Обозреватель - Observer |
Экономика
|
И.Комаров, За шумным многоканальным шоу политических интриг, развалом экономики и все большим обнищанием населения как-то притупилась ранее острая тревога за катастрофическое ухудшение состояния природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности. Поэтому в реформируемой России не нашла отклика серьезная обеспокоенность, прозвучавшая в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Она вызвана негативным состоянием окружающей человека природной среды и соответственно неблагоприятными перспективами развития земной цивилизации. Несмотря на то, что конференция проводилась на уровне 179 глав государств и правительств мира, что работу конференции освещало 8 тыс. журналистов и весь мир уже второй год продолжает интенсивно обсуждать эту тему, стратегически важные материалы этой конференции российской прессой не замечены. Одной из причин недостаточного освещения хода и итогов конференции, на наш взгляд, явилось то, что конференция констатировала невозможность дальнейшего движения вперед по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны, выявила стратегическую бесперспективность такого пути. Эта модель признана ведущей к катастрофе, поэтому провозглашена необходимость перехода мирового сообщества к новой модели цивилизации, к жизни по принципу "устойчивого развития". Устойчивого - значит обеспечивающего должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением благоприятного состояния окружающей среды, между удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения и сохранением таких возможностей для будущих поколений, т.е. модель, которой больше присущи общественные, а не частнособственнические формы развития. Причиной многих экологических бед в России является укоренившаяся еще до перестройки, а ныне бурно прогрессирующая практика принятия хозяйственны" и экономических решений без глубоких научных проработок, без должного анализа возможных последствий для природы. Загрязнение воздуха в 84 промышленных центрах России в 1993 г. превышало допустимые нормы в 10 и более раз. В расчете на одного жителя выделяется 3,5 т углекислого газа от сжигания топлива, выбрасывается в атмосферу, 0,48 т других загрязняющих газопылевых отходов. На территориях с высокой степенью концентрации промышленных предприятий на 1 кв.км приходится более 15 т твердых и 50 т жидких и газообразных выбросов. Для сравнения: в Западной Европе благополучными в экологическом плане считаются районы, где на каждый квадратный километр приходится в среднем не более одной тонны вредных выбросов в год. Экологическая напряженность нарастает из-за неэффективного использования природных ресурсов. Потери составляют: 14% добытого угля, 28% - хромовой руды, 61% - калийных солей, 50% - поваренной соли, 14% - гипса. Из пластов, уже разведанных и эксплуатируемых, извлекается всего 30% нефти. Утрачивает свою экологическую устойчивость и продуктивность почвенный покров, на грани утраты уникальное неоценимое национальное богатство - российские черноземы. Результаты ранее пренебрежительного отношения к требованиям "экономики устойчивого развития" выразились в появлении острых экологически негативных ситуаций во многих регионах России:
Процессы децентрализации, межнациональные разногласия и конфликты, новые процессы в экономике привели к ухудшению экологической ситуации в стране. Дробление финансирования по субъектам Федерации приводит к снижению эффективности мер экологического характера, к политике бессистемного "латания дыр". К ранее действовавшим факторам разрушения природной среды добавились новые: в связи с интенсивно проводимым разоружением уничтожаются боеприпасы, ракеты, отравляющие вещества, что наносит вред окружающей среде. Распространенная у нас система регулирования природоохранной деятельности, основанная на взимании штрафов с предприятий за сверхнормативные выбросы и загрязнение окружающей среды, крайне несовершенна и не способствует решению природоохранных задач. Решение проблемы охраны окружающей природной среды требует новых подходов, адекватных повышающейся роли регионов. При размещении производств следует исходить из учета имеющейся суммарной экологической нагрузки на природную среду, экологической емкости территорий, затрат, необходимых для устранения вредного воздействия новых производств и поселений. Учитывая, что действующие в Федерации нормы разрешенных выбросов и сбросов жестки и, как правило, не могут быть обеспечены действующими на предприятиях технологиями производства и очистки, следует дать право региональным властям устанавливать для каждого производителя сроки возможного доведения технологий до требуемых параметров, исходя из фактического состояния производства. Санкции за сверхнормативные выбросы и сбросы регион будет тогда увязывать с состоянием выполнения мероприятий по совершенствованию технологии, доведению ее до экологически допустимого уровня, что будет способствовать последовательному вытеснению загрязняющих производств или их модернизации. Целесообразно безотлагательно приступить к созданию государственной системы экологической безопасности, основанной на единой экологической стратегии для всех регионов, для всех национальных образований. Эта система должна создаваться как постоянно действующая с подсистемами научного анализа и прогноза, моделирования возможного развития событий, эффективного контроля и предупреждения, оперативного регулирования. Ведомственные структуры контролирующие, санитарно-эпидемиологические, природоохранные, химзащиты, горноспасательные, рекультивационные, мелиоративные, пожарные и другие должны войти в систему экологической безопасности на правах специализированных служб и подразделений. Важнейшими функция ми системы экологической безопасности страны должны быть; осуществление экологического мониторинга территории республик, входящих в Россию; инвентаризация и классификация экологически потенциально опасных объектов и источников по регионам; контроль за соблюдением природоохранных законов, экологических норм, правил, стандартов, соглашений, квот, чистоты продуктов питания и питьевой воды, здоровья людей, санитарной и эпидемиологической обстановки на территории всех государств экономического сообщества; утилизация и захоронение отходов всех видов; предупреждение аварий, катастроф, конфликтов и ликвидация их последствий и т.д. Создание целостной эффективной системы экологической безопасности России возможно только на основе интеграции ведомственных и региональных структур. В связи с этим чрезвычайно важно, наряду с определением собственника природных ресурсов, решить следующие коренные проблемы природопользования и хозяйствования:
Другой метод экологического регулирования - торговля выбросами - связан с прямыми сделками между предприятиями. При таком подходе устанавливается социально приемлемый уровень загрязнения в пределах рассматриваемой территории, а затем вклад каждого загрязнителя в допустимый уровень загрязнения определяется путем свободной взаимовыгодной торговли квотами на загрязнение между предприятиями-загрязнителями. Предприятие - источник вредных выбросов имеет различные мотивы для заключения экологической сделки. Оно может предпринять такую попытку, чтобы уменьшить бремя платежей за не обеспеченные разрешениями выбросы или создать определенный запас разрешений на выбросы, ожидая повышения цен на разрешения, или обеспечить свое настоящее либо предполагаемое развитие, которое должно сопровождаться ростом выбросов. Эффективность такой торговли объективно обусловлена существующими различиями в затратах предприятий на снижение выбросов одноименных загрязнений и позволяет сочетать экологические требования с задачами экономического роста, стимулирует предприятия к внедрению достижений научно-технического прогресса в производственных технологиях и природоохранной технике. Он преимущественно касается новых предприятий или модернизации действующих: для их введения в строй в промышленно освоенных районах требуется, чтобы предприниматели в качестве компенсации экологического ущерба сократили загрязнение на одном из действующих предприятий в объеме, эквивалентном вводимому новому источнику загрязнения. Разрешение на новое строительство может быть получено при покупке так. называемых "прав" на загрязнение у предприятий, добивающихся снижения выбросов сверх установленных норм. При сооружении объектов федеративной номенклатуры недоработки по природоохранным мероприятиям можно фиксировать как государственный долг региону с обязательной его компенсацией. Такие же формы взаимоотношений целесообразно опробовать и в межрегиональных отношениях в случаях, когда один регион наносит экологический ущерб другому. Такие отношения будут способствовать развитию большой требовательности в осуществлении природоохранных мероприятий. Перечисленные меры важны и требуют повсеместного внедрения в целях предупреждения нависшей угрозы ухудшения экологической обстановки в стране. Наряду с этим необходимы стратегические действия, адекватные изложенным в документах конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Необходимость неотложной разработки стратегических мер явилась "побудительной причиной выпуска в феврале текущего года Указа Президента РФ " О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", базирующегося на материалах конференции ООН. Если Указ Президента не будет предан забвению, как многие другие, а средства массовой информации уделят проблемам устойчивого развития должное внимание, можно надеяться, что будет создана добротная основа для конструктивного' взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.
|
|