Религиозные организации России
Обозреватель - Observer

Часть II. ИСЛАМСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

   

Общая характеристика

С середины VII в; начинается обращение в ислам народов Закавказья и Средней АЗИИ. В XIII в ислам становится господствующей религией Золотой Орды.

В XV-XVII вв ислам проникает к чеченцам, ингушам, адыгейцам, черкесам, абазинам, кабардинцам; в XVII-XVIII вв. - к осетинам; XVIII- XIX в, - к балкарцам и карачаевцам. К октябрю 1917 г в стране действовало 30000 мечетей. В 1948г. их было зарегистрировано 416, а в 1968 г. еще меньше - 311. Однако тысячи мечетей и мулл действовали без регистрации, вне рамок законодательства.

В настоящее время ислам распространен на большой территории России и СНГ среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедуют около 80 млн. человек (из них около 12 млн. в России) в целом ряде районов: в Средней Азии и Казахстане, на Северном Кавказе, в Азербайджане и в некоторых местах Армении и Грузии, в Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии и Марийской республике, Ульяновской, Самарской. Астраханской, Пермской, Нижегородской, Екатеринбургской областях, Москве, Санкт-Петербурге, ряде городов Сибири, г. Касимове Рязанской области, в Крыму.

Мусульмане принадлежат к двум главным направлениям ислама. Подавляющая часть - представители суннизма. Шиизма придерживается большая часть мусульман-азербайджанцев и тальшей, часть курдов, татов, таджиков. Среди мусульман есть последователи различный религиозно-правовых школ -масхабов В частности, большинство суннитов причисляет себя к ханифитскому масхабу. Руководство мусульман Средней Азии и Казахстана в своих фетвах (заключения или предписания, имеющие отношение к религиозно-правовым вопросам) основывается на выводах ханифитского масхаба. К сторонникам шафиитского масхаба относят себя верующие аварцы, чеченцы, ингуши, часть курдов, осетин, талышей. В Горно-Бадахщанской автономной области проживают общины исмаилитов. В Чечено-Ингушетии есть небольшое количество последователей мюридизма (мюридские братства).

Руководящими органами верующих мусульман являются независимые друг от друга Духовные управления. Долгое время их было 4 в Баку, Ташкенте, Махачкале и Уфе. Провозглашение на бывшей территории СССР суверенных независимых государств привело к изменениям в исламских управленических структурах. Распалось Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана. Количество самостоятельных Духовных управлений увеличилось в несколько раз. Сейчас их 16, однако это число может возрасти, так как дебатируется вопрос о создании самостоятельного Духовного управления в Казани и других регионах.

В ведении Духовных управлений находятся подготовка кадров служителей культа и их распределение, осуществление связей с зарубежными религиозными организациями и их центрами, проведение различных, в том числе международных конференций по богословским вопросам и проблемам защиты мира, участие в строительстве исламских сооружений. Ими ежегодно комплектуются и отправляются в Мекку группы мусульман для совершения паломничества - "хадж".

Муфтий Духовного управления утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями. Имам - ответственен за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же - хранитель печати. Ближайшие помощники его - наиб-имам (заместитель) и казначей. При каждой мечети образуется ц коллегиальное собрание, которое решает, кого назначить на ту или иную должность, какое имущесчяо приобрести. Собрание избирает ревизионную комиссию из трех человек.

Будущие служители мусульманского культа обучаются в медресе и исламских институтах. До начала 90-х годов их насчитывалось единицы. Одно из старейших медресе "Мир - Араб" находилось в Бухаре, а институт имени имама Аль-Бухари -в Ташкенте. В медресе преподается арабский язык, коранические науки, хадисы, мусульманские правовые дисциплины (фикк и шариат), история ислама. Медресе выпускает кадиев и имамов мечетей. В 1990 г. при Духовном управлении мусульман Дагестана открылось медресе, рассчитанное на 100 слушателей. Столько же студентов обучается и в медресе в Хадженте. Есть медресе и в Намангане.

В Дагестане действует исламский институт имени имама Аш-Шафии. В нем учатся наряду с юношами и 30 девушек. Они будут направляться в качестве акушерок по запросу Министерства здравоохранения в больницы, где будут принимать роды по шариату.

В Казахстане приступил к работе Алма-Атинский исламский университет. При мечетях открываются курсы, на которых любой желающий может получить первоначальное представление о Коране. Духовные управления осуществляют издательскую деятельность: выпускают Коран и другие книги, журналы, календари, альбомы и буклеты. Более активную религиозно-просветительскую работу среди населения стали вести и мечети. В последнее время было издано значительное количество брошюр религиозного содержания. В них объясняются мусульманские молитвы, рассказывается об особенностях соблюдения поста, встреч мусульманских праздников. В изданиях публикуются собрания хадисов и краткие жизнеописания пророка Мухаммада. В крупных городах открыты специализированные магазины, где продается религиозная литература - местная и привозная из Афганистана, Турции, арабских стран.

Из периодических изданий долгое время выходило в Ташкенте лишь 2 журнала: "Мусульмане Советского Востока" и "Зеркало религиозной жизни". В настоящее время исламских периодических изданий стало выходить гораздо больше. Это и журналы, газеты, календари. В Казахстане выходит газета "Имам", в Таджикистане - "Минбар аль-ислам" ("Трибуна ислама"), в Махачкале - "Исламские новости" (с приложением "Свет ислама"). Агенство РИА выпускает журнал "Эхо Кавказа" и "Исламский вестник". Поступает для мусульман и литература из-за рубежа.

ИСЛАМСКИЕ ДУХОВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ
Общин - более 3000.
Духовных управлений - 16.
  1. Председатель Духовного управления мусульман европейской части СНГ и Сибири (ДУМЕС) муфтий Талгат Таджитдин; г. Уфа, ул.Тукая, 50а; тел.: 23-77-17, 22-74-46. В настоящее время ДУМЕС поддерживают около 750 общин. Московская соборная мечеть - исламский центр мусульман г. Москвы и Московской области (входит в состав Духовного управления мусульман европейской части СНГ и Сибири).

    Настоятель (имам-хатыб имам-мухтасиб) Гайнутдинов Равиль Исмагилович.
    Правление: г. Москва, Выползов пер., 7; тел.: 281-38-66, 281-49-04. Омский мухтасибат ДУМЕС. Имам-мухтасиб Шакирзянов Зулькарней Шакир-зянович. Совет мухтасибата: г. Омск, 207; тел.: 33-16-88.

    Тюменский мухтасибат ДУМЕС. Имам Тюменского мухтасибата ДУМЕС Биклу-лин Галинзян Инобахович. Правление" г. Тюмень.

    Ассоциация внешних связей мусульманских организаций. Президент Ассоциации муфтий Талгат Таджутдин. Совет: г. Москва, ул. Остоженка, 49; вице-президент Дудаев Абдурашид Умалатович, тел. 246-99-93.

    Исламский культурный центр. Почетный председатель - посол Саудовской Аравии в России. Руководитель - рейс Абдул-Вахид Ниязов, тел.: 147-00-32.
    Секретариат - 431-59-56, Нина Садыковна Ахмедханова В ДУМЕС наметился раскол. В противовес ДУМЕС создан Высший координационный центр (образован 30 сентября 1992 г. в Москве), который поддерживают духовные управления Татарстана и Башкирии, региональные духовные управления Екатеринбургской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Саратовской, Волгоградской, Пензенской, Пермской, Кировской областей, а также Удмуртии, Духовное управление стран Прибалтики и Беларуси, духовное управление Крыма и др. В октябре 1992 г. в Казани состоялся съезд мусульман Татарстана, не признающих юрисдикции ДУМЕС. Председателем Высшего координационного центра избран муфтий Татарстана Габдулхак Галиуллин.

  2. Председатель Духовного управления мусульман Мавераннахра (Средней Азии) муфтий Мухаммед-Садык Мухаммед-Юсуф, г. Ташкент, ул. Хамзы, 103; тел.:44-24-60, 48-39-31.
  3. Председатель Духовного управления мусульман Закавказья шейх-уль ислам Аллашукюр Гумматоглы Паша-Заде: г. Баку, ул. Мирзы Фатали, 7; тел.: 95-25-74, 95-25-75.
  4. Председатель Духовного управления мусульман Казахстана муфтий Ратбек-хаджи Нысанбай-улы: г. Алма-Ата, ул. Пушкина, 16; тел.: 30-04-81.
  5. Духовное Управление мусульман Дагестана: г. Махачкала, ул.Гагарина, 34; тел.: 7-39-52, 3-31-31. В настоящее время распалось на три самостоятельных духовных управления.
  6. Председатель Духовного управления мусульман Чечено-Ингушетии муфтий Мухаммад Башир Арсунакуев: г. Грозный, ул-Ленина, 188.
  7. Председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии муфтий Шафи Пшехачев: г. Нальчик, ул. Советская, 43.
  8. Председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкессии и Ставрополья муфтий Исмаил Бердиев: г. Черкесск, ул-Ленина, 2; тел.: 2-30-93.
  9. Председатель Духовного управления мусульман Северной Осетии муфтий Джанхот Хекилаев: с.Куртат, мечеть, Пригородный район, Северо-Осетинская АССР.
  10. Верховный каз-колон казията Таджикистана Ходжа Акбар Тураджонзода.
  11. Духовное управление мусульман Адыгеи и Краснодарского края.
  12. Духовное управление мусульман Республики Башкортостан.
  13. Председатель Духовного управления мусульман Туркмении муфтий Иасу-рал Ибадулаев.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]