Обозреватель - Observer 
Внешняя политика 

 
foto 

М.АРСЕНТЬЕВ,  
член-корреспондент Академии  
проблем качества, консультант  
Комитета Совета Федерации РФ  
по экономической безопасности 

    НАЦИОНАЛЬНАЯ 
    БЕЗОПАСНОСТЬ 
    РОССИИ, 

    роль и место ФСБ  
    в ее обеспечении 
 
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации — это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов. Такая деятельность направлена также на упреждение и ликвидацию угроз развитию и укреплению прав и свобод личности, материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны. 

Функции обеспечения безопасности России не ограничиваются и не сводятся к защите. Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно условия ее реализации. 

Правовые основы обеспечения национальной безопасности составляют: 

  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры и обязательства Российской Федерации; 
  • Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации; 
  • федеративный Договор и связанные с ним соглашения о разграничении полномочий между Центром и субъектами Российской Федерации; 
  • конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации; 
  • нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции и не противоречащие Конституции Российской Федерации. 
Задачей политики национальной безопаснос ти на 1996—2000 гг. является обеспечение безопасности и защита граждан, общества, укрепление российской государственности, удержание нынешних геополитических рубежей и обеспечение достойной роли и места России в мировой политике. 

Насущной проблемой для России является обеспечение выхода из кризиса. Трудный переходный период продлится до тех пор, пока в стране не завершится формирование гражданского общества, правового государства и эффективной рыночной экономики как необходимых предпосылок устойчивого внутреннего развития, упрочения ее внешних позиций. 

За последний год наметились позитивные сдвиги в сторону стабилизации внутриполитичес кого положения в стране. Политической борьбе, которая еще недавно выплескивалась на улицы городов, удается придавать цивилизован ные парламентские формы. Четче, хотя еще и не в полной мере, заработали структуры исполнительной власти. 

Национальные интересы России — это основа формирования стратегических задач внутренней и внешней политики страны. По своему содержанию они являются интегрированным выражением жизненно важных интересов личности, общества и государства. 

Внутреннее положение России наряду с позитивным влиянием проводимых реформ характеризуется негативными и достаточно долговременными последствиями системного кризиса, возникшего в советский период, а также кризисными явлениями, возникшими после 1992 г. 

Особенности нынешней внешнеполитической ситуации, когда нет масштабной внешней военной угрозы, позволяют России задействовать силы и средства для достижения наиболее приоритетных целей достройки основ конституци онного демократического строя, духовного и хозяйственного возрождения. 

Внутренние угрозы национальной безопасно сти в настоящий момент определяются трудностями интеллектуального, социально-экономического, политико-правового, этнического, экологического и иного плана. 

В современных условиях одной из важных угроз национальной безопасности является региональный и национальный сепаратизм. В политическом отношении он ведет к попыткам отдельных регионов получить дополнительные права, выходящие за рамки, установленные Конституцией, либо в своем крайнем проявлении — к попытке самопровозглашения в качестве независимого государства (Чечня). В экономическом плане сепаратизм ведет к разрыву единого экономического пространства, нарушению целостной финансово-кредитной, налоговой и таможенной системы и в конечном счете к подрыву социально-политической стабильности в стране. Не менее серьезной является угроза дальнейшего обострения межэтнических и межконфессиональных отношений. Основной вызов безопасности страны связан с незавершенностью создания и нестабильностью структур демократических институтов управления и власти. Многие законы не обеспечены механизмами их реализации и поэтому не работают. Эти факторы содержат в себе потенциальную угрозу курсу реформ, построению подлинно демократического общества в России, а также общенациональным целям, ценностям и интересам. 

Перемены в мире предоставляют в целом благоприятные возможности для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации. Вместе с тем возросшая неопределен ность, а в некоторых случаях и непредсказуе мость развития международной обстановки порождает ряд внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации. 

Важнейшим внешним вызовом национальной безопасности является возможность неконтролируемых дезинтеграционных процессов на территории бывшего СССР. В экономической области главная опасность связана с тем, что позитивный и необходимый процесс "открытия" российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политики может сопровождаться ослаблением экономической самостоятельности Российской Федерации, деградацией ее технологического и промышленного потенциала, закреплением за ней на перспективу только топливно-сырьевой специализации в мировой экономике. С одной стороны, это связано с экономическим кризисом в Российской Федерации, с малоэффективной системой государственной защиты экономических интересов страны, с неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. С другой стороны, эта опасность усугубляется и рядом внешних факторов. 

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации — это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов. Такая деятельность направлена также на упреждение и ликвидацию угроз развитию и укреплению прав и свобод личности, материальным и духовным ценностям общества, конституционно му строю, суверенитету и территориальной целостности страны. 

Основные направления политики националь ной безопасности определяются национальными целями, ценностями, жизненно важными интересами России и необходимостью разработки и задействования эффективных средств противодействия внутренним и внешним угрозам. Достижение долгосрочных целей политики безопасности реализуется путем решения комплекса подчиненных им задач во всех сферах общественных отношений. 

Для эффективного осуществления политики национальной безопасности по каждому из основных направлений разрабатываются соответствующие федеральные целевые программы, в рамках которых определяются и решаются главные проблемы и задачи политики националь ной безопасности. 

Во внутриполитической сфере главными целями политики национальной безопасности являются: 

  • формирование правопорядка и стабильной политической системы в стране; 
  • укрепление правовой основы конституционно го строя и формирование на этой основе правосознания россиян и здорового экономического, социально-психологического и нравственного климата в обществе; 
  • построение механизмов цивилизованного политического диалога, отсутствие которых создает опасность политических и военных кризисов, сепаратизма. 
Успешность экономической реформы и территориальная целостность Российской Федерации в значитеельной мере обеспечиваются степенью единства экономического и правового пространства. Следует создать такой механизм взаимодей ствия субъектов Федерации с Центром и друг с другом, который делал бы не только незаконным, но и невыгодным препятствование перемещению товаров, финансовых ресурсов, рабочей силы, не нарушал бы систему взаимодействия бюджетов разных уровней, не ограничивал бы свободу предприятий различных форм собственности. 

Межнациональное согласие выступает как важнейшее условие безопасности и развития страны. Этим определяется важность разработки и осуществления демократической национальной политики. Ее главными целями должны стать: 

  • создание оптимальных условий для свободного развития всех народов, исторически сформировавшихся и проживающих в Российском государстве; 
  • обеспечение межнационального мира в стране, налаживание сотворчества народов как в масштабе всей Российской Федерации, так и в рамках отдельных регионов; 
  • постепенное формирование тесного сообщества всех проживающих на территории России этносов, понимая под этим такое национальное самосознание разных народов, при котором чувство принадлежности к единой стране играет важнейшую роль в ее сохранении и демократическом развитии. 
Путь к такому союзу народов, к их культурному взаимообогащению лежит через признание основным условием существования Российской Федерации факта многонациональности всех входящих в него субъектов, через обеспечение полного равноправия различных национальных культур. 

Во внешнеполитической сфере главной целью политики национальной безопасности является формирование внешнего окружения, благоприятного для внутреннего развития страны. Ключевым условием ее достижения является сохранение мира, мирное решение всех возникающих межгосударственных проблем и противоречий. 

Реализуя цели национальной безопасности на международной арене, Россия руководствует ся нормами международного права, принципами обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека. Укрепление внешнеполитических позиций может быть достигнуто за счет повышения роли Российской Федерации в деятельности ООН и других международных организаций, недопущения вовлечения России в новое военно-политическое противоборство и блоковое противостояние. 

Во внешней политике Россия следует четким приоритетам, в которых преимущественное значение придается налаживанию добрососедс ких и взаимовыгодных отношений со странами членами Содружества Независимых Государств. В этих условиях главной целью политики России в отношении СНГ становится создание устойчивого объединения суверенных государств, интегрированного экономически и политически и способного претендовать на достойное место в мировом сообществе — возможно, в качестве самостоятельного субъекта мировой экономики и политики. Сохраняется также возможность объединения ряда новых независимых государств, возникших после распада СССР, в качественно новое современное государственное объединение. 

Российская Федерация обеспечивает национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами: политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и иными — на основе последователь ной реализации политики национальной безопасности с учетом разграничения соответствующих полномочий и обеспечения координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти. 

Состояние готовности РФ к защите жизненно важных интересов страны достигается за счет создания системы национальной безопасности страны, основными задачами которой являются: 

1. В законодательной сфере: 

  • осуществление законодательного регулирова ния деятельности всех государственных и общественных структур в области безопаснос ти; 
  • рассмотрение и утверждение стратегии национальной безопасности РФ, финансового обеспечения деятельности государственных и общественных структур в области безопасност и; 
2. В исполнительной сфере: 
  • выявление и прогнозирование жизненно важных интересов страны; 
  • оценка состояния безопасности РФ, прогнозирование ее динамики, разработка и реализация внутренней и внешней политики РФ в целях защиты жизненно важных интересов страны; 
  • комплексное планирование и реализация программ деятельности исполнительных структур в целях обеспечения защиты национальных интересов РФ; 
  • создание, подготовка и поддержание в достаточной степени готовности к действиям сил и средств системы обеспечения национальной безопасности РФ, в том числе для реализации правового режима чрезвычайного и военного положения; 
  • участие в мероприятиях по обеспечению безопасности СНГ в соответствии с договорны ми обязательствами; 
  • выполнение соответствующих международ ных обязательств в сфере обеспечения международной безопасности. 
3. В судебной сфере: 
  • надзор за соблюдением законности органов исполнительной власти; 
  • осуществление правосудия по делам о преступлениях, посягающих на безопасность отдельных граждан, общества и государства, а также создающих угрозы природной среде и ресурсам, обеспечивающих жизнедеятель ность общества. 
Законодательная, исполнительная и судебная власти системы националь ной безопасности имеют иерархическую трехуровневую структуру, подразделяемую на федеральный, региональ ный и местный уровни. 

К федеральному уровню системы безопасно сти относятся Президент РФ, Федеральное Cобрание РФ, Конституционный суд, Совет Безопасности, а также Правительство РФ с подчиненны ми ему министерствами и ведомствами, Верховный суд, Арбитражный суд и Прокуратура РФ. 

На региональном уровне к органам системы безопасности относятся президенты, федеральные собрания республик, краев и областей, региональ ные органы исполнительной и судебной власти. 

На местном уровне к органам системы национальной безопасности относятся главы администраций, местные федеральные собрания, местные органы исполнительной власти, районные (городские) суды и органы прокуратуры. Их задачи в пределах их компетенции аналогичны задачам соответствующих органов системы безопасности регионального уровня. 

Силы и средства обеспечения безопасности включают в свой состав: МО РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФАПСИ РФ, СВР РФ и т.д. 

Так, система ФСБ РФ и ее организационная структура устанавливается исходя из назначения, задач и принципов организации и деятельности органов государственной безопасности. 

Единую систему федеральных органов государственной безопасности составляют: Федеральная служба безопасности РФ; органы федеральной службы безопасности в республиках РФ, краях и областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге; органы федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях. 

ФСБ является органом государственного управления РФ в системе обеспечения националь ной безопасности. Она реализует задачи высших органов управления в сфере обеспечения национальной безопасности, издает в соответствии с законами РФ нормативные акты, участвует в разработке общегосударственных программ обеспечения национальной безопасности РФ. 

Органы федеральной службы безопасности решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с другими государственными органами, а также с общественными объединениями и гражданами. Могут использовать силы и средства других органов системы обеспечения национальной безопасности РФ в порядке, определяемом Президентом РФ. В целях решения задач обеспечения национальной безопасности РФ к учреждениям, организациям и предприятиям с их согласия могут быть прикоманди рованы сотрудники органов ФСБ в порядке, определяемом Правительством РФ. 

Органы ФСБ РФ в соответствии с возложенными на них функциями обязаны: 

1. Вести контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации; 

2. Проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении; 

3. Осуществлять во взаимодействии с органами внешней разведки РФ разведывательную работу в целях получения информации об угрозах национальной безопасности РФ. 

В этих рамках на них также возлагаются задачи: 

  • осуществлять контрразведывательную работу по обеспечению безопасности в Вооруженных Силах РФ, а также иных воинских подразделениях; 
  • проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, редупреждению и пресечению актов терроризма; 
  • разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами РФ меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом; 
  • участвовать в разработке и реализации мер по защите государственных секретов; 
  • осуществлять контроль за обеспечением их сохранности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организаци ях независимо от форм собственности, органах общественных объединений; 
  • осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности страны и прогнозировании тенденций их развития; информировать высшие органы государственной власти и управления РФ, другие государственные органы об угрозах национальной безопасно сти РФ; 
  • принимать во взаимодействии с органами внутренних дел меры по обеспечению безопасности иностранных представительств на территории РФ на основе международных и межгосударственных договоров и соглашений, а также участвовать во взаимодействии с органами внешней разведки в проведении мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за рубежом; 
  • участвовать по решению высших органов государственной власти и управления РФ с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических и религиозных мероприятий федерального, межгосударственного и международного характера; 
  • обеспечивать безопасность и готовность к функционированию в военное время и в условиях чрезвычайного положения пунктов управления государством и Вооруженным Силами РФ; 
  • поддерживать и обеспечивать мобилизацион ную готовность; 
  • осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности. 
Большинство угроз — как реальных, так и потенциальных — может быть нейтрализовано или ослаблено путем разработки средств преодоления кризисных явлений в России, укрепления ее государственных институтов, а также путем проведения эффективной внешней политики. 

Основные средства и ресурсы обеспечения национальной безопасности, помимо объективных преимуществ географического положения России и наличия у нее стратегических ядерных вооружений, связаны с ее интеллектуальным богатством, возможностями ее природы и недр, перспективами в области демографии, высоким научно-техническим потенциалом и рядом других факторов. Особо следует подчеркнуть определяющее значение интеллектуального потенциала как первоисточника всех прочих ресурсов общества и государства. Россия продолжает сохранять уникальный научно-технический и производственный потенциал, который необходимо поддерживать и использовать для повышения эффективности российской экономики. 

На территории России сосредоточено значительное количество полезных ископаемых, включая топливно-энергетическое сырье, руды черных и цветных металлов, редкоземельных элементов, драгоценных металлов и других видов стратегического сырья, достаточных не только для собственных нужд, но и для экспорта. 

Основными предпосылками обеспечения национальной безопасности в военной области являются сохранение достаточного потенциала ВПК (и прежде всего научного), проведение военной реформы и обеспечение на этой основе стратегической стабильности. 

Стабильность: 

  • в области стратегических ядерных вооружений обеспечивается поддержанием способности России к сдерживанию любого ядерного нападения путем обеспечения возможности гарантированного нанесения неприемлемого ущерба в ответных действиях и, соответствен но, поддержания ядерного баланса на возможно низком уровне с целью недопущения возврата к гонке стратегических вооружений; 
  • в области обычных вооружений — поддержанием должного технического оснащения и уровня боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации на уровне, достаточном для парирования любых попыток агрессии против России и/или ее союзников, в отношении которых Россия имеет соответству ющие договорные обязательства. 




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]