Обозреватель - Observer
Национальная безопасность

ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В.СИМАКОВ

Тенденции изменения экономической и политической обстановки у нас в стране и в мире создают в настоящем и в будущем достаточно широкую область неопределенностей и угроз, которые вызывают необходимость наличия у России надежных военно-силовых гарантий ее безопасности.

В настоящее время основой таких гарантий является потенциал российских ракетно-ядерных сил сдерживания, которые включают в себя несколько составляющих: стратегические ядерные силы (СЯС), систему боевого управления СЯС (СУ СЯС) и систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Оперативно-тактическое ядерное оружие дополняет СЯС в стратегии сдерживания на региональном уровне.

От степени боевой готовности системы ядерного сдерживания, всех ее составляющих в значительной мере зависит военная, а следовательно и национальная безопасность России.

В этих условиях поддержание высокой боеготовности боевых и обеспечивающих систем вооружения, всех сил и средств вооруженной борьбы является основной задачей командиров и штабов всех уровней. Возможно ли положительное решение этой задачи в условиях, когда экономическое, социальное и техническое состояние Вооруженных Сил России находится в крайне сложном положении?

Хроническое недофинансирование по всем направлениям жизнедеятельности ВС существенным образом сказывается в первую очередь на их боеготовности. Это касается и стратегических ядерных сил. Тем не менее Главком ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в одном из своих заявлений сказал, что ракетные войска способны даже в этих условиях обеспечить выполнение возложенных на них боевых задач на 80% при ответно-встречном ударе и на 50% при ответном ударе.

Как известно, для обеспечения ответно-встречного удара прежде всего необходима развитая система предупреждения о ракетном нападении, боеготовые ракетные ядерные силы и надежная система боевого управления ими. Ответный удар СЯС тем более возможен только при наличии высокоустойчивой и надежной системы боевого управления, высокозащищенных шахтных пусковых установок МБР и мобильных ракет наземного и морского базирования, а также СПРН, способной определить районы старта нападающих БР. Распад СССР существенно осложнил штатную работу СПРН, которая, как известно, строилась в полном соответствии с Договором по ПРО. Все наземные радиолокационные станции СПРН были развернуты в соответствии со статьей 7 Договора по ПРО на периферии национальной территории СССР с ориентацией вовне. Эти радиолокационные станции (РЛС) осуществляют контроль основных ракетоопасных направлений и предназначены для обнаружения атакующих ракет на траекториях их полета к территории СССР.

В первом эшелоне СПРН были развернуты космические средства контроля районов возможных стартов БР противника. Система предупреждения о ракетном нападении, развернутая в СССР, в полной мере обеспечивала ответно-встречный удар СЯС в случае внезапного ракетного нападения на нашу страну. Но это в прошлом. После распада СССР в силу географического размещения РЛС СПРН по периферии национальной территории большинство радиолокационных станций оказалось вне территории России и по соглашениям о разделе имущества перешло в собственность новых государств.

Для полностью автоматической СПРН, работающей в реальном масштабе времени и решающей задачу государственной важности, такое "разделение имущества" существенно осложнило оперативное управление системой, что естественно сказалось на уровне ее боеготовности. Правда, в дальнейшем возникшие сложности с РЛС СПРН были в какой-то мере устранены.

Однако распад Союза породил и другую проблему - ограничил развитие и совершенствование СПРН. Замена устаревших РЛС на новые с более высокими боевыми характеристиками была приостановлена. Новая РЛС в Скрунде (Латвия) была взорвана латвийскими властями, а срок работы старой РЛС ограничен 1997 г.

Хотя очевидна важная стабилизирующая роль системы предупреждения о ракетном нападении в мировой структуре обеспечения стратегической стабильности, для руководства некоторых государств политические амбиции оказались важнее, чем участие в поддержании сложившейся системы безопасности. Отсутствие СПРН или снижение ее боевых возможностей существенно повышает уровень неопределенности в оценке ракетно-космической обстановки высшим военно-политическим руководством ядерной державы и соответственно снижает возможности ее адекватной оценки. Не надо пояснять, к каким последствиям может привести неправильная оценка ракетно-космической обстановки.

Нелегальное и неконтролируемое распространение ракетно-ядерного оружия и появление его в различных регионах земли еще больше осложняет реальную оценку ракетно-ядерной обстановки. Многие неядерные страны уже обладают баллистическими ракетами. Любой несанкционированный или провокационный пуск баллистической ракеты в направлении территории ракетно-ядерной державы может привести к самым тяжелым и непредсказуемым последствиям. Надежная СПРН, контролирующая все районы стартов БР и ракетно-опасные направления, существенно снижает уровень неопределенности и повышает вероятность принятия единственно правильного решения в сложной и нестандартной ситуации. Поэтому стратегические ядерные силы ядерных держав находятся в высокой степени боевой готовности.

Информация от СПРН выдается высшему военно-политическому руководству страны в реальном масштабе времени. Она включает в себя ряд характеристик ракетно-космической обстановки, в том числе место и время старта БР, количество стартовавших ракет, район атаки и время для принятия решения. Это тот минимальный объем необходимой военно-политическому руководству объективной информации о начавшемся ракетном нападении. По этой информации руководство страны принимает самые ответственные решения на ответный старт своих ракет. В конечном счете эти решения могут определить судьбу всего человечества. Да, с очень высокой степенью вероятности можно сказать что массированная атака БР исключается. Вряд ли среди руководителей ракетно-ядерных держав могут оказаться столь безответственные люди. Это так.

Вместе с тем возможность провокационного или несанкционированного пуска одной ракеты или группы ракет в направлении одной из ракетно-ядерных держав полностью не может быть исключена. Без надежной СПРН эта ситуация может существенно осложнить взаимоотношения между ядерными державами, подвести их к опасной черте. Надежная СПРН позволяет правильно оценить возникшую сложную ракетно-космическую обстановку и принять осознанные и цивилизованные решения, исключающие ядерную катастрофу.

Для разрешения внезапно возникших инцидентов с ракетно-ядерным оружием между СССР и США в 80-х годах было достигнуто согласие о проведении на самом высоком уровне взаимных консультаций. Для обеспечения этих переговоров и передачи формализованных сообщений была развернута постоянно действующая горячая линия связи. Этот информационный канал позволяет руководителям России и США оперативно соединиться между собой в случае необходимости и лично прояснить внезапно возникшую конфликтную ситуацию.

Одним из основных источников объективной информации о ракетно-космической обстановке являются национальные системы предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (ККП) России и США. Оперативная оценка текущей информации от своих систем ПРН и ККП совместно с другой имеющейся информацией и взаимное обсуждение конфликтной ситуации руководством России и США позволяет снять имеющиеся озабоченности. Таков в общих чертах механизм мирного разрешения конфликтных ситуаций с ракетно-ядерным оружием между ведущими ядерными державами мира.

Здесь, как и в случае внезапного ракетного нападения, ключевая роль в информационном обеспечении решений руководства принадлежит системе предупреждения о ракетном нападении. Вот почему поддержание СПРН в постоянной и высокой боеготовности является необходимым условием обеспечения военной безопасности Российского государства.

Для достижения этих целей в оборонном бюджете необходимо определить отдельной строкой ассигнования на развитие и совершенствование каждой составляющей стратегических сил ядерного сдерживания, являющихся основой военной безопасности России в современных условиях.

Поддержание стратегических сил сдерживания на достаточном уровне позволит спокойно и планомерно проводить реформу в российских Вооруженных Силах.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(94);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]