Обозреватель - Observer
Наука

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ США*

Б. КОМЗИН, кандидат технических наук

1992 год

В истории развития государственной (федеральной) научно-технической политики США весьма примечательным был 1992 г. В этом году федеральная администрация во главе с президентом США Бушем как бы подчеркнула свое отношение к особой приоритетности забот государства о сфере научных исследований и разработок среди других направлений деятельности государства (см. рисунок) В то же время Правительство РФ, двигаясь якобы к цивилизованному рыночному хозяйству, в том же 1992 г. продолжало урезать госбюджетные программы развития российской науки, перераспределяя скудеющую доходную часть бюджета прежде всего в интересах быстро растущей части чиновничества, занятого в структурах исполнительной и представительной власти.

Таким образом, федеральное правительство США в 1992 г. четко определило свой Приоритет в научно-технической политике. В 1992 г. удельный вес работ, проводимых (министерством обороны и министерством энергетики) в интересах национальной обороны, в общем объеме федеральных ассигновании на науку достигает 60%, на 18% был увеличен объем федеральных ассигнований на космические исследования, осуществляемые под эгидой НАСА.

В президентском послании Конгрессу указывается: "Проектом бюджета предусматривается увеличение федеральных вложении к сфере научных исследований и разработок на 3,4 млрд. долл., при этом особый акцент делается на фундаментальные научные исследования, развитие вычислительной техники и энергетики. Бюджетом также предусмотрено сохранение налоговых кредитов исследовательским и экспериментальным работам для стимулирования частных инвестиций в сферу научных исследований и разработок. В бюджет федерального правительства США отражена также твердая убежденность администрации в необходимости расширения "горизонтов науки" в космосе и биотехнологии".

1993 год

Существенно меняется динамика и структура ассигнований федерального правительства США на науку в 1993 г. Прежде всего снижаются опережающие темпы роста федеральных затрат на науку в сравнении с другими статьями расходов федерального правительства.

Общий объем ассигнований на науку, запрошенный федеральным правительством у Конгресса на 1993г., достигает 78,6 млрд. долл. (включая ассигнования по строительству и модернизации материальной базы научных учреждений в 2933 млн.долл.), или примерно на 3% больше, чем в 1992 г. Прирост федеральных ассигнований на науку составляет 1965 млн. долл. При этом наиболее чувствительными были сокращения федеральных средств на улучшение материальной базы исследовательских центров и лабораторий. В сравнении с предшествующим 1992 финансовым годом федеральные расходы на эти цели были уменьшены на 565 млн. долл. (на 16%).

Вместе с тем следует отметить сохранение складывающейся тенденции опережающих темпов роста федеральных ассигнований на фундаментальные исследования в сравнении с динамикой финансирования прикладных научных исследований и разработок. Федеральным бюджетом 1993 г. предусмотрено увеличение текущих ассигнований (т.е. без затрат на развитие материальной базы науки) на проведение фундаментальных исследований на 8 %, а на прикладные исследования и разработки (вместе взятые) лишь на 3%. В 1993 финансовом году в общем объеме текущих ассигнований федерального правительства доля фундаментальных исследований достигает 19,4%. Напомним, что в 1989 г. аналогичная доля не превышала 17,1%.

Существенно снизилась приоритетность федерального финансирования военных исследований и разработок. При этом абсолютный объем федеральных ассигнований на такие работы продолжает расти, в том числе на 441 млн. долл. больше, чем в 1992 г., или на 1 %, т.е. существенно меньше, чем общий уровень всех федеральных ассигнований на науку.

На 5% увеличены федеральные ассигнования на исследовательские работы НАСА. Следует отметить при этом интенсивный процесс перераспределения выделяемых этому ведомству ассигновании. Существенно сокращаются ассигнования НАСА на исследования планет, на пилотируемые орбитальные полеты, на строительство сооружений наземных комплексов. В то же время увеличен объем ресурсов, выделяемых федеральным правительством на разработку новейших ракет-носителей различного назначения.

В проекте бюджета федерального правительства на 1993 г. отмечается: "Широко известно, что ключевым долгосрочным фактором развития является рост производительности. Именно рост производительности обеспечивает повышение стандартов жизни нынешнего и будущего поколений американце в. Нынешняя администрация на протяжении трех последних лет оказывает интенсивную поддержку сфере научных исследований и разработок, которая является важнейшим направлением в обеспечении роста производительности и совершенствования других сторон экономики. В предложенном проекте бюджета федерального правительства тенденция приоритетного развития национальной науки сохраняется как в отношении фундаментальных, так и прикладных научных исследований. Сегодня на широчайшем фронте современной науки постоянно открываются новые возможности в использовании космоса, создании новых высокоэффективных материалов, вычислительных машин и сетей, практического использования достижений биотехнологии****.

Многочисленные исследования показывают высокую эффективность общественных вложений в сферу исследовательской деятельности, которая интенсифицирует процесс новых знаний, изобретений, открытий. Инвестиции в исследовательскую сферу в эпоху научно-технической революции имеют не меньшее значение, чем труд и капитал. Существует тесная связь между такими инвестициями и ростом общественной производительности труда.

Бюро статистики труда выполнило исследования, которые показывают, что затраты частного сектора на научные исследования и разработки в несельскохозяйственном секторе экономики США обеспечили 0,15% ежегодного роста производительности труда в 1948-1973 гг. и 0,14% в 1973-1987 гг.

В отраслях обрабатывающей промышленности США за счет практического использования результатов научных исследований был обеспечен среднегодовой темп роста производительности в 0,49% в период 1948-1987 гг.

Важная роль государственной финансовой поддержки науки в тех областях, где не гарантируется краткосрочная окупаемость вложений, к которым прежде всего относятся фундаментальные исследования, где удельный вес федеральных источников финансирования достигает 80% от совокупных национальных затрат на такие исследования.

Таблица 1

Данные американской официальной статистики по вопросам федерального финансирования науки США в 1993 г. указывают на появление некоторых изменения в структуре традиционного распределения таких ассигнований.

Во-первых, как уже отмечалось выше, резко снизились общие темпы роста федеральных ассигнований на науку. Валовой объем таких ассигнований увеличился лишь на 3%. Однако такое сокращение темпов происходит неодинаково по всем компонентам структуры затрат.

Во-вторых, наиболее чувствительными были сокращения ресурсов, выделяемых на строительство и оснащение лабораторной базы исследовательских работ. При этом федеральное правительство США не стало сокращать персонал, занятый научно-исследовательскими работами, а притормозило расширение материальной базы. Изменение удельного веса капиталовложений в строительство и модернизацию лабораторной базы в общем объеме валовых федеральных ассигнований на науку представлено в табл.1.

В-третьих, относительно более высоким темпом увеличиваются в 1993 г. текущие затраты на науку - на 4%. При этом объем текущих затрат, связанных с проведением исследовательских работ военного профиля, увеличивается на 1 %, а гражданского назначения - на 7%. Вместе с тем в бюджете недвусмысленно сохраняется особая приоритетность федерального финансирования военных исследований и разработок (табл 2).

Таблица 2

Федеральное правительство США продолжает наращивать свои усилив по осуществлению исследовательских проектов на основе кооперации с частными фондами.

Еще в 1984 г. палатами Конгресса был принят специальный закон о "Национальных кооперативных научных исследованиях" ("Нэшнл кооперейтив рисеч экт"), предусматривающий возможность образования исследовательских союзов (консорциумов, партнерств и пр.), не опасаясь применения против участников таких объединений статей антитрестовского законодательства. На конец 1992 г. в министерств юстиции были зарегистрировано 263 консорциума в частном секторе экономики страны. Значительная часть концернов создается в последние годы с участием федеральных министерств и ведомств. Один из таких консорциумов занят разработкой компьютеров следующего поколения. В этот консорциум помимо частных компаний входят подразделения министерства обороны, министерство энергетики, ПАСА, Национальный научный фонд. Аналогичный концерн создан по разработке проекта космолета. В 1993г. федеральным правительством разработаны условия, которые должны соблюдать частные компании, входящие в исследовательский консорциум, получающий финансовую поддержку со стороны федеральных министерств и ведомств, а именно:

  • Частные компании вкладывают в исследовательские работы по тому или иному проекту не менее половины от их общей стоимости.
  • Область сотрудничества должна совпадать с интересами и функциями соответствующих федеральных министерств и ведомств, оказывающих финансовую поддержку консорциуму.
  • Сфера деятельности консорциума не должна охватывать такие области, в которых одна или несколько входящих в консорциум компаний обладает существенными преимуществами, производственными мощностями.
  • Исследования, проводимые консорциумом, должны концентрироваться только на "ключевых технологиях", представляющих интерес и потенциальные выгоды для участников работ и потребителей.
Федеральным бюджетом 1993г. предусматривается существенный прирост ассигнований по ряду крупных программ (табл. 3), Важным направлением федеральной политики в науке является продолжение поддержки работ в широком спектре работ по биотехнологии. Такие исследования ориентированы в том числе на создание лечебных лекарственных препаратов, улучшение качества пищевых продуктов, совершенствование методов селекции в растениеводстве и животноводстве, производство микроорганизмов для использования в сельском хозяйстве. Исследования в биотехнологии охватывают также изыскания рекомбинантных ДНК и технологии переноса ДНК, макромолекулярных структур, био-перерабатывающих технологий и другие области.

Таблица 3

По данным федеральных экспертов, в 1991 г. объем реализации товаров, созданных на основе исследований в области биотехнологии, достиг 4 млрд.долл. и, по прогнозной оценке тех же экспертов, в ближайшие 10 лет поднимется до 50 млрд. долл., что связано, в частности, с увеличением объема производства и сбыта новых вакцин и медикаментов. Кроме того, ожидается, что биотехнологи я приведет к разработке новых поколений методов диагностирования заболеваний, включая установление генетических причин их возникновения. финансирование научных исследований в биотехнологии за счет федерального правительства является лидирующим. В бюджете на 1993 г. приоритетными являются следующие направления исследований в этой области (табл. 3):

  • Экологическая биотехнология. Разработка новых товаров, использование которых направлено на сохранение окружающей среды и ее восстановление.
  • Биопереработка - в отраслях обрабатывающей промышленности. Разработка новых технологий производства медикаментов, пищевых продуктов, химикатов, топлива. Эти исследования ориентированы на повышение эффективности использования сырья, сокращение энергопотребления и отходов производства.
  • Здравоохранение Фундаментальные и прикладные исследования направлены на улучшение системы национального здравоохранения США.
  • Сельское хозяйство Биотехнология открывает перспективы использования новых материалов и технологии для расширенного производства пищевых продуктов, волокон и лесоперерабатывающей промышленности.
  • Энергетическая биотехнология я том числе в программе "Национальная энергетическая стратегия, направленная на производство энергии из растительного сырья и микроорганизмов. Биотехнология успешно развивает методы переработки биомассы в жид кое топливо, а также переработки каменного угля в экологически чистое топливо.
В бюджете федерального правительства США на 1993 г. сохраняется преемственность курса на приоритетное финансирование таких направлений науки, как "Национальная энергетическая стратегия". Как уже отмечалось, в 1993 г. резко снижаются темпы роста затрат на исследования и разработки военного профиля (табл. 4).

Таблица 4

При этом происходят определенные изменения в структуре их распределения Общий объем ассигнований на проведение исследовательских работ в интересах министерства обороны увеличивается на 1%, а по программе так называемой "научно-технической базы" того же министерства - на 2%. В этих программах сосредоточены фундаментальные и прикладные научные исследования, связанные с созданием новых вооружений и военной техники. Соответственно снижен удельный вес наиболее капиталоемких разработок. Существенно сокращаются ассигнования на военные работы министерства энергетики.

Правительство придает большое значение работе по "научно-технической базе " министерства обороны. "Такие исследования позволяют разрабатывать новую технику и технологию, которые обеспечивают превосходство в качестве систем оружия, находящихся в войсках. Именно такие работы, начатые десятилетия назад, включая системы навигации и точного наведения, ночного видения, технологию "стелс", позволили достигнуть в короткое время решающих результатов в ходе операции "Буря в пустыне". Эти программы министерства обороны по научно-технической базе помимо их вкладов в обеспечение национальной обороны, а соответственно и национальной безопасности, играют возрастающую роль в развитии гражданской техники и технологии.

Можно привести многочисленные примеры широкого народнохозяйственного использования результатов научных исследований, финансируемых федеральным правительством, а именно:

  • использование в гражданской авиации и на морском транспорте новейших навигационных систем;
  • применение в строительстве пассажирских авиалайнеров композиционных материалов;
  • расширяющееся использование "сотовой" системы радиосвязи, компьютерных сетей
Постоянные усилия министерства обороны в работах по созданию ЭВМ с параллельной архитектурой и создание новых сетей связи, несомненно, приведут к разработке нового поколения техники самого широкого применения в отраслях экономики США.

Основу военной исследовательской программы министерства энергетики составляют разработки и испытания ядерного оружия. Почти весь объем работ этого профиля сконцентрирован в трех ведущих "национальных лабораториях": Лос-Ала-мосской, Сандийской и Ливерморской. На долю военных работ приходилось ранее от 40 до 50% общего объема исследований. В 1993 г. объем ассигнований был сокращен на 68 млн. долл.

В материалах специального обследования отмечается: "Эти три крупнейших центра мирового уровня обладают не только высококвалифицированным персоналом, но и комплексом уникальных по своим параметрам приборов, инструментов, экспериментальных установок. Такие лаборатории могут и должны более активно участвовать в исследованиях по широкому кругу проблем, включая материаловедение, новые технологии обработки материалов и изделий, биотехнологию, изучение космического пространства.

Уникальные возможности "национальных лабораторий" позволят сконцентрировать здесь работы ряда направлений и избежать их дублирования в стенах лаборатории промышленных компаний и университетов, не располагающих aдeквaтными кадровыми и материальными условиями.

Эти центры национальной науки могут выступать своеобразным катализатором формирования новых исследовательских консорциумов, в которые будут входить университеты и промышленные компании, стать получателями финансовых ресурсов, которые будут компенсировать снижение уровня финансирования из бюджета министерства энергетики".

В настоящее время "национальные лаборатории" активизируют свое участие в консорциуме "Высокоэффективные компьютеры", куда входят ведущие компании американского информационного машиностроения, включая ИБМ, "Край", "Эппл". С участием центров разрабатывается кооперативная межведомственная программа министерства обороны, ПАСА и министерства энергетики по созданию новых бортовых источников энергоснабжения космических летательных аппаратов.

1994 год

Опубликованию проекта бюджета на 1994 г. предшествовал специальный доклад "Технология для экономического развития Америки. Новые направления укрепления экономической мощи". Главный вывод этого доклада-постулирование тезиса о том, что "инвестиции в науку и технику-это инвестиции в экономическое будущее Америки". При этом выделяются следующие основные стратегические цели:

  • Обеспечение долгосрочного роста национальной экономики, который сопровождается созданием новых рабочих мест и ростом благополучия народа, защита и восстановление среды обитания.
  • Повышение эффективности деятельности федерального правительства в его ответственности по отношению к потребностям общества.
  • Обеспечение мирового лидерства национальной науки в фундаментальных научных исследованиях, математике, технике.

Объем и структура проекта федерального финансирования научных исследований и разработок на 1994 г. не претерпели каких-либо серьезных изменений в сравнении с бюджетом на 1993г. Общий валовой объем намечаемых ассигнований исследовательские работы 1994г -около 75,6 млрд. долл., в том числе около 3,5 млрд. долл. - капиталовложения в строительство и модернизацию лабораторной базы. В общем объеме федеральных ассигнований на текущие нужды исследовательских организаций затраты на исследования военного профиля составляют около 42 млрд. долл., а их удельный вес соответст-венно58.2%".

Таким образом, изменение международной военно-политической обстановки не сопровождается адекватными изменениями в федеральной военной научно-технической политике.

Вместе с тем можно отметить появление в проекте некоторых новых тенденций, возможно, отражающих смещение акцентов в научно-технической политике федерального правительства. Так, в докладе усилен тезис о необходимости поддержки правительством и частным сектором национальной науки для сохранения конкурентоспособности американских товаров на рынке.

Стратегия новой администрации требует определенных изменений в том, как нация будет осуществлять финансирование научных исследований и разработок. Наряду с продолжением прямой федеральной финансовой поддержки фундаментальных исследований должны быть усилены мероприятия по поддержке проектов, ориентированных на извлечение коммерческого эффекта. Механизм этого направления научно-технической политики состоит в совместном финансировании федеральным правительством и частными промышленными компаниями. Поэтому необходимо, чтобы все 726 национальных лабораторий повысили свою активность во взаимодействии и партнерстве с частной промышленностью. Неизбежный возрастающий спрос на новую технику и технологию общехозяйственного назначения будет вести к эволюции баланса средств, направленных на военные и невоенные исследования. Не менее важная роль отводится инициативе министерства обороны по опережающему развитию критически важных технологий или так называемых "технологий двойного (военного и невоенного) назначения", генерируемых в комплексе "научно-техническая база" того же министерства. В 1994 г. на исследовательские работы по критически важным технологиям выделяются 1,4 млрд. долл.

В проекте федерального бюджета на 1994 г. подчеркивается стабильность долгосрочного курса федеральной администрации США на дальнейшее углубление исследовательских работ в области вычислительной техники, а именно "свободный доступ к источникам информации становится все более важным компонентом деятельности буквально всех секторов экономики США. Банки, страховые компании, компании обрабатывающей промышленности, госпитали, словом, все элементы национальной экономики во все большей степени зависят в своем функционировании и эффективности от скорости и объема передачи информации линиями вычислительной связи." Внедрение электронных средств связи для современной американской экономики дает примерно тот же народнохозяйственный эффект, который был получен американской национальной экономикой в XIX веке за счет общенациональной программы строительства железнодорожных магистралей или в середине 20-х годов - строительства междуштатных автомобильных дорог в федеральном бюджете на исследования и разработки на 1994 г. предусматривается выделить около 1 млрд. долл., или на 26% больше, чем в 1993 г. Значительная часть этих федеральных ассигнований направлена на разработку суперкомпьютеров и сетей ЭВМ .

Как и в прошлом проекте федерального бюджета, предполагается дальнейшее интенсификация процесса исследований на основе закона о КРАДА ("Кооперейтив Рисеч энд Дивелопмент Экт"). Ожидается, что в 1994г. между партнерами из промышленных компаний, университетов и правительственных ведомств будет заключено не менее 1700 соглашений о проведении исследований на кооперативной основе. Федеральное правительство выделяет на эти цели в 1994 г. более 3 млрд. долл. Таким образом, суммарный объем научных исследований, включая средства других партнеров по кооперативным исследованиям, должен составить не менее 6 млрд. долл.

Выводы

В США на долю государственного (федерального) бюджета приходится в послевоенные десятилетия от 65 до 45% общего объема национальных затрат на проведение научных исследований и разработок. Высокая доля финансирования науки из госбюджета характерна и для других индустриальных стран с рыночной экономикой. (В Великобритании эта доля колеблется в диапазоне 63-57%, во Франции - 72-58 %, в ФРГ - 50-42 %.) (табл. 5).

Таблица 5

Финансирование науки из государственного бюджета в послевоенный период

  1. Госбюджетные ассигнования на науку в США в послевоенные десятилетия находятся на уровне 1,9-1,2% валового национального продукта страны. (В Великобритании-1,4-1,3%, во Франции-1,5-1,2%, в ФРГ-0,8-1,2%.)
  2. В развитых в индустриальном отношении странах государство выделяет на научные исследования и разработки весомую долю в суммарных госбюджетных расходах: в США-5-6%, в Великобритании-3-4%, во Франции - 6-7 7о, в ФРГ- 4-5%.
  3. Особо сильное влияние оказывает государство на финансовую поддержку фундаментальных научных исследований, представляющих весьма долгосрочные инвестиции, составляющие основу или фундамент роста совокупного научного потенциала общества и необходимое условие последующих преобразований материального производства и всего хозяйства в будущем. В США удельный вес федеральных источников финансирования существенно выше, чем общий объем госбюджетного финансирования всех видов научных исследований и разработок. В 1970-1987 гг. в США из бюджета федерального правительства США финансировалось 65-70% обще национальных затрат на проведение фундаментальных научных исследований. Остальная часть фундаментальных исследований финансируется из фондов, промышленных компаний, частных учреждений системы образования, так называемых "бесприбыльных" исследовательских организаций.
  4. В США федеральные ассигнования на научные исследования и разработки осваиваются по соответствующим контрактам (с федеральными министерствами и ведомствами) в лабораториях промышленных компаний, университетов. При этом основная часть федеральных ассигнований на науку по финансированию исследований и разработок в материальном производстве приходится на материальное производство, и в первую очередь обрабатывающую промышленность США. Среди этих отраслей следует отметить авиа- и ракетостроение, электротехническое машиностроение, общее и научное машиностроение. Те же отрасли лидируют по показателям наукоемкое™ производства профилирующей продукции.
Общие затраты на научные исследования и разработки (включая затраты из собственных фондов и из федеральных источников) составляли в США в 80-е годы (в процентах от объема отгрузок) в авиакосмической отрасли - 12%, в машиностроении и приборостроении - 6%. В 80-е годы затраты на научные исследования и разработки (т.е., по сути, капиталовложения и в потенциал последующих преобразований в технике и технологии производства) становятся сопоставимыми с объемом капиталовложений в основные фонды, т.е. в строительство и производственное оборудование.

Федеральное финансирование исследований и разработок военного профиля остается одним из основных направлений государственной политики США. Министерство обороны и министерство энергетики США являются основными получателями федеральных ассигнований на научные исследования и разработки. При этом федеральная структура финансирования отражает различия в акцентах федеральной научно-технической политики. Так, при определенном снижении федеральных расходов на "национальную оборону" на высоком уровне сохраняются приоритеты сферы научных исследований и разработок военного профиля. В докладе президента США "Стратегия национальной безопасности США", направленном в феврале 1993 г. в Конгресс, в частности, отмечается: "Руководствуясь новой национальной военной стратегией региональной направленности, мы существенно сокращаем наши вооруженные силы - почти на четверть - до их самого низкого, с точки зрения численности личного состава, уровня со времен войны в Корее. Вместе с тем, сокращая вооруженные силы, мы обязаны не наносить ущерба их качественному состоянию и не подрывать их технологическое превосходство. В противном случае при возникновении неблагоприятных ситуаций для подготовки высококвалифицированного персонала и восстановления технологического превосходства потребуются годы, если все это по глупости будет утрачено в ходе симметричных сокращений военных расходов по всем их компонентам".



__________________

*Продолжение. Начало см. "Обозреватель - Observer", № 19,1994.
**Все данные приведены по финансовым годам.
***The Budget of the United States Government Fiscal Year 1992, part 2, p. 39.
****Budget of the United States Government Fiscal Year 1993, part one, p. 87.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]