Обозреватель - Observer 
Наука 

ОБРАЗ РОССИЙСКОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ:
прошлое и настоящее

В.Комаров,
доктор философских наук, профессор, действительный член
Российской экологической академии и Академии гуманитарных наук
(Санкт-Петербург)
 
На современном этапе исторического развития России становится актуальной задача распознать образ предпринимателя как социального организатора хозяйственной жизни общества. При этом важно не только выявить типические черты социальной группы предпринимателей (банкиров, промышленников, торговцев, фермеров и других собственников хозяйственных единиц-предприятий), выражающихся в конкретных личностях, но и охарактеризовать развитие человеческой деятельности в сфере предпринимательства по линии превращения идеального в материальное.

Национальные особенности ведения хозяйства влияют на характер предпринимательской деятельности. Здесь имеет значение и социальная среда, где предприниматель воспитывается, и культурно-этническая традиция, и особенности семейно-бытового уклада, и степень сочетания образованности с нравственной воспитанностью личности. В этом смысле история развития русского менталитета особенно показательна в деле становления и развития личности российского предпринимателя. Уникальная история формирования и развития евразийской цивилизации в России также значительна в характеристике предпринимательской деятельности на различных этапах. Культурно-этническое своеобразие России формирует особенные личностные черты, что сказывается на профессионализме российского предпринимателя сегодня.
 

ТРАНСЦЕНЗУС РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В XX ВЕКЕ
 
Судьба российского предпринимательства особенно противоречива в XX в. По существу начавшись во времена петровских реформ, она явно складывается во второй половине XIX в., а более четко определяется в период интенсификации капиталистического развития России с 90-х годов прошлого века. В интересах социально-философского синтеза достаточно обозначить первый существенный этап развития российского предпринимательства пе-риодом 1890 — 1917 г. Этот период связан с рельефным обнаружением капиталистической сущности предпринимательской деятельности в народном хозяйстве Российской Империи.

Крупнейшим поворотом в развитии российского предпринимательства явилась социальная революция, начавшаяся в феврале 1917 г. и превратившаяся в социалистическую в ноябре того же года. В ходе революции и гражданской войны хозяйственная деятельность принудительно централизуется, а затем подчиняется принципам военного коммунизма. Только с 1921—1922 гг. начинается поворот в сторону нормального регулирования мно-гоукладного хозяйства при господстве госкапитализма в рыночной экономике. Новая экономическая политика вызывает к жизни предпринимателя особого склада: в нем хватка русского капиталиста-патриота соединяется с необходимостью прямого подчинения воле народного государства, стремящегося к утверждению социалистических начал в рыночной стихии. К «русскому хозяину» предъявляются новые, необычные требования: разрушается образ хозяина — частного накопителя и культивируется образ хозяина-государственника, пекущегося о благе народа и социалистического Отечества.
Еще более резкий поворот начинается с 1929—1930 гг., когда вводится принцип социалистического планирования. Круг предпринимательской свободы резко суживается. Следует отметить, что оправдание административно-командная система ведения хозяйства получила в период Великой Отечественной войны, но уже с 1947 г. логика хозяйственного развития крупной евразий-ской державы стала требовать реформирования жесткой государственно-социалистической системы в направлении развития хозяйственной инициативы «низов».

Социалистическое предпринимательство в России после 1929 г. существовало в крайне стесненных условиях. В промышленности, на транспорте, в строительстве, торговле устанавливается жесткая практика директивного государственного управления на базе «общенародной» собственности на основные средства производства. Подобное положение было и в сельскохозяйственном производстве, где когда-то начиналось по Ленину добровольное кооперирование крестьянских хо-зяйств, а затем проведена коллективизация.

Возрождение предпринимательства в России начинается в период перестройки (1985—1991 гг.), которая вновь оборвалась разрушительной «реформацией» в 1992—1997 гг. Расширение и углубление кооперативного движения с началом перестройки, его распространение из сферы потребления и услуг в сферу производства одновременно давало свободу «теневой» экономике. Весь этот процесс можно осмыслить как продолжение и завершение нэповского пути влияния предпринимательства на рост общественного производства. Однако практическое развитие монетаристских реформ вылилось в реабилитацию «теневой» экономики и разграбление основных фондов, созданных народным трудом в условиях социализма. Воровская природа «предпринимателей», выросших «в тени» единого народного хозяйства страны, привела — с приходом их политических лидеров к власти — к разрушительным «реформам», к грабительскому «первоначальному накоплению» за счет народного богатства и к формированию коррумпированного государства с компрадор-ской буржуазией во главе.

Итак, трансцензус российского предпринимательства в XX в. состоит в том, что отечественным деловым людям приходилось, во-первых, с колоссальными трудностями «прорываться» сквозь объективные границы, разделяющие феодальный, капиталистический и социалистический способы ведения хозяйства ради обеспечения жизни многонациональной страны. Им пришлось, во-вторых, «на ходу переживать смену идейно-политических парадигм, которая сопровождает цивилизационные разломы эпохальной глубины. Наконец, им приходится в условиях поэтапного ускорения научно-технического прогресса в XX в. периодически обновлять свой культурный облик, чтобы выдержать все социально-политические потрясения и сохранить необходимую профессиональную практичность.
 

ОБРАЗ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
 
Приступая к характеристике образа российского предпринимателя надо обратиться к историческим свидетельствам о поведении и облике деловых людей России в начале и середине нашего века. Интересно высказался в свое время Д.И.Менделеев. Он считал, что предприниматели — прежде всего цивилизованные организаторы народного труда, который подчиняется всеобщему закону прогресса: «Нельзя требовать, чтобы люди не искали, с одной стороны, возможности удовлетворения умножающихся потребностей взамен данного количества своего труда, т.е. дешевизны всяких товаров, а с другой стороны — развития искусства получать потребное с наименьшею затратою людского труда. Этим определяется весь материальный прогресс человечества...»

Интерпретируя в современных условиях национальную культуру предпринимательства, важно отметить качество этих условий для наиболее благоприятной и эффективной деятельности предпринимателей РФ. Если учесть, что от гражданской позиции и способа деятельности предпринимателя решающим образом зависит ныне «формирование цивилизованных рыночных отношений», то важно положиться на два принципа:

В перспективном облике российского предпринимателя должны сочетаться органически целевые ориентации на экономическую прибыль и на социально-государственную «сверхзадачу».

Существенным моментом предпринимательской деятельности является совмещение светских и религиозно-нравственных форм духовности. В русском обществе с давних времен нравственная ориентация занимала центральное место во всех видах деятельности. Особенно усилилось действие этого фактора с XI—XII вв., когда православное христианство стало главным источником развития указанной ориентации. В русском народе христианская нравственность издавна стала могучей культурной традицией, и навязывание неких других моральных догм всегда — исподволь или яростно — отторгается народной совестью.

Развитие российской духовности является одним из источников изменения образа отечественного предпринимателя в XX в. Прежде всего нужно отметить существенное изменение в религиозной стороне духовности: упадок христианской религиозной идеологии, идеалистических философий и возрождение научно-материалистической, философ-ско-атеистических идеологий. В разных формах и в различной степени это происходит как в России, так и на Западе, особенно в период развертывания в мире научно-технической революции. И это сказывается на углубляющейся секуляризации мировоззренческой базы и духовного облика, в частности, российских предпринимателей.

Религиозная вера в последние пятьдесят лет стала служить, как и в XVIII—XIX вв., ритуально-утешительным средством «компенсации» светского прагматизма, ставшего способом бытия старого предпринимательства. На рынке, в хозяйственной практике, «в деле» предприниматель должен действовать на научной, рассудочной основе, особенно при возрастании наукоемкости средств и объектов его деятельности, а в личной, семейной жизни стремиться (не всегда удачно и настойчиво) получить спасительную благодать от Божественного града.
Однако если последнее стремление было всерьез в нравственной деятельности массового российского предпринимателя первых десятилетий XX в., то у предпринимателей «совет-ской» и «демократической» формации внешняя религиозность не несет в себе ни внутреннего покаяния, ни верности «десяти заповедям», ни веры в Богочеловеческое предназначение человеческой жизни.

Всем известно, что основная масса специалистов и руководящих работников в советское время имела высшее техническое образование. Инженеры и сотрудники научно-технических организаций первыми вступили в омут рыночной экономики. На помощь этим барахтающимся «предпринимателям» стала подходить перестроившаяся номенклатура крупных промышленных предприятий и государственных банков. Стало цениться высшее гуманитарное образование. Обладатели таких дипломов часто посылаются на зарубежную стажировку. Однако, как подчеркивает Н.Шматко, на этих краткосрочных курсах чаще всего обнаруживается, что для российских условий такая «подготовка» не подходит.

Видимо, реалистичным в этих условиях был бы путь своеобразного «православного свободомыслия», на котором можно выработать действенные принципы российской предпринимательской этики.

Что можно в итоге сказать о формировании мозаичного образа российского предпринимателя? Наблюдается противоречивый процесс воспроизводства некоторых черт национального облика российских предпринимателей прошлого, диких свойств «рыцарей первоначального накопления» и патриотических начал крупных социалистических хозяйственников.

На современном этапе (1985— 1997 гг.) формируется гетерогенное предпринимательство, когда стали перекрещиваться течения нэпманского предпринимательства, теневого делячества, соцгосударственные хозяйственники и насаждаемые государственным режимом капиталисты.
 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ-ПРОФЕССИОНАЛА
 
Будучи вообще высшей ступенью делового опыта личности в определенной сфере деятельности, профессионализм предпринимателя имеет особый характер, ибо предпринимательство — не специальность, которой можно обучить в вузе, а сугубо личностный, индивидуальный приобретенный опыт хозяйственной деятельности в определенное историческое время. Практика организации материальной жизни общества в определенной сфере — вот источник профессионализма для любого (в теоретическом отношении) специалиста. Именно поэтому резонно считать двумя взаимосвязанными, как лики Януса, атрибутами профессионала — мастерство и творчество. Притом можно понять, что если творчество есть высшее достижение человеческого бытия вообще, то проявление и умножение его в конкретной области практики, особенно в необычных ситуациях, есть мастерство.

В структурном отношении про-фессионализм представляется как система социокультурных качеств личности.
В названную систему входят:

Симультанное мышление.  Речь идет об умении многосторонне и синхронно «схватывать деловую ситуацию. Это умение основано обычно на развитии способности специалиста системно «видеть» существенные характеристики объ-екта в постоянном изменении, что особенно касается ситуации на рынках сырья и сбыта, на финансовом рынке (биржа), в сфере технологических резервов.

Рассматриваемая черта профессионального предпринимателя имеет своей культурной предпосылкой образованность. Последняя характеризует культурную социализацию индивида и является средством формирования интеллекта личности. Для приобретения профессионального качества интеллект предпринимателя должен усвоить ценности социального интеллекта. В интеллекте предпринимателя-профессионала своеобразно интегрированы многообразные научные знания с реализмом здорового смысла и принятыми в обществе нравственно-идеологическими нормами.

Максимум мастерства. Вообще мастерство формируется индивидуально на основе личного творческого осмысления многообразных практических ситуаций. Сущность мастерства профессионала заключается в том, что в любой своей деятельности он получает максимум надлежащего эффекта при минимуме средств, издержек и непредвиденных последствий действия.

Профессионал-предприниматель достигает максимального эффекта в хозяйственной деятельности при минимуме затрат основного и переменного капитала и при максимуме не только и не столько полученной прибыли, но и социально-полезного эффекта.

В условиях обвально-криминального ведения хозяйства мастерство честного предпринимателя-профессионала становится обычно предметом хищнического преследования под видом конкуренции. Для грабительского, бандитского делячества профессиональные предприниматели становятся смертельной опасностью. Такая ситуация, если она складывается на отечественном рынке, оборачивается на внешнем рынке недоверием ко всем российским предпринимателям.

Деятельное предвидение. Известно, что предвидение вообще является обязательной стороной, моментом целесообразной деятельности.

Содержание деятельного предвидения — в умении поставить правильный диагноз возникшей ситуации, предвидеть возможные изменения явления и в способности предотвратить нежелательные изменения объекта деятельности (или указать способы предотвращения). У профессионала предвидение основано, как правило, на научном прогнозе, реже — на догадке.

Если учесть, что всякий профессионализм есть интеллектуальное применение личностью культурного (научного) потенциала общества в определенной сфере деятельности, то станет ясно, что деятельное предвидение, с одной стороны, является следствием научной образованности и творческой интуиции личности, а с другой — причиной мастерства специалиста в определенной сфере деятельности.

Факты свидетельствуют, что личное интеллектуальное творчество предпринимателя, если оно вдохновляется интересами России и социальной целесообразностью хозяйственной деятельности, становится социально, творчески осмысленным.

Экстремальное творчество. Специфика творчества профессионала прежде всего в том, что ярче всего оно проявляется в критических экстремальных ситуациях, когда другие специалисты теряются, пасуют. Развитая у предпринимателя-профессионала способность интуитивно познавать ситуацию и принимать рискованные решения служит источником его успешных действий в экстремальных случаях или при стрессовой обстановке.

Наличие навыков к эвристическим решениям и действиям иногда называют «творческим профессионализмом». Применительно к предпринимателям это состояние можно истолковать как способность развитой личности переходить от одного вида профессиональной деятельности к другому. Более того, такое многообразие профессиональных качеств может позволить личности стать представительным политическим деятелем. И это возможно в экстремальных условиях углубления кризисной ситуации во всех сферах общест-венной жизни современной России.

Практичность. Это свойство профессионала означает умение использовать новые, свежие специальные и социальные знания в развитии нетрадиционной практики.

Деловая практичность позволяет предпринимателю с гарантией экспериментировать в хозяйственной сфере. Она позволяет российскому предпринимателю активно участвовать в организации по необходимости новых форм повседневного бытия соотечественников. Ведь в рыночной экономике преобладает движущая сила потребления, и надо быть весьма практичным хозяйственником, чтобы научить бывшего социалистического производителя умело налаживать свое благополучие собственными экономическими методами.

Практичность помогает профессионалу в иной области стать со временем профессионалом-предпринимателем даже в современных условиях монетаристского хаоса в отечественном хозяйстве.

Нравственная гармоничность. В своей нравственной сущности профессионализм есть особое состояние духовности, когда необходим сугубо индивидуальный, неординарный выбор личностью моральной формулы для гуманистического решения острой практической проблемы. Предприниматель порой ставится практической жизнью в такие условия, когда обычное решение поставленной проблемы кажется безнравственным. В этом случае особенно четко обнаруживается гуманистический стержень профессионализма — воспитанность личности, уровень и характер которой определяют действительную индивидуальность данного человека.

В свете сказанного ясно, что нравственная гармоничность означает духовную способность личности выбрать такой морально оправданный способ действия, чтобы он не дал безнравственных результатов. Именно при таком ходе дела у предпринимателя обнаруживается гармоничное единство нравственной красоты поступка и простоты решения проблемы. В этом отношении как история, так и современность российского предпринимательства дают много подтверждающих фактов.

Основой нравственной гармоничности является духовность, включающая народно-националь-ную мораль — в качестве светского вида духовности и христианские нормы нравственности — в качестве одного их религиозных видов духовности. Российскому предпринимателю-профессионалу такое сочетание особенно доступно и присуще, ибо прежде и выше всего в русской философии издавна развивался, осмысливался, культивировался синтез свет-ского ума и религиозного сердца. Поэтому философская основа духовности профессионала у рус-ского предпринимателя органически развита. Если же духовность предпринимателя примитивна — либо в духе элементарного катехизиса, либо в духе прагматического рационализма, то ему никогда не стать типичным российским предпринимателем-профессионалом.

Основная черта современного российского предпринимательства — его монетаристский характер. Превращенная стихия денежных оборотов, вливаний, заторов и водопадов не может не рождать монстров, которым чужда всесторонняя образованность, христианская нравственность, гуманистическая культура и широта русской души. Им жизненно необходима в современной ситуации обвальных «реформ» изворотливость налимов, жестокость волков, хитрость лисиц и — в случае опасности — находчивость зайцев. Между тем прошлому, родовому русскому предпринимательству были присущи другие свойства, и обусловлено было это производственным, созидательным, державным характером деятельности заводчиков, купцов, финансистов, фабрикантов, поставщиков и строителей России конца XIX — начала XX вв. У них, как правило, было высшее или профессиональное образование, патриотизм, уважительное отношение к работнику и духовно мотивированное меценатство. Некоторые из них талантливо сочетали в своей духовности нравственную богобоязнь с патриотической помощью социально-революционному делу. Где вы ныне, русские предприниматели-государственники? Живет ли в вашей душе русская идея?..




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]