Обозреватель - Observer

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

А. Подберезкин,
доктор исторических наук,
академик РАЕН

Во-первых, необходимо определить приоритеты Государства. Пора осознать, что ни экономика, ни политика в "чистом виде" не могут быть эффективно реформированы во имя созидания без коренных перемен в нашем отношении к духовной и интеллектуальной сфере, а это - культура, наука, образование, отношение к производителю-творцу - отечественному предпринимателю.

УЖЕ ЯСНО ПО ПЕЧАЛЬНОМУ ОПЫТУ (ХОТЯ ЭТО БЫЛО ОЧЕВИДНО И РАНЕЕ), ЧТО "ЧИСТО РЫНОЧНЫЕ" ПРИОРИТЕТЫ НЕ РАБОТАЮТ. СТИХИЯ РЫНКА КАК В ОБЛАСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ, ТАК И НРАВСТВЕННОЙ НЕ МОЖЕТ СТАТЬ СТРАТЕГИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Во-вторых, человечество вступило в информационный век. Информация стала непосредственным производственным ресурсом наряду с сырьем и энергией, более того, в стоимостном выражении уже в 80-е годы превзошла их.

Информационные ресурсы в частности и наукоемкие технологии в целом (будь то в науке, культуре или предпринимательстве) сегодня определяют уровень развития общества, его производственных сил. Поэтому по сути дела перед нами стоит выбор: либо наше предпринимательство будет предпринимательством будущего, опирающимся на подлинные производства, либо - на сырьевые.

В-третьих, предпринимательство, интеллектуальная сфера выделяется не только в самостоятельное и социально значимое направление трудовой деятельности, но и требующее специальной системы органов управления, комплекса мер по ее государственной поддержке и защите. Особо следует подчеркнуть изменение психологического климата в общественном сознании по отношению к предпринимателю.

Человек все более становится творцом, его труд требует глубоких знаний, изобретательности, предприимчивости, организованности, культуры. Так должно быть, но, к сожалению, нынешняя реформа пошла в прямо противоположном направлении. В результате в тяжелейшем положении оказалась интеллектуальная сфера производства, в т.ч. и отечественное предпринимательство, где воспроизводится важнейший и определяющий элемент производительных сил общества - человек-творец.

Представляется необходимым расширить рамки понятия "профессиональный творческий работник". К ним принято относить только лиц так называемых "творческих" профессий: литераторов, художников, артистов, ученых. Но ведь любой труд содержит элементы творчества - это процесс информационный и в этом смысле творческий. Стимулировать творчество - значит стимулировать разум. Поэтому, чтобы изменить поведение человека, нужно изменить стимулы и оценки его поведения, порядок вознаграждения или наказания в зависимости от совершаемых действий. Следовало бы в связи с этим рассматривать предпринимательство как особый вид творческой деятельности. Как показали исследования, ТАЛАНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ТАК ЖЕ РЕДОК, КАК ТАЛАНТ МУЗЫКАНТА, ПОЭТА, ИНЖЕНЕРА. Только творческая личность, способная организовать труд на научной основе и обеспечить высокий уровень культуры производства, может приносить пользу не только себе, но и обществу, и природе. Предпринимательство требует культуры, научных знаний и образования, а культура, наука и образование, в свою очередь, нуждаются в финансовой поддержке делового мира. Если бы не было духовного продукта, не было бы и материального производства. Это наглядно видно из анализа, посвященного конкретным носителям капитала и его происхождения.

Таблица

Доказатели
Доля в "деловой элите", %
Средний возраст, лет
1987-1989 гг.
Выходцы из структур ВЛКСМ
7
38
"Физики", бывшие работники промышленных НИИ
19
41
Дети из "элитных семей" (родители связаны с международной, научной и культурной деятельностью)
10
29
1990-1993 гг.
"Банкиры из системы Госбанка"
17
36-53
"Директора", руководители приватизированных предприятий
22
53

Понятно, что эти данные не статичны, они стремительно меняются. Но даже на их основе можно сделать вывод, что предприниматели это не только элита общества сегодняшнего, но и вчерашнего. К этому феномену никак нельзя отнести пропагандистское клише "новые русские", которое устоялось в общественном сознании с малообразованным и бескультурным ворюгой. Очевидно, что и будущая элита страны будет воспроизводиться из уже имеющихся предпосылок, медленно разбавляясь особенно одержимыми кадрами.

Все это говорит о необходимости специальных мер по защите предпринимательства от дальнейшего разрушения. Нужна система новых законов и внесение поправок в действующие с целью обеспечить материальную и моральную поддержку творчески работающим на общее благо предпринимателям. РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОХРАНЕ, ПОДДЕРЖКЕ И СТИМУЛИРОВАНИИ ТАЛАНТА, ИНТЕЛЛЕКТА, НРАВСТВЕННОСТИ. Предлагаемый проект Закона "Об основах государственной политики по защите и поддержке отечественного предпринимательства" направлен на то, чтобы максимально полно использовать нравственно-психологический потенциал России, наше интеллектуальное и духовное наследие в интересах Нации и Государства.

И второе. Предприниматели не только наиболее динамичный социальный слой, но и готовый к активной политической и экономической деятельности, объективно направленной на укрепление государства, т.е. их общих позиций.

На вопрос: "Может ли предпринимательский слой оказать воздействие на ускорение становления в России нормальных условий для предпринимательской деятельности?" - 98,2 % из 700 опрошенных ответили "да". Среди шагов, которые во имя этой цели могут сделать сами предприниматели, названы следующие:

  • Принять участие в политической жизни 77,3
  • Делегировать наиболее способных предпринимателей в политику 75,2
  • Обратиться за помощью и советом к предпринимателям развитых стран 44,2
Уже сегодня можно говорить о том, что предприниматель осознал себя как творец национальной политики, хорошо понимающий, что можно выжить и развиваться не только как класс, их и как Нация в целом.

Сегодня наибольшую угрозу отечественному предпринимателю представляют не члены КПРФ, а крупный иностранный капитал: борьба против нашей страны имеет не социальную, а ярко выраженную национальную окраску. И наиболее дальновидные отечественные предприниматели это уже осознали и пришли к выводу, что только сильное Государство, умело проводящее в т.ч. и социальную политику, способно их защитить.

Частично исправить положение могла бы концентрация духовного производства в самостоятельное направление, т.е. объединение соответствующих министерств и подчинение их одному из первых вице-премьеров в качестве приоритетного направления.

Соответствующие коррективы предлагается внести в федеральный бюджет и налоговую политику. Но главное, что должно дать обсуждение и принятие указанного законопроекта, - это коренное изменение нынешнего отношения к духовному производству.

Важнейшее направление государственной политики - это жесткий протекционизм в отношении науки и системы подготовки кадров, включая и отечественных предпринимателей. От широковещательных заявлений и обещаний в этой области пора перейти к конкретным делам и программам с реальным финансовым наполнением.

Государство должно повернуться лицом к науке, в первую очередь к фундаментальной и вузовской, которая в настоящее время находится в критическом состоянии. Это один из немногих секторов экономики, в котором мы имеем не только огромный потенциал, но и по многим направлениям пока еще находимся на передовых позициях.

Фундаментальная наука - основа развития отраслевой, и в конечном итоге именно она определяет уровень развития техники, технологии и дает потенциальные возможности предпринимательству. Одновременно с протекционизмом по отношению к фундаментальной науке необходимо отработать государственную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Кризисные явления в экономике в конечном итоге заставят нас пойти на структурную перестройку народного хозяйства и провести ее быстро, если мы не хотим пополнить ряды развивающихся стран.

Структурная перестройка объективно связана с потерей работы определенными категориями трудящихся. Однако всех нас должен тревожить тот факт, что в числе безработных или оставивших работу по специальности оказывается множество людей с высшим образованием. То есть те, от кого в конечном итоге зависит будущее страны, ее расцвет.

Если государство оставляет невостребованным труд ученого, инженера, экономиста, врача, учителя, то оно объективно подрывает само себя.

В задачу общественной системы образования и воспитания входит, с одной стороны, подготовка высокопрофессионального работника, с другой - гражданина общества. Чем более сложным становится процесс производства, чем выше производительность общественного труда, тем более стирается грань между этими двумя сторонами и в самом человеке, и в системе, его формирующей. Видимо, это одна из ведущих характеристик постиндустриального общества. Но путь к такому обществу лежит прежде всего через высокопроизводительный труд. Такой труд может базироваться только на наукоемкой технологии и высоком профессионализме.

В качестве примера рассмотрим динамику изменений в составе и уровне квалификации совокупного работника (т. е. занятой в товарном производстве совокупной рабочей силы) в США. В условиях научно-технической революции в структуре совокупного работника преобладающую роль начинают играть работники, непосредственно не входящие в контакт с предметом труда, т.е. физический труд как составной элемент труда производительного, становится все менее значимым. За последние сто лет доля работников физического труда в составе совокупного работника снизилась с 90 до 10-15% и имеет тенденцию уменьшиться к 2000 г. до 5-10%. При этом весьма характерно, что доля работников наемного труда в общей численности самодеятельного населения возросла с 30 до 90% (к вопросу об обществе собственников!). Приведенные данные свидетельствуют также о том, что в структуре совокупного работника неуклонно уменьшается доля лиц, занятых в материальном производстве.

Глобализация информатизации - концепция, не только закрепляющая деление стран на три мира. Согласно этому подходу страны "первой фазы" останутся источником сельскохозяйственных и минеральных ресурсов; страны "второй фазы" - дешевой рабочей силы и товаров широкого потребления. Страны "третьей фазы", или государства "информационной цивилизации", будут производить и соответственно продавать остальному миру информацию и нововведения, промышленные и управленческие технологии, программно-математическое обеспечение, культуру, образование, медицинское обслуживание, финансовые и другие услуги - одним словом, все то, что связано с высшим уровнем интеллектуальной деятельности. В соответствии с этой концепцией напряженность в отношениях между "фазовыми" цивилизациями будет возрастать, и новая цивилизация "третьей фазы" будет вынуждена бороться за установление глобальной, мировой гегемонии.

Пока, к сожалению, приходится признавать, что реализуемый у нас вариант шоковых реформ в лучшем случае соответствует выбору в пользу второй стратегии. При этом нельзя говорить всерьез о том, что нас "пустят" в клуб стран "третьей фазы". Реальные же процессы свидетельствуют, что нам отведена роль страны "первой фазы". И главным исполнителем этой политики являются наши реформаторы, наше собственное Правительство.

В пользу такого вывода приведем лишь некоторые выдержки из правительственных документов.
В 1995 г. "в целом на отрасли ТЭКа будет приходиться примерно треть промышленного производства" (в СССР эта доля не превышала одной десятой!).
"Важнейшей особенностью товарных рынков Российской Федерации в предстоящем году будет возрастание их насыщенности импортными товарами. Вероятно, структура насыщения все более распространится и на рынок продукции производственно-технического назначения..." "Наибольшая активность частных иностранных инвесторов проявляется в сфере вложения их капиталов в добычу и переработку нефти и газа".

Международные кредитно-финансовые организации намереваются предоставить кредиты преимущественно на развитие топливно-энергетического комплекса, аграрного сектора, жилищного строительства и транспортной инфраструктуры"...

Предпринимательство в России развивается крайне однобоко и уродливо. Процветают только те коммерческие структуры, что связаны с короткими деньгами, в основном торгово-посреднические. Производственные фирмы, зародившиеся на волне кооперативного движения в 1987- 1991 гг., исчезают в настоящее время одна за другой, так как опираются "на длинные деньги". Поэтому необходимо особое внимание и поддержку уделять долгосрочным предпринимательским проектам. Основные причины, тормозящие долгосрочную предпринимательскую деятельность:

  1. Высокие налоги, которые труднее скрыть в производстве, чем в торговле.
  2. Отсутствие системы льгот и поддержек, облегчающих первые этапы становления предприятия.
  3. Инфляция, которая лишает возможности получить долгосрочные кредиты под разумные проценты.
  4. Проблемы организации сбыта, плохая конкурентоспособность отечественного товара на международном рынке
  5. Отсутствие страховых гарантий, делающее предпринимательство очень рискованным. Высокая плата за аренду производственных и офисных помещений, отсутствие необходимого оборудования.
  6. Нестабильность любых поставок в условиях развала производства.
  7. Отсутствие правовой и консультационной поддержки предприятий.
Период, когда предпринимательство можно было стимулировать законодательно, упущен. Сегодня для содействия ему необходимо прежде всего определить адрес помощи.

Целесообразнее направить протекционистские меры на поддержку крупных АО и ТОО. Именно здесь творческая личность за счет коллективной ответственности более надежна для инвестиций, но еще не обезличена в большом социальном организме. Необходимо лишь наделить "общину" долей общенародной собственности, эквивалентной количеству ее членов ("коллективный ваучер"), которая должна быть выражена:

  • в денежном кредите, направленном в кассу общины;
  • частью территории и производственно-офисных помещений, отданных общине o пожизненное пользование без права продажа;
  • торговыми точками для организации подконтрольного общине снабжения товарами первой необходимости из надежных и качественных источников (фермерские хозяйства, малые предприятия и т.п.).
Предприниматель, живущий на территории общины, привязан к ней очень прочно своей квартирой, домом, кругом знакомых. Организовать контроль в общине легче - она будет нести полную ответственность перед государством своим паем.

Собственность крупных ТОО и фирм, имеющих свои собственные фонды, выражена в виде недвижимости, к под ее залог государство может направлять помощь на развитие определенных видов деятельности. Полученные льготы и помощь такие крупные ТОО могут распределять между мелкими предпринимателями, эффективный контроль за которыми они сумеют наладить.

Создав такой переходный мост между предпринимателем и государством, можно приступить к целенаправленной стимуляции за счет льгот и помощи необходимых обществу видов предпринимательской деятельности. Краткий перечень необходимых льгот и видов помощи:

  1. Долгосрочные кредиты под целевые программы.
  2. Система госзаказов для предпринимателей с гарантированной оплатой (безотзывный аккредитив или что-либо подобное).
  3. Сеть консалтинговых компаний, оказывающая на 70-90% за счет государства помощь предпринимателям в поисках заказчиков, выходе на зарубежный рынок.
  4. Налоговые льготы на первые 2-3 года становления предприятия. Упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности.
  5. Льготное страхование предпринимательской деятельности,
  6. Выделение части площадей и оборудования из государственных фондов под очень льготные арендные условия.
  7. Организация сети снабженческих фирм, обслуживающей малый бизнес по льготным расценкам (за счет доплаты со стороны государства).
  8. Создание сети юридических, экономических и профессиональных консультационных пунктов, работающих для малых предприятий по льготным тарифам (лучше-бесплатно).
  9. Организация бесплатного обучения бизнесу по поручительству общин, платному обучению от фирм.
  10. Проекты конкретной поддержки предпринимательства следует вынести на конкурс, организовать их широкое публичное обсуждение в средствах массовой информации.


404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(77);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]