Экономика |
Обозреватель - Observer
|
ПОЛИТИКОВ-ВРЕМЕНЩИКОВ И НЕФТЯНЫХ КОРОЛЕЙ В.ЗИЛАНОВ,
академик Международной академии наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности, профессор, Заслуженный работник рыбного хозяйства России Политика, проводимая Б.Ельциным в сфере водных биоресурсов, - это политика бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов во имя получения максимальной прибыли: она привела каспийских осетров на грань катастрофы. По инерции это продолжается и сейчас, что обратило на себя самое серьезное внимание мировой рыболовной общественности. Как результат - введение международной организацией ООН по торговле видами дикой флоры и фауны (СИТЕС) запрета для России экспорта икры осетровых, обусловившее в свою очередь введение (начиная с 2001 г.) полного запрета на их промысел нашей страной в прикаспийском регионе. Надо полагать, что это только первый, к сожалению, неблагоприятный для нашей страны, звонок. Впереди более значимая и серьезная проблема. Это раздел Каспийского моря и широкомасштабная разработка углеводородов - нефти и газа.
возобновляемые ресурсы Каспийское море - один из крупнейших в мире замкнутых внутриконтинентальных водоемов, по существу, озеро, не имеющее в настоящее время выхода в Мировой океан (в прошлом было) - играет важное рыбохозяйственное значение для населяющих его побережье около 10 млн. человек. Протяженность Каспийского моря с севера на юг достигает 1030 км, а ширина с запада на восток - 435 км, при максимальной глубине 1025 м. Его площадь составляет 378 тыс. кв. км. Хотя в Каспийском море и впадающих в него реках обнаружено около 124 видов и подвидов рыб, промысловое значение имеют около трех десятков. Среди них такие ценные, как белуга, русский осетр, севрюга, стерлядь, персидский осетр, шип, белорыбица, каспийская кумжа, кутум, жерех, сазан, лещ, вобла, различные виды сельдей, шемая, судак и другие. За 100 лет ХХ в. максимальный суммарный годовой вылов рыбы в Каспийском море с низовьями впадающих в него рек представлен в табл. 1. Таблица 1 тыс. т
Основные причины снижения вылова рыбы вызваны как падением численности наиболее высокоценных объектов промысла (осетровых), так и недоиспользованием уже по экономическим (рыночным) мотивам высокочисленных объектов лова (каспийская килька). Особенностью рыболовства в Каспийском море является то, что формирование основ рационального использования рыбных ресурсов, и осетровых особенно, осуществлялось Советским Союзом и Ираном. При этом определяющую роль играли теоретические разработки и практика рыболовства нашей страны, вылов которой в целом достигал 85-90% от общей добычи. К тому же Советский Союз осуществлял контроль за рыболовством на акватории около 95% всей водной площади моря. Последнее обстоятельство, с учетом действующей в то время отработанной системы контроля в море и в портах, а также налаженной статистической отчетности, позволяло исполнительной власти на местах и в Центре полностью владеть и управлять ситуацией.
Учеными, специалистами-практиками, рыбаками страны:
Все это позволяло с оптимизмом рассматривать будущее рыболовство Каспийского моря, которое способно давать ежегодно не менее 400-450 тыс. т высококачественной рыбы, и что особенно важно, обеспечивать занятость прибрежного населения. Рыбные ресурсы, в отличие от минеральных, самопроизводящие и могут служить человеку при их научно обоснованном, рациональном использовании - вечно, т.е. они неисчерпаемы, если не нарушается экосистема и не разрушается воспроизводительная способность популяций тех или иных видов. Следует остановиться на запасах осетровых Каспийского моря, которые составляют 90% мировых запасов, а по естественному генофонду - это достояние всего человечества. По существу, все прикаспийские государства несут ответственность за их состояние, видовое разнообразие перед всем мировым сообществом. К настоящему времени биология основных видов осетровых Каспийского бассейна - белуги, русского осетра, севрюги, персидского осетра, шипа и стерляди - достаточно хорошо изучена. Взрослые половозрелые рыбы после нереста в реках нагуливаются в море, совершая протяженные миграции вдоль побережья (рис.1). При этом часто скопления откармливающих осетров выходят за пределы существующей 10-мильной рыболовной зоны прибрежных государств. В то же время основные кормовые поля как для молоди осетровых, так и взрослых рыб расположены в северной мелководной части Каспия. Рис. 1. Распределение осетровых в летний пероиод: Для создания в этом районе благоприятных условий для откорма осетровых, да и других видов рыб, а также обеспечения их сохранения и воспроизводства Казахстан в 1974 г., а РСФСР в 1975 г. соответствующими постановлениями установили в северной части Каспийского моря с дельтами рек Волги и Урала заповедную зону, где была запрещена геологоразведочная и сейсморазведочная работы, а также осуществлялся особый режим сбора воды, судоходства и другая деятельность. Эта заповедная зона существует и по сей день, хотя ее режим существенно нарушается. Так, Казахстан при участии ряда американских фирм начал в одностороннем порядке осуществлять в заповедной зоне сейсморазведочные работы, что подталкивает и российские нефтяные компании следовать этому же. Все это, несомненно, отражается на рыбных запасах и, прежде всего, осетровых. В этой связи рыбохозяйственные организации, фирмы и рыболовецкие колхозы Каспия вправе предъявить иски нефтяным компаниям за наносимый ущерб осетровым и другим рыбным запасам в заповедной зоне. Ведущее место в формировании запасов осетровых принадлежит рр. Волге и Уралу, где не только происходит пока еще естественный нерест, но и функционируют рыбоводные заводы по искусственному воспроизводству осетровых. 8 из 13 действующих таких заводов расположены на Волге, которые выпускают на откорм в северный Каспий 55-82 млн. шт. молоди (табл.2). Суммарный же выпуск молоди всеми странами составляет 80-100 млн. шт., в то время как море способно прокормить не менее 140-160 млн. шт. молоди осетровых. К сожалению, недостаточное количество маточного материала и скудность финансирования этих важных работ со стороны правительств прикаспийских государств не позволяют использовать весь природный потенциал для восстановления запасов осетровых. Длительный жизненный цикл осетровых и позднее их созревание (7-15 лет) определяет и применение специальных мер по регулированию их промысла. Таблица 2 Выпуск молоди осетровых рыбоводными заводами Каспийского бассейна* млн. шт.
Основной мерой, оправдавшей себя на практике, является:
Именно такой режим рыболовства осетровых с широкомасштабным искусственным воспроизводством позволил в 70-80 годах и в первой половине 90-х годов поддерживать суммарный их вылов всеми странами на уровне 20-28 тыс. т в год, что давало не менее 2-2,5 тыс. т черной икры. С образованием новых суверенных прикаспийских государств и формированием "рыночных отношений" стремительно последовало разрушение всей системы управления рыболовством на Каспии, включая оправдавшие себя на практике меры регулирования промысла осетровых. Начал развиваться широкомасштабный браконьерский промысел не только в реках, но и в море, что в основном разрушает запасы. К тому же была упразднена и система статистической отчетности, контроля за рыболовством, что не позволяет ученым, специалистам реально отследить действительные масштабы вылова и состояние запасов. В табл. 3 приведены официально зарегистрированные выловы осетровых. Таблица 3 Уловы осетровых в Каспийском бассейне тыс.т
Не исключено, что такое же количество или больше - 3-7 тыс. т ежегодно приходится на браконьерский лов и неучтенный вылов. Последнее подтверждается масштабами конфискованной черной икры в ходе операции "Путина" (табл. 4). Таблица 4
Не меньшие трофеи от браконьерства и за 1997-2000 годы. И это только по России. Осетровый черный рынок разрастается и охватывает все новые районы побережья Каспия. При этом официальные сведения о производстве и экспорте икры снижаются (табл.5). В этих условиях рыбохозяйственные ведомства России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана объединили свои усилия, подписав ведомственную договоренность о совместных действиях по недопущению промысла осетровых в море и по предотвращению морского браконьерского промысла. Таблица 5 Производство и экспорт икры осетровых прикаспийскими государствами* тонн
Комиссия и ведущие ученые неоднократно обращались к главам всех прикаспийских государств с просьбой объединить усилия для спасения осетровых и всех рыбных запасов Каспия и незамедлительно подписать межправительственное "Соглашение о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря", проект которого разработан экспертами Азербайджана, Казахстана, Ирана, Россия и Туркменистана1. Но политические руководители прикаспийских государств оставили без внимания эти обращения. Исходя из сегодняшнего состояния запасов осетровых, необходимо вводить полный запрет на их промышленный лов (всеми прикаспийскими странами) не менее чем на 5-10 лет, а на этот период следует сохранить только отлов их для научно-воспроизводственных целей. Безусловно, такая мера весьма тяжела и непопулярна, но другого выхода для ускоренного восстановления запасов осетровых нет. Следовало бы так же принять согласованную среди всех прикаспийских государств долгосрочную, не менее чем на 50-60 лет "Стратегию восстановления и устойчивого использования запасов осетровых и сохранения генофонда этих рыб" и в развитии ее конкретную "Программу действий". Только объединенные усилия Азербайджана, Казахстана, Ирана, Туркменистана и России могут предотвратить катастрофу осетровых Каспийского моря. В целях же приостановления падения запасов осетровых необходимо принять безотлагательно следующие меры:
насколько их хватит Сведения о запасах нефти непосредственно в Каспийском море и вдоль его побережья, когда-то составлявшие государственную тайну, сейчас опубликованы. Выявленные запасы нефти оцениваются в 7-9 млрд. т, в том числе у побережья России около 1-1,5 млрд. т, Азербайджана 4-5 млрд. т, Казахстана 1-10 млрд. т, Туркменистана - 2,6 млрд. т., по Ирану данные отсутствуют. Ряд исследователей оценивают суммарные запасы нефти в недрах Каспийского моря еще выше - до 12-13 млрд. т. Еще более значительны разведанные запасы газа (рис. 2). Однако разница между разведанными запасами, декларируемыми и реально извлекаемыми существенно различаются и, как правило, последние составляют около 20-40%. Таким образом, можно предположить, что запасов нефти при их интенсивной разработке будут извлекаться в течение 30-40 лет, возможно 50. А что дальше? Рис. 2. Разведанные запасы углеводородов Совершенно очевидно, что стратегическим интересам всех прикаспийских государств с учетом практической исчерпаемости углеводородного сырья и нефти, прежде всего, должен отвечать осторожный подход к их освоению с обязательным соблюдением всех экологических требований и с безусловным сохранением экосистемы Каспийского моря и такого важного его компонента, как рыбные ресурсы включая осетровых.
В этой связи необходимо срочно создать независимую Экспертную Экологическую Комиссию, состоящую из ученых, специалистов из прикаспийских государств, которая проводила бы такую экологическую экспертизу и давала заключение как на сейсморазведку, так и промышленную разработку морских месторождений. В условиях нефтяного ажиотажа, слабости законодательной базы новых прикаспийских государств, существующего определенного недоверия между ними, а также участия в разведке и разработке компаний некаспийских государств только авторитетная Экспертная Экологическая Комиссия прикаспийских государств способна будет не допустить разрушения уникальной экосистемы Каспийского моря.
Мировой опыт последних десятилетий показывает, что морская добыча нефти, безусловно, оказывает определенное отрицательное влияние на рыболовство.
Во-первых, рыбаки теряют традиционные районы лова из-за установки буровых платформ и прокладки трубопроводов.
Во-вторых, нарушается миграционный цикл косяков как молоди, так и взрослых рыб, а в ряде случаев ухудшаются условия их откорма и даже нереста.
В-третьих, в результате неизбежного загрязнения нарушается экосистема моря.
О масштабах неизбежного загрязнения при морской добыче нефти говорят следующие факты.
Даже при нормальном режиме добычи нефти каждая буровая установка выбрасывает в водную среду: нефти 30-120 т, бурового шлама 150-400 т, буровые выработки 200-1000 т.
Кроме того, прокладка трубопроводов влечет за собой изъятие огромного количества грунта и сильное взмучивание и уничтожение донных обитателей.
Нефть, буровые растворы, шламы сложного состава, а также буровые выработки, попав в воду, оказывают токсическое воздействие на морские организмы, начиная от бактерий, фитопланктона, зоопланктона и кончая икрой, личинками и взрослыми рыбами. Особенно пагубное и сильное воздействие загрязнения оказывают на реликтовые и аборигенные виды рыб, к которым относятся, прежде всего, осетровые.
Для предотвращения массовой гибели рыб даже при сейсморазведке законодательство ряда стран обязывает иметь на борту таких судов представителей рыбохозяйственных организаций, а разведка и разработка морских месторождений осуществляется только при согласовании с этими ведомствами.
В целом же, согласно международному праву, морская разработка минеральных ресурсов возможна только при условии, если такая деятельность не наносит ущерба живым ресурсам.
Для Каспийского моря это особенно важно, так как оно замкнуто. Малейшая катастрофа морских буровых, а это не исключается при активной штормовой и ледовой обстановки Каспия, приведет к неминуемым экологическим последствиям, которые затронут 10 млн. населения. Если к этим фактам следует добавить и прогноз ряда ученых о том, что к 2020 г. уровень Каспия может подняться до отметки 22 м, что на 7 м выше уровня 1977 г. и на 5 м - современного, тогда все морские буровые платформы будут затоплены. Масштабы катастрофы при этом трудно даже представить. В настоящее время даже при сравнительно пока еще небольших объемах добычи нефти в Каспийском море загрязнение прибрежных районов уже достигло угрожающей величины.
Так, согласно исследованиям члена-корреспондента АН Республики Азербайджан профессора А.Касимова, в районах Апшеронского полуострова Балинская бухта уже стала мертвым участком Каспия. У азербайджанского побережья из-за нефтяного загрязнения потеряно 35 промысловых рыбных участков, а прибрежная зона многих прибрежных островов потеряли свое значение как кормовые пастбища рыб.
Таким образом, совмещение рыболовства с нефтяной деятельностью требует особого подхода с обязательным условием сохранения живых ресурсов, недопущением нарушений экосистемы и проведением рекреционных мероприятий по восстановлению морских участков, где ведется разведка и разработка углеводородов и их транспортировка. Крайне важно не допустить ведение сейсморазведки и разработки в заповедных районах, в местах нереста, роста молоди осетровых и на путях интенсивной их миграции.
Необходимо создать "Международный неправительственный фонд по спасению осетровых Каспийского моря", отчисления в который в обязательном порядке должны осуществлять все нефтяные и газовые компании, ведущие свою деятельность в Каспийском бассейне. Эти средства должны полностью идти на воспроизводство осетровых.
Так распорядилась эволюция Каспия, что он единственный на сегодня в мире водоем, который имеет сразу два черных золота: нефть и икру осетровых. Оба продукта желанные на местных, региональных и мировых рынках.
Любой государственный, дипломатический прием не обходится без знаменитой черной, русской каспийской икры. Правда сейчас уже имеется соответственно казахская, азербайджанская, туркменская и иранская черной икры.
Сведущие люди говорят, что и президенты всех прикаспийских государств свои званые приемы (да и обеды личные), как правило, начинают с ухи осетровой да икры черной.
С другой стороны, и без нефти и рыбаки улов не возьмут, да и прием государев и дипломатический без света трудновато проводить.
Не менее существенно и то, что оптовая стоимость 1 т черной икры составляет в зависимости от вида осетровых на мировом рынке от 180 до 600 долл. США, а нефти всего 120-240 долл. Добавьте сюда еще и лечебные свойства икры и то, что это возобновляемый вечный продукт.
Так что в условия Каспия предпочтительней все же икра, чем нефть.
И все же политики в большой геополитической игре предпочитают ставить на нефть, забывая о пище насущной. Иначе чем объяснить, что неоднократные обращения ученых, общественности к президентам Прикаспийских государств обратить внимание на надвигающуюся экологическую катастрофу и уничтожение осетровых остается без практических шагов?
Опять помощники, советники не информируют об этих обращениях всенародно избранных?
На публикации СМИ обратили внимание далекие от Каспия деятели ряда стран. Проблема приобретает уже не столько региональный, сколько глобальный характер. Вряд ли это отвечает в данных условиях интересам политиков Прикаспийских государств. Требуется с их стороны всего-то небольшое усилие политической воли - сесть и подписать проект "Соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря" и договориться о практических шагах по спасению осетровых.
Главный аргумент против такого подхода некоторых внешнеполитических ведомств Прикаспийских государств таков: что в начале надо решить вопрос по статусу Каспия, а затем уже все другие вопросы будут решены. Абсурдность этого подхода применительно к сохранению осетровых очевидна: пока идет словесная дипбаталия - осетровые уничтожаются. К тому же не надо путать правовой статус с правовым режимом рыболовства. Последний никем не оспаривается. Более того, разработка и парафирование всеми пятью Прикаспийскими государствами "Соглашения…" подтверждает озабоченность за состояние осетровых и стремление, прежде всего рыбаков, ученых-экологов, совместно взяться за практическое решение этих проблем. Промедление в данных условиях политиков и, прежде всего, президентов, премьер-министров Прикаспийских государств влечет за собой их личную ответственность перед будущими поколениями за сохранение уникальных запасов осетровых Каспийского моря.
__________________ * Зиланов В.К. - 1988-1992 гг. - заместитель министра рыбного хозяйства СССР; 1992-1997 гг. заместитель председателя Госкомрыболовства России; 1992-1996 гг. - председатель Международной комиссии по сохранению водных биоресурсов Каспийского моря.
|
|