Обозреватель - Observer |
Экономика
|
Агропромышленный комплекс Н.РАДУГИН, доктор экономических наук С основным богатством страны является ее земля. Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 1994 г. составил 1799,7 млн. га. Распределение по категориям представлено в табл. 1. В структуре земельного фонда сельскохозяйственные угодья занимают 222,0 млн.га. или 13% , в том числе П.1ШНЯ - 131,6 млн. га (7,7%). Сложившаяся структура сельскохозяйственных угодий показана на рис. 1. За сравнительно короткий исторический период (с 1940по 1990г.) из оборота выбыли большие площади сельскохозяйственных угодий (26,4 млн. га). Только за период с 1965 по 1990 г. их площадь сократилась на 120 млн. га, в том числе пашни - на 4.5 млн. га. Основными причинами уменьшения площади сельскохозяйственных угодий являются: зарастание лесом и кустарником мелкоконтурных и удаленных участков в Нечерноземной зоне и Западно-Сибирском регионе развитие эрозионных процессов подтопление и заболачивание земель в Северо-Кавказском, Уральском и Восточно-Сибирском экономических районах предоставление земель для размещения несельскохозяйственных предприятий, организаций и т.п. Соответственно с уменьшением площади сельскохозяйственных угодий и пашни сокращается их площадь в расчете на одного жителя России. За четверть века площадь сельхозугодий на одного жителя сократилась с 1,87 га в 1965 г. до 1,49 га в 1990г., а пашни - соответственно с 1,06 до 0,89 га. Наряду с неблагоприятными изменениями в структуре земельного фонда наметилась устойчивая тенденция ухудшения качественного состояния сельскохозяйственных угодий. Характерной особенностью сельскохозяйственных земель Российской Федерации является то, что в обороте находятся земли в значительной степени с неблагоприятными для сельского хозяйства свойствами. Три четверти площади пашни находится в лесостепной. степной и сухостепной зонах, причем более половины ее периодически испытывают недостаток влаги. Почвы с низким, средним и очень низким содержанием гумуса занимают 87,8% пашни. В целом более половины угодий заболочены, пере увлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены. Около трети подвержены водной и ветровой эрозии, загрязнены токсикантами, остаточными пестицидами, радионуклидами и т.п. В результате интенсивного подтопления земель, вторичного засоления, их слитизации на орошаемых землях, добычи полезных ископаемых открытым способом и других негативных воздействий уничтожаются и подвержены деградации лучшие почвы России - черноземы в Краснодарском и Ставропольском краях, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской и других областях. И это при том, что около 60% площади пашни расположено на черноземах, занимающих всего 8% территории республики. Из общей площади сельскохозяйственных угодий
Свыше 60 млн.га сельхозугодий, или более 30%, подвержены водной и ветровой эрозии.
Качественное состояние пахотных земель характеризуется данными табл. 2. В целом по совокупности природных физических и агрохимических свойств почв около 10% площади пахотных земель относятся к непригодным для использования их в качестве пашни. Среди естественных кормовых у годи и более 20% сенокосов и 11% пастбищ представляют собой заросшие кустарником и заболоченные земли (табл. 3). Продолжается резкое ухудшение качественного состояния оленьих пастбищ, в связи с чем в лесной зоне Европейской части России не освоено или заброшено 8,5 млн.га, или 24% от их общей площади. За период с 1970г. площадь оленьих пастбищ сократилась почти на 20%. Кроме того, более 44,0 млн.га плотных угонки (34%). Крайне отрицательные экологические и экономические последствия деградации сельскохозяйственных земель вызывают загрязнение почв выбросами промышленных предприятий, транспорта и др. Особенно экологически опасные загрязнения возникают в результате бессистемного и бесконтрольного использования пестицидов и минеральных удобрений. Общая площадь земель, загрязненных токсикантами, достигла 74,3 млн.га, в том числе 0,7 млн.га с чрезвычайно опасным уровнем загрязнения. Довольно высок уровень загрязнения почв остаточными пестицидами (выше ПДК в десятки раз). Обширна территория загрязнения радионуклидами. В 17 регионах Европейской части страны она занимает 4,9 млн.га и 2 млн.га в 3 областях Южного Урала. По сведениям Росгидромета, за 10-20 лет при существующих темпах загрязнения выбросами промышленных и других предприятий содержание тяжелых металлов в почвах удвоится. По обобщенным данным, содержание гумуса в почвах снизилось до критического уровня. За последние 100 лет в черноземах Русской равнины его количество уменьшилось по сравнению с данными В.В.Докучаева (1883г.) почти вдвое. Устойчивая убыль гумуса зафиксирована в большинстве регионов России. Наиболее распространены почвы с низким, средним и очень низким содержанием гумуса, которые занимают 87,8% пашни. На долю почв с повышенным содержанием гумуса приходится всего 9% пахотных угодий, и лишь 2,3% из них обладают высоким содержанием гумуса. По аналитическим данным РосНИИземпроекта, истощение почв России по содержанию гумуса достигло в основном предельного уровня:
При сложившемся за последние 3-4 года уровне внесения органических удобрений (1,7 т/га) и непринятии срочных мер по поддержанию баланса гумуса в почвах в ближайшие 3-5 лет следует ожидать необратимые изменения в плодородии почв и их потерю как объекта природной среды и средства жизнеобеспечения. В целях создания положительного баланса гумуса на пашне России необходимо вносить ежегодно более 1,0 млрд. т органических удобрений. В настоящее же время вносится не более 400 млн. т, т.е. около трети от нужного количества. Более того, в последнее время в связи с удорожанием горючего, транспортных средств и средств внесения удобрений наметилась тенденция к сокращению внесения органических и минеральных удобрений. В связи с резким снижением применения минеральных и органических удобрений за последние три года в большинстве регионов России сложился отрицательный баланс питательных веществ. Только в 1993 г. урожаем и сорняками с пашен их было вынесено 150кг/га. Компенсировано только 30%. Расход превысил поступление элементов питания на 30-60 кг/га. Аналогичное положение, складывается и в 1994 г., когда вынос в четыре раза превысил поступление. При сложившемся положении и росте дефицита фосфора, калия и азота запасы питательных веществ в почве будут израсходованы в ближайшие несколько лет и процесс деградации почв станет необратимым. По данным ЦИИАО, низкое содержание фосфора имеют 27,8% пахотных земель, калия-8,8%. Кислые почвы занимают 41 млн.га. или более 25% площади сельскохозяйственных угодий. Из-за снижения объемов известкования, а в 1993 г, доля произвесткованных почв по регионам составила от 0,1 до 20%, площади с кислыми почвами увеличиваются. В 1993г. по сравнению с 1992 г. их площадь увеличилась на 1 млн.га. Процесс подкисления почв затронул и ряд районов лесостепной и Центрально-Черноземной зоны. На ранее не требовавших известкования черноземах это становится необходимым почти на 50% площади. Здесь за 20 лет площадь кислых почв увеличилась от 13,5 (Центрально-черноземный район) до 50% (Поволжский район). В составе сельскохозяйственных угодий находятся 15,0млн.га, или 7,3% засоленных земель (табл. 4). Доля засоленной пашни в общей площади пахотных земель около3% (3,6 млн.га). Земли с солонцовыми комплексами занимают 11,7% площади сельскохозяйственных угодий (24,3 млн.га). Подоле участка солонцовых комплексов особо выделяются Калмыкия (73,5%), Новосибирская, Волгоградская, Курганская области (свыше 30%) и ряд других регионов. Причем в Республике Калмыкия пахотные земли с солонцовыми комплексами составляют свыше 80% всей пашни. Всего площадь угодий, подверженных засолению и земель с солонцовыми комплексами, составляет свыше 38 млн.га, или 19,9% от всей площади сельхозугодий, из них 13 млн.га-пашни. За последние годы наблюдается увеличение площади засоленных земель. Только за периоде 1985 по 1990 г. их площадь увеличилась на 1,1 млн.га, в том числе:
в Саратовской области на 380 тыс.га. в Оренбургской - на 483,3 тыс.га. Водной и ветровой эрозии подвержено 53,6 млн.га, или более четверти сельскохозяй- ственных угодий, в том чище 36,2 млн. га пашни. Наибольший удельный вес в общей площади эродированных земель занимают смытые почвы - 38,5 млн.га, или 18,6%, в том числе пахотные земли - 26,3 млн.га (20,5%). За последние 100 лет в результате эрозии из дерново-подзолистых почв вынесено 1217 т/га почвенного мелкозема, в том числе гумуса 219 ц/га, других питательных элементов (кадий, фосфор) - 282 ц/га. В большинстве степных и лесостепных областей эродированные земли занимают АО 50% общей площади. Вследствие водной эрозии около 10 % пашни потеряли от 30 до 60% своего плодородия, около 25% пашни -от 10 до 30%. В целом по причине водной эрозии ежегодно теряется около 1,5 млрд. т плодородного слоя почвы, что соответствует потере 18-20 млн.т питательных веществ. За последние 30-40 лет скорость прироста эродированных земель возрастала до б-7% каждые пять лет, или 0,4-1,5 млн.га в год. В связи с эрозией наблюдается интенсивный процесс оврагообразования. За последние 100 лет площадь оврагов превысила 6 млн.га. Площадь заовраженных земель составляет 15-30 млн.га. По различным оценкам, ежегодно площадь оврагов увеличивается на 40-100 тыс.га, и в большей степени за счет сельскохозяйственных угодий. Не меньший урон, чем водная эрозия, сельскому хозяйству наносит ветровая эрозия. Территориальное проявлeние дефляции определяется преимущественно клюиггическими и печатными факторами. Наиболее интенсивно дефляция развивается на Ставропольской возвышенности и в ряде других регионов. Всего к дефлированным землям отнесено 12,0 млн.га (5,8%). Дефляционными считаются 62,7 млн.га (или 30,4%) всех сельхозугодий, из них 44,0 млн.га пашни (34%). В районах сильной и очень сильной дефляции в среднем за год выносится до 60-80 в 120-140 т почвы с одного гектара. Эффективная защита почв от эрозии невозможна без реализации полного комплекса противоэрозионных мероприятий, на что в соответствии с Генеральными схемами противоэрозионных мероприятий республик, краев и областей потребуется более 45 лет.
В связи с тем, что реализация Государственной комплексной программы повышения то породия почв России практически не осуществляете я. следует ожидать увеличение ежегодной деградации и безвозвратной потери почв вследствие водной и ветровой эрозии. К числу потенциально опасных территорий относятся: Республика Калмыкия - 7,6 млн.га, Астраханская область- 4,4 млн.га, Волгоградская - 114 млн.га, Ростовская - 10,1 млн.га и ряд других областей юга России. Учитывая возрастание риска опустынивания в Краснодарском и Ставропольском краях. Воронежской области, юга Саратовской, Оренбургской, Омской областей, Республики Бурятия, общая площадь почв России, подверженных опустыниванию или потенциально опасных в этом отношении, составляет около 50 млн.га. При существующем хозяйствовании процессы опустынивания могут усилиться до проявления их на значительных площадях, вплоть до формирования открытых и незакрепленных песчаных массивов. Так, в Республике Калмыкия ежегодный прирост таких территорий составляет 40-50 тыс.га и через 15-20 лет их площадь может достигнуть 1 млн.га. Если в 1947-1949 гг. большая площадь пастбищ Калмыкии и Астраханской области находилась в хорошем состоянии и лишь 9% их площади были подвергнуты различной степени деградации, то в настоящий момент этот процесс возрос до 80. В последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения мелиорированных земель. На многих оросительных системах Астраханской, Волгоградской, Саратовской и Самарской областей уровень грунтовых вод и засоление почв достигли критических значении. В Ставропольском крае до начала иррационального строительства глубина залегания грунтовых вод составляла от 19 до 50м и более. После сороколетнего периода ирригации их глубина стала варьировать от 0 до 5-7 м. В связи с сокращением объемов работ по реконструкции мелиоративных систем происходит уменьшение площади мелиорированных земель с переводом ее в другие категории. Только в 1991-1992 гг. из-за выхода из строя сети и сооружений их площадь сократилась на 789 тыс.га, из них:
А дача сохранения и восстановления почвенного плодородия требует проведения комплекса взаимоувязанных неотложных мероприятий и мер государственной поддержки по его осуществлению. В этих целях была разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17ноября 1992г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ. Предполагалось, что уже в 1993 г. будут широко развернуты работы по ее реализации. Однако в силу того, что не были определены реальные источники финансирования, резко сократились капитальные вложения из республиканского бюджета. Из-за ряда других обстоятельств объемы работ по большинству показателей были выполнены на 30-40% от намеченных программой. Все это ведет к дальнейшему ухудшению качественного состояния сельскохозяйственных угодий и их деградации Если такое положение сохранится и в будущем, то в ближайшие 2-3 года. Оценкам ученых и специалистов, могут наступить необратимые процессы разрушения почв, которые приведут к потере плодородной силы земли, что равнозначно национальной катастрофе. В ближайшие 2-3 года, по оценкам ученых и специалистов, могут наступить необратимые процессы разрушения почв, которые приведут к потере плодородной силы земли, что равнозначно национальной катастрофе. Анализ динамики качественного состояния сельскохозяйственных угодий и структурных изменений земельного фонда России убедительно свидетельствует о том, что в результате реформы они не сдвинулись в сторону улучшения, а получили отрицательный характер. Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению площади сельскохозяйственных угодий. Площадь только пашни сократилась с 131.8 млн. га в 1990г. до 124,2 млн. га в 1994 г. Катастрофически ухудшается качественное состояние сельскохозяйственных земель. В связи с резким сокращением государственного финансирования мероприятий, направленных на:
В целях сохранения ценных в сельскохозяйственном отношении земель необходимо принятие безотлагательных мер, направленных на устойчивое расширенное воспроизводство плодородия почв. В противном случае, по оценкам ученых и специалистов аппарата Комитета по аграрной политике Совета Федерации, в ближайшие 3-5 лет могут наступить необратимые изменения в плодородии почв и их потере как объекта природной среды и средства жизнеобеспечения народа, что равнозначно национальной катастрофе. Задача сохранения и восстановления почвенного плодородия может быть решена только при УСЛОВИИ выполнения целого комплекса взаимосвязанных между собой неотложных мероприятии и мер государственной поддержки по его осуществлению. Необходимо незамедлительно приступить к последовательной и целенаправленной реализации Государственной программы повышения плодородия почв. Генеральной линией в улучшении использования и охраны земельных ресурсов должен стать ресурсосберегающий подход с ориентацией на улучшение их качественного состояния и рационализации использования, сохранение и повышение производительной способности почв. Настоятельной необходимостью является также создание правовых и экономических условий, дающих возможность реализовать принцип приоритетности сельскохозяйственного использования наиболее ценных земель, ужесточение экологических требований. Все это должно быть кодифицировано в новом земельном законодательстве, которое в настоящее время проходит проверку на местах и должно быть принято Федеральным Собранием в октябре-ноябре 1994 г.
|
|