Обозреватель - Observer |
Товарные рынки России
|
КРАСНАЯ
|
А.СЕЛЕЗНЕВ,
доктор экономических наук,
действительный член
Российской академии социальных наук
|
АЛМАЗЫ И БРИЛЛИАНТЫ
Устойчивый спрос на алмазы, их притягательная сила объясняются богатейшим спектром их физико-химических и общественных свойств (высшая износостойкость, инертность, природная редкость и высочайшая удельная ценность, пригодность к использованию в различных областях науки и техники, а также для изготовления ювелирных изделий в расчете на самый изысканный вкус). Наряду с драгоценными металлами алмазы и продукты их обработки — бриллианты — во всем мире используются как ценности валютных фондов. Именно поэтому в СССР огромное внимание уделялось поиску месторождений алмазов. Это не только источник валюты, но и гарант создания необходимых условий для научно-технического прогресса, роста обороноспособности страны. Гранильная промышленность России После открытия в 1954 г. на р. Вилюй в Якутии месторождения алмазов СССР почти сразу же заключил соглашение с ТНК «Де Бирс» о продаже сырых камней, а спустя год в г. Смоленске был принят в эксплуатацию самый большой в России завод по огранке алмазов — "Кристалл". Благодаря этому была сломана давняя традиция — добывать алмазы в одних странах, а огранку производить в других. Было положено начало подрыву монополизма "Де Бирс", которая с 30-х годов была единственной организацией, скупающей для обработки через свою структуру Центральная сбытовая организация (ЦСО) алмазы. Таким образом, «Де Бирс» монополизировала "выброс" на рынок бриллиантов, установив при этом и диктат цен. Индекс их за период с 1955 г. по 1995 г. изменился в соотношении 1:12,37. Под личным контролем Председателя Совета Министров А.Косыгина была создана отечественная гранильная промышленность. Был сделан очень крупный шаг на пути преодоления монополистического диктата "Де Бирс". Имея собственную сырьевую базу, отечественная алмазообрабатывающая отрасль к 1990 г. производила бриллиантов на 580 млн. долл. Несмотря на глубочайшую структурную ломку производства, Россия сохранила это производство — у нас добывается около 25% мирового объема алмазов, Россия остается и крупным производителем бриллиантов 1. Однако ее доля в огранке в процентах к мировому объему намного меньше — порядка 6,7%, а в ювелирном производстве — только 0,4%, что не соответствует ее возможностям. В 1993 г. в России бриллиантов производи лось на сумму 640 млн. долл., а в 1994 г. — на 800 млн. долл., в том числе и из резервных запасов. Общий же объем давальческого сырья и экспорта бриллиантов составил в 1993 г.— 1,135 млрд. долл., в 1995 г. — 1,2 млрд. долл. Гранильные заводы России специализируют ся на обработке наиболее дорогих алмазов, что составляет лишь порядка 15—17% ассортимен та экспортируемых алмазов. В классификаторе алмазов — около 6000 позиций, а огранка идет по 800 позициям, причем обрабатываемое сырье требует меньших затрат труда. За рубеж уходит сырье, огранка которого в алмазы обеспечивает там гораздо большую добавленную стоимость. У нас же часто цена бриллианта оказывается ниже стоимости алмаза. Игнорируется объективная реальность — динамика индикаторов алмазобриллиантового рынка, к числу которых, в частности, относится коэффициент эффективности — отношение стоимости бриллианта к стоимости израсходо ванного на его огранку алмаза. Измерения этих величин на научной основе нет, используется прейскурант ТНК "Де Бирс". В результате оказывается, что даже алмазобриллиантовое производство в России дотационное, чего нет в мировой практике (в Бельгии, Израиле, США, Индии, ЮАР, Таиланде). Убыточность огранки в России объясняют:
Выводы группы исследователей (А.Фридман, Л.Бабат), которые рассмотрели мировой алмазобриллиантовый рынок и математические аспекты оценки и обработки алмазного сырья, заключаются в следующем :
Экспорт алмазов К сожалению, проблема эффективности и даже конкурентоспособности экспорта алмазов из России до сих пор решается самым примитивным образом — в зависимости от "ножниц цен". Суть этой практики — в наращивании экспорта необработанных алмазов, цена которых на мировом рынке существенно выше, чем издержки добычи. Разница и устраивает наших продуцентов. Но если учесть, что "первичная" цена продажи сырых алмазов на мировом рынке не является окончательной и цепь посредников, доводящих цену до предела, довольно велика, зарубежные партнеры пытаются монополизировать и реэкспорт алмазов. Во время обсуждения вопроса об объединении усилий российских алмазодобытчиков с гранильными заводами на заседании Совета Федерации в конце июня 1996 г. президент компании "Алмазы России — Саха" В. Штыров заявил, что по данным государственного алмазного контролер а Израиля, эта страна стала уже мировым лидером по продаже и неограненных алмазов за счет реэкспорта, в том числе и из России (в 1995 г. на сумму до 600 млн. долл.). Нельзя не подчеркнуть, что в товарной структуре экспорта Израиля в 1995 г. бриллианты составляли 29%. В развитии гранильного производства чрезвычайно важно учитывать перспективу
получения устойчивых доходов от экспорта изделий с бриллиантами. Спрос
на них во всем мире растет и является впечатляющим, о чем свидетельствует табл.
1.
В настоящее время в России внутренний рынок изделий из золота с бриллиантами захвачен иностранным капиталом: импорт более чем в 3,5 раза превышает экспорт. В 1995 г. ювелирных изделий с бриллиантами импортировалось на сумму 45,6 млн. долл., а экспортировалось — на 12,9 млн. долл. Объем производства изделий с бриллиантами сокращается — в 1994 г. он составлял 575 млрд. руб., а в 1995 г. — 333 млрд. руб. (на 42,1% меньше). По оценкам «Ювелирпрома», объем реальной торговли изделиями с бриллиантами в 2—3 раза выше, чем официальный объем реализации на внутреннем рынке (76,5 млн. долл.). С учетом приведенных выше соображений, можно заключить, что Россия нуждается в разработке и реализации государственной доктрины (прграммы) развития отрасли, тем более что перспективно расширение добычи и обработки алмазов. Алмазы в Европейской части России В результате изысканий, проведенных в 1992-1993 гг. и ранее, был найден алмаз кимберлитового типа в несколько карат в Воронежской области (вблизи г. Павловский). Такого рода алмазы на мировом рынке оцениваются от 18 до 60 долл. за карат (карат составляет 0,2 г). Ювелирные алмазы были обнаружены на западе Тверской области (Нелидово-Осташковский район), в Калужской, Смоленской, Липецкой, Брянской областях. Со ссылками на ЦНИГРИ проводятся сведения, что доля высококаче ственного алмазного сырья для изготовления бриллиантов в Центрально-Европейском регионе составляет 40—55%, тогда как в Якутии — 20—30%, в Архангельской области — около 50% (месторождение им. М.В.Ломоносова). Последнее месторождение — пока что первое в Европе. Среди алмазов имеются и сиреневые. Не менее половины — ювелирные. Самые мелкие в 200—300 раз дороже равного по массе золота, а крупные — во много тысяч раз3. Разведанные запасы алмазов Ломоносовско го месторождения составляют 12 млрд. долл., доля ювелирных алмазов — около 60%. Ломоносовское месторождение требует инвестиций. Первые вложения под гарантию Смоленского «Кристалла» Международного акционерного банка — 800 тыс. долл. — слишком мизерная величина. Если трубка «Аргайл» в Австралии, открытая в 1979 г. уже через 4 года дала 6,2 млн. добытых алмазов, то к 1986 г. добыча составляла почти треть ее мирового объема. На Смоленском заводе «Кристалл» в 1997 г. была огранена первая партия алмазов Ломоносовского месторождения. Получено 840 бриллиантов общей стоимостью 340 тыс. долл. Мощности этого завода многократно больше — при неполной загрузке в 1996 г. завод выпустил продукции на 150 млн. долл. Для сравнения: на Московском заводе «Кристалл» — на 5 млн. долл., на Барнаульском — на 20 млн. долл. На 6 частных фирмах Смоленска произведено бриллиантов на 80 млн. долл. Всего в России в 1996 г. было произведено бриллиантов на 300, а за рубежом на давальческой основе — на 400 млн. долл. Существует технология добычи архангельских алмазов — бурение скважин большого диаметра (до 4—6 метров). До 60% алмазов относятся к ювелирным и околоювелирным. Для якутских алмазов характерна соответствующая доля порядка 25%. Запасы алмазов огромны — пять трубок глубиной до 1 км. Освоение месторождения довольно трудоемко и небезупречно с точки зрения экологических последствий — оно находится в бассейне р. Золотицы, располагающей неповторимыми запасами ценнейшей рыбы — семги. Ее исчезновение весьма вероятно при изменении гидрологического режима вследствие освоения месторождения. А в Центральном экономическом районе промышленное бурение на алмазы приостанов лено вследствие отсутствия инвестиций, поскольку бурение 100-метровой скважины обходится 20—25 млн. руб. (в Якутии — 40—50 млн. руб.). Приведенная информация о разведанных запасах и реальное существование алмазодобыва ющего комплекса в Якутии достаточны для постановки вопроса о разработке и реализации в России соответствующей государственной программы, включающей в качестве органической составной части программу изменения стратегии на внешних рынках. Достойно сожаления, что представленный в 1994 г. в Правительство РФ проект федеральной программы развития минерально-сырьевой базы алмазов России за период до 2005 г. был изучен лишь экспертным советом.4 В стране есть все для того, чтобы больше добывать, больше направлять в резерв, больше гранить и продавать алмазов и бриллиантов, согласуясь с достижениями науки. В 80-е годы в стране извлекалось из недр до 40 млн. карат алмазов. Доля сырья ювелирного качества составляла:
1985 г. — 10,3 млн. карат; 1995 г. — 11 млн. карат. Если уж и вторгаться в кладовые алмазо-бриллиантового комплекса,то нужно стремиться иметь и побольше выручку — в результате продажи бриллиантов собственной огранки, высокого качества и точной оценки. Возможности для этого есть, в том числе и появившиеся в результате конверсии. Специалисты по бриллиантовому бизнесу признают, что "Россия обладает потенциалом технологии и имеет в своем распоряжении технический персонал для того, чтобы осуществлять процесс огранки". Россия и «Де Бирс» Следует учитывать и новые реалии во взаимоотношениях России с "Де Бирс". Прежде всего Россия создает совместные предприятия с инофирмами. В 1995 г. схема передачи давальческого сырья охватила уже до 30% экспортируемых алмазов. По некоторым оценкам, объем таких поставок в 1995 г. мог составлять 1,5 млн. карат алмазов лучшего качества, дающего больше доходов, чем от продажи его "Де Бирс". Вопрос в том, кому достанутся доходы. Тем не менее вывоз давальческого сырья ставит монополизм "Де Бирс" под угрозу, поскольку оно может перепродаваться не ее структурам. Но еще не всем известно, какое отношение к "Де Бирс" имеют инофирмы, участвовавшие в создании СП. В свое время договор с «Де Бирс» заключался от имени СССР (1990 г.). И продляться он мог в изменившихся условиях, при которых "Кристаллы" Белоруссии, Украины и Армении по отношению к России оказались за границей. В связи с этим Россия объективно оказалась в центре евразийского алмазобриллиантового сотрудничества как монополист в добыче алмазов. С учетом этого стратегический курс России как алмазной державы должен быть откорректиро ван. Назрела необходимость создания собственного государственного монополизирован ного сектора мирового алмазобриллиантового рынка. Основные условия для этого есть, так как:
Система мер в рамках этой задачи должна исходить из:
в 1965 г. — 1,22; в 1985 г. — 6,97; в 1994 г. — 12,37. Разумеется, будут большие сложности выхода из-под диктата "Де Бирс". Механизм реализации ее монополизма довольно жесткий. ТНК пропускает через себя около 85% ежегодной добычи алмазов под контролем ЦСО. ТНК контролирует около 50% мировой добычи алмазов. Например, под контролем Де Бирс объем добычи на южноафриканских шахтах достиг в 1996 г. 9,39 млн, карат — 94% всей алмазодобычи в Южной Африке. После изгнания Мобуту в Заире в столице алмазов Мбуджи-Майи обосновались представительства «Де Бирс», которая имеет 20% акций бельгийской комапании «Sibeka», которая в свою очередь имеет 20% акций алмазной шахты «Miba» в Конго. Все крупные поставщики алмазного сырья имеют с ЦСО соглашения. Будучи иерархической структурой, ТНК в центре всех операций поставила
ЦСО, осуществля ющего связь с продуцентами при конфиденци альности сделок.
Самое существенное — ЦСО имеет огромнейшие и постоянно растущие запасы
алмазов, выполняющие роль гаранта при поддержании нужного уровня цен. Стоимость
запасов составляла (в млн. долл.):
И все же монополизм "Де Бирс" не вечен. В том, что такая возможность реальна, убеждает факт разрыва между австралийской фирмой "Аргайл Даймонд Майнз" и "Де Бирс". Австралийцы возмутились тем, что, будучи монополистами по добыче алмазов (40% мировой добычи), они вынуждены были 78% экспорта алмазов "пропускать" через "Де Бирс" на ее условиях. Такую же тактику ведет "Де Бирс" и по отношению к России. Каким ударом для «Де Бирс» стало непродление действия контракта со стороны «Аргайла» — в обороте алмазов «Де Бирс» — это 6% , в том числе ювелирные камни — 5 % (доля России — 26%). Все дороже обходится лидерство, поскольку сложнейшие механизмы посредничества слишком удорожают дань потребителей и усиливают готовность потенциальных конкурентов избавиться от такой дани ТНК. Доходы только от операций с российскими алмазами приносят "Де Бирс" не менее 350—300 млн. долл. в год. Выход России из-под контроля "Де Бирс" за-труднен и лоббированием ее интересов в высших структурах управления. С намеком на это сообщалось об использовании на рекламу 170 млн. долл. — без явных признаков проведения таковой в России. Комментарии к этому факту излишни. Заметны признаки ослабления влияния "Де Бирс", а именно:
Реалии таковы: объем переработки алмазов под российским контролем (в том числе через СП) составляет 850—950 млн. долл. в год, а чисто российская доля составляет 63—65% этой величины.
Компания ведет себя как современный конкурент на мировом рынке, создает свою энергетическую базу. Получается, что корпоратив ность структуры компании никак не связана со снижением рентабельности — в основе этого инвестиционный процесс, эффект которого реализуется с временным лагом. Понимая это, противники монополии в федеральном Центре выдвигают чисто фискальные соображения. Велик соблазн заставить якутян «ковыряться» в кемберлитовой трубке, а на федеральных паркетах распоряжаться результатами труда. Компания стимулирует госзаказы отечественным машиностроителям и для осуществления ангольского проекта. Это не в русле интересов погрязших в коррупции федеральных чиновников, готовых «завязывать» партнерство с иностранным капиталом в расчете на его щедроты. Вопрос функционирования монополизированной структуры, оказывается, не так прост;
К сожалению, на всех уровнях управления алмазобриллиантовым комплексом еще не осознана необходимость определения новой стратегии в развитии этого комплекса на основе подчинения национальным интересам. Даже в официальных документах отмечается, что "самый валютный товар — алмазы — не относится к стратегическим запасам. Список стратегически важных товаров определяет ся перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства... В указанном перечне содержатся различные виды продукции — от этилового спирта до деревянных шпал. В то же время отсутствуют драгоценные камни и металлы". Отсюда — возможность безнаказанного и бесконтрольного вывоза драгметаллов и алмазов. И эта возможность реализуется. Приведем несколько фактов из периодической печати и документально подтвержденных:
Наступление на госсектор в огранке алмазов продолжается. Одновременно идет интенсивный отток кадров в коммерческие фирмы, гарантирующие оплату труда до 1000 долл. в месяц — в рублевом эквиваленте в 3—5 раз выше, чем на государственных предприятиях. Рост зарплаты делает еще более невыгодной огранку небольших алмазов (до 0,2 карата), которые раньше составляли до 3/4 производства и экспорта бриллиантов. Алмазы и национальные интересы Таковы пока что реалии алмазобриллиантового рынка России. Для его цивилизованного превращения в монополизирован ный и подчиненный национальным интересам сектор мирового рынка целесообразно создать функционально жизнеспособную структуру типа промышленно-финансовой группы (ПФГ). В ее рамках могла бы быть и специализи рованная биржа, и научно-исследов ательские институты, и весь технологический комплекс. Разумеется, речь идет не о такой бирже, которая учреждена в Москве 29 апреля 1996 г. Хотя это и первая в истории России Алмазная биржа, ее создание не вселяет надежд на выполнение ею функций в соответствии с мировыми биржевыми стандартами. Сомнения вызывает и перспектива ее функционирования в связи с тем, что она создана явочным порядком до принятия крайне необходимого нормативного акта о регулировании торговли драгоценными камнями в стране. Должно быть наоборот — сперва принимаются общие правила торговли драгоценными камнями, а затем создаются соответствующие структуры. Практически это означает, что торговля алмазами на территории России все еще вне закона. В тайне — состав учредителей, представляющих частные гранильные фирмы, которых также немало. Опыт, безусловно, подскажет приемлемую схему. Пока она примитивна — биржа всего лишь место встречи продавцов и покупателей алмазов и бриллиантов отечественного производства. Установлено, что обработанные алмазы (бриллианты) будут продаваться и покупаться с правом вывоза из страны. Необработанные алмазы в соответствии с февральским (1996 г.) соглашением сможет экспортировать только ТНК "Де Бирс" (ЮАР). В перспективе, возможно, биржа станет институтом для установления тесного сотрудничества ее 23 учредителей, в том числе: компании "Алмазы России — Саха", госпред-приятия "Алмазювелирэкспорт", Ассоциации производителей бриллиантов России, "Алмазного союза", Смоленского, Барнаульского и Московского государственных гранильных заводов, крупных частных фирм по огранке алмазов, ряда банков (Международный акционерный банк, Мирнинский коммерческий банк, "Саха даймонд банк"). А сотрудничество крайне необходимо в определении согласованных действий на мировом рынке. По нашим представлениям, названные организации на следующем этапе вполне могли бы стать учредителями ПФГ, способной по кластерному принципу 5 объединить и согласовать интересы всех структур — от разведки и добычи до реализации готовой продукции и финансово -банковского обслуживания всего процесса воспроизводства, как это делает "Де Бирс", пытающаяся даже добывать алмазы. Речь идет не о ф и н а н с о в о — п р о м ы ш л е н н о й группе, а о промышленно-финансовой, т.е. при ведущей роли интереса алмазодобытчиков, которым сегодня отведена роль «ковыряться в породе». Для решения этой задачи необходимо было бы привлечь самые крупные банки, а также представителей государственных ведомств, в том числе МВЭС, ведомств Минфина, таможни, которые могли бы оказать помощь в дальнейшем отлаживании схемы функционирования ПФГ. Ее деятельность в таком случае могла бы быть в полной мере подчинена не только коммерчес ким интересам фирм-учредителей, но и государства, выражающего национальные интересы, особенно в процессе реализации горной ренты при экспорте алмазов и бриллиантов, часть экспорта которых осуществляется контрабандно. В этом плане Россия не может уподобляться Анголе, где по официальным каналам на мировой рынок поступает не более 10% алмазной продукции. Чрезвычайная острота проблем развития алмазо-бриллиантового комплекса обусловила характер и содержание парламентских слушаний по этому вопросу в 1996 г. Слушания были посвящены обсуждению концепции проекта федерального закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Участники слушаний отметили, что алмазо-брилли антовый комплекс (АБК) России представляет собой уникальный сектор экономики, практичес ки полностью ориентированный на экспорт и приносящий стране значительные валютные поступления, что его функционирование определяется в основном взаимодействием с мировым рынком, который практически монополизирован корпорацией «Де Бирс» (50% мировой добычи алмазов и свыше 80% реализации необработан ных алмазов). Констатировалось, что Россия до настоящего времени не является равноправным партнером на мировом алмазном рынке и остается поставщиком сырья. В результате страна лишается не менее 30% потенциально возможного дохода. Участники дискуссии предложили реформирование системы управления АБК, интегриро ванных в его составе монополий типа «Алмазы России — Саха», создание специализированной организации по сбыту алмазов, введение жесткого контроля в системе сортировки и реализации алмазов. Правда, никому не удалось доказать, зачем делить производство (добычу) и сбыт алмазов, искусственно противопоставляя интересы людей на разных полюсах одного и того же процесса. В создании условий, при которых алмазо-бриллиантовый комплекс России мог бы быть достаточно конкурентоспособным на мировом рынке, самым существенным является приближение самого рынка к стандартам мирового. Практически это означает:
На основе изложенного выше полагаем, что в "гражданских правах" предстоит утвердить следующие индикаторы конкурентоспособности:
|
При всех трудностях во взаимоотношениях компании «Алмазы России
— Саха» и «Де Бирс» симптоматично ослабление диктата последней. Это выражается
в уступках при заключении соглашений между ними от 22 октября 1997 г.
Во-вторых, с участием России впервые создан наблюдательный совет для определения мировых цен на алмазы и для контроля над ними. |
2 На Кипре функционирует российско-ливийское предприятие. | назад |
3 В России также обнаружены уникальные алмазные россыпи-спутники урановых руд. Эти алмазы на редкость мелки, но вполне пригодны в производстве сверхминиатюрных полупроводников. | назад |
4 Федеральная программа могла бы быть сориентирована на более современные технологии добычи уральских алмазов (прииск «Уралалмаз», где был найден первый российский европейский алмаз (1982 г.) и где имеются алмазы высшего ювелирного качества). | назад |
5 Кластеры — способ организации взаимосвязанных
предпринимательских образований в различных отраслях, позволяющих осуществить
диверсификацию и благодаря этому — добиваться высокой конкурентоспособности.
| назад |
|