Обозреватель - Observer |
|
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА А. Подберезкин, Во-первых, необходимо определить приоритеты Государства. Пора осознать, что ни экономика, ни политика в "чистом виде" не могут быть эффективно реформированы во имя созидания без коренных перемен в нашем отношении к духовной и интеллектуальной сфере, а это - культура, наука, образование, отношение к производителю-творцу - отечественному предпринимателю. УЖЕ ЯСНО ПО ПЕЧАЛЬНОМУ ОПЫТУ (ХОТЯ ЭТО БЫЛО ОЧЕВИДНО И РАНЕЕ), ЧТО "ЧИСТО РЫНОЧНЫЕ" ПРИОРИТЕТЫ НЕ РАБОТАЮТ. СТИХИЯ РЫНКА КАК В ОБЛАСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ, ТАК И НРАВСТВЕННОЙ НЕ МОЖЕТ СТАТЬ СТРАТЕГИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Во-вторых, человечество вступило в информационный век. Информация стала непосредственным производственным ресурсом наряду с сырьем и энергией, более того, в стоимостном выражении уже в 80-е годы превзошла их. Информационные ресурсы в частности и наукоемкие технологии в целом (будь то в науке, культуре или предпринимательстве) сегодня определяют уровень развития общества, его производственных сил. Поэтому по сути дела перед нами стоит выбор: либо наше предпринимательство будет предпринимательством будущего, опирающимся на подлинные производства, либо - на сырьевые. В-третьих, предпринимательство, интеллектуальная сфера выделяется не только в самостоятельное и социально значимое направление трудовой деятельности, но и требующее специальной системы органов управления, комплекса мер по ее государственной поддержке и защите. Особо следует подчеркнуть изменение психологического климата в общественном сознании по отношению к предпринимателю. Человек все более становится творцом, его труд требует глубоких знаний, изобретательности, предприимчивости, организованности, культуры. Так должно быть, но, к сожалению, нынешняя реформа пошла в прямо противоположном направлении. В результате в тяжелейшем положении оказалась интеллектуальная сфера производства, в т.ч. и отечественное предпринимательство, где воспроизводится важнейший и определяющий элемент производительных сил общества - человек-творец. Представляется необходимым расширить рамки понятия "профессиональный творческий работник". К ним принято относить только лиц так называемых "творческих" профессий: литераторов, художников, артистов, ученых. Но ведь любой труд содержит элементы творчества - это процесс информационный и в этом смысле творческий. Стимулировать творчество - значит стимулировать разум. Поэтому, чтобы изменить поведение человека, нужно изменить стимулы и оценки его поведения, порядок вознаграждения или наказания в зависимости от совершаемых действий. Следовало бы в связи с этим рассматривать предпринимательство как особый вид творческой деятельности. Как показали исследования, ТАЛАНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТАК ЖЕ РЕДОК, КАК ТАЛАНТ МУЗЫКАНТА, ПОЭТА, ИНЖЕНЕРА. Только творческая личность, способная организовать труд на научной основе и обеспечить высокий уровень культуры производства, может приносить пользу не только себе, но и обществу, и природе. Предпринимательство требует культуры, научных знаний и образования, а культура, наука и образование, в свою очередь, нуждаются в финансовой поддержке делового мира. Если бы не было духовного продукта, не было бы и материального производства. Это наглядно видно из анализа, посвященного конкретным носителям капитала и его происхождения.
Понятно, что эти данные не статичны, они стремительно меняются. Но даже на их основе можно сделать вывод, что предприниматели это не только элита общества сегодняшнего, но и вчерашнего. К этому феномену никак нельзя отнести пропагандистское клише "новые русские", которое устоялось в общественном сознании с малообразованным и бескультурным ворюгой. Очевидно, что и будущая элита страны будет воспроизводиться из уже имеющихся предпосылок, медленно разбавляясь особенно одержимыми кадрами. Все это говорит о необходимости специальных мер по защите предпринимательства от дальнейшего разрушения. Нужна система новых законов и внесение поправок в действующие с целью обеспечить материальную и моральную поддержку творчески работающим на общее благо предпринимателям. РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОХРАНЕ, ПОДДЕРЖКЕ И СТИМУЛИРОВАНИИ ТАЛАНТА, ИНТЕЛЛЕКТА, НРАВСТВЕННОСТИ. Предлагаемый проект Закона "Об основах государственной политики по защите и поддержке отечественного предпринимательства" направлен на то, чтобы максимально полно использовать нравственно-психологический потенциал России, наше интеллектуальное и духовное наследие в интересах Нации и Государства. И второе. Предприниматели не только наиболее динамичный социальный слой, но и готовый к активной политической и экономической деятельности, объективно направленной на укрепление государства, т.е. их общих позиций. На вопрос: "Может ли предпринимательский слой оказать воздействие на ускорение становления в России нормальных условий для предпринимательской деятельности?" - 98,2 % из 700 опрошенных ответили "да". Среди шагов, которые во имя этой цели могут сделать сами предприниматели, названы следующие:
Сегодня наибольшую угрозу отечественному предпринимателю представляют не члены КПРФ, а крупный иностранный капитал: борьба против нашей страны имеет не социальную, а ярко выраженную национальную окраску. И наиболее дальновидные отечественные предприниматели это уже осознали и пришли к выводу, что только сильное Государство, умело проводящее в т.ч. и социальную политику, способно их защитить. Частично исправить положение могла бы концентрация духовного производства в самостоятельное направление, т.е. объединение соответствующих министерств и подчинение их одному из первых вице-премьеров в качестве приоритетного направления. Соответствующие коррективы предлагается внести в федеральный бюджет и налоговую политику. Но главное, что должно дать обсуждение и принятие указанного законопроекта, - это коренное изменение нынешнего отношения к духовному производству. Важнейшее направление государственной политики - это жесткий протекционизм в отношении науки и системы подготовки кадров, включая и отечественных предпринимателей. От широковещательных заявлений и обещаний в этой области пора перейти к конкретным делам и программам с реальным финансовым наполнением. Государство должно повернуться лицом к науке, в первую очередь к фундаментальной и вузовской, которая в настоящее время находится в критическом состоянии. Это один из немногих секторов экономики, в котором мы имеем не только огромный потенциал, но и по многим направлениям пока еще находимся на передовых позициях. Фундаментальная наука - основа развития отраслевой, и в конечном итоге именно она определяет уровень развития техники, технологии и дает потенциальные возможности предпринимательству. Одновременно с протекционизмом по отношению к фундаментальной науке необходимо отработать государственную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Кризисные явления в экономике в конечном итоге заставят нас пойти на структурную перестройку народного хозяйства и провести ее быстро, если мы не хотим пополнить ряды развивающихся стран. Структурная перестройка объективно связана с потерей работы определенными категориями трудящихся. Однако всех нас должен тревожить тот факт, что в числе безработных или оставивших работу по специальности оказывается множество людей с высшим образованием. То есть те, от кого в конечном итоге зависит будущее страны, ее расцвет. Если государство оставляет невостребованным труд ученого, инженера, экономиста, врача, учителя, то оно объективно подрывает само себя. В задачу общественной системы образования и воспитания входит, с одной стороны, подготовка высокопрофессионального работника, с другой - гражданина общества. Чем более сложным становится процесс производства, чем выше производительность общественного труда, тем более стирается грань между этими двумя сторонами и в самом человеке, и в системе, его формирующей. Видимо, это одна из ведущих характеристик постиндустриального общества. Но путь к такому обществу лежит прежде всего через высокопроизводительный труд. Такой труд может базироваться только на наукоемкой технологии и высоком профессионализме. В качестве примера рассмотрим динамику изменений в составе и уровне квалификации совокупного работника (т. е. занятой в товарном производстве совокупной рабочей силы) в США. В условиях научно-технической революции в структуре совокупного работника преобладающую роль начинают играть работники, непосредственно не входящие в контакт с предметом труда, т.е. физический труд как составной элемент труда производительного, становится все менее значимым. За последние сто лет доля работников физического труда в составе совокупного работника снизилась с 90 до 10-15% и имеет тенденцию уменьшиться к 2000 г. до 5-10%. При этом весьма характерно, что доля работников наемного труда в общей численности самодеятельного населения возросла с 30 до 90% (к вопросу об обществе собственников!). Приведенные данные свидетельствуют также о том, что в структуре совокупного работника неуклонно уменьшается доля лиц, занятых в материальном производстве. Глобализация информатизации - концепция, не только закрепляющая деление стран на три мира. Согласно этому подходу страны "первой фазы" останутся источником сельскохозяйственных и минеральных ресурсов; страны "второй фазы" - дешевой рабочей силы и товаров широкого потребления. Страны "третьей фазы", или государства "информационной цивилизации", будут производить и соответственно продавать остальному миру информацию и нововведения, промышленные и управленческие технологии, программно-математическое обеспечение, культуру, образование, медицинское обслуживание, финансовые и другие услуги - одним словом, все то, что связано с высшим уровнем интеллектуальной деятельности. В соответствии с этой концепцией напряженность в отношениях между "фазовыми" цивилизациями будет возрастать, и новая цивилизация "третьей фазы" будет вынуждена бороться за установление глобальной, мировой гегемонии. Пока, к сожалению, приходится признавать, что реализуемый у нас вариант шоковых реформ в лучшем случае соответствует выбору в пользу второй стратегии. При этом нельзя говорить всерьез о том, что нас "пустят" в клуб стран "третьей фазы". Реальные же процессы свидетельствуют, что нам отведена роль страны "первой фазы". И главным исполнителем этой политики являются наши реформаторы, наше собственное Правительство. В пользу такого вывода приведем лишь некоторые выдержки из правительственных документов. Международные кредитно-финансовые организации намереваются предоставить кредиты преимущественно на развитие топливно-энергетического комплекса, аграрного сектора, жилищного строительства и транспортной инфраструктуры"... Предпринимательство в России развивается крайне однобоко и уродливо. Процветают только те коммерческие структуры, что связаны с короткими деньгами, в основном торгово-посреднические. Производственные фирмы, зародившиеся на волне кооперативного движения в 1987- 1991 гг., исчезают в настоящее время одна за другой, так как опираются "на длинные деньги". Поэтому необходимо особое внимание и поддержку уделять долгосрочным предпринимательским проектам. Основные причины, тормозящие долгосрочную предпринимательскую деятельность:
Целесообразнее направить протекционистские меры на поддержку крупных АО и ТОО. Именно здесь творческая личность за счет коллективной ответственности более надежна для инвестиций, но еще не обезличена в большом социальном организме. Необходимо лишь наделить "общину" долей общенародной собственности, эквивалентной количеству ее членов ("коллективный ваучер"), которая должна быть выражена:
Собственность крупных ТОО и фирм, имеющих свои собственные фонды, выражена в виде недвижимости, к под ее залог государство может направлять помощь на развитие определенных видов деятельности. Полученные льготы и помощь такие крупные ТОО могут распределять между мелкими предпринимателями, эффективный контроль за которыми они сумеют наладить. Создав такой переходный мост между предпринимателем и государством, можно приступить к целенаправленной стимуляции за счет льгот и помощи необходимых обществу видов предпринимательской деятельности. Краткий перечень необходимых льгот и видов помощи:
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(77);%>
|