Обозреватель - Observer |
Экономика
|
Е.ВЕДУТА,
|
ЭКСПЕРТИЗА |
Проект федерального закона представлен одновременно с Итогами социально-
экономического развития РФ в январе—июне 1997 года, Прогнозом социально-
экономического развития РФ на 1998 год, проектом федеральной адресной инвестиционной
программы и другими документами, внесение которых предусмотрено федеральным
законом.
В 1-м полугодии произведенная продукция промышленности составила 100,8% к соответствующему периоду 1996 г. Но и здесь нельзя говорить о преодолении спада производства, так как это незначительное увеличение выпуска продукции достигается за счет роста промежуточных товаров, составившего 102,4%, при продолжающемся спаде производства конечных товаров: средства производства составили 97,7%, потребитель ские товары — 98,3%. Продолжается спад сельскохозяйственно го производства , что объясняется значитель ным сокращением его материально-техни ческого снабжения (поступление дизельного топлива в текущем году по сравнению с предыдущим составило 20,8%, бензина — 33%) и ремонтных работ (готовность комбайнов к началу июля 1997 г. составила 51—54%). В 1-м полугодии его объем составил 95% соответствующего периода предшествующего года. Особенно быстро сокращается поголовье скота (90,1%). Продолжается снижение грузооборота и пассажирооборота предприятий транспорта. Спад в производстве товаров определил снижение внешнеторговой активности , что наметилось уже во второй половине 1996 г. За 1-е полугодие внешнеторговый оборот составил 96,7% от уровня соответствующего периода предыдущего года. Ведущее место в структуре российского экспорта все более закрепляется за топливно-энергетическими товарами, доля которых возросла на 8%и составила более 50%. Высокий удельный вес сохранили черные и цветные металлы. Сырьевая ориентация российской экономики определила высокую долю продажи нефти и газового конденсата (20,4% общего объема оптовой продажи продукции). Высокий удельный вес в общем объеме импорта из стран вне СНГ продовольственных товаров (27%) поддерживал высокий уровень наличия потребительских товаров в розничной торговле, доля которого составила в 1-м полугодии 50%. Донором развития сырьевой ориентации российской экономики является сохраняющаяся тенденция нарушения паритета цен предприятий-производителей . Так, на фоне общей тенденции замедления темпов роста цен производителей (за 1996 г. цены производителей выросли на 25,6%, а за 1-е полугодие 1997 г. — на 6,3%) в топливной промышленности цены выросли на 9,6%, причем цены на продукцию нефтедобыва ющей промышленности — на 13,2%, нефтеперера батывающей — на 9,3%. В газовой промышленности прирост цен за 6 месяцев составил 0,3%. Нарушение паритета цен делает неразрешимой проблему взаимных платежей, что в свою очередь является фактором снижения инвестиционной активности.
Снижается роль заработной платы в стимулировании труда, растут доходы от предпринимательской деятельности. Так, если в 1996 г. реальная заработная плата выросла на 6,4% по отношению к 1995 г., то в 1-м полугодии 1997 г. она выросла всего на 2% к соответствующему периоду 1996 г. В то же время, если реальные располагаемые денежные доходы в 1996 г. составляли 99,8% к соответствующему периоду 1995 г., то в 1996 г. они составили уже 104,8%.
В условиях спада производства и опережающего прироста денежной базы над приростом потребительских цен (прирост денежной базы за январь—апрель составил 11,3%, а рост потребительских цен — 6,4%) плавное регулирование Банком России официального курса доллара по отношению к отечественной валюте может достигаться лишь за счет роста внешней задолженнос ти. Однако данные о росте внешней задолженности в связи с регулированием курса доллара в Итогах социально-экономическо го развития РФ за январь—июнь 1997 г. не содержатся. В январе—мае дефицит федерального бюджета на 46,7% был покрыт за счет роста внутреннего государственного долга и на 53,3% — за счет внешних источников. При этом осталась сложной ситуация со сбором налогов и других обязательных платежей. Задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет выросла по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. в 1,4 раза. Сырьевая ориентация российской экономики и нарушение в связи с этим паритета цен никогда не позволит правительству нейтрализовать факторы, препятствующие стабилизации финансового положения основных отраслей экономики. На начало июня 1997 г. кредиторская задолженность достигла 1119,6 трлн. руб., из нее просроченная — 58,4% от общего объема задолженности. Дебиторская задолженность достигла 772 трлн. руб., из нее просроченная — 53,8%. Для ослабления кризиса неплатежей в 1997 г. более широкое применение получило вексельное обращение, что в свою очередь усложняет проблему сбора налогов и развивает инфляцию.
Также одновременно с тенденцией замедления динамики потребительских цен развивается тенденция опережения роста цен на продовольственные товары, увеличения цен на непродовольственные товары. Если в 1-м полугодии 1997 г. потребительские цены на продовольственные товары выросли на 9,5%, то цены на непродовольственные товары — на 4%. Этим объясняется тенденция роста в товарной массе доли продаж населению продовольственных товаров. Если в 1-м полугодии 1996 г. удельный вес продовольственных товаров составлял 49% в макроструктуре розничного товарооборота , то в 1-м полугодии 1997 г. он составил 48% при увеличении объема розничного товарооборота на 1%. В 1-м полугодии сохранилась тенденция роста внутреннего государственного долга (выросшего по ГКО—ОФЗ на 31,3%), и внеш-них заимствований для покрытия дефицита федерального бюджета, что увеличивает расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга и соответствен но снижает социальные расходы. Увеличение задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет ухудшает ситуацию с выплатой пенсий и заработной платы наемным работникам. Задолженность по заработной плате в отраслях производственно й сферы увеличилась на 13% с начала года, в отраслях социальной сферы — на 16%. Сохраняется большая дифференциация рынка труда и заработной платы по отдельным регионам. Соотношение средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и такой же доли наименее оплачиваемых сохранилось на уровне 1996 г. и составило 24 раза. В структуре денежных доходов населения сократилась доля заработной платы наемных работников с 44,3% в 1996 г. до 41,9% в 1-м полугодии 1997 г., а доходы от предпринимательской деятельности выросли с 37,6 до 38,2%. Если в 1-м полугодии 1996 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29%, а на долю наименее обеспеченного — 2,2%, то в 1-м полугодии 1997 г. это соотношение изменилось к 32,3:2,6. Сокращение дефицита дохода, оцениваемого в сумме дополнительных
средств, необходимых для доведения доходов малоимущих групп населения до
уровня прожиточного минимума, произошло на 24%, что, учитывая продолжающийся
спад производства, означает текущее «проедание» инвестиционных возможностей
и рост внешней задолженности страны.
Стабилизация объема ВВП достигнута при продолжающемся спаде производства товаров, благодаря росту объема услуг, стабилизация объема промышленной продукции сопровождается ростом объема промежуточных продуктов и спадом производства конечных продуктов. Снижение темпов инфляции способству ет дальнейшему перераспределению доходов в пользу предпринимателей за счет снижения доходов наемных работников. В условиях роста государственного внутреннего и внешнего долга снижение доходности государственных ценных бумаг и процентных ставок по кредитам, не сопровождаемое усилением инвестиционной активности, не может считаться положитель ной тенденцией. Также в условиях роста внешней задолженности государства не может рассматриваться как положительная тенденция увеличение золотовалютных резервов. Что же касается погашения задолженности по пенсиям, то в несбалансирован ной экономике это может быть достигнуто как за счет других слоев населения, так и за счет роста внешней и внутренней задолженности государства. Таким образом, утверждение, сделанное в Докладе, о том, что в 1997 г. начали создаваться благоприятные стартовые условия социально-экономического развития страны на 1998 г. неверно. Это означает, что осуществление комплекса структурных реформ (реформы предприятий и жилищно-комму нального хозяйства, военной реформы) не способствует активизации инвестиционных процессов и повышению на этой базе уровня жизни, сокращению видов неплатежей и выходу таким образом на параметры, заложенные в программе правительства «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах».
социально-экономической политики РФ на 1998 год Считается, что принятие Налогового кодекса, продолжение регулирования цен на продукцию естественных монополий, ликвидация задолженности по оплате труда и социальным трансфертам, ужесточение кон-троля за движением наличных денег, уменьшение бюджетного дефицита за счет сокращения государственных расходов, снижение ставок кредитного процента, повышение эффективности государственных инвестиций вследствие исполнения Бюджета развития, дедолларизация экономики позволит сократить дефицит федерального бюджета, снизить инфляцию и тем самым оживить производственные инвестиции. Следует заметить, что проблема дефицита федерального бюджета кроется прежде всего в несбалансированности материально -вещественных и финансовых потоков в российской экономике. Поэтому без решения проблемы сбалансированности экономики проблема дефицита федерального бюджета неразрешима. Единственное, что остается делать правительству в таких условиях — это сокращать государственные расходы, что оно и намерено делать в дальнейшем. В этом случае бремя расходов по продолжению реформ ложится на малоимущие слои. Без решения проблемы сбалансированно сти экономики невозможно решить проблему паритета цен и связанную с ней проблему неплатежей предприятий-производите лей. Развитие кризиса неплатежей на фоне даже медленных темпов инфляции никогда не позволит создать условия для стимулирования производственных инвестиций. Так как в списке основных задач, на реализацию которых будет направлена политика правительства, не содержится первоочередная задача обеспечения сбалансированно сти развития экономики, то решение всего комплекса предлагаемых им задач не позволит усилить инвестиционную активность и на базе этого повысить жизненный уровень населения.
Прогноз «опирается» на уверенность его разработчиков в оживлении инвестиционной
активности частных инвесторов и повышении эффективности использования инвестиционных
ресурсов из всех источников финансирования, включая Бюджет развития. Более
того, разработчики признают отсутствие у них стратегии регулирования экономики,
предполагая, «что в течение 1997—1998 гг. будет закончена разработка стратегии
экономического регулирования экономики — согласованной налогово-бюд жетной
и денежно-кредитной политики» (с. 19). Здесь уместно напомнить разработчикам
Прогноза, что стратегия регулирова ния экономики предполагает, во-первых,
согласованность всех разделов экономической политики и, во-вторых, сбалансированность
расчетов их показателей.
За годы рыночных реформ объем инвестиций в основной капитал снизился с 22,4% в 1990 г. до 14,1% в 1992 г., до 9,4% в 1996 г. и до 9% в ВВП в сопоставимых ценах в 1997 г. Сокращение инвестиций сопровождалось углублением процесса разгосударст -вления инвестиционной деятельности . При этом прослеживается динамика сокращения государственных инвестиций: их доля от общего объема инвестиций снизилась от 81% в 1992 г. до 24% в 1996 г. и должна составить 21% в 1997 г., 20% в 1998 г. Авторы делают правильный вывод о негативном влиянии быстрого сокращения государственных капитальных вложений, не компенсируемого инвестициями частных инвесторов. Главную проблему восстановле ния роста российской экономики авторы видят в несоответствии между уровнем национальных сбережений, из которых значительная часть иммобилизуется государствен ными заимствованиями с высокой доходностью государственных ценных бумаг для финансирования дефицита федерального бюджета, обращается в доллары или утекает из страны, и низкими масштабами валовых накоплений в основной капитал. Учитывая, что в связи с недобором доходов в бюджет и секвестирования его расходов резко сократятся запланированные объемы капитальных вложений в 1997 г. (в январе—июне 1997 г. было профинансировано лишь 26,7% инвестиций от секвестирован ных расходов), авторы предлагают максимально эффективно распорядиться ограниченными средствами, сконцентрируя их на погашении кредиторской задолженности в капитальном строительстве, финансируемом за счет средств федерального бюджета.
Негативные процессы снижения инвестиционной активности в производстве «подкрепляются сложившейся структурой финансовых источников. Ведущую роль по-прежнему будут играть собственные средства предприятий (они обеспечат 70% всех капиталовложений). Инвестиционные ресурсы, финансируемые из федерального бюджета составят 5,7%, из бюджетов субъектов Федерации — 6%, доля инвестиций трех ведущих естественных монополий, относящихся к сфере государственного управления (РАО «ЕЭС», МПС, РАО «Газпром») составит 21,7%. Предполагается, что прямые иностранные инвестиции составят 7% от общего объема инвестиций в основной капитал. Государственные инвестиции на 1998 г. определены в объеме 14,7 млрд. руб., из них 2 млрд. руб. на возвратной основе. Эти средства предполагается сосредоточить на обеспечение безопасного функционирования технически сложных систем (3,3 млрд. руб.), на создание условий для ликвидации неплатежей за произведенные работы. На реализацию конкурсных проектов будет направлено 0,5 млрд. руб., на программы социально го сектора — 10 млрд. руб. Понятно, что при таком объеме государственных инвестиций и значительном их использовании на погашение неплатежей, нельзя рассчитывать на преодоление тенденции спада производства.
Средства на инвестиционные проекты, прошедшие конкурс, могут выделяться на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ. Таким образом, Бюджет развития может стать инструментом роста государственной собственности. Поддержка исключительно прибыльных инвестиционных проектов окажется недостаточной ввиду спада производства в убыточных предприятиях, поставляющих необходимые материальные ресурсы для реализации проектов. Для обоснования эффективных направлений государственных инвестиций необходим народнохозяйственный подход к их распределению как для целей внедрения новых технологических способов производства, так и для целей сбалансированного развития экономики, нацеленного на устойчивый рост уровня жизни граждан. Это невозможно сделать без составления сбаланси рованного плана развития с эффективным распределением инвестиционных ресурсов. Предлагаемая авторами разорванность финансирования коммерчески окупаемых
проектов (прибыльных) через Бюджет развития, а социально направленных проектов
по традиционной схеме исполнения текущего федерального бюджета означает
отсутствие единого народнохозяйственного подхода к оценке эффективности
инвестиционных проектов. Это противоречит их утверждени ям, содержащимся
в начале документа, что в качестве ведущего механизма осуществле ния стратегии
структурно-инвестиционного развития национальной экономики ими рассматривается
«новая система среднесрочно го инвестиционного и финансового (бюджетного)
планирования страны» (с. 4), базирующаяся на разработке среднесрочного
прогнозного финансового плана и Федеральной инвестиционной программы до
2000 г.
Аналогично предыдущим годам рыночных преобразований федеральный бюджет 1998 г. не является сбалансированным. Дефицит составит 4,8% к ВВП, на покрытие которого будут заимствованы средства из источников внутреннего финансирования (77%) и из источников внешнего финансирования (23%). Общий объем процентных расходов по обслуживанию государственного долга составит 4,38% к ВВП, т.е. новые заимствования практически используются для погашения долгов по старым. Доля расходов в ВВП на обслуживание государственного долга возрастет в 1997 г. с 4,15% до 4, 38%. В Пояснительной записке сказано, что в ней содержится методика формирования и обоснования проектировок федерального бюджета на 1998 г. по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита. В основу прогнозов по объему доходов федерального бюджета на 1998 г. положены основные показатели, предусмотренные в сценарных условиях развития экономики, а также ожидаемая оценка по поступлению платежей, скорректированная с учетом изменения налогового законодательства. Однако, как было показано выше, в Докладе о прогнозе макроэкономической ситуации в 1998 г. отсутствуют исходные принципы формирования основных показателей в сценарных условиях развития экономики, что позволяет сделать вывод об отсутствии у правительства методики формирования и обоснования проектировок доходов федерального бюджета в зависимости от ожидаемых федеральных расходов. Таким образом, концепция федерального бюджета 1998 г. носит не народнохозяйственный, а фискальный характер, в ней реализуется остаточный принцип финансирования государственных расходов. Следуя идеологии остаточного принципа финансирования государственных расходов, в начале Пояснительной записки объясняется формирование доходной базы федерального бюджета, затем рассматриваются источники финансирования дефицита федерального бюджета и в конце — распределение государственных расходов. В проекте федерального бюджета на 1998 г. предусматривается рост удельного веса расходов в ВВП на государственное управление, судебную власть, проведение социальной политики, обслуживание государственного долга. Продолжают сокращаться расходы на фундаментальную науку, образование, государственную поддержку развития производства. В проекте федерального бюджета на 1998 г. не расшифрованы прочие расходы,
не отнесенные к другим подразделам, в объеме 3 326 856,7 тыс. руб., и предоставляется
право правительству вносить изменения в распределение расходов в пределах
10% от объемов расходов по целевым статьям и видам расходов, что ослабляет
возможнос ти представительной власти по контролю за движением бюджетных
средств.
1. Анализ проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете на 1998 г.» и представленных с ним документов показал, что в 1998 г. сохранятся негативные тенденции развития экономики . Продолжится спад производства и снижение инвестиционной активности, рост государственного долга, кризис неплатежей, текущее «проедание» инвестиционных возможностей. 2. Выход из системного экономического кризиса российской экономики возможен лишь на основе значительного увеличения государственных инвестиций , распределяемых в соответствии с требованиями реализации сбалансированной стратегии развития, нацеленной на устойчивый рост уровня жизни граждан. 3. Для превращения федерального бюджета в действенный механизм обоснования и реализации стратегии развития решения, принятые представи тельной властью по распределению государственных расходов, должны рассматриваться как исходные параметры для составления стратегии развития и уточняться в зависимости от прогнозируемой величины доходов. В противном случае федеральный бюджет будет иметь фискальную, а не народнохозяйственную направленность. |
|