Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Угрозы России Н.КОВАЛЬСКИЙ,
доктор исторических наук, профессор Прекращение военно-морского присутствия России в Средиземноморье, сокращение торгового оборота со средиземноморскими странами, частичная смена Москвой своих внешнеполитических ориентиров в регионе - все это повлекло за собой ослабление здесь российских позиций. Система международных отношений, как и природа, не терпит пустоты, и образовавшийся вакуум стал быстро заполняться западными державами. В последнее время этот процесс перестал быть лишь тенденцией и материализовался в виде конкретных и динамичных акций. Естественно, что такое развитие событий не может не затрагивать Россию, которая издавна имела интересы в Средиземноморско-Черноморском регионе.
Основатели Европейского экономического сообщества, преобразовавшегося позднее в Европейский Союз (ЕС), с самого начала полагали, что в своей деятельности оно должно уделять значительное внимание Средиземноморью. Во-первых, учитывалось, что в ЕЭС входит ряд средиземноморских государств Южной Европы, во-вторых, исходили из исторических связей Европы и Средиземноморья. И наконец, в-третьих, Средиземноморский регион привлекал своим грандиозным экономическим потенциалом. В результате курс ЕС в отношении Средиземноморья, который пережил несколько этапов, получил в 1992 г. наименование "новая средиземноморская политика", суть которой сводилась к крупномасштабному проникновению в регион на двусторонней и многосторонней основе. Решения встречи лидеров стран ЕС на Корфу в июне 1994 г., сессий Европейского Совета в Эссене в декабре 1994 г. и в Каннах в июне 1995 г. подтвердили приверженность этой линии. Крупнейшим мероприятием по ее реализации стала Евросредиземноморская конференция в Барселоне на уровне министров иностранных дел в ноябре 1995 г., которой предшествовала длительная и кропотливая подготовка и которая породила множество откликов и комментариев. Обратил на себя внимание прежде всего круг ее участников. Он ограничивался 15 странами - членами ЕС и 12 странами средиземноморского бассейна (Кипром, Мальтой, Турцией, Палестиной, Израилем, Иорданией, Сирией, Ливаном, Египтом, Марокко, Тунисом и Алжиром), хотя повестка дня затрагивала интересы и других стран. Мавритании как стране, получающей помощь от ЕС, было разрешено присутствовать на всех заседаниях конференции, но без права подписи Заключительной декларации. Под предлогом того, что у Ливии отсутствуют договорные отношения с ЕС, ей было .отказано в участии в конференции, несмотря на то, что с критикой такого дискриминационного подхода выступил ряд Арабских государств. На конференцию не были приглашены ни Соединенные Штаты, ни Россия. Применительно к США можно сказать, что такое решение ЕС было выражением явной и подспудной конкурентной борьбы между американцами и западноевропейцами в регионе. Но и многообразное участие американских компаний в региональной экономике, присутствие 6-го флота США, роль США в средиземноморских структурах НАТО с лихвой компенсируют американцам их отсутствие на Евро-средиземноморской конференции в Барселоне. В ином положении оказалась Россия. Создалось впечатление, что ее отстранение от участия в Барселонской конференции - это еще одно звено в политике ее постепенного вытеснения из Средиземноморского региона. Так, Россия не была приглашена и на другие региональные мероприятия, состоявшиеся до Барселоны. К тому же в отличие от США Россия не располагает в Средиземноморье разветвленной военно-политической и экономической инфраструктурой. Поэтому, если все, что задумано инициаторами Барселонской конференции, будет осуществлено, то аутсайдерское положение России может иметь для нее в будущем серьезные последствия. Для Европейского Союза Барселонская конференция явилась, без сомнения, крупным успехом. Во-первых, она продемонстрировала его возможности доминировать в Средиземноморском регионе. Во-вторых, были заложены основы "евросредиземноморского единения". В-третьих, конференция явилась стимулом такого "единения" под контролем ЕС. О том, что Барселонская конференция может оказать существенное воздействие на дальнейшее развитие баланса сил и интересов в регионе и за его пределами, можно судить по принятой на ней Декларации, в которой провозглашается задача создания Евросредиземноморской ассоциации, а к 2010 г. - зоны свободной торговли между ЕС и участвовавшими в конференции средиземноморскими странами. О стремлении ЕС не ограничиваться лишь решениями на правительственном уровне, а подключить к межсредиземноморскому партнерству широкую общественность свидетельствовало проведение там же в Барселоне, сразу же после окончания конференции, Форума евросредиземноморской общественности. Его массовость выразилась в присутствии нескольких сот представителей деловых и коммерческих кругов, ученых, банкиров, работников средств массовой информации. Почти без промедления ЕС принялся за реализацию решений и договоренностей, достигнутых в Барселоне. Весь нынешний год был насыщен различными встречами, совещаниями, другими мероприятиями, цель которых - поставить евросредиземноморское сотрудничество на рельсы конкретики, создать и заставить работать задуманный механизм. Действуя в этом направлении, председатель Европейского Совета счел нужным напомнить уже в январе 1996 г. о приоритетном характере деятельности ЕС в Средиземноморском регионе. Какие же направления стали определяющими в этой деятельности? В соответствии с тем, как это определено в Барселоне, особое внимание стало уделяться проблемам безопасности. Так, состоявшееся в Брюсселе в мае 1996 г. совещание старших должностных лиц стран-участниц провело работу над документами по вопросам "превентивной дипломатии" и развития добрососедских отношений, мерам доверия, открытости в военной области (обмен информацией о военных расходах, предварительное извещение о военных маневрах и т.д.), укрепления демократических институтов в государствах-участниках, предупреждения и борьбы с терроризмом. Разработаны предложения о создании Центра по евросредиземноморской ситуации, Евросредиземноморского колледжа развития и безопасности. Намечены новые встречи на различных уровнях для обсуждения политического положения и безопасности в регионе. Естественно, что целый ряд важных мероприятий осуществлен в экономической и социальной сферах. Учреждена Рабочая группа из представителей Экономического и Социального комитетов ЕС и соответствующих служб, в задачу которой входит обеспечивать контакты между всеми участниками евросредиземноморского процесса, готовить соответствующие встречи, налаживать изучение обсуждаемых проблем. Среди других вопросов - развитие энергетики. На ряде встреч представителей ЕС и государств-участников определились контуры совместной политики, ставшей предметом обсуждения первой Евросредиземноморской конференции по энергетике (июнь, Триест), проходившей на уровне министров. По предложению Комиссии ЕС участники приняли решение о создании Евросредиземноморского энергетического форума, который должен обеспечивать взаимное сотрудничество и содействовать его развитию на основе пятилетнего плана. Такое сотрудничество станет развиваться в соответствии с принципами Энергетической хартии ЕС. Средиземноморские государства обязуются "гармонизировать" национальное законодательство, с тем чтобы облегчить процесс инвестирования иностранных капиталов. Впереди - создание Евросредиземноморского энергетического комплекса на основе объединения систем газоснабжения и электросети, а первым шагом будет строительство газопровода Магреб - Европа. Ожидаемый конечный результат - создание Евросредиземноморского энергетического рынка. Развитие евросредиземноморского сотрудничества выразилось также в созыве конференции министров промышленности 27 государств (май, Брюссель), которые в декларации и рабочей программе отметили значение промышленного развития для создания к 2010 г. евро-средиземноморской зоны открытой торговли. Предусмотрена разработка пилотных проектов с целью обеспечить приток инвестиций, провести соответствующую реформу законодательства, развить необходимую инфрастуктуру, сформировать промышленные районы, прежде всего из средиземноморских стран - не членов ЕС. Примечательно, что осуществление организационных мер и их финансирование берут на себя ЕС и Европейский инвестиционный банк, выделяющий на эти цели "третьим средиземноморским странам" 4 млрд. ЭКЮ. Определенное внимание уделено сотрудничеству в области экологии. Проведена встреча 17 средиземноморских прибрежных стран, на которой участники пришли к соглашению о подписании Протокола о сотрудничестве. Руководящую роль в координации усилий в этой области ЕС также намерено взять на себя. Состоялась первая Евросредиземноморская конференция министров культуры (апрель, Бо-лонья), принявшая Декларацию, в которой подчеркивается мировое значение средиземноморского культурного наследия. Министры призвали ЕС учредить совместно с средиземноморскими партнерами проекты для сохранения культурных ценностей региона, предпринять действия по обмену ноу хау, созданию рабочих мест в сфере культуры, учреждению информационной сети, использованию новых технологий, в том числе в музейном деле. Из других сфер евросредиземноморского сотрудничества, в которых в последние месяцы проявлялась активность, можно отметить туризм, информатику, образование, проблемы мелких и средних предприятий, борьбу против нелегальной иммиграции и торговли наркотиками. Совет ЕС высказался за развитие Европарламентом евросредиземноморского диалога с парламентами средиземноморских стран - не членов ЕС. Система евросредиземноморского сотрудничества складывается не без внутренней борьбы, которая развернулась еще до Барселонской конференции и непосредственно на ней самой. Уже после ее завершения Греция стала блокировать принятие решений по программе средиземноморской политики ЕС, опасаясь того, что предлагаемые руководителями ЕС и другими странами формулировки позволят Турции пользоваться финансовой помощью ЕС. Конфронтационные отношения между Грецией - членом ЕС и Турцией в основном из-за островов в Эгейском море и Кипра серьезно осложняют деятельность ЕС в Средиземноморье. Хотя до следующей Евросредиземноморской конференции осталось меньше года (согласно договоренности в Барселоне, такая конференция должна состояться в первой половине 1997 г.), уже сейчас идет борьба сил и амбиций. Любопытным симптомом стали заявления французского и египетского президентов о том, что такая встреча может состояться в Каире, а руководящую роль в евросредиземноморском процессе должны осуществлять, по выражению Ширака, Франция - "от Севера", а Египет - "от Юга". Однако вряд ли с претензиями на такое лидерство безоговорочно согласятся другие участники евросредиземноморского сотрудничества. "Новая средиземноморская политика" ЕС предусматривает не только развитие евросредиземноморского сотрудничества, но и присоединение к ЕС Мальты и Кипра. Переговоры по этому поводу идут весьма активно, хотя и в течение длительного времени. Если разобраться в перспективах и сущности евросредиземноморского сотрудничества, то невольно напрашиваются некоторые настораживающие выводы. Очевидно, что дело идет к формальному учреждению новой региональной группировки. Однако обращает на себя внимание то, что с самого начала она замыслена как группировка, замкнутая по своему характеру. Не означает ли это, что все другие государства, в том числе и Россия, имеющие интересы в регионе, должны рассматриваться как государства второго сорта, с ограниченными правами? Не приведет ли это к тому, что государства - члены ЕС станут юридически оформленными распорядителями в самых различных сферах средиземноморской жизни, имея возможность на легитимных международно-правовых основаниях подвергать дискриминации другие государства, не являющиеся участниками, условно выражаясь, Евросредиземноморской ассоциации? В этой связи естественными являются опасения тех стран, которые в результате такого хода событий могут оказаться вытесненными с региональных рынков и лишенными возможности участвовать в решении проблем безопасности. К тому же может быть нанесен ущерб интересам европейской безопасности и Европы в целом, которая не ограничивается пределами Европейского Союза, да и всего мирового сообщества, особенно принимая во внимание, что человечество живет в век все возрастающей взаимозависимости стран и народов.
Из функциональных институтов .Запада, которые значительно усилили активность в Средиземноморье в 90-е годы, следует, кроме ЕС, выделить НАТО. Проблема вовлечения государств Южного Средиземноморья в сферу влияния НАТО обсуждалась сначала в рамках Североатлантической ассамблеи и Североатлантического Союза, а затем стала предметом рассмотрения в руководящих органах этого военно-политического союза. Так, о значении Средиземноморья для НАТО и реальных шагах, которые в этой связи нужно предпринять в свете перемен в Европе, на Среднем и Ближнем Востоке, говорилось на заседаниях Североатлантического Союза на уровне министров иностранных дел в Афинах в 1993 г., на встрече на высшем уровне в Брюсселе в 1994 г. и встречах министров иностранных дел в том же году в Стамбуле и Брюсселе. Результатами этой подготовительной работы стало решение НАТО о выдвижении так называемой средиземноморской инициативы, которая означала намерение НАТО предпринять новые шаги для продвижения в регионе. Эта инициатива распространялась в основном на пять средиземноморских государств - Египет, Израиль, Мавританию, Марокко, Тунис, с которыми НАТО решило развивать "диалог". Такой "диалог" в форме консультаций генерального секретаря НАТО и послов соответствующих государств начал осуществляться с февраля 1995 г. В его ходе выдвигаются различные предложения, некоторые из них становятся достоянием гласности. Так, Италия выдвинула идею разработать программу "Партнерство для Средиземноморья" по аналогии с "Партнерством во имя мира". Итальянский министр обороны аргументировал это тем, что государства Средиземноморья не меньше нуждаются в такой программе, чем государства Центральной и Восточной Европы. Нужно ли говорить, что многие комментаторы расценили это заявление как пробный шар относительно расширения НАТО также за счет средиземноморских государств. Если разобраться в конкретных акциях НАТО за последние годы, то окажется, что в Средиземноморье НАТО по-прежнему продолжает делать ставку на силу и на угрозу ее применения. В наиболее концентрированном виде это проявилось на Балканах. На странах - членах НАТО лежит основная ответственность за то, что Средиземноморье является в 90-е годы одним из регионов, наиболее насыщенных различными видами вооружении. Ряд средиземноморских стран - членов НАТО продолжают наращивать вооружения. Несмотря на то что в течение многих лет миролюбивая общественность вела борьбу за провозглашение Средиземноморья безъядерной зоной, ядерное оружие до сих пор присутствует в регионе. Отметим, что в Средиземноморье все еще находится американский 6-й флот, с которым тесно взаимодействуют ВМС средиземноморских государств - членов НАТО. Казалось бы, после вывода из Средиземного моря так называемой Средиземноморской эскадры советских ВМС этому примеру могли последовать и США. Тем более что Черноморский флот России в настоящее время угрозу для кого бы то ни было представлять не может, так как находится в стадии раздела между Россией и Украиной. Однако американский 6-й флот по-прежнему остается в Средиземноморье. Его появление в регионе на рубеже 40-50-х годов аргументировалось необходимостью подкрепить силой "доктрину Трумена" и обеспечить безопасность Турции и Греции от посягательств со стороны Советского Союза. Сегодня же Россия не только не угрожает Турции и Греции, но и развивает с ними взаимовыгодные добрососедские отношения. Другой аргумент заключался в том, что 6-й флот решает стратегические задачи безопасности США на передовых рубежах в их противоборстве с Советским Союзом. Подобного рода утверждения также принадлежат уже истории. Не оправдал себя 6-й флот и как фактор "сдерживания", поскольку его присутствие в регионе не помешало возникновению за прошедшие годы конфликтов, и ни в одном случае американские ВМС не являлись фактором их прекращения. Присматриваясь к сегодняшней деятельности НАТО в Средиземноморско-Черноморском регионе, нельзя не заметить, что пространством, которое весьма активно осваивается этим военно-политическим союзом, стало Черное море - издавна приоритетная зона российских интересов. Совершенно очевидно, что в настоящее время южный фланг НАТО быстро смещается из Восточного Средиземноморья к северу - в Черноморский регион. Это облегчается тем, что все прибрежные черноморские государства в той или иной степени участвуют в программе НАТО "Партнерство во имя мира". Никогда в прошлом военные корабли НАТО не заходили столь часто в черноморские воды. В практику вошли совместные учения в Черном море, к которым российские военные руководители относятся, как представляется, несколько настороженно. Примечательно, что Россия отказалась участвовать в военно-морских маневрах в Черном море по программе "Партнерство во имя мира", состоявшихся в 1995 и 1996 гг. Деятельность НАТО в Средиземноморско-Черноморском регионе смыкается с активностью Западноевропейского Союза (ЗЕС), несмотря на конкуренцию и некоторое соперничество между ними. ЗЕС обратил внимание на Средиземноморье примерно в то же время, что и НАТО, сделав к настоящему времени объектом "диалога" в основном Алжир, Марокко, Тунис, Мавританию, Египет, Израиль. Представляется, что ЗЕС до некоторой степени больше преуспел, чем НАТО, в том, что касается продвижения "диалога": он более конкретен, лучше организован. Проявляет ЗЕС заинтересованность и в Черноморье, где его ассоциативными членами стали Румыния и Болгария. Нарастающая военно-политическая активность НАТО и ЗЕС имеет непосредственное отношение к России. Именно на Средиземноморско-Черноморский регион приходится значительная часть той самой "дуги уязвимости", из которой может исходить угроза ее безопасности. В этом одна из причин того, что Россия вынуждена искать максимально действенные пути обеспечения широкого спектра своих региональных интересов.
Очевидно, что такая задача может быть решена лишь через всестороннее развитие двусторонних и многосторонних связей, содействуя созданию здесь системы отношений сотрудничества и партнерства. В плане двусторонних связей Россия уже имеет договоры - у них различные названия: "Об основах отношений", "О дружбе и сотрудничестве" и т.д. - со всеми Средиземноморскими государствами - членами ЕС и НАТО. Такие договоры были заключены с Францией (1992 г.), Турцией (1992 г.), Грецией (1993 г.), Испанией (1994 г.), Италией (1994 г.), Португалией (1994 г.). Хотя они различны по содержанию, смысл каждого из них сводится к обязательствам развивать отношения на основе общепринятых международно-правовых норм. То, что это договоры, как представляется, еще не реализуются достаточно интенсивно, связано с целым рядом факторов: международной конъюнктурой, эволюцией акцентов в политике Запада, некоторой инертностью российской внешнеполитической деятельности и т.д. Развиваются, хотя и неровно, договорные отношения России с другими группами Средиземноморских стран. В этой связи очевидно, что наибольшее значение имело бы для России активное подключение к средиземноморским проблемам ОВСЕ, так как это - единственная общеевропейская организация, в которой на полноправной основе участвуют Россия и другие государства СНГ. К тому же ОБСЕ с самого начала проявляла интерес к проблемам Средиземноморья. К сожалению, следует признать, что потенциал ОБСЕ в утверждении стабильности и экономического прогресса до сих пор использовался недостаточно. Причина кроется, видимо, в противоречиях между различными группами государств - участников ОБСЕ, в противодействии выработке и проведению активной средиземноморской политики ОБСЕ со стороны США и некоторых Средиземноморских стран. Интересам России отвечала бы разработка "Средиземноморской концепции ОБСЕ", которая вобрала бы все лучшее, что уже имеется в этой области, и которая содержала бы развернутую программу деятельности ОБСЕ в Средиземноморье на будущее. Наконец, стоит подчеркнуть, что Россия поддерживает идею проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье - СБСС, которое в случае успеха могло бы стать переломным моментом в истории региона, воздействовать на дальнейший ход событий, на его будущее. Предложение созвать такое совещание было выдвинуто в 1991 г. в совместном заявлении Франции, Италии, Португалии и Испании, активно поддержанных тогда их союзниками по НАТО и ЕС. При этом предусматривалось участие в совещании Советского Союза. Однако после его распада инициаторы созыва участие России уже не предусматривали и вскоре от своего предложения о совещании отказались. Тем не менее интерес к проведению такого совещания не угасает. Вопреки позиции правительств Средиземноморских стран Западной Европы, поборником его созыва выступает Международный парламентский союз, в работе которого участвуют и российские парламентарии. Уже состоялись две межпарламентские конференции по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье, одна - в Малаге в 1992 г., а другая - в Валетте в 1995 г. Разработанная этими конференциями концепция состоит в том, что в работе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье (СБСС) примут участие в качестве "ассоциированных участников" Российская федерация, Великобритания и США, не только прибрежные страны, но и "те страны, судьбы которых прямо связаны с этим морем". Из опубликованного доклада следует, что предусматривается широко использовать уже имеющийся опыт ОБСЕ. Так, совещание по Средиземноморью создаст, по аналогии с Хельсинкской конференцией 1975 г., три "корзины": по региональной безопасности; по сотрудничеству и партнерству в экономической и социальной областях; по диалогу между цивилизациями и правам человека. Разработаны конкретные предложения о создании соответствующего механизма, в том числе об учреждении Средиземноморского совета, заключении Пакта региональной стабильности и другие. Заслуживает внимание то, что в одной части Средиземноморско-Черноморского региона уже создана система международного эффективного сотрудничества, в которой участвует Россия. Это ЧЭС - Черноморское Экономическое Сотрудничество.
Если вдуматься в существо нынешней обстановки в бассейне Средиземного и Черного морей и проанализировать ее через призму прошлого, то можно без труда заметить, что попытки вытеснить Россию или как-то ущемить ее интересы не являются чем-то новым. Они предпринимались и в XX, и в предыдущих столетиях. Такова, видимо, логика исторического развития. Однако тот же исторический процесс, подкрепленный геополитическими факторами, каждый раз обусловливал возвращение России ее влияния и позиций в регионе. (Исследование проведено при финансовой |
|