Обозреватель - Observer 
Товарные рынки России 

 

КРАСНАЯ
КНИГА
 
товарных рынков России

А.СЕЛЕЗНЕВ, 
доктор экономических наук, 
действительный член 
Российской академии социальных наук
 
АЛМАЗЫ И БРИЛЛИАНТЫ  

Устойчивый спрос на алмазы, их притягательная сила объясняются богатейшим спектром их физико-химических и общественных свойств (высшая износостойкость, инертность, природная редкость и высочайшая удельная ценность, пригодность к использованию в различных областях науки и техники, а также для изготовления ювелирных изделий в расчете на самый изысканный вкус). Наряду с драгоценными металлами алмазы и продукты их обработки — бриллианты — во всем мире используются как ценности валютных фондов. Именно поэтому в СССР огромное внимание уделялось поиску месторождений алмазов. Это не только источник валюты, но и гарант создания необходимых условий для научно-технического прогресса, роста обороноспособности страны. 

Гранильная промышленность России 

После открытия в 1954 г. на р. Вилюй в Якутии месторождения алмазов СССР почти сразу же заключил соглашение с ТНК «Де Бирс» о продаже сырых камней, а спустя год в г. Смоленске был принят в эксплуатацию самый большой в России завод по огранке алмазов — "Кристалл". Благодаря этому была сломана давняя традиция — добывать алмазы в одних странах, а огранку производить в других. Было положено начало подрыву монополизма "Де Бирс", которая с 30-х годов была единственной организацией, скупающей для обработки через свою структуру Центральная сбытовая организация (ЦСО) алмазы. Таким образом, «Де Бирс» монополизировала "выброс" на рынок бриллиантов, установив при этом и диктат цен. Индекс их за период с 1955 г. по 1995 г. изменился в соотношении 1:12,37. 

Под личным контролем Председателя Совета Министров А.Косыгина была создана отечественная гранильная промышленность. Был сделан очень крупный шаг на пути преодоления монополистического диктата "Де Бирс". Имея собственную сырьевую базу, отечественная алмазообрабатывающая отрасль к 1990 г. производила бриллиантов на 580 млн. долл. Несмотря на глубочайшую структурную ломку производства, Россия сохранила это производство — у нас добывается около 25% мирового объема алмазов, Россия остается и крупным производителем бриллиантов 1. Однако ее доля в огранке в процентах к мировому объему намного меньше — порядка 6,7%, а в ювелирном производстве — только 0,4%, что не соответствует ее возможностям. 

В 1993 г. в России бриллиантов производи лось на сумму 640 млн. долл., а в 1994 г. — на 800 млн. долл., в том числе и из резервных запасов. Общий же объем давальческого сырья и экспорта бриллиантов составил в 1993 г.— 1,135 млрд. долл., в 1995 г. — 1,2 млрд. долл. 

Гранильные заводы России специализируют ся на обработке наиболее дорогих алмазов, что составляет лишь порядка 15—17% ассортимен та экспортируемых алмазов. В классификаторе алмазов — около 6000 позиций, а огранка идет по 800 позициям, причем обрабатываемое сырье требует меньших затрат труда. За рубеж уходит сырье, огранка которого в алмазы обеспечивает там гораздо большую добавленную стоимость. У нас же часто цена бриллианта оказывается ниже стоимости алмаза. 

Игнорируется объективная реальность — динамика индикаторов алмазобриллиантового рынка, к числу которых, в частности, относится коэффициент эффективности — отношение стоимости бриллианта к стоимости израсходо ванного на его огранку алмаза. Измерения этих величин на научной основе нет, используется прейскурант ТНК "Де Бирс". В результате оказывается, что даже алмазобриллиантовое производство в России дотационное, чего нет в мировой практике (в Бельгии, Израиле, США, Индии, ЮАР, Таиланде). 

Убыточность огранки в России объясняют: 

  • необходимостью покрывать огромные накладные расходы на заводах-гигантах; открытым остается вопрос о возможности загрузки таких заводов на полную мощность; 
  • номинальным функционированием структур торгового посредника, представляющего ВО "Алмазювелирэкспорт" за рубежом. В ряде стран (Бельгия, Германия, Швейцария, Канада, Сингапур, Кипр2), эта организация-монополист имеет созданные ею АО под названием «Русалмаз», но все их операции составляют не более 30% от операций "Алмазювелирэкспорта" в Москву; 
  • слабой постановкой маркетинга, отсутствием у "Алмазювелирэкспорта" достоверной информации, в том числе относительно стоимости сырья, из которого изготовлены бриллианты. 
Считается неоспоримым тот факт, что низкая конкурентоспособность российской гранильной промышленности обусловлена узостью ассортимента используемого алмазного сырья и гигантоманией, не соответствующей реалиям мирового рынка. Но это не касается других вопросов стратегии на мировом рынке. А их гораздо больше, да и по важности основная проблематика — не в сфере обращения. Она лежит в плоскости развития школы "русской огранки" с использованием новейших достижений науки и в части выбора оптимальной формы огранки, и при оценке алмазов и бриллиантов. 

Выводы группы исследователей (А.Фридман, Л.Бабат), которые рассмотрели мировой алмазобриллиантовый рынок и математические аспекты оценки и обработки алмазного сырья, заключаются в следующем : 

  • стоимость визуально почти не отличимых друг от друга алмазов может различаться до 1,6 раза; 
  • в зависимости от обработки алмазы, существенно различающиеся по всем параметрам, могут быть примерно одинаковыми по стоимости получаемых из них бриллиантов; 
  • из меньшего алмаза может быть в результате обработки получен бриллиант, превышающий параметры бриллианта, полученного из большего алмаза. 
При продаже необработанных алмазов такие потери и просчеты могут быть в ущерб продавцу, в пользу покупателя. Более того, для него они могут стать источником значительных и весьма устойчивых доходов. Но основа все-таки в качестве труда и в тщательности использова ния научного инструментария оценки алмазов и бриллиантов, в культуре огранки алмазов, а также в том, какого качества и в каком соотношении алмазы различных групп (по качеству) поступают в гранильное производство. 

Экспорт алмазов  

К сожалению, проблема эффективности и даже конкурентоспособности экспорта алмазов из России до сих пор решается самым примитивным образом — в зависимости от "ножниц цен". Суть этой практики — в наращивании экспорта необработанных алмазов, цена которых на мировом рынке существенно выше, чем издержки добычи. Разница и устраивает наших продуцентов. Но если учесть, что "первичная" цена продажи сырых алмазов на мировом рынке не является окончательной и цепь посредников, доводящих цену до предела, довольно велика, зарубежные партнеры пытаются монополизировать и реэкспорт алмазов. Во время обсуждения вопроса об объединении усилий российских алмазодобытчиков с гранильными заводами на заседании Совета Федерации в конце июня 1996 г. президент компании "Алмазы России — Саха" В. Штыров заявил, что по данным государственного алмазного контролер а Израиля, эта страна стала уже мировым лидером по продаже и неограненных алмазов за счет реэкспорта, в том числе и из России (в 1995 г. на сумму до 600 млн. долл.). Нельзя не подчеркнуть, что в товарной структуре экспорта Израиля в 1995 г. бриллианты составляли 29%. 

В развитии гранильного производства чрезвычайно важно учитывать перспективу получения устойчивых доходов от экспорта изделий с бриллиантами. Спрос на них во всем мире растет и является впечатляющим, о чем свидетельствует табл. 1. 
 

Таблица 1
Объем продаж изделий с бриллиантами  

В настоящее время в России внутренний рынок изделий из золота с бриллиантами захвачен иностранным капиталом: импорт более чем в 3,5 раза превышает экспорт. В 1995 г. ювелирных изделий с бриллиантами импортировалось на сумму 45,6 млн. долл., а экспортировалось — на 12,9 млн. долл. Объем производства изделий с бриллиантами сокращается — в 1994 г. он составлял 575 млрд. руб., а в 1995 г. — 333 млрд. руб. (на 42,1% меньше). По оценкам «Ювелирпрома», объем реальной торговли изделиями с бриллиантами в 2—3 раза выше, чем официальный объем реализации на внутреннем рынке (76,5 млн. долл.). 

С учетом приведенных выше соображений, можно заключить, что Россия нуждается в разработке и реализации государственной доктрины (прграммы) развития отрасли, тем более что перспективно расширение добычи и обработки алмазов. 

Алмазы в Европейской части России  

В результате изысканий, проведенных в 1992-1993 гг. и ранее, был найден алмаз кимберлитового типа в несколько карат в Воронежской области (вблизи г. Павловский). Такого рода алмазы на мировом рынке оцениваются от 18 до 60 долл. за карат (карат составляет 0,2 г). Ювелирные алмазы были обнаружены на западе Тверской области (Нелидово-Осташковский район), в Калужской, Смоленской, Липецкой, Брянской областях. Со ссылками на ЦНИГРИ проводятся сведения, что доля высококаче ственного алмазного сырья для изготовления бриллиантов в Центрально-Европейском регионе составляет 40—55%, тогда как в Якутии — 20—30%, в Архангельской области — около 50% (месторождение им. М.В.Ломоносова). Последнее месторождение — пока что первое в Европе. Среди алмазов имеются и сиреневые. Не менее половины — ювелирные. Самые мелкие в 200—300 раз дороже равного по массе золота, а крупные — во много тысяч раз3

Разведанные запасы алмазов Ломоносовско го месторождения составляют 12 млрд. долл., доля ювелирных алмазов — около 60%. Ломоносовское месторождение требует инвестиций. Первые вложения под гарантию Смоленского «Кристалла» Международного акционерного банка — 800 тыс. долл. — слишком мизерная величина. Если трубка «Аргайл» в Австралии, открытая в 1979 г. уже через 4 года дала 6,2 млн. добытых алмазов, то к 1986 г. добыча составляла почти треть ее мирового объема. 

На Смоленском заводе «Кристалл» в 1997 г. была огранена первая партия алмазов Ломоносовского месторождения. Получено 840 бриллиантов общей стоимостью 340 тыс. долл. 

Мощности этого завода многократно больше — при неполной загрузке в 1996 г. завод выпустил продукции на 150 млн. долл. Для сравнения: на Московском заводе «Кристалл» — на 5 млн. долл., на Барнаульском — на 20 млн. долл. На 6 частных фирмах Смоленска произведено бриллиантов на 80 млн. долл. Всего в России в 1996 г. было произведено бриллиантов на 300, а за рубежом на давальческой основе — на 400 млн. долл. 

Существует технология добычи архангельских алмазов — бурение скважин большого диаметра (до 4—6 метров). До 60% алмазов относятся к ювелирным и околоювелирным. 

Для якутских алмазов характерна соответствующая доля порядка 25%. Запасы алмазов огромны — пять трубок глубиной до 1 км. Освоение месторождения довольно трудоемко и небезупречно с точки зрения экологических последствий — оно находится в бассейне р. Золотицы, располагающей неповторимыми запасами ценнейшей рыбы — семги. Ее исчезновение весьма вероятно при изменении гидрологического режима вследствие освоения месторождения. 

А в Центральном экономическом районе промышленное бурение на алмазы приостанов лено вследствие отсутствия инвестиций, поскольку бурение 100-метровой скважины обходится 20—25 млн. руб. (в Якутии — 40—50 млн. руб.). 

Приведенная информация о разведанных запасах и реальное существование алмазодобыва ющего комплекса в Якутии достаточны для постановки вопроса о разработке и реализации в России соответствующей государственной программы, включающей в качестве органической составной части программу изменения стратегии на внешних рынках. Достойно сожаления, что представленный в 1994 г. в Правительство РФ проект федеральной программы развития минерально-сырьевой базы алмазов России за период до 2005 г. был изучен лишь экспертным советом.4 

В стране есть все для того, чтобы больше добывать, больше направлять в резерв, больше гранить и продавать алмазов и бриллиантов, согласуясь с достижениями науки. 

В 80-е годы в стране извлекалось из недр до 40 млн. карат алмазов. Доля сырья ювелирного качества составляла: 

    1981 г. — 14 млн. карат; 

    1985 г. — 10,3 млн. карат; 

    1995 г. — 11 млн. карат. 

Но последняя величина меньше того объема, который идет в распоряжение "Де Бирс". Следовательно, разница порядка 2,5—3 млн. карат ежегодно покрывается за счет истощения резервных запасов, составляющих, по оценкам экспертов, 28—30 млн. карат. При таких темпах вторжения в хранилища государства его алмазные запасы могут истощиться очень быстро. Для контроля над ценами вообще непозволи тельно сокращение резерва. Но дело не только в резерве. При катастрофической зависимости от импорта это далеко не праздный вопрос. 

Если уж и вторгаться в кладовые алмазо-бриллиантового комплекса,то нужно стремиться иметь и побольше выручку — в результате продажи бриллиантов собственной огранки, высокого качества и точной оценки. Возможности для этого есть, в том числе и появившиеся в результате конверсии. Специалисты по бриллиантовому бизнесу признают, что "Россия обладает потенциалом технологии и имеет в своем распоряжении технический персонал для того, чтобы осуществлять процесс огранки". 

Россия и «Де Бирс»  

Следует учитывать и новые реалии во взаимоотношениях России с "Де Бирс". Прежде всего Россия создает совместные предприятия с инофирмами. В 1995 г. схема передачи давальческого сырья охватила уже до 30% экспортируемых алмазов. По некоторым оценкам, объем таких поставок в 1995 г. мог составлять 1,5 млн. карат алмазов лучшего качества, дающего больше доходов, чем от продажи его "Де Бирс". Вопрос в том, кому достанутся доходы. Тем не менее вывоз давальческого сырья ставит монополизм "Де Бирс" под угрозу, поскольку оно может перепродаваться не ее структурам. Но еще не всем известно, какое отношение к "Де Бирс" имеют инофирмы, участвовавшие в создании СП. 

В свое время договор с «Де Бирс» заключался от имени СССР (1990 г.). И продляться он мог в изменившихся условиях, при которых "Кристаллы" Белоруссии, Украины и Армении по отношению к России оказались за границей. В связи с этим Россия объективно оказалась в центре евразийского алмазобриллиантового сотрудничества как монополист в добыче алмазов. 

С учетом этого стратегический курс России как алмазной державы должен быть откорректиро ван. Назрела необходимость создания собственного государственного монополизирован ного сектора мирового алмазобриллиантового рынка. Основные условия для этого есть, так как: 

  • алмазный комплекс России включает весь набор структур, необходимых для разведки, добычи, обработки, оценки и продажи алмазов, их хранения и совершения иных операций, сопряженных с обслуживанием процесса движения сырья и продуктов его переработки; 
  • имеются крупные запасы природных алмазов, мощности и технологии их обработки, квалифицированные кадры и высокая репутация за рубежом; 
  • в ЦЭМИ РАН создана первоклассная научная школа, математически решающая проблему совершенствования и обработки алмазов и бриллиантов. 
Следовательно, постановка вопроса о целесообразности развития в России монополизиро ваннной структуры функционирования национального рынка алмазов вполне реальна. 

Система мер в рамках этой задачи должна исходить из: 

  • чрезвычайной дороговизны алмазов и продуктов их обработки, а значит, и из возможностей увеличения доходов от их экспорта страной, имеющей алмазы (а не посредников!), а также увеличения резерва государства; 
  • четко выраженной тенденции роста цен на мировом алмазобриллиантовом рынке вследствие его монополизации. Если индекс цен на алмазы в 1955 г. принять за 1, то: 
  • в 1965 г. — 1,22; 

    в 1985 г. — 6,97; 

    в 1994 г. — 12,37. 

К сожалению, нет информации, которая позволяля бы определить соотношение цен продаж алмазов Россией и цен продаж их конечному потребителю. 

Разумеется, будут большие сложности выхода из-под диктата "Де Бирс". Механизм реализации ее монополизма довольно жесткий. ТНК пропускает через себя около 85% ежегодной добычи алмазов под контролем ЦСО. ТНК контролирует около 50% мировой добычи алмазов. 

Например, под контролем Де Бирс объем добычи на южноафриканских шахтах достиг в 1996 г. 9,39 млн, карат — 94% всей алмазодобычи в Южной Африке. После изгнания Мобуту в Заире в столице алмазов Мбуджи-Майи обосновались представительства «Де Бирс», которая имеет 20% акций бельгийской комапании «Sibeka», которая в свою очередь имеет 20% акций алмазной шахты «Miba» в Конго. Все крупные поставщики алмазного сырья имеют с ЦСО соглашения. 

Будучи иерархической структурой, ТНК в центре всех операций поставила ЦСО, осуществля ющего связь с продуцентами при конфиденци альности сделок. Самое существенное — ЦСО имеет огромнейшие и постоянно растущие запасы алмазов, выполняющие роль гаранта при поддержании нужного уровня цен. Стоимость запасов составляла (в млн. долл.): 
 

1960 г. — 49,1; 

1965 г. — 48,3; 

1970 г. — 357,6; 

1975 г. — 350,1; 

1980 г. — 935,0; 

1985 г. — 1898,0; 

1990 г. — 2684,0; 

1994 г. — 4380,0.

Напомним в этой связи, что сокращение резерва в России — признак отсутствия стратегического мышления на этом рынке. 

И все же монополизм "Де Бирс" не вечен. В том, что такая возможность реальна, убеждает факт разрыва между австралийской фирмой "Аргайл Даймонд Майнз" и "Де Бирс". Австралийцы возмутились тем, что, будучи монополистами по добыче алмазов (40% мировой добычи), они вынуждены были 78% экспорта алмазов "пропускать" через "Де Бирс" на ее условиях. Такую же тактику ведет "Де Бирс" и по отношению к России. Каким ударом для «Де Бирс» стало непродление действия контракта со стороны «Аргайла» — в обороте алмазов «Де Бирс» — это 6% , в том числе ювелирные камни — 5 % (доля России — 26%). 

Все дороже обходится лидерство, поскольку сложнейшие механизмы посредничества слишком удорожают дань потребителей и усиливают готовность потенциальных конкурентов избавиться от такой дани ТНК. Доходы только от операций с российскими алмазами приносят "Де Бирс" не менее 350—300 млн. долл. в год. 

Выход России из-под контроля "Де Бирс" за-труднен и лоббированием ее интересов в высших структурах управления. С намеком на это сообщалось об использовании на рекламу 170 млн. долл. — без явных признаков проведения таковой в России. Комментарии к этому факту излишни. 

Заметны признаки ослабления влияния "Де Бирс", а именно: 

  • Cокращается выручка от экспорта алмазов через ТНК. В 1994 г. из 2,7 млрд. долл., полученных Россией от продажи алмазов, только 1,1 млрд. долл. были получены от продажи сырья через "Де Бирс" (40,6%). 
  • В связи с истечением срока действия договора 1990 г. при заключении нового были определены ограничения и приоритеты, которых раньше не было. В частности, в Меморандуме российского алмазобриллиантового комплекса и ТНК "Де Бирс" декларировано совместное признание сторонами комплекса приоритета российской гранильной промышленности в использовании сырья, наиболее пригодного для огранки и добываемого компанией "Алмазы России — Саха". Закреплено также право России перерабатывать на своей территории такое количество алмазов и такого качества, какие будут сочтены целесообразным. Тем не менее "Де Бирс" отстояла право покупки до 80—85% годового объема добытых в России алмазов, оставляя для гранильной промышленности порядка 15—20% сырья (включая давальческую огранку в ближнем зарубежье) и гарантируя России загрузку мощностей гранильных заводов не более чем на 20%, навязав нам условие запрета экспорта полуфабрикатов бриллиантового производства... 

  • Реалии таковы: объем переработки алмазов под российским контролем (в том числе через СП) составляет 850—950 млн. долл. в год, а чисто российская доля составляет 63—65% этой величины. 
  • Изменен уровень отношений партнеров: если раньше с ТНК "Де Бирс" партнером был СССР, то теперь — компания "Алмазы России — Саха" — коммерческая организация. Объем реализаци и этой компании в 1995 г. составлял 1,384 млрд. долл., из них в адрес "Де Бирс" — около 550 млн. долл. Это обстоятельство нельзя непосредственно оценивать как явление прогрессивное — монополия государства в условиях России скорее преимущество, чем изъян. К тому же постановление Правительства РФ (1994 г.) предписывало продажу алмазов только через "Алмазювелирэкспорт". 
По вопросу о перспективе развития якутской алмазной компании в ее нынешнем качестве высказываются разные суждения. Одни считают, что частную компанию не волнуют и не могут волновать интересы государства и поступления от продажи алмазов в бюджет. Более того, говорят, что частная компания заинтересована в росте издержек и в искусственном снижении рентабельности. Это подтверждают фактами — в самое трудное время, в 1991—1992 г., рентабельность добычи алмазов составляла 70%, а рентабельность продаж — 74%. Бюджет получал сумму, эквивалентную миллиарду долл. С созданием по указу Президента РФ от 19 февраля 1992 г. акционерной компании «Алмазы России — Саха» — (АРС) под контролем федеральных властей оказалось лишь 32% акций в добыче алмазов. Соответственно объем добычи алмазов на сумму 1,27 млрд. долл. в год и все доходы от их реализации лишь на треть подконтрольны федеральному государству. Значительная доля акций принадлежит якутскому правительству. У зарубежных инвесторов акций нет. Информация о контроле над производством двух правительств — федерального и республиканского — позволяет с некоторым скептицизмом судить о «частной» природе компании. Более того, в ее деятельности явно прослеживается доминирующая роль якутского правительства, что в условиях бюджетной неразберихи очень важно для реализации интересов региона: 
  • поддержка производства; 
  • осуществление инвестиций; 
  • открыты новые месторождения алмазов — трубки Ботуобинская и Нюрбинская; 
  • значительно увеличены расходы на НИР, (с 1993 по 1995 г. в 8 раз — с 5,4 млрд. руб. до 40,5 млрд. руб.); 
  • увеличены капитальные вложения (с 133,5 до 1053 млрд. руб.); 
  • сдан в эксплуатацию крупнейший горнообогатительный комбинат на трубке «Юбилейная»; 
  • реконструированы старые карьеры. 
Обьем добычи алмазов планировалось увеличить с 1268 млн долл. США (1996 г.) до 1705 долл. (2000 г). Компания расширяет международное сотрудничество, выразив готовность к поиску алмазных месторождений в Бразилии и в Африке, участвуя в освоении кемберлитовой трубки «Катока» в Анголе. 

Компания ведет себя как современный конкурент на мировом рынке, создает свою энергетическую базу. Получается, что корпоратив ность структуры компании никак не связана со снижением рентабельности — в основе этого инвестиционный процесс, эффект которого реализуется с временным лагом. Понимая это, противники монополии в федеральном Центре выдвигают чисто фискальные соображения. Велик соблазн заставить якутян «ковыряться» в кемберлитовой трубке, а на федеральных паркетах распоряжаться результатами труда. Компания стимулирует госзаказы отечественным машиностроителям и для осуществления ангольского проекта. Это не в русле интересов погрязших в коррупции федеральных чиновников, готовых «завязывать» партнерство с иностранным капиталом в расчете на его щедроты. Вопрос функционирования монополизированной структуры, оказывается, не так прост; 

  • проведена структуризация рынка алмазов (сырые алмазы, пригодные для огранки; бриллианты российского производства; полуфабри каты; сырье, вывозимое за таможенную границу России для совместной деятельности). 
СП и алмазы России  

К сожалению, на всех уровнях управления алмазобриллиантовым комплексом еще не осознана необходимость определения новой стратегии в развитии этого комплекса на основе подчинения национальным интересам. Даже в официальных документах отмечается, что "самый валютный товар — алмазы — не относится к стратегическим запасам. Список стратегически важных товаров определяет ся перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства... В указанном перечне содержатся различные виды продукции — от этилового спирта до деревянных шпал. В то же время отсутствуют драгоценные камни и металлы". Отсюда — возможность безнаказанного и бесконтрольного вывоза драгметаллов и алмазов. 

И эта возможность реализуется. Приведем несколько фактов из периодической печати и документально подтвержденных: 

  • "в 1992 г. из Госфонда было передано НИИ "Гиналмаззолото" Роскомдрагмета более 97 кг — 488 тыс. карат алмазов, которые были проданы товариществу с ограниченной ответственностью "Риддер" всего лишь за 271 млн. руб. Позднее эти алмазы неоднократно перепродавались и росли в цене — до 30 долл. за карат"; 
  • через сомнительную американскую компанию «АДА» была вывезена большая партия алмазов на 88 млн. долл. Впервые в истории Гохрана изъятие алмазов было проведено в выходной день; 
  • в апреле 1993 г. было принято решение о переброске за океан ювелирных изделий на сумму 94,6 млн. долл.; 
  • по поводу доступа к алмазам криминаль ных структур в одном официальном документе констатируется: "Постановлением Правительства РФ " № 1157 от 25 ноября 1995 г. предусмат ривается разрешить физическим лицам проведение сделок с драгоценными камнями (п.1), допускается реализация драгоценных камней как юридическим, так и физическим лицам (п.5). Это будет способствовать "отмыванию" добытых преступным путем средств, повлечет активизацию нелегального вывоза за рубеж национального достояния России". И вывоз этот сегодня изменил свою географию — с 1992 по 1995 г. в оффшорные зоны вывоз вырос с 0,4 до 45% и одновременно упал: в Бельгию — с 65 до 40%, в США и Канаду с 9 до 6%, в Японию и Гонконг — с 6 до 4%. Устремленность экспорта бриллиантов на Кипр, в Ирландию, на Нормандские острова при сокращении экспорта в Антверпен — традиционно основной пункт сбыта бриллиантов из России — свидетельство изменения ситуации в стране. Одни видят суть изменений в высоких налогах и в произволе чиновников, а другие — в изменении соотношения сил продуцентов алмазов и бриллиантов. Сильнее оказались последние. 
В результате утраты монополии государства в алмазобриллиантовом комплексе России число предприятий всех форм собственности в отрасли возросло с 10 до 125, и лишь 40 из них имеют соответствующие производственные мощности. Интенсивно идет процесс их создания: в Москве — это вторая очередь "Руиз Даймондс", "Империал Трейдинг", "Орнамент Трейдинг", "РИН Даймонд" и другие, в Смоленске " четыре СП с участием государствен ного предприятия "Кристалл", в Якутии — пять мелких фабрик компании "Туймаада Даймонд". С 1992 по 1996 г. число ограночных предприятий возросло с 3 до 119, причем все они — с участием иностранного капитала. Таким предприятиям в 1994 г. было продано алмазов в 6 раз больше, а в 1995 г. — в 4 раза больше, чем государственным предприятиям. Резко возрос экспорт необработанных алмазов. В 1995 г. в Израиль было продано необработанных алмазов на 686 млн. долл. Российско-израильские СП получили разрешение направлять за границу сырые алмазы на первичную обработку, с тем чтобы завершающие операции производить в России. Но эта схема и была создана для того, чтобы СП получили возможность реэкспорта алмазов. По данным Счетной палаты, в 1994 и 1995 гг. российским предприятиям и СП было выделено алмазов на 1,4 млрд. долл., что почти в 3 раза превосходило мощности этих предприятий (на 500 млн. долл.).Остальное вывезено за рубеж. В 1994—1995 гг. из России было вывезено алмазов соответственно в 2,5 и в 1,9 раза больше, чем было предусмотрено меморандумом с «Де Бирс». Примерно треть алмазов хранится в России и две трети вывозится за границу. Но официально через таможенную службу в 1994 г. прошло алмазов только на 672 млн. долл., а в 1995 г. — на 423 млн.долл. Получается, что остальное вывезено нелегальным путем. По некоторым оценкам, за короткое время из России была вывезена самая ценная часть алмазных запасов. По данным Счетной палаты, в последние четыре года алмазы в Госфонд вообще не закупаются. 

Наступление на госсектор в огранке алмазов продолжается. Одновременно идет интенсивный отток кадров в коммерческие фирмы, гарантирующие оплату труда до 1000 долл. в месяц — в рублевом эквиваленте в 3—5 раз выше, чем на государственных предприятиях. Рост зарплаты делает еще более невыгодной огранку небольших алмазов (до 0,2 карата), которые раньше составляли до 3/4 производства и экспорта бриллиантов. 

Алмазы и национальные интересы 

Таковы пока что реалии алмазобриллиантового рынка России. Для его цивилизованного превращения в монополизирован ный и подчиненный национальным интересам сектор мирового рынка целесообразно создать функционально жизнеспособную структуру типа промышленно-финансовой группы (ПФГ). В ее рамках могла бы быть и специализи рованная биржа, и научно-исследов ательские институты, и весь технологический комплекс. 

Разумеется, речь идет не о такой бирже, которая учреждена в Москве 29 апреля 1996 г. Хотя это и первая в истории России Алмазная биржа, ее создание не вселяет надежд на выполнение ею функций в соответствии с мировыми биржевыми стандартами. Сомнения вызывает и перспектива ее функционирования в связи с тем, что она создана явочным порядком до принятия крайне необходимого нормативного акта о регулировании торговли драгоценными камнями в стране. Должно быть наоборот — сперва принимаются общие правила торговли драгоценными камнями, а затем создаются соответствующие структуры. Практически это означает, что торговля алмазами на территории России все еще вне закона. В тайне — состав учредителей, представляющих частные гранильные фирмы, которых также немало. Опыт, безусловно, подскажет приемлемую схему. Пока она примитивна — биржа всего лишь место встречи продавцов и покупателей алмазов и бриллиантов отечественного производства. Установлено, что обработанные алмазы (бриллианты) будут продаваться и покупаться с правом вывоза из страны. Необработанные алмазы в соответствии с февральским (1996 г.) соглашением сможет экспортировать только ТНК "Де Бирс" (ЮАР). В перспективе, возможно, биржа станет институтом для установления тесного сотрудничества ее 23 учредителей, в том числе: компании "Алмазы России — Саха", госпред-приятия "Алмазювелирэкспорт", Ассоциации производителей бриллиантов России, "Алмазного союза", Смоленского, Барнаульского и Московского государственных гранильных заводов, крупных частных фирм по огранке алмазов, ряда банков (Международный акционерный банк, Мирнинский коммерческий банк, "Саха даймонд банк"). А сотрудничество крайне необходимо в определении согласованных действий на мировом рынке. 

По нашим представлениям, названные организации на следующем этапе вполне могли бы стать учредителями ПФГ, способной по кластерному принципу 5 объединить и согласовать интересы всех структур — от разведки и добычи до реализации готовой продукции и финансово -банковского обслуживания всего процесса воспроизводства, как это делает "Де Бирс", пытающаяся даже добывать алмазы. Речь идет не о ф и н а н с о в о — п р о м ы ш л е н н о й группе, а о промышленно-финансовой, т.е. при ведущей роли интереса алмазодобытчиков, которым сегодня отведена роль «ковыряться в породе». Для решения этой задачи необходимо было бы привлечь самые крупные банки, а также представителей государственных ведомств, в том числе МВЭС, ведомств Минфина, таможни, которые могли бы оказать помощь в дальнейшем отлаживании схемы функционирования ПФГ. Ее деятельность в таком случае могла бы быть в полной мере подчинена не только коммерчес ким интересам фирм-учредителей, но и государства, выражающего национальные интересы, особенно в процессе реализации горной ренты при экспорте алмазов и бриллиантов, часть экспорта которых осуществляется контрабандно. В этом плане Россия не может уподобляться Анголе, где по официальным каналам на мировой рынок поступает не более 10% алмазной продукции. 

Чрезвычайная острота проблем развития алмазо-бриллиантового комплекса обусловила характер и содержание парламентских слушаний по этому вопросу в 1996 г. 

Слушания были посвящены обсуждению концепции проекта федерального закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Участники слушаний отметили, что алмазо-брилли антовый комплекс (АБК) России представляет собой уникальный сектор экономики, практичес ки полностью ориентированный на экспорт и приносящий стране значительные валютные поступления, что его функционирование определяется в основном взаимодействием с мировым рынком, который практически монополизирован корпорацией «Де Бирс» (50% мировой добычи алмазов и свыше 80% реализации необработан ных алмазов). Констатировалось, что Россия до настоящего времени не является равноправным партнером на мировом алмазном рынке и остается поставщиком сырья. В результате страна лишается не менее 30% потенциально возможного дохода. 

Участники дискуссии предложили реформирование системы управления АБК, интегриро ванных в его составе монополий типа «Алмазы России — Саха», создание специализированной организации по сбыту алмазов, введение жесткого контроля в системе сортировки и реализации алмазов. Правда, никому не удалось доказать, зачем делить производство (добычу) и сбыт алмазов, искусственно противопоставляя интересы людей на разных полюсах одного и того же процесса. 

В создании условий, при которых алмазо-бриллиантовый комплекс России мог бы быть достаточно конкурентоспособным на мировом рынке, самым существенным является приближение самого рынка к стандартам мирового. Практически это означает: 

  • отношения со странами — бывшими республиками СССР строить так, чтобы имеющееся там гранильное производство (в Армении, Белоруссии, Украине) развивалось только на основе выгодного сбыта туда российских алмазов и полуфабрикатов. Возможно же это при условии тщательной оценки давальческо го сырья; 
  • коренное совершенствование технологий и всей системы стимулов в расчете на ликвидацию нерентабельных производств, превращения всех убыточных в прибыльные, реализующие кроме созданного чистого дохода горную ренту; 
  • организацию снабжения предприятий алмазобриллиантового комплекса технологичес ким оборудованием и сырьем через монополизированную (находящуюся под контролем государства) хозяйственную структуру; 
  • введение порядка гарантированной оплаты отгруженных гранильным заводам алмазов на основе кредитования под гарантии правительства, а оплаты поставок СП — в конвертируемой валюте; 
  • организацию в перспективе транснациональ ной корпорации в форме ПФГ на базе компании "Алмазы России — Саха", гранильных заводов России и стран СНГ, крупнейших инвестиционных банков и всех структур товаропроизводящей сети, включая также ювелирные фабрики и научно-исследовательские технологические организации; 
  • после ликвидации Роскомдрагмета (ноябрь 1996 г.) и передачи его функций Гохрану — четкое определение функций последнего. Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 1996 г. № 1378 за Гохраном при Минфине РФ закреплены практически все функции монополиста в отрыве от интересов непосредственных алмазодобытчиков; 
  • ликвидацию ассоциации производителей бриллиантов за ненадобностью в условиях монополии. 
Важнейшим признаком нового подхода к решению рассматриваемой проблемы должна стать ее углубленная научная проработка, и прежде всего — в аспекте определения индикаторов конкурентоспособности и эффективно сти. 

На основе изложенного выше полагаем, что в "гражданских правах" предстоит утвердить следующие индикаторы конкурентоспособности: 

  • отношение стоимости квалифицированно оцененных алмазов к стоимости их добычи, транспортировки и хранения; 
  • отношение величины продажной цены бриллиантов к стоимости использованных при этом алмазов; 
  • отношение стоимости ежегодного прироста запасов (резерва) алмазов и бриллиантов к затратам на содержание всей монополизиро ванной структуры; 
  • отношение запасов, находящихся в резерве, к ежегодной выручке от экспорта; 
  • отношение стоимости алмазов, ежегодно идущих на экспорт, к стоимости обрабатывае мых в стране; 
  • доходы от экспорта алмазов и бриллиантов в расчете на карат и расходы (потери) от экспорта в расчете на карат; 
  • потери от реэкспорта; 
  • отношение чистой прибыли реэкспортера к чистой прибыли производителя-экспортера характеризует потенциальные возможности роста конкурентоспособности производителя-экс портера. 
Условием формирования ориентированного на государственные интересы комплекса в добыче, переработке и продаже алмазов должно стать принятие соответствующего федерально го закона, действие которого явно не входит в планы торгующих национальным достоянием России, но для принятия которого уже очень много сделано — принят его первый вариант, на момент изложения сути проблемы в этой книге не подписанный Президентом России и требующий преодоления его вето. 
 
При всех трудностях во взаимоотношениях компании «Алмазы России — Саха» и «Де Бирс» симптоматично ослабление диктата последней. Это выражается в уступках при заключении соглашений между ними от 22 октября 1997 г.  
    Во-первых, оно заключено не на три года, как обычно, а на 13 месяцев с учетом возможного изменения статуса АРС как ТНК, уже начавшей разработку алмазов в Анголе и способной потеснить «Де Бирс» на рынке алмазов.  

    Во-вторых, с участием России впервые создан наблюдательный совет для определения мировых цен на алмазы и для контроля над ними.


1 Крупнейшими продуцентами алмазов являются семь стран: Ботсвана, Россия, ЮАР, Ангола, Намибия, Австралия, Заир. Алмазы также добываются в Бразилии, Гвинее, Венесуэле, Гане, Сьерра-Леоне, Либерии, Центральной Африканской Республике, Индонезии, Индии. При всем этом разнообразии продуцентов сырья крупнейшими мировыми центрами огранки являются США, Бельгия, Индия и Израиль. | назад |

2 На Кипре функционирует российско-ливийское предприятие. | назад |

3 В России также обнаружены уникальные алмазные россыпи-спутники урановых руд. Эти алмазы на редкость мелки, но вполне пригодны в производстве сверхминиатюрных полупроводников. | назад |

4 Федеральная программа могла бы быть сориентирована на более современные технологии добычи уральских алмазов (прииск «Уралалмаз», где был найден первый российский европейский алмаз (1982 г.) и где имеются алмазы высшего ювелирного качества). | назад |

5 Кластеры — способ организации взаимосвязанных предпринимательских образований в различных отраслях, позволяющих осуществить диверсификацию и благодаря этому — добиваться высокой конкурентоспособности. | назад | 



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]