Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

В.АМЕЛИН,
доктор исторических наук,
профессор

 
 

 

Межнациональные
отношения
в Оренбуржье
(социологический аспект)
 
Исторически сложилось так, что в Оренбуржье основными и доминирующими являются славянские, тюркские, финно-угорские  народы1. Заселение и хозяйственное освоение обширного края представителями разных национальностей, произошедшее сотни лет назад, с одной стороны, и соседство с районами традиционного проживания татар, башкир, казахов, чувашей, мордвы и т.д., с другой — наложили своеобразный отпечаток на национальный состав населения области. Сегодня здесь проживают более восьмидесяти национальностей.

И хотя межнациональные отношения в Оренбуржье стабильны, тем не менее ряд факторов могут серьезно осложнить ситуацию в регионе.
 
Они следующие:

  • изменение геополитического положения области (она стала приграничной);
  • снижение толерантности (терпимости к «другим») у оренбуржцев;
  • процессы иммиграции и эмиграции;
  • приток переселенцев из соседней Республики Казахстан;
  • усиление процессов национализации русской жизни;
  • участившиеся уголовные преступления с участием представителей раличных национальностей.
В этих условиях большую роль играет проведение этнологического мониторинга для современного выявления и предотвращения межнациональных противоречий, задачами которого являются:
  • изучение массового сознания о соcтоянии межнациональных отношений;
  • исследование толерантности в межнациональных отношениях;
  • выяснение этнических установок и стереотипов;
  • определение отношения к применению насилия в межнациональных конфликтах;
  • оценка отношения разных этнических групп к политике местных властей и СМИ по учету национальных интересов;
  • исследование отношений к национализму;
  • определение уровня доверия к государственным и политическим деятелям России и области;
  • оценка влияния религии на межнациональные отношения;
  • прогноз перспектив развития межнациональных отношений в Оренбурге и Оренбургском районе.
Что же показал мониторинг
 
Ответы респондентов на вопрос о межнациональных отношениях распределились следующим образом, %:
Межнациональные отношения нормальные  55

Внешне все спокойно, но напряженность ощущается
Отношения напряженные, возможны конфликты

  в Оренбурге      7,3
  в Оренбургском районе   10
В Оренбурге за три года на 40% увеличилось число респондентов, ощущающих межнациональную напряженность, и на прежнем уровне — доля считающих, что отношения напряженные, возможны конфликты.

Есть определенная корреляция между оценками жизненной ситуации и межнациональной напряженности.

Так, 43,3% по массиву считают, что терпеть бедственное положение уже невозможно, и 37% считают, что в Оренбурге есть межнациональная напряженность, притом, чем ниже оценки жизненной ситуации, тем выше оценки межнациональной напряженности и возможности конфликтов.

Степень осознания напряженности межнациональных отношений, а следовательно, степень социального самочувствия зависит от возраста, образования, национальной принадлежности респондентов.

Наиболее остро ощущают обострение межнациональных отношений представители многочисленных национальных групп: (мордва, чуваши, евреи, армяне, азербайджанцы, башкиры, немцы и др.) — 51,7%. Но довольно высока планка ощущения напряженности у русских (39,5%), украинцев (36,4%) и казахов (43,4%).

Исследование 1999 г. показало возросшую степень осознания напряженности в межнациональных отношениях по сравнению с исследованием 1996 г. именно представителями различных национальностей (примерно в 2,5 раза).

Наличие напряженности в межнациональных конфликтах в наибольшей степени отмечает возрастная группа 30—49 лет — 41%. В образовательной когорте респонденты, имеющие высшее и незаконченное высшее образование, оценивают состояние межнациональных отношений более тревожно, а именно 46%, видимо, в силу более реального осознания ими процессов в сфере межнациональных отношений.

Наличие конфликтного потенциала в межнациональных отношениях делает весьма актуальным вопрос о применении насилия в конфликтах.

Результаты опросов свидетельствуют, что достаточно большое количество респондентов считает, что насилие не допустимо: от 50,5% в Оренбургском районе до 63,9% по массиву. Тем не менее каждый третий опрошенный по Оренбургскому району и каждый четвертый опрошенный по массиву считают, что в каждом конкретном конфликте ситуация особая, иногда только насильственные действия могут принести результат. Учитывая как социальную, так и межнациональную напряженность, мнение этих 24% может в случае обострения ситуации сыграть разрушительную роль — роль спички.

Исключительно ценным является анализ сфер проявления противоречий в отношениях между людьми разных национальностей.

Проживание на одной территории представителей различных национальностей, культурные связи, общение в быту и в трудовой деятельности не могло не отразиться на желании контактов. Готовность к общению в разных сферах не одинакова.

Население Оренбуржья и Оренбургского района ориентировано более всего на контакт с людьми других национальностей: как с соседями и коллегами по работе готовы контактировать 65,9%, с близкими родственниками 15,8%. А вот 14% опрошенных не хотят никаких межэтнических контактов.

Перечень желаний межнациональных контактов зависит от национальности, места жительства и других социально-демографических показателей. Жители сельской местности, например, меньше всего готовы к контактам до близкого родства и более других настроены на межэтническое общение как с посторонними.

В зависимости от национальной принадлежности готовность к межнациональным контактам различная.

На довольно тесное общение нацелены русские (82%) и татары (85,5%). Менее других — украинцы, казахи и представители других национальностей.

Можно считать, что это своеобразный сигнал к возможности возникновения межнациональных противоречий, для укрепления в массовом сознании негативных национальных стереотипов. Их активное функционирование в сознании респондентов подтверждают ответы на вопрос: «Есть ли национальности, к которым Вы испытываете неприязнь?». Утвердительно ответило 28,4% респондентов.

Нужно отметить, что этнофобия (боязнь других национальностей) существенно не растет по сравнению с данными исследований 1994—1996 и 1998 гг. Но меняется состав «отвергаемых».

В данном случае в качестве национальных групп, в отношении которых существует неприязнь, респонденты назвали: чеченцы (13%), евреи (8,6%), цыгане (7%), армяне (5,1%), азербайджанцы (3,4%), татары (2,6%), казахи (2,3%), грузины (1,5%), узбеки (1,1%). Среди русских 28,6% испытывают неприязнь к людям других нацинальностей, среди украинцев — 31,8%, среди татар — 25%, среди казахов — 17,4%, среди других национальностей 28,6%.

Негативные национальные стереотипы связаны с целым комплексом экономических, социальных и политических проблем. Народ видит бездействие власти, слышит самую противоречивую информацию по радио, телевидению и от соседей. Желание некоторых политических сил взять очередной реванш перед выборами 1999 г. побуждает отдельных из них отыграть свою «философию» на самых низменных чувствах электората (вечный поиск врага).

Так, на вопрос: «Согласны ли Вы с высказыванием А.Макашова и других политков по отношению к евреям?» 8,9% согласны полностью, 22,7% согласны не совсем, 39,1% — совсем не согласны, 29,4% — затруднились ответить.

Сегодня нельзя найти ни одной группы в обществе, которая была бы совершенно свободной от тех или иных этнических фобий или антипатий. Отличия в наборе, мере распространенности, интенсивности и факторах, ограничивающих их действие.

Уровень ксенофобии (враждебность ко всему чужому) выше у политически ангажированных групп. В общем и целом массовое отношение к евреям может определяться как преобладание толерантных установок. А они, как показывает история, подвержены влиянию самых различных сил, разворачивающихся в период предвыборной кампании.

Интенсивность проявления межэтнических противоречий отслеживалась вопросом: «Приходилось ли Вам лично испытывать ущемление своих прав или возможностей из-за Вашей национальной принадлежности?»

Как бы внешне спокойно ни выглядели эти данные, но все-таки 37,4% опрошенных в большей или меньшей степени (постоянно, часто, редко) сталкивались, или им это казалось, с ущемлением своих прав из-за национальной принадлежности. Исследование не зафиксировало в массовом сознании жителей Оренбурга и Оренбургского района значительного всплеска противоречий по поводу ущемления прав и возможностей из-за национальной принадлежности в сравнении с исследованиями прошлых лет. Тем не менее показательно, что наибольшее ущемление своих прав и возможностей испытывают 43,3% татар, 73,9% казахов и 75% опрошенных других национальностей (башкиры, представители национальностей Кавказа, евреи, мордва, немцы и др.).

Проявление этнического самосознания в процессе самоидентификации очень ситуативно. Однако в вопросах, требующих более конкретного соотнесения себя со своей национальностью, этническое самосознание проявляется в максимальной степени.

Лишь 1,2% русских, 0,9% татар, 0,7% казахов и 1,8% респондентов других национальностей в Оренбурге, отвечая на вопрос: «Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?», считают, что «ничего не роднит, ничего не объединяет». Среди жителей Оренбургского района подобных ответов не было. Остальные назвали различные признаки своей этнической идентичности: язык (25,5%), культура, обычаи, обряды (23,3%), религия (9,9%), внешний облик (6,0%), родная земля, природа (18,3%), черты характера, психология (8,0%), историческая судьба (8,3%).

Все предложенные в анкете компоненты этноса являются и факторами этнического сознания. Поэтому не удивительно, что именно язык, являясь главным признаком этноса, обладает наибольшей ценностью для респондентов. Особенно это отмечают татары, казахи, русские.

Очень тесно связан с первым и такой фактор, как культура, обычаи, обряды. Этот компонент чаще других назвали представители татар и других национальностей. Вполне объясним интерес респондентов именно к языку и культуре нации, ибо только они дают возможность сохранить ее основу.

Довольно высокую оценку дали респонденты такому фактору идентификации, как родная земля, природа (особенно русское население).

Религию в качестве компонента этнического сознания назвал каждый десятый опрошенный в целом по массиву, а в Оренбургском районе — каждый шестой. Среди же татар и казахов — каждый пятый.

Как показало исследование, несколько возросла значимость культуры, обычаев, религии и этнопсихологических особенностей, которые остаются самыми консервативными в процессе социально-культурной адаптации. Ценность национальной идентичности, как видим, заметно укрепилась в сознании людей различных национальностей Оренбуржья.

Достаточно четко респонденты прослеживают влияние религии, религиозных ориентаций на межнациональные отношения.

Более половины опрошенных (52,5%) считают, что они утверждают мир и согласие между людьми различных национальностей, способствуют преодолению межнациональных конфликтов. Это мнение разделяют 60% татар, 65% казахов и 55,6% представителей других национальностей. Вместе с тем 37,2% респондентов считают, что существенного влияния на межнациональные отношения религия и религиозные ориентации не оказывают, а 10,3% опрошенных вообще считают, что религия и религиозные организации способствуют обострению межнациональных противоречий и конфликтов, противопоставляя друг другу людей, исповедующих разные религии. Это мнение наиболее распространено среди сельских жителей, русского населения и «представителей других национальностей» (армяне, азербайджанцы, башкиры, евреи, мордва, немцы).

Тем не менее данное исследование не зафиксировало накопление деструктивного потенциала на почве религиозных отношений.

Важным катализатором национально-этнических установок на бытовом уровне является отношение респондентов к межнациональным бракам.

«Межнациональные браки разрушают нацию»так считают 19,9%, «способствуют укреплению согласия между народами» — 14,0%, «национальность в браке не имеет значения, должна быть только любовь» — 67,1%.
 
По этому поводу есть специфика во мнении сельчан, так как в два раза больше, чем по массиву в целом, число считающих, что браки способствуют укреплению согласия между народами.

Позиции различных групп определяют и опыт межнационального общения, и культурно-бытовые различия. Так, 34,5% опрошенных казахов и 30,4% татар считают, что межнациональные браки разрушают нацию.

Чувство включенности в социум выполняет функцию социальной поддержки, вселяет уверенность в защите своих интересов. Каждый третий опрошенный черпает поддержку и рассчитывает на своих родственников, друзей и на свою национальную или религиозную общину, каждый второй полагается на собственные способности, на себя самого. На правительство, на лидеров партий и движений, на местные органы власти рассчитывают 13,3% опрошенных.

Русские наибольшие надежды возлагают на собственные способности, на самих себя — 67,1% опрошенных, на родственников и друзей — 22,3%. Они менее остальных надеятся на местные органы власти, правительство и лидеров партий и движений (4,6%).

Татары рассчитывают на себя (49,4%), на родственников и друзей (33%), на свою национальную общину (2,6%). На местные органы власти, правительство — 5,1%.

Казахи рассчитывают на себя (62,9%), на родственников (29,6%), на национальную или религиозную общину (3,7%).

Представители «других национальностей» на себя более всего рассчитывают в защите своих интересов (64,5%), на родственников и друзей (22,6%), на свою национальную общину (9,7%). Последний показатель выше, чем у остальных!

В данном исследовании предпринята попытка выявить распространенность в массовом сознании радикального национализма.

С мнением о том, что представители титульной нации должны иметь преимущество по отношению к другим нациям согласны лишь 8,3%, согласны частично 21,9%, не согласны 49,7%, затруднились с ответом 20,1%. Права нации имеют приоритет над правами отдельной личности — так считают 5,2%, согласны частично — 13,7%, не согласны 55,7%, затруднились с ответом 25,3%.

Как видим, достаточно большое число респондентов (более половины) высказали такое понимание, как равные права всех наций в многонациональном регионе наравне с титульной нацией, а также и отрицание приоритета нации над правом личности.

Сегодня значительная часть политической элиты озабочена обоснованием национальной идентичности в качестве предпосылки переформулирования этнических интересов. Осмысление эмпирических данных исследования подтверждает гипотезу об утверждении не этнического, а гражданского самосознания. Материал исследования отнюдь не позволяет полагать, что в массовом сознании оренбуржцев вообще отсутствует национализм, в том числе и в крайних формах. Да и нынешний спектр политических группировок и партий не оставляет сомнений в том, что существуют экстремистские, эксплуатирующие, к примеру, антисемитские настроения и лозунги, включающие в свою политическую символику фашистскую атрибутику.
Насколько же распространен в массовом сознании радикальный национализм?

При прямой постановке вопроса об отношении к русскому национализму (и его идеологии) 14,8% опрошенных ответили, что русский национализм  — это выход страны из кризиса; 20% считают, что русский национализм — это духовное возрождение русской нации; 64,8% указали, что русский национализм — это разрушение страны, ее интернациональной исторической основы.

Вместе с тем согласно анализу декларативно признаваемое величие и уникальность, равно как и мессианство русских, не отражается существенным образом на оценках политического положения в стране и на приверженности тоталитарным или демократическим устремлениям. Отсюда следует, что оренбуржцами возрождение Отечества воспринимается как идея наднациональная. Последний вопрос в данном блоке концептуальной логической схемы исследования также является индикатором и связан с выявлением прогнозных оценок относительно перспектив развития межнациональных отношений.

Позицию респондентов «существенных изменений не произойдет» мы трактуем в положительном аспекте, так как 55% считают межнациональные отношения нормальными. Плюс к этому — 7% считающих, что отношения будут становиться более спокойными. И получаем обобщенный прогнозный показатель социально-психологического настроя — 65,4%.

Вместе с тем исследователей настораживает прогноз на возможность осложнения отношений, и даже конфликтов (19,2%), что на 8% выше, чем прогнозы в исследованиях 1996—1998 гг. Эту возможность в большей мере прогнозируют жители Оренбургского района (37%), казахи (21,7%), украинцы (22,7%), и представители других национальностей (32,1%). Одним из важных при анализе социально-политических аспектов межнациональных отношений является вопрос о роли институтов власти. Характерно, что каждый четвертый (в опросе 1996 г. каждый третий) опрошенный затруднился ответить на вопрос о том, в какой мере в деятельности властей учитываются интересы их национальной группы. На уровне прошлых лет сохраняется доля опрошенных, полагающих, что их интересы «полностью» или «частично» учитываются в работе городских и районных властей. Но на 9% увеличилась доля респондентов, считающих, что их национальные интересы полностью игнорируются.

Недовольство властью в учете национальных интересов особенно проявляется у татар, казахов и представителей других национальностей. Этот недоучет национальных интересов в конечном счете выливается в неудовлетворенность властью вообще. В этой ситуации исключительно большое значение имеют СМИ. Но, по мнению респондентов, интересы их национальной группы слабо учитываются в деятельности СМИ.

Исследование выявило накопление деструктивного потенциала: готовность принять участие в политических и общественных акциях в интересах своей национальной группы, прогноз осложнения межнациональных отношений, недовольство деятельностью власти, СМИ и другое. Об этом свидетельствуют также достаточно выраженное недоверие властям всех уровней, стремление возложить на них всю меру ответственности за кризисную ситуацию в стране.
 
1 Этнополитическое состояние и динамика межнациональных отношений в Оренбурге и Оренбургском районе. Итоги социологического исследования.  Руководитель Э.Виноградова, научный консультант В.Амелин. Оренбург, 1999, январь.

 
 

 
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
(Рождества Богородицы) в Голутвине
 
Первое упоминание о храме относится к XV в., когда на этом месте находился Рождественский монастырь. В 1687 г. тщанием прихожан построен каменный храм. В 1692 г. главный престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня построена в 1769 г., в 1823 г. построен северный придел, освященный в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Южный придел освящен во имя святителя Николая.

В 1923 г. храм закрыли. Практически все иконы главного иконостаса (письмо конца XVI — начала XVII вв.) попали в Третьяковскую галерею. В 30-е гг. была разобрана четырехъярусная колокольня, в 60—70-е гг. снесены дом причта и церковная ограда. В 80-е гг. в храме располагалась кафедра разведочного бурения Московского геологоразведочного института.

21 сентября 1992 г. в храме возобновлено богослужение.

Настоятель храма и председатель Приходского совета — игумен Сергий (в миру — Сергей Николаевич Объедков).

Восстановление храма в наше непростое время требует немалых усилий и средств.
Центральный Совет Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие» просит соотечественников внести посильную лепту в дело возрождения храма!
 

Пожертвования можно направить по следующим реквизитам:
Приход храма Святителя Николая в Голутвине. ИНН 7706050542.
Донское отделение № 7813 Сбербанка России г. Москвы. Р/с № 40703810238110104493.
БИК 044525342. К/с № 30101810600000000342.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]