Обозреватель - Observer |
Наше интервью
|
С этого номера редакция начинает публикацию интервью главного редактора журнала с видными людьми России. Вениамин Федорович, вот уже пять лет в нашей стране действуют арбитражные суды. Почему именно этому направлению юриспруденции Вы решили посвятить свои знания и свой опыт? Гражданское законодательство, арбитражный процесс всегда привлекали мое внимание. Ведь это те правовые основы, на которых во все времена покоится повседневная жизнь общества, его хозяйственная деятельность. Там, где хоть в какой-то мере существует хозяйственный оборот, необходимы соответствующие правила, а неизбежно возникающие споры между участниками хозяйственных отношений должны быстро и справедливо разрешаться. Так что если говорить о значении происшедших в этой области перемен, то их невозможно переоценить. С помощью полноценного арбитражного правосудия Россия возвращается в мировую цивилизацию. Вениамин Федорович, Вы являетесь председателем Высшего Арбитражного Суда с января 1992 года. Какие, на Ваш взгляд, наиболее важные изменения в деятельности арбитражных судов и ВАС, в частности, произошли за это время? Мне кажется, что изменилось очень многое. Когда я был избран на должность председателя Высшего Арбитражного Суда РСФСР, не было ни этого суда, ни системы арбитражных судов. За это время мы создали систему арбитражных судов и арбитражное процессуальное законодательство. Система сейчас имеет три уровня. В арбитражных судах работает 2000 судей. В системе государственного арбитража, например, до 1992 г. работало около 600 арбитров. Кадры, конечно, существенно обновились. Пришли новые люди, прошли переподготовку старые специалисты. Сейчас изменилась не только форма работы, но и содержание. Судьям пришлось освоить колоссальную новую правовую материю. В целом проделанную работу можно оценить как гигантскую.
Мы стремились не отставать от изменений, происходящих в стране, предвидеть перспективу и быть к ней готовыми. Какие проблемы стоят перед арбитражными судами и каковы пути их решения? Проблемы постоянные, труднорешаемые, главным образом из-за финансирования. Считаете ли Вы судебную реформу завершенной, если нет, каковы направления ее дальнейшего развития? Уже из того, что я сказал, видно, что она не завершена. Здесь множество нерешенных проблем. Главная из них — финансирование. Если она не будет решена, говорить о завершении судебной реформы нельзя. Но есть вопросы, которые имеют не только финансовый, но и другие аспекты. Я имею в виду обеспечение реального доступа любому гражданину к правосудию. Мне кажется, что в этом направлении есть задачи, которые мы еще четко не ставили. Первая из них — правовая помощь населению. Если человек не будет иметь квалифицированную юридическую помощь, правосудие для него станет недоступным. Но беда-то вся в том, что сегодня юридическая помощь стала очень дорогой, а большинство граждан стали бедными или малообеспеченными. Это несоответствие создало серьезную проблему. В других странах подобные проблемы тоже существуют и решаются. Например, через муниципальные адвокатуры, которые содержатся за счет муниципальных средств и оказывают помощь бедным и малообеспеченным бесплатно. ВАС является субъектом законодательной инициативы по вопросам, отнесенным к его ведению, а также дает разъяснения по вопросам судебной практики. Как используются указанные полномочия? Какому полномочию и в связи с чем отдается предпочтение? Все законы, касающиеся судоустройства, судопроизводства, статуса судей, подготовлены и внесены на рассмотрение в Государственную Думу Высшим Арбитражным Судом. Иногда мы не используем впрямую законодательную инициативу, но только потому, что не видим в этом необходимости. Например, законы “Об исполнительном производстве” и “О судебных приставах” готовились не только при активном, но чаще инициативном нашем участии. Это наше детище. Практически мы участвуем в экспертизе всех законопроектов, направленных на регулирование экономических отношений. Например, роль Высшего Арбитражного Суда в подготовке Гражданского кодекса просто огромна. Сейчас вместе с другими государственными органами активно работаем над новым законодательством о банкротстве, в том числе о банкротстве банков и других кредитных учреждений. Вениамин Федорович, как известно, в Высшем Арбитражном Суде сейчас производится эксперимент по участию арбитражных заседателей в процессе. В связи с этим возникает сразу несколько вопросов: чем вызвана необходимость этого нововведения, каким представляется его эффект и какие перспективы открываются перед Высшим Арбитражным судом в случае успеха? Для начала определим, чем вызвана необходимость такого нововведения в системе государственного арбитража либо арбитражных судов. Всем известно, что в российском арбитражном процессе всегда работали только профессиональные арбитры и судьи, и никогда еще к такой работе не привлекались заседатели. Но мы решились на такое нововведение и законодатель разрешил в течение трех лет с момента введения в действие нового Конституционного федерального закона об арбитражных судах и нового Арбитражно-процессуального кодекса провести эксперимент по привлечению к рассмотрению дел арбитражных заседателей. На каком основании вынесены такие решения, существует ли реальная необходимость ломки устоявшейся традиции разрешения арбитражных судов? Одни считают, что такая необходимость есть, другие воспринимают эту идею как фантазию и не верят в успех затеи. Практика привлечения к рассмотрению торгово-коммерческих споров в качестве судей не юристов, а людей, знающих тот или иной вид экономической, предпринимательской деятельности (в некоторых странах их называют — “судья-эксперт”) широко распространена на Западе. В Германии, например, в торговых палатах (именно торговые палаты судов рассматривают коммерческие торговые споры) эти дела обычно рассматриваются в таком составе: один юрист — профессиональный судья и два судьи — эксперта — по сути, тоже судьи, так как они наделены их полномочиями, не являясь при этом юристами, а представляют собой специалистов какого-либо вида деятельности — например, страховой, банковской, транспортной деятельности и так далее. Интересна практика рассмотрения таких споров во Франции: я совсем недавно знакомился с работой торгового суда Парижа, где такие споры в первой инстанции рассматриваются именно этими непрофессиональными судьями, т.е. представителями бизнеса. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что хоть человек и участвует в споре как специалист в области страхования (причем — практикующий специалист), но он юрист по образованию, т.е. в данном случае в одном человеке совмещаются предпринимательские знания, навыки и опыт с профессиональной подготовкой. Что это дает? Выясняется, что использование в хозяйственных спорах таких опытных специалистов, к тому же юридически подготовленных, очень хорошо себя оправдывает. По существу, этот институт принципиально отличается от института так называемых “народных заседателей”, которые являются просто, так сказать, представителями, уважаемыми, конечно, людьми, но тем не менее непрофессионалами. На Западе как раз наоборот: к разрешению споров привлекаются именно профессионалы, т.е. назвать их непрофессиональными судьями можно только в том смысле, что они не обязательно юристы, но зато всегда — специалисты в области тех отношений, из которых возник рассматриваемый спор и при определении состава суда этот их профиль деятельности всегда учитывается. Скажем, если рассматривается банковский спор, тогда рядом с профессионалом-судьей сидят банкиры, работники банковских учреждений и так далее. Вениамин Федорович, нельзя ли уточнить: необходимость введения такого рода заседателей в российский арбитражный процесс связана с усложнением характера споров? Я бы сказал, в связи не с “усложнением”, а просто со сложностью этих споров. И часто юрист — даже серьезно подготовленный, знающий очень хорошо законодательство именно в сфере интересов сторон спора — не всегда может разобраться в конкретных обстоятельствах фактической стороны дела. Спасибо за интервью.
|
|