С ЧЕГО ДОЛЖНА
НАЧИНАТЬСЯ
ВОЕННАЯ
РЕФОРМА
К вопросу о военной реформе в России
В настоящее время проблемы военной реформы в России привлекают повышенное внимание не только военных, но и широкие круги российской общественности, политических деятелей и деловых кругов. И это понятно, ибо военная реформа — это не только реорганизация Вооруженных Сил, это преобразование всей военной системы государства.
В этой связи редакция журнала начинает с № 11 публиковать статьи по вопросам, касающимся реформирования военной структуры страны.
В.СИМАКОВ,
кандидат военных наук
НЕОБХОДИМОСТЬ военной реформы обусловлена коренными изменениями, которые произошли и происходят в экономическом и государственном строе Российской Федерации и, следовательно, в ее военной политике.
Она вызывается также теми радикальными изменениями, которые имеют место сейчас и произойдут в средствах вооруженной борьбы, военных технологиях в ближайшей перспективе.
Военная реформа в России требует существенного преобразования всей военной системы страны, т. е. всего механизма подготовки и применения военной силы в целях защиты жизненно важных интересов государства.
Кроме того, она должна привести военную политику в соответствие с внешнеполитическими и экономическими возможностями Российской Федерации.
Речь должна идти о системе мер, коренным образом изменяющих военную организацию государства. Это потребует, в первую очередь, пересмотра основ военной политики и, отсюда, военной доктрины. Положения новой военной доктрины, в свою очередь, явятся основой для глубокого реформирования всей совокупности военных формирований, в том числе — Вооруженных Сил, для изменения военной инфраструктуры территории РФ, систем заказов оборонной промышленности, подготовки военно-обученных резервов и т.д.
Реформа Вооруженных Сил РФ — составная часть военной реформы. Она может представлять собой комплекс тщательно согласованных по цели, времени, месту и выделенным ресурсам мероприятий, охватывающих все стороны строительства и деятельности Вооруженных Сил.
Цель реформы ВС — привести их в соответствие с требованиями, позволяющими с необходимой надежностью решать задачи по сдерживанию потенциального агрессора, предотвращению и свертыванию вооруженных конфликтов и отражению агрессии.
Реформирование Вооруженных Сил необходимо начинать с разработки и утверждения военной доктрины.
Ранее одобренные основные положения военной доктрины РФ требуют существенной доработки в части изложения обоснованных положений по новой военной политике РФ, по внешним источникам военных опасностей и угроз для РФ, характера и вероятности военных конфликтов и войн и др.
К военной политике, осуществляемой законодательной и исполнительной властями можно отнести: разработку и принятие комплекса законов, создающих надежную правовую базу военного строительства или реформирования ВС, определение порядка и этапности проведения военной реформы исходя из обеспечения безопасности государства и его экономических возможностей.
Нужно четко признать и заявить, что армия создается государством и содержится им для войны, и если политическими, экономическими, дипломатическими и другими усилиями предотвратить войну не удалось, в действие вводится армия, которая должна вооруженной силой отстоять интересы народа и государства.
При разработке военной доктрины нужно руководствоваться положениями Конституции и принятых законов по экономической и военной политике государства.
В эпоху СССР территориальные и национальные проблемы не имели определяющего значения для безопасности СССР в силу большой военной мощи государства и направленности внутренней и внешней политики на предотвращение конфликтных ситуаций. На современном этапе развития России они приобретают решающее значение. Это положение подтвердилось военными действиями в Чечне.
В положениях военной доктрины должны быть отражены военно-политические и военно-стратегические цели. В случае возникновения локального конфликта с боевыми действиями, военно-политическими целями России будет достижение такого послевоенного мира, в котором были бы, с учетом ее национальных интересов, ликвидированы причины, приведшие к войне.
Военно-стратегическими целями войны будет отражение вооруженного нападения, лишение противника возможности продолжать вооруженную борьбу и принуждение его к миру на выгодных для России условиях.
Основным критерием для силового решения конфликтных ситуаций для противника является осознание, что достигаемые им выгоды в результате войны будут значительно больше понесенного ущерба.
Поэтому в основу при реформировании ВС России в настоящее время необходимо положить доктрину сдерживания, в которой Вооруженные Силы должны выполнять задачи по сдерживанию вероятного противника, по обеспечению в случае развязывания войны стратегического развертывания войсковых группировок для отражения агрессии и лишение агрессора планируемых выгод.
В условиях существенного сокращения армии в ходе проведения военной реформы возрастает необходимость в высокомобильных боевых войсках. Это обусловлено тем, что:
Во-первых,
непосредственная угроза развязывания прямой широкомасштабной военной агресии против России в современных условиях значительно снизилась по сравнению с недавним прошлым. Способность к обеспечению военной безопасности страны в современных условиях не означает подготовку к противоборству со всеми потенциальными противниками одновременно. Ни одно государство мира не способно поддерживать баланс военных сил со всеми иными центрами силы на международной арене. Для России такая постановка вопроса тем более неприемлема ни по военно-стратегическим, ни по экономическим соображениям.
Во-вторых,
состав ВС России (учитывая проводимое их сокращение, экономические возможности и договорные обязательства страны) в настоящее время не позволяет содержать достаточно сильные, глубоко эшелонированные группировки войск постоянной готовности на основных стратегических и операционных направлениях.
В-третьих,
боевые действия в войнах будущего все больше станут приобретать объемно-пространственный характер без четко обозначенных линий фронта и флангов с наличием больших оперативных и тактических промежутков (брешей) в оперативном построении войск, которые противник будет стремиться использовать для глубокого вклинивания своих подвижных ударных группировок.
Обеспечить закрытие образовавшихся промежутков (брешей) в обороне и своевременно ликвидировать эти прорывы позволят сильные высокомобильные формирования. Только они способны быстро наращивать усилия войск на угрожаемых направлениях, наносить короткие и неожиданные удары, совершать маневр вне зависимости от рельефа местности, естественных и искусственных преград, времени года и суток и преодолевать значительные расстояния в короткие сроки.
В-четвертых,
как показывает опыт вооруженных конфликтов в ряде регионов, на войсковые формирования все чаще возлагаются новые функции — миротворческие, разъединительные и т.п. Для выполнения этих задач также необходимы специально подготовленные мобильные формирования.
В доктрине должны быть отражены вопросы военно-технической политики государства. Предотвращение экономического коллапса и восстановление экономического могущества России — основа сохранения и развития оборонной мощи нашего государства. При этом военное производство может обеспечить качественное превосходство, во всяком случае — предотвратить военно-техническое отставание от передовых военных держав только в случае, если оно будет опираться на высокий уровень технического развития экономики в целом, а не изолированного от слаборазвитой гражданской экономики военно-промышленного комплекса (ВПК).
Следовательно, стремление сохранить большие производственные мощности ВПК, предназначенные для массового производства быстро стареющей военной техники быссмысленны.
Пример США показывает — важнее “перепрыгнуть” через нынешний этап в развитии военной техники и сделать ставку на технологии XXI века. Поэтому американцы отказались от серийного производства.
Наш ВПК должен иметь четкие приоритеты. Мы больше не можем делать все. Видимо, более узкая специализация военного производства неизбежна. Военное могущество России в нынешних условиях не требует широкомасштабного производства традиционных старых и даже многих сегодняшних вооружений, за исключением весьма ограниченного количества новых систем, жизненно важных для обеспечения безопасности, в том числе космических систем.
Сегодняшняя Россия не может содержать ВПК и Вооруженные Силы, которые созданы для сверхдержавы. Размеры армии должны определяться прежде всего экономическими ресурсами государства.
Любые разговоры о реформе бессмысленны, пока бюджетный запрос Минобороны умещается на одной страничке. Пусть секреты останутся секретами, но военный бюджет должен наконец-то приот-крыться. Расходы должны быть детализированы по видам вооруженных сил и по конкретным программам вооружений. Пора разобраться, сколько будет стоить новая группировка, которая создается в России. Необходимы и данные о реальной, а не штатной численности войск.
Оборонный бюджет на год должен рассматриваться вместе с программой военного строительства на длительный срок. Если нынешние расходы не будут увязаны с осуществлением структурных реформ, то порочный круг будет продолжаться, и каждый раз мы будем сталкиваться все с теми же проблемами.
Военная реформа требует закрепления в государственном бюджете целого ряда крупных программ — по конверсии, по выполнению международных обязательств по ограничению и сокращению вооружений, по социальному обустройству военнослужащих. Это не частные проблемы МО, а задачи общегосударственного характера, и решаться они должны не в рамках военных расходов, а как самостоятельные программы федерального бюджета.
Нельзя конверсировать оборонную промышленность без четких ориентиров военной политики. Прежде всего надо знать, какие ВС, какие виды вооружений мы будем иметь через 5—10—15 лет. Нужен стабильный и обоснованный военный бюджет.
Военно-экономические вопросы рассматривались нами прежде всего в их взаимосвязи с военной политикой. Но для полноты понимания содержания военно-экономической стороны военной доктрины необходимо рассмотреть практикуемые методы реализации военно-экономических установок в практике военного строительства, т.е. взаимосвязь военной экономики с военной стратегией через военный бюджет.
Основным инструментом, регулирующим военное строительство в большинстве стран мира, является военный бюджет, который должен пониматься как план строительства государст-венной военной системы, вытекающий из его военной доктрины. Военная доля в общем бюджете показывает степень интенсивности подготовки государства к войне. По мнению видного в прошлом военного руководителя и ученого Б.М.Шапошникова, каждое из ведомств государственного аппарата в своем бюджете должно иметь специальные параграфы, предназначенные для подготовки к войне. Однако, отмечает он, наш военный бюджет выражает лишь подготовку Вооруженных Сил. Не изменилось положение и на современном этапе военного строительства в России. В этой связи необходим новый подход к формированию военного бюджета. Суть его сводится к выявлению на основе анализа военно-политической обстановки первоочередных задач, стоящих перед Вооруженными Силами в целом и их группировками в частности. Затем эти задачи должны делиться на более частные и определяться конкретные образцы оружия и военной техники, в том числе и перспективные, с помощью которых эти задачи могли быть решены.
Весь комплекс проблем в дальнейшем делился бы на блоки, которые позволяют сопоставить решаемые задачи. В результате вычленяются главные военные программы.
Все военные программы разделяются на элементы. Каждый программный элемент должен включать образец оружия или военной техники, предназначаемый для выполнения определенной военной задачи, планируемые мероприятия для его разработки, испытания и серийного производства, а также предполагаемые расходы. Для сопоставления элементов программ должен быть избран критерий “cтоимость — эффективность” (стоимость — затраченные ресурсы, эффективность — уровень боевых возможностей).
Далее должны учитываться расходы, связанные с эксплуатацией каждой системы или вида военной техники, что требует введения категории “система оружия” (согласованный ком-плекс материальных средств и персонала, обладающего знанием и опытом, необходим для функционирования системы в определенных условиях оперативной обстановки с учетом жизненного цикла).
При выработке предложений должны быть проанализированы национальные интересы и цели, стратегия их достижения, степень угрозы, цели строительства Вооруженных Сил, состояние своих сил и сил союзников, использующиеся и планируемые ресурсы и др.
После рассмотрения подготовленных предложений в Совете обороны и утверждения их Президентом должны производиться слушания в законодательных органах, которые принимают решение по утверждению данных программ и выделению средств на финансирование, после чего принятые решения воспринимаются как доктринальные и служат основой для формирования плана Министерства обороны, определяющего перспективу строительства Вооруженных Сил в ходе проведения военной реформы.
Если в методе разработки военного бюджета в США и других развитых странах заложена взаимосвязь военной политики, военной стратегии и военной экономики, то в практикуемом подходе к строительству ВС России, такая связь на сегодняшний день все еще отсутствует. Как следствие, Вооруженные Силы России в настоящее время не могут развиваться как единый целостный организм, направленный на выполнение задач, стоящих перед государством. Для устранения существующих недостатков необходима системная военная доктрина, в которой на концептуальном уровне увязаны требования военной политики, военной стратегии и военной экономики, вытекающие из задач обеспечения безопасности страны.
В новых условиях необходимо разработать принципы новой военно-экономической политики и создать систему юридических законов, обеспечивающих ее практическую реализацию. Военно-экономическая политика должна быть составной частью военной политики государства и отражена в его военной доктрине.
Согласования военно-политической, собственно военной, военно-экономической и военно-технической сторон доктрины в современной обстановке можно добиться только на основе четко разработанной концепции национальной безопасности государства. Таковы основные направления реализации военной реформы в Российской Федерации.
|