Юрий Степанович, Вы год работаете в Совете
Безопасности. Каковы Ваши впечатления?
Да, распоряжением Президента Российской Федерации 5 декабря 1996 г.
я был назначен заместителем Секретаря Совета Безопасности. Мне поручено
заниматься вопросами международной безопасности. Определенный опыт в этой
сфере у меня был — я проработал в Министерстве иностранных дел СССР, а
затем России более сорока лет. В 1992—1996 гг. был первым послом России
в Финляндии. Приходилось заниматься и общеевропейскими делами. Участвовал
в подготовке Хельсинкского Заключительного акта 1975 г. и Парижской Хартии
для новой Европы 1990 г. Став заместителем министра ино-странных дел СССР
после августовс ких событий 1991 г., возглавлял (вместе с известным правозащитником
С.Ковалевым) нашу делегацию на Московской конференции по человеческому
измерению СБСЕ в сентябре того же года. Но все же в нынешней работе для
меня много нового, проблемы ставятся более широко, и международные дела
рассматриваются нами прежде всего через обеспечение интересов национальной
безопасности России во внешней сфере. В концепции национальной безопасности
Российской Федерации, одобренной Президентом 7 мая 1997 г., международная
безопасность занимает должное место.
А как конкретно занимается Совет Безопасности
вопросами международной безопасности?
Напомню, что Совет Безопасности является конституционным органом и
не только подчиняется, но и возглавляет ся Президентом. Международное направление,
которое я курирую в аппарате Совета Безопасности, анализирует и дает оценки
внешних угроз и вызовов национальной безопасности России, разрабатывает
предложения по их парированию и в целом по обеспечению интересов России
в сфере международ ной безопасности. Мои коллеги по другим направлениям
(оборонная, информационная, экономическая, федеральная и обещественная
безопасность) проводят такую же работу "на своем поле", где нередко доминируют
угрозы, вытекающие из нынешнего внутреннего состояния страны. Необходимые
решения принимаются Советом Безопасности и Президентом страны, будучи обязательными
для исполнения всеми органами федеральной власти. Соответственно Совет
Безопасности и его аппарат контролируют принимаемые решения и обеспечивают
координацию деятельности федеральных органов в сфере национальной безопасности.
Но ведь аппарат СБ невелик?
Да, там всего около 200 человек. Но это восполняется существованием
таких важных инструментов, как межведомственные комиссии (их десять, в
том числе Комиссия по международ ным вопросам, возглавляемая Е.Примаковым),
а также Научный совет, в который входят около 90 видных представителей
академических институтов и исследователей.
Не можете ли Вы назвать несколько примеров
того, чем занималось Ваше направление в последний год?
Спектр весьма широк. Конечно, мы работали и работаем над вопросами,
связанными с расширением НАТО на Восток. В поле нашего зрения региональная
безопасность — например, в районе Балтики. Возросшего внимания требуют
проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона, более активного подключения России
к процессам, происходящим там (см. статью — Ред.).
Сейчас работаем над проблемами, связанными с обеспечением интересов национальной
безопасности в Кавказском регионе. Причем это не только Чечня, не только
Северный Кавказ, но все обширное кавказское пространство. Среди совершенно
новых, непознанных тем (во всяком случае, для меня) — исламский фактор
в международной политике, его влияние на нашу внешнюю и внутреннюю безопасность.
Скажу сразу, что вижу угрозу не в самом исламе — это великая религия, не
(как часто считают) в исламском фундаментализме, а в его крайних, экстремистских
проявлени ях — таких, как ваххабизм. Пример тому — Чечня. Из наших регионов
естественно привлекают особое внимание приграничные. Мы много работаем
над проблемами, связанными с Калининград ской областью, ее особым, эксклавным
положением и немалыми экономическими и социальными трудностями. Калининград
в мае посетил Секретарь СБ И.Рыбкин, по итогам подготовили информацию Президенту
и предложения правительству, многие из которых приняты.
Другими словами, Вы удовлетворены годом работы
в Совете Безопасности?
Во всяком случае, думаю, что можно сказать: выделение международного
направления деятельности аппарата СБ в качестве одной из отдельных составляющих
себя оправдало .
Спасибо за интервью. |