Обозреватель - Observer |
Образование
|
Опережающее образование - основа мировоззрения в XXI веке В.ГОРШЕНИН, академик АТН России Великий Цицерон 2000 лет назад в своем трактате "О цивилизации" писал "…чем еще другим я могу больше и лучше послужить государству, нежели обучением и воспитанием юношества? В особенности в наши времена, когда нравы его дошли до такой степени распущенности, что необходимо приложить все усилия к тому, чтобы эту молодежь обуздать и укротить". Оказывается, в глубокой древности проблемы обучения и воспитания молодежи были не менее острыми, чем сейчас, когда мощные кризисные явления в экономике, экологии и идеологии охватили практически все сферы жизнедеятельности современного общества. В современном обществе у молодежи открылось огромное поле вседозволенного секса, вакханалии и пьяных тусовок, криминального предпринимательства и нравственного опустошения. Книжные магазины во многих странах завалены порнографией и детективами. Конфессии и секты начинают перетягивать молодежь к себе, вырабатывая у нее стереотип покорности и безынициативности. Достаточно сказать, что такая широкоизвестная секта "АУМ синрике" в разгар своей деятельности, пользуясь нестабильной ситуацией в России, смогла вовлечь в свои ряды около полумиллиона россиян. Такие секты носят деструктивный характер, они провозглашают религиозные цели, но отделяют себя от традиционных религиозных конфессий. Это делается для обогащения элиты секты и завоевания ими власти над слабовольными людьми. При этом используются самые современные методы психологического воздействия, основанные на контроле сознания, торможении мышления, зависимом расстройстве личности и потере собственной индивидуальности. Сознание человека, попадающего в секту, максимально загружается антиобщественной информацией, при помощи монотонных и повторяющихся мероприятий (пение, специально подобранные молитвы и фильмы, провоцирование бессонницы) человека вводят в состояние сильной внушаемости. Он "впадает в детство", уходит из семьи и становится рабом своих сектантских руководителей, выполняя тяжелые работы за мизерную плату. Особых "успехов" в этом плане добилась секта "Церковь единения", которая открыла во многих странах свои промышленные предприятия рабовладельческого типа. Эти многочисленные секты стали активно заполнять образовавшийся духовный вакуум в жизни народов. О возможности такого духовного перерождения церкви писал более 300 лет назад известный французский писатель Жан де Лабрюйер: "Христианская проповедь превратилась ныне в спектакль. Евангельское смирение, некогда одушевлявшее ее, исчезло, в наши дни проповеднику всего нужнее выразительное лицо, хорошо подготовленный голос, соразмерный жест, умелый выбор слов и способность к длинным перечислениям... Сегодня, чтобы хорошо проповедовать, можно почти ничего не знать". Подобное отношение проповедника к своим обязанностям, его слабая духовная и общеобразовательная подготовка являются, на фоне общественной нестабильности, главной причиной образования деструктивных религиозных сект, разрушающих личность человека, семью, отторгающих молодых людей от цивилизованного общества. Такие деструктивные религиозные секты должны быть запрещены повсеместно. Видимо, проявляя инициативу, целесообразно для начала создать единый благотворительный фонд спасения молодежи на основе вложений непомерно разросшегося частного капитала. Реализация этих задач должна осуществляться не с помощью силовых методов и цензуры, а с помощью целенаправленных и хорошо оплачиваемых заказов писателям, журналистам, ученым и др. по созданию патриотических, глубоко нравственных произведений в области науки, культуры и искусства, направленных против огульного отрицания предшествующего опыта, против повседневного насаждения вакханалий безнравственности и духовной агрессии, против культивирования самодурства чиновников, взяточничества, беспринципности, хамства, лжи и обмана, пьянства и наркомании, животного страха друг перед другом, предательства, национализма и вражды народов. Если таких заказов не будет, мир утонет в океане кровожадных бестселлеров и порнографических изданий. В последнее время образовательный уровень людей существенно отстает от возрастающих потребностей общества в правильном понимании стоящих перед ним задач, в осмыслении пройденного человечеством пути, познании самого себя и достижении высоких идеалов планетарного гуманитарного общества. Сегодня негативные процессы в жизнедеятельности людей затронули практически все слои населения. Даже дети - наша эстафета в будущее - подвержены их воздействию, что в первую очередь сказывается на их здоровье и формировании их общеобразовательного уровня с учетом изменяющихся условий жизни. Необходимо препятствовать возникновению такой ситуации, когда подросток, окончивший школу, вследствие своей неподготовленности не находит себе достойное место в постоянно усложняющейся жизни. В этом проявляется нарастающий повсеместно кризис образования. Образование оказалось в тисках прошлого, стало недемократичным, работающим преимущественно по устаревшим канонам с добавлением современного меркантильного интереса. С одной стороны, такая ситуация способствует снижению интереса школьника к учебе, с другой стороны, она делает его совершенно неподготовленным к новым жизненным условиям, насыщенным высокоэффективными технологиями во всех сферах производственной и общественной жизни. Сегодня для принятия правильного решения по вопросам, затрагивающим население, необходим глубокий анализ сложившейся ситуации с использованием самой современной компьютерной техники, необходимы глубокие знания в области технических, физических, химических, биологических и других наук. Особое значение имеет нетривиальный подход к решению любой научной или социально-экономической проблемы. Во-первых, новое решение в условиях экспоненциального развития должно обеспечивать не частичный, а, по крайней мере, двукратный рост соответствующего показателя. Например, в области продовольственного обеспечения новые высокие технологии индустриального сельскохозяйственного производства с использованием последних достижений космической биологии должны позволить поднять урожайность растениеводства в 2 раза. Использование высоких, двойных технологий военно-промышленного комплекса позволит в 2-2,5 раза повысить КПД энергетических устройств, работающих на возобновляемых источниках энергии, характеризующихся экологически чистой технологией. Во-вторых, внедрение высоких, наукоемких и замещающих технологий должно сочетаться с глубоким анализом возможных последствий от их внедрения, с тем чтобы свести к минимуму вероятность их неожиданного разрушающего воздействия на людей и природу. Идея опережающего образования предусматривает не только получение глубоких, устойчивых знаний в развивающихся областях науки и техники, но и развивает способности учащегося практически использовать полученные знания для совершенствования технологических процессов. Таким образом, выход из нарастающего образовательного кризиса невозможен вне связи с проблемой создания новой, устремленной в будущее, модели развития образования. Такая модель должна быть, в первую очередь, направлена на формирование глобальной сферы разума. В эту сферу входят информационные, экологические, экономические и космические технологии, которым сегодня в школе уделяется недостаточно внимания. Именно эти технологии устремлены в будущее, особенно такая наука, как астрономия, являющаяся одной из древнейших наук. Она демонстрирует ребенку и подростку величие человеческого разума и возбуждает у них интерес к учебе и науке. Поэтому идея опережающего образования в этих сферах жизнедеятельности должна реализовываться сегодня, если мы стремимся достичь устойчивого развития в ближайшем будущем. Этой проблеме во многих странах уделяется особенное внимание. В России это определено в "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", утвержденной Указом Президента РФ 1 апреля 1996 г. В США эта проблема стала общенациональной. Это следует из послания Президента США конгрессу "О положении страны", с которым он выступил на совместном заседании обеих палат 4 февраля 1997 г. Поставив перед обществом задачу дать американцам лучшее в мире образование, Билл Клинтон заявил, "...каждый 8-летний ребенок должен уметь читать, каждый 12-летний ребенок должен уметь подключиться к системе "Интернет", каждый 18-летний человек должен иметь возможность учиться в колледже, а каждый взрослый американец должен иметь возможность продолжать обучение и образование на протяжении всей своей жизни". Представив конгрессу проект бюджета на 1997 г., где на образование выделяется баснословная сумма, во много раз превышающая ранее выделяемую, Президент США изложил 10 принципов развития образования, из которых главными являются объявление общенационального крестового похода за новые стандарты в области образования и создание 100-тысячной армии педагогов-мастеров. "Ребенок, родившийся сегодня, - продолжил Билл Клинтон, - почти ничего не будет помнить о XX веке. Все, что этот ребенок узнает об Америке, будет зависеть от того, что мы делаем сейчас ради нового столетия. Нельзя терять ни минуты!" Особенно это важно для российской действительности. В своем выступлении по радио 20 июня 1997 г. Б.Ельцин обратился к выпускникам школ. Отмечая чрезвычайную важность правильного выбора жизненного пути после окончания школы, он говорил: "И многие выбирают, как им кажется, короткий путь. И вот молодые, энергичные, талантливые ребята бросают учебу. Идут туда, где могут заработать больше - по их, еще юношеским понятиям, - деньги. Коммерческая палатка, лоток - вот где мы видим много молодых лиц. Нет, я не против мелкого бизнеса. Но ларек с "Пепси" становится символом нового поколения. Создается иллюзия, что можно прожить жизнь, владея лишь двумя действиями арифметики". Печально то; что подобная идеология начинает укореняться в умах школьников младших и старших классов. Это стало причиной снижения успеваемости, дисциплины, непосещения уроков и т.п. Мы можем противопоставить такому положению следующую альтернативу: повысить качество образования за счет опережающих направлений и использовать особенности рыночной экономики для их самофинансирования не за счет родителей, а за счет внебюджетных средств. Видимо, вместо исчезнувших дворцов пионеров, отданных на откуп коммерческим структурам, необходимо срочно приступить к образованию детских центров опережающего образования и формирования соответствующих программ. Основные цели и задачи этих программ можно сформулировать следующим образом: реализация учебных программ по профессиональной ориентации школьников на базе опережающих методов обучения; реализация творческих программ по формированию навыков изобретательства, решения исследовательских и конструкторских задач; обучение основам и практическое освоение элементов высоких информационных и производственных технологий; осуществление предпринимательской деятельности в целях обеспечения жизнедеятельности центра по сборке, например, энергосберегающих электротехнических бытовых устройств, систем очистки воды и воздуха, проведению различных ремонтно-технических работ и услуг, связанных с наукоемкими технологиями, присущими тому или иному региону. Примерная структура центра опережающего образования представлена ниже. Основные практические мероприятия по опережающему образованию осуществляются в детском клубе, состоящем из экспериментально-производственного сектора, клубного сектора творческого общения и сектора предпринимательства. Для этой цели при детском клубе создаются соответствующие кабинеты:
Главная особенность финансирования центра заключается в том, что в начальный, организационный период оно осуществляется в основном за счет благотворительной помощи соответствующих коммерческих организаций города и целевых инвестиций участников программы и заинтересованных предприятий и организаций города. В период штатного функционирования центра основные обьмы финансирования складываются из отчислений от предпринимательской деятельности центра, взаимовыгодных вкладов коммерческих банков и, частично, за счет бюджетных ассигнований, идущих на образование. Подобная программа опережающего образования сегодня разработана Межгосударственным финансово-промышленным концерном "Технология-Индустрия" применительно к городу Зеленограду как окружная комплексная программа опережающего образования для подготовки будущих специалистов наукомких производств Зеленоградского административного округа г. Москвы. Эта программа получила одобрение и поддержку со стороны префектуры города (Ищук, Митина, Русанова) и мы приступили к ее реализации. Создание такого центра окажется престижным делом не только для города Зеленограда, но и для других округов Москвы и городов Российской Федерации. Такие центры позволят не только улучшить качество школьной и внешкольной работы с детьми, но и внедрить новую, высокоэффективную систему опережающего образования подрастающего поколения. По сути дела, такая система открывает широчайшие перспективы создания школьных технопарков - первой и отсутствующей пока стадии профессионального образования. Успешная реализация программы опережающего образования станет возможной при создании наиболее благоприятных условий для мастеров-педагогов высшего класса, не обремененных заботами по получению заработной платы и социально-экономического обеспечения. Таких мастеров Некрасов называл "сеятелями знаний" и завершить эту статью я хочу его мудрыми словами: Сеятель знанья на ниву народную! |
|