Обозреватель - Observer
|
Духовное наследие
|
мировоззренческой модели
А.Недотко,
Нам нужно выработать новую мировоззренческую
модель.
Без решения этого вопроса невозможно решить все другие,
которые, может быть, кажутся более важными.
Мы не решим ни политические, ни экономические,
ни финансовые, ни социальные вопросы.
А.Подберезкин
Первые симптомы проявления трансформационного процесса на интеллектуальном, духовно-нравственном и организационно-экономическом уровнях проявились в конце прошлого—начале нынешнего века в России и с тех пор широко распространились по всему миру. Особенно быстрыми темпами трансформационный процесс развивается и развертывается по множеству различных направлений одноврменно в передовых зарубежных странах, обладающих самой совершенной и непрерывно обновляемой техникой и технологией индустриального производства. В этих странах трансформационный процесс обнаруживает свои внутренние противоречия, тесно связанные с деструкцией индустриально ориентированного промышленно-технологического уклада и возникновением нового — неиндустриального. Последний нередко называется «информационно-технологическим». Некоторые важные статистические параметры, характеризующие масштабы и результаты проявления трансформационного процесса в передовых зарубежных странах, привел доктор экономических наук профессор Игорь Андреев в статье «Интеллектуальный шанс России», напечатанной журналом «Российская Федерация сегодня» (№ 10, 1998): «С выходом информатики на авансцену человеческого бытия резко изменяется и как бы «переворачивается» прежняя структура экономической жизни. Нематериальная сфера охватывает уже более 70% работающих сил в США. Интеллектуальная собственность, авторское право и творческий потенциал человека начинает теснить прежде определяющее экономическое значение недвижимости, индустриальных средств производства, земли и ее недр, источников минеральных богатств и энергии. Уже в середине текущего десятилетия примерно половину национального богатства США составляла именно интеллектуальная собственность... Важно отметить, что интеллектуальное «производство» фундаментальных научных идей, концепций и технологий ноу-хау становится по сравнению с традиционным материальным и энергетическим хозяйством гораздо более компактным, дешевым, материало- и энергосберегающим, не требующим громадных инвестиций. К тому же, последние, как правило, очень быстро компенсируются экономической эффективностью такого рода проектов, исчисляемой обычно не процентами, а кратными и даже порядковыми по отношению к вложенным средствам величинами (цифрами)». Никакие нынешние реформы нигде в мире (не только в России) не могут привести к успеху, если они не учитывают движение развития современого (уже давно глобально значимого) общественного трансформационного процесса, если они не «вписываются» в это движение и не сливаются с ним в один процесс, если они изначально не превращают сами себя из обычных заурядных реформ в незаурядные трансформы. Однако столь важные, но очень сложные трансформационные превращения невозможно осуществлять без новой мировоззренческой модели, к разработке которой призывает всех прогрессивно мыслящих россиян президент Международной неправительственной научно-исследовательской и образовательной организации «РАУ-Корпорация», председатель Всероссийского об-щественно-политического движения «Духовное наследие» академик Российской академии естественных наук и Российской академии военных наук А.Подберезкин. Очевидно, что в роли новой мировоззренческой модели должна выступить модель самого трансформационного процесса — процесса превращения индустриального общества в постиндустриальное. Это должна быть модель именно перехода общественного организма из одного его исторически обусловленного преходящего состояния в качественно иное состояние, которое обладает хотя и иным, но тоже исторически обусловленным преходящим характером. 1. Четкое осознание данной новой мировоззренческой модели (модели трансформационного процесса) будет способствовать устранению двух главных препятствий, стоящих на пути всех российских реформ. Первое препятствие состоит в инстинктивном стремлении общества восстанавливать, сохранять и поддерживать в дееспособном состоянии до предела устаревшие, уже вступившие в фазу старческой деградации и самораспада структурно-функциональные институты индустриального общества: науку, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Второе затруднение представляет собой тоже инстинктивные попытки создавать вместо устаревших структур принципиально новые, т.е. качественно совершенно иные институты будущего общества. Попытки подобного рода обрекаются на провал прежде всего именно в силу отсутствия мировоззренческой модели переходного периода, которая должна четко определять как исходную, так и, особенно, конечную точки движения, а также порядок и правила движения от первой ко второй в оптимальных режимах. Только такая мировоззренческая модель переходного периода, которая удовлетворяет данным жестким требованиям, может дать людям возможность правильно ориентироваться в противоречивых тенденциях и закономерностях развития общественного трансформационного процесса. Эта модель позволяет использовать его внутренние и внешние противоречия в качестве движущих сил и средств оптимизации дальнейшего прогрессивно поступательного движения эволюции трансформационного процесса в благоприятных для общества и природы проявлениях и масштабах. Устойчивые закономерности и динамичные противоречия трансформационного процесса составляют объективно-логический каркас или алгоритм его развития. Если он найдет свое адекватное отражение в концептуальных воззрениях и осмысленных практических поступках реально действующих политиков и хозяйствующих субъектов, то это будет способствовать устранению противоборства разнородных мнений, установлению консенсуса «взвешенных» взглядов и решений, разработке комплексных подходов к решению сложных социально-экономических проблем. Важно подчеркнуть, что при этом может и будет проявляться другая (оборотная) и еще более важная сторона подобной комплектности подходов — комплектность полезных результатов осуществляемых трансформационных мероприятий. Каждое из них, если оно формируется и осуществляется с помощью обсуждаемой новой мировоззренческой модели, может и должно завершаться достижением даже не одного, а двух результативных комплексов, обладающих высокой общественной полезностью. Первый комплекс полезных результатов возникает в исходной точке трансформационного процесса, а второй — в его конечной фазе. В первом случае речь идет об избавлении человечества от старческих болезней индустриального общества и вредного влияния распада его отмирающих тканей и органов. Во втором случае дело касается профилактики и лечения детских болезней роста и развития нарождающихся институтов нового — постидустриального — общества. Разумеется, новая мировоззренческая модель, для того чтобы она могла стать общеупотребительной, должна быть простой, очевидной, понятной и, главное, давать людям возможность видеть весь окружающий их мир (и самих себя) действительно по-новому. Только с помощью такого «интеллектуального инструмента» люди смогут сами получать свежую, живительную информационную «пищу» для своего ума и для души. Причем каждый человек будет делать это по-своему. В данном «интеллектуальном инструменте» он должен обрести для себя удобное и эффективное средство саморазвития своих способностей, возможностей и личной заинтересованности во всемерном содействии оптимизации, ускорению и повышению эффективности общественного трансформационного процесса. ВОПД «Духовное наследие»
Описание всех общественно-значимых событий, ежедневно происходивших в России, а также аналитические материалы, комментирующие важнейшие этапы жизни страны. Готовится к печати «Современная политическая история. Россия-2000». Просим направлять обновленную и дополненную биографическую информацию о руководителях административных структур и депутатах законодательных органов власти субъектов РФ, руководителях предприятий и предпринимательских структур, вузов, СМИ, видных представителях науки, культуры в адрес программы «Лица России»: 113054, Москва, ул. Бахрушина, д. 32, стр. 2. Тел.: (095) 959-1379,
951-6282, факс: (095) 959-2264.
|
|