Обозреватель - Observer
Духовное наследие

Утраченные звуки

В.МАКСИМКОВ, заслуженный работник культуры РФ,
художественный руководитель и дирижер Архангельской хоровой капеллы

Среди множества проблем, стоящих перед страной и каждым из нас в это трудное, страшное время, есть одна ; особая проблема - сохранение нашего культурного достояния. Сегодня планомерно происходит уничтожение академического русского хорового пения. Первым профессиональным коллективом России был хор государевых певчих дьяков, основанный еще в 1479 г. Но уже задолго до этого шла профессионализация хорового искусства, и связано это было с церковно-певческой традицией. Церковный собор 1274 г.. принял решение поручить исполнение церковных песнопений специально обученным людям. Создавая хор в 1479 г., государство взяло на себя заботу о певчих. В "Стоглаве" (1551 г.) говорилось:

"И те священники, и дьяконы и дьяки, избранные по училищам, учили своих учеников страху божию и грамоте, и писать, и пети, и чести (читать) со всяким духовным наказанием". Пение с детских лет (в хорах не было женщин - пели мальчики) являлось одним из важнейших факторов, определявших состояние музыкальной, в частности, хоровой культуры народа. В конце XVI в. возник хор патриарших певчих дьяков и поддьяков - предшественник Синодального хора.

Г.Щуров в книге "Архангельск - город музыкальный" пишет, что, когда в 1693 г. Петр I побывал на Севере, в его свите было 8 певцов, пение которых входило в ритуал "царских действий" при вхождении в Холмогорский собор. В Архангельске, в церкви на Кег-острове, государь стоял на клиросе и "пел басом со своими певчими". Общеизвестна любовь Петра Великого к хоровому пению. Путешествуя по России, царь отбирал лучших певцов и отправлял в свою капеллу, ведущую свое начало от хора государевых певчих дьяков. В 1740 г. в Глухо ве была создана специальная детская школа по подготовке певцов для придворной певческой капеллы. Воспитанниками этой школы были, в частности, и выдающиеся композиторы М.Березовский и Д.Бортнянский, сыгравшие огромную роль в развитии русской хоровой культуры. Д.Бортнянский позднее стал не просто управляющим капеллой: под его руководством хоры Сухопутного кадетского корпуса, Смольного института и других учебных заведений стали лучшими в Петербурге.

Наряду с хорами, оплачивавшимися из средств государства, существовало большое число частных хоров, содержавшихся меценатами из дворян и буржуазии: хор князя Голи цина, капелла графа Шереметьева, хор Дубенского, капелла Ф.Иванова (100 мальчиков), хор А.Архангельского, хор И.Юхова, хоры учебных заведений,. Бесплатной музыкальной школы. Это в столицах. На периферии также существовало множество хоров,. В Нижнем Новгороде выделялся хор Рукавишникова, в Пензе - А.Касторского, в Архангельске - хор военных кантонистов, портовых певчих, военных песенников.

Доказательством общественного внимания к развитию хоровой культуры является факт организации хоровых обществ в г. Петербурге (1872 г.) и в г. Москве (1878 г.). С их деятельностью были связаны все крупнейшие музыканты того времени. В первые десятилетия нашего века было проведено несколько съездов хоровых деятелей; в течение нескольких лет издавался журнал "Хоровое и регентское дело".

Б.Астафьев в книге "О хоровом искусстве" приводит отчет руководителя народных хоров Пермского попечительства о народной трезвости за 1913 г. Приводятся данные о 290 хорах, из которых 207 - сельские. Репертуар хоров состоял из духовных светских произведений - Балакирева, Бородина, Глинки, Бортнянского, Гречанинова, Кастальского, Турчанинова, Чайковского, Чеснокова, Серова и других. В отчете отмечалось: "Главную задачу составляет проведение в народ знаний по певческому делу и нотной грамоте, а за ними и доступных народу произведений наших лучших композиторов". По деревням, селам и заводам Пермской губернии ставилась полностью или частями опера "Жизнь за царя", приспособленная для сельских театров А.Городцовым.

Во второй половине XIX - начале XX века русская хоровая исполнительская культура выдвигается на первое место в мире. После революции хоровая культура получила огромные возможности для своего развития. Уже в 20-х годах начинается массовое движение к хоровой самодеятельности, поддержанное государством. Хоровые коллективы предприятий, учреждений, колхозов, учебных заведений участвуют в олимпиадах, смотрах, охватывающих огромные массы любителей хорового пения.

Одновременно с ростом самодеятельности заметно росло и число детских хоровых коллективов. Многие из них показывали высокий исполнительский уровень. Их было так много в различных городах, что перечислить всех просто невозможно. Руководителями лучших самодеятельных хоров были, как правило, преподаватели консерваторий или музыкальных училищ. Самодеятельное искусство развивалось в тесном содружестве с профессиональным. Это общение было взаимно плодотворным. Самодеятельные хоры становились профессиональными (хор им. Пятницкого, Северный народный хор), а профессиональные получали приток лучших кадров из самодеятельности. Успехи советской хоровой культуры несомненны. Как и в XIX в., звучание наших хоров вызывало восхищение не только любителей, но и крупнейших музыкантов в нашей стране и за рубежом. Достаточно вспомнить отзывы в печати на зарубежные гастроли наших профессиональных коллективов, победы самодеятельных хоров на различных конкурсах.

Но в конце 60-х годов была запрещена работа по совместительству. Этот запрет в первую очередь ударил по тем учреждениям культуры, где не было штатной единицы творческого работника. Хоры и другие творческие коллективы стали прекращать свое существование. Запрещение косвенно коснулось и подготовки хоровых дирижеров.

В январе 1945 г. в записке в ЦК ВКП(б) художественный руководитель Ленинградской академической капеллы, профессор консерватории Г.А.Дмитровский, заботясь об усовершенствовании подготовки хоровых дирижеров, писал: "Для того, чтобы быть приличным исполнителем, студент должен на протяжении всего обучения в консерватории ежедневно заниматься не менее трех, четырех часов на своем инструменте: пианисты играют, на рояле, скрипачи на скрипке - и т.д. Дирижеры хора в основном учатся технике дирижирования под игру концертмейстера на рояле и должны "воображать", что управляют хоровым исполнением. Нет большего формализма в педагогике, как обучение начинающих хоровых деятелей дирижировать под игру на фортепиано".

Запрещение совместительства отразилось и на выпускниках музыкальных училищ. Привыкнув с детства работать с большой нагрузкой, они распределялись в клуб или Дом культуры для работы с хором два раза в неделю по два-три часа. Мизерная зарплата, отсутствие жилья и невозможность работать где-то еще приводили к тому, что специалист уходил из сферы искусства куда угодно, только бы работать с полной нагрузкой и иметь возможность заработать на жизнь. Так училища во многом работали в "пропасть".

Замена в общеобразовательной школе урока "Пение" на урок "Музыка", вопреки мнению действующих мастеров хорового искусства, привела в итоге к отсутствию навыков пения у детей. Не только петь, рта открыть не умеют. С началом перестройки перестроились и учреждения культуры. Отменены смотры, фестивали самодеятельного искусства. Хоровое пение сходит на нет. Еще вчера активно работали Хоровое, позже Музыкальное общество (возобновившее свою деятельность в 1959 г.), дома народного творчества - государственные и профсоюзные. Сегодня этого уже нет.

Академические хоры, кое-где и народные, прекращают свое существование - нет денег. При сегодняшнем безденежье, дороговизне проблемой становится многое: пойти на репетицию, на концерт, а уж выехать на учебу из провинции! Такая же картина наблюдается и на периферии, сокращается прием в училища областных абитуриентов. Сокращаются музыкальные школы. Профессия музыканта стремительно теряет свой престиж. Не находя востребованности здесь, многие уезжают за границу. Говорят, что это не страшно - они несут и пропагандируют нашу культуру по миру. Но при этом сколько теряем мы? А как оценить потерю преемственности в воспитании? И разве музыку Чайковского и Шостаковича, наших выдающихся исполнителей, прежде знали меньше в мире?

У государства сегодня нет денег на науку и культуру. Почему же, создавая Ансамбль Красной Армии (теперь Ансамбль им. Александрова) в 1928 г., государство находило деньги? Создавая в годы Великой Отечественной войны профессиональные хоровые коллективы (Республиканская русская хоровая капелла, Государственный академический русский хор Союза ССР, Эстонский Государственный мужской хор, Государственный Уральский народный хор), государство имело лишние деньги? Достаточно вспомнить исполнение 7-й симфонии Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде, чтобы понять какое значение придавали тогда искусству. В 1944 г. государство нашло деньги для организации в Москве хорового училища и специальным постановлением восстановило в Ленинграде хоровое училище при капелле им. Глинки. Сегодня те, кто был принят тогда в Ленинградское училище, продолжают дело своих учителей. В.Чернушенко - ректор Санкт-Петербургской консерватории, профессор, художественный руководитель Академической капеллы им. Глинки, А.Дмитриев - главный дирижер второго Академического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, профессор консерватории. Это малая толика их, первых послевоенного набора. Государство тогда думало о будущем и хорового искусства. В этом была политика государства.

Академическое пение - сложнейший вид искусства. В отличие от народного, которое исполняют родную музыку, здесь необходимо научить поющих понимать и различать музыкальные стили, направления в музыке различных эпох, стран и, не прячась за инструментальное сопровождение, так исполнить произведение, чтобы вызвать в слушателе инстинкт исполнителя. Для этого каждого участника (и в самодеятельном и в профессиональном хоре) надо научить владеть голосом. И не просто владеть, а уметь вплетать свой голос в общее звучание партитуры. Работа тонкая, умная, требующая мастерства и от поющих и, главное, от дирижера.

Важна роль самодеятельного хора в городе, где есть профессиональный коллектив, но .значительно она возрастает там, где нет профессионального.

Раньше существовали гастрольные маршруты профессиональных хоров (в Архангельске выступали "Думка", "Дойна", капелла им. например, Юрлова, хор из Алма-Аты, Ленинградская капелла, хор мальчиков при капелле и другие коллективы), то сегодня уже невозможно услышать на периферии профессиональный хор живьем. Поэтому особенно возрастает роль самодеятельного. Но денег на аренду зала взять, как правило, негде.

А какова творческая жизнь профессиональных хоров? Денег на гастроли нет ни у коллективов, ни у Филармонии, ни у слушателей. В моду входят камерные хоры, пытающиеся петь репертуар, предназначенный для большого состава: легче, дешевле ездить. Некоторые ездят ансамблями от октета и меньше, поют хоровую русскую духовную музыку через микрофоны. Но какое это имеет отношение к хоровому пению?

В то же время Япония устраивает фестивали больших хоров, репертуаром которых являются наши песни - не только народные, но и авторские - советские. А у нас царят развлекательность, насаждение в сознание кабацких, уголовных интонаций. Напишут ли когда-нибудь еще песни равные "Широка страна моя родная", "Подмосковные вечера"? На телевидении находятся деньги и время на проведение всяческих игр, конкурсов эстрадной песни, поп-фестивалей, но нет места хорам. Хор - это не рекламный клип, и заработать на нем нельзя.

Но хор - это и самая доступная музыкальная школа, резерв для профессионального искусства (сколько выдающихся певцов пришли на сцену из самодеятельности). Только легкомысленное, чтобы не сказать иначе, отношение к хоровому искусству и непонимание, что значит песенность и песня в нашей стране, приводят к тому, что хор всячески устраняется из нашей жизни. "Как часто в нашей стране мы в близорукости своей не замечаем совсем близко сокрытого богатого материала, который так и просится в оправу художественного начинания", - писал Б.Астафьев, имея в виду песенное богатство нашего народа. Почему в идеале необходимо петь всем? Не спетая ежедневно на ночь колыбельная рвет нить, связывающую его с родителями и Родиной. В одном из интервью, И.Менухин рассказал об удивительном обычае у цыганского народа: отец опускает голову на живот беременной жены и поет песню будущему ребенку, и ребенок слышит голос отца и родную песню. А что слышим мы? Даже если предположить аншлаги по всем столичным и периферийным концертным залам, где в исполнении выдающихся музыкантов мира будет звучать классическая музыка, то и это не сравнится по количеству посадочных мест и по выручке с выступлением какой-нибудь, даже не очень знаменитой, поп или рок-группы, на стадионе в 100 000 чел.

Значит ли это, что нужны только поп, рок-группы, так как они собирают большую аудиторию и деньги, а классическая музыка не нужна? Вопрос риторический. Вот где должно было бы помочь телевидение, именно оно могло бы транслировать концерты классической музыки. Но с его экранов одна за другой исчезают программы, связанные с пропагандой народной и классической музыки. Настоящая русская классика с ее высоким патриотизмом, благороднейшим содержанием держится в глубоком подполье - она не нужна. При тотальной американизации всего общества и культуры.

Если так пойдет и дальше, то непонятно, как будут обстоять дела в оперных театрах, кто будет петь репертуар, оставленный нам в наследство русскими и советскими классиками. Сворачивая хоровую деятельность и вообще самодеятельность, мы все оказываемся оторванными от искусства. Сокращая число музыкальных школ, прием в музыкальные училища, мы лишаемся в будущем педагогических кадров для наших детей, внуков и правнуков. Если уже сегодня не предпринять самых решительных шагов для реставрации академического хорового пения, восстановления уроков пения в школе, для поиска средств на проведение смотров, фестивалей, гастролей профессиональных и самодеятельных хоров в полном составе, увеличению по радио и телевидению числа передач, посвященных лучшим музыкальным коллективам и мастерам хорового искусства, то скоро тех, кто еще работает с хорами, можно будет вместе с хором заносить в "Красную книгу".



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]