Религиозные организации России |
Обозреватель - Observer
|
  С середины VII в; начинается обращение в ислам народов Закавказья и Средней АЗИИ. В XIII в ислам становится господствующей религией Золотой Орды. В XV-XVII вв ислам проникает к чеченцам, ингушам, адыгейцам, черкесам, абазинам, кабардинцам; в XVII-XVIII вв. - к осетинам; XVIII- XIX в, - к балкарцам и карачаевцам. К октябрю 1917 г в стране действовало 30000 мечетей. В 1948г. их было зарегистрировано 416, а в 1968 г. еще меньше - 311. Однако тысячи мечетей и мулл действовали без регистрации, вне рамок законодательства. В настоящее время ислам распространен на большой территории России и СНГ среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедуют около 80 млн. человек (из них около 12 млн. в России) в целом ряде районов: в Средней Азии и Казахстане, на Северном Кавказе, в Азербайджане и в некоторых местах Армении и Грузии, в Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии и Марийской республике, Ульяновской, Самарской. Астраханской, Пермской, Нижегородской, Екатеринбургской областях, Москве, Санкт-Петербурге, ряде городов Сибири, г. Касимове Рязанской области, в Крыму. Мусульмане принадлежат к двум главным направлениям ислама. Подавляющая часть - представители суннизма. Шиизма придерживается большая часть мусульман-азербайджанцев и тальшей, часть курдов, татов, таджиков. Среди мусульман есть последователи различный религиозно-правовых школ -масхабов В частности, большинство суннитов причисляет себя к ханифитскому масхабу. Руководство мусульман Средней Азии и Казахстана в своих фетвах (заключения или предписания, имеющие отношение к религиозно-правовым вопросам) основывается на выводах ханифитского масхаба. К сторонникам шафиитского масхаба относят себя верующие аварцы, чеченцы, ингуши, часть курдов, осетин, талышей. В Горно-Бадахщанской автономной области проживают общины исмаилитов. В Чечено-Ингушетии есть небольшое количество последователей мюридизма (мюридские братства). Руководящими органами верующих мусульман являются независимые друг от друга Духовные управления. Долгое время их было 4 в Баку, Ташкенте, Махачкале и Уфе. Провозглашение на бывшей территории СССР суверенных независимых государств привело к изменениям в исламских управленических структурах. Распалось Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана. Количество самостоятельных Духовных управлений увеличилось в несколько раз. Сейчас их 16, однако это число может возрасти, так как дебатируется вопрос о создании самостоятельного Духовного управления в Казани и других регионах. В ведении Духовных управлений находятся подготовка кадров служителей культа и их распределение, осуществление связей с зарубежными религиозными организациями и их центрами, проведение различных, в том числе международных конференций по богословским вопросам и проблемам защиты мира, участие в строительстве исламских сооружений. Ими ежегодно комплектуются и отправляются в Мекку группы мусульман для совершения паломничества - "хадж". Муфтий Духовного управления утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями. Имам - ответственен за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же - хранитель печати. Ближайшие помощники его - наиб-имам (заместитель) и казначей. При каждой мечети образуется ц коллегиальное собрание, которое решает, кого назначить на ту или иную должность, какое имущесчяо приобрести. Собрание избирает ревизионную комиссию из трех человек. Будущие служители мусульманского культа обучаются в медресе и исламских институтах. До начала 90-х годов их насчитывалось единицы. Одно из старейших медресе "Мир - Араб" находилось в Бухаре, а институт имени имама Аль-Бухари -в Ташкенте. В медресе преподается арабский язык, коранические науки, хадисы, мусульманские правовые дисциплины (фикк и шариат), история ислама. Медресе выпускает кадиев и имамов мечетей. В 1990 г. при Духовном управлении мусульман Дагестана открылось медресе, рассчитанное на 100 слушателей. Столько же студентов обучается и в медресе в Хадженте. Есть медресе и в Намангане. В Дагестане действует исламский институт имени имама Аш-Шафии. В нем учатся наряду с юношами и 30 девушек. Они будут направляться в качестве акушерок по запросу Министерства здравоохранения в больницы, где будут принимать роды по шариату. В Казахстане приступил к работе Алма-Атинский исламский университет. При мечетях открываются курсы, на которых любой желающий может получить первоначальное представление о Коране. Духовные управления осуществляют издательскую деятельность: выпускают Коран и другие книги, журналы, календари, альбомы и буклеты. Более активную религиозно-просветительскую работу среди населения стали вести и мечети. В последнее время было издано значительное количество брошюр религиозного содержания. В них объясняются мусульманские молитвы, рассказывается об особенностях соблюдения поста, встреч мусульманских праздников. В изданиях публикуются собрания хадисов и краткие жизнеописания пророка Мухаммада. В крупных городах открыты специализированные магазины, где продается религиозная литература - местная и привозная из Афганистана, Турции, арабских стран. Из периодических изданий долгое время выходило в Ташкенте лишь 2 журнала: "Мусульмане Советского Востока" и "Зеркало религиозной жизни". В настоящее время исламских периодических изданий стало выходить гораздо больше. Это и журналы, газеты, календари. В Казахстане выходит газета "Имам", в Таджикистане - "Минбар аль-ислам" ("Трибуна ислама"), в Махачкале - "Исламские новости" (с
приложением "Свет ислама"). Агенство РИА выпускает журнал "Эхо Кавказа" и "Исламский вестник".
Поступает для мусульман и литература из-за рубежа. Духовных управлений - 16.
|
|