Обозреватель - Observer |
Эксклюзив
|
(Рассказ о встрече двух героев) Т.Толчанова, участник Великой Отечественной
войны, заслуженный работник культуры России
Е.ДолматовскийЗашла в библиотеку подобрать материал для книги, над которой работаю. Рука перебирает книгу за книгой, и вдруг пальцы коснулись одной очень потрепанной обложки. Книжка небольшого формата. Беру в руки — «Повесть о настоящем человеке». Листаю пожелтевшие, зачитанные страницы, бумага стала серой, с шершавыми потертыми углами. Листаю дальше: едва заметные прочерки карандашом. Читаю: «Чтобы заглушить боль, которую причинял ему каждый шаг, он стал отвлекать себя, обдумывая и рассчитывая свой путь». Подчеркнуто дальше: «Но как тяжко далась ему первая тысяча шагов!.. Не имея уже сил присесть, он упал лицом в снег и стал жадно лизать наст. Прижался к нему лбом, висками, в которых стучала кровь, и испытывая несказанное блаженство от леденящего прикосновения...» Читая эти строчки, вспомнила, как в первые дни войны на фронте, не умея правильно накручивать портянки, я стерла до пузырей пятки. Это только стерла пятки, а какую нужно иметь силу воли и мужество, чтобы идти восемнадцать суток с поломанными ногами одному в лесу... Забыв обо всем, вновь перечитывала страницы когда-то давно читаной книги. Мысли мои перескочили от страниц зачитанной книги к забытым прошедшим дням. Я вспомнила, что с героем книги Алексеем Петровичем Маресьевым мне судьба предоставила возможность встретиться в 1965 г. в Кисловодске. Сколько прошло лет?! Звоню в Российский комитет ветеранов ВОВ. Навожу справку. Мне дают номер служебного телефона. Непреодолимо желание вновь увидеть его. Звоню. — Маресьев слушает. Испытываю странное волнение, услышав голос, напоминаю о прошлом знакомстве и желании поговорить. Алексей Петрович без лишних вопросов, по-деловому, сообщает день и время, когда мы можем встретиться. В назначенное время еду на Гоголевский бульвар. Вхожу. За столом Маресьев. Узнаю. Его глаза пытливо всматриваются в мое лицо. Конечно, он не узнает. Говорю о причине визита. Задаю вопросы. Он отвечает коротко, твердо. Фразы построены сжато, без лишних слов и междометий. — Скажите, где Вы впервые встретились с Борисом Николаевичем Полевым?Меня это не удивило, и я начала рассказывать, как это произошло. Это было в конце августа 1965 г. С выступлениями на Кавказские Минеральные
Воды приехал Павел Петрович Кадочников с программой «Шкатулка артиста».
Совсем случайно я узнаю, что в санатории «Красные камни» отдыхает сам Алексей Петрович, и у меня родилась мысль сделать сюрприз артисту — пригласить самого Маресьева выйти на сцену. Мы договорились. Через день заключительное выступление П.Кадочникова в Кисловодском театре. Зал на тысячу мест переполнен. В тот момент, когда Павел Петрович произносит: «Я очень волновался, ожидая первой встречи с Героем, и вот вижу, мне навстречу идет...» — и в это время из правой кулисы на сцену медленными шагами выходит Маресьев. В зрительном зале гром аплодисментов. Кадочников в недоумении останавливается и, услышав твердые шаги, поворачивает голову в сторону шагов. Неподдельное изумление. Два героя — живой, подлинный герой и артист, играющий героя, — встретились, обнялись. Аплодисменты перешли в овацию, зал встал. По окончании овации Маресьев рассказал публике, как его уговорили сделать артисту сюрприз. Павел Петрович поблагодарил за сюрприз и предложил посмотреть фрагменты из фильма. Слушая мой рассказ, Маресьев вспомнил этот эпизод. Мне же хочется продолжить рассказ о Павеле Петровиче Кадочникове. 29 июня 1915 г. в Петрограде в семье рабочего родился мальчик с большими светлыми глазами. С 14 лет он начинает свой трудовой путь — учеником слесаря завода «Красный Путиловец». Но творческая натура рвется в иной мир, и не знающий азов начальной школы, неотесанный, застенчивый голубоглазый юноша в 1931 г. был принят в Ленинградский театральный техникум. С успехом окончив его, он становится артистом созданного в 1935 г. Нового ТЮЗ. В первой роли Леля в спектакле «Снегурочка», его увидел известный кинорежиссер Сергей Юткевич. Вот как он говорил: «Запахнулся занавес, окончилась волшебная сказка о Снегурочке, а в памяти остался Лель — худощавый, стройный, с удивительно широко раскрытыми глазами, подкупающий своей правдивостью, верностью интонации, отсутствием развязности и лирическим строем дарования». С 1935 г. начинается творческий путь Кадочникова-киноартиста — сначала в эпизодических ролях. Это в фильмах — «Совершеннолетие», «Человек с ружьем», а в к/ф «Яков Свердлов» — уже две роли — Леньки и М.Горького — какое перевоплощение. В 1941 г. в фильме «Разгром Юденича» он играет роль Сенюшкина, в 1942 г. в «Обороне Царицына» — роль Руднева и, наконец, в 1947 г. в фильме «Подвиг разведчика» — главную роль, принесшую ему известность. В фильме «Повесть о настоящем человеке» — роль Мересьева, принесшую славу и ошеломляющий успех. Все студии приглашают его на главные роли. Кадочников становится самым популярным, любимым артистом Советского Союза. Какая отождествленность судеб — слава двух человек: героя войны Маресьева и артиста Кадочникова. Павел Петрович снялся в 66 кинофильмах, сыграв более 70 ролей. Судьба многих артистов складывается порой так: недолгий успех, слава и уход в неизвестность. Но у Кадочникова любовь зрителей и слава сопровождали его всю жизнь. Узнав о моих «проказах» с приглашением Маресьева на сцену, у меня с Кадочниковым сложились не только сугубо служебные, но и доброжелательные дружеские отношения. Однажды, зайдя в мой кабинет (я работала заведующей концертным отделом), Павел Петрович с восхищением рассказал мне о крупных кремовых розах, растущих в кисловодском парке: «Таких я никогда и нигде не видел». На съемках фильма «Повесть о настоящем человеке». Слева направо: Т.Макарова в роли медсестры, А.Маресьев, П.Кадочников. На переднем плане Н.Охлопков, исполнивший роль комиссара. Слева от П.Кадочникова В.Ефремов Были еще две случайные встречи с Павлом Петровичем. Это был декабрь 1973 г. в Москве. Мела метель. На углу улицы Горького и Большой Грузинской я столкнулась с спешившим человеком. Одновременно сказали: — Извините.Мы рассмеялись. И вот последняя встреча. Декабрь, 1986 г. В Москве в Кремлевском Дворце Съездов состоялся Учредительный съезд театральных деятелей СССР. После окончания совещания, спускаясь по лестнице в нижнее фойе, я увидела стоящую слева одинокую знакомую фигуру. Неужели это Кадочников? Подошла поближе. Да, это он стоит, грустно опустив голову. — Здравствуйте, Павел Петрович! — Он поднял голову. Я не увидела тех веселых, широко распахнутых, с искринкой, глаз. На меня смотрели страдальческие глаза. Я не знала, что сказать.Жизнь продолжалась. Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке». П.Кадочников в роли А.Мересьева, Л.Целиковская в роли Зиночки 2 мая 1988 г. он ушел из жизни, оставив о себе яркое, светлое воспоминание кумира, любимца зрителей. Еще в 1979 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За участие в фильмах «Подвиг разведчика», «Далеко от Москвы» и «Повесть о настоящем человеке» П.П.Кадочников удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. А.П.Маресьеву — не за роль, а за проявленное мужество и героическое сражение на Курской дуге в Великую Отечественную войну, когда летчик на протезах сбил три немецких боевых самолета и спас жизнь своего друга, молодого летчика, — было присвоено звание Героя Советского Союза. В истории России немало сложено легенд, сказок, баллад о русских богатырях. Кто не читал баллады об Илье Муромце, Иване Кожемяке, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче — героях, живущих в памяти народной многие столетия! А подвиги, совершенные в наши дни, разве менее значительны подвигов
наших предков?
За время Великой Отечественной войны 11 600 чел. получили звание Героя Советского союза, 115 чел. — звание дважды Героя Советского Союза. Звание трижды Героя Советского Союза получили Георгий Константинович Жуков, летчики Иван Никитович Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин. Я уверена — их легендарные имена будут жить в столетиях. Мертвым вечная
слава и слава живым!
|