвычайно важной является выработка стратегии России в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона на основе анализа существующих там реальностей, оценки ситуации в политической, экономической и военной областях. Входящие в его состав страны, за некоторым исключением, живут, руководствуясь принципом: экономика - абсолютный приоритет политики и главный показатель безопасности.

    Роль любой страны в регионе зависит от степени ее участия в экономической жизни, механизме сотрудничества.

    Несмотря на неоднородность экономического развития отдельных стран и соперничество между ними, для региона весьма характерны интеграционные процессы. Уже действуют такие региональные структуры, как Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), формируется зона свободной торговли стран АСЕАН и др. В регионе существует хорошо налаженная транспортная сеть, осуществляется широкий обмен не только товарами, но и услугами, идеями, информацией (особенно научно-технической). Все это обеспечивает динамизм и эффективность экономики. Ныне в АТР звучит тревога, что мир в регионе не становится крепче, а обстановка более непредсказуема, чем раньше. Многие эксперты связывают эту ситуацию с сокращением военного присутствия в регионе России и в какой-то степени США и считают: в настоящее время обстановка в АТР характеризуется состоянием хрупкого равновесия, поскольку страны региона с началом постконфронтационного периода из мира четко фиксированных опасностей и соответствующих гарантий безопасности вступили в мир неясных рисков и угроз. К подобному выводу приводит ряд обстоятельств.

    Первое. Существует опасность, что какая-то "третья" страна попытается заполнить "вакуум силы", возникающий в связи с окончанием "холодной войны", прекращением военного противоборства России и США. При этом в качестве "претендентов" на эту роль называют КНР, Японию и Индию.

    Второе. Остающиеся неразрешенными политические конфликты и территориальные споры могут нарушить стабильность и безопасность в регионе. Непримиримыми врагами продолжают оставаться Северная и Южная Корея. У Китая территориальные притязания в Южно-Китайском море, где на стратегически важные и, очевидно, богатые нефтью острова Спратли частично или полностью претендуют также Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Бруней и Малайзия. Япония, Китай и Тайвань претендуют также на острова Сенкаку. От притязаний на малайзийский штат Сабах до сих пор не отказалась Манила, у Малайзии частенько "прорывается" недоверие к Сингапуру.

    Третье. Негативной тенденцией в развитии военно-политической обстановки в АТР, регионе, который считается вторым после Европы по уровню милитаризации, - является гонка вооружений, особенно проявившаяся после окончания "холодной войны". Расходы на вооружения в некоторых странах АТР растут быстрее, чем их валовой национальный продукт.

    Эти страны ускоренными темпами закупают самое современное вооружение. В серьезную угрозу для мира и безопасности в АТР выросла за последнее время проблема распространения оружия массового уничтожения, ракетной технологии.

    Положение усугубляется еще и тем, что в регионе нет структур и механизмов, с помощью которых можно было бы совместными усилиями решать актуальные военно-политические окончания " холодной войны ", проблемы и в первую очередь обеспечивать стабильность и безопасность. В отличие от Европы, военные потенциалы стран АТР, сложившиеся в годы "холодной войны", до сих пор не подвергались никакому регулированию в региональных или субрегиональных рамках.

    Очевидно, все это и послужило для большинства стран региона толчком к поиску собственной, азиатской модели безопасности, созданию неких совместных структур безопасности и сотрудничества, которые прокладывали бы путь к доверию и взаимопониманию.

    В АТР все шире распространяется понимание необходимости и возможности создания совместными усилиями какого-то нового регионального порядка, постепенно пробивает себе дорогу идея поиска модели безопасности, формируемой на базе многостороннего диалога.

    Этот процесс просматривается, в частности, на примерах изменения прежних подходов Соединенными Штатами и Японией. Как известно, на протяжении многих лет решительным противником появления системы коллективной безопасности в АТР были именно США, не желавшие никому уступать свое лидерство в регионе. Однако новые реалии заставили Вашингтон несколько скорректировать свою политику в отношении коллективной безопасности в АТР. В частности, президент Б.Клинтон во время своего визита в Сеул поддержал идею создания "нового тихоокеанского сообщества, основанного на долевом участии в обеспечении силы, достижении процветания и совместной приверженности демократическим ценностям". Недавно начала высказываться в поддержку региональной системы безопасности и Япония. В ее создании Токио видит новые возможности для сотрудничества и укрепления своих ют подходы к созданию позиций в регионе. При этом, как подчеркивают японские официальные представители, приверженность Японии договору о взаимной безопасности с США является непоколебимой, а присутствие американских сил в Азии считается обязательным.

    Условно можно выделить три направления, по которым предлагается продвигаться к созданию региональной модели безопасности.

    Представители первого направления считают в обозримом будущем нереальным и даже невозможным создание в АТР аналога СБСЕ - Совещания по безопасности и сотрудничеству в Азии. При этом они полагают, что необходимо решать проблемы в отношениях между отдельными странами, в том числе и территориальные споры, на двусторонних уровнях.

    Представители второго направления полагают, что сначала проблемы безопасности следует решать в рамках отдельных субрегионов, например, в Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной Азии, на юге Тихого океана. А уже затем, развивая диалоги в масштабах всего АТР, постепенно, устойчивой многополюсной региональной структуры безопасности в масштабах всего АТР.

    Наконец, третий вариант предполагает, что при вероятности любых поворотов в развитии региональной ситуации нельзя исключать и более быстрого движения региона по миротворческому пути: АТР все же может в ближайшее время войти в процесс, сходный с общеевропейским по масштабам, но столь же отличный от него по своей специфике.

    Без сомнения, окончательное определение конкретной модели коллективной безопасности в АТР еще впереди. Но, видимо, наиболее вероятен такой вариант, когда движение будет идти параллельно по нескольким направлениям: на путях переговоров между двумя или несколькими странами, на субрегиональных уровнях и т.д.

    Уже сейчас попытки решения проблем безопасности начинают претворяться в реальность. Так, например, у России складывается переговорно-консультационный процесс со всеми великими державами АТР по военно-политической проблематике: продолжаются переговоры с Китаем, проводятся российско-американские и российско-японские консультации на экспертном уровне с участием военных представителей сторон.

    В налаживании регионального диалога также наметились определенные сдвиги в позитивном направлении. В частности, уже на протяжении ряда лет в рамках АСЕАН на консультациях, в которых принимают участие главы внешнеполитических ведомств из 18 стран, в качестве гостей АСЕАН присутствуют руководители министерств иностранных дел России и Китая.

    Реалии эпохи окончания "холодной войны" все больше подводят страны региона к осознанию непреложного факта: необходимо проявлять сдержанность, создавать совместные структуры безопасности и сотрудничества, прокладывать пути к взаимопониманию.

    Необходима детальная разработка цельной и взаимоувязанной стратегии России в АТР.

    Интересы нашей страны заключаются в том, чтобы в регионе была создана такая система международных отношений, в которой проявлялась бы ее роль как мировой и тихоокеанской державы, гарантировалась ее безопасность. Россия как ядерная держава может стать одним из гарантов безопасности в АТР и мостом между атлантической и тихоокеанской цивилизациями. Вместе с тем одной из главных целей России - включиться в мировую экономику - можно достичь, проводя многовекторную внешнюю политику. И одним из векторов является Азиатско-Тихоокеанский регион. Интеграция районов Сибири и Дальнего Востока с высокоразвитыми экономическими центрами АТР может благотворно сказаться на развитии всей страны. Ядром российской региональной внешней политики должна стать масштабная экономическая дипломатия, сокращение военного присутствия России в АТР должно компенсироваться расширением ее активности в политической и экономической областях. Следует развивать сотрудничество и в таких областях, как экология, наука, культура, здравоохранение, борьба с преступностью, международным терроризмом, наркобизнесом и т.д.

    Деятельность России по обеспечению безопасности и сотрудничества в АТР могла бы очевидно, развиваться по следующим направлениям:

  • придание динамизма и конструктивности двусторонним отношением со всеми без исключения странами региона;
  • России необходимо, сокращая свое военное присутствие в зданию субрегиональных и региональной системы безопасности и сотрудничества;
  • настойчивые действия по урегулированию конфликтов в АТР;
  • продвижение практических мер по снижению уровня военного противостояния, укреплению доверия, включению механизмов консультаций, диалогов.

    Что касается двусторонних отношений, то Россия заинтересована в том, чтобы новые отношения партнерства с США материализовались в согласованных мерах разрядки не только на глобальном и двустороннем, но и на региональных, в том числе азиатско-тихоокеанском уровнях. Наша страна заинтересована в дальнейшем обоюдном с США и многостороннем сокращениях вооруженных сил и вооружений в АТР. Кроме того, партнерство с США ни в коем случае не должно подвергать сомнению самостоятельность действий России в своих национальных интересах.

    Весьма важным представляется развитие добрососедских отношений с Китаем, преодоление сложностей в российско-японских отношениях, вывод на новый уровень сотрудничества с Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Республикой Корея, странами АСЕАН.

    Российская стратегия должна предусматривать сбалансированный подход ко всем государствам даже при наличии расхождений в тех или иных вопросах, отказ от идеологизированного восприятия того или иного партнера, готовность решать любые проблемы политическими средствами, на равноправной, взаимовыгодной основе.

    При создании субрегиональных систем безопасности необходимо продвигать идею о нежелательности существования в АТР замкнутых военно-политических союзов и блоков. В то же время следовало бы активно поддерживать создание открытых систем коллективной безопасности или соответствующих структур и режимов.

    Россия уже стала активным участником процессов разблокирования национальных конфликтов и в Камбодже, и на Корейском полуострове. Следовало бы заранее определить свои позиции в случае возникновения других конфликтных ситуаций, прилагать усилия для продвижения нашего предложения о создании в регионе Центра по предотвращению конфликтов.

    Решение проблем ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений в АТР представляется чрезвычайно сложной задачей ввиду многополярности региона и многообразия причин возникновения конфликтов. И тем не менее наша дипломатия должна предусматривать активные действия и в этой области. Вооруженные силы стран региона могут быть ограничены в многостороннем зачете, а наилучшим вариантом такого зачета, видимо, станет квотирование или введение различных потолочных ограничений для разных государств. Многосторонние переговоры по этому вопросу сделали бы ситуацию более предсказуемой в военно-политической сфере.

    Переговорный процесс помог бы исключить варианты неконтролируемой гонки вооружений между средними и малыми странами, более точно найти компромиссы в области военных потенциалов. Формирование "нового миропорядка" в АТР будет длительным и сложным процессом, ибо субъектам мировой политики как на мировом, так и на региональном уровнях предстоит установить систему балансов интересов наряду с системой балансов сил. Это потребует скрупулезного учета рада традиционных, а также новых геополитических, экономических и прочих базисных факторов, приведенных в действие смещением центра тяжести международной жизни из сферы военно-стратегических в сферу торгово-экономических проблем.

    Будущее России в современном мире сложно и противоречиво. Чтобы не сбиться с пути, нужно всегда помнить, что мы живем и работаем в интересах России, ее мирных, добрососедских отношений с народами мира.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]