Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ В.СЕМЕНОВ,
доктор философских наук, профессор Политический плюрализм, несомненно, означает свободу выражения, лично или через организации, политических мнений и позиций. Он включает свободу оценок проводимого властью официального курса, самой верховной государственной власти, всех ее институтов. В этом реально проявляется демократизм политической жизни как возможность выражения гражданами своих самостоятельных мнений и проведения соответствующих политических действий. В реальной общественной жизни всех стран такая свобода не проявляется в полном, истинно демократическом виде. Везде и всегда она урезана, ставится в определенные рамки. И делается это именно господствующей и властвующей политической элитой, как обозначил ее американский социолог Райт Миллс. Такие ограничения свободы и демократии существуют везде, ибо без них господствующие классы и правящие элиты не могли бы направлять в нужном им русле развитие общества. Такие довольно жесткие ограничения существуют во всех странах Запада. Общественная практика показывает, что политическое самовыражение проявляется в совпадении или разрыве мысли, слова и действия. В советские времена приходилось мыслить - "как хочется", а говорить и действовать - "как надо". Начиная с "перестроечных" времен М.С.Горбачева диалектика мысли, слова и действия проявилась в ином противоречии. Если до этого существовало противоречие, и даже антагонизм между мыслью, с одной стороны, и словом и действием - с другой, то с провозглашением гласности все стало формально возможным: и мысль, и слово, и действие. Но на практике хотя люди не только разговорились, но даже и заболтались насчет активных действий, соответствующих их мыслям и словам, дело как надо не пошло. Сказалось практическое неуменье вести самостоятельные, организованные, объединенные и массовые действия большими силами и развал партий, профсоюзов и других политических и общественных организаций (комсомольских, женских и других), через которые ранее такие действия осуществлялись. Да и крупных, истинных, героических лидеров, способных увлечь на такие действия и повести за собой, практически не оказалось. Политический плюрализм, носящий преимущественно субъективный и надстроечный характер, имеет свои базовые основы проявления и развития, носящие объективный характер. Это, во-первых, объективная общественная реальность с присущими ей объективными общественными противоречиями и, во-вторых, объективная расстановка социально-классовых сил в обществе. Современная объективная реальность в России характеризуется острейшими общественными противоречиями и классовыми антагонизмами. Острые противоречия возникли между производительными силами и производственными отношениями, хозяйственным диктатом и хозяйственной инициативой и самостоятельностью, интенсивным и экстенсивным типами развития, промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней, авторитаризмом и демократией, принуждением и свободой и дошли до кризисных проявлений. Эти общественные противоречия своевременно и кардинально не разрешались, хотя и признавались. При Б.Н.Ельцине с открытым курсом на капиталистические "реформы" общественные противоречия приняли качественно иной, а именно - социально-антагонистический характер. В современном российском обществе в результате семи лет "перестройки" (1985-1991 гг.) и десяти лет "реформ" (1992--1999 гг.) сложились три самых острых, главных, наиболее воздействующих на общественную жизнь противоречия. Первое и основное противоречие - между капиталом и трудом. Новый российский капитал, сосредоточивший в своих руках частную собственность (а в нее перешло до 80% всех предприятий), вновь угнетает и эксплуатирует наемных работников (рабочих, интеллигентов, служащих), лишенных частной собственности. На одном полюсе оказался капитал, зачастую освобожденный от производительного труда, на другом - труд, лишенный частной собственности. В этом суть нынешнего основного социального антагонизма. Второе противоречие - между богатством и бедностью, между меньшинством богатых, образовавшимся в результате дикой и мошеннической капитализации страны, и большинством бедных, ограбленных новыми капиталистическими и криминальными хозяевами.
Третье противоречие - между властью и народом. Оно обусловлено прежде всего тем, что горбачевское, и особенно ельцинское, руководство проводили общественные преобразования ("перестройку") и "реформы" сверху, не считаясь с мнением низов, осуществляли их в ущерб народу и стране, жестоко и беспощадно ограбили и обездолили подавляющее большинство населения. Эти главные противоречия, характеризующие объективную российскую реальность, находят субъективное проявление в борьбе и плюрализме мнений, позиций, действий людей, линий деятельности различных политических партий, общественных объединений. На базе объективной реальности с ее острейшими противоречиями складывается и соответствующая расстановка социально-классовых сил в обществе, также воздействующая на содержание и разнообразие политических действий и борьбы в социуме. Главная линия поляризации в обществе проходит между классом буржуазии и криминалитета, обслуживаемого высшей бюрократией, и классом наемных работников, между классом богатого и властного меньшинства и классом бедного и подавляемого большинства. Характерно, что новоявленные богачи, высшие бюрократы и выражающие их интересы интеллигенты вовсе не скрывают своего классового характера.
Наряду с основной социальной поляризацией, в социально-классовой структуре современной России имеется также много других социальных групп. Это - отечественные, национально ориентированные частные предприниматели, управляющие, мелкие бизнесмены, рабочие частных или государственных предприятий, работники науки, образования, здравоохранения, служащие армии, милиции и других силовых структур, фермеры, крестьяне, безработные, пенсионеры, домохозяйки, учащиеся школ, студенты и т.д. У каждй социальной группы свои определенные, совпадающие или различающиеся интересы, политические предпочтения, нацеленности, стратегические и тактические линии действий. Все это насыщает конкретностью плюралистическую политическую деятельность социальных групп в российском обществе. Вместе с тем главная проблема политической жизни России в последние годы заключается в несоответствии и существенном разрыве между объективной острокризисной ситуацией в обществе и ее субъективным отражением в действиях людей и политических организаций. Последние годы ельцинского периода поставили страну буквально на грань катастрофы и развала, а людей - в ситуацию голодания, нищеты, вымирания. Казалось бы, борьба населения против беспредела властей, капитала, криминала должна нарастать, оппозиционность и сопротивление значительно усиливаться. Но этого не происходило. В чем тут дело? В чем причина? Главная причина - разочарование массы людей в существующих политических партиях и движениях, прежде всего, в руководстве этих партий и движений, в их не столько действиях, сколько бездействиях. И это относится к партиям всех спектров: левым - КПРФ, правым - СПС, центристским - "Отечество - Вся Россия", проправительственным - "Единство", к потерявшимся при поляризации "Яблоку" и ЛДПР. Парламентские игры, интриги, заигрывания с властью, поиски материальной поддержки заставили их действовать так, что людям часто уже трудно различить, где правые, где левые, где иные: то они голосуют раздельно, то вместе и все более нивелируются между собой. Люди всегда хотят видеть в поддерживаемых ими партиях и их лидерах действия, а не слова. При этом решительные, смелые, наступательные, радикальные действия, а не половинчатые трусливые поступки. Вот почему в свое время из левых направлений так поддержали Фронт национального спасения, а затем Движение в поддержку армии Л.Я.Рохлина. Однако первое утратило накал из-за разногласий внутри, а второе - потеряло свой дух и значение после гибели Л.Я.Рохлина. Сейчас практически все партии оказались в состоянии перманентного кризиса, прежде всего, из-за кризиса их руководства. Бывшие соратники стали разоблачать своих лидеров, перебегать из одной партии в другую, создавать собственные партии. Пресловутое "партийное строительство" идет без перерыва, но с отсутствием видимых результатов. В результате всего этого, сам политический плюрализм оказался в состоянии кризиса. Наглядно выявилось, что он вовсе не независим, вовсе не свободен, а очень зависим и направляем существующей властью, проводимой ею политикой. Последние 15 лет (1985-1999 гг.) этот политический плюрализм явно был развернут в сторону капитализации, разрушения, следования курсу США и Запада в целом. Поэтому надежды на политический плюрализм как на панацею стали таять и испаряться. Он, конечно, нужен. Как фактор свободы и демократии при разносторонней оценке объективной ситуации в стране. Но наряду с разъединяющей еще более важна объединяющая, консолидирующая сила. В связи с проводимыми В.В.Путиным изменениями во внутреннем и внешнем курса в стране в течение 2000 и 2001 гг. стали складываться идея (национальная идея!) и надежда (национальная надежда!) на обеспечение выхода России из кризиса и ее прорыв в прогрессивное будущее совместными, общими усилиями, общим делом (общенародным делом!). Это исконно русская, российская традиция - общее дело. Отсюда в настроениях, высказываниях, действиях людей прослеживается тенденция перехода от социально-классовых ориентиров к ориентирам надклассовым, общенациональным, общегражданским ради спасения страны и занятия ею своего достойного места в мире. Это идея и тенденция консолидации лучшей части российского народа в обществе. Важность консолидации подчеркивает в последнее время и сам В.В.Путин, выдвигая в качестве программных три главных линии прорыва России в будущее:
Современный глобальный мир и современная общечеловеческая цивилизация должны быть не однополюсными, не однодержавно подчиненными и направляемыми, руководимыми, а многополюсными, разнообразными, плюралистичными в богатстве народных культур, человеческих достижений, гуманных творений человеческого разума. Чтобы консолидация стала реальной и успешной, необходимо решение по крайней мере двух проблем: Первая проблема - осознание базовой идеи для совместного общего дела. Как она реально проявляется в исторических судьбах русского народа? Думается, что она заключается в духовно-социальном типе бытия человека и народа России. Это не деньги, не голое потребление. Базовая ценность всегда выражалась и проявлялась в совместном, общинном, соборном, общем коллективном типе жизни и в деятельном, трудовом бытии, пронизанном творчеством, поиском, смекалкой, созиданием, творением великих культурных ценностей. Это совместная деятельность. Люди среди людей: не индивидуализм, а личностность, не одиночество, а коммунальность, взаимопонимание и взаимопомощь. Отсюда и близость, доходчивость социальности, идеи социалистического коллективного бытия и строя жизни и общества для российского человека, что наглядно проявилось в истории России в 1917 г. и в последующие годы. Вторая проблема - создание объединенного, массового, мощного, действенного, авторитетного фронта левых сил. Сейчас левые силы, включая коммунистические, социалистические, социал-демократические, патриотические, раздроблены и разобщены. Многие из них фактически "работают" на своих лидеров и руководителей, будь они председатели, первые секретари, секретари или президенты. Столь же разобщены профсоюзные организации, ставшие зачастую подручными у властей, администраций, частных собственников. Левый фронт в современной России очень слаб, раздроблен (часто умышленно - сверху), внутренне конфликтен, раздираем распрями, взаимными обидами и обвинениями. Он находится в явном кризисе. А между тем от соотношения и борьбы левых и правых зависит во многом будущее России. И в этом роль данного главного полярного политического плюрализма. Ведь, во-первых, "Союз правых сил" открыто провозгласил обеспечение поворота России именно вправо, к копрадорскому капитализму, прямо подчиненному международному капиталу, прежде всего США и Запада в целом. В "Декларации об отношении "Союза правых сил" к президенту и правительству России" сказано, что партия должна "использовать все свои идейные и политические ресурсы для влияния на власть. Потенциал такого влияния, подвигающего главу государства вправо, пока не исчерпан. Поэтому мы обязаны сделать все, чтобы исполнительная власть не повернула влево и вспять". Во-вторых, нельзя не учитывать, что В.В.Путин проводит колеблющийся курс - подчас два шага вперед, один шаг назад, то влево, то вправо - в частности, в силу именно сильного давления со стороны внутренних и внешних правых, реакционных кругов, о чем прямо провозгласили три декларации и кодекс, сочиненные командой во главе с А.Б.Чубайсом. Именно поэтому В.В.Путин во многом вынужден пока проводить такой колеблющийся и лавирующий курс. Ведь он находится между слабой поддержкой левых и сильным давлением и нажимом правых. И рассчитывать ему приходится в основном на себя, на укрепляемую и расширяемую свою команду, на силовые структуры, на разумных и понимающих суть происходящих процессов политиков и региональных лидеров, на поддерживающий его и расширяющийся ресурс идеологов, интеллектуалов, работников СМИ и главное - на симпатии и надежды подавляющей части населения России. В силу всего этого наступил критический момент, когда левым силам пора максимально объединиться, организоваться и осознать, что они несут колоссальную ответственность за исторические судьбы России. Пойдет ли она дальше влево, вперед, как требует того большинство народа, к прогрессивному подъему и прорыву, к выполнению своей великой инициативной революционной миссии в мировом развитии, или силы внутренней и внешней реакции заставят ее снова повернуть назад, вправо, к полному развалу, подчинению и гибели. Это должно быть самое массовое левое объединение людей труда, патриотов, всех граждан, для которых общее дело спасения, подъема и прогресса России стоит на первом месте. Своими заявлениями, позициями и, главное, активными действиями эта мощная новая левая сила подталкивала бы и инициировала президента на более решительные и радикальные действия позитивного характера и добивалась от всех уровней власти и во всех регионах страны проведения прогрессивного курса обновления и процветания России, - курса, ориентированного на интересы подавляющего большинства народа, на социальную справедливость и социальное благополучие, на благо всех людей, внесших и вносящих вклад в материальное и культурное богатство Российской цивилизации. Дело за инициативой и за лидерами - новыми, яркими, решительными народными лидерами. Дело за консолидацией различных общественных сил при сохранении присущего каждой из них своеобразия. Таким представляется генеральное направление на пути к гражданскому обществу.
|
|