Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
Что такое невежество и как с ним бороться? В работе и в общении с невеждамиР.Абдулатипов, председатель Совета Ассамблеи народов России, доктор философских наук Истекает кровью Дагестан, который, как молитву, повторяет: «...в составе России». Утонула фактически в крови Чечня, которая стонет: «...без России трудно». Слезами обливается Россия — как мать, теряющая своих юных сыновей в горах Кавказа. Без особой тревоги и в хронике идут сообщения о боях, о погибших, о беженцах. Основная информация — о бывших премьер-министрах: кто слева — кто справа. Неужели эти действительно умные люди не понимают своей ответственности за произошедшее — свалили все на нового. Ведь и он может сделать вывод и перевалить на следующего. У нас давно действуют по принципу отложенного конфликта. Целый ряд партий и движений объявил торг: кому, за что и, чаще всего, за сколько пройти в Государственную Думу. Среди них и те, кто предал интересы России и Чечни. И те, кто знал и не предотвратил агрессию в мой родной Дагестан. Особенно некрасиво выглядят на этом фоне генералы-политики, оплеванные сбродом полевых чеченских командиров и разного рода «крутыми» по всей России Великой. Решили похорохориться на поле политических битв, пока их коллеги-товарищи воюют в горах Дагестана. А в другом месте спорят: кто из двух первых вице-премьеров должен быть первым. А третьи делят последние крохи народного достояния. Далее по приоритету государственные проблемы: кто самый большой Абрам, кто с кем спал и кому сколько жен можно иметь. Народ от всего этого мутит. Общество впадает в невменяемое состояние. Государство с каждым днем дискредитируется. Как начнут показывать иных по телевидению, так со страхом ждешь очередной глупости, пошлости. У нормального человека все это может вызвать только чувство омерзения, чувство стыда и позора. Это от невежества, ибо им не до познания истин, не до интересов народа, государства. Это калеки, не способные понять другого, подняться до более высоких интересов, кроме собственного величия, корысти. Борьба с невежеством — удел разумного, ибо нельзя и невозможно жить с такими чувствами. Ведь мы не чувственные агрегаты, а разумные существа. Надо бороться, чтобы быть достойным сыном своего Отечества, своего рода, своего отца. Хотя бы ради того, чтобы не было также омерзительно и стыдно сыновьям и внукам. Надо жить. Жизнь всегда побеждает. Прорвутся сквозь грязь, асфальт, бетон Россия, Дагестан — явление вечное и устремленное к свету. И они будут, пока будет свет, мир, земля. Надо исходить из того, что «сердце государственного деятеля должно находиться у него в голове», а не в больших кабинетах, государственных дачах, накраденных денежных счетах, не у жены под юбкой и не у любовницы. Иза что издеваются над Россией, Кавказом? В чем причины трагедии в Чечне, Дагестане? И кто следующий? Есть ли ответственность и гарантии? Вопросы не от хорошей жизни. И к себе прежде всего. При оценке причин трагедии в Чечне, как правило, идут совершенно безграмотные ссылки на то, что Чечня воевала с Россией 400 лет. Особенно это нравится чеченским боевым командирам во главе с Удуговым. Это ложь. Не хочу даже комментировать. Да, не очень хорошая историческая память играет свою роль в возрождении недоверия и вражды. Преобладающая масса людей живет более доступными и более конкретными категориями. В XX в. чеченцы, как и все другие народы Советского Союза, прошли через глубочайшие социально-политические разломы. И у каждого народа есть свойственная ему форма реакции на эти процессы. Если калмыки, буряты, исходя из своей философии жизни, ведут себя по-другому — это вовсе не означает, что они благоденствовали все эти столетия. Так можно говорить о каждом народе, начиная прежде всего с русских. Чечня буквально в недавнем прошлом была охвачена безработицей. Чеченцы мигрировали по всему Советскому Союзу в поисках заработка. Как и дагестанцы, армяне, азербайджанцы и многие другие. Поиск социальной справедливости был затруднен влиянием партийной мафии. А Москва все жалобы со всех окраин отправляла в обкомы, райкомы для ответов. Зам-кнутый круг. Исторически взбудораженное сознание. И при первом удобном случае оно взорвалось. Думали, что советский генерал будет чистоплотнее и надежнее. А он тут же призвал к себе всех мафиозников-теневиков и занялся военно-политической ориентацией своего многострадального народа. И Москва амбициозно себя повела. Она по-старому ждала, что местный феодал явится на поклон. Мне пришлось обращаться с трибуны Верховного Совета России к Президенту РФ еще в ноябре 1991 г. с просьбой отбросить амбиции и пригласить Дудаева на переговоры во имя того, чтобы на Кавказе, в моем доме не было войны. А Президенту в это время «специалисты» из его окружения навязывали величие и невозможность подать руки «чеченскому сепаратисту». Не меньшими оказались и амбиции Дудаева. Подписанный мною и Шахраем в Грозном 15 января с парламентом Чечни протокол о принципах заключения двустороннего договора был пересмотрен Дудаевым и не замечен Президентом. Дудаев при этом активно вооружался. А в Москве ждали и думали, что все «рассосется». Мою просьбу о назначении
одного координатора отношений с Дудаевым не заметили. На мой запрос в Генеральную
прокуратуру в 1992 г. тогдашний генпрокурор В.Степанков указывает фамилии
конкретных людей, которые передали Дудаеву немалое количество оружия и
техники. Как говорится: «доверили козлу капусту». И Дудаев вновь стал генералом,
вооружил людей, проводил учения, смотры, парады. Россия и весь мир спокойно
за этим всем наблюдали. «Потешные войска» Чечни превращались в боеспособную
армию. Продолжали качать нефть из Сибири в Грозный, а деньги шли Дудаеву,
мафиозникам Чечни и Всея Руси. Вмес-то четкой и последовательной работы
господствовали амбиции, претензии и волюнтаризм. По отношению к Чечне,
а не по отношению к Дудаеву, была предпринята бездумная и бесперспективная
акция, которая унизила нормальных чеченцев, деморализовала пророссийски
настроенных людей и бросила их на откуп полевым командирам. На чеченскую,
кавказскую землю внедрили рабство и феодализм. Кавказ оказался отданным,
как правило, в руки криминально-мафиозных сил, которые под старыми лозунгами
«гордых и мужественных народов» довели эти народы до рабско-холуйского
состояния.
Амбиция и гордыня с обеих сторон парализовали разум и совесть. Ведь сказано в Святом Писании: «Кто изберет высокомерие в качестве правил над собой, тот заслуживает наказания» (Коран. Сура 24.11). Амбиция при отсутствии ума и гордыня при отсутствии совести. Это невежество не угодно и Богу и людям, но привычное и удобное последним. Заигрывание федерального Центра с феодалами-князьками, а тех в свою очередь с бандитами и ворами окончательно разрушило традиционные и советские шкалы ценностей. Союз государства с теми, кто потерял разум и совесть, подчинив жизнь свою прихотям и капризам, ведет государство к развалу. В российских СМИ именно они стали главными героями. Народы Кавказа стали отождествляться с такими «отморозками», как Радуев, Басаев, Гамсахурдия и им подобными. Оказалось парализованным чувство действительной гордости и достоинства. Республики, города, районы и села где-то оказались отданными на откуп местным «лидерам» с правом первой и последней ночи. При нищем и потерянном народе — от Чукотки, Кузбасса и до Дербента. Неоднократные обращения людей, обеспокоенных перспективами развития своих родов, народов, страны, отсылались вниз «криминальным обкомам». Государство не встало на их защиту. Кавказ и кавказцы стали объектом массового нарушения прав человека. Подозрение навязывалось на всех уровнях к каждому кавказцу. Подозрение навязывалось к каждому мусульманину. Если он кавказец и мусульманин одновременно, то с таким грузом ходить по России почти невозможно. Тяжело. Обидно. Мне пришлось создавать в 1994 г. даже Всероссийский общественный комитет по защите национальных прав народа и личности. Но что такое общественный комитет в стране, в которой отсутствует гражданское общество. До сегодняшнего дня тысячи кавказцев преследуются в городах России. Пошла и крайне опасная волна выживания и русских из кавказских республик. Антикавказская антиисламская истерия, с одной стороны, антироссийские призывы, с другой стороны, стали модными. Даже некоторые главы субъектов Федерации специализировались на критике кавказцев или федерального Центра. У нас образовались сотни ограничений по регионам, национальностям и вере. Едва ли после этого что-то останется для пропаганды демократии. Демократию подменили демократизацией. Как мне сказал один товарищ, между ними такая же разница, как и между каналом и канализацией. Демократия истолкована как приватизация — теперь уже по отношению к людям, к их обязанностям: кому сколько душ продано, отдано, передано. Разрушенное общество не может создать жизнеспособное государство. А слабое государство, вместо того чтобы защитить своих граждан, предоставляет свою мощь в руки чиновников и бандитов для подавления граждан. Как слабое тюремное начальство отдает управление над заключенными паханам. Холуйско-паханские образования не способны укреплять государство по его вертикали. Это опасное невежество. Разрушение горизонтальных и вертикальных взаимосвязей и взаимозависимостей, в том числе и по линии ответственности, достоинства, превратило российское общество и российский народ в песок. Невозможно вылепить что-то из песка без цемента. Понятия: «государственник», «державник», «демократ», «законник», «интеллигент» — стали ругательными. Чем больше украдешь, чем больше отнимешь — тем круче, тем олигархистее и влиятельнее. Для Кавказа все это оказалось смертельным, для России — кризисом. Да, Президент принял решение о вводе войск в Чечню. Он виноват. Но где
все те, кто уверял Президента, что скоро справимся и все провалили? Многие
из них в ряду тех, кто обвиняет Президента. Почему Президент не воздал
по заслугам? Чем выше была провокация, чем страшнее была ложь, тем больше
регалий, орденов они получили. И опять за все в ответе народ, который страдает,
воюет, умирает.
Сразу после подписания Хасавюртовского соглашения мы предложили Государственной Думе принять закон «О временном статусе административной границы с Чеченской Республикой». Не приняли под влиянием тех, кто говорил, что внутри единого государства не должно быть границ. Но мы объявили особый статус Чечни! А как жить Дагестану, Ингушетии, Ставропольскому краю? Не ответили. Теперь — война. В 1998—1999 гг. я неоднократно предлагал объявить чрезвычайное положение по периметру административной границы с Чечней. Не прислушались. А сегодня кто ответит за то, что допустили вторжение бандитов в Дагестан? Где те люди, которым по долгу службы было поручено охранять безопасность граждан России в Дагестане? Почему опять все и все забыли? Почему опять тишина? Невежды не услышат, провокаторы не увидят. Страдают — граждане России.
Хорошо, что закончили страшную войну в Чечне.
Хотя она началась позорно, ибо была допущена агрессия в Дагестане. Полный позор и несмываемый грех на Чечне, ибо на ее территории готовились бандиты и с ее территории осуществлена агрессия. Это позор для чеченского народа, ибо возглавляли это Басаев, Удугов, Яндарбиев. Позор для Президента Чечни. Это позор для всех, кто ходит в погонах на Северном Кавказе, всех, кто отвечает за государственные дела. Но чтобы не запутывать все, давайте проанализируем, можно ли было избежать этого позора? Бесспорно, можно было. Для этого:
При В.Черномырдине мне было поручено вести национальную и федеративную политику, и мы за короткий период подготовили:
Была остановлена всякая созидательная работа на Кавказском направлении. В мае 1998 г. я написал записку Кириенко и Президенту, где говорил о начавшемся новом этапе провала кавказской политики и давал прогноз развития событий в Чечне, Дагестане, Карачаево-Черкессии, Ингушетии и в Северной Осетии. И в конце записки было отмечено, что написана она «в порядке исполнения патриотического долга». Не обратили внимания. Невежество — это не только не знать и не мочь самому, но и всячески мешать другому в организации разумной и совестливой созидательной работы. С.Кириенко встречался с Масхадовым, Аушевым и Магомедовым, побывал в Махачкале и Назрани, но ничего не понял. Кавказские тосты он принял как полное одобрение его отсутствующей работы. И «Концепцию государственной национальной политики», написанную мной собственноручно и переданную в Миннац для доработки и согласования, которая была утверждена в феврале 1998 г. на расширенном заседании коллегии Миннаца в присутствии представителей всех субъектов Северного Кавказа, Кириенко отправил в Совет Безопасности с резолюцией, что это не дело Правительства. И все ушло в очередной раз в небытие. Самое удивительное еще и то, что Совет Безопасности страны решил в мае 1998 г., обсудив ситуацию на Кавказе, дать вновь поручение Миннацу разработать концепцию государственной национальной политики на Северном Кавказе, не зная, что такой документ есть и давно лежит в Совете Безопасности. Скажем мягко: «виртуальный мир». А раньше это называлось по-другому: психбольница. Я звоню секретарю Совета Безопасности А.Кокошину и говорю: «Андрей, дорогой, вы что там уже, совсем что-ли! Не позорьтесь. Исправьте запись. Мне грустно, а враги смеются». И он исправляет. Выясняется опять, что никому это все не нужно. Если Кавказ не нужен, а именно об этом говорит нам весь ход событий, то чего пытаться обвинять кого-то. Говорил и повторяю: правительство Кириенко нанесло такой разрушительный урон Кавказу, который не сравним даже по своим последствиям с финансовым крахом 17 августа 1998 г. Результат — война. Мы еще не научились оценивать финансовые последствия политических дефолтов. Сотни миллиардов потеряли в Чечне и будем еще оплачивать последствия этой трагедии лет сто. Не прислушались, отказали в нашей просьбе профинансировать 3—5 млрд. руб. ежегодно на восстановление Чечни и теперь потратили в десять раз больше на войну с бандитами из Чечни, на войну в Дагестане, а там — Ингушетия, Осетия, Карачаево-Черкессия, Адыгея, Кабардино-Балкария. Не всесильны даже Коков и Дзасохов, чтобы удержаться еще долго при такой политике государства в этом сложном регионе. Конечно, могут спросить и должны спросить разумные люди и меня: почему ты не сделал. Скажу честно, не краснея перед любым человеком: сделал, что мог, и еще больше. И тем самым вызвал к себе вечную подозрительность и осторожность любого федерального и местного начальства. В этом и причины моих постоянных отставок. Фактически под постоянными угрозами снятия с работы отрабатывал и добивался в свое время подписания Федеративного договора. Более того, в политическом одиночестве, лишь при поддержке ученых и специалистов, отрабатывал в течение 4 лет Концепцию государственной национальной политики. На последнем этапе ее поддержали: в Правительстве — Михайлов, в Государственной Думе — Зорин. Утвердил Президент. Именно при мне были разработаны все эти программы, как и сотни мероприятий. Но не то что от меня, но и от председателя Правительства России зачастую
мало что зависело и мало что зависит в политике в кавказском направлении.
Да и Б.Ельцин как будто проявлял полное понимание, пока был доступ к нему.
Давал поручения, подписывал указы и все прочее, но ни одна мера по урегулированию
ситуации на Кавказе не была доведена до конца. Пришел Е.Примаков — человек,
которому не надо было объяснять, что такое Кавказ и кавказская политика.
Начал восстанавливать доверие разумной работой.
Неоднократно в течение последних трех лет мне приходилось передавать записки высшему руководству страны о назревании трагедии в Дагестане. И чего там было прогнозировать! Враг не скрывал свои намерения. Он открыто говорил: «Грядущее сражение мы ждем с нетерпением и благоговейным трепетом». Это листовка так называемого «Конгресса народов Ичкерии и Дагестана» от 6 января 1999 г. Эти листовки распространяли в Хасавюрте, Кизилюрте, Махачкале. За десять дней до войны в Дагестане была написана записка на имя С.Степашина о том, что срочно надо любым способом вытащить из Чечни Хачилаева, Адалло, Багаутдина, тысячи дагестанцев. Иначе завтра эти люди с оружием в руках перейдут в Дагестан. Ноль внимания. 20 июля даю интервью «Новым известиям», где на вопрос корреспондента: «Не пугает ли Вас чеченизация Дагестана?», я отвечаю: «Меня больше беспокоит дагестанизация Чечни. Поэтому считаю главной задачей вытаскивать самих дагестанцев из Чечни. Пока их не спровоцировали на войну в родном доме». Прилетев в Дагестан за десять дней до вторжения бандитов в Цумада и Ботлих, я выступаю с этим же прогнозом по Дагестанскому телевидению. Довожу эту точку зрения до руководства Дагестана. Что еще надо было сделать? Как всегда за эти годы, оставалось одно: брать в руки оружие и поднимать народ для защиты Дагестана. Но я человек государственный. Против законов и Конституции не пойду никогда. Воевать должны тоже профессионалы. Может быть, такие же переживания привели и некоторых дагестанцев в отряды
Басаева и Хаттаба. Это — не путь. Во всяком случае, для разумных людей.
Это путь к трагедии. Так почему же мы оставляем дорогу для неразумной,
безнравственной деятельности! А в последнее время — только для неразумной
и только безнравственной деятельности. Это состояние власти. Она стала
беспринципной, неразумной и безнравственной. И потому зачастую стала вредной
для государства, отечества, гражданина. Не может быть перспектив у невежественной
власти. Она пока живет, и неплохо, только благодаря невежеству граждан,
общества. События в Дагестане должны стать началом восстановления власти,
доверия к ней.
Для порядочного человека остается одно — читать молитвы и проповедовать общность передовых, честных и совестливых людей. А в молитве говорится: «С помощью сил человека можно оказать воздействие на управление государством, с помощью сил земли можно оказать воздействие на рост деревьев. Управление государством можно сравнить с быстро растущим тростником. Поэтому управление государством зависит от подбора мудрых людей. Для подбора мудрых людей необходимо обратиться к собственному характеру. Совершенствоваться правитель может, лишь следуя правильному пути. Следовать правильному пути можно, лишь опираясь на человеколюбие» (Конфуцианство). Сказано очень давно. Пора бы понять это, хотя бы утопая в болоте собственного невежества. Мудрость и человеколюбие. Характер и воля. Вот что должно быть присуще государственному деятелю, государственному чиновнику, а не амбиции, чванство, самодурство, популизм и распущенность. Если в Москве чихают, то на Кавказе получают сразу воспаление легких. Если в Чечне, в Дагестане — война, она будет убивать сыновей из Ижевска, Казани, Красноярска, Краснодара, Владикавказа, Рязани и т.д. Чужого горя в родном Отечестве не бывает. Важно это всем понять и привести государственную политику в соответствие с разумом и совестью, в соответствие с жизненными интересами конкретных людей и целых народов единого Отечества. Ситуация, когда верховная власть живет в одном измерении, власть региональная — в другом измерении, а местная власть и жизнь местных сообществ — в третьем, а СМИ — в четвертом, разрывает российское гражданское общество по частям, угрожает единству и целостности Российского государства, безопасности и благополучию граждан и народов Российской Федерации. Понимая и учитывая все это, будем готовы отойти от недостойного характера и направить волю и совесть народа на налаживание достойной и справедливой жизни в Российской Федерации. Выборы в Государственную Думу, а там и выборы Президента дают нам возможность перейти от демократизации к демократии, от экономики рынка к рыночной экономике. Если нет — никто и ничто нам не поможет. Свет, уют, порядок и благополучие в своем доме должны создавать мы сами.
И больше никто, и нечего кого-то со стороны обвинять. Только мы! Пусть
Всевышний одарит нас умом и совестью. Все остальное в России есть.
Позывные разума Расчетливый ум, жизненный опыт,
|