Обозреватель - Observer |
|
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА "Экономическое чудо", обеспечившее стремительный выход некоторых стран Юго-Восточной Азии и Азиатско-тихоокеанского региона на мировой рынок с высококачественными товарами и наукоемкими технологиями, имеет вполне конкретные составляющие. Среди них немаловажную роль сыграла продуманная протекционистская политика государств, направленная на защиту внутренних рынков от "товарной интервенции", создание благоприятных условий для экспортеров, защита мелкого и среднего бизнеса, стимулирование разработки новейших технологий и ряд других мер. Для выработки правильных подходов к этим проблемам в российских условиях полезно проанализировать некоторые правительственные меры этих стран на определенных исторических этапах. В Южной Корее для защиты мелких предпринимателей (т.е. фирм с числом занятых свыше 20 чел.) выделены определенные сферы деятельности, закрытые для крупного бизнеса. В 1983 г. Министерством торговли и промышленности принято решение об оказании финансовой помощи однопрофильным мелким и средним фирмам в приобретении зарубежной технологии, в первую очередь в электронной промышленности. Создан специальный фонд для оказания финансовой и технологической поддержки тем национальным фирмам, которые брались за внедрение новых наукоемких процессов. Кроме того, средства фонда шли на разработку новых технологий и развитие фундаментальных исследований. В стране практикуются "специальные займы поддержки", предназначенные для разработки и освоения новых технологических процессов, выпуска новых высококачественных товаров и внедрение нового производственного оборудования. С 1962 г. действует специальный Закон о государственных корпорациях, под которыми понимались любые предпринимательские объединения с долей правительственных инвестиций или собственности свыше 50%. Деятельность корпораций, созданных в стратегически важных сферах экономики, регламентировалась Центральным банком. Государство регулирует статус крупных компаний в зависимости от эффективности их деятельности, поэтому имеет место как процесс приватизации крупных государственных предприятий, так и деприватизация (огосударствление). Внешняя торговля. В 1962 г. была создана государственная Корейская корпорация по содействию внешней торговле (КОТРА), задача которой, в частности, способствовать продвижению продукции национальных предпринимателей на внешних рынках. Исходя из интересов национальных экспортеров, правительство Южной Кореи в 80-е годы в условиях жесткого протекционизма на внешних рынках способствовало налаживанию экспорта корейской продукции на условиях бартера, для чего был создан специальный межведомственный комитет. Активно используются пошлины на импорт для защиты национальных предпринимателей, стимулирования экспорта. Таможенные ставки предусматривали обложение сырья и промышленного оборудования, аналоги которых не производились в стране, пошлинами в пределах 5-20% от стоимости товара, тогда как пошлины на товары, аналогичные тем, что производились национальной промышленностью, составляли уже 25-60%. Товары же, которые рассматривались как не имеющие существенного значения для корейской экономики, облагались пошлиной в 80-150%. В отдельных случаях сырье, крайне необходимое для экспортных отраслей, вообще освобождалось от ввозных пошлин. Государство вело строгий контроль за импортом вплоть до тщательного отбора самих участников внешнеэкономической деятельности через ограничение лицензий на импорт. Закон 1966 г. об иностранных инвестициях и дополнения к нему (1969, 1973, 1975, 1977 гг.) предусматривают, что определенные отрасли экономики закрыты для иностранных капиталовложений. Долевое участие иностранного капитала в смешанных предприятиях, как правило (за исключением обычно эскпорториентированных), ограничивается 50%. В Индонезии правительство привлекает участие иностранного капитала лишь при условии тесного взаимодействия с госсектором, в основном в рамках СП. Первые СП стали появляться в 1968 г. после принятия Закона о местном капитале, когда был взят стратегический курс иа преимущественное развитие смешанного сектора экономики. Национальные предприниматели получили не только государственные кредиты и налоговые льготы, но и доступ к современной технологии и связям мирового рынка. Первоначально доля местного партнера могла быть лишь 10%, однако, в соответствии с принятыми программами, она в течение 10 лет должна была возрасти не менее чем до 51 %. В 70-е годы Индонезия ввозила около 2 млн. т риса ежегодно. Чтобы достичь самообеспечения, с начала 70-х годов осуществляются национальные программы интенсификации рисопроизводства. Крестьянам выделяются льготные кредиты, предоставляются агрономические консультации, высокоурожайные сорта риса, удобрения, инсектициды и пестициды. Одновременно за счет субсидий государство поддерживает твердые цены на рис. Благодаря этим программам уже во второй половине 80-х годов Индонезия превратилась в нетто-эскпортера риса. Большую роль в развитии национального промышленного капитала сыграли специальные промышленные зоны, создаваемые за счет государства. Предпринимателям сдаются в аренду современные производственные помещения, снабженные всей необходимой инфраструктурой их жизнеобеспечения. Стимулирование мелкого предпринимательства стало в середине 70-х годов одной из главных целей социально-экономической политики правительства Сухарто. В 1974 г. начато кредитование за счет госбюджета мелкого бизнеса, при 10,5% годовых на срок до 10 лет при четырехгодичном льготном периоде. Государственная страховая компания страхует эти кредиты. Самым мелким предпринимателям в сельской местности выдавались "мини-кредиты" до 200 тыс. рупий при 12% годовых на срок 1-3 года. Кооперативам мелких производителей в кредит предоставлялось оборудование и сырье, оказывалось содействие в сбыте готовой продукции. Благодаря государственной политике создана система "опекунства" крупных промышленных и торговых предприятий над мелкими, которым оказывается финансовая и технологическая помощь, предоставляются заказы. Специальным постановлением правительства за мелким бизнесом зарезервировано 129 видов промышленного производства, традиционно связанного с кустарно-ремесленным сектором. Введены и некоторые налоговые льготы. Так, с 1984 г. от уплаты налога на добавленную стоимость освобождены мелкие промышленные предприятия с годовым оборотом менее 60 млн. рупий (в тот период около 40 тыс. долл.). Достаточно льготной является процедура основания мелкого предприятия. Индонезия претендует и на роль лидера в целом ряде важнейших направлений НИОКР. Координацией НИОКР занимается Агентство по техническим и технологическим разработкам и их использованию. Малайзия формирует класс местного предпринимательства за счет представителей коренного населения, бумипутра, т.е. малайцев. Установлен государственный контроль за предприятиями ТНК с последующей продажей их акций предпринимателям. Более того, государство создает новые предприятия специально для последующей их передачи в руки отечественных бизнесменов. Было принято решение, что в смешанных компаниях, производящих товары исключительно для внутреннего рынка Малайзии, минимум 51% капитала должен принадлежать местным предпринимателям. В отраслях же, где производство основывалось на собственных природных ресурсах, участие иностранного капитала допускалось лишь в форме СП. Коммерческие банки получили указание увеличить размеры кредитования мелких предпринимателей до 10% от суммы средств, находящихся на депозитных счетах. Промышленным предприятиям, получившим статус "пионерных", предоставляются "налоговые каникулы" на срок от двух до пяти лет. Этот срок возрастает прямо пропорционально величине вложенного капитала, может увеличиваться и срок действия льгот. Промышленные предприятия получают право на ускоренную амортизацию основных фондов, если они, например, принадлежат местному капиталу или экспортируют не менее 20% своей продукции. Норма ускоренной амортизации позволяет списать до 90% капитальных расходов примерно за пять лет вместо обычных 20. Действуют специальные льготы при экспорте промышленной продукции: она освобождается от подоходного налога в той части прибыли, которая эквивалентна расходам на зарубежную рекламу продукции, на ведение переговоров, заключение контракта и т.п. Из прибыли вычитается часть дохода, величина которого зависит от размера фонда зарплаты малоквалифицированных рабочих и расходов на приобретение местного сырья. При экспорте не менее 20% своей продукции - от уплаты налога на фонд зарплаты. Стратегия научных исследований Малайзии предусматривает постепенный переход на самообеспечение в науке и технологии для поддержки экономического развития, а также стимулирования частного сектора в НИОКР. В Сингапуре "налоговые каникулы" предоставлялись "пионерным" предприятиям на срок до 5 лет. Статус "пионерных" получали отрасли промышленности, выпускающие продукцию, еще не производившуюся в стране или дефицитную. "Пионерные" предприятия освобождались также от уплаты импортных пошлин на сырье и оборудование, необходимое для внутреннего производства. Кроме того, промышленные предприятия получали право беспошлинного ввоза сырья и оборудования, отсутствующих на местном рынке. В соответствии с принятым в Юб7 г. Законом о стимулировании экономического развития предприятия экспортных отраслей, вывозящие товары одобренного правительством ассортимента, получали разрешение выплачивать не 40%-ный, как прежде, а лишь 4%-ный налог. Указанная льгота предоставлялась на срок от 5 до 15 лет. Любое предприятие обрабатывающей промышленности может сделать заявку на ежегодную амортизационную скидку для трети капитальных расходов на оборудование и машины и списать все расходы за три года. Государство поощряет технологическую модернизацию местного мелкого производства, в частности, приглашение зарубежных экспертов по вопросам технической политики. Этой же цели служит и снижение процентных ставок по кредитам для мелких предприятий с 9,0 до 7,5% годовых. Создана Корпорация прикладных исследований, работающая на договорных началах с государственными и частными предприятиями. На таких же основах функционирует и Сингапурский институт стандартов и промышленных исследований. Другое важнейшее направление работы - исследование зарубежных технологий и передача их результатов заинтересованным предпринимателям. За счет средств государства и частных компаний создан "научный парк," где расположены научные центры, лаборатории, опытные производства. Научными разработками занимаются наиболее солидные государственные организации, вузы и крупнейшие частные компании. Основные направления НИОКР - микроэлектроника, робототехника, биотехнология. Государство поощряет создание новых научных центров за счет иностранного капитала, стимулирует научные разработки венчурных компаний, в финансировании которых участвуют и местные крупные фирмы. Большое внимание в Сингапуре отводится гуманитарным наукам. Особое значение придается деятельности Института по изучению Юго-Восточной Азии. Активно изучаются глобальные проблемы: использование альтернативных источников энергорссурсов, модернизация социальной жизни, демография и пр. В Таиланде также практикуются "налоговые каникулы". Предприятия, относимые к "поощряемым", не платили частично или полностью подоходный налог в течение 5 лет. Величина льгот зависела от профиля предприятия: металлургические, тракторосборочные, химической промышленности и радиоэлектроники освобождались от налога полностью; прядильные, бумажной промышленности, электротехнические, сборочные и консервные - наполовину и, наконец, текстильные, деревообделочные и горнодобывающие - на треть. По Закону о поощрении инвестиций 1977 г. полное освобождение от корпоративного налога получили местные предприниматели на срок от трех до восьми лет. Основными темами НИОКР являются потребности агробизнеса, в частности, использование минеральных удобрений в зависимости от почвенных и климатических условий. Внедрены, например, скороспелые сорта пшеницы, засеваемой на полях после уборки урожая риса. В Брунее реальная помощь оказывается местным фермерам для самообеспечения страны продовольствием. Государственный сельскохозяйственный исследовательский центр консультирует фермеров по вопросам агротехники, борьбы с вредителями и пр., предоставляет субсидии на строительство ирригационных сооружений, закупку сельскохозяйственной техники, а также бесплатно выдает опытные образцы посадочного материала. Государство как верховный собственник земли в Брунее выделяет в пожизненную личную собственность участки размером до 3 га всем желающим из числа граждан - подданных султана, берет на себя до 50% расходов фермеров на удобрения и посадочный материал. Фермерам-животноводам выдаются кредиты на строительство, приобретение кормов и техники, предоставляются наделы под пастбища, оборудование для производственных помещений и пр. С конца 80-х годов правительство принимает меры по передаче внутренней торговли в руки коренных жителей, гражданам-малайцам, правительство выдает специальный заем в размере 500 тыс. брунейских долл. (около 250 тыс. долл. США). На Филиппинах местные производители защищены высокими таможенными пошлинами. В первой половине 70-х годов импортные пошлины составляли: 10-20% при импорте продовольствия, медикаментов, сырья и промышленного оборудования, не производимого в стране; 30- 60% - на товары промышленного (промежуточного) спроса; 70-100% - на предметы роскоши и товары, аналогичные тем, что уже выпускались на Филиппинах. В последующем тарифные барьеры были несколько снижены. Высокие протекционистские барьеры и доходность промышленного производства обусловили перелив значительной части крупного капитала из торговли и сферы кредита в промышленность. В результате быстро формировался крупный промышленный капитал. Допуск иностранного капитала в те или иные отрасли филиппинской экономики зависит от внутренней заинтересованности в этих отраслях. В большинстве случаев иностранные инвестиции допускаются в форме СП, где местному партнеру принадлежат 60% капитала. Иностранные инвесторы заняты в сельскохозяйственном производстве, коммунальном хозяйстве, эксплуатации природных ресурсов. В обувной, электронной промышленности, литейном производстве допускалось более льготное участие иностранцев. Все предприятия, работающие на экспорт (не менее 70% продукции), вообще могли на 100% принадлежать иностранному капиталу, однако через 30 лет доля местного капитала должна быть повышена до 60%. В других же отраслях смешанные предприятия обязательно передаются местным предпринимателям через 15-30 лет. Содействие творческой интеллигенции. В 1975 г. принята "Программа возвращения филиппинских ученых на родину", и за несколько лет вернулось около 100 видных научных работников. Государственное регулирование НИОКР связано с потребностями "самообеспеченности": исследования по сельскому хозяйству, разработка трудоемких технологий. Координацией НИОКР в национальном масштабе занимается Национальное управление науки и технологии. Тайвань на период до 2000 г. взял курс на развитие высоких технологий: разработку новых материалов, полимеров, керамики, электроники. Наряду с нефтехимией, металлообработкой, приборостроением важнейшими направлениями НИОКР в последние годы стали информатика, биотехнология, точное машиностроение, волоконная оптика, медицинское оборудование и пр. Уже в конце 80-х годов в стране на НИОКР расходовалось более 1 % ВНП. К 1996 г. планируется довести этот показатель до 2% ВНП, причем 60% всех расходов на НИОКР будет приходиться на частный сектор. Подразделения исследовательских институтов нередко становятся новыми компаниями. Испытательным полигоном для новых производств стал созданный в 1980 г. "парк науки", где на территории в 400 га за счет дешевых государственных кредитов создаются промышленные предприятия и вся необходимая инфраструктура для последующей сдачи в аренду частным компаниям. Последние на пять лет освобождаются от налогов и к реализации новаторского проекта могут привлекать государственные средства - до 40% от его стоимости. В 1981-1987 гг. производство в "научном парке" в среднем ежегодно удваивалось. О высоком уровне НИОКР свидетельствует деятельность местных компаний на международном рынке инжиниринговых услуг. По опыту и сложности выполняемых работ тайваньские компании уступают в Азии лишь японским. В Японии приватизация государственных предприятий отнюдь не означает окончательного их вывода из-под госконтроля и полной передачи в частные руки. Новая стратегия Японии направлена на превращение страны в лидирующую экономическую и научно-техническую державу, прежде всего в передовых наукоемких отраслях. Ранее Японии удалось догнать и перегнать ведущие капиталистические страны, заимствуя их достижения научно-технического прогресса. Быстро растет интерес молодых японцев к фундаментальным наукам. Число ученых, занятых научными разработками, увеличивается в среднем на 7% в год. Характерно, что значительную часть фундаментальных исследований выполняют частные корпорации. При многих крупных корпорациях учреждаются НИИ по фундаментальным исследованиям, при этом в компании может существовать целая сеть специализированных НИИ и лабораторий. Так, в компании "Хитати сэйсакусе" ко времени создания в 1985 г. НИИ фундаментальных проблем с числом персонала 90 чел. уже существовали комплексный центральный НИИ и пять специализированных НИИ при штаб-квартире, а также лаборатории и КБ на 24 заводах корпорации. В японских НИИ все больше внимания уделяется развитию творческих дарований. Традиционная японская организация НИОКР ориентирована на коллективное творчество, но акцент на фундаментальные исследования требует более дифференцированного отношения к ученым, воспитанию личностей, обладающих уникальными творческими возможностями и способностями к самостоятельному научному труду высокой сложности. Во многих компаниях стараются выявлять наиболее талантливых исследователей и создавать для них максимально благоприятные возможности. Таким ученым, несмотря на возраст, нередко значительно увеличивают заработную плату и повышают в должности. Важным инструментом становятся межкорпорационные НИИ для разработки наиболее масштабных научно-технических проектов. Государство предоставляет таким НИИ льготные кредиты, а порой и субсидии. Импортные ограничения используются для защиты национальных товаропроизводителей. Поскольку в японском аграрном секторе издержки производства выше, чем в других, правительство вынуждено поддерживать импортные квоты на 23 сельскохозяйственных продукта, помимо дискриминационного списка ГАТТ. Банк Японии финансирует коммерческие банки, предоставляя им займ под 4,25%, а последние уже под 4,5% кредитуют компании, занятые экспортом. Государство берет на себя страхование экспортных операций как в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств, так и в связи с кредитным риском. При этом Министерство внешней торговли и промышленности компенсирует до 95% суммы убытков, возникших при форс-мажорных обстоятельствах, и 60- 80% - при возникновении кредитных рисков. Правительство поддерживает небольшие наукоемкие компании. В июле 1985 г. при патронаже Министерства внешней торговли и промышленности был создан Центр содействия развитию предприятий, ориентированных на исследования и разработки или Центр венчурных предприятий. Он объединяет усилия государства, крупных корпораций, а также академической и университетской науки по стимулированию мелкого венчурного предпринимательства. В Саудовской Аравии государство берет на себя значительную часть капитальных и текущих издержек частного сектора, предоставляет контракты на особо благоприятных условиях, обеспечивает широкий доступ к льготному финансированию, субсидии на электроэнергию, воду, сырье, топливо, практически полностью освобождает частный сектор от налогов. Так, цена на электроэнергию для промышленных потребителей с 1972 г. составляла лишь 10-40% от реальных издержек на ее производство. Еще в 70-е годы сложилась широкомасштабная система финансирования частного сектора за счет государственных субсидий и долгосрочных беспроцентных кредитов с символической процентной ставкой. Кредиты и субсидии распределяются через 6 основных специализированных кредитных учреждений, в том числе Саудовский сельскохозяйственный банк и Саудовский фонд промышленного развития, которые финансируются государством. В 80-е годы объем сельскохозяйственного производства почти утроился, и это при очень неблагоприятных природных условиях. Страна достигла самообеспеченности в пшенице, свежих молочных продуктах, яйцах, птице и мясе. В основном за счет широкомасштабного субсидирования государством фермерских хозяйств, что позволило внедрять интенсивные методы хозяйствования и современного высокоурожайного посадочного материала. Финансирование науки в развитых странах. В последние два десятилетия постоянно возрастают суммы средств, выделяемых на научно-исследовательские цели из бюджета: США расходовали в 1992 г. на научные исследования 2,8% ВНП, Япония около 3%, ФРГ - 2,6%. В ФРГ на научно-исследовательские работы в 1992 г. выделено 80,7 млрд. марок, причем большую часть средств выделяют фирмы и предприятия - 48 млрд. марок, федеральные власти - 18 млрд. марок, земельные - 13 млрд. марок. В общей сложности в ФРГ заняты в исследовательских учреждениях 475 тыс. человек, из них треть - ученые и инженеры. Анализ динамики расходов на исследования в ФРГ показывает, что в 1991 г. "внеуниверситетским" исследовательским учреждениям выделено 9 млрд. марок, т.е. в 3 раза больше, чем в 1971 г., высшей школе - 10,5 млрд. марок (в два раза больше, чем в 1971 г.), в экономике выделено средств в 1991 г. 49 млрд. марок, т.е. в 5 раз больше, чем в 1971 г. В условиях жесткой конкуренции в сфере НИОКР со стороны европейских и японских компаний в США государство уделяет этой сфере повышенное внимание. С начала 70-х годов стимулируются частные инвестиции на практическое использование результатов фундаментальных исследований. На долю университетов и колледжей приходится более половины всех соответствующих заказов национальных институтов здравоохранения, около 75% заказов Национального научного фонда и почти 50% - Пентагона. С 1993 г. Национальный научный фонд ведет программу развития прикладных кооперативных исследовательских центров, в которых участвуют заинтересованные частные фирмы и университеты. Таким образом, госбюджет стимулирует вложение частных инвестиций в вузовскую науку. Появляется множество новых центров, базирующихся в университетах и финансируемых частным сектором. Такие совместные лаборатории, научно-исследовательские центры охватывают сразу весь цикл "наука - производство". В результате вузы и инвесторы обогащаются знаниями, а государство заменяет прямое финансирование на правовое регулирование. Не случайно поэтому за последние 15 лет частные инвестиции в вузовские НИОКР возросли в 8 раз, и в настоящее время около четверти всех. промышленных исследований проводится совместно с вузами. Государственное стимулирование науки в США ведется и через создание научно-исследовательских парков, на что ежегодно из бюджета тратится более двух миллиардов долларов, не считая частных средств. В результате в одной Калифорнии таких парков уже 15. Знаменитая "Силиконовая долина" выросла на основе технологического парка Стэнфордского университета, и сейчас здесь сосредоточено более трех тысяч высокотехнологичных мелких и средних исследовательских фирм. Американское законодательство стимулирует малый научный бизнес, требуя, в частности, привлекать его к реализации всех государственных научно-технических проектов стоимостью свыше 100 тыс.долл., выдаваемых частным корпорациям. При этом, потребляя в настоящее время лишь 2-5% общего объема средств на НИОКР, малый бизнес обеспечивает до 50% крупнейших нововведений. Вместе с тем в США уделяют внимание и созданию крупных исследовательских коллективов, способных решать масштабные научные проблемы. Именно с этой целью в 1984 г. был принят Закон, выводящий из-под действия антитрастового законодательства совместные НИОКР, организуемые несколькими компаниями. К 1988 г. появилось более 100 таких совместных объединений. В странах Северной Европы традиционно сильна роль госсектора. В его задачу, в частности, входит поддержание за счет госинвестиций заниженных издержек производства, в отдельных отраслях эта практика распространяется на транспорт, связь, включает установление заниженных грузовых тарифов, снабжение приоритетных отраслей дешевой электроэнергией, поддержку развития традиционных отраслей: деревообработки в Швеции и Финляндии, металлургии в Швеции. Одновременно государство занимается освоением новых отраслей, которые могут стать структурообразующим фактором для национальной экономики, как это имело место в Норвегии при освоении нефтегазовых месторождений Северного моря. В начале 90-х годов шведское правительство объявило о намерении поэтапно приватизировать 35 госкомпаний, продавая ежегодно акций на 10 млрд.крон и предоставляя преимущественное право на них сотрудникам компаний и обычным гражданам, для чего выделялись бы льготные кредиты. Однако из-за экономического кризиса и резкого снижения инвестиционной активности граждан данная акция была существенно замедлена. Более заметен этот процесс в Норвегии, где в 1990 г. правительство продало 80% акций крупнейшей металлургической компании "Ношк ернверк". Но и здесь власти не решились на приватизацию нефтегазовой промышленности, которая обеспечивает треть всех доходов бюджета. С середины 70-х годов ужесточен контроль над использованием иностранных кредитов, финляндский банк полностью сосредоточил в своих руках поступления частных зарубежных кредитов, а в Норвегии введено прямое ограничение иностранных кредитов для частных банков. В Швеции и Финляндии среди ведущих компаний нет ни одной иностранной, что связано с запретом на иностранные инвестиции в целом ряде отраслей. Все страны Северной Европы имеют специализированные организации по государственному страхованию экспортных операций, а также предоставлению государственных гарантий в отношении зарубежных инвестиций. Центральные банки предоставляют льготные кредиты через коммерческие банки для мелких и средних фирм, ведущих экспорт своей продукции. Ослабление налогообложения частного сектора наблюдается, в частности, в Швеции, где в результате налоговой реформы уровень налога на прибыль корпораций понижен с 52-57 до 30%. С принятием в 1986 г. Единого Европейского акта научно-техническая политика была возведена в ранг важнейших приоритетов ЕС, что стимулировало широкомасштабные межнациональные и межфирменные НИОКР. Совместные исследования ведутся в большинстве отраслей науки и производства, причем некоторые проекты объединяют компании различных отраслей. Наряду с крупными совместными проектами ЕС оказывает финансовое содействие и малым венчурным фирмам, основная масса которых сосредоточена в Великобритании (2/3 общего количества) и Нидерландах (1/6). Содействие мелкому венчурному бизнесу оказывается и на уровне крупных европейских компаний. В 1988 г. в Великобритании начата приватизация сети электростанций, находившихся под контролем Центрального совета по энергетике. Все неатомные станции разделены на две группы:
80% их вошли в состав компании "Нэшнл Пауэр", а 20% - в состав компании "Пауэр Джэн". Такой непропорциональный раздел объясняется стремлением правительства оставить у одной из компаний достаточный объем материально-технических средств для продолжения НИОКР. До приватизации за счет средств Центрального совета по энергетике проводились исследования по таким фундаментальным темам, как воздействие развития энергетики на окружающую среду, перспективные технологии получения и передачи электроэнергии и т.п. При этом в Закон парламента о приватизации электростанций был включен пункт, обязывающий "Нэшнл Пауэр" продолжать НИОКР, нацеленные на реализацию национальных приоритетов в области электроэнергетики.
|
|