Стратегия образования в России:
кризис и перспективы
В.ТУРЧЕНКО, доктор философских наук, профессор
Л.КОЛЕСНИКОВ, доктор педагогических наук, профессор
III.
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В КОНЦЕПЦИИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Глобальный аспект
Для реалистичности эффективной и оптимальной стратегии образования, она должна строиться на основе учета наиболее существенных, дальнодействующих обстоятельств и причин на глобальном и национальном уровнях.
Придерживающиеся гуманистических и демократических принципов ученые, общественные и политические деятели с трибун ООН и других международных организаций требуют, чтобы развитые страны во имя сохранения природы и мира на Земле передали безвозмездно часть своих материально-технических ресурсов и технологий другим странам, помогли создать высокоэффективные, экологически чистые производства. Они считают необходимым обеспечивать наряду с устойчивой экологической ситуацией устойчивые процессы преодоления противоположности между богатством и бедностью, устойчивые тенденции повышения благосостояния масс, сокращения разрыва в уровне обеспеченности населения развитых и развивающихся стран.
Однако этой гуманистической парадигме противостоит антигуманистическая парадигма устойчивого развития, предполагающая обеспечить в мире равновесное природопользование при сохранении или увеличении потребления “благополучной” 1/5 населения за счет физичесого сокращения остальных 4/5 землян в 3—4 раза. Принципы этой глобальной стратегии выживания меньшинства за счет геноцида большинства не рекламируются, но довольно явно и все жестче реализуются практически в мондиалистской политике блока стран во главе США. Суть их состоит в разделении человечества на утопающую в роскоши элиту (куда допускаются политические коллаборационисты и компрадорская буржуазия всех стран) — “пастухов”, контролирующих и регулирующих в соответствии со своими интересами численность и уровень потребления “стада” — основной массы населения мира.
Поскольку прямое военное подавление большинства населения Земли не только сложно, но крайне опасно для самих подавляющих, применяется тактика опосредованного геноцида. Предполагается:
- не сокращать, а всемерно увеличивать разрыв в научно-техническом, экономическом, военном и культурном потенциалах привилегированных стран и остальных государств;
- установить тотальный контроль мондиалистского центра за использованием природных ресурсов во всем мире, обеспечив их приоритетное потребление привилегированными странами путем навязывания неравноправных договоров, так называемой “помощи”, кабальных займов, “совместных” предприятий и т.п.;
- сократить население “непривилегированных” стран в перспективе до 1,5—2 млрд., главным образом за счет неявно организованного самогеноцида (утверждение паразитической спекулятивно-мафиозной экономики, дорогостоящих медицинских услуг и лекарств, неограниченное распространение алкоголя, табака и более сильных наркотиков, сексуальных извращений, разрушение семей, дошкольных учреждений, провоцирование гражданских войн и т.п.);
- ограничить потребление населения до минимума, достаточного для его использования как рабочей силы;
- всемерно увеличивать социальную дифференциацию, противоположность между богатым меньшинством и нищающей массой населения, формировать с помощью своих “агентов влияния” ком-прадорскую мафиозно-бюрократическую элиту, обладающую абсолютной экономической и политической властью, чтобы ее руками осуществлять геноцид народа и, опираясь на нее, бесконтрольно хозяйничать во всех непривилегированных странах;
- охватить весь мир одним рынком и единой финансовой системой, ввергнув непривилегированные страны в неограниченную рыночную стихию, взять ее под контроль и осуществить валютную оккупацию этих стран;
- установить тотальный контроль за средствами массовой информации и психологического прессинга, используя их для управления умами и душами людей в интересах элиты привилегированных стран.
При этом не исключается, а предполагается использование и самых жестких методов прямого военного подавления. “Очевидно, — признает Дж.Шелл, — война против Ирака в 1991 г. была войной за американскую гегемонию и сохранение существующего американского образа и уровня жизни”. Другой вариант — провоцирование и разжигание “вялотекущих”, самоистребительных гражданских войн, как, например, в Анголе и в особенности на территориях разрушенных в итоге «холодной войны» социалистических государств — СССР и Югославии, которые до недавнего времени служили, несмотря на известные негативные стороны, весьма притягательным примером для огромной части человечества, а потому представляли особую политическую опасность для капитализма в целом.
Реализация гуманистической парадигмы связана с необходимостью коренной переориентации всей системы ценностей: вместо установки на максимально возможное накопление материальных богатств и постоянно растущее потребление — утверждение идеалов умеренности материальных потребностей, ограничения их до минимально необходимого уровня, но вполне достаточного для неограниченного постоянного роста духовного богатства и духовных потребностей, для неограниченного развития творческих способностей, физического, интеллектуального и нравственного совершенствования каждой личности; вместо установки на максимально возможное количество благ, получаемых от общества для своего личного потребления, установка на максимальную самоотдачу своих творческих созидательных сил на благо общества — для “ближних” и “дальних”. Не отрицая ценности удовольствий, связанных с потреблением материальных и духовных благ, с получением их от других людей, необходимо утверждать высшую радость сотворения блага для других людей. Способность и потребность испытывать высшую радость такого рода выражает самую глубокую сущность понятия “духовность”.
Возможность позитивного решения всех глобальных проблем современности, спасения человечества от физического самоуничтожения зависит прежде всего от его духовности — от отношения каждого к другому человеку не как к средству, а как к высшей цели и высшей самоценности. Христианская заповедь — возлюби ближнего своего, как самого себя — стала категорическим императивом современности и даже усиливается: возлюби не только “ближнего”, но и “дальнего” больше, чем самого себя, а следование ей — необходимым условием не только личного духовного спасения, но и физического выживания людей на планете Земля. То же самое следует сказать по поводу буддийских и христианских принципов нестяжательства, бескорыстия, соборности, миротворчества, социального равенства и справедливости, милосердия и правдолюбия.
Религиозные люди приходят к постижению этих истин опосредованно, через “небо” — веру в Бога, а атеистически мыслящие люди — непосредственно идя “от земли”, через непредвзятое научное познание объективных реалий нашего времени с помощью образования. Нетрудно заметить, эти идеи и принципы прямо противоположны моральным нормам, реально действующим (а не фарисейски декларируемым) в современном буржуазном обществе и заложенным в иудаизме и протестантстве: разделению людей на “избранных” (“пастухов”) и прочих — обделенных божьей милостью (“стадо”); освящению стяжательства как богоугодного дела, материального богатства как свидетельства божьей благодати “избранному” человеку; освящению жестокости, коварства и вероломства “избранных” по отношению ко всем прочим и т.п. Не случайно претендующая на мировое господство транснациональная финансовая элита бросила огромные силы и средства, чтобы внедрять миф о единых “иудо-христианских” ценностях, чтобы, пользуясь попустительством государственных (особенно российских) властей, насаждать повсюду протестантские варианты христианства, наиболее приспособленные к ее экономическим интересам и политическим целям, препятствующие духовной консолидации народов.
Стратегия современного образования в первую очередь должна четко определить: на какую модель глобального социума следует ориентироваться — на обеспечение братского сотрудничества народов каждой страны и всего человечества в деле равновесного природопользования на нашей планете либо на решение глобальных проблем современности за счет разделения человечества на “пастухов” и “стадо”. Затем необходимо заложить в стратегии образования задачу преодоления в массовом сознании традиционной вульгарно-материалистической парадигмы “покорения” и господства над природой, утилитарно-потребительского отношения к ней, которая культивировалась в иудаизме, христианстве, исламе и получила рациональное обоснование в бэконовском философском материализме. Она была эффективной в течение десятков и сотен тысячелетий — с того момента, когда первобытный дикарь, впервые изготовив каменный топор, вступил на тропу войны с природой, но к концу XX в. уже полностью исчерпала свои прогрессивные возможности. Новая парадигма связана с признанием природы, разнообразия ее форм в качестве абсолютной ценности, независимой от утилитарной полезности. Необходимо возрождение языческого священно-трепетного отношения к природе как Великой Матери на чувственно-эмоциональном уровне, соединенного с рациональным научным познанием экологических закономерностей.
В связи с этим приобретает более широкий смысл понятие гуманизма, означающего человеческое любовно-бережное отношение не только к людям, но и к природе. Гуманизация есть процесс совершенствования жизни или ее отдельных сторон (например, производства, образования, медицины, отношений между людьми и людей к природе), связанных с расширением условий всестороннего гармоничного и свободного развития всех членов общества. Применительно к образованию он включает две стороны:
- социальную, предполагающую всемерное расширение доступности, бесплатности всех ступеней обучения, возможности получения любого образования независимо от экономического и социального статуса семей учащихся, создание условий, максимально благоприятствующих обучению, воспитанию и развитию каждого, гарантию трудоустройства в соответствии с полученным образованием;
- педагогическую, предусматривающую гуманистическую направленность содержания образования, совершенствование его форм и методов, учитывающих индивидуальные особенности, потребности и интересы каждой личности.
Максимальное развитие способностей критического, творческого мышления, а следовательно, способностей противостоять массовому оскотиниванию и зобмированию — важнейшая стратегическая задача любой, действительно гуманной и демократической системы образования. Ради спасения жизни на Земле и общих гуманных целей должны быть объединены все силы доброй воли — науки и церкви, образования и культуры, литературы и искусства, приверженцев разных религий и атеистов, экологических, политических и этических движений, согласных по крайней мере в значимости и истинности трех принципов:
- человек — высшая ценность, и все формы его подавления, унижения и угнетения должны быть устранены;
- природа есть первостепенная общечеловеческая ценность, и спасение ее — долг человечества;
- несмотря на все расхождения в своих мировоззренческих представлениях, идеалах и ценностях, люди могут и обязаны сотрудничать во имя торжества этих принципов.
Институт образования в силу своего универсального, “сквозного” характера охватывает практически все группы населения. Его функционирование направлено как на физическое, так и на духовное развитие людей, на развитие рациональной и эмоциональной сторон сознания, способностей к возвышенному, абстрактному теоретизированию и к утилитарно необходимой практической деятельности. Поэтому образование, принявшее три сформулированных выше принципа, становится глубоко гуманизированным и способно более, чем какой-либо другой социальный институт, осуществлять миссию интеграции усилий всех людей планеты во имя реализации гуманистической альтернативы устойчивого развития в глобальном масштабе и в рамках каждой страны с учетом ее исторических и национальных особенностей.
Следует учитывать и возможность использования института образования в обратном для его сущности направлении — не для просвещения, а для затемнения сознания народов в целях претворения антигуманистического варианта концепции устойчивого развития, соответствующего мондиалистско-тоталитарной, а не плюралистско-демократической модели нового мирового порядка. Поэтому необходимо создать социальные механизмы, предотвращающие подобные злоупотребления.
“Реализация принципа “золотого миллиарда” явно не декларируется, а уже осуществляется, хотя эта тенденция, может быть, наиболее опасна для рода человеческого. Утверждение подобного порядка диктуется самой логикой жизни, ее современными тенденциями, миром ТНК (транснациональных корпораций) и законами рынка. И в рамках современного глобального рынка — мира транснациональных корпораций — никаких альтернатив этому порядку не просматривается”, — делает вывод академик Н.Моисеев. Следовательно, стратегия устойчивого развития России и связанная с ней стратегия образования должны строиться в расчете на независимую от Запада, мирового рынка и диктата Международного Валютного Фонда линию поведения.
Российский
аспект
При разработке стратегии российского образования необходимо исходить из учета реальной социально-экономической и политической ситуации в стране, создавшейся в результате курса реформ: за 1991—1996 гг. материальное производство сократилось более чем вдвое, а реальный уровень жизни населения упал в 3,5—5 раз. Этот факт объясняется тем, что около 10% населения присвоили более половины национального богатства страны, подвергнув беспрецедентному в мировой истории ограблению остальные 90%, причем 3% россиян стали богатыми и сверхбогатыми даже по западным меркам, а 40% оказались отброшенными в нищету, 10—15% из которых стали нищими в самом жестоком смысле этого слова.
Причем три верхних процента в 1996 г., по экспертным оценкам, имели ежемесячный доход более 60 млн. на одного члена семьи, а самые верхние 0,03% — около 270 млн. руб., превосходя своим личным состоянием крупнейших миллиардеров мира. Особенность происхождения их капиталов (гусинских, березовских, боровых и большинства других “новых русских”) — непроизводительный характер. По оценкам специалистов, ими вывезено от 300 до 600 млрд. долл.
В научном докладе Института экономики и организации промышленного производства СО РАН сделаны выводы: “На протяжении 6 лет, и особенно последние 4 года, в нашей стране развертывается социально-экономическая катастрофа.., невиданная по глубине и продолжительности. Производство сократилось более чем на половину... Со всей остротой развернулись негативные социальные процессы: ...ограбление населения, коррупция государственного аппарата и т.п. Сокращается население, в массовом масштабе происходит его физическая, интеллектуальная и нравственная деградация. Общий итог: разрушается весь исторически накопленный потенциал цивилизации и даже первичные условия существования населения”. Следует обратить внимание также на вывод заместителя директора этого института С.Казанцева:“ Причины катастрофы, начавшейся в 1991—1992 гг. не в том, что столь плоха была исходная база и не в динамике прошлого экономического развития, а в том, что она “следствие сознательного осуществления политики”.
В то время как Президент России, глава и члены Кабинета министров из года в год, вопреки фактам, уверяют, что идет стабилизация, обещают скорый подъем экономики, аналитики “мозгового центра” Администрации Президента в закрытых документах прямо заявляют, что экономику России якобы может спасти только катастрофа, и бессмысленно пытаться ее предотвращать. Такая постановка вполне отвечает предписаниям МВФ, но не соответствует истине и для нашей страны равносильна призыву к самоубийству. В этих условиях бессмысленно стремиться обеспечивать соответствие образования формулируемым государством высшим целям и ценностям, поскольку:
- они явно не сформулированы,
- российская государственная политика фактически противоположна объективным требованиям общественного прогресса.
Второй факт — преобладание в российской экономике “теневого” сектора — спекулятивно-мафиозных структур, в результате чего в госбюджет поступает только треть доходов от возможных. Этот сектор — главный природоразрушительный и социально-разлагающий фактор.
Население России потребляет теперь продуктов в 1,5 раза больше, чем производит — это третий факт. Такое превышение (примерно на треть) происходит за счет недовозмещения основных производственных фондов и на 2/3 — за счет потребления невозобновляемых природных ресурсов, в возрастающей мере продаваемых за границу по демпинговым ценам. В экономике страны абсолютно преобладает не производительный, а спекулятивно-посреднический капитал, в результате чего наукоемкие, наиболее прогрессивные отрасли снизили производство в 5 раз и находятся на грани полного разрушения. Следовательно, наше общество основано на проедании природных и накопленных предыдущими поколениями богатств, т.е. на паразитарной экономике, абсолютно бесперспективной и несовместимой с устойчивым развитием.
Из этого обстоятельства вытекает четвертый факт: ограбленное большинство народа в своей массе еще не голодает и пока активно не протестует против своего угнетения. Дело в том, что сейчас большинство россиян прямо или косвенно соучаствуют в разворовывании общественного достояния, чаще всего не догадываясь даже об этом. Именно тут коренится “секрет” пассивности “молчаливого большинства”.
С 1991 г. население России ежегодно стало сокращаться почти на миллион. Депопуляция страны в мирное время без больших эпидемий — пятый факт, необходимый для учета в стратегии образования. Он обусловлен общим резким ухудшением социально-экономического положения подавляющего большинства семей, и не в последнюю очередь разрушением системы образования, особенно ее дошкольной ступени.
Развитие общедоступной, бесплатной и качественной сети дошкольных, внешкольных детских учреждений, государственное обеспечение учащихся средней и высшей школы, бесплатная и качественная система государственного здравоохранения, как показывает практика социализма, может положительно влиять на поддержание достаточного уровня рождаемости и особенно на укрепление физического, психического и нравственного здоровья народа. Советские педагоги давно разработали и практически применили учебно-воспитательные системы, распространение которых позволило бы полностью избавить подрастающие поколения от алкоголизма, курения и наркотиков — самого коварного оружия самогеноцида народа. Однако государственная политика российских “реформаторов” направлена в противоположную сторону, в результате система образования постепенно превращается в фактор деградации подрастающего поколения и ухудшения демографической ситуации в стране, в связи с чем воспитание и обучение детей оказывается непосильным бременем для подавляющего большинства семей.
Шестой факт, вытекающий из паразитического характера современной российской экономики, состоит в том, что аксиома необходимости максимального учета системой образования спроса экономики применительно к современной российской действительности существенно нарушается. Антихозяйственная система, которую даже небезызвестный Сорос называет “грабительским капитализмом”, требует банкиров, торговцев, чиновников, риэлтеров, менеджеров, экономистов, юристов, охранников, рекламных служащих, полицейских и сыщиков в несколько раз больше, чем “нормальный” капитализм и тем более социализм. Ее неотъемлемой стороной являются огромные армии рэкетиров, киллеров, проституток, дельцов наркобизнеса, содержателей притонов, публичных домов и т.п. В этих условиях ориентировать систему образования на удовлетворение “спроса” рынка, а не на действительные коренные потребности нации, означает предопределить гибель страны в ближайшие десятилетия.
Политика правительства усиленно толкает Россию на исторически исчерпавший себя путь рыночного капитализма, который объективно ведет к превращению страны в колониально-сырьевой придаток западного капитала и мировую свалку отбросов. Причем она поддерживает не производительный, а спекулятивно-мафиозный компрадорский капитал, опираясь на который транснациональные корпорации осуществляют финансово-экономическую и культурную оккупацию нашей Родины, геноцид народа и геноцид природы. Следовательно, государственная политика российских властей защищает чуждые народу интересы стран Запада и небольшой группы новоявленных “господ”, стремительно обогащающихся за счет ограбления большинства населения, за счет разрушения материальных и духовных основ его жизнедеятельности. Это — седьмой факт современной российской действительности, из которого следует главный методологический вывод: стратегия образования, отвечающая коренным, перспективным интересам российской нации, должна быть противоположной политике государства и государственной политике образования, проводимым современной “демократической” властью.
Насколько такая стратегия реалистична, когда система образования находится практически в полной финансовой и административной зависимости от государственных органов? Как последовательная программа открытого противодействия системы учебно-воспитательных учреждений официальной государственной политике — такая стратегия практически не осуществима в современной России. Тем не менее ее теоретическая разработка крайне необходима по целому ряду причин.
1. Она необходима как программа альтернативной образовательной политики для оппозиционных, борющихся за государственную власть сил, стремящихся к радикальному оздоровлению и духовному возрождению нашего общества.
2. Глубокое понимание стратегических альтернатив поможет всем творческим работникам учебно-воспитательных учреждений выбирать наиболее правильную тактику образования, чтобы в меру своих возможностей противодействовать официальной политике дегуманизации и разрушения народного образования.
3. Разработка основ и общих принципов стратегии чрезвычайно важна в научном отношении для определения путей преодоления кризиса образовательных систем в разных странах и в мировом масштабе, для использования образования как фактора, инструмента разрешения всего комплекса глобальных проблем современности.
История образования в нашей стране, по-видимому, как ни в какой другой, богата опередившими свое время идеями и поражающими воображение экспериментальными достижениями, опрокидывающими незыблемые представления обыденного и теоретического сознания, и не менее богата заблуждениями, неудачами и трагедиями. Небывалый взлет и признание системы образования в СССР лучшей в мире в конце 50-х—начале 60-х годов сменился стремительным падением в пучину жесточайшего кризиса, разрушением этой системы на фоне полного развала государства и загнивания общества к концу XX в. Огромный опыт экстремальных (как позитивных, так и негативных) ситуаций, накопленный в отечественной системе образования, представляет уникальные возможности для проникновения в сущность протекающих сегодня в этой области процессов, а следовательно — и для наиболее основательных стратегических разработок, предлагающих адекватный ответ на категорический императив устойчивого развития. n
|