Обозреватель - Observer
Духовное наследие

Представляем команду ВОПД «Духовное наследие»



КОНОНЕНКО
Тамара Александровна

депутат Мурманской областной Думы,
председатель Комитета
по социальной политике, здравоохранению
и делам военнослужащих,
председатель Мурманского областного
отделения ВОПД «Духовное наследие»

Северное измерение

Север — моя любовь и боль. В молодости он ошеломил меня фантастическими сполохами полярных сияний, блеском незакатного летнего солнца. Но больше всего меня поразили люди — крепкие, смелые, сильные, по-хозяйски обустроившие эту неласковую землю, твердо закрепившиеся на берегах студеных морей.

Мурманская область уникальна. Здесь, на Севере, сфокусированы стратегические интересы России. Здесь находится единственный в стране незамерзающий северный порт, здесь берет свое начало Северный морской путь. В недрах Кольского полуострова сосредоточены богатейшие запасы полезных ископаемых.
Относительно дешевое сырье и доступные энергоносители, разветвленные транспортные магистрали, устоявший под ударами «реформ» промышленный комплекс, благоприятные возможности развития международных контактов, мощь Северного флота — все это факторы, предопределяющие возможности стабилизации социально-экономической ситуации, устойчивого развития края в будущем. Именно поэтому в подходе к решению сложнейших проблем края мы руководствуемся особым — северным — измерением.

Завтрашние наши заботы во многом связаны с морем. Слава рыбного Мурмана когда-то гремела по всей стране. Непрерывно работал конвейер: берег — промыслу, промысел — берегу. Естественно, что проблемы рыбной отрасли, снабжающей население ценными продуктами питания, напрямую касаются всей системы жизнеобеспечения области и прежде всего — социальной сферы. Все показатели в рыбохозяйственном ком-плексе за последние 8 лет резко снизились. Вылов сократился вдвое, выпуск продукции — в 3 раза. Большинство судов имеют запредельный срок эксплуатации. Иностранные конкуренты буквально вытесняют мурманских рыбаков из традиционных районов промысла.

Непомерные таможенные пошлины, налоговый прессинг, изощренные штрафные санкции, организационная неразбериха и прочие несообразности привели к тому, что нашим рыбакам выгоднее идти со своим уловом в Норвегию. Мы практически помогаем соседней стране создавать новые рабочие места на рыбокомбинатах, судоверфях, в портах.

Государственной Думе следовало бы ускорить внесение в Таможенный кодекс Российской Федерации перечня изменений и дополнений, способствующих упрощению таможенных процедур для отечественных судов, поставляющих рыбопродукты в порты нашей страны. Необходимо, наконец, принять Федеральный закон «О рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов». Но чтобы вытащить рыбную отрасль из беды, нужны не только деньги, но и грамотные управленческие решения. Первым шагом могла бы стать передача рыбного порта, береговых баз и функций координации всех инспектирующих органов в оперативное управление области.

После 17 августа 1998 г. реальная заработная плата мурманчан сократилась на треть. Каждый четвертый житель области имеет доходы ниже весьма скромного прожиточного минимума. Среди обездоленных оказалось практически все сельское население, включая коренной народ саами и другие этнические группы, ведущие традиционный образ жизни и хозяйствования. Проблемы социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, проживающих главным образом в тундре, заслуживают самого пристального внимания: многие оленеводы, жители отдаленных поселений пребывают в удручающей нищете, в отрыве от основных благ цивилизации. В конце прошлого года в областной Думе была детально проанализирована сложившаяся обстановка, намечены меры помощи не только аборигенам, но и всему населению района. Однако областной и местный бюджеты не выдерживают нарастающих перегрузок, не покрывают существующих и возникающих потребностей. В апреле 1999 г. Мурманская областная дума направила в Правительство Российской Федерации обращение с просьбой обеспечить финансирование федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года». Выполнение этой программы, как и программы «Дети Севера», фактически сорвано.

Надеюсь, что в этом году завоз продовольствия и топлива на Север произойдет своевременно. Но мы не можем жить одним днем, одним годом, нужно смотреть вперед. Стоит обратить внимание на то, что «северный завоз» в значительной мере обеспечивается атомным ледокольным флотом, дальнейшая судьба которого очень тревожит. Будущее его весьма неопределенно. Государство актуальной проблеме поддержки атомного ледокольного флота не уделяет никакого внимания. Если ситуацию не поправить, то лет через 10 отечественных атомных ледоколов в Арктике не окажется. Интересам страны может быть нанесен непоправимый ущерб. И депутаты всех уровней обязаны контролировать развитие событий, всемерно поддерживать моряков-полярников.

В июне этого года в Государственной Думе прошли парламентские слушания «О проблемах жизнеобеспечения северных территорий России в современных условиях». Весьма обоснованно прозвучали предложения участников слушаний о придании федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года» статуса президентской и о целесообразности внесения в Госдуму законопроекта о снижении пенсионного возраста представителям аборигенного населения для выплаты им социальных пенсий. Я разделяю также мнение парламентариев и специалистов, предложивших изыскать возможность проведения экспертизы состояния здравоохранения в северных регионах для формирования на этой основе оптимальных объемов бюджетных ассигнований, определения эффективных мер государственной поддержки территорий, медицинского обеспечения населения. Пришло время решать на государственном уровне и проблему трудоустройства северян, потерявших работу в связи с закрытием множества предприятий и ликвидацией целых населенных пунктов, в том числе отдаленных гарнизонов. Учитывая комплекс всех проблем Заполярья, считаю правомерным предложение группы депутатов Госдумы о воссоздании самостоятельного федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку и реализацию «северной политики» России.

Особое чувство тревоги вызывает участь старожилов области. Сотни тысяч пожилых людей, проживающих в регионе, бедствуют, еле сводят концы с концами. Средний размер пенсии в области составляет менее 60% от прожиточного минимума. Более 232 тыс. пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты, прозябают в бедности. Их терпение, надежды, здоровье — на пределе.

Утвержденная губернатором Ю.Евдокимовым целевая программа «Старшее поколение» способствовала решению некоторых направленных на оказание помощи старикам мер, не требовавших больших ассигнований. Однако основные неотложные проблемы жизнеобеспечения ветеранов остаются острыми и болезненными. И нерешенными.

Нет сомнения, что администрация области, органы исполнительной власти на местах постараются в полном объеме выполнить мероприятия программы «Старшее поколение». Определенные возможности для поддержки ветеранов даст и реализация принятого недавно областной Думой Закона Мурманской области «Об адресной социальной помощи в Мурманской области». Однако без принятия кардинальных мер на федеральном уровне решить проблему улучшения качества жизни стариков невозможно.

Поэтому необходимо ускорить принятие Федерального закона «О внесении изменения в статью 112 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с тем, чтобы пенсии в Мурманской области выплачивались с применением районного коэффициента, равного 1,5, в соответствии с коэффициентом, применяемым к заработной плате, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд РФ исчисляются с учетом именно этого коэффициента.

Следует также законодательно изменить порядок исчисления стажа работы в экстремальных условиях Крайнего Севера, для чего внести в Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» норму, дающую право засчитывать стаж работы в этих районах в полуторном размере. Нужно учитывать, что средняя продолжительность жизни в российском Заполярье не превышает 54 лет, и многие люди просто не доживают до пенсии. Потеряв здоровье, силы и сбережения, многие люди стали по существу узниками Севера, поскольку большинству ехать некуда, да и не на что. Поэтому Центру необходимо максимально ускорить финансирование жилищных субсидий для выезжающих с Севера людей. Затягивание этого вопроса может привести к провалу программы переселения северян, определенной на федеральном и областном уровнях.

Меня, как и многих моих избирателей, весьма тревожат циркулирующие в верхних эшелонах власти предложения пересмотреть источники финансирования государственных гарантий и компенсаций гражданам за работу на Крайнем Севере, сбросить всю тяжесть проблемы на регионы. Почему-то забывается при этом, что главные расходы по жизнеобеспечению всех социально-экономических систем несут сами территории. Кроме прочего, государством, как это ни парадоксально, для северных хозяйственных структур создана двойная система налогообложения: с доходов и с расходов, когда налоги берутся с повышенных издержек на производимые товары и услуги.

Северяне дают в казну 20% национального дохода и обеспечивают 60% экспорта. Стойкость, трудолюбие, самоотверженность этих людей восхищают, вызывают глубокое уважение. Их конституционные права на достойную жизнь должны быть обеспечены.

А попытки некоторых ретивых «реформаторов» низвести развитые, имеющие трудовые ресурсы социально-экономические комплексы, которыми являются северные регионы, до уровня хилых вахтовых поселков потенциально угрожают национальной безопасности страны.
Если мы отвернемся от Севера — потеряем Россию.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(54);%>

   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]