Обозреватель - Observer Россия сегодня: Реальный шанс

Интеллект нации - тревога и надежда России

1. Высшая школа в современном российском обществе

    К концу 80-х - началу 90-х годов в тенденциях международного развития все зримее стала проявляться закономерность: место той или иной страны в международном разделении труда, ее конкуретные позиции на мировых рынках продукции обрабатывающей промышленности и передовых технологий все более становятся зависимыми от двух взаимоопределяющих факторов - качества подготовки специалистов и условий, которые та или иная страна или экономическая система создает для раскрытия и использования потенциальных возможностей и способностей специалистов в процессе трудовой деятельности.

    Стратегическая доктрина прогресса передовых стран мира базируется на концепции всемерного развития человеческого потенциала. Положение стран в современном мире определяется ныне не столько военным и экономическим потенциалом, сколько интеллектуальным, и ключ к благополучию и процветанию государств, к укреплению их роли на мировом рынке лежит в системе образования.

    За счет системы образования развитые страны мира получают до 40% прироста валового национального продукта.

    Послевоенный опыт Японии, Южной Кореи и других быстроразвивающихся стран Восточной Азии показывает, что за счет концентрации ресурсов в систему образования можно всего за 10-15 лет подняться до уровня, сравнимого с показателями развитых стран.

    Главный вывод истории послевоенного развития стран мира состоит в том, что приоритетное положение образования является не следствием благосостояния государств (как это сегодня "доказывают" в России), а его причиной. С экономической точки зрения признано, что инвестиции в развитие образования являются вложениями средств в наиболее быстро окупаемую сферу. По оценкам американских экспертов, 1 доллар затрат в систему образования позволяет получить 3-б долларов прибыли.

    Отечественная образовательная система, по признанию видных ученых мира, формально превосходит уровни образования США, Японии и многих европейских стран. Половина инженеров в мире работает в странах СНГ. Однако реальная отдача от инвестиций в образование вызывает жестокое разочарование у многих членов нашего общества. Из всех развитых стран население СНГ имеет самый низкий жизненный уровень, что полностью не соответствует в целом высокой его образованности.

    Социально-экономический кризис нашего общества во многом обусловлен его хроническим невниманием к вопросам образования, при котором образовательно-культурная сфера рассматривалась как второстепенная.

    Начиная с 1965 г. наблюдается значительный рост численности студентов высших учебных заведений во всех промышленно развитых странах мира. К 1985 г. численность студентов высшей школы по сравнению с 1965 г. выросла: США - на 65%; Великобритания - на 78%; Япония - на 94%; Франция - на 24 %; ФРГ - на 58%; СССР - на 33 %.

    В 1990 г. в США насчитывалось более 7,0 млн. чел. студентов, в СССР - 5,2 млн. чел.

    Статистическое управление США показало, что к марту 1987 г. 75,5% американцев окончили среднюю школу, а 19,9% - колледжи. Это значит, свыше 3/4 американцев имеют сейчас за плечами не менее 12 лет образования, а почти каждый пятый - 16 лет.

    Динамика роста образовательного уровня занятого населения в годах обучения в США: 1960 г. - 10,6 лет; 1970 - 12,1 лет; 1980 г. - 12,5 лет; 1986 - 12,6 лет; 1990г.-14 лет.

    Динамика роста образовательного уровня населения в годах обучения в СССР: 1959г.-7,4 лет; 1970г.-9,4 лет; 1979г. - 10,0 лет; 1986-10,4 лет. Образовательный уровень занятого населения в СССР: 1979г.-10,2 лет; 1989 г.-11,0 лет.

    За последние тридцать лет своего существования СССР достиг значительного развития системы образования. С очень короткими перерывами практически шел непрестанный рост числа учебных заведений всех уровней образования от начальной школы до учебных заведений системы переподготовки кадров. Десятилетие 60-70-х годов можно назвать годами количественного роста среднеспециального и высшего образования. За это время численность учащихся и студентов в средних специальных и высших учебных заведениях СССР удвоилась. В течение последующих (70-80-е годы) лет система обучения новым профессиям и переподготовки кадров увеличилась более чем в два раза.

    Однако в 80-90-е годы произошли весьма важные сдвиги. За эти годы количество учащихся в средних специальных учебных заведениях сократилось на 340 тыс. человек, достигнув 3891 тыс. человек. Уменьшился на 57 тыс. человек и контингент студентов высших учебных заведений, достигнув численности в 5,2 млн. студентов. При этом произошло количественное перераспределение в формах высшего образования. Значительно увеличилась доля студентов заочного отделения. Только 57,5% студентов обучались на дневных отделениях высших учебных заведений, т.е. чуть больше половины студентов имели возможность получить качественное образование.

    Бесспорно, за послереволюционный период Россия прошла путь огромный: в 1917 г. уровень образованности трудоспособного населения равнялся 1 году, в 1941 г. - 4 годам, в 1960 г. - 6 годам, в 1990 г. составил 10,5 лет (в США около 14 лет). Если учесть, что сегодня каждый двадцатый американец является студентом различного уровня после средних учебных заведений, а в России только каждый тридцатый россиянин учится в вузе или в среднем специальном учебном заведении, то, очевидно, что разрыв в образовательном уровне США и России будет увеличиваться.

    Между тем мы глубоко убеждены, что разрешение противоречия между формальным уровнем образования и экономическими результатами деятельности общества является первоочередной задачей.

    Современная экономика, зависящая от передовой технологии, невозможна без высококвалифицированных кадров. Поэтому интенсификация в экономической сфере должна опираться на реформирование системы образования, тогда деятельность учебных заведений всех уровней станет более эффективной, отвечающей нуждам экономического и технического развития общества.

    Своеобразие реформ в России состоит в двуединой задаче: общественные реформы должны стимулировать реформы высшей школы, а реформы высшей школы должны стимулировать общественные преобразования. В этой неразделимой паре задач приоритетным являются реформы системы образования в целом и высшей школы, в частности.

2. Направления развития высшей школы

    Высшие учебные заведения России представляют сейчас одну из самых мощных систем высшего образования в мире. В то же время эта мощная и одна из лучших в мире систем образования переживает глубочайший духовный и материальный кризис.

    По сути дела, идет процесс усиливающейся деградации высшей школы, когда не только свертываются, но и полностью исчезают ее целые направления.

    В числе вузов России 129 университетов (общих - 41, технических и технологических - 56, аграрных и агроинженерных - 8, педагогических - 4, медицинских - 2, гуманитарных - 3, других профилей - 5); 28 академий (инженерно-технического и технологического профиля - 15, экономического и финансового - 4, гуманитарного - 5, сельскохозяйственного и ветеринарного - 2, медицинская - 1, еврейская - 1); 378 институтов по 49 профилям обучения.

    Сложившаяся структура отражает отраслевое построение экономики: 197 вузов имеют промышленный профиль.

    Государственному комитету РФ по высшему образованию подчинены 220 вузов. Министерству образования - 96, Министерству сельского хозяйства - 62, Министерству культуры - 41, Министерству здравоохранения - 47, другим министерствам и ведомствам - 69 вузов.

    Кроме того, на территории России функционируют 16 военных академий, 3 военных института, 7 военных факультетов при гражданских вузах, 4 военно-медицинских, 83 высших и 6 средних военных училищ, подчиненных Министерству обороны. Около 40% военных академий, институтов и высших училищ сосредоточено в Москве (18) и Санкт-Петербурге (22).

    Наряду с государственными в России созданы 200 негосударственных образовательных учреждений разного уровня профессионального образования, из которых 141 учреждение прошло экспертизу и получило лицензию.

    Лицензированные негосударственные образовательные учреждения составляют 26,3% от числа государственных вузов. Основная часть негосударственных образовательных учреждений (около 80%) расположена в Москве и Московской области.

    В 1993 г. в ведение Комитета по высшему образованию передано управление системой среднего профессионального образования, в которой насчитывается 2609 государственных средних специальных учебных заведений, в том числе 432 колледжа, дающих повышенный уровень образования. Кроме того, на территории России действуют сейчас 947 межотраслевых, региональных, отраслевых и специализированных образовательных учреждений и подразделений государственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Опасное неравномерное распределение потенциала высшей школы привело к дисбалансу обеспечения регионов специалистами и размещения в них вузов, миграции специалистов.

    В системе высшего образования доминируют исторические центры-Москва (87 государственных вузов) и Санкт-Петербург (42 государственных вуза), в Центральном и Северо-Западном экономических районах находится 183 государственных вуза, т.е. третья их часть. Наименьшее число вузов находится на территории Северного района (15 вузов), Волго-Вятского района (22 вуза), Черноземного района (26 вузов). В целом, в 15 городах России (из 122 вузовских городов) расположено 49% всех вузов Федерации. Размещение вузов по экономическим регионам России приведено в табл.23. Структура вузовской системы с неплохими университетами в Поволжье, на Северном Кавказе, на Урале и в Западной Сибири более рациональна, чем в Центральном (Москва) и Северо-Западном (Санкт-Петербург) регионах, в которых почти половина вузов - промышленно-транспортного профиля.

Таблица

Размещение высших учебных заведений
по экономическим регионам России
Регионы Число
ВУЗов
Численность студентов,
тыс.чел.
1990/91
уч.год
1991/92
уч.год
1992/93
уч.год
Рроссийская Федерация
(в целом)
535 2824,5 2762,8 2638,0
Северный 15 57,8 59,0 58,11
Северо-Западный 47 266,1 255,5 238,8
Центральный 136 794,4 765,0 724,1
Волго-Вятский 22 133,8 131,8 127,4
Центрально-Черноземный 26 123,9 123,0 119,8
Поволжский 59 300,7 297,5 286,1
Северо-Кавказский 51 250,5 249,2 241,3
Уральский 57 303,7 298,1 288,5
Западно-Сибирский 55 287,7 284,5 270,6
Восточно-Сибирский 32 164,7 161,6 155,4
Дальневосточный 32 122,4 122,4 115,8
Калининградская область 3 15,8 15,2 12,1

3. Подготовка специалистов

    Контингент студентов в вузах Российской Федерации в 1992/93 уч. году составил 2638 тыс. человек, что составляет 95% от контингента 1991/92 уч. года. Состояние системы высшего образования является отражением общего положения в государстве и обществе. Начиная с 1983 г. происходит постоянное сокращение общей численности студентов; в 1988 г. она сократилась до уровня 1974 г.; с 1981 г. сокращается показатель числа студентов в расчете на 10 тыс. человек населения. Сейчас Россия по числу студентов б и 7 уровней обучения (программы высшего образования) на 10 тыс. населения занимает 20-е место в мире.

    Между тем мировой опыт свидетельствует о том, что быстрее и успешнее выходили из экономического и социального кризиса те страны, в которых правительства в трудное время первостепенное значение придавали образованию, оказывая необходимую финансовую и материальную поддержку высшим учебным заведениям.

    Структура обучения студентов России по различным направлениям характеризуется преобладанием специальностей отраслевого инженерного профиля. По сравнению с западными странами в вузах России низка доля студентов, обучающихся по экономическим специальностям - 8% (США- 24%, Япония - 10%, ФРГ - 9%) и некоторым специальностям гуманитарного профиля (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Доля студентов
университетов и приравненных к ним вузов,
изучающих инженерные и естественные науки
в странах мира

%

Страны Доля студентов, изучающих Доля инженеров
в совокупной
рабочей силе
инженерные науки естественные науки
Бельгия 11,4 10,3 2,0
Германия 14,1 18,1 2,2
Дания 20,1 9,8 1,4
Испания 10,5 11,5  
Франция 7,1 12,1 1,2
Греция 16,1 15,1  
Италия 18,3 12,9 0,4
Ирландия 17,1 14,3  
Нидерланды 16,3 12,0 1,8
Португалия 18,5 7,0  
Великобритания 16,7 22,8 1,0
Усредненные данные 15,0 13,0 1,4
США 5,9 11,6 1,4
Япония 21,6 3,2 2,5
РОССИЯ 43,8 9,0 5,2

    Доля инженеров в общем числе занятого населения в США составляет 1,4%, во Франции - 1,2%, Германии - 2,2%, Англии - 1,0%, Японии - 2,5%, а в России - 5,2 %. На 10 специалистов инженерного профиля, занятых в экономике Российской Федерации, приходится 14 специалистов нетехнического профиля, а в США - 114, в Германии - 39, во Франции - 32 специалиста. На долю одного инженера у нас приходится произведенного национального дохода в 10 раз меньше, чем в расчете на американского.

    В 1989 г. в сельском хозяйстве на 1000 занятых у нас приходилось 128 специалистов (в США - 42), в капитальном строительстве у нас работает 260 специалистов (в США - 43).

    Переход на рыночную экономику выявил низкий уровень и недостаточные объемы подготовки экономистов и юристов. Каждый третий экономист и бухгалтер не имеет даже среднего специального образования. Специальное высшее образование имеют только 30% экономистов и 11 % бухгалтеров.

    Таким образом, дело упирается в качество подготавливаемых специалистов, их плохое использование, низкую квалификацию рабочих кадров. Очевидно, что опережающее развитие высшей школы относительно других отраслей является условием развития этих отраслей.

Таблица 2

Абсолютные показатели и структура выпуска
специалистов из высших учебных заведений
по направлениям подготовки

тыс чел, %

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИРОССИЯСШАЯПОНИЯФРГ
Выпуск, всего 401,1 1047,9 372,2 134,7
Удельный вес 100 100 100 100
Инженерно-технические специальности 163,3 187,3 70,5 29,1
Удельный вес 40,7 17,9 18,9 21,6
Сельское хозяйство 36,0 15,0 13,8 4,8
Удельный вес 4,0 1,4 3,7 3,5
Экономика и право 38,3 306,4 157,9 42,7
Удельный вес 9,5 29,2 42,4 31,7
Естественные науки 35,9 74,5 122 16,4
Удельный вес 9,0 7,1 3,3 12,2
Гуманитарные науки 48,8 237,0 54,2 23,7
Удельный вес 12,2 22,6 14,6 17,6
Образование 47,0 87,1 31,3  
Удельный вес 11,7 8,3 8,4  
Здравоохранение 27,7 83,6 20,4 11,8
Удельный вес 6,9 8,0 5,5 8,8
Искусство 4,1 40,3 10,1 6,2
Удельный вес 1,0 3,9 7,7 4,6
Прочие специальности   16,7 1,8  
Удельный вес   1,6 0,5  

    Под специалистами с высшим образованием в зарубежных странах подразумевается в США - бакалавры (для юристов и медиков - специалисты, имеющие профессиональную степень, в Японии - бакалавры, в ФРГ - дипломированные специалисты. Это приблизительно соответствует уровню подготовки выпускников ВУЗов России.

    Значительный дисбаланс имеется в профилях подготовки специалистов. Так, доля студентов, обучающихся по техническим специальностям, включая строительство и транспорт, составляет 40,7%. Имеется "перепроизводство" кадров для некоторых отраслей строительства и машиностроения и "недопроизводство" для отраслей, связанных с электроникой, кибернетикой. В ряде публикаций можно встретить высказывания о нехватке врачей.

    Однако страны СНГ имеют высокий показатель количества врачей всех специальностей на 10000 человек населения - 43,8 (США - 27,2, Великобритания - 18,2, Франция - 24,8, Япония - 20,7; данные 1988 г.). Количество выпускаемых сегодня педагогическими высшими учебными заведениями специалистов для школ таково, что привело их к избытку и ухудшению ситуации с трудоустройством.

    Новые проблемы и задачи встают перед системой образования вследствие демографического спада населения в России. Изменилось соотношение сельского и городского населения (в 1990г. доля городского населения составляла около 70%).

    Численность учащихся в возрасте старше 16 лет (т.е. получающих высшее и среднее специальное образование) в России непрерывно снижается с 1977г. и составила в 1990 г. всего 7,6% от занятости в народном хозяйстве. Как следствие - ухудшается качественная квалификационная структура рабочей силы.

    Вторая особенность состоит в стабильности и консервативности структуры занятости населения. В 80-х годах практически не менялось соотношение "занятые в производственных отраслях" - "занятые в отраслях услуг". В 1990 г. занятость в секторе услуг составила 37%. Однако произвели они лишь 33% ВНП России, использовав при этом 40% от общей стоимости основных фондов. Для сравнения в США 61% занятых в сфере услуг производят более 50% ВНП, используя всего 38% основного капитала. В ближайшее время отрасли этой сферы будут наиболее привлекательны для предпринимателей. Кроме того, сектор услуг может стать своего рода амортизатором, смягчающим безработицу в России.

    Соответственно должна измениться и структура специальностей, по которым ведется подготовка кадров. Так, по оценкам западных ученых, в 2000 г. доля профессий, которые будут требовать знаний в области информационных технологий, будет составлять 40%.

    Следует признать, что реконструкция высшего и среди его специального образования, начатая 7 лет назад, внесла значительные изменения в жизнь высшей школы, начиная от приема в институт, когда были отменены многочисленные льготы и установлен приоритет знаний, организации принципиально новой структуры учебно-методической работы, основанной на организованных объединениях высших учебных заведений по профилю подготовки специалистов, создания нового поколения учебно-методической документации и средств обучения, обеспечения условий для заключения контрактов на целевую подготовку специалистов до фактической отмены обязательного распределения.

    Однако весьма заметные достижения, имеющиеся в лучших университетах и институтах крупнейших вузовских центров страны, резко контрастируют на фоне значительной части вузов, продолжающих работать в тяжелых материально-технических условиях и при наличии слабого преподавательского состава.

    Подготовку специалистов в таких вузах с точки зрения удовлетворения потребностей реформируемого общества, экономики и производства, развития интеллектуальных и духовных потребностей личности нельзя признать удовлетворительной.

    Привлекательность высшей школы в глазах молодежи снижается. В 1990 г. выпуск специалистов сократился по сравнению с 1989 г. на 8% (по дневной форме обучения на 10,5%). Если в 1987 г. 41 % старшеклассников намеревались поступить в вуз, то в 1991 г. уже только 28 % старшеклассников собирались продолжить обучение в вузе. С 1980 по 1992 г. общая численность студентов уменьшилась на 409 тыс. чел., или примерно на 13%.

    Необходимо учитывать опыт стран Запада, который свидетельствует о том, что экономическим спадам далеко не всегда сопутствует свертывание высшего образования. Высшая школа в этих ситуациях должна, во-первых, формировать кадры для будущего состояния экономики с ее структурными технологическими, социальными и иными новациями, во-вторых, служить как бы социальным амортизатором для нарастающей безработицы молодежи", в-третьих, выполнять функцию сохранения культурно-образовательного и научного потенциала нации.

    Уменьшение численности студентов, особенно в сельскохозяйственных, экономических и юридических вузах, нельзя считать адекватным процессам, происходящим в экономике, поскольку демонополизация предприятий, создание мелких и средних предприятий должно вызывать спрос на специалистов. Особые опасения вызывает снижение численности студентов в государственных вузах экономики и права - почти на 23%.

    С 1989 г. стал увеличиваться конкурс при поступлении в ВУЗ.

    В среднем он вырос в 1,5 раза, потому что стали сказываться реформы экономики, реальностью стала безработица для необученной молодежи.

    Традиционно низким остается конкурс на инженерные специальности (1,8 - 1,7 заявление на место), увеличился конкурс на обучение экономике (с 2,2 в 1985 г. до 2,6 в 1992 г.) и праву (с 3,4 в 1985 г. до 3,9 в 1992 г.).

    Тревогу вызывают и складывающиеся негативные тенденции в получении высшего образования молодыми женщинами. Так, факты свидетельствуют о резком снижении доли женщин в составе студентов вузов: с 56% в 1985/86 уч. году до 50% в 1991/92 уч. году. Особенно резко снизился состав женщин среди студентов дневных отделений. Здесь доля женщин сократилась за этот же период с 58 до 47%.

    Снижение доли женщин в составе студентов не компенсируется другими видами образования. Так, хоть и менее резкое, но уменьшение контингента женщин имеет место и в средних специальных, и профессионально-технических учебных заведениях: значительная часть молодых специалистов в течение длительного времени остается нетрудоустроенной или используется на рабочих местах и в коммерческих структурах не по специальности.

    Так, по ВУЗам Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию в 1992 г. трудоустроено 55% выпуска специалистов дневной формы обучения. Наиболее благополучными по трудоустройству являются специальности в области здравоохранения - 78%, разработки полезных ископаемых - 69%, машиностроения и металлообработки - 69%, авиационной техники - 73%, судостроения - 67%.

    В наиболее неблагополучном состоянии по трудоустройству оказались социальная сфера и специальности культуры и искусства (17%), общеэкономические (42%) и инженерно-экономические (37%). Однако многие выпускники экономических вузов легко трудоустраиваются сами ввиду большого спроса на специалистов данного профиля на рынке труда. Культура и искусство относятся к бюджетным отраслям, имеющим в настоящее время низкую заработную плату, в связи с чем выпускники вузов избегают работы в этих учреждениях.

    По мере развития процессов демократизации и гуманизации общества, общей тенденцией будет развитие гуманитарных профилей образования (экономика, право, социология), научно-технических в области новейших технологий, общеинженерных.

    Поскольку подобные направления обучения требуют фундаментальной подготовки, должно произойти значительное усиление университетского и академического вузовского сектора. Одновременно следует ожидать постепенного снижения контингента обучающихся по ряду существующих отраслевых профессий высшего образования, особенно промышленного профиля, что повлечет необходимость перепрофилирования соответствующих вузов.

    Изменения в структуре подготовки специалистов должны увязываться с приоритетами в развитии экономики России. Значительное воздействие на структурные сдвиги рассматриваемого вида окажут процессы "конверсии" высшей школы, которая приведет к частичной или полной переориентации деятельности вузов с военных на гражданские нужды. В связи с этим должно произойти значительное развитие обучения по гражданским специальностям в военных вузах и сокращение подготовки специалистов по оборонным специальностям в гражданских вузах. Возрастут контингенты обучающихся в рамках основного уровня высшего образования - базового, с продолжительностью обучения 4-5 лет, поскольку этот уровень должен принять основной прирост желающих получить высшее образование.

    Произойдет дифференциация контингентов на уровнях научно-педагогической подготовки, поскольку здесь наряду с традиционными аспирантурой и докторантурой постепенно будет развиваться и новый уровень - магистратура.

    Формирование новой многоуровневой структуры обучения должно сопровождаться четкими нормативно-правовыми положениями в части репрезентативности получаемых выпускниками вузов документов об образовании, их идентификации.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]