Обозреватель - Observer | Россия сегодня: Реальный шанс |
Российская экономика сегодня: 1. Середина года - стабилизация экономики Главной целью макроэкономической программы, начало осуществления которой пришлось на рубеж 1991-1992 гг., была стабилизация. Задачи - уменьшить и взять под контроль дефицит бюджета, укротить инфляцию, обеспечить стабильный обменный курс рубля, создать условия для экономического роста. Решены ли сегодня эти задачи, в какой мере и если да, то какой ценой? Наступила ли долгожданная макроэкономическая стабилизация, или же сегодня только кратковременная передышка перед новыми препятствиями, новым витком кризиса? Вот под этим углом зрения, через призму этих вопросов проанализируем и оценим результаты социально-экономического положения страны в I полугодии 1994 г. ПРОГНОЗЫ И ИТОГИ Предполагалось, что восстановление экономики произойдет к осени 1992 г., а конечное повышение цен составит 250%. На деле экономический спад продолжается, а цены уже на 2000% выше, чем в начале процесса. Весной 1992 г. в "Меморандуме", направленном МВФ, предсказывалось, что к концу 1992 г. можно будет покончить с бюджетным дефицитом, а кредитно-денежная политика будет жесткой. И что же? Дефицит увеличился, объем кредитов возрос. Летом 1992 г. в "Программе углубления экономических реформ" говорилось, что к середине 1993 г. бюджетный дефицит будет снижен до 3% ВВП (внутреннего валового продукта), как и ежемесячный уровень инфляции. В середине 1993 г. уровень бюджетного дефицита возрос до 20% ВВП, а ежемесячный уровень инфляции почти до 20%. В "Рабочей программе" российского Правительства в августе 1993 г. говорилось о том, что на первой стадии (конец 1993-1994 гг.) будет остановлен спад производства. За этот период до мая спад промышленного производства составил 29%, и идет он более быстрыми темпами, чем в тот же период 1993 г., когда он составлял 16%. В бюджете на 1994 г. доходы планировались на уровне 124 трлн. руб. За первые пять месяцев доходы составили 36% от запланированных. Нечего и говорить о том, что поставленные задачи в отношении доходов и дефицита могут быть выполнены. (Д. РОСС, экономический советник группы лейбористов британского парламента) КРИТЕРИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ Оценка социально-экономической ситуации в стране зависит от выбранных критериев. Несмотря на несомненную важность снижения темпов инфляции до 5-8% в месяц, по одному этому показателю судить о признаках начинающейся макроэкономической стабилизации весьма рискованно. По отдельным "хорошим" показателям, так же как и по отдельным успехам на отдельных предприятиях, нельзя сделать вывод относительно самочувствия всего народного хозяйства. Обратимся к основным макроэкономическим показателям. Если считать борьбу с инфляцией основной целью государственной политики, то налицо значительные успехи: снижение ежемесячного роста цен достигнуто уже в июне. Если же приоритет отдается стабилизации производства и оживлению инвестиций, то здесь налицо полный провал: рекордный спад промышленного производства и снижение ВВП - 27 и 17% соответственно, намного превысившие прогнозные показатели. То же самое и с финансовой политикой. Если главной ее целью считать ограничение бюджетного дефицита разумными рамками, то цель почти достигнута - он удержан в пределах 10% ВВП. Если же главными задачами финансовой политики считать обеспечение бесперебойного финансирования государственных расходов при минимальной тяжести налогового пресса на основе строгого исполнения налогового и бюджетного законодательства, то положение дел в финансовой сфере трудно признать удовлетворительным. И, наконец, приватизацию большинства государственных предприятий можно считать большим успехом, лишь игнорируя цели осуществления институциональной реформы: создание эффективных механизмов контроля за работой предприятий, получение государством значительных доходов от эксплуатации и продажи своей собственности, повышение конкурентоспособности российских предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Поскольку вопрос о критериях успешности экономической политики является дискуссионным, в качестве таковых логично выбрать выполнение задач, сформулированных в Послании Президента России Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)". Среди основных задач в области экономической политики, поставленных в Послании Президента наиболее значимыми были: не допустить чрезмерно высокой социальной цены реформы; приостановка спада производства; активные структурные преобразования на основе выведения неэффективных производств и поддержки точек роста; стабилизации уровня жизни основной части населения; подавление инфляции. Большое значение для поддержки Государственной Думой Президентского послания были содержащиеся в нем цели: "... остановить технологический откат российской промышленности, не допустить, чтобы этот процесс стал необратимым, создать "предпосылки для стабилизации экономики и для начала устойчивого экономического роста". Несмотря на официально провозглашенные цели стабилизации общего объема производства, его падение в первом полугодии текущего года резко ускорилось и является, по итогам полугодия, абсолютно рекордным не только за годы реформы, но и, наверное, за всю современную историю развитых стран. (С. ГЛАЗЬЕВ, председатель Комитета по экономической политике Государственной Думы) ИНФЛЯЦИЯ Сама по себе инфляция не представляет неизбежное зло для экономики. При незначительных размерах и своей управляемости она имеет определенное положительное значение, так как заставляет предприятия более интенсивно внедрять достижения технического прогресса. Поэтому вопрос не в том, как подавить инфляцию, а в том, чтобы научиться ею воздействовать на производство, в том числе на технический прогресс и структурные преобразования. Из опыта прошлого можно сделать вывод, что инфляция при стабильной системе ценообразования поддается управлению, если в целом по народному хозяйству она не превышает 25-30% в год. Что же касается отраслевой инфляции, то ее размеры в зависимости от продукции дифференцируются от 1 до 100%. Опыт пересмотра цен (1965, 1973, 1982, 1988гг.) показывает, что если инфляция за год составляет 30-40%, то для приведения экономики в устойчивое состояние требуется не менее 1-1,5 лет, при инфляции 100% - более 2,5 лет. Сколько времени потребуется, чтобы экономика пришла в состояние устойчивого равновесия при нынешней инфляции - 800% в год, об этом можно лишь догадываться. Но необходимо учитывать, что глубинные корни разбалансированности рынка лежат в низкой эффективности материального производства, в его нерациональной структуре, не отвечающей потребностям народного хозяйства. В связи с этим попытки оздоровить экономику за счет совершенствования только финансовой системы, не улучшая при этом коренным образом производство, обречены на провал. Они лишь углубляют кризис и ведут к еще большей разбалансированности народного хозяйства и инфляции. Об этом свидетельствует не только опыт проведения экономических реформ в прошлом, но и результаты уже этой реформы, в ходе которой так и не удалось остановить рост цен. Они выросли более чем в тысячу раз, а вот денежная масса увеличилась всего лишь в 17 раз. Тем самым был нарушен баланс между ценовой и денежной массой товарооборота. Разрыв между ценовой массой товаров и их денежным обеспечением увеличился в десятки раз, хотя, как показывает практика, критическим уже считается их соотношение 1:1,3. В результате предприятия стали испытывать постоянную нехватку в деньгах и, оказываясь неплатежеспособными, вынуждены сворачивать производство. Чтобы не оказаться банкротами, предприятия компенсируют потери, которые несут от сокращения производства, повышением цен на выпускаемую продукцию, что еще более подстегивает инфляцию и ограничивает спрос. В результате появляются новые неплатежеспособные предприятия, происходит очередной спад производства. Главное сейчас - не допустить дальнейшего спада производства и нарастания инфляции, имея в виду, что спад производства примерно на 70% определяется неуправляемой инфляцией. Правительство В.Черномырдина, получив в наследство народное хозяйство с почти полностью потерянным контролем над экономическими процессами, с расстроенными государственными финансами, постоянно нарастающим спадом производства, как представляется, смогло обеспечить по крайней мере более или менее сносную управляемость в условиях продолжающегося экономического кризиса, снижение динамики цен несомненно является серьезным достижением Правительства. Инфляция была сбита с январских 18% до июньских 4% темпов прироста сводного индекса потребительских цен и соответственно с 19 до 8% - индекса цен производителей на промышленную продукцию (табл. 1). Напомним, что в прошлом году ни в одном из месяцев (за исключением декабря) темп прироста цен не опускался ниже отметки в 15%. Таблица 1 % к предыдущему месяцу
Является ли снижение динамики цен результатом позитивных изменений в экономике, ее окончательного оздоровления? Ответ будет скорее отрицательным, если рассмотреть причины и факторы, способствовавшие подавлению инфляции. Ни для кого не секрет, что произошедшее снижение темпов инфляции до 5-8% в месяц отражает скорее углубление производственного спада и сдвиги в структуре совокупного спроса, углубление кризиса неплатежей, прежде всего со стороны государства, нежели повышение эффективности монетаристских методов регулирования. Следовательно, во-первых, была только приглушена, но не преодолена подлинная причина общего роста цен, основной его генератор и источник - инфляция издержек производства. Различные формы в методы государственного регулирования верхней границы повышения цен позволили сделать их рост более предсказуемым и плавным. Так, последние резкие скачки цен на продукцию топливно-сырьевых отраслей были в середине прошлого (когда цена на уголь подскочила в несколько раз) и начале этого года (цены на нефть и электроэнергию). Государственным регулированием была приторможена спираль издержек, которая по технологическим цепочкам и переделам, через межотраслевые связи и промежуточную продукцию передавалась до цен конечных товаров и услуг, непосредственно потребляемых населением (табл. 2). Таблица 2 %
Во-вторых, экономика была зажата в жесткие спросовые ограничения. С рубежа 1993-1994 гг. проводится самая жесткая финансово-кредитная политика за последние годы. Спрос контролируется очень простым способом - людям не платят заработанных ими денег. Задержкой кредитов и выплат по государственным обязательствам Правительству удалось сбить инфляцию ниже 16-процентной отметки в месяц. Вот данные о том, какой ценой это было достигнуто. Впервой половине года Правительством было профинансировано всего 25,5% расходов от годового бюджета, или 2/3 планировавшейся величины. При этом по расходам на государственную поддержку народного хозяйства недофинансирование составило 5,3 трлн. руб., или 41,7% к плану, по расходам на науку - 32,5%. Задолженность машиностроительным предприятиям только по выполненным оборонным заказам составляет ухе 1.5 трлн. руб., а по освоенным капитальным вложениям - 0,5 трлн. Российская Академия наук почти полностью финансируется из федерального бюджета. На встрече лидеров профсоюза работников Академии наук было заявлено: "По сравнению с 19&5 г, финансирование отрасли сократилось в 20 раз, зарплата уменьшилась в 5 раз". Сотрудники крупнейших научных центров, таких как Петербургский физико-технический институт, Гатчинский институт ядерной физики. Институт физиологии им, Павлова, получали в I квартале 1994 г. только 50% зарплаты. Задолженность за 1993 г. была выплачена Минфином только в апреле текущего года. В мае и июне средства из государственного бюджета учреждениям Российской Академии наук вообще не поступали. Если учесть, что на 1 рубль просроченной задолженности бюджета приходится рост неплатежей между предприятиями на 2-3 рубля, становится очевидным, кто является главным генератором кризиса неплатежей. Общий объем просроченной задолженности по выдаче средств на оплату труда и другие денежные выплаты работникам предприятий и организаций промышленности, строительства и сельского хозяйства (не включая средства, перечисленные на счета работников в банки) на 1 июня 1994г. составил 2940,8 млрд. руб. и возрос по сравнению с 1 января в 4 раза. Основной объем просроченной задолженности по оплате труда приходился на предприятия и организации, относящиеся к государственной собственности - 41%, смешанной (без иностранного участия) - 33%, частной - 25%, на предприятия и организации муниципальной собственности и собственности общественных объединений и организаций - менее 1%. При этом задолженность по выдаче средств на оплату труда длительностью более месяца на 1 июня 1994 г. по трем отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство) составила 1413 млрд.руб., или 48% от общей суммы задолженности. Предприятия и организации в связи с тем, что покупатели не перечислили им средства за готовую продукцию, работы, услуги, не выдали работникам в срок заработную плату на сумму 2,6 трлн. руб., а из-за отсутствия заработанных средств - лишь на 0,3 трлн. руб. По мнению Комитета по экономической политике Государственной Думы, Правительство, недобирая 30% доходов от запланированного уровня, автоматически перекладывает эти неплатежи на своих поставщиков или потребителей через соответствующее снижение бюджетных расходов. Это влечет за собой рост задолженности предприятий (доле просроченной задолженности покупателей промышленной и строительной продукции в ВВП увеличилась только за первые четыре месяца года с 50 до 67%) и, следовательно, невыплату зарплаты, задолженность по которой уже превысила месячный объем средств на потребление, увеличившись по сравнению с прошлым годом в 29 раз. Конечно, при такой дисциплине оплаты труда темп роста розничных цен замедлился. Сравним две цифры. Задолженность по оплате труда в I полугодии 1994 г. возрастала каждый месяц в среднем на 30%, а прирост потребительских цен к середине года снизился до 4-7% в месяц, Становится ясно, достижение в области борьбы с инфляцией - это успех Правительства в расходовании средств только в пределах сумм поступающих в бюджет Но это достижение не может быть постоянным без сколь-нибудь последовательной политики на макроэкономическом уровне. РЕКОРДНЫЙ СПАД ПРОИЗВОДСТВА Продолжающийся обвальный кризис производства не дает пока никаких признаков оживления и улучшения экономической ситуация. Объем промышленного производства стабилизировался на уровне около 75% от прошлого года. Уже сегодня, хотя до конца года почти полугодие, можно с полной уверенностью говорить, что и по результатам всего 1994 г. спад промышленного производства составит 25% к уровню прошлого года. Экономика зажата в недопустимо жесткие спросовые ограничения и всеобщий кризис сбыта. Экономические индикаторы показывают резкое снижение деловой активности по всем производственным секторам экономики. Образовавшийся в начале 1992 г. дисбаланс между реальным платежеспособным спросом и предложением товаров является на протяжении двух с половиной лет фактором, обусловливающим сокращение производства продукций как производственно-технического назначения, так и потребительских товаров и услуг и соответственно валового внутреннего продукта. Особенно тяжелое положение сложилось в наукоемких отраслях промышленности, которые составляют основу современного экономического роста. Сокращение производства в этих отраслях превысило в первом полугодии 40-50% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а по ряду отраслей гражданского машиностроения превзошло отметку в 55%. Удар, пришедшийся в этом году на наукоемкую промышленность, тяжелее шока 1992 года и намного разрушительнее. Со всей очевидностью проявилась мощная тенденция нарастающей деиндустриализации страны, необратимого разрушения ее научно-промышленного потенциала, для которого 1994 год становится роковым. Об этом красноречиво говорят данные официальной статистики. При сокращении промышленного производства, начиная с 1990 года вдвое, в ряде отраслей спад производства достиг 70-80%. Это, в частности, электронное и электротехническое машиностроение, станкостроение, производство средств связи и гибкой автоматизации, производство оборудования для легкой и пищевой промышленности, многие виды машин для агропромышленного, транспортного и топливно-энергетического комплексов, производство органического синтеза. И дело здесь отнюдь не только в конверсии оборонной промышленности, как утверждается в официальных материалах Правительства. В этом полугодии спад производства товаров народного потребления превысил сокращение объема всей промышленной продукции, составив 28%, а сокращение производства в гражданском машиностроении было выше сокращения производства военной техники. Вопреки объявленным целям технологический откат российской промышленности не только не остановлен, но и резко ускорился. За первое полугодие этого года произошло резкое (на 6%) снижение доли машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства. Утрачены сотни перспективных технологий. Любому человеку, знакомому с организацией промышленного производства, не нужно объяснять, что длительная недогруженность мощностей на 50-80% и соответствующая скрытая безработица фактически означают гибель предприятия как жизнеспособной организации. Возможно, это не всегда так в централизованно управляемой экономике в случаях плановой остановки производства. Но в рыночной экономике чудес не бывает. Если предприятие сбросило объем производства, значит его место занял конкурент, если остановлено обновление производства и сброшены инвестиции - неизбежны отставание и потеря конкурентоспособности, а вслед за этим и гибель предприятия. Именно это происходит сегодня с нашей промышленностью, причем в невероятных в экономической истории масштабах. Может быть, именно огромные масштабы процесса массовой гибели российских промышленных предприятий затрудняют его адекватную оценку. Действительно, трудно поверить и почти невозможно представить:
Согласно общераспространенным рассуждениям, в этом случае должно произойти обострение социальной напряженности, народный бунт и катастрофа. Если социального катаклизма нет - следует убаюкивающий вывод, что все еще не так плохо. Но в том той дело, что наша наукоемкая промышленность, работавшая раньше в основном на оборону, умирает сегодня относительно тихо и незаметно. Никто, кроме руководства вооруженных сил и государства, да еще самих работающих в "оборонке", даже не заметил, что в стране прекращено производство современных видов военной техники и государство утратило обороноспособность. И тем более никто не заметил упущенных возможностей конверсии, бурно развернувшейся в 1992 году и натолкнувшейся на острейший кризис сбыта в 1994 году. Потребитель, покупая импортные бытовую технику или средства производства, не вспомнил о том, что еще несколько лет назад он пользовался отечественными аналогами. О том, что отечественная наукоемкая промышленность умирает, а многие ее отрасли уже умерли, красноречиво говорят не только данные о многократном сокращении производства. Пожалуй, еще более важными являются данные о стремительном росте доли импортных товаров, реализуемых на российском потребительском рынке. За первое полугодие эта доля возросла на 10% и составляет сегодня половину, тогда как еще несколько лет назад она не превышала одной пятой. Сдают свои позиции даже те отечественные производители наукоемкой техники, которые еще год назад наращивали производство, успешно занимаясь конверсией. Так, после увеличения в 1992 году в результате конверсии оборонной промышленности производства видеотехники, швейных машин, бытовой радиоаппаратуры и оживления в 1993 году производства холодильников, стиральных машин, телевизоров в 1994 году происходит обвальный - в 2-3 раза - спад их производства. Можно говорить о практически полном вытеснении с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей персональных компьютеров и видеомагнитофонов. На очереди производители других видов бытовой электроники и электротехники. Быстрое вытеснение с внутреннего рынка отечественных товаров импортными характерно не только для наукоемкой продукции. Не менее драматическое свертывание производства происходит в легкой промышленности, производстве мебели; вытесняются с рынка отечественные пищевые и сельскохозяйственные товары. То же самое характерно и для выпуска средств производства. Даже предприятия с государственным участием и органы государственной власти все более переключаются на импорт оборудования в ущерб внутренним производителям и налогоплательщикам. Это относится не только к импорту электронного оборудования и видеотехники, но я к таким относительно несложным изделиям, как трубы бурильные, насосы для добычи нефти, бульдозеры и другим видам техники, потребляемым в относительно благополучных сырьевых отраслях экономики. Мы все более втягиваемся в порочный круг экспорта сырья в обмен на оборудование для его производства и товары народного потребления. Это неэквивалентный обмен, приводящий, как правило, не только к полной зависимости экспортеров сырья от экспортеров оборудования, но и к обнищанию первых при обогащения вторых. Сегодня мы стремительно обретаем черты стран с экономикой колониального типа, неспособной к самостоятельному расширенному воспроизводству и вынужденной обменивать невозобновляемые природные ресурсы на оплату интеллектуальной ренты развитым странам. На 70-90% современный экономический рост обеспечивает фактор новых знаний и технического прогресса. В нынешнюю постиндустриальную эпоху этот фактор создается в сферах прикладной и фундаментальной науки, образования, телекоммуникаций, электроники, авиакосмической промышленности, гибкой автоматизации и в других наукоемких отраслях промышленности и сферы услуг. То есть в отраслях, которые в вашей экономике в наибольшей степени пришли в упадок. Относительно благополучное положение дел а сырьевых отраслях не должно вводить в заблуждение - даже их возможный сегодня рост не в состоянии будет компенсировать долгосрочные последствия разрушения научно-промышленного потенциала - и в обеспечении экономического роста страны, и в обеспечении рабочих мест, и тем более в поддержании обороноспособности. Возможности экономического роста за счет развития сырьевых отраслей целиком определяются состоянием спроса со стороны отечественной и зарубежной обрабатывающей промышленности, который, как правило, насыщен и может быть увеличен только через снижение цен для вытеснения конкурентов и увеличения доли на рынке. В любом случае развитие стране преобладающей долей сырьевых отраслей полностью зависит от экономической конъюнктуры и предпочтений в развитых странах, огражденных, кроме всего прочего, протекционистскими барьерами. Через несколько месяцев процессы деиндустриализации в деградации промышленного производства достигнут качественно нового уровня, после которого будут утрачены возможности структурной перестройки экономики. Она войдет в фазу длительной депрессии с устойчива высоким уровнем безработицы и зависимости от других государств, стагфляцией и ростом социального неравенства. Отдельные примеры успеха на фоне обвального свертывания промышленного производства относятся к категории исключений, подтверждающих правило. Это, как правило, предприятия, удержавшиеся в своих экспортных нишах, или предприятия, работающие в тесной кооперации с иностранным партнером, обслуживая его проникновение на российский рынок. Иными словами, устоять в нынешней ситуации нарастающего хаоса могут те, кто сумел выйти на мировой рынок, компенсировав тем самым для себя неурядицы рынка внутреннего. Таких очень немного, а в наукоемких отраслях, формировавшихся на потребностях "оборонки",- единицы. Об этом сами за себя говорят факты: по 96% важнейших видов промышленной продукции в первом полугодии зафиксировано сокращение производства, при этом более чем по половине из них уровень спада превысил 30%. Причем в отраслях, формирующих научно-промышленный потенциал страны,-машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности, производстве строительных материалов и конструкций, товаров народного потребления длительного пользования, - сдельный вес важнейших видов продукции, по которым в первой половине года зафиксировано сокращение объема производства составляет 100%, из них по 70-90% отраслей спад производства превысил 25%. Не заметны признаки оживления экономики и по настроениям руководителем промышленных предприятий. По последним опросам "Экономического барометра", ближайшие три месяца 90% руководителей предприятий не ожидают улучшения положения своих предприятий, а на ближайшие полгода - 87%. Можно ли в этой ситуации всерьез утверждать о начале позитивных структурных изменений и появлении "точек роста"? Приведенные выше показатели вместе с данными о резком снижении рентабельности промышленного производства, дальнейшем падении инвестиционной активности, снижении амортизационных отчислений однозначно свидетельствуют о том, что первое полугодие было периодом обвального спада и разрушения промышленного производства, который продолжится во второй половине года со Стабилизацией на нулевом уровне производства технически сложных и наукоемких товаров. В январе-июне 1994 г. из 406 важнейших видов продукции объем производства по сравнению с аналогичным периодом 1993 г.:
В истекшем полугодии из изделий, учитываемых в месячной отчетности, не производились вычислительные и управляющие комплексы, вырубовые машины, маневровые и промышленные тепловозы, льноуборочные комбайны, косилки-плющилки, скренеры. Основной причиной прекращения производства являлось отсутствие платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию. Наиболее глубоко спад охватил машиностроение, где производство основных видов изделий было значительно меньше, чем в 1993 г. Жесткие спросовые ограничения и всеобщий кризис сбыта поразили как отрасли, выпускающие продукцию производственно-технического назначения (табл. 5), так и предприятия машиностроения, удовлетворяющие нужды населения в товарах длительного пользования (табл. 6). Таблица 3 % к соответствующему периоду предыдущего года
Таблица 4 % к соотчетствуюшему периоду предыдущего года
Основным средством жесткого ограничения спроса по-прежнему остаются длительные остановки цехов и конвейеров. В I полугодии текущего года ежемесячно останавливало свои производства более чем на одну смену в среднем каждое четвертое крупное и среднее промышленное предприятие. Понятно, что проблему отсутствия платежеспособного спроса на выпускаемую этими предприятиями продукцию таким способом не решить. Жизнеобеспечивающие сектора экономики в меньшей степени затронуты кризисом, и показатели спада там не столь значительны, как, например, в обрабатывающих отраслях промышленности. Но за низкими цифрами темпов падения скрывается резкое ухудшение воспроизводственных процессов. Так, например, если что и стабильно в выпуске сельским хозяйством основных продуктов питания, так это стабильное снижение их производства, которое неуклонно и устойчиво продолжается уже четвертый год подряд (табл.5). Таблица 5 млн. т
ПРОГНОЗ промышленного производства на 1994 г. Ожидается, что в 1994 г. СПАД ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, если не будут внесены соответствующие коррективы в экономическую политику, в лучшем случае сохранится на уровне 1993г. (14-15%) и составит 42% к 1991 г., или 56% к уровню 1990 г. Худшее зависит от оставшегося запаса прочности нашей экономики. Во всяком случае, есть все основания говорить о том, что в этом году, т.е. за три года реформы перейден рубеж 50%-ного спада производства. В известной мере складывающееся тяжелое положение в промышленности можно было бы компенсировать за счет перераспределения части национального дохода, создаваемого в сельском хозяйстве. Однако этот резерв себя исчерпал уже в первый год реформы. К тому же им не смогли эффективно распорядиться, и сегодня это начинает сказываться. В 1994 г. СПАД ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ будет выше, чем в 1993 г., на 2-3 пункта и составит 20% к 1991 г., или 22% к 1990 г. Что же касается производства товаров народного потребления, то за два года реформы его спад уже составил 25%. Следует напомнить, что СВОДНЫЙ ИНДЕКС УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ТОВАРАХ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ в 1991 г. оценивался как 0,6, в том числе по товарам легкой промышленности - 0,5. Учитывая происшедший спад производства, сегодня этот индекс составляет не более 0,4, в том числе по товарам легкой промышленности - 0,3. Таким образом, утверждения о том, что за годы реформы удалось насытить потребительский рынок, не более чем миф. Он насыщен не за счет увеличения производства отечественными товарами, а посредством ограничения возможностей населения в покупке товаров за счет многократного взвинчивания цен и широкого вытеснения отечественных товаров импортной продукцией, поставки которой могут быть приостановлены в любую минуту. Все это, конечно, не может не сказаться на развитии инфляции. (По материалам газеты "Экономика и жизнь") НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА Ни о какой финансовой стабилизации в настоящий момент не может быть и речи. Государство не в состоянии оплачивать даже собственные заказы, выплачивать зарплату им же нанятым работникам. Дефицит федерального бюджета устойчиво зашкаливает за 10% от валового внутреннего продукта. Приоритетная цель - 2,5-3%-ный уровень инфляции в месяц - это перспектива только конца 1995 г. В первом квартале нынешнего, по сообщению Министерства финансов, было собрано лишь 36 % от запланированных налоговых платежей. Основой покрытия бюджетного дефицита продолжают оставаться инфляционные источники. С учетом средств, поступивших в Банк России, но не перечисленных на корреспондентские счета Минфина России. В первом полугодии текущего года расходы федерального бюджета составили около 78% от запланированного объема. Это объясняется тем, что доходов собрано лишь 72% от плана, в том числе поступление налогов и обязательных платежей - только 65%. В рамках государственных расходов наивысшие показатели выполнения сложились по следующим статьям:
Наименьшие показатели сложились по статьям:
Структура его покрытия была следующей:
Как видно из приводимых данных, большая часть дефицита бюджета по-прежнему финансируется за счет кредитной эмиссии Центрального банка, т. е. инфляционного источника. Продолжает непрерывно ухудшаться финансовое состояние предприятий и организаций из-за неурегулированности взаиморасчетов. Просроченные платежи уже более чем в 3 раза превысили средства на расчетных счетах, доля убыточных предприятий возросла с 14,7% в декабре 1993 г. до 32,4% в апреле 1994 г. За январь-апрель текущего года сумма убытков составила около 4 трлн. руб. Наибольший удельный вес убыточных предприятий приходится на отрасли непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, редакции и издательства и др.). Резко снизилась рентабельность по всем отраслям экономики (табл. 6). Таблица 6
Значительные размеры неплатежей влияют на финансовую устойчивость предприятий и организаций, их платежеспособность. Начиная с III квартала прошлого года динамика соотношения денежных средств и просроченной задолженности поставщикам в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте постоянно ухудшается. К маю 1994г. денежные средства предприятий покрывали просроченную задолженность поставщикам лишь на 27%. В июне 1994 г. был утвержден федеральный бюджет на 1994 г. по расходам в сумме 194495,31 млрд. руб., в том числе по бюджету текущих расходов - 144601,31 млрд. руб. и бюджету развития - 49894,0 млрд. руб., и по доходам в сумме 124 477,0 млрд. руб. Из средств федерального бюджета фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства предусматривается:
Основу доходов нынешнего бюджета составляют поступления от НДС и налога на прибыль, которые в действительности являются стимуляторами спада производства. Как альтернатива под руководством председателя Совета республики ВС РФ В.Соколова был разработан альтернативный проект бюджета и представлен на рассмотрение Думы, министерств, предпринимательских объединений и общественности. Он предусматривает коренное изменение бюджетной системы, и в том числе налоговой системы, иные приоритеты в экономической политике. Прежде всего это выражается в ориентации на развитие высокотехнологической индустрии и стимулировании спроса, реальном росте денежных доходов населения, что повлечет расширение внутреннего рынка и создаст хорошую конъюнктуру для национальных производителей. Этот эффект будет усилен протекционным таможенным тарифом. Далее предусматривается расширение государственного спроса. Это связано, во-первых, с расширением государственных инвестиций; во-вторых, с государственными инвестиционными и инновационными программами; в-третьих, рост оборонного заказа скажется положительно на оживлении в целом в оборонном комплексе. Для расширения производства гражданской продукции предусмотрено увеличение расходов на конверсию оборонных мощностей. Кроме того, источником спроса станет инвестиционный спрос со стороны предприятий вследствие освобождения средств, изымавшихся НДС и налогом на прибыль. Он будет стимулирован также наличием нормативов формирования фонда развития и налога на выплаты на личное потребление. Этот источник позволит быстро преодолеть кризис производства средств производства. Таким образом, исполнение альтернативного бюджета не только простимулирует рост производства в 1994 г.,но и создаст мощнейший задел для быстрого преодоления кризиса. По мнению С.Глазьева, резкое (более чем на 40%) снижение доли доходов федерального бюджета в ВВП при одновременном увеличении налогового бремени свидетельствует о глубоком и быстро прогрессирующем расстройстве государственных финансов. Фактически можно говорить о финансовом банкротстве федерального Правительства. Зато еще больший размах приобрела практика предоставления индивидуальных льгот коммерческим структурам, работающим главным образом в газо- и нефтедобыче и торговле. За последние 9 месяцев индивидуальных льгот было предоставлено на сумму не менее 6,5 трлн. руб. в расчете на год. В обстановке хаотического растаскивания государственных финансов практически без внимания остался Указ Президента, предписывавший Правительству отменить все льготы по налогам и внешнеэкономической деятельности. Наверное, Правительству, несмотря на недофинансирование 30% расходов и образовавшуюся в связи с этим задолженность, доходы не нужны, иначе как можно было бы мириться с явной массовой контрабандой подакцизных товаров (спиртные напитки, пиво, сигареты, автомобили)? Об этом же, кстати, свидетельствует и принятая в нарушение законодательства программа приватизации (после 1 июля), по-прежнему сформированная без должного внимания к доходам и ее экономической эффективности, как и в прошлые годы ориентированная на политические цели в ущерб экономическому благополучию страны и доходам казны. Такая позиция, считает С. Глазьев, ничем не отличается от стимулирования казнокрадства. Ведь согласно философии вульгарного либерализма, важен лишь показатель бюджетного дефицита, который всегда можно держать в пределах заветных 10%, сокращая соответствующим образом расходы. Точнее - промышленное производство. О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ на 1994 год Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года СТАТЬЯ 1. Утвердить федеральный бюджет на 1994 год по расходам в сумме 194495,31 млрд. рублей, в том числе по бюджету текущих расходов - 144601,31 млрд. рублей и бюджету развития - 49894,0 млрд. рублей, и по доходам в сумме 124477,0 млрд. рублей. Установить предельный размер дефицита федерального бюджета на 1994 год в сумме 70018,31 млрд. рублей, или 36 процентов от суммы расходов федерального бюджета на 1994 год. Направить на покрытие дефицита федерального бюджета на 1994 год кредит Центрального банка Российской Федерации в сумме 48269,41 млрд. рублей, кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций - 16339,9 млрд. рублей, доходы от операций с государственными ценными бумагами - 3829 млрд. рублей, прибыль Центрального банка Российской Федерации за 1994 год - 1580 млрд. рублёй. Установить, что кредит на покрытие дефицита федерального бюджета на 1994 год предоставляется Центральным банком Российской Федерации сроком на 10 лет с погашением равными долями начиная с 1998 года из расчета 10 процентов годовых. Установить, что кредит на покрытие дефицита федерального бюджета начиная с 1995 года предоставляется Центральным банком Российской Федерации на беспроцентной основе. СТАТЬЯ 2. Установить, что доходы федерального бюджета на 1994 год формируются за счет:
СТАТЬЯ 3. В частичное изменение статьи 3 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" установить, что начиная со II квартала 1994 года акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан направляются в федеральный бюджет. СТАТЬЯ 4. В частичное изменение статьи 19 Закон а Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 44 Закона Российской Федерации "О недрах" установить, что отчислении на воспроизводство минерально-сырьевой базы за исключением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ. зачисляются в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение. СТАТЬЯ 5. В частичное изменение статьи 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" направить в 1994 году в федеральный бюджет свободные по состоянию на конец каждого квартала средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме до 200 млрд. рублей для их использования на финансирование лечебных учреждении здравоохранения. СТАТЬЯ 6. Зачислять в 1994 году в федеральный бюджет налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций по ставке 13 процентов. СТАТЬЯ 7. Установить, что в бюджеты субъектов Российской Федерации в 1994 году зачисляются:
В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляются 30 процентов от специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, за исключением указанного налога на импортные товары, а также драгоценные металлы и драгоценные камни, сдаваемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и отпускаемые из него. СТАТЬЯ 8. Учесть в федеральном бюджете на 1994 год поступление доходов по основным источникам в следующих суммах:
СТАТЬЯ 9. Утвердить размеры отчислений от акцизов и налога на добавленную стоимость, переданных в I квартале 1994 года в бюджеты субъектов Российской Федерации, по нормативам, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год". СТАТЬЯ 10. Передать во II-IV кварталах 1994 года в бюджеты субъектов Российской Федерации:
СТАТЬЯ 11. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления ускорить проведение сплошной инвентаризации (оценки, переоценки) строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на правах собственности. До завершения инвентаризации (оценки, переоценки) разрешить органам Государственной налоговой службы Российской федерации на местах при определении стоимости облагаемых налогом строений, помещений и сооружений применять принятые органами местного самоуправления повышающие коэффициенты. СТАТЬЯ 12. Установить, что ставки земельного налога, установленные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1994 году для земель сельскохозяйственного пользования с коэффициентом 20, во всех остальных случаях - с коэффициентом 50. Установить на 1994 год среднюю долю централизации средств от земельного налога и арендной платы за городские земли в размере 40 процентов, из которых 20 процентов зачислять в федеральный бюджет для направления их на обеспечение финансирования комплексной программы повышения плодородия земель и ведения земельного кадастра и 20 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации на централизованно выполняемые мероприятия по инвентаризации земель и социальному и инженерному обустройству территорий. СТАТЬЯ 13. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации применять начиная с 1 июля 1994 года тарифы платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, действовавшие на 1 января 1994 года, с коэффициентом 5, а таксы на древесину, отпускаемую на корню в лесах Российской Федерации, - с коэффициентом не ниже 9. СТАТЬЯ 14. Освободить в 1994 году Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу контрразведки Российской Федерации, Федеральную пограничную службу - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Службу внешней разведки Российской Федерации, Главное управление охраны Российской Федерации, Службу безопасности Президента Российской Федерации и другие воинские формирования Российской Федерации, а также Департамент налоговой полиции Российской Федерации от уплаты страховых взносов по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, в фонды обязательного медицинского страхования. СТАТЬЯ 15. Освободить в 1994 году предприятия, учреждения и организации системы водных путей и каналов Министерства транспорта Российской Федерации и государственных межхозяйственных мелиоративных систем от платы за землю. СТАТЬЯ 17. Направить в 1994 году в пределах расходов, определенных статьей 16 настоящего Федерального закона, на финансирование целевых программ, входящих в состав Федеральной программы "Дети России", ассигнования в размере 178179,6 млн.рублей, в том числе: "Дети-инвалиды" - 54696.0 млн.руб-лей, "Дети-сироты" - 443,2 млн.рублей. "Дети Севера" - 242Я,0 млн.рублей, "Дети Чернобыля" - 82317.4 млн.рублей.-Планированиесемьи"- 26644,4 млн.рублей. "Раэвитие индустрии детского питания в РСФСР на 1991-1995 годы"-11653,6 млн.рублей. СТАТЬЯ 18. Утвердить распределение установленных статье и 16 настоящего Федерального закона ассигнований из федерального бюджета на 1994 гол по министерствам, ведомствам и организациям в суммах согласно приложению. Установить, что при этом общий размер ассигнований из федерального бюджета на 1994 год является верхним допустимым пределом финансирования. СТАТЬЯ 19. Установить, что финансирование федеральных целевых программ, утвержденных в установленном порядке осуществляется в 1994 году за счет и в пределах ассигнований из федерального бюджета, утвержденных статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона. СТАТЬЯ 20. Установить, что решения об увеличении ассигнований отдельным получателям бюджетных средств принимаются Государственной Думой только при уточнении показателей федерального бюджета на 1994 год и при наличии источников их финансирования, не приводящих к увеличению бюджетного дефицита. СТАТЬЯ 22. Образовать в составе федерального бюджета федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской федерации, предусматривая при этом единый подход к определенного размеров финансовой помощи регионам и установление прямой зависимости между объемами средств фонда и доходами федерального бюджета. Установить, что федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской федерации формируется в размере 22 процентов налога на добавленную стоимость за счет его доли, поступающей в федеральный бюджет (кроме налога на добавленную стоимость на импортные товары, драгоценные металлы и драгоценные камни, сдаваемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и отпускаемые из него). Из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации оказывается помощь тем субъектам, у которых средне душе во и доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации (субъекты Российской Федерации, нуждающиеся в поддержке), а также тем субъектам Российской Федерации, у которых собственных доходов и дополнительных средств. полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субъекты Российской Федерации, особо нуждающиеся в поддержке). Порядок формирования и использования федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. СТАТЬЯ 26. Образовать в составе федерального бюджета фонд государственной поддержки завоза нефти, нефтепродуктов, топлива, мясопродуктов, молокопродуктов, сахара, картофеля, плодоовощной продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками навигации. Фонд государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности формируется за счет средств федерального бюджета, процентных платежей за использование средств указанного фонда на возвратной основе, а также внебюджетных источников. Поддержка завоза продукции (товаров) осуществляется путем предоставления возвратных ссуд регионам, а также предприятиям, учреждениям и организациям, производящим закупку и завоз указанной продукции в порядке централизованных поставок. Порядок формирования и использования фонда государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности устанавливается Правительством Российской Федерации. Решения о создании аналогичных региональных фондов принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечислить до 15 июля 1994 года из федерального бюджета ассигнования на образование фонда государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в размере 75 процентов от общей суммы расходов указанного фонда, предусмотренной на 1994 год. СТАТЬЯ 27. Установить, что в 1994 году финансирование расходов по выплате государственных пенсий и пособий. производимое в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, осуществляется за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации на возвратной основе. Пенсионному фонду Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации заключить договор, предусматривающий порядок, сроки и условия возврата заимствованных средств. СТАТЬЯ 28. Правительству Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации. Государственному фонду занятости населения Российской Федерации. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Федеральному дорожному фонду Российской Федерации до 15 июля 1994 года внести на рассмотрение Государственной Думы проекты бюджета в государственных и отраслевых целевых в не бюджетных фондов на 1994 год и отчеты об их исполнении за 1993 год - Правительству Российской Федерации до 1 сентября 1994 года внести в Государственную Думу проект им Федерального закона о консолидации государственных и отраслевых целевых внебюджетных фондов в федеральном бюджете. До принятия указанного федерального закона сохраняется действовавший до 1 июля 1994 года порядок формирования и использования средств государственных и отраслевых целевых внебюджетных фондов. СТАТЬЯ 29. Установить, что средства федерального бюджетного фонда финансовой поддержки важнейших отраслей на родного хозяйства в 1994 году распределяются в следующих размерах: 58 процентов - на финансовую поддержку сельского хозяйства к 42 процента - на финансовую поддержку угольной промышленности. СТАТЬЯ 30. Установить, что начиная с 1994/95 учебного года финансирование системы профессионально-технического образования осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим увеличить размеры финансовой помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1994 год на содержание учреждений профессионально-технического образования. СТАТЬЯ 31. Произвести финансирование расходов на содержание единой системы органов Федерального Казначейства за счет прибыли Центрального банка Российской Федерации в сумме 413353.1 млн. рублей. Указанные средства перечислять равными долями ежемесячно с июля по декабрь 1994 года включительно. СТАТЬЯ 32. Правительству Российской Федерации создать специальный бюджетный фонд поддержки вооруженных Сил Российской Федерации за счет доходов от приватизации государственной собственности, полученных сверх суммы, предусмотренной в федеральном бюджете на 1994 год. Направить средства этого фонда на финансирование мероприятий по социальной защите военнослужащих, и в первую очередь на строительство жилья к конверсию предприятий оборон но и промышленности. При необходимости для пополнения средств фонда выпустить целевой государственный заем. казначейские векселя и осуществить другие меры. обеспечивающие устойчивое поступление средств в указанный фонд. СТАТЬЯ 33. Предложить Правительству Российской Федерации: принять меры по максимальному ограничению фактических затрат на оборону в 1994 году, в том числе за счет упорядочения комплектования войск рядовым и сержантским составом по контракту и офицерами запаса, а также сокращения числа высших военных учебных заведений, исходи из реальной потребности в военных кадрах. Провести в течение 1994-1995 годов полное укомплектование войсковых частей и обеспечить их боевую подготовку Вывести неукомплектованные воинские формирования в резерв или расформировать их. Обеспечить во II полугодии 1994 года но квартальное финансирование оборонных расходов па планово-кредитной основе: предусмотреть с июле 1994 года при решении вопросов о закупках оборудования всех видов с использованием иностранных кредитных ресурсов обязательное рассмотрение возможности организации его изготовления на отечественных предприятиях оборонной промышленности и осуществлять закупку только при отсутствии такой возможности. Установить штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации на 1 января 1994 года: военнослужащих - 2300 тысяч человек, гражданского персонала - 600 тысяч человек! на 1 январе 1995 года: военнослужащих - 1917,4 тысячи человек, гражданского персонала - 600 тысяч человек. СТАТЬЯ 34. Принять к сведению прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 1994 год, представленный Правительством Российской Федерации. Считать важнейшими критериями оценки экономической деятельности Правительства Российской федерации в 1994 голу: достижение положительных сдвигов в структуре производства; проведение активной политики по стабилизации экономики, имея в виду замедление темпов экономического спада в 1994 году по сравнению с 1993 годом, в том числе по валовому внутреннему продукту не более чем на 8-10 процентов, по снижению объемов промышленного производства не более чем на 12-15 процентов, по снижению темпов ежемесячной инфляции до 7-9 процентов к концу года. СТАТЬЯ 35. Установить верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1994 год в сумме 88,4 трлн. рублей. СТАТЬЯ 36. Утвердить следующий перечень защищенных статей текущих расходов федерального бюджета на 1994 год, подлежащих финансированию в полном объеме:
Установить верхний предел ассигнований по защищенным статьям федерального бюджета на 1994 год в размере 20 процентов от утвержденных расходов. СТАТЬЯ 37. Приостановить на 1994 год действие пункта 3 статьи 30 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР". СТАТЬЯ 38. Установить, что если в ходе исполнения бюджета орган государственной власти в пределах своей компетенции принимает решения, приводящие к увеличению расходов или к уменьшению доходов бюджетов другиху ровней, то недостающие средства компенсируются принявшим решение органом государственной власти за счет средств соответствующего бюджета. СТАТЬЯ 39. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со для его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН НЕ ДОПУСТИТЬ Сдерживание роста государственных расходов поставило значительную часть обрабатывающей промышленности на грань массовых банкротств. Прогнознруемое 25%-ное снижение промышленного производства, по результатам года, может означать ликвидацию целых секторов обрабатывающей промышленности, несет в себе потенциальную угрозу деиндустриализации страны. Прекращение выдачи льготных кредитов, как это запланировано в бюджете, за исключением сельского хозяйства, угольной промышленности и крупнейших заводов означает. что сейчас перед предприятиями встает реальная перспектива закрытия, если ани не перестроят свою деятельность, т.е. это может привести к массовой, открытой безработице, которая в настоящее время продолжает оставаться скрытой. Численность экономически активного населения в июне 1994 г. составила 74.8 млн. чел. В их числе 70,3 млн. чел. (94%) были заняты всеми видами экономической деятельности и 4,5 млн. чел. (6%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные. Кроме того, около 4,5 млн. чел. вынужденно работали в режиме неполной рабочей недели и находились в отпусках без сохранений или с частичным сохранением заработной платы (1,9 и 2.6 млн. чел. соответственно). С учетом лиц, не полностью занятых на производстве в силу объективных причин, общий потенциал безработных составляет 9,0 млн. чел., или 12% экономически активного населения, В то же время уровень безработицы, официально зарегистрированный в органах государственной службы занятости, значительно ниже - 1,2 млн. чел., или только 1,6% общей численности экономически активного населения. Итак, о ходе реформ говорят и устойчивые темпы роста безработицы, достигшей к середине года. ранее считавшихся "запретными", величин в 4,5 млн. человек, или 6% занятых. По размерам скрытой безработицы в 9 млн, человек и динамике промышленного производства можно с уверенностью предсказать дальнейшее быстрое увеличение числа безработных, в особенности среди женщин и молодежи. Наряду с продолжающимся спадом и угрозой массовой безработицы неумолимо увеличивается инфляционный потенциал под действием целого ряда факторов. Важнейшими из них являются сокращение предложения и новые эмиссионные вливания в денежный оборот. В соответствии с утвержденным федеральным бюджетом на 1994 г. основная тяжесть государственных расходов, требующих эмиссионного финансирования, относится ко II полугодию. Это приведет к увеличению темпов роста денежной массы, а значит, и инфляции в IV квартале 1994г.- I квартале 1995 г. Экономическая ситуация середины года неоднозначна. На фоне некоторого снижения темпов роста потребительских цен продолжается спад производства, постоянно ухудшается финансовое состояние предприятий. Так, за полугодие потери рабочего времени в процентах к табельному фонду возросли с 15 до 23%, удель-г ест ный вес убыточных предприятий в общем объеме обследованных предприятий увеличился с 16 до 33%, в то же время покрытие денежных средств предприятий их просроченной задолженности поставщикам упало с 75 до 33%. Итак, экономическая ситуация может развиваться подиум сценариям. При этом в любом случае инфляция увеличится и рост потребительских цен будет в пределах 7-10% в месяц. Первый. Если, несмотря ни иа что, будет сохраняться жесткая кредитно-денежная политика, то сокращение платежеспособного спроса приведет к росту числа убыточных предприятий. Что, в свою очередь, вплотную приблизит их к рубежу банкротств, а экономику - к массовой безработице. Второй. С целью недопущения массовой безработицы ряду предприятий будет оказана финансовая поддержка, благо уже есть и нормативный акт "О порядке предоставлений финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета". Эти денежные вливания не скажутся на макроэкономических показателях текущего года, спад по-прежнему будет продолжаться, хотя и не в таких размерах, как в конце 1993 г. - начале 1994 г. Но самое главное - не будет резкого роста безработицы. Однако ситуация на рынке труда в любом случае обострится. В связи с прекращением действия сезонного летнего фактора наряду с "застойными" безработными, т.е. неспособными найти работу свыше 8 месяцев и незанятыми гражданами, в Федеральную службу занятости начнут обращаться не поступившие в вузы молодыелюди. При этом еще раз следует особо подчеркнуть, что будет сделано все, чтобы не допустить массовой безработицы. Все вышеизложенное говорит о том, что некоторые достижения в I полугодии текущего года в борьбе с инфляцией не являются признаком начала долгожданной макроэкономической стабилизации. Остро встает вопрос: ради чего сбиваются темпы инфляции? Если для того, чтобы добиться стабилизации в экономике, прекратить спад производства, произвести структурную перестройку, поддержать наиболее передовые отрасли, определяющие научно-технический прогресс, то, надо признать, с помощью антиинфляционной политики этого добиться не удалось. Скорее наоборот - средство (борьба с инфляцией) превратилось в самоцель, ради которой жертвуют наиболее приоритетными задачами. Программу макроэкономической стабилизации еще необходимо выработать и последовательно претворять в жизнь. 2. Стабильная экономика - гарантия социально-политической стабильности Правильно оценить сложные социально-экономические преобразования в нашей стране на рубеже конца 80-х - начала 90-х годов можно лишь рассматривая их в общем историческом контексте. В предыдущие десятилетия в нашей стране были исчерпаны возможности экстенсивного экономического развития на основе масштабного вовлечения в производство трудовых, материальных и капитальных ресурсов. Жизненно необходимым стало использовать новые источники и факторы экономического роста. Страна должна была ступить на путь перехода от индустриального общества к новой фазе общественной организации труда и производства, основанного на современных технологиях. Это прежде всего ресурсосберегающие технологические процессы, новые методы обработки и передачи информации - экономический базис того, что в науке и литературе получило название постиндустриального общества. Отличительной чертой этого общества является неизмеримо возросшая роль знаний, информации, систем ее обработки и передачи как в производственных процессах, так и в повседневной жизни населения. Поступательное развитие невозможно остановить - постиндустриальное общество идет на смену индустриальному, которое сформировалось после промышленной революции. Она в свою очередь последовала за сельскохозяйственной. Неумолимый ход истории ведет к тому, что экономика дымящих труб, олицетворявших в недавнем прошлом мощь государства, должна отойти в прошлое. Вот с этой точки зрения попробуем оценить результаты "шоковых" решений конца 1991 г. - начала 1992 г. Являются ли преобразования, которые происходят, тем позитивным фундаментом, который будет основой жизненно необходимой ускоренной модернизации страны? ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ: В развитых странах принят уже за аксиому тезис: для того, чтобы конкурентоспособной была экономика, конкурентоспособными должны быть условия ее функционирования. Это значит: не может быть передового хозяйства там, где отсталые условия расширенного воспроизводства, т.е.егопропорции, формы организации, взаимосвязи между различными отраслями и фазами, методы регулирования и стимулирования. Анализ основных тенденций, сложившихся в мировой экономике под воздействием кардинальных структурных преобразований, выявляет следующую закономерность: начиная с 70-80-х годов промышленная политика становится фактором конкуренции и конкурентоспособности. И чем дальше по пути к наукоемкому способу производства - тем в большей степени. Соревнование за лидерство возглавляют те страны, у которых более оптимальна индустриальная политика и отлажен механизм ее реализации. Конкуренция товаров и услуг выступает теперь вторичной, поскольку первичной стала конкуренция различных типов промышленной политики и различных макроэкономических моделей. Это - существенное изменение, которому у нас, однако, редко уделяется должное внимание. Экономика нашей страны, обладающая мощным производственным, ресурсным и научно-техническим потенциалом, не может не только нормально развиваться, но и существовать без общегосударственной индус гриальнои политики, адекватной имеющемуся уровню народнохозяйственной кооперации труда. Теперь уже очевидно, что нет оснований для объяснения продолжающегося спада производства структурной перестройкой. Глубина переработки нефти и газа, к примеру, не возросла. Не достигнуты передовые уровни при производстве кислородно-конверторной и электростали, станков высокой и особо высокой точности, термопластов, возделывании по интенсивным и почвозащитным технологиям посевных площадей, автоматизированных рабочих мест и многое другое. Не видно и прогрессирующего приближения издержек до конкурентоспособного уровня. Так, себестоимость продуктов пищевой промышленности, включая амортизацию, составляет 170% поотно-шению к указанному уровню, продукции сельского хозяйства - 140, угольной промышленности - 130, лесной и деревообрабатывающей - 134%. О какой-либо реальной структурной перестройке не позволяет говорить и нарастающий разрыв между добывающими отраслями, перерабатывающими и выпускающими готовую продукцию. Несмотря на усилия, предпринимающиеся с тем, чтобы дать импульс изменению отраслевой структуры в сторону преимущественного выпуска продукции, ориентированной на конечный спрос, ощутимого улучшения не последовало. Иного трудно было ожидать, так как и топливно-энергетически и, и обрабатывающий, и другие комплексы ограждены от воздействия спроса на конечную продукцию и слабо зависят от него. Потребительские цены не выступают экономическим ограничителем в отношении оптовых, как это принято во всех развитых странах. Сталкиваясь с проблемой сбыта на внутреннем рынке, добывающие предприятия и отрасли предпочитают идти на внешний с демпинговыми ценами или же сбрасывать объемы производства, лишь бы только не понижать свои внутренние оптовые цены. Повышениюдоли совокупного конечного продукта это отнюдь неспособст-вовало, она стала еще ниже, чем была до начала "радикальных реформ", составив в 1993 г. примерно 38% против 43% в 1987 г. Протекающие процессы никак не подпадают под структурную перестройку еще и потому, что важнейшим ее признаком выступает динамичное повышение производительности труда. В устаревших отраслях и производствах она допускает слад, они могут быть вообще свернуты. Но падение общей производительности труда она исключает. Так было в нашей стране в годы первой индустриализации, так было и в других странах, прошедших и проходящих через структурную реформу. Нигде производительность не падала - только росла. Если бы нечто аналогичное было у нас сейчас, то ссылка на структурные сдвиги, возможно, и имела бы смысл. Однако производительность падает из года в год, начиная с момента перестройки. То, что происходит, объясняется другими причинами, главная из которых - вместо расширенного Россия имеет суженное воспроизводство. Факторы его расширения угнетены, а условия - деформированы. Даже глубокий спад промышленного и сельскохозяйственного производства не идет в сравнение с тем, какой наблюдается в инвестиционном комплексе. В 1992-1993 гг. капиталовложения (в сопоставимых ценах) сократились более чем на 60%, что в 2-2,5 раза превышает уровень в целом по народному хозяйству. Такая же картина и с загрузкой производственных мощностей в отраслях и комплексах, выпускающих товары инвестиционного назначения. Так, в III квартале 1993 г. они достигали 38-44% в месяц, тогда как на потребительском рынке - 23%. Статистические данные показывают сокращение доли накопления с 35% в 1985 г. до 7-8% ВНП в 1993 г., но они не могут дать точного представления о реальном состоянии общественного воспроизводства. Вследствие значительной недоамортизации, начиная с 1991 г. в народном хозяйстве не удается поддерживать даже простое воспроизводство, когда выбытие отслуживших средств производства не компенсируется поступлением новых. По данным специалистов, средний срок функционирования активной частиосновных фондов в промышленности увеличился с 7,3 лет в 1985 г. до 15-16 лет в 1993 г. Это значит, чтовпериод 1985-1993 гг. был пропущен целый цикл общественного воспроизводства. Теперь приходится говорить о некомпенсируемом выбытии промышленно-производственного потенциала. В отдельных отраслях и комплексах инвестиционного назначения, и прежде всего - в машиностроении, оно составило в 1993 г., по данным Госкомпрома, около 12% мощностей. Такая тенденция, как известно, характерна исключительно лишь для резко суженного воспроизводства, которое не дотягивает не только до расширенного, но и простого. Хозяйство без расширенного воспроизводства экономически неполиокровно. В этих условиях государству грозит потеря экономической основы суверенитета. Подобный исход недопустим, и меры, которые надлежит предпринять, должны быть адекватными. Главная задача-возобновить в России расширенное воспроизводство. Именно ее решению и надо подчинить все остальное, включая промышленную политика, приоритеты государственного регулирования, структурные и организационные преобразования и т.п. Рассматривая приоритеты, намеченные в имеющихся разработках основных положений промышленной политики, можно констатировать их тесную связь с задачей возобновления расширенного воспроизводства. Предусматривается, например:
Но этого недостаточно. В приведенной постановке не хватает основы, стержня промышленной политики. Существуют ключевые факторы и пропорции расширенного воспроизводства, от которых зависят как темпы и динамика его развития, так и степень сбалансированности. Это - доля реального накопления, измеряемого величиной чистых капиталовложений; эффективность инвестиций; сведение к минимуму их инфляции. Перечисленные факторы и должны быть, по мнению специалистов, конкретными приоритетами промышленной политики. Отсюда вытекает, кстати, что борьба с инфляцией без усилий по поддержанию необходимой доли реального накопления и приемлемой эффективности инвестиций бесперспективна. Таким образом, современная промышленная политика представляет собой единство структурно-инвестиционной и финансово-кредитной. Инструментом реализации должно явиться государственное регулирование, основанное на экономическом планировании. Снижение уровня эффективности промышленного производства. Искусственное насаждение свободного, либерального, монетаристского рынка доказало свою утопичность. А в итоге произошло разрушение индустриального потенциала РОССИИ - основы любой экономики. Износ основных фондов приблизился к 60%, старение технологий и оборудования перевалило За 80%. Объем отечественного производства снизился более чем вдвое и продолжает стремительно падать. Почти вся продукция отечественного производства теперь убыточна. Не стало финансов на содержание оборотных средств, на поддержание и восстановление изношенных основных фондов. Дальнейший спад объемов отечественного производства приведет к резкому снижению жизненного уровня абсолютного большинства населения, к массовым волнениям, а возможно, и к стихийному неповиновению властям. По мнению защитников право-либерального экономического курса, проводимого с конца 1991 г., спад производства обусловлен структурной перестройкой экономики, которая в свою очередь является закономерным процессом перехода народного хозяйства от административно-распределительной системы к рыночной. Утверждают, что на основе балансировки спроса и предложения происходят позитивные структурные сдвиги, выбраковываются те предприятия, которые не соответствуют рыночным критериям, структура экономики улучшается, повышается ее эффективность. Это можно было бы лишь приветствовать, если бы оно отражало экономические реалии. К сведению приверженцев неудачной попытки претворения в жизнь так называемой "шоковой терапии": в народном хозяйстве все обстоит далеко не так. Об этом точно и неопровержимо свидетельствуют оценки Госкомстата показателей технического уровня промышленного производства, его эффективности. Госкомстатом приводятся 30 показателей технического уровня производства и выпускаемой продукции. За период с 1991 по 1993 г. эффективность технологических процессов снизилась по 18 из этих показателей (это 60%), возросла или по крайней мере не ухудшилась только по 12. При этом те незначительные улучшения, которые произошли в прошлые годы, явно недостаточны, чтобыликвидировать значительное отставание от стран Запада. В развитых странах в сегодняшних условиях мартеновская сталь или вообще не выплавляется, или ее доля не превышает 5%. В этих странах, как правило, доминирующее положение принадлежит кислородно-конверторной стали (60-70%) и наблюдается тенденция наращивания выплавки электростали, которая начинает занимать треть в общем объеме выплавки. В то же время металла мы производим мало. Россия со своей огромной территорией, со 160-миллионным населением дает 35 млн.тонн проката черных металлов, а маленькая Япония - около 100 млн.тонн, США - около 70 млн.тонн проката. Та же Южная Корея производит свои 34 млн.тонн проката, да еще ввозит 5 млн.тонн, США перерабатывают около 100 млн. А это все машины и самолеты, станки и гвозди, буквально все товары. В конечном счете - валовой национальный продукт страны. В прокатном производстве выпуск листового проката, который способствует переходу от обработки резанием на малоотходную обработку давлением, в нашем народном хозяйстве сократился на 21 %, а его доля в общем производстве готового проката снизиласьс44% в 1992г.до38% в 1993 г.А, например, в Японии и США доля такого проката составляет 60-65%. Важнейшим фактором роста эффективности производства является расширение выпуска конструкционных полимерных материалов и замена ими традиционно применяемых (черных и цветных металлов, лесопродукции). Однако выпуск этих изделий у нас сокращается, причем нередко более высокими темпами. Так, в 1993 г. при уменьшении выпуска пластмасс и синтетических смол в целом на 11% производство прогрессивных и высокоэффективных их видов, в частности поливи-нилхлорида, сократилось на 17, полипропилена- на 21%. Это в свою очередь повлекло за собой сбои в работе сопряженных производств и в первую очередь в изготовлении труби деталей трубопроводов из термопластов. Их выпуск составил немногим более половины от уровня 1992 г. Доля таких труб в структуре потребления в настоящее время не превышает 15% (в США - 50%), а потребность в них удовлетворяется лишь на 30-40%. Доля синтетических смол и пластических масс в общем объеме производимых в России конструктивных материалов на протяжении ряда лет составляет примерно 1%, в то время как в США этот показатель почти в 10 раз выше. Существенно (на 26 и 47%) сократилось за прошлый год производство химических волокон и нитей, синтетических красителей, что еще больше обострило сырьевые проблемы основного потребителя - предприятий текстильной промышленности. В структуре выпуска химических волокон и нитей синтетические составляют половину; это значительно уступает показателям зарубежных стран (США, Японии, Германии - 80-90%). По степени глубины переработки древесины Российская Федерация значительно отстает от уровня развитых зарубежных стран. Из общего объема заготавливаемой в России древесины (354 млн.куб.м в 1988 г. и 240 млн.куб.м в 1992 г.) только около 18% направляется на глубокую переработку, из которой на производство целлюлозы и древесной массы- лишь 12,3% (в США-30,8%); перерабатываются на фанеру 2,1 - 2,7% от лесозаготовок (в США - 7,7%). На изготовление только транспортной тары в России расходуется ежегодно 21 - 33 млн.куб. т древесины и около 1,5 млн.т картона; в США древесины расходуется меньше в 3,5 раза, а картона - в 10 раз больше. Между тем одна тонна тарного картона позволяет экономить до 10 куб.м пиломатериалов. В целом выпуск клееной фанеры, целлюлозы, бумаги, картона в расчете на каждую 1000 куб.м вывезенной древесины в 2-5 раза ниже, чем в Канаде, в 4-8 раза - в США и в 3-9 раз - в Финляндии. В цементной отрасли снижаются масштабы применения энергосберегающей технологии "сухого" способа производства цемента, позволяющего экономить до 30% топлива. Только за последний год его выпуск сократился на 28%, а против максимального уровня производства в 1989 г. - практически наполовину. В США, Германии и Японии по "сухому" способу производится от 60 до 100% цемента, в то время как в России - 15%. Производство и добыча топливных ресурсов будут ниже уровня 1993 г. на 4%. Несколько изменится структура первичных топлнвно-энергетических ресурсов: доля природного газа увеличится до 49% против 47% в 1993г. Добыча нефти с газовым конденсатом оценивается в объеме 327 млн-тпротнвЭ52 млн.т в 1993г. Темп падения добычи составит примерно 8% против 12% в 1993 г. и 14% - в 1992 г. Одна из главных проблем отрасли - значительная выработаиносгь запасов нефти на разрабатываемых месторождениях. Предотвратить падение добычи, а в дальнейшем обеспечить ее стабилизацию возможно лншь при условии ускоренного освоения новых месторождений и ввода в эксплуатацию неработающих скважин. На это и направлены меры государственной псшдержки отрасли. Добыча нефти акционерными обществами, нефтяными компаниями, совместными предприятиями составит 14 млн.т. Газовая промышленность, обладающая надежной сырьевой базой, на ближайшее время останется единственной отраслью, имеющей реальные возможности для увеличения производства. Добыча ГАЗА в 1994 г. ожидается в объеме 615-620 млрд.куб.м, т.е. примерно на уровне 1993 г. Добыча УГЛЯ прогнозируется в объеме 275 млн.т против 305 млн.т в 1993 г. Одна из основных проблем отрасли - ухудшение шахтного фонда, которое ведет к росту издержек производства и опасности ведения горных работ. Для стабилизации угольной промышленности важное значен не будетиметь принятое решение об образовании Фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства за счет введении специального налога. Производство ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ в 1994 г. прогнозируется в объеме 910 млрд. кВт/ч против 956 млрд. кВт/ч в 1993 г. При этом в ряде регионов сохранится напряженное положение с электроснабжением. Дефицит электроэнергии на Северном Кавказе вызван восновном недостатком энергетических мощностей в связи с консервацией строительства Ростовской АЭС, в Забайкалье - из-за срыва ввода мощностей на Харанорской электростанции, а на Дальнем Востоке - дефицитом органического топлива. Для сокращения издержек производства, повышения качества и конкурентоспособности МЕТАЛЛО-ПРОДУКЦИИ в 1994 г. намечается продолжение модернизации металлургического производства на отдельных предприятиях. Отмена квот на зкспорт продукции ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ, а также освобождение от обложеннятаможенными пошлинами металлопродукцнн, поставляемой на экспорт для государственных нужд, будет способствовать улучшению использования производственных мощностей. В целом производство готового проката черных металлов уменьшилось в 1994 г. против 1993 г. на 1,9 млн.т и составит 40,8 млн.т. На работу ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ влияют обеспеченность сырьевыми ресурсами и внешнеэкономическая конъюнктура. Выплавка первичного алюминия и рафинированной меди прогнозируется со снижением к уровню 1993 г. Несколько возрастет выпуск свинца, что связана с увеличением спроса на него для производства автомобильных аккумуляторов. Ситуация в МАШИНОСТРОЕНИИ в 1994 г. будет во многом зависеть от возможного сокращения спроса на отдельные виды машин и оборудования, в первую очередьна продукцию для так их потребителей. как сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, население. В целом падение темпов производства в машиностроительном комплексе составит примерно 15% против 16% в 1993г. В наиболее сложном положении оказываются станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. автомобильная промышленность. В 1994г. продолжится реализация Государственной программы конверсии оборон ной промышленности. Предусматривается непрерывное финансирование утвержденных программ конверсии предприятий до их полного завершения. Доля гражданской продукции в общем объеме производства продукции оборонного комплекса в 1994 г. возрастет на два пункта и составит около 80%. Научно-технический прогресс - жертва "реформ". Конкурентоспособность современной экономики всегда связана с научно-техническим прогрессом, революционизирующим производительные силы. Какое воздействие на его темпы и масштаб оказывают проводимые реформы? Они не привели к увеличению наукоемкости продукции, появлению новых технологий, развитию производственного аппарата. Напротив, удельный вес наукоемких видов продукции, освоенных и выпускаемых промышленностью, многократно сократился. А ведь они составляют основу передовых технологий, потребность в которых сейчас особенно велика в связи со структурной перестройкой и конверсией. Без технологического перевооружения, а в нем остро нуждаются практически все отрасли и комплексы, подъем народного хозяйства невозможен. Нелишне напомнить поэтому: в 1985 г., когда еще только обосновывалась необходимость радикального реформирования системы хозяйствования, главная цель ставилась совершенно правильно - поднять темпы экономического роста путем динамичного технологического обновления производства. Но это не стало краеугольным камнем принятых в то время решений. Сегодня, почти 10 лет спустя, стратегическая цельостается прежней - обеспечить необходимые темпы роста экономики на базе научно-технического обновления ее производственного аппарата. Условия же, в которых придется решать задачу, стали иными. Раньше страна имела плановую систему и проводила на ее основе единую научно-техническую политику. Действовал строго определенный механизм реализации этой политики, который обеспечивал технологическую независимость страны, а также интегрировал и ускорял цикл "наука - производство". Товаропроизводитель сегодня - самый обделенный участник экономики. А наиболее процветающий - посредник. О каком научно-техническом прогрессе можно говорить, коща долгосрочного кредитования как такового теперь просто нет? Ставка за кредит доходит до 300% и выше. В этой связи непонятно, что имеют в виду реформаторы под финансовой стабилизацией. Под этим прежде всего должна пониматься стабилизация цен - это первый признак. Стабилизация процентных ставок на уровне не большем, чем на Западе, т.е. на уровне 4-8% годовых по долгосрочным кредитам. Стабилизация налоговых и таможенных ставок. И, конечно, стабилизация покупательной силы и валютного курса нашей денежной единицы - рубля. Вот критерии финансовой стабилизации. Но сейчас под этим понимают бездефицитный бюджет - условие, продиктованное МВФ. С принятием монетаристской политики, словно шагреневая кожа, сжимался денежный спрос. Не предложение расширяется, а урезается спрос - вот в чем суть этой политики, ограничивавшей ресурсы предприятий - оборотные средства, заработную плату, капитальные вложения. И все это представлялось как жесткаяфи-нансово-кредитнаа политика. Способом изъятия стали либерализация цен, сверхвысокие налоги, которых нигде в мире больше нет (85 коп. с 1 руб. прибыли), всякого рода отчисления, платежи и пошлины. При этом не принималось в расчет, что результатом станет разрушение нормального товарно-денежного обращения в стране, разрывы единых технологических цепочек с неминуемыми простоями предприятий и трудовых коллективов, сброс производства продукции, в том числе важнейшей для жизнеобеспечения производства и населения. Отговорка была одной и той же - умрут те, кто не нужен, не сумеет приспособиться к требованиям рынка. Теперь сырьевики и посредники "снимают" прибыль, тогда как производители товаров инвестиционного назначения и предметов конечного потребления не только не имеют доходов, но и остаются без работы, будучи не в состоянии загрузить свои мощности В современных условиях без плана невозможны ни осуществление многомиллиардных по стоимости научно-технических разработок, ниорганизация производства наукоемкой продукции. Общегосударственные планы в той или иной форме применяются практически в каждой развитой стране, за исключением США, ще, впрочем, дело все равно идет к тому (там планируют Пентагон, Министерство сельского хозяйства. Федеральная резервная система и другие учреждения). У нас восхищаются японской системой, при которой конвейервсегда работает, а ведь ее ритмичность и производительность обеспечиваются на основе планирования, самых настоящих пятилетних планов. Неговора уже о стратегическом планировании на 15 лет, освоенном той же Японией, Южной Кореей и другими индустриальными странами. Без государственной поддержки, очевидно, современная наука развиваться не в состоянии. Иногда временная дистанция от разработки фундаментальной идеи до практического освоения измеряется несколькими десятилетиями, причем сами ученые не могут сразу определить все перспективные сферы применения своих открытий. Финансирование развернутых научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ по силам разве лишь транснациональным корпорациям, да и то только при поддержке государства. Доля бюджетного финансирования НИОКР превышает в корпорациях, по некоторым данным, 50%, а по многим направлениям еще больше. У нас плановая система вообще отброшена, но экономика, тем более современная, не может прогрессировать без планового регулирования - это доказано и отечественным, и мировым опытом хозяйствования. Регулирование действует на любом рынке. Философия вульгарного либерализма, утверждающая автоматическое развертыва-ниемеханизмов рыночной самоорганизациии роста по мере самоустранения государства с "экономической арены", оказалась очень удобной для оправдания бездеятельности и безответственности. Экономический спад и деградация промышленности набрали очень высокую инерцию, и без стимулирующей роли государственного спроса и государственной поддержки инвестиционной и инновационой активности нашу экономику из "пике" не вытянуть. Надежды на автоматически оживляющее влияние механизмов рыночной самоорганизации не сбудутся, и основанная на них экономическая политика обречена на провал. Как уже говорилось, даже в государствах с относительно стабильной макроэкономической ситуацией (таких как, например, США, Япония, Германия или любая другая промышлевно развитая страна) правительство занимается и поддержкой научных исследований и разработок, и стимулированием спроса через госзакупку, в развитием инфраструктуры, и поощрением инвестиций. И занимается этим много и настойчиво, финансируядо половины расходов на научные исследования и разработки, закупая наиболее новую технику, развивая системы транспорта и связи и даже спасая при необходимости крупные предприятия, обладающие высоким научно-промышленным потенциалом. Только наше государство сочло себя свободным от обязательств перед обществом за эффективное развитие экономики, научно-технический прогресс, сохранение и приумножение научно-промышленного потенциала. Итак, планирование и научно-технический прогресс неразрывны. Наш собственный опыт доказывает: при плановой системе шла индустриализация отечественной экономики, а при бесплановой - нарастает деиндустриализация. Пора уже понять, что дальше отступать некуда, ибо альтернатива такая: либо наша страна останется сильной индустриальной державой, либо превратится в сырьевую. На помощь Запада рассчитывать не приходится. Необходимо сделать упор на свой научно-производственный потенциал, на свои кадры и ресурсы, изменить условия хозяйствования в пользу производителей, ввести эффективное планирование, обеспечивая прежде всего концентрацию капиталовложений на приоритетных направлениях модернизации и структурной перестройки. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ По данным опроса в марте 1994 г., 57% экспертов полагают, что роль государства недостаточна. Они считают, что должна быть усилена инвестиционная политика государства в научно-технической области, в сферах инновационного производства, внешнеэкономической деятельности, в регулировании финансов, управлении государственными предприятиями. Напротив, государство должно ограничить свое вмешательство в деятельность частных предприятий. Сферой же, где роль государства не должна меняться, эксперты считают систему ценообразования. Возможными позитивными результатами эксперты считают
Что касается негативных последствий, то эксперты ожидали роста инфляции и увеличения коррупции в государственном аппарате, считая при этом, что качество работы госаппарата скорее всего не изменится.
|
|