Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО Ю.БОБЫЛОВ,
экономист, эксперт Рабочей группы РСПП Бурные политические и экономические дискуссии российских специалистов о целесообразности и особенностях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) вступают в новую фазу. При этом аналитиками поднимаются новые аспекты международных экономических отношений и внешней торговли, особенно наукоемкой продукцией. Отчасти это стимулируется углубленным пониманием специфичности развития Российского государства и обеспечения национальной безопасности России.
В российской экономике особая роль все еще принадлежит ВПК. Отсюда вопрос: "Как милитаризированная российская экономика впишется в регламенты ВТО?" По мнению автора, достаточно большая военная мощь в условиях сложной геополитической ситуации и межцивилизационных и расовых противоречий Севера и Юга, Запада и Востока остается условием не столько развития, сколько выживания современной России хотя бы к 2015 г. По последним данным ежегодника Лондонского международного института стратегических исследований "Военный баланс: 2000-2001", российские военные расходы относительно ВВП фактически в 2-3 раза выше, чем в США и их основных союзников по НАТО1. Столь милитаризированная экономика России прямо препятствует развитию современной экономики и одновременно снижает возможный положительный эффект от полноценного присоединения России к ВТО. Значительное число секретных высоких технологии являются собственностью ВПК и соответственно всего государства, что не способствует их коммерциализации. Последствием милитаризации экономики и деятельности всего государственного аппарата России является избыточная засекреченность ряда отраслей (производств) и особенности применения закона РФ "О государственной тайне" в условиях присоединения ее к ВТО. Количество уголовных дел, инициированных ФСБ РФ по статьям УК 283 (разглашение государственной тайны) и 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну), неуклонно растет. Предстоящая интеграция России в рамках ВТО не может не натолкнуться на барьеры секретности. До последнего времени в специализированной прессе России вопрос о выработке новых принципов засекречивания при присоединении к ВТО на обсуждение не ставился, а это важно, поскольку деятельность ВТО выходит за пределы сферы торговли и касается развития (или сокращения) производства товаров, регулирования форм и масштабов государственной поддержки производства, защиты интеллектуальной собственности и высоких технологий (ТРИПС) и др. Пока ВТО не дошло до правового регламентирования международной торговли военной техникой и вооружением, но, видимо, случится и это. Сегодня полезна была бы соответствующая инициатива, прежде всего, НАТО в отношении ВТО с целью совершенствования и унификации процедур внешней торговли вооружениями и военной техникой (в том числе для более эффективного экспортного контроля).
экономический протекционизм С учетом возможного появления новых угроз России от недостаточно продуманного присоединения ее к ВТО как на высшем правительственном уровне, так и на уровне российских спецслужб должна стать ясной необходимость создания дополнительных мер защиты в сфере экономики и государственного управления. Очевидно, в системе защитных мер особое значение принадлежит негласной секретной деятельности высшего управленческого персонала, например, при реализации мер по экономическому протекционизму отдельных товаропроизводителей и повышению их конкурентоспособности. Специфический управленческий потенциал СССР и России, накопленный в области выработки и реализации секретных решений при создании ракетно-ядерного и иного оружия, сегодня вполне может быть востребован для подготовки присоединения России к ВТО. Особо важно это для финансовой и иной поддержки конкурентоспособности ряда стратегически важных отраслей экономики и отдельных производств. Очевидно, что государственное регулирование с использованием закрытых управленческих технологий (и решений) может существенно повысить конкурентоспособность национальных товаропроизводителей. Важной составной частью таких технологий является научно-техническая разведка, экономический и промышленный шпионаж. В рамках государственного регулирования особое значение имеют: 1) средства, связанные с привлечением государственного аппарата к борьбе с потенциальными конкурентами, в том числе зарубежными (стандартизация, экономический протекционизм, усложненность таможенных процедур и режимных ограничений, политическое давление, включая прессу, на производителей и потребителей и т.д.); 2) средства, используемые на внутреннем рынке при участии государственного аппарата и относящиеся к экономической и научно-технической политике (стандартизация, организация госзаказов, целевые научно-технические программы, региональная политика, специальные экономические льготы и санкции и т.д.); 3) юридически наказуемые действия (подкуп, промышленный шпионаж, шантаж и т.д.). Разумеется, речь идет о "цивилизованных" управленческих технологиях, нашедших широкое применение в развитых странах мира (США, Великобритания, Германия, Япония и др.).
Эта методология хорошо "работает" при конкурентной борьбе мировых авиастроительных компаний. Прошедшие в 90-е годы крупные поражения российского Авиапрома (с закупками "Аэрофлотом" первых партий самолетов "Боинг" и др.) были не случайны.
Эта схема также системно иллюстрирует соответствующие промахи в работе Правительства РФ, ряда федеральных министерств и ведомств. В обеспечении конкурентоспособности продукции, включая защиту интеллектуальной собственности (ИС), определенное значение отводится ее засекречиванию. Современные управленческие функции государственного аппарата, в том числе негласные и тайные, во многих случаях предполагают соответствующую помощь своим товаропроизводителям.
собственную внешнюю разведку Проблема засекречивания в России актуальна в связи со все большим использованием зарубежными конкурентами (особенно США и странами НАТО) глобальных разведывательных систем военного и специального назначения (типа "Эшелон") для обеспечения экономической конкурентоспособности национальных товаропроизводителей в гражданской сфере экономики. В частности, по оценке экспертов ЕС, в 90-е годы экономические потери западноевропейских стран от промышленного шпионажа составляли в среднем около 20 млрд. евро в год. Глобальная разведывательная система США "Эшелон", состоящая из сети наземных станций подслушивания (в США - 3 станции, Канаде - 1, Японии -1, Австралии -2, Новой Зеландии -1) и группировки ИСЗ, насчитывающей около 120 космических аппаратов, все больше используется Агентством национальной безопасности США и другими спецслужбами для ведения промышленного шпионажа. Именно в результате расшифровки торговых переговоров по слабо защищенным каналам связи между Францией и Саудовской Аравией в 1995 г. США сорвали контракт на поставку в Саудовскую Аравию аэробусов. В итоге контракт стоимостью 6 млрд. долл. получил американский концерн "Боинг". В последние годы Минфин, Минэкономразвития и Центральный Банк РФ испытывали большой интерес к освоению опыта Западной Европы по организации современной экономики, поэтому есть смысл посмотреть на соответствующую практику их финансовой деятельности.
Великобритания обладает хорошими финансовыми традициями и, являясь признанным финансовым центром мира, имеет в структуре разведывательных органов сегодня внешнеэкономическую развязку, занимающуюся промышленным шпионажем.
Курирует эту деятельность межведомственный Комитет по внешнеэкономической разведке, которая направляется заместителем министра финансов по внешнеэкономическим вопросам.
В Министерстве финансов США действует самая опытная спецслужба этой страны, обеспечивающая выполнение двух малосвязанных задач: борьбу с преступлениями в сфере экономики и финансов, в том числе с фальшивомонетчиками, и охрану президента США, и другого высшего руководства страны.
В 2001 г. Секретной службе Минфина США исполнилось 136 лет. Служба имеет 125 региональных отделений в США и отделения за границей (Франции, Великобритании, ФРГ, Италии, КНР, Канаде, Кипре, Колумбии, Филиппинах, Таиланде и др.). Не в этой ли способности содержать свой правительственный аппарат за границей и умело заставлять его работать заключена внешнеэкономическая сила структур государственного аппарата США и предпосылки его победы в 90-е годы в тайной финансово-экономической борьбе с Россией? Министерство финансов РФ должно бы учесть опыт зарубежной финансовой разведки и применить его к российским интересам в финансово-кредитной сфере. Так, финансовая разведка в отношении политики и текущей деятельности того же МВФ и других влиятельных финансовых структур сегодня России не помешала бы. В чем-то и для внешней разведки РФ такие направления более значимы, чем некоторые "традиционные". При этом отдельные задачи требуют общего обновления сложившейся системы промышленного и экономического шпионажа. Предстоящее присоединение России к ВТО предполагает существенную перестройку в сфере как контрразведки, так и внешней разведки с развитием систем ведомственной разведки (по опыту ГРУ Генштаба Минобороны РФ). Необходима модернизация принципов засекречивания ряда управленческих функции в деятельности государственного аппарата и наукоемких негосударственных структур, а также соответствующая защита интеллектуальной собственности (в том числе в рамках ТРИПС) и высоких технологий.
для гражданской экономики?.. Как показывает анализ российской практики (вне ВПК) и норм законодательства страны, при обосновании политики засекречивания в России упор делается на учет факторов национальной безопасности страны, а не на требования интеграции России в мировое хозяйство. Таким образом, защита торговых секретов, ИС и другой информации (например, коммерческого значения) не находит адекватных мер. Сегодня государственная тайна России излишне милитаризована. Основными секретоносителями остаются Минобороны, МВД и ФСБ РФ, также структуры наукоемкого ВПК России, из которых особо выделяется Минатом РФ. Новые потребности экономического развития требуют большего внимания Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, функционирующей в структуре Гостехкомиссии при Президенте РФ. Засекречивание информации должно быть увеличено в гражданской экономике. В случае присоединение России к ВТО этот процесс необходимо активизировать. Как и что делать, это, конечно, дискуссионный вопрос с конфигурацией "айсберга". В применении многих общих и отраслевых Соглашений ВТО, в частности, при государственном субсидировании стратегически важных производств на основе высоких технологий, возможны разные защитные меры в рамках секретных управленческих решений. Засекречивание предполагает решение целого ряда специфических управленческих задач:
Основные нормы засекречивания приведены в законе РФ "О государственной тайне" (1993 г.) и его новой редакции (1997 г.), а также детализированы в ряде других нормативных актов (постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств). В современных условиях актуален вопрос об информационной открытости России и некоторых стратегических секторов ее экономики по отношению к ВТО, другим международным и неправительственным организациям и целесообразности ограничений доступа иностранных государств и их фирм к информации о наших товаропроизводителях. В частности, это касается возможностей пользования нашими конкурентами излишне детализированной статистической информацией Госкомстата РФ и ГТК РФ. В условиях коммерческого информационного обслуживания со стороны указанных ведомств пока выигрывают богатые инофирмы. Кроме того, требуется уточнить порядок трансформации государственной тайны России в прикладные коммерческие тайны негосударственных наукоемких товаропроизводителей. На практике именно это будет способствовать углублению коммерческого использования в мире российского бизнеса (особенно малого наукоемкого) продуктов научно-технической разведки и промышленного шпионажа. Засекречивание имеет значительное распространение на верхних этажах принятия решений. Это характерно для всех развитых стран как в части стратегических (в том числе военных), так и текущих проблем. Надо отметить, что по "Генеральному соглашению о тарифах и торговле", принятому 15 апреля 1994 г. в итоге "Уругвайского раунда", страны-члены ВТО договорились обеспечить гласность в регулировании внешней торговли. Это означает, что все соответствующие национальные мероприятия должны осуществляться на основе публикуемых законов, постановлений, распоряжений, и к ним должен быть обеспечен открытый доступ для всех правительств и непосредственно участников внешнеэкономической деятельности стран-членов ВТО. Причем предусмотрено, что нормативные документы регионов не должны противоречить федеральным документам, а мероприятия, осложняющие товарооборот, не должны вступать в силу до опубликования нормативного документа. Как бы ни хотел высший управленческий персонал России соблюсти формальные требования ВТО о гласности при регулировании внешнеэкономических отношений и торговли, а также в поддержке конкурентных высоких технологий, реализовать их полностью нельзя. И причиной тому не только продолжающаяся значительная засекреченность российской науки, образования, наукоемкого производства (особенно связанного с ВПК), экономики и финансов (засекреченность ряда статей российского бюджета в последние годы лишь возрастает), но и активизация наших конкурентов в сфере промышленного шпионажа.
По оценкам специалистов российских спецслужб, в 90-е годы в нашей стране возникло множество различных коммерческих структур с участием иностранного капитала, которые имеют "двойное дно" высокоэффективных разведывательных структур. При этом идет совмещение самых разных видов шпионажа. Здесь, как всегда на стратегических направлениях, лидируют США, где в последние годы совокупный бюджет ЦРУ, РУМО и других разведывательных спецслужб составлял 10% военного бюджета (примерно 30 млрд. долл.). Напротив, Россия в 90-е годы, по некоторым оценкам в открытой печати, достаточной обеспечивающей инфраструктуры за границей не создала. В этой связи ответные защитные действия должны быть специфичны. Вот почему в дальнейшем развитии, особенно гражданского сектора экономики России, особое значение приобретают государственная и коммерческая тайны. Одновременно растет значимость интенсификации научно-технической разведки и промышленного шпионажа. Пора более активно задействовать опыт и знания многих наших ученых соотечественников, которые выехали из СССР и России на постоянное место жительства в другие страны. Анализ мировой практики говорит о том, что внешняя разведка может быть централизованной, децентрализованной, то есть ведомственной и смешанного типа. Многие задачи интенсификации инновационной, промышленной и экономической политики при присоединении России к ВТО ставят перед "гражданскими" министерствами и ведомствами России вопрос о необходимости создания своей специализированной структуры ведомственной разведки2. Практика некоторых крупных российских ОАО говорит о том, что такие хорошо оснащенные структуры ими были инициативно созданы в 90-е годы при участии бывших работников КГБ СССР и других российских спецслужб (прежде всего СВР РФ и ГРУ Минобороны РФ) Это способствовало прорывам компаний на мировые рынки. Ведомственная разведка - специальное подразделение ведомства, функциональными обязанностями которого является конспиративный сбор за рубежом и в своей стране разведывательными средствами и методами, а также путем использования открытых источников информации, представляющей интерес для ведомства, и осуществление по указанию руководства ведомства секретных мероприятий. Предстоящая интенсификация секретных управленческих технологий в России должна вписаться в процесс присоединения к ВТО и наступательную промышленную политику России. В ближайшие годы необходимо усилить финансирование внешней разведки.
Предстоящее присоединение России к ВТО обостряет также проблему защиты стратегически важной управленческой, финансово-экономической и научно-технической информации. В этом отношении назревшее введение элементов цензуры как специфической меры нетарифного регулирования может встретить некоторое непонимание в лагере российских либеральных демократов, особенно пропагандирующих идеи "открытого общества". По данным зарубежной печати, даже испытания компьютерных систем США военного назначения на безопасность показывают их недостаточную защищенность.
Так, сегодня около 90% из 9 тыс. обследованных компьютеров Минобороны США оказались не защищены от несанкционированного доступа через Интернет. При этом до 95% нарушений безопасности в сетях Минобороны США остаются незамеченными администраторами сетей. А что уж говорить о большинстве коммерческих систем гражданского назначения, и тем более в России? Однако кроме чисто технических аспектов защиты управленческой и научно-технической информации в России есть нерешенные правовые проблемы защиты государственной тайны России. Это приводит к тому, что именно гражданский сектор экономики сегодня наиболее незащищен (в том числе перед службами иностранной разведки). Сложившаяся в стране информационная ситуация в большинстве случаев такова, что публикация по экономике, науке, технике и фундаментальным наукам способствует принятию эффективных решений не в России, а ее военно-политическими и экономическими противниками. Очевидной защитной мерой здесь являются цензура и ограничение гласности в ряде секторов управления, науки и народного хозяйства как специфическая мера "нетарифного регулирования" по идеологии ВТО.
__________________ 1 Независимое военное обозрение. 2001. № 12.
|
|