Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

В.Карташкин,
председатель
Комиссии по правам человека
при Президенте
Российской Федерации

 
 
 
 

О Федеральной концепции
по обеспечению и защите
прав и свобод человека
Всвязи с празднованием 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, Президент России объявил 1998 г. Годом прав человека в Российской Федерации и поручил Комиссии по правам человека с участием заинтересованных органов государственной власти и научно-исследовательских организаций разработать проект Федеральной Концепции по обеспечению и защите прав человека.

Цель концепции — дать объективную характеристику существующего положения с правами человека в посттоталитарной России и предложить меры по созданию действующих гарантий реализации и обеспечения основных прав и свобод личности.

При подготовке этого документа Комиссия исходила из того, что одним из величайших завоеваний человечества уходящего XX в. является создание кодекса международно-правовых документов о правах и свободах человека и международных институтов и организаций, призванных обеспечить реализацию их положений. Начиная с принятия в декабре 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их обеспечения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути неопровержимо доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможно достижение демократии и социально-экономического процветания, построение правового государства.

Права человека:

  • устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию;
  • упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе международно-признанных норм и стандартов в области прав и свобод человека;
  • очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур;
  • определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом;
  • обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, стабильность, устойчивое развитие общества, его нормальную жизнедеятельность.
Признание, соблюдение и защита прав человека волей народа, выраженной на референдуме в декабре 1993 г., стали конституционной обязанностью Российского государства, одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, призванных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала. Права и свободы человека выражают согласованные и жизненно необходимые интересы каждого индивида, социальных и этно-конфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечение являются одним из ключевых факторов решения сложных задач переходного периода нашей страны, стратегии ее устойчивого развития, создания гарантий против возврата общества к прошлому. Место России в глобальном сообществе XXI в. во многом зависит от того, станут ли эти цели и ценности частью общенациональной идеи, будут ли они воплощены в жизнь.

Данная Концепция призвана способствовать:

  • выработке стратегии и тактики общенациональной, региональной и местной политики реального обеспечения прав и свобод человека, защиты его от любого произвола и беззакония;
  • привлечению внимания властных структур и общественности к неблагополучным ситуациям и нерешенным проблемам в области прав человека;
  • определению основных направлений развития законодательной и правоприменительной практики в России в области прав человека, содействующей созданию комплексной целостной системы защиты прав человека, сочетающей в себе внутринациональные и международные стандарты и нормы, государственные и общественные механизмы;
  • установлению тесной координации внутригосударственной (национальной) системы защиты прав человека с международно-правовыми системами;
  • развитию правового воспитания с тем, чтобы каждый гражданин знал свои права и свободы, умел ими пользоваться и защищать их.
В основу Концепции прав человека в России положены принципы взаимоотношений человека и государства, признанные международным сообществом. Эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации, вобравшей в себя мировой опыт развития прав человека, нашедший воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и в ряде других международных актах. Данные принципы гласят:
  • права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
  • права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства;
  • права человека — высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита — обязанность государства;
  • права человека — средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
  • обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
  • осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, их регулирование — предмет ведения федеральных органов власти, а обеспечение и защита — совместного ведения федеральной и региональной властей;
  • гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны по своей значимости, едины (неразделимы) и взаимосвязаны;
  • коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности:
  • права человека регулируются законом;
  • основные фундаментальные права человека должны соблюдаться в любой ситуации. Они могут быть ограничены только законом и исключительно для указанных в Конституции РФ и в важнейших международно-правовых актах целях: защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения общественного порядка, обороны страны и безопасности государства. Временные ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации ситуации, изменения причин, вызвавших их.
Возрождение России в XXI в. возможно только в том случае, если ее величие будет заключаться не только в экономической и даже военной мощи — этого страна на протяжении своей многовековой истории достигала неоднократно, но каждый раз такая мощь оказывалась непрочной, — но и в созидательной деятельности ее свободных, равноправных и процветающих граждан. История страны, в том числе последнего десятилетия, свидетельствует, что сила государства оказывается иллюзорной, если оно само является лишь орудием в руках дворянско-аристократических, партийно-номенклатурных или новых элит и олигархов. Только пользующиеся всеми правами и свободами люди обладают подлинной гражданственностью, могут созидательно участвовать в управлении делами государства и общества и готовы самоотверженно защищать их от внутренних и внешних угроз. Поэтому будущее в XXI в. принадлежит тем странам, в которых главной заботой властей является человек, его права и свободы.

Состояние дел с правам человека зависит от уважения и соблюдения указанных выше принципов, от их воплощения в законодательстве, системе и процедурах защиты прав человека. В свою очередь способы совершенствования законодательства и институтов и процедур защиты прав человека, выработки комплексного и эффективного механизма такой защиты определяются во многом состоянием этих прав, трудностями и проблемами, стоящими на пути этого совершенствования. Исходя из этого, в Концепции специальные разделы посвящены рассмотрению таких вопросов, как развитие политических и гражданских прав, защита социально-экономических прав населения, обеспечение единых стандартов осуществления прав человека на всей территории Российской Федерации и развитие российского законодательства, совершенствование системы и процедур обеспечения прав человека.

Особое внимание в Концепции уделяется положению групп населения, которые в связи с изменениями, происшедшими в стране, — распадом Советского Союза, переходом к рыночным отношениям, резким сокращением вооруженных сил, падением производства —  оказались в крайне неблагоприятном положении. Это — вынужденные переселенцы и беженцы, военнослужащие, национальные меньшинства и коренные малочисленные народы, дети, женщины, лица, лишенные свободы, соотечественники.

В Концепции подчеркивается, что за последние десять лет Россия совершила прорыв в области политических и гражданских прав. Впервые за ее многовековую историю граждане страны получили возможность на основе Конституции и федеральных законов реально осуществлять такие демократические права, как право избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления, участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях и в других формах вовлеченности в политику, участвовать в государственном управлении, право на свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, получение информации от государственных органов, право покидать свою страну и возвращаться обратно и др. Поэтому, можно утверждать, что россияне из подданных и политических статистов превращаются на протяжении этих лет в самостоятельных субъектов политического управления, в полноценных граждан. Процесс этой политической трансформации от административно-бюрократической системы властных отношений к демократическо-правовой системе пока далеко не завершен, и на фоне заметных улучшений особенно нетерпимы некоторые, хотя и смягченные, но сохранившиеся ограничения и новые формы нарушений политических и гражданских прав. В Концепции формулируются меры, направленные на предотвращение нарушений этих прав и их неуклонное воплощение в жизнь.

Согласно Конституции Россия провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство обязано реализовывать принципы справедливого распределения выгод и тягот развития общества, социальной поддержки и взаимопомощи, осуществлять такую стратегию экономических реформ, которая обеспечит достойное существование всем его гражданам и общественное согласие в стране.

Указанные принципы социального государства в нынешних условиях остаются программой на будущее, провозглашенными целями развития. Уровень реальных денежных доходов населения и уровень реальной оплаты труда непрерывно снижаются. Вознаграждение за труд в среднем по стране приближается к черте социального пособия по выживаемости. Усилилось имущественное расслоение. В условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, работает сегодня почти половина трудящихся.

Все это в сочетании со значительным недофинансированием социальных программ, недостаточным вниманием к этой сфере федеральных, региональных и местных властей порождает незащищенность социально-экономических прав граждан: высокий уровень безработицы, многомесячную задолженность по выплатам заработной платы, пенсий и пособий, экономические конфликты между работодателями и служащими и т.д. Именно на сферу социально-экономических прав (трудовых, жилищных, права на социальное обеспечение и социальные льготы, на социальное страхование и т.д.) приходится основной массив нарушений прав человека. Наиболее массовыми являются нарушения по вопросам оплаты труда; возмещения вреда, причиненного здоровью работников на производстве; трудового договора (контракта), приема и увольнения; рабочего времени  и времени отдыха; труда женщин; трудовой дисциплины; труда молодежи; коллективных договоров. Систематический и широко распространенный характер приобрели подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, переход на натуральную оплату труда, принудительный перевод работников на неполное рабочее время и др.

Защита социальных и экономических прав имеет свою специфику; для обеспечения этой категории прав недостаточно юридических механизмов и процедур предотвращения нарушений этих прав. Необходима разносторонняя созидательная деятельность государства, направленная на осуществление социальной политики на основе развития экономики, повышения материального уровня жизни населения. Поэтому обеспечение защиты социально-экономических прав населения — длительный и постепенный процесс преобразований, направленный на достижение социально-экономического прогресса, формирование нового типа взаимоотношений между отдельными индивидами и государством — отношений социального партнерства и социальной интеграции. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты социальных и экономических прав населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека в этой области.

Именно на формирование и эффективное функционирование такого комплекса и ориентированы меры, предлагаемые в Концепции. Приоритетными направлениями здесь по-прежнему являются повышение эффективности социальной политики государства, предоставление действенных гарантий конституционных прав граждан в области труда, занятости, социального обеспечения, образования, охраны здоровья, обеспечения жильем, достижения коренного улучшения материального положения и условий жизни людей.

В целом Концепция отражает состояние прав и свобод человека в Российской Федерации, степень соответствия законодательства страны и правоохранительной практики в важнейших сферах общественной и государственной жизни международным нормам и стандартам. Она является выражением трудного и противоречивого, но все же неуклонного продвижения страны по пути превращения прав и свобод человека в основополагающую ценность возрождающейся России, ее национальной идеи третьего тысячелетия.

Концепция содержит конкретные предложения по совершенствованию правового, политико-административного и общественного механизмов обеспечения этих прав и свобод. На настоящем этапе развития страны наиболее целесообразным явилась бы координация всей работы по правам человека Президентским Советом по правам человека, возглавляемым президентом страны, а в его отсутствие — председателем правительства. Альтернативный вариант решения этого вопроса мог бы состоять в создании Совета по правам человека, возглавляемого руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

Подобные советы следует создать во всех субъектах Российской Федерации, где они должны возглавляться главами администраций.

В круг обязанностей таких советов, состоящих из председателей различных комиссий по правам человека и руководителей заинтересованных министерств и ведомств, мог бы входить весь широкий спектр проблем, связанных с обеспечением и защитой основных прав и свобод человека, укреплением политической и правовой основ российской демократической системы.

Создание советов по правам человека будет иметь самое позитивное воздействие на всю ситуацию, связанную с правами человека, их обеспечением и защитой.

Такое решение позволит, во-первых, привести законодательство субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией страны и федеральными законами и обеспечить в самые кратчайшие сроки единые стандарты осуществления и защиты прав человека на всей территории страны;

во-вторых, эта акция будет свидетельством того, что несмотря на все трудности, права человека продолжают оставаться главным ориентиром в деятельности президента страны, всех властных структур российского общества и должностных лиц, глав администраций субъектов Российской Федерации;

в-третьих, она встретит активную поддержку демократической общественности в стране как в Центре, так и, в особенности, в провинции, где правозащитные вопросы стоят особенно остро, а российским гражданам трудно добиться удовлетворения своих справедливых требований и восстановления нарушенных прав;

в-четвертых, создание Совета по правам человека будет свидетельствовать не о «затухании» демократических процессов в стране, а о самых серьезных намерениях властей добиваться соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. Реализация главой государства его функций гаранта прав и свобод гражданина во многом зависит от эффективной и согласованной деятельности всех органов государства как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Она особенно необходима для полной реализации тех предложений, которые содержатся в Концепции. После ее утверждения Президентом Российской Федерации она будет Программой действий для всех ветвей власти как на федеральном, так и на местном уровнях.

Только при их конструктивном взаимодействии и широкой поддержке населения и всех институтов формирующегося гражданского общества меры, предлагаемые в Концепции, будут успешно претворяться в жизнь.

Россия должна войти в третье тысячелетие с эффективной Программой действий по обеспечению и защите прав и свобод человека и российских граждан.
 

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]