Внешняя политика
Обозреватель - Observer



Угрозы России

 Расширение ЕС и НАТО
 на средиземноморском направлении
 
Н.КОВАЛЬСКИЙ,
доктор исторических наук, профессор
 

Прекращение военно-морского присутствия России в Средиземноморье, сокращение торгового оборота со средиземноморскими странами, частичная смена Москвой своих внешнеполитических ориентиров в регионе - все это повлекло за собой ослабление здесь российских позиций. Система международных отношений, как и природа, не терпит пустоты, и образовавшийся вакуум стал быстро заполняться западными державами. В последнее время этот процесс перестал быть лишь тенденцией и материализовался в виде конкретных и динамичных акций. Естественно, что такое развитие событий не может не затрагивать Россию, которая издавна имела интересы в Средиземноморско-Черноморском регионе.

I

Основатели Европейского экономического сообщества, преобразовавшегося позднее в Европейский Союз (ЕС), с самого начала полагали, что в своей деятельности оно должно уделять значительное внимание Средиземноморью. Во-первых, учитывалось, что в ЕЭС входит ряд средиземноморских государств Южной Европы, во-вторых, исходили из исторических связей Европы и Средиземноморья. И наконец, в-третьих, Средиземноморский регион привлекал своим грандиозным экономическим потенциалом. В результате курс ЕС в отношении Средиземноморья, который пережил несколько этапов, получил в 1992 г. наименование "новая средиземноморская политика", суть которой сводилась к крупномасштабному проникновению в регион на двусторонней и многосторонней основе. Решения встречи лидеров стран ЕС на Корфу в июне 1994 г., сессий Европейского Совета в Эссене в декабре 1994 г. и в Каннах в июне 1995 г. подтвердили приверженность этой линии.

Крупнейшим мероприятием по ее реализации стала Евросредиземноморская конференция в Барселоне на уровне министров иностранных дел в ноябре 1995 г., которой предшествовала длительная и кропотливая подготовка и которая породила множество откликов и комментариев.

Обратил на себя внимание прежде всего круг ее участников. Он ограничивался 15 странами - членами ЕС и 12 странами средиземноморского бассейна (Кипром, Мальтой, Турцией, Палестиной, Израилем, Иорданией, Сирией, Ливаном, Египтом, Марокко, Тунисом и Алжиром), хотя повестка дня затрагивала интересы и других стран. Мавритании как стране, получающей помощь от ЕС, было разрешено присутствовать на всех заседаниях конференции, но без права подписи Заключительной декларации.

Под предлогом того, что у Ливии отсутствуют договорные отношения с ЕС, ей было .отказано в участии в конференции, несмотря на то, что с критикой такого дискриминационного подхода выступил ряд Арабских государств. На конференцию не были приглашены ни Соединенные Штаты, ни Россия.

Применительно к США можно сказать, что такое решение ЕС было выражением явной и подспудной конкурентной борьбы между американцами и западноевропейцами в регионе. Но и многообразное участие американских компаний в региональной экономике, присутствие 6-го флота США, роль США в средиземноморских структурах НАТО с лихвой компенсируют американцам их отсутствие на Евро-средиземноморской конференции в Барселоне.

В ином положении оказалась Россия. Создалось впечатление, что ее отстранение от участия в Барселонской конференции - это еще одно звено в политике ее постепенного вытеснения из Средиземноморского региона. Так, Россия не была приглашена и на другие региональные мероприятия, состоявшиеся до Барселоны.

К тому же в отличие от США Россия не располагает в Средиземноморье разветвленной военно-политической и экономической инфраструктурой. Поэтому, если все, что задумано инициаторами Барселонской конференции, будет осуществлено, то аутсайдерское положение России может иметь для нее в будущем серьезные последствия.

Для Европейского Союза Барселонская конференция явилась, без сомнения, крупным успехом. Во-первых, она продемонстрировала его возможности доминировать в Средиземноморском регионе. Во-вторых, были заложены основы "евросредиземноморского единения". В-третьих, конференция явилась стимулом такого "единения" под контролем ЕС.

О том, что Барселонская конференция может оказать существенное воздействие на дальнейшее развитие баланса сил и интересов в регионе и за его пределами, можно судить по принятой на ней Декларации, в которой провозглашается задача создания Евросредиземноморской ассоциации, а к 2010 г. - зоны свободной торговли между ЕС и участвовавшими в конференции средиземноморскими странами.

О стремлении ЕС не ограничиваться лишь решениями на правительственном уровне, а подключить к межсредиземноморскому партнерству широкую общественность свидетельствовало проведение там же в Барселоне, сразу же после окончания конференции, Форума евросредиземноморской общественности. Его массовость выразилась в присутствии нескольких сот представителей деловых и коммерческих кругов, ученых, банкиров, работников средств массовой информации.

Почти без промедления ЕС принялся за реализацию решений и договоренностей, достигнутых в Барселоне. Весь нынешний год был насыщен различными встречами, совещаниями, другими мероприятиями, цель которых - поставить евросредиземноморское сотрудничество на рельсы конкретики, создать и заставить работать задуманный механизм. Действуя в этом направлении, председатель Европейского Совета счел нужным напомнить уже в январе 1996 г. о приоритетном характере деятельности ЕС в Средиземноморском регионе.

Какие же направления стали определяющими в этой деятельности? В соответствии с тем, как это определено в Барселоне, особое внимание стало уделяться проблемам безопасности. Так, состоявшееся в Брюсселе в мае 1996 г. совещание старших должностных лиц стран-участниц провело работу над документами по вопросам "превентивной дипломатии" и развития добрососедских отношений, мерам доверия, открытости в военной области (обмен информацией о военных расходах, предварительное извещение о военных маневрах и т.д.), укрепления демократических институтов в государствах-участниках, предупреждения и борьбы с терроризмом. Разработаны предложения о создании Центра по евросредиземноморской ситуации, Евросредиземноморского колледжа развития и безопасности. Намечены новые встречи на различных уровнях для обсуждения политического положения и безопасности в регионе.

Естественно, что целый ряд важных мероприятий осуществлен в экономической и социальной сферах. Учреждена Рабочая группа из представителей Экономического и Социального комитетов ЕС и соответствующих служб, в задачу которой входит обеспечивать контакты между всеми участниками евросредиземноморского процесса, готовить соответствующие встречи, налаживать изучение обсуждаемых проблем.

Среди других вопросов - развитие энергетики. На ряде встреч представителей ЕС и государств-участников определились контуры совместной политики, ставшей предметом обсуждения первой Евросредиземноморской конференции по энергетике (июнь, Триест), проходившей на уровне министров. По предложению Комиссии ЕС участники приняли решение о создании Евросредиземноморского энергетического форума, который должен обеспечивать взаимное сотрудничество и содействовать его развитию на основе пятилетнего плана.

Такое сотрудничество станет развиваться в соответствии с принципами Энергетической хартии ЕС. Средиземноморские государства обязуются "гармонизировать" национальное законодательство, с тем чтобы облегчить процесс инвестирования иностранных капиталов. Впереди - создание Евросредиземноморского энергетического комплекса на основе объединения систем газоснабжения и электросети, а первым шагом будет строительство газопровода Магреб - Европа. Ожидаемый конечный результат - создание Евросредиземноморского энергетического рынка.

Развитие евросредиземноморского сотрудничества выразилось также в созыве конференции министров промышленности 27 государств (май, Брюссель), которые в декларации и рабочей программе отметили значение промышленного развития для создания к 2010 г. евро-средиземноморской зоны открытой торговли. Предусмотрена разработка пилотных проектов с целью обеспечить приток инвестиций, провести соответствующую реформу законодательства, развить необходимую инфрастуктуру, сформировать промышленные районы, прежде всего из средиземноморских стран - не членов ЕС. Примечательно, что осуществление организационных мер и их финансирование берут на себя ЕС и Европейский инвестиционный банк, выделяющий на эти цели "третьим средиземноморским странам" 4 млрд. ЭКЮ.

Определенное внимание уделено сотрудничеству в области экологии. Проведена встреча 17 средиземноморских прибрежных стран, на которой участники пришли к соглашению о подписании Протокола о сотрудничестве. Руководящую роль в координации усилий в этой области ЕС также намерено взять на себя.

Состоялась первая Евросредиземноморская конференция министров культуры (апрель, Бо-лонья), принявшая Декларацию, в которой подчеркивается мировое значение средиземноморского культурного наследия. Министры призвали ЕС учредить совместно с средиземноморскими партнерами проекты для сохранения культурных ценностей региона, предпринять действия по обмену ноу хау, созданию рабочих мест в сфере культуры, учреждению информационной сети, использованию новых технологий, в том числе в музейном деле.

Из других сфер евросредиземноморского сотрудничества, в которых в последние месяцы проявлялась активность, можно отметить туризм, информатику, образование, проблемы мелких и средних предприятий, борьбу против нелегальной иммиграции и торговли наркотиками. Совет ЕС высказался за развитие Европарламентом евросредиземноморского диалога с парламентами средиземноморских стран - не членов ЕС.

Система евросредиземноморского сотрудничества складывается не без внутренней борьбы, которая развернулась еще до Барселонской конференции и непосредственно на ней самой. Уже после ее завершения Греция стала блокировать принятие решений по программе средиземноморской политики ЕС, опасаясь того, что предлагаемые руководителями ЕС и другими странами формулировки позволят Турции пользоваться финансовой помощью ЕС. Конфронтационные отношения между Грецией - членом ЕС и Турцией в основном из-за островов в Эгейском море и Кипра серьезно осложняют деятельность ЕС в Средиземноморье.

Хотя до следующей Евросредиземноморской конференции осталось меньше года (согласно договоренности в Барселоне, такая конференция должна состояться в первой половине 1997 г.), уже сейчас идет борьба сил и амбиций. Любопытным симптомом стали заявления французского и египетского президентов о том, что такая встреча может состояться в Каире, а руководящую роль в евросредиземноморском процессе должны осуществлять, по выражению Ширака, Франция - "от Севера", а Египет - "от Юга". Однако вряд ли с претензиями на такое лидерство безоговорочно согласятся другие участники евросредиземноморского сотрудничества.

"Новая средиземноморская политика" ЕС предусматривает не только развитие евросредиземноморского сотрудничества, но и присоединение к ЕС Мальты и Кипра. Переговоры по этому поводу идут весьма активно, хотя и в течение длительного времени.

Если разобраться в перспективах и сущности евросредиземноморского сотрудничества, то невольно напрашиваются некоторые настораживающие выводы. Очевидно, что дело идет к формальному учреждению новой региональной группировки. Однако обращает на себя внимание то, что с самого начала она замыслена как группировка, замкнутая по своему характеру. Не означает ли это, что все другие государства, в том числе и Россия, имеющие интересы в регионе, должны рассматриваться как государства второго сорта, с ограниченными правами? Не приведет ли это к тому, что государства - члены ЕС станут юридически оформленными распорядителями в самых различных сферах средиземноморской жизни, имея возможность на легитимных международно-правовых основаниях подвергать дискриминации другие государства, не являющиеся участниками, условно выражаясь, Евросредиземноморской ассоциации?

В этой связи естественными являются опасения тех стран, которые в результате такого хода событий могут оказаться вытесненными с региональных рынков и лишенными возможности участвовать в решении проблем безопасности. К тому же может быть нанесен ущерб интересам европейской безопасности и Европы в целом, которая не ограничивается пределами Европейского Союза, да и всего мирового сообщества, особенно принимая во внимание, что человечество живет в век все возрастающей взаимозависимости стран и народов.

II

Из функциональных институтов .Запада, которые значительно усилили активность в Средиземноморье в 90-е годы, следует, кроме ЕС, выделить НАТО. Проблема вовлечения государств Южного Средиземноморья в сферу влияния НАТО обсуждалась сначала в рамках Североатлантической ассамблеи и Североатлантического Союза, а затем стала предметом рассмотрения в руководящих органах этого военно-политического союза.

Так, о значении Средиземноморья для НАТО и реальных шагах, которые в этой связи нужно предпринять в свете перемен в Европе, на Среднем и Ближнем Востоке, говорилось на заседаниях Североатлантического Союза на уровне министров иностранных дел в Афинах в 1993 г., на встрече на высшем уровне в Брюсселе в 1994 г. и встречах министров иностранных дел в том же году в Стамбуле и Брюсселе. Результатами этой подготовительной работы стало решение НАТО о выдвижении так называемой средиземноморской инициативы, которая означала намерение НАТО предпринять новые шаги для продвижения в регионе. Эта инициатива распространялась в основном на пять средиземноморских государств - Египет, Израиль, Мавританию, Марокко, Тунис, с которыми НАТО решило развивать "диалог".

Такой "диалог" в форме консультаций генерального секретаря НАТО и послов соответствующих государств начал осуществляться с февраля 1995 г. В его ходе выдвигаются различные предложения, некоторые из них становятся достоянием гласности. Так, Италия выдвинула идею разработать программу "Партнерство для Средиземноморья" по аналогии с "Партнерством во имя мира". Итальянский министр обороны аргументировал это тем, что государства Средиземноморья не меньше нуждаются в такой программе, чем государства Центральной и Восточной Европы. Нужно ли говорить, что многие комментаторы расценили это заявление как пробный шар относительно расширения НАТО также за счет средиземноморских государств. Если разобраться в конкретных акциях НАТО за последние годы, то окажется, что в Средиземноморье НАТО по-прежнему продолжает делать ставку на силу и на угрозу ее применения. В наиболее концентрированном виде это проявилось на Балканах.

    На странах - членах НАТО лежит основная ответственность за то, что Средиземноморье является в 90-е годы одним из регионов, наиболее насыщенных различными видами вооружении. Ряд средиземноморских стран - членов НАТО продолжают наращивать вооружения. Несмотря на то что в течение многих лет миролюбивая общественность вела борьбу за провозглашение Средиземноморья безъядерной зоной, ядерное оружие до сих пор присутствует в регионе. Отметим, что в Средиземноморье все еще находится американский 6-й флот, с которым тесно взаимодействуют ВМС средиземноморских государств - членов НАТО. Казалось бы, после вывода из Средиземного моря так называемой Средиземноморской эскадры советских ВМС этому примеру могли последовать и США. Тем более что Черноморский флот России в настоящее время угрозу для кого бы то ни было представлять не может, так как находится в стадии раздела между Россией и Украиной. Однако американский 6-й флот по-прежнему остается в Средиземноморье. Его появление в регионе на рубеже 40-50-х годов аргументировалось необходимостью подкрепить силой "доктрину Трумена" и обеспечить безопасность Турции и Греции от посягательств со стороны Советского Союза. Сегодня же Россия не только не угрожает Турции и Греции, но и развивает с ними взаимовыгодные добрососедские отношения.

Другой аргумент заключался в том, что 6-й флот решает стратегические задачи безопасности США на передовых рубежах в их противоборстве с Советским Союзом. Подобного рода утверждения также принадлежат уже истории.

Не оправдал себя 6-й флот и как фактор "сдерживания", поскольку его присутствие в регионе не помешало возникновению за прошедшие годы конфликтов, и ни в одном случае американские ВМС не являлись фактором их прекращения.

Присматриваясь к сегодняшней деятельности НАТО в Средиземноморско-Черноморском регионе, нельзя не заметить, что пространством, которое весьма активно осваивается этим военно-политическим союзом, стало Черное море - издавна приоритетная зона российских интересов. Совершенно очевидно, что в настоящее время южный фланг НАТО быстро смещается из Восточного Средиземноморья к северу - в Черноморский регион. Это облегчается тем, что все прибрежные черноморские государства в той или иной степени участвуют в программе НАТО "Партнерство во имя мира".

Никогда в прошлом военные корабли НАТО не заходили столь часто в черноморские воды. В практику вошли совместные учения в Черном море, к которым российские военные руководители относятся, как представляется, несколько настороженно. Примечательно, что Россия отказалась участвовать в военно-морских маневрах в Черном море по программе "Партнерство во имя мира", состоявшихся в 1995 и 1996 гг.

Деятельность НАТО в Средиземноморско-Черноморском регионе смыкается с активностью Западноевропейского Союза (ЗЕС), несмотря на конкуренцию и некоторое соперничество между ними. ЗЕС обратил внимание на Средиземноморье примерно в то же время, что и НАТО, сделав к настоящему времени объектом "диалога" в основном Алжир, Марокко, Тунис, Мавританию, Египет, Израиль. Представляется, что ЗЕС до некоторой степени больше преуспел, чем НАТО, в том, что касается продвижения "диалога": он более конкретен, лучше организован. Проявляет ЗЕС заинтересованность и в Черноморье, где его ассоциативными членами стали Румыния и Болгария.

Нарастающая военно-политическая активность НАТО и ЗЕС имеет непосредственное отношение к России. Именно на Средиземноморско-Черноморский регион приходится значительная часть той самой "дуги уязвимости", из которой может исходить угроза ее безопасности. В этом одна из причин того, что Россия вынуждена искать максимально действенные пути обеспечения широкого спектра своих региональных интересов.

III

Очевидно, что такая задача может быть решена лишь через всестороннее развитие двусторонних и многосторонних связей, содействуя созданию здесь системы отношений сотрудничества и партнерства.

В плане двусторонних связей Россия уже имеет договоры - у них различные названия: "Об основах отношений", "О дружбе и сотрудничестве" и т.д. - со всеми Средиземноморскими государствами - членами ЕС и НАТО. Такие договоры были заключены с Францией (1992 г.), Турцией (1992 г.), Грецией (1993 г.), Испанией (1994 г.), Италией (1994 г.), Португалией (1994 г.). Хотя они различны по содержанию, смысл каждого из них сводится к обязательствам развивать отношения на основе общепринятых международно-правовых норм. То, что это договоры, как представляется, еще не реализуются достаточно интенсивно, связано с целым рядом факторов: международной конъюнктурой, эволюцией акцентов в политике Запада, некоторой инертностью российской внешнеполитической деятельности и т.д. Развиваются, хотя и неровно, договорные отношения России с другими группами Средиземноморских стран.

В этой связи очевидно, что наибольшее значение имело бы для России активное подключение к средиземноморским проблемам ОВСЕ, так как это - единственная общеевропейская организация, в которой на полноправной основе участвуют Россия и другие государства СНГ. К тому же ОБСЕ с самого начала проявляла интерес к проблемам Средиземноморья.

К сожалению, следует признать, что потенциал ОБСЕ в утверждении стабильности и экономического прогресса до сих пор использовался недостаточно. Причина кроется, видимо, в противоречиях между различными группами государств - участников ОБСЕ, в противодействии выработке и проведению активной средиземноморской политики ОБСЕ со стороны США и некоторых Средиземноморских стран.

Интересам России отвечала бы разработка "Средиземноморской концепции ОБСЕ", которая вобрала бы все лучшее, что уже имеется в этой области, и которая содержала бы развернутую программу деятельности ОБСЕ в Средиземноморье на будущее. Наконец, стоит подчеркнуть, что Россия поддерживает идею проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье - СБСС, которое в случае успеха могло бы стать переломным моментом в истории региона, воздействовать на дальнейший ход событий, на его будущее.

Предложение созвать такое совещание было выдвинуто в 1991 г. в совместном заявлении Франции, Италии, Португалии и Испании, активно поддержанных тогда их союзниками по НАТО и ЕС. При этом предусматривалось участие в совещании Советского Союза. Однако после его распада инициаторы созыва участие России уже не предусматривали и вскоре от своего предложения о совещании отказались.

Тем не менее интерес к проведению такого совещания не угасает. Вопреки позиции правительств Средиземноморских стран Западной Европы, поборником его созыва выступает Международный парламентский союз, в работе которого участвуют и российские парламентарии. Уже состоялись две межпарламентские конференции по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье, одна - в Малаге в 1992 г., а другая - в Валетте в 1995 г. Разработанная этими конференциями концепция состоит в том, что в работе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье (СБСС) примут участие в качестве "ассоциированных участников" Российская федерация, Великобритания и США, не только прибрежные страны, но и "те страны, судьбы которых прямо связаны с этим морем". Из опубликованного доклада следует, что предусматривается широко использовать уже имеющийся опыт ОБСЕ. Так, совещание по Средиземноморью создаст, по аналогии с Хельсинкской конференцией 1975 г., три "корзины": по региональной безопасности; по сотрудничеству и партнерству в экономической и социальной областях; по диалогу между цивилизациями и правам человека. Разработаны конкретные предложения о создании соответствующего механизма, в том числе об учреждении Средиземноморского совета, заключении Пакта региональной стабильности и другие.

Заслуживает внимание то, что в одной части Средиземноморско-Черноморского региона уже создана система международного эффективного сотрудничества, в которой участвует Россия. Это ЧЭС - Черноморское Экономическое Сотрудничество.

* * *

Если вдуматься в существо нынешней обстановки в бассейне Средиземного и Черного морей и проанализировать ее через призму прошлого, то можно без труда заметить, что попытки вытеснить Россию или как-то ущемить ее интересы не являются чем-то новым. Они предпринимались и в XX, и в предыдущих столетиях. Такова, видимо, логика исторического развития. Однако тот же исторический процесс, подкрепленный геополитическими факторами, каждый раз обусловливал возвращение России ее влияния и позиций в регионе.
Думается, что и на этот раз Россия справится с ситуацией. Однако это потребует и в настоящем, и в будущем немалых усилий, реализации всего российского внешнеполитического потенциала, поиска новых методов и нестандартных решений в обеспечении ее национальных интересов.

(Исследование проведено при финансовой
поддержке Российского гуманитарного
научного фонда, проект 96-03-04008.)



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]