Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?


Я.ПЛЯЙС,
доктор исторических наук, профессор

От редакции

          17-18 октября с.г. в Финансовой академии при Правительстве РФ состоялась конференция на тему: "Российская цивилизация: особенности и пути модернизации".
          Задуманная и организованная кафедрой "Социально-политические науки", конференция привлекла внимание ученых МГУ, РГГУ, Северокавказской академии госслужбы и некоторых других вузов. Для обсуждения было предложено более 30 различных исследований, касающихся таких аспектов темы, как особенности российской цивилизации, проблемы и направления ее политической, экономической и духовной модернизации.
          Учитывая высокую актуальность перечисленных проблем и их практическую значимость для нашего общества и государства, редакция планирует опубликовать некоторые материалы, предоставленные ей организаторами конференции.

Тема "Российская цивилизация: особенности и пути модернизации", представляется весьма актуальной. Не только потому, что нам всем (и, прежде всего, ученым-гуманитариям), следует глубоко разбираться в особенностях нашей цивилизации, но и потому, что нет ничего важнее для нас сейчас, чем модернизация всех сфер нашей общественной жизни. И не простой модернизации, а такой, которая учитывает особенности нашей страны и народа: без такой модернизации мы обречены на отставание или, того хуже, - прозябание на обочине мирового прогресса.

Первый вопрос, которой возникает в связи с названной темой: можно ли говорить о существовании особой российской цивилизации и ее характерных признаках? Может быть, точнее говорить о русской цивилизации или восточнославянской, восточноевропейской? Подобно тому, как мы говорим, например, о китайской, японской или западноевропейской.

Думаю, не случайно большинство наших ученых уже давно пришло к мнению, что у нас есть все основания говорить именно о российской цивилизации, а не русской или восточноевропейской. Объясняется это не столько особой географией нашей страны или ее климатом, сколько тем, что Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. В течение веков она впитала в себя разнообразные культуры, традиции, народные обычаи. Результатом не могло не быть образование новой уникальной цивилизации, особенности которой не отрицают и зарубежные ученые.

Следующий вопрос: как трактовать само понятие "модернизация"? В общепринятом смысле и в переводе с иностранного модернизация означает приведение в современное состояние. Но что конкретно скрывается за этим современным состоянием? Действительно, можно говорить о модернизации, например, в западном духе или о модернизации на американский лад, что, кстати говоря, нередко делается не только в нашей печати, но и в научной и публицистической литературе. Можно говорить также о модернизации в специфически российском духе, имея ввиду под этим, что Россия должна найти какой-то особый путь и модернизировать себя по-особому. Такая точка зрения также нередко встречается и в литературе, и в быту и, очевидно, также имеет право на существование. У обоих подходов есть как сильные стороны, так и слабые.

При модернизации в любой стране сегодня невозможно обойтись без определенного воздействия внешнего мира, и даже определенного копирования зарубежного опыта. Но буквальный перенос чужого опыта никогда и ни в одной стране не был абсолютно успешным. Это лишь подтверждает ту истину, что заимствование опыта других народов должно быть творческим. Без учета особенностей собственной страны не может быть и речи об успехе в таком деле. С другой стороны, модернизация чисто по-российски, по-особому, очевидно, также невозможна в полной мере, потому что в тех преобразованиях, которые осуществляются в различных странах, немало общего и творческий учет опыта других народов (как положительного, так и отрицательного) дает неплохие результаты.

Какой бы подход ни принять за основной, надо не забывать, что самый лучший вариант - это не догоняющая модернизация, а устойчивое развитие, своевременное обновление всех сфер общественной жизни. Однако, прежде чем мы дойдем до устойчивого развития, о котором, к слову сказать, в последние годы также немало говорилось и писалось, мы должны пройти этап модернизации.

Следующий важный вопрос: какие факторы (внутренние и внешние) влияют на процесс модернизации? Каково состояние нашего общества сейчас, нуждается ли оно в модернизации и, если нуждается, то в какой?

Модернизация сегодня предполагает переход общества в качественно новое состояние, прежде всего, с точки зрения его мировоззренческих устоев и организации внутренней жизни. Такие качественные перемены, охватывающие всю общественную жизнь, происходят, конечно, нечасто. В нашей истории это имело место всего лишь несколько раз. В первый раз, когда восточные славяне переходили от язычества к православию; во второй, - когда на месте разрозненных княжеств образовывалось единое централизованное государство с новой идеологией власти, ядром этой идеологии была формула "Москва - третий Рим, а четвертому не бывать"; в третий раз, когда Россия переходила в имперское состояние и вместо сословно-представительной монархии утверждалась абсолютная.

В ХХ в. в нашей стране произошло два качественно новых и принципиально различных по своей сути цивилизационных сдвига. (Трудно сказать, можно ли назвать их модернизациями). Первый из них связан с советским периодом, а последний происходит на наших глазах. Во всех упомянутых случаях общественная жизнь в различных ее составляющих трансформировалась в качественно новое состояние.

Если взять за аксиому, что переход в новое цивилизационное состояние предполагает фундаментальные изменения всех сфер общественной и государственной жизни, то закономерно задаться вопросом: каково соотношение между цивилизационными изменениями, с одной стороны, и революциями и реформами - с другой? Ответ на этот вопрос возможен следующий: цивилизационный сдвиг сродни революции и, как правило, связан с ней напрямую. А что касается реформ, то они могут происходить и происходят значительно чаще и могут вообще не быть связанными с цивилизационными сдвигами.

Несколько слов о факторах, влияющих на качественные изменения цивилизации. Основную роль среди них играют, безусловно, внутренние, связанные с состоянием общества. Тут уместно вспомнить о диалектическом законе перехода количества в качество. Если с течением времени в обществе накапливается достаточно новых количественных факторов, то в нем создаются явные предпосылки к переходу в качественно новое цивилизационное состояние. Отсюда вытекает вывод о том, что цивилизационная модернизация связана главным образом с внутренними обстоятельствами и, прежде всего, с накоплением нового качества состояния общества, особенно в области культуры.

Из сказанного, однако, не следует, что внешние факторы не играют никакой роли в цивилизационной модернизации. В мире существовало в прошлом и существует теперь немало цивилизаций, между которыми идет постоянное (открытое и скрытое) соревнование за превосходство и первенство. В последнее время появилась даже теория о грядущей войне цивилизаций (нашумевшая теория С. Хантингтона), которая в сегодняшней антитеррористической войне, как считают некоторые аналитики, получает очевидное подтверждение. Взаимоотношение с внешним миром, сравнение себя с этим миром, познание своего состояния относительно состояния внешнего мира нередко является не только примером, но и сильным побудительным мотивом к глубоким внутренним переменам.

В таком состоянии сравнения и анализа причин своего отставания наше общество находилось в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ в. К счастью, к этому времени в обществе накопилось достаточно нового материала, который позволяет нам сейчас не только осуществлять реформы, но и произвести достаточно глубокую модернизацию всего общества.

Но что нужно сделать для того, чтобы провести такую модернизацию? Многое. И в том числе осуществить радикальные политические, экономические и духовные преобразования.

* * *

Итак, российская цивилизация, вобравшая в себя черты восточнославянской и русской (православной) цивилизаций, заметно изменившись в советский период нашей истории, находится сегодня перед нелегким историческим выбором. Его основное содержание заключается в вопросе: как преодолеть этап модернизации, вобрав в себя некоторые элементы мировой цивилизации, но сохранив при этом собственное своеобразие? Ответ на этот вопрос в конечном счете будет зависеть от практики. Однако вклад науки в осознание тех процессов, которые идут в нашей стране в сфере модернизации общества, также может и должен быть очевидным и значимым.

Необходимо обратить внимание властей на то, что проводить реформы, направленные на обновление нашей цивилизации, без учета ее особенностей, значит, заранее обречь их если не на провал, то на серьезные испытания. Опыт предшествующих реформ в нашей стране, да и в других странах, не раз это подтверждал. При проведении реформ, особенно таких радикальных, как нынешние, необходимо учитывать такие факторы, как их органичность цивилизационным основам, созвучность менталитету народа, ритму его жизни, доминирующим общественным интересам.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(76);%>
   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]