Культура, образование
Обозреватель - Observer



АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО -
ШКОЛЫ КУЛЬТУРЫ МИРА...?

Ю.ВАЛИШИН,
профессор, руководитель Проекта ЮНЕСКО
Центрального региона России

          От редакции: Прошедшее 25 октября 2001 г. под председательством премьер-министра заседание Правительства РФ, посвященное проблемам образования, ясно показало, что в деле реформирования средней и высшей школы остается больше вопросов, чем появляется ответов. И дело даже не в нововведениях типа перевода школы на 11-12-летний цикл обучения или установления "единого государственного экзамена", получивших неоднозначную оценку учителей и директоров средних школ и ректоров вузов.
          Открытым остается вопрос о предметном наполнении учебных программ и целесообразности введения новых образовательных дисциплин (типа появившегося в средних школах аморфно-неясного предмета "граждановедение").
          Сегодня, когда волна эйфории, связанная с появившейся на гребне "перестройки" и "демократизации" возможностью беспредельного "новаторства" в сфере образования, начала спадать, необходимо максимально осторожно относиться к "перекраиванию" и дополнению элементами, привнесенными извне, складывавшейся десятилетиями российской системы образования, многочисленные и несомненные достижения которой уже признаны во всем мире.

В самый разгар "холодной войны" в 1953 г. по инициативе ЮНЕСКО был предложен в качестве эксперимента проект Ассоциированных школ (ПАШ). Этот проект должен был в опытно-показательном порядке осуществить воспитание детей в духе мира, прав человека, демократии, терпимости, взаимопонимания, направленного на развитии культуры мира, исходя из конкретных особенностей национальных систем образования каждой из стран.

Первоначально в ПАШ вошло 15 государств. К настоящему времени в составе ассоциированных школ ЮНЕСКО более 5000 учеников из более 130 стран мира. В сеть ПАШ входят учебные заведения от детских садов, школ до лицеев, колледжей, детских учебных центров, центров дополнительного образования ВУЗов.

Если первоначальной задачей Ассоциированных школ ЮНЕСКО был обмен информацией, опытом, распространение знаний, международное сотрудничество в сфере образования, развития новых методов в обучении и воспитании, то в настоящее время выделилось несколько приоритетных направлений:

  • Сохранение окружающей среды как среды обитания человека - это экологический аспект. Проекта, который охватывает и пропаганду здорового образа жизни, и изучение наиболее комфортных условий обучения и воспитания.
  • Культурологический аспект Проекта направлен на изучение всемирного культурного наследия и его сохранения, а это основа эстетического и этического воспитания учащихся.
  • Правовой аспект включает изучение прав детей и взрослых, демократии, толерантности.
  • Информационный аспект посвящен распространению информации о деятельности ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.

Кроме перечисленных приоритетных направлений в проектах Ассоциированных школ ЮНЕСКО (АШЮ) находят отражение современные проблемы развития науки, техники и международных отношений. Среди них можно выделить следующие:

  • межкультурные коммуникации;
  • полиэтнизм, этика информационных технологий;
  • целостное восприятие мира, сохранение культурного и природного наследия человечества;
  • геном человека;
  • миротворчество и детская дипломатия и др.

Провозглашение ООН 2000 г. - годом культуры, мира и ненасилия, а десятилетие 2001-2010 гг. - международным десятилетием ненасилия и мира в интересах детей Планеты поставило перед АШЮ новые задачи:

1. Проведение исследований и разработка новых технологий и техник воспитания молодежи в духе международного сотрудничества, культуры мира, ненасилия и толерантности.

2. Содействие обмену информацией, методическими разработками и контактам между группами учащихся и педагогов АШЮ разных стран.

Деятельность АШЮ получила новый импульс после принятия ЮНЕСКО "Манифеста 2000 года и ненасилия", целью которого было обращение внимания всего международного сообщества и каждого гражданина Земли на важность идеалов мира, добра, толерантности, ненасилия, международной солидарности для судеб Планеты.

Манифест был не разработан и представлен в преддверье нового тысячелетия в Париже группой нобелевских лауреатов премии Мира в рамках подготовки к международному году Культуры Мира. В нем нашли отражения следующие положения:

  • Уважать жизнь и достоинство каждого человека без какой бы то ни было дискриминации и предубеждения.
  • Настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие - физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное, прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, например детей и подростков.
  • Делиться своим временем и материальными ресурсами и быть щедрыми, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению.
  • Отстаивать свободу выражения мнений и культурного многообразия, неизменно прислушиваясь к другим людям, вступая с ними в диалог, никого не отвергая, избегая фанатизма и злословия.
  • Выступать против безудержного потребления, за такое развитие, при котором уважались бы все формы жизни, дабы способствовать сохранению природного равновесия на Планете.
  • Вносить свой вклад в развитие всего сообщества, содействуя всестороннему участию женщин в его жизни и уважению демократических принципов, дабы способствовать созданию новых форм солидарности.

Текст манифеста был подписан всеми учащимися АШЮ России, его положения стали основополагающими в учебно-воспитательной работе.

В работе АШЮ в противовес понятию "Культура войны" появилось такое понятие, как "Культура мира". Чтобы утверждать культуру мира, нужно знать, что такое культура войны. Важно объяснять сегодня детям содержание понятия "война", исходя из ее целей, форм, методов, характера и других особенностей современных войн. В это понятие входят как мировые воины, так и локальные конфликты - все это война на полях сражений.

Им противостоят "холодные" войны. Это войны нового типа. Но цели этих войн не изменились. Они охватывают передел мира, изменение сфер влияния, достижение мирового господства. Средства ведения таких войн на оружие, а экономика, дипломатия, международные военные союзы, созданные как институты гегемонии.

Появились новые, неведомые ранее формы современной войны: психологические, экономические, информационные, климатические.

Исследуя суть войн, великий русский философ Н.А. Бердяев писал: "Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных по внешнему обличию временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, наполняются злоба и ненависть. В ней проецируются то, что происходит в глубине".

Действительно, основные войны происходят не на полях сражений, а в душах людей, в глубинах ума, сознания, подсознания и в бессознательном. Поэтому АШЮ видят свою задачу в снятии агрессии, жестокости, нетерпимости к инакомыслию, озлобленности, мстительности, в охране сознания молодежи от загрязнения.

Ассоциированные школы, формируя новую модель образования, развивают культуру мира как важнейшую идею нового тысячилетия. В этой идее понятие "мир" рассматривается в различных аспектах:

  • как Вселенная (Космос);
  • как планета Земля;
  • как состояние на войне (мир в сознании людей);
  • как человеческое сообщество;
  • как гармоничное партнерство человека с окружающей средой.

Под культурой понимается историческая совокупность результатов деятельности человечества.

Понятие "культура мира" не просто идеал, к которому человек должен стремиться, - это результат конкретных действий в социально-политических, общественных, научных, культурных, религиозных, образовательных сферах, производимых на глобальном, региональном, государственном и локальном уровнях.

Понятие "культура мира" это:

  • смена парадигм развития человечества;
  • совокупность этических, эстетических ценностей, нравов, обычаев, образов бытия человека и человеческих сообществ;
  • уважение жизни как важнейшее право человека;
  • провозглашение ненасилия нормой человеческого бытия и разрешение конфликтов мирными средствами;
  • духовная экология, экология сознания человека;
  • полифония космических, планетарных и социокультурных голосов;
  • освоение культурного наследия человечества;
  • культура мировой солидарности, мирового сотрудничества, диалога, толерантности;
  • уважение расовой, национальной, культурной и конфессиональной принадлежности.

АШЮ понимают культуру мира как сложный комплекс, творчески развивающийся и усложняющийся на основании практики при условии свободного обмена информацией. Культура мира не может быть навязана. Она представляет собой процесс, развивающийся на основе убеждений и действий, зависящих от конкретных условий истории, культуры и традиций. Таким образом, "культура мира" - это не просто красивый лозунг или изречение, а деятельность всего человечества, в основе которой лежит изменение планетарного сознания каждого. Задача ассоциированных школ - стать передовыми отрядами молодежи, внедряя культуру мира в основу своей деятельности и распространения этот образ мышления на ближайшее окружение.

Проекты АШЮ учитывают изменение планетарного сознания человечества из-за самоубийственных возможностей современных цивилизаций. Поэтому новая мировоззренческая парадигма определяет отношение к природе как к сложному живому организму, в котором проживает человек, с которым он тесно взаимодействует и взаимосвязан.

Эта парадигма диктует целостное видение и восприятие мира, которое формируется со школьной скамьи.

По мнению академика Н.И. Моисеева, в XXI в. будут развиваться параллельно два взаимообусловленных процесса - превращение человечества в единый биосоциальный организм и формирование общепланетарного разума. Исходя из этого предвидения культуру мира можно рассматривать как социокультуру, как императив поступательного общечеловеческого цивилизационного процесса, как синтез научной мысли, миротворчества, политики, международного права и нравственности.

Перед человечеством сегодня лежит пропасть глобальных проблем, решать которые можно только на основе концепции культуры мира. Это переход общества от неудержимого потребления и накопления к равномерному динамическому развитию. Это перевод международной жизни от однополюсной, двуполюсной к многополюсной конфигурации. Это борьба с глобализацией, международной бедностью. Это решение экологических проблем. Исходя из этих проблем культура мира становится стратегическим процессом, реализация которого охватывает практически все сферы человеческой деятельностью и тем самым определяет состыковку различных наук - политологической, экономической, социальной, юридической, культурологической, психологической, педагогической, экологической и др. То есть концепция культуры мира требует междисциплинарных исследований, а значит, и растущую потребность сближения и сочетания естественных и гуманитарных наук.

В рамках развития концепции культуры мира Фредерико Хосе Майорк призвал все страны мира к охране разнообразия природного, культурного, научного, генетического и этического наследия. Большую роль в продвижении идей культуры мира он уделил образованию и его передовому отряду - АШЮ. Именно он призван распространять идеи ценности мира, прав человека, ненасилия, международного сотрудничества и толерантности, В руках молодого поколения Планеты сегодня будущее культуры мира.

Идея культуры мира воплощается в конкретные проекты школ ЮНЕСКО, представляя собой новый этап в развитии образования. Эта идея дает возможность активизировать и целенаправить учебный процесс на миропознание и миротворчество, вовлекая в него каждого школьника, реализуя ценностно ориентированные и личностно ориентированные модели образования, исследуя и преобразуя окружающий мир по средствам личного участия каждого учащегося в решении мировых проблем современности.

Идея культуры мира в АШЮ привлекает самые передовые научные достижения в области акмеологии, аксеологии, синергетики, феноменологии, психотехнологий и др. Появились реальные возможности актуализации скрытых возможностей, неиспользованных резервов личности, выявления и развития одаренности каждого ребенка, вовлечения всех учащихся в процессы миротворчества и международного сотрудничества.

Таким образом, АШЮ становятся пилотными школами, прообразами школ будущего, школ культуры мира и ненасилия. Они отвечают требованию современного общества - образование из формирующей переводят в развивающую плоскость на основе гуманистической этики, социокультурного разнообразия, демократического воспитания, развивают у учащихся экологическое сознание, интуитивное мышление, эмоциональную отзывчивость.

Девизом ассоциированных школ становится лозунг: "Думай космически и глобально, а действуй локально".



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]