Обозреватель - Observer
Экономика

Концепция социальной безопасности

Г.ПИРОГОВ, кандидат экономических наук

Социальная сфера как средоточие проблем национальной безопасности

НЕ БУДЕТ преувеличением сказать, что в социальной сфере фокусируются все проблемы национальной безопасности:

  • военное поражение начинается с деморализации армии и разложения тыла,
  • экономические кризисы имеют своим наиболее опасным последствием социальный взрыв,
  • экологические катастрофы вытекают из небрежения социума к среде обитания,
  • упадок экономики связан с падением трудовой морали и трудовой мотивации,
  • отсутствие национальной идеологии усиливает процессы сепаратизма и дезинтеграции страны
  • и, наоборот, сильная национальная идеология способствует укреплению ее экономического и политического единства. От господствующей системы ценностных ориентации зависит отношение к образованию и науке, которые определяют будущее страны.
Таким образом, социальная сфера связана многообразными сильными прямыми и обратными связями со всеми остальными сферами функционирования общества.

Выделение социальной безопасности в самостоятельную проблему идет параллельно с историческим разделением экономической и социальной сферы, выделением экономики в самостоятельную область человеческой деятельности, в которой производятся материальные блага и услуги. Подобное положение имело место не везде и не всегда. Оно получило развитие вместе с развитием капитализма, когда возникло противоречие между принципами "экономической" и "социальной рациональности" (по Максу Веберу - ценностно-рационал.ьного и целерационального действия).

Можно представить себе замкнутое натуральное хозяйство феодальной или дофеодальной эпохи, где производство и распределение были неразрывно связаны с "социальной рациональностью". Вся хозяйственная жизнь была направлена при этом на поддержание традиционной социальной структуры. Производство осуществлялось в тесном переплетении с религиозными ритуалами и просто с бытом, такими институтами, как большая семья, патронимия (расширенная семья), территориальная община, феодальный майор, которые одновременно предоставляли нетрудоспособным; детям, старикам, инвалидам (разумеется, на весьма скудном уровне) социальную защиту. Эта "социальная рациональность", направленная на сохранение традиционных ценностей и социальных структур, предотвращение социального взрыва выступала в обличий так называемой "справедливости". Правитель, феодал, закон мог быть суров, жесток, но "справедлив". Разделение труда происходило в основном внутри хозяйства, преобладали натуральный продуктообмен и взаимное одаривание, обмен с внешним миром носил, скорее, спорадический характер.

Иная ситуация возникает тогда, когда на базе широкого разделения труда создается экономический механизм, действующий по принципу "максимум результатов на единицу затраченных ресурсов". Теперь задачей экономики становится только производство возможно большего количества продукции. Как отразится это на жизни общества и перспективах его выживания, на устойчивости социальных структур? Эти проблемы выносятся за пределы собственно экономики. Однако выживание общества определяется не только потоком товаров и услуг. Общество создает систему ценностных ориентации, духовные ценности, развивает культуру. Люди вступают в брак, воспитывают детей, устанавливают между собой многообразные связи (родственные, семейные, дружеские, по интересам и т. п.). Та область, в которой развиваются эти процессы, может быть объединена общим понятием социальной сферы. Именно в ней конечный продукт экономики превращается в личное потребление. Здесь же формируется социальная база политических движений, зреют социальные взрывы и революции.

В отличие от экономики, в которой действует принцип оптимума, т.е. достижения максимума какого-либо заданного критерия, например, прибыли в пределах ресурсных ограничений, социальная сфера функционирует по принципу поддержания некоторого набора социальных параметров, т.е. гораздо большее значение имеет сохранение самой социальной сферы, чем максимизация показателя благосостояния.

Социальная сфера выступает в роли своеобразной хранительницы многообразия возможностей и ценностей, обеспечивающих выживание общества. Это многообразие составляет главный ресурс общества для преодоления неопределенностей, встречающихся в реальном развитии. Поддержание ценностей обеспечивает принятие решений в ситуациях неопределенностей, когда не слишком ясна ни сама цель, ни средства ее достижения.

Традиции, которые вчера казались консервативными, на следующем витке развития могут стать фундаментом для новых типов экономического поведения, новой трудовой морали и новых трудовых отношений. Так, в послевоенной Японии традиционные патерналистские ценности легли в основу японской системы трудовых отношений и менеджмента, явившихся локомотивами японского экономического чуда. И, наоборот, индивидуалистские и консервативные ценности англо-американской цивилизационной модели были активно использованы в период расцвета тэтчеризма-рейганизма (1975-1990 гг.) в развитых странах западного мира.

Назначение социальной сферы - воспроизводство и подготовка человеческого сообщества, способного к многовариантному развитию, готовому ответить на любые вызовы неопределенности, присущей развитию общества. Важнейшими компонентами социального развития становятся, таким образом, укрепление морали и трудовой мотивации, сохранение традиций и исторической памяти народа, обеспечение нравственного и физического здоровья будущих поколений, развитие образования и науки, в том числе, а может быть и прежде всего, фундаментальной. Иными словами, назначение социальной сферы - социализация человека и превращение его в члена общества, принимающего его основные ценности.

КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МОЖНО выделить по крайней мере четыре критерия сохранения социальной безопасности:

  • предотвращение возникновения ситуации социального взрыва,
  • недопущение деградации социальной структуры в смысле, как ее нивелирования, так и развития процессов поляризации, маргинализации и люмпенизации,
  • обеспечение устойчивой социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности,
  • поддержание адекватной системы ценностных ориентации и соответственно культуры общественного поведения, в том числе политического и экономического.
Ситуация потенциальной возможности социального взрыва наступает при одновременном выходе нескольких (многих) важных параметров социальной устойчивости за допустимые пределы. Это - типичная бифуркационная ситуация, т.е. ситуация, в которой дальнейшее движение общества может пойти по принципиально разным траекториям при сравнительно небольшом внешнем воздействии. Может произойти либо неуправляемый взрыв, сметающий всю общественную структуру и вводящий страну в состояние хаоса, либо переход к новой социальной структуре с дальнейшим движением общественного развития по восходящей. Выбор траектории во многом зависит от наличия соответствующих политических сил, располагающих необходимой политической волей и широкой социальной базой.

Деградация социальной структуры более сложный и растянутый во времени процесс. Она может протекать в двух прямо противоположных направлениях. С одной стороны возможна нивелировка структуры, всеобщая уравниловка. Этот процесс обычно протекает в ходе крупных революционных потрясений, которые сметают старые элиты и обрушивают пирамиду социальной стратификации. Старые элитарные страты низвергнуты и экспроприированы, а новые еще не успели сформироваться. В отсутствии укоренившихся элит исчезают преемственность традиций, отождествление своих групповых интересов с интересами нации, теряются навыки культуры многих поколений, разрушаются личностные связи, лежащие в основе управления, подрываются стимулы и инициативы к труду и предпринимательству. Однако в недрах общества постепенно формируются новая социальная структура и новые социальные страты. Опасность заключается в том, что при этом могут нарушиться нормальные процессы социальной мобильности. Многие лучшие представители старых элит гибнут в борьбе или уходят от активной деятельности, а многие худшие представители низших страт поднимаются им на смену по социальной лестнице. В результате резко ухудшается качество социальной структуры и требуются многие поколения для его восстановления.

Пожалуй, еще более тяжелые последствия имеет поляризация социальной структуры, когда возникает глубокий провал между высшими элитарными стратами и основной массой населения. Этот провал зияет на том месте, где в нормальной социальной структуре располагаются средние слои. Возникает так называемая биполярная, бимодальная или двугорбая структура общества. Она имеет, как правило, тенденцию к дальнейшему углублению и чревата ростом социальной напряженности с высокой потенциальной вероятностью социального взрыва. Не менее, чем социально-политические, опасны ее экономические последствия. Средние слои образуют источник платежеспособного спроса, который лежит в основе экономического роста в условиях рыночной или смешанной экономики. В отсутствии этих слоев нет массового спроса - развитие отечественного рынка прочно блокируется. Рынок при этом сегментируется: на одном конце образуется элитарный рынок преимущественно дорогих высококачественных импортных товаров, а на другом - рынок низкосортных дешевых товаров, который опять-таки удовлетворяется преимущественно импортом. Стагнация экономики ведет к кризису инвестиционной деятельности. Капиталы, накапливаемые элитарными стратами общества, уходят за рубеж, еще более падает отечественное производство, сокращается число рабочих мест, доходы основной массы населения снижаются, процесс приобретает самовоспроизводящийся характер.

На определенной стадии этого процесса развиваются такие явления, как маргинализация и люмпенизация. Первое связано с тем, что все большее число лиц вытесняется из своей социальной ниши, преимущественно вниз, и теряет при этом устойчивый стиль жизни и деятельности. Все более пополняется так называемый левый горб бимодального распределения по имущественному достатку. Маргиналы снижают уровень профессионализма, трудовой морали и трудовой мотивации. Углубление разрыва между ними и высшими слоями лишает их жизненной перспективы.

На самом левом "хвосте" распределения возникает все более многочисленная группа люмпенов, т.е. лиц, живущих на грани физиологического выживания, практически не имеющих необходимых для нормального образа жизни товаров длительного пользования, зачастую, крыши над головой, лишенных доступа к жизнеобеспечивающим фондам общественного потребления, вырабатывающих свою субкультуру, для которой характерно иждивенчество и отвращение к производительному труду.

Крайней формой процесса маргинализации является так называемая всеобщая (тотальная) маргинализация, при которой ни одна из социальных страт не имеет устойчивой социальной ниши, в том числе и высшие элитарные страты. Процессы социальной мобильности приобретают хаотический характер, перестает действовать механизм отбора лучших, передачи новым поколениям традиций и навыков культуры. Ситуация тотальной маргинализации генерирует криминализацию общества. Если нельзя обеспечить себе мобильность вверх путем общественно полезной деятельности, то остается открытым путь общественно вредной деятельности.

Размывание нормальных общественных структур сопровождается умножением структур криминальных. Разрушается основа существования государства - сбор налогов. Ослабленное государство уже не в состоянии оказать обществу правовую и полицейскую защиту. Лишенный государственной защиты обыватель обращается "под крышу" организованной преступности.

Тщетно надеяться, что организованная преступность "остепенится", начнет создавать правопорядок и обратит свои взоры и капиталы к производству. Сам характер организованной преступности состоит в том, что она извлекает монопольную сверхприбыль из правонарушений, присвоения себе функций государственных органов в области сбора налогов, арбитража, применения силы. Насилие перестает быть монополией государства и становится инструментом конкурирующих преступных кланов. Нарушается принцип собственности в ее любой форме - общенародной, государственной, коллективной, частной. Из этой ситуации может родиться "малина", но никак не правовое государство.

Социальная мобильность играет важнейшую роль в поддержании социальной структуры. Как писал Эрих Фромм, "...никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, но различие между структурой и "порядком" состоит в том, что структура - атрибут жизни, а "порядок" - безжизненности, смерти".

Именно нормально функционирующая социальная мобильность превращает мертвый, окостеневший социальный "порядок" в живую и гибкую социальную структуру. Важнейшую роль при этом выполняет не только вертикальная, но и горизонтальная мобильность, обеспечивающая перелив кадров из сокращающихся в прогрессирующие и развивающиеся сектора общества.

Состояние социальной мобильности имеет величайшее значение и для системы ценностных ориентации, и для общественного сознания. Если для наиболее одаренных из низших слоев открыт легальный путь в верхние слои, то это способствует их ориентации на стабильность и законопослушание. Если же легальный путь затруднен, то для них остается либо борьба против существующего общественного строя, либо уход в криминальные структуры.

Социальная мобильность имеет определенную связь с жизненным циклом индивидуума. Постепенное восхождение с течением лет, а затем обеспеченность в нетрудоспособном возрасте создают жизненную ориентацию на устойчивость и восхождение, способствуют укреплению трудовой морали и мотивации. Наоборот, стремительное восхождение молодых и затем столь же быстрый уход вниз пожилых создают ориентацию "однодневок" - расчет на быстрый успех любой ценой и расточительное потребительство по принципу "хоть день, да мой".

В первом случае в систему ценностей включаются коллективистские ориентации - забота о стране, городе, родном предприятии, - как о среде, в которой осуществляется их жизнь, удовлетворяются их социальные аспирации, обеспечивается их старость. Во втором случае, наоборот, преобладающими становятся индивидуалистские ценности - стремление любой ценой и прежде всего обеспечить личное богатство.

Поскольку социальная структура имеет форму пирамиды и на верхних ее этажах остается место лишь для немногих, ориентация новых поколений на быстрый личный успех оборачивается фрустрацией. для большинства. Если при этом распределение по достатку приобретает двугорбую форму, возникает особая субкультура бедности, связанная с осознанием невозможности пробиться наверх, и отсюда - с ориентацией на асоциальные формы поведения. С другой стороны, торможение процессов социальной мобильности и отставание ее темпов от жизненного цикла также дает негативные последствия в виде явлений застойности социальной структуры, приближая ее к застывшему "мертвому порядку". Доминирование старших возрастов в верхних эшелонах управляющей элиты ведет к явлению, известному под названием геронтократии, с тяжелыми последствиями для всего общества.

Разрушение нормальных форм социальной мобильности является одним из основных признаков смуты. Как уже говорилось, постепенный процесс фильтрации наиболее способных наверх и вымывания наименее способных заменяется мгновенным "опрокидыванием пирамиды". Массовый приток представителей низших страт буквально сметает старые элитарные слои. В этом потоке резко возрастает удельный вес криминального элемента, в особенности в периоды, когда упадок экономики сопровождается расцветом спекулятивной деятельности. Нарушается возрастная последовательность социальной мобильности. Последняя теряет связь с жизненным циклом. В итоге происходит быстрая деградация социальной структуры. В верхних эшелонах падает уровень культуры, образования и профессионализма. В нижних эшелонах быстро развивается субкультура бедности с соответствующими последствиями. Процессы имеют тенденцию к самовоспроизводству и быстрому нарастанию.

Система ценностных ориентации соответствует тому, что в обществе считается "хорошим" и что "плохим". Она дает ответы на вопросы об отношении к жизни и смерти, Родине, семье, материальному благополучию и духовным ценностям, коллективному или индивидуалистскому началу, культуре, традициям, истории, образованию, науке. В нормальном обществе существует более или менее единая, общая, исторически сложившаяся система ценностных ориентации, из которой исходят ценностные ориентации отдельных классов, страт и социальных групп. Из системы ценностных ориентации вытекают ролевые ожидания, социальные роли, бытовое, социальное, политическое и экономическое поведение. В расколотом обществе соответственно происхсцит и раскол системы ценностных ориентации, что способствует дальнейшей дезинтеграции общества.

Разрушение и распад системы ценностных ориентации способствует развитию смуты. В предельном случае в обществе вообще отсутствуют какие бы то ни было целостные системы ценностных ориентации, что приводит к хаосу в области ролевых ожиданий, трудностям в установлении хотя бы минимальной степени доверия между людьми и социальными группами. Последствия этого крайне разрушительны.

УГРОЗЫ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ

Типы угроз

Угрозы социальной безопасности можно условно разделить на объективные и субъективные. К первым относятся угрозы, возникающие в связи с объективно складывающейся обстановкой. Ко вторым - вызванные субъективным воздействием соперников или партнеров на международной арене или определенными группами интересов внутри страны.

Как внешние, так и внутренние угрозы могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные угрозы существуют длительное время, практически всегда и обусловлены долговременными факторами геополитического положения страны. Актуальными они становятся в связи с общим кризисным состоянием международной или внутренней среды, обострением внутренних и внешних противоречий и развертывающейся вокруг них борьбы.

Основной комплекс внешних и внутренних угроз социальной безопасности России сосредоточен вокруг прямых и обратных связен между социальной сферой и экономикой. Точнее - основные негативные воздействия на социальную сферу идут от экономики, и, наоборот, бедственное состояние социальной сферы создает непосредственную угрозу для экономики.

Внешние угрозы

Объективная обстановка. Фоном, на котором развертываются потенциальные угрозы России и превращаются в актуальные, является общее кризисное состояние мировой системы. Ресурсные, демографические и экологические процессы настоятельно требуют изменения мирового порядка в сторону повышения общей управляемости, взаимодействия и принятия коллективных решений. Это предполагает определенные ограничения на действие чисто рыночного механизма, в котором регуляторами выступают спрос-предложение, цена, прибыль. Одновременно должны усиливаться нерыночные согласительные механизмы на всех уровнях управления и осуществляемое на их основе стратегическое планирование. Этому препятствует, однако, доминирующая в настоящее время в развитых странах рыночная идеология, основанная на индивидуалистских ценностях, неограниченном праве частной собственности и частном интересе.

Одержав победу в "холодной войне" против Советского Союза, западные страны во главе с США стремятся установить мировой порядок, отвечающий их узкоэгоистическим интересам. Суть этого порядка - разделение мира на ядро (развитые страны), полупериферию и периферию.

Ядро - это богатые страны, сосредоточивающие у себя финансовые ресурсы мира, достижения научно-технического прогресса и высокие технологии. Полупериферия играет роль субподрядчика, обслуживающего ядро на основе достаточно подготовленной и в то же время относительно дешевой рабочей силы. Периферии предоставляется роль поставщика сырья и свалки опасных отходов, производимых в странах ядра.

Россия оттеснена в полупериферию и стремительно скатывается к положению периферии. Предполагается, что в этой ситуации ограниченные природные ресурсы планеты будут использоваться преимущественно для обеспечения высокого жизненного уровня развитого ядра. Уделом полупериферии становится гораздо более низкий жизненный уровень, а стран периферии - уровень физиологического выживания, замедление темпов демографического роста с сокращением в дальнейшем численности населения.

Очевидно, что переход России в зону периферии, уже начавшийся в связи с ее ориентацией на сырьевой экспорт и развитие добывающих отраслей, неизбежно связан с деградацией ее. социальной структуры, снижением уровня образования и культуры, эмиграцией и вымыванием квалифицированных кадров. Развитие этих тенденций делает невозможным в обозримые сроки возвращение России в число лидеров научно-технического прогресса и высоких технологий.

На сегодняшний день имеет место явная структурная несовместимость экономик России и Запада - по характеру и организации производства, потребительского спроса, структуре издержек и цен. Экономика западных стран - это экономика расточительного потребления в среднем достаточно богатого населения. Экономика России (вернее, бывшего Советского Союза), скорее, отвечала задачам жизнеобеспечения населения умеренного достатка при широких социальных гарантиях и массовом до-. ступе к фондам общественного потребления. Россия, кроме того, пропустила тот перекресток, где экономика развитых стран перешла от массового ресурсоемкого производства к интенсивному ресурсосберегающему и наукоемкому. К тому же, объективно, Россия лежит гораздо севернее развитых стран ядра и это, в свою очередь, обусловливает большие затраты ресурсов, прежде всего энергоносителей. В этих условиях открытая экономика ведет к утечке из России капиталов и импорту готовой продукции, в том числе продуктов питания, товаров народного потребления краткосрочного и длительного пользования, что равносильно импорту безработицы и разрушению рабочих мест. Эта угроза социальной безопасности является следствием объективно складывающейся в современном мире обстановки.

Субъективный фактор - политика Запада. В то же время объективная внешняя угроза усугубляется политикой западного мира в отношении России, которая все более становится субъективным фактором возникновения угроз для социальной безопасности России. Вместо провозглашенного партнерства Запад на практике осуществляет в отношении России принцип "горе побежденным". Навязанная России политика "шоковой терапии" - либерализации цен - приватизации - открытия внутреннего рынка привела к спаду промышленного производства в размере более 50% от уровня 1989 г. Вместе с тем Россия соглашениями с МВФ почти полностью лишена свободы в выборе своей экономической политики. Нас настойчиво подталкивают на путь сырьевого развития со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями.

Не менее опасным является идеологическое воздействие на Россию в области системы ценностных ориентации. Воспользовавшись кризисом социалистической идеологии, Запад навязывает нам чуждую России систему ценностных ориентации, основанную на принципах космополитизма, индивидуализма, меркантильного интереса, сиюминутной выгоды. Борьба ведется не только против социалистической и коммунистической идеологии, но и против традиционных религиозных конфессий, исторически утвердившихся на российском цивилизационном пространстве, прежде всего православия. Россия сделалась излюбленной ареной деятельности всевозможных "проповедников", вплоть до сайентологов и секты Аум синрике.

Направленность проникающих к нам идеологических к религиозных воздействий - отрыв людей от реальной жизни, подавление воли к солидарности в борьбе и труде, безоговорочное подчинение главарям сект, создание вокруг адептов своего рода виртуальной реальности, отгораживающей их от семьи, друзей, трудовых коллективов и Родины. Это воздействие вызывает распад в системе ценностных ориентации, приводит к расколу в общественном сознании, способствует развитию дезинтеграционных процессов в стране.

Внутренние угрозы

Внутренние угрозы социальной угрозы для России также вытекают из политики "шоковой терапии" - финансовой стабилизации и принятия модели сырьевого развития.

Важнейшей угрозой является разрушение социальной структуры, выражающееся в процессах маргинализации (быстро приобретающей тотальный характер), формировании ярко выраженной двугорбой структуры распределения по имущественному достатку, крайней поляризации общества, вымывании остатков среднего класса.

Развивающаяся региональная дифференциация с тенденцией перетока богатства в Московско-Петербургский регион способствует сепаратистским тенденциям, принимающим, зачастую, характер этнических противоречий и конфликтов. Вместе с тем принятая модель сырьевого развития побуждает богатые сырьем регионы к попыткам отгородиться от остальной части страны, осуществить передел доходов от природных богатств в свою пользу и в ущерб федеральному Центру.

На сегодняшний день политика правительства активно способствует созреванию двух главных угроз социальной безопасности: становится все более вероятным социальный взрыв, сначала на локальном, а потом и на общенациональном уровне, и дезинтеграция страны под давлением сепаратистских движений.

Разрушение системы ценностных ориентации таит в себе, кроме того, прямую угрозу демографическим процессам. Так, сегодня Россия перед лицом угрозы депопуляции. Мы имеем сегодня смертность на уровне развивающихся стран и рождаемость на уровне развитых. Происходит быстрое старение населения наряду с резким нарушением его половой структуры (число женщин примерно на 9 млн. превышает число мужчин). Геополитическое положение России с обширностью и вытянутостью ее территории, огромной протяженностью границ, суровыми климатическими условиями еще более обостряет угрозы, связанные с депопуляцией. При падении численности населения и возрастании доли нетрудоспособного населения до определенных пределов Россия будет не в состоянии поддерживать адекватную ее территории инфраструктуру и не сможет обеспечить защиту границ и территориальной целостности. Наконец, возрастание доли старших возрастов ляжет тяжелым бременем на трудоспособное население и поставит на грань финансовой катастрофы систему социального обеспечения.

В условиях складывающейся в России кризисной ситуации происходит сильнейшая деформация социальной мобильности. Нарушение последней ускоряет все негативные процессы, происходящие в социальной структуре и препятствует ее оздоровлению. Для России становится все более характерной социальная мобильность, присущая периоду смуты: происходит социальная миграция вверх худших элементов из низших страт и вытеснение вниз наиболее честных, продуктивных и образованных. Зачастую вверх продвигается непосредственно криминальный элемент.

Гуманитарная, естественнонаучная и техническая интеллигенция стремительно скатывается вниз, образуя слой "новых бедных", занимая самые низкие места в престижной иерархии. На их место на почетные ступени иерархии выдвигаются строители финансовых пирамид, мошенники, бандиты, рэкетиры, сутенеры и проститутки.

Деформируются также процессы горизонтальной социальной мобильности. Место прежних массовых миграций молодежи на целину и новостройки пятилеток, стремления в науку занимают потоки в ряды челночников, охранные организации, финансово-спекулятивные структуры. Особое место занимает миграция за рубеж: уходят научно-технические кадры, деятели культуры и искусства, просто молодые и трудоспособные люди. Значительная часть деловой элиты все более рассматривает свое пребывание в России как временное, как источник богатства, которое они переводят за рубеж, ще и собираются им воспользоваться. Наконец, происходит просто напросто торговля людьми: публичные дома всего мира заполняются россиянками, возрастают масштабы торговли детьми.

После июльских выборов Президентом был поставлен вопрос о создании национальной российской идеологии. Постановка вопроса сильно запоздала. В стране образовался идеологический вакуум. До сих пор вся пропагандистская деятельность находящихся у власти лидеров, поддерживающих их "демократов" и большей части СМИ была направлена на "деидеологизацию" общества, ''демонизацию" социалистических идеалов и их носителей, создание имиджа "врагов свободы", на противопоставление поколений: старшее поколение обвинялось в стремлении к реваншу и реставрации, выдвигался лозунг "не дадим старикам определять будущее молодежи". Стремление к сохранению целостности государства объявлялось "имперским мышлением". Абстрактное понятие "прав человека" противопоставлялось конкретному понятию Родины и идеологии патриотизма. На самом же деле происходила активная расчистка места для проникновения из-за рубежа чужцых и враждебных России идеологий. Эта деятельность явилась серьезным фактором, способствовавшим развитию того хаоса системы ценностных ориентации, который в настоящее время переживает Россия и который составляет серьезнейшую угрозу для ее социальной безопасности.

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В целях получения количественных характеристик для границ области, а которой сохраняется социальная безопасность, можно использовать так называемые социально-экономические индикаторы состояния общества. Эти индикаторы служат для сопоставления состояния общества во времени (в одной и той же стране в разные периоды времени) и в пространстве (межстрановые сопоставления). Они могут был" представлены либо в виде вектора, определяющего область устойчивости в некотором многомерном пространстве, либо в виде синтетического показателя. На протяжении 60-х и 70-х годов на Западе велись разработки проблемы построения и сопоставления этих показателей, однако вопросы методологии оценки пределов, выход за которые означает снижение социальной безопасности до уровня, угрожающего национальной катастрофой, остаются неразработанными.

Индикаторы социально-экономического состояния общества охватывают почти все сферы общественной жизни. К ним можно отнести:

  • показатели уровня экономического развития (ВНП или ВВП, общий или на душу населения; темпы роста ВВП, темпы инфляции, производство важнейших товаров на душу населения и т.п.);
  • показатели госбюджета, в т.ч. размер, доля к распределение социальных расходов;
  • демографические показатели;
  • показатели социальной структуры общества, включая показатели социального неравенства;
  • показатели уровня жизни в целом по стране и отдельно по различным социальным слоям, в т.ч. показатели потребления, жилищных условий и владения имуществом;
  • показатели качества жизни, включающие характеристики сферы занятости и безработицы, оценку личной безопасности, гарантии от жизненных и социальных рисков, криминогенность среды, уровень медицинского обслуживания, показатели здоровья и образования, характеристики экологической обстановки.
Сведение этого множества показателей к операбельному набору в виде вектора, равно как и сведение их к единому синтетическому показателю при помощи рассчитанных по некоторой формальной методике весов, представляется весьма сложной задачей, методологические основы которой до сих пор удовлетворительно не разработаны. Показатели экономического состояния строятся на основании данных экономической статистики в основном достаточно развитой.

Несколько хуже обстоит дело с показателями социального состояния или социальными индикаторами (СИ). Источники информации здесь делятся на данные прямых обследований, статистики других видов деятельности (например, полиции или налоговой инспекции) и косвенные расчеты. Различаются также затратные и результатные показатели. Так, число врачей на тысячу жителей является затратным показателем, а заболеваемость и смертность - результатным. Кроме того, СИ делятся на объективные и субъективные. Первые представляют собой количественную меру социальных явлении, рассчитываемую специально подготовленным персоналом на основе детально разработанных процедур.

Субъективные меры отражают самооценку обследуемым индивидуумом своего положения, состояния самочувствия или настроения. Классическим примером может служить анкетный вопрос "Удовлетворены ли Вы своим социально-экономическим положением?". Следует различать коллективные (системные) и агрегированные СИ. Первые дают количественную оценку свойствам или поведению некоторого человеческого коллектива (доля социальных расходов в госбюджете, например). Вторая получается на основе суммирования (или какой-либо другой процедуры обработки) данных об индивидуальных характеристиках членов статистической совокупности (например, рождаемость и смертность, число браков и разводов).

Первая система СИ была построена Бэнксом и Тэрне-ром в 1962 г. Интерес к СИ в развивающихся странах побудил к продолжению работ под эгидой ООН и ОЭСР. Самым ранним, простым и весьма популярным является индекс физического качества жизни, разработанный Советом зарубежного развития США. Он состоит всего из трех показателей: детская смертность, ожидаемая продолжительность жизни в ее первый год, процент грамотности. Для построения синтетического показателя числовые значения составляющих показателей пересчитываются в баллы по шкале 0-100, причем, за 0 принимается страна с самым плохим показателем. Затем баллы складываются. Рекомендации ООН по определению качества жизни (1961 г.) охватывали 12 "аспектов условий жизни": состояние здравоохранения, средства существования, воспитание потомства, условия труда, занятость, потребление и имущество населения, транспорт и связь, жилище и жилищное строительство, одежда, рекреация, личная свобода и безопасность.

Система СИ ОЭСР включает показатели по 8 главным сферам жизни индивидуума: здоровье, развитие личности через образование, труд и качество трудовой жизни, бюджет времени и досуга, личное экономическое положение, физическая среда обитания, личная безопасность и правовая защита, социальные шансы и участие в общественной жизни.

В Японии в 70-е годы был разработан и использовался в индикативном планировании показатель чистого национального благосостояния. Для его расчета за основу брался ВВП, к нему добавлялись продукция, производимая и потребляемая внутри домашних хозяйств, а также стоимостная оценка возросшего качества товаров и услуг. Вычитались некоторые статьи госрасходов и оценка деградации среды обитания.

Имели место попытки объединения национальных счетов с СИ в единую систему социально-экономического счетоводства.

Важное место в системе СИ занимают меры неравенства распределения в обществе дохода, ликвидных накоплений и имущества. Наиболее популярной среди них является коэффициент концентрации Джини:



где n есть число групп получателей дохода, хi - доля численности группы во всей численности совокупности, уi - доля группы i в общем доходе совокупности. G изменяется от 0 (при полном равенстве) до 1 (при полном неравенстве или концентрации всего дохода в одной группе).

В работах А.Аткинсона устанавливается связь между функцией благосостояния и мерами неравенства, вводится параметр, определяющий степень неприятия обществом неравенства. Т.Тойода сделал обобщение, из которого меры Аткинсона и Тейла следуют как частные случаи. Установлено, что использование разных мер дает различное ранжирование распределений по степени социального неравенства.

К указанным мерам часто выдвигается требование, чтобы они допускали разложение на меры внутригруппового и межгруппового неравенства. Такие разложения играют важную роль при анализе мероприятий социальной политики, когда требуется определить, за счет каких именно групп населения возросло или уменьшилось общее социально-экономическое неравенство. Ввиду того что важнейшей задачей социальной политики признается сокращение доли бедных в общей численности населения, а статистика по наиболее высокодоходным группам является, как правило, наименее надежной, в последнее время был предложен ряд усеченных мер неравенства, которые строятся с использованием статистики только по семьям, находящимся ниже черты бедности. При этом исходят из того, что социальное неравенство в значительной степени определяется тем, насколько велика в группе бедных доля подгруппы "самых бедных".

В качестве инструмента анализа социального неравенства представляет интерес модель Д.С.Чернавского, с помощью которой можно восстанавливать распределение ликвидных накоплений в обществе на основании косвенных данных (о зарплате, средней норме дохода на капитал и ценах на укрупненные группы товаров кратко- и долговременного пользования).

Методы оценки социальной мобильности путем построения корреляционной зависимости между статусом родителей и детей на основе данных анкетных обследований достаточно хорошо известны. Существуют также методики определения престижности социальных групп и профессий.

Методология и методы определения системы ценностных ориентации значительно менее разработаны. Есть, однако, некоторые методологии, использующие неформальный анализ для определения составляющих системы ценностей, а затем проверки их с помощью ситуационного анкетирования, при котором обследуемому задается некоторая ситуация и набор действий, из которых он должен произвести выбор. Здесь применимы также анализ на основе данных обследования популярности тех или иных видов искусства и произведений, а также контентный анализ литературы, кино- и телепродукции. Интересный пример анализа системы ценностных ориентации представителей деловых кругов различных развитых стран рыночной экономики был проведен в 80-е и 90-е годы Ч.Хэмпден-Тернером и Ф.Тромпенаарс. На его основе авторы сделали качественные выводы о существовании в настоящее время в развитом мире семи различных культур экономического поведения.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

ВВИДУ недостаточной разработанности количественных методов оценки состояния социальной безопасности, в настоящее время ей можно дать только качественную оценку.

К проблеме можно подойти как к бифуркационной, т.е. исходить из рассмотрения двух крайних вариантов - социального взрыва и медленной дезинтеграции и разложения общества. При одном и том же объективном состоянии тот или иной исход решающим образом зависит от состояния общественного сознания.

Любой исход представляет огромную опасность для страны, поскольку может быть использован внешним окружением для ее расчленения и дележа на сферы влияния, включая территориальные захваты. Исход социального взрыва, однако, при всех его опасностях и огромных издержках оставляет надежду на пробуждение общественного сознания и оздоровление ситуации. Исход постепенного разложения общественных структур такой надежды не оставляет и, скорее всего, чреват исчезновением российского цивилизационного пространства и гибелью российского суперэтноса. Сегодня социальная безопасность России снизилась до низшего допустимого уровня по всем четырем основным направлениям. Не только сохраняется, но и нарастает опасность социального взрыва. Причем по мере развития ситуации становится все более вероятным проявление его в форме локальных возмущений и бунтов, региональных конфликтов, затяжных межэтнических столкновений, центробежных процессов в регионах.

С другой стороны, социальная структура развивается в сторону резкой поляризации, тотальной маргинализации и люмпенизации. Социальная поляризация выражается в резком разрыве между доходами верхней и нижней децильных групп, составляющем порядка 13:1, и еще более резком имущественном расслоении. Воспроизведение с помощью математической модели структуры накопления населением ликвидных активов по состоянию на середину 1995 г. показало, что большинство населения (до 70% семей) концентрируется в области низкого уровня накопления (10% от общего размера накоплений) при образовании на другом полюсе чрезвычайно малой группы (порядка 0,2% семей), обладающих 65-67% накоплений. Сфера деятельности сверхбогатых включает сбыт энергоносителей, сырья и первичных материалов за рубеж, оптовый импорт товаров потребления, приобретение для иностранцев акций российских предприятий, финансирование и обслуживание этих видов деятельности, спекуляции с валютой и ценными бумагами, преимущественно государственными, участие в залоговых аукционах, проведение операций типа "пирамида".

На другом полюсе - общее падение заработной платы и социальных выплат за годы реформ, возрастающая безработица (в середине 1996 г. - до 7 млн. чел.) и задержки выплаты зарплаты (по состоянию на август 1996 г. - 36 трлн. руб.). За четыре года уровень реальных доходов населения снизился примерно на 40%. Это падение пришлось в основном на средние слои населения (квалифицированных рабочих, научную интеллигенцию, инженерно-технических работников, военнослужащих и другие категории работников). Резко возросшие доходы сверхбогатых не отражаются в статистике доходов, поскольку получатели уходят от налогообложения. Однако косвенные данные о ликвидных активах позволяют проследить масштабы поляризации населения по имущественному достатку и на этой основе сделать выводы об истинных масштабах поляризации по доходам.

Покупательная способность заработной платы уменьшилась по сравнению с дореформенным периодом в два раза, пенсий в 2,5 раза. Результатом стало массовое распространение бедности. Масштабы бедности сильно зависят от определения черты бедности. Доля бедных семей колеблется в пределах от 20-30%, по официальным данным, до 70-80% по оценкам ВЦИОМ (при использовании различных критериев бедности). Данные первой половины 1996 г. показывают некоторое снижение этой доли, но если принять в расчет использование произвольных допущений при определении черты бедности, то эти результаты вызывают определенное сомнение. Возможно также, что в течение 1996 г. сказались значительные выплаты из государственных средств во время проведения президентской кампании.

Как бы то ни было, даже если брать очень либеральную официальную оценку уровня бедности в 23% по состоянию на март 1996 г., с учетом того крайне скудного прожиточного минимума, который оценивался в 366 тыс. руб. на человека в месяц, доля бедных является чрезвычайно высокой. Надо также иметь в виду крайний износ предметов длительного пользования у населения, которые основная масса россиян приобрела еще в дореформенные годы. Уже сейчас начинает сказываться выбытие этих товаров, а в дальнейшем ситуация будет обостряться; создавая угрозу нормальному жизнеобеспечению самых широких слоев населения.

К этому добавляется и разрушение системы общественных фондов потребления, игравших огромную роль в жизни россиян в советский период.

Эта система занимала у нас особое место. В развитых капиталистических странах основная масса населения, которую составляют средние слои, создает в течение жизни значительные личные сбережения. Опираясь на поддержку государственной социальной страховочной сетки и сбережения, эти слои вполне могут обеспечить себе достойную старость. Более того, наличие платежеспособного спроса у населения старших возрастов играет роль фактора, поддерживающего на плаву экономику. Создаются специальные отрасли, обслуживающие эту часть населения, так называемые "серебряные отрасли" (silver industries).

Почти все накопления нашего старшего поколения были вложены в государственные структуры: систему сберегательных касс, государственную пенсионную систему, общественные фонды потребления. Реформы разрушили все три формы этих накоплений, оставив фактически старшее поколение без всякой надежды выбраться из нищеты. По данным обследования ВЦИОМ, "в обществе определились довольно устойчивые группы бедных семей, у которых шансов вырваться из бедности практически нет. Это состояние можно обозначить как застойная бедность...".

Но главная опасность - люмпенизация сознания достаточно широких слоев. Она заключается, прежде всего, в том, что значительная часть населения уже не связывает как раньше своих надежд с участием в производительном труде, осуществляемом большими коллективами на передовых направлениях научно-технического прогресса. Официальная пропаганда называет сейчас ориентацию на общий результат иждивенчеством. На самом же деле это был настоящий коллективизм, когда успех коллектива зависел от усилий каждого, а благополучие отдельного индивидуума - от успехов коллектива. При этом рост благосостояния отдельной личности и семьи в основном был производным от величины всего общественного продукта, зависел от его приумножения.

Сейчас, когда огромные заводы стоят, когда приняла гигантские масштабы скрытая безработица, люди вынуждены искать пути поддержания жизни каждый в одиночку, кто в мелкой торговле, кто в челноках, кто в качестве "шестерок" рэкета, кто на приусадебных участках. Общественное сознание дробится, каждый преследует свой узкий интерес. Падает сознание вовлеченности в круг передовых технологических процессов, профессиональной гордости. Интерес сосредоточивается на получении сиюминутной выгоды, сейчас, лично для себя. Преобладать начинает психология игрока, который более всего озабочен переделом уже созданного, ищет своих шансов в этой игре, в которой на самом деле выигрывают только самые крупные игроки, мошенники и уголовные авторитеты.

Даже вспыхивающие время от времени мощные забастовки горняков, энергетиков и других групп трудящихся ставят перед собой только сиюминутные, узкоэгоистические задачи, - обычно выплату задолженности по зарплате. Они действуют так, как будто у них отшибло ум и память: ведь это старая игра на перетягивание одеяла. Им выплатят, другим задолжают. Потом им опять задолжают, а выплатят другим. И так до тех пор, пока обветшалое одеяло нашей экономики не расползется окончательно.

Характерным примером является челночный бизнес, в который вместе с членами семей вовлечено порядка 30 млн. чел. Говорят, что челноки "нас кормят, одевают и обувают". В какой-то мере этот бизнес решает проблему занятости. Но захотят ли вчерашние рабочие и инженеры, научные работники, сегодняшние челноки завтра вернуться на свои рабочие места? Сможет ли восстановиться наша легкая промышленность, находясь под давлением этого потока низкокачественной, но дешевой продукции из развивающихся стран с очень низким уровнем жизни и зарплаты? Сейчас наш челночный бизнес привел к расцвету за рубежом целых регионов, например Объединенных Арабских Эмиратов. Надо ли объяснять, что этот расцвет оплачен экспортом наших энергоносителей и гибелью нашей легкой промышленности? Этому люмпенизированному сознанию масс соответствует и люмпенизированное сознание нашей буржуазии, стремящейся "делать" деньги на спекулятивных операциях в России, хранить капиталы в надежных финансовых системах развитых стран. Ей большей частью тоже свойственно отвращение к производительному накоплению богатства. Она тоже тянется к игорному столу передела народного достояния, созданного уходящими поколениями.

Это нарастание люмпенизированного сознания опасно тем, что оно увеличивает вероятность осуществления сценария медленного гниения, постепенного разложения общественных структур.

В случае же осуществления "взрывного" сценария оно создает условия благоприятствующие не созидательному взрыву, а вооруженной борьбе кланов и группировок за передел стремительно сокращающейся шагреневой кожи национального богатства России.

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ ФОРМУЛА обеспечения социальной безопасности может в общем виде быть представлена как экономический рост плюс социальная политика, плюс национальная идеология, плюс сильное рабочее движение.

Экономический рост

Сегодня нам предлагают модель развития, исходным пунктом которой является финансовая стабилизация, а локомотивом развития отрасли, производящие сырье и энергоносители.

Модель неадекватна для России, поскольку Россия - страна высокого уровня развития, преемница Советского Союза, по праву считавшегося второй индустриальной державой мира. Наметившееся в 80-х годах технологическое отставание от развитых стран было связано в основном с ошибочным выбором стратегии развития в 70-х годах и могло быть устранено путем переориентации приоритетов ресурсных потоков.

Но предлагаемая нам модель по сути дела предусматривает стабилизацию ценой разрушения основ промышленной мощи страны, а затем построения принципиально иной экономики, ядром которой должны стать добывающие отрасли и обслуживающий их банковско-финансовый сектор. Сторонники этой модели утверждают, что через некоторое время, впрочем достаточно длительное, в России в результате игры стихийных рыночных сил и иностранного капитала начнет возрождаться обрабатывающая промышленность и через несколько поколений страна примкнет к развитому миру. Однако у России:

  • нет для этого исторического времени,
  • природные ресурсы исчерпаемы и невоспроизводимы. В первом десятилетии XXI в. Россия может превратиться в чистого импортера нефти. Что если ресурсы иссякнут до того, как страна выйдет на путь развития современной обрабатывающей промышленности?
  • предлагаемая модель означает уничтожение рабочих мест, а следовательно, означает депопуляцию России, сопровождаемую предельным обострением социальной поляризации,
  • оказавшись без природных ресурсов, без среднего класса и, соответственно, платежеспособного спроса, без современной образованной и высококвалифицированной рабочей силы, Россия вряд ли когда-либо вообще сможет перейти в зону развитых стран и воссоздать свой потенциал высоких технологий.
Наконец геополитическое положение России таково, что сырьевая модель обострит борьбу центробежных сил, и дезинтеграция страны станет неизбежной. К тому же и иностранные инвесторы скорее склонны действовать в своих интересах, чем в интересах России. Их деятельность, вероятнее всего, будет направлена на закрепление сырьевого характера ее экономики, на привязку к себе ее отдельных регионов и тем самым может способствовать дезинтеграционным процессам в стране. Анализ политики МВФ в отношении России показывает, что этот сценарий уже осуществляется.

Таким образом, выбор сырьевой модели оставляет крайне уязвимой социальную безопасность России в отношении всех перечисленных выше видов угроз, прямо толкает Россию к социальной катастрофе.

Выбор этой модели, похоже, не является случайностью или ошибкой. Авторы сценария и его исполнители хорошо отдают себе отчет в последствиях его осуществления. Об этом свидетельствует, в частности, документ под названием "О некоторых аспектах формирования нового рынка", подготовленный Администрацией Президента по рекомендациям МВФ и оказавшийся в распоряжении газеты "Правда". В нем прямо говорится: "Лишь она (катастрофа) может выжечь неэффективные и нереформируемые в принципе отрасли, структуры, институты... По разным оценкам, 50-70% нашей промышленности не в состоянии адаптироваться к открытой рыночной экономике. Большинство подотраслей машиностроения, значительная часть химии., легкой промышленности становятся излишними. Их продукция никому в мире, ни в стране не нужна". И далее: "Реально осязаемым шагом к катастрофе структур повседневности является: многомесячная невыплата зарплаты, реальная длительная безработица, которая к концу 90-х годов станет массовой, недоступность регулярного медобслуживания и школьного образования, тотальная коррупция... Путей "в обход" подобной катастрофы уже не видно,.. целые регионы (например, Большой Урал, Среднее Поволжье и Крайний Север) могут превратиться в зоны сплошного социального бедствия, приобретающего характер катастрофы в малых и средних монофабричных городах..."

Основой предотвращения катастрофы может служить только отказ от старой модели развития и принятие модели экономического роста с опорой преимущественно на собственные силы. Иностранный капитал в такой модели может и должен играть вспомогательную роль. Модель роста прежде всего предполагает спасение и сохранение экономического и научно-технического потенциала России. Модель исходит из сбережения природных ресурсов страны и обращение их в первую очередь на нужды возрождения отечественной промышленности. Вместе с тем экономический рост создает надежную базу для расширения ресурсного потенциала страны путем развертывания геологоразведочных работ, освоения районов добычи с созданием соответствующей инфраструктуры, внедрения ресурсосберегающих технологий, обновления транспортной системы, в первую очередь трубопроводного транспорта и энергетического хозяйства. Эта модель позволяет России сэкономить историческое время и после первого этапа восстановления перейти к параллельному широкомасштабному развертыванию высокотехнологичных отраслей. Начав восстановление с отраслей с наиболее высокой оборачиваемостью средств (легкая промышленность), можно обеспечить внутреннее накопление для дальнейшего восстановления базовых отраслей инвестиционного комплекса и развертывания высоких технологий. Экономический рост обеспечит быстрое расширение налоговой базы и позволит разрешить хронический бюджетный кризис. Рост будет связан с увеличением числа рабочих мест. появлением массового платежеспособного спроса. Возвращение квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников к работе создаст стартовую площадку для формирования среднего класса. Вокруг оживающих крупных предприятий начнет формироваться производительный мелкий и средний бизнес. Банковский сектор получит почву для инвестиций в реальное производство. Наконец, переход к модели роста обеспечит единство экономического и социального пространства России. Их свяжет единый российский рынок. Тенденции к дезинтеграции сменятся центростремительными силами. Появится возможность направить иностранные инвестиции, которые станет привлекать растущий российский рынок, в отрасли, развитие которых необходимо для вступления России в XXI век в качестве великой индустриальной державы, а не колониального придатка Запада. Появятся ресурсы для восстановления баланса сил, соответствующего укреплению геополитического положения России.

Для своего осуществления модель экономического роста требует определенных предпосылок, а именно:

  • прихода к власти правительства народного доверия, опирающегося на широкий блок патриотических сил;
  • выхода из-под контроля международной закулисы. Это не означает воссоздание пресловутого "железного занавеса". Однако в условиях сильнейшей структурной несовместимости наша страна не может просто открыть свои экономические границы. Теснейшие связи с мировым рынком нам безусловно нужны, но при этом такие связи, которые прежде всего обслуживают национальные интересы России;
  • построения системы сильного государственного регулирования на основе стратегического плана развития. Это опять-таки не означает подавления частной инициативы и предпринимательства, но лишь ориентацию их прежде всего на национальные интересы России;
  • должны быть разработаны, приняты и осуществляться тактика и стратегия борьбы с организованной преступностью и коррупцией. До тех пор, пока общество в целом и экономика, в частности, облагаются двойным налогом - в пользу государства и криминальных структур, а последние приходят за своим налогом первыми, вряд ли можно всерьез думать
  • повышении собираемости налогов. При этом, однако, речь не идет о том, чтобы карать всех от мала до велика.
Наоборот, физическим и юридическим лицам, не замешанным в тяжких преступлениях, должна быть предоставлена максимальная возможность легализации. Цель политики должна состоять в том, чтобы разрушить механизм, обеспечивающий взаимодействие организованной преступности с коррумпированной бюрократией. Без этого у государства не будет денег, а без денег невозможно финансирование ни экономического роста, ни социальных программ.

Социальная политика

Политика экономического роста обязательно должна быть дополнена сильной социальной политикой. Последняя является залогом успеха политики роста, ибо ее важнейшими задачами являются создание платежеспособного спроса и обеспечение социальной стабильности, т.е. условий, без которых устойчивый экономический рост невозможен. Обе задачи осуществляются через формирование средних слоев путем создания рабочих мест для квалифицированной рабочей силы и инженерно-технического персонала в крупной промышленности, поддержки мелкого и среднего бизнеса, повышения материальной обеспеченности работников науки и культуры, развития и укрепления системы пенсионного обеспечения и других социальных выплат, достойного вознаграждения военнослужащих.

Социальная политика может осуществляться по трем основным направлениям: компенсаторному, амортизационному и проблемно-ориентированному. В первом случае, государство компенсирует экономически слабым слоям потери, связанные с развитием текущей экономической ситуации. Например, при повышении цен на предметы питания выплачивается хлебная надбавка к пенсиям; при повышении тарифов на коммунальные услуги предоставляются льготы малоимущим и т.п. Сюда же относятся разовые и спорадические повышения социальных выплат по мере развития инфляции, До последнего времени российское правительство осуществляло социальную политику в основном в этом направлении.

Во втором случае создается так называемая страховочная сетка, обеспечивающая широким слоям населения защиту от всех основных социальных рисков: пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и при потере кормильца, поддержание минимального дохода семьи, страхование от безработицы, болезни, производственного травматизма, бесплатное медицинское обслуживание, пособия на детей, пособие в случае смерти и т.п. Эта страховочная сетка должна соответствовать реальному уровню жизни в данной стране. При инфляции это должно поддерживаться индексированием. Более того, индексирование социальных выплат необходимо и в случае устойчивой тенденции к повышению реальной заработной платы. В противном случае относительное положение получателей трансфертного дохода будет ухудшаться. Назначение страховочной сетки - на систематической основе амортизировать удары, наносимые экономической конъюнктурой социальной сфере, а также жизненные риски отдельных граждан. До сих пор российское правительство не уделяло проблеме социальной страховочной сетки должного внимания. Достаточно сказать, что средняя пенсия у нас устойчиво ниже прожиточного минимума.

Наконец, в-третьих, проблемно-ориентированная социальная политика направлена на решение важнейших социальных проблем, возникающих по ходу общественного и экономического развития. Проблема формирования средних слоев, проблема молодежи, проблема бедности, проблема социализации люмпенизированных лиц, проблема малых и в особенности монофабричных и бывших закрытых городов, проблема образования и профессиональной подготовки, проблема здоровья нации, жилищная проблема - все это области проблемно-ориентированной социальной политики. Но, пожалуй, важнейшее место среди них занимает в нынешних условиях проблема личной безопасности граждан и декриминализации общества. Эти проблемы должны решаться с помощью специальных комплексных программ, среди которых должна быть установлена четкая иерархия приоритетов.

Острие всех мероприятий социальной политики должно быть направлено в сторону перехода от поляризованного (бимодального) общества, которое существует сейчас в России, к обществу с преобладанием средних слоев, так называемому унимодальному обществу.

Национальная идеология

Деидеологизированное общество - один из мифов периода реформ. Такое общество не может существовать в принципе, поскольку в нем не может сформироваться общая система ценностных ориентации. Общество без идеологии обречено на хаос, дезинтеграцию, борьбу всех против всех. Если нет того, что духовно объединяет людей, воцаряется единственный принцип - личной выгоды. Однако общество - это общий дом, где проживают все. Он не может быть без крыши, как бы хорошо ни были построены индивидуальные квартиры. Общая идеология и возникающая на ее основе система ценностей - это то, что побуждает жильцов отдельных квартир заботиться об общей крыше. В этом случае ценностно-рациональное действие в социальной сфере надежно подкрепляет целе-рациональное действие в сфере экономики и не дает последней максимизировать свой результат за счет разрушения конструкций, скрепляющих общество.

Каковы бы ни были просчеты марксистской идеологии, именно она позволила интегрировать народы российского цивилизационного пространства в единое могучее государство - Советский Союз и одержать победу в величайшей войне в истории человечества. Однако в прежнем виде ей не хватало гибкости и способности адаптироваться к новым реалиям конца XX века.

Для того чтобы Россия могла выйти из катастрофы, необходима новая национальная идеология. Ее разработка - священный долг патриотической российской интеллигенции. Сейчас можно лишь предположительно наметить ее черты.

Это - высокий патриотизм, равноправие и взаимное уважение народов, образующих российский суперэтнос. Это - осознание понятия общей Родины, выраженное в лозунге "Россия. Родина. Народ". Это - державность, в лучшем смысле этого слова, сильное государство, способное защитить каждого своего гражданина, свою территориальную целостность и национальное достоинство. Это - уважение ко всем религиозным верованиям (исключая имеющие человеконенавистнический и изуверский характер), прежде всего к основным конфессиям России - православию, исламу, иудаизму и буддизму.

Это - вера в необходимость социальной справедливости. Новая идеология должна заимствовать все лучшие традиции российской цивилизации и идеологии марксизма. Признание принципа коллективизма, солидарности, социальных гарантий, права на труд, доступности для любого гражданина базисного набора услуг системы общественного потребления, в том числе жилища, медицинского обслуживания и образования.

Вместе с тем новая идеология должна соответствовать реалиям не только конца XX века, но и XXI веку. В экономике XXI века чрезвычайно возрастет роль общенациональных, а то и глобальных инфраструктурных сетей*. Эксплуатация этих сетей на принципах исключительно частного интереса, цены и прибыли невозможна, а подчас и опасна. Появляются глобальные корпорации и финансово-промышленные блоки, по мощи превышающие многие национальные правительства. Финансовые потоки обретают самостоятельность и превращают финансово-денежную сферу в "виртуальную реальность", все более оторванную от производительной экономики. Мир подходит к границе поглощающей способности биосферы, вследствие чего неизмеримо возрастает значение экологической составляющей благосостояния. Наконец, глобализируется криминальный мир - прежде всего наркобизнес, нелегальная торговля оружием, торговля людьми. Международные преступные организации приобретают силу, сопоставимую с силой государства.

Этот мир не может управляться ни на основе старой идеологии либерализма, в центре которой индивидуализм и выгода, ни на основе идеологии реального социализма с его идеалом жесткой централизованной иерархии. Как в экономике XXI века рыночные отношения неизбежно будут все более дополняться нерыночными формами согласования интересов и координации действий, так и в политике иерархические методы управления и свободное плавание "отдельных" субъектов, основанное на частной собственности и личном интересе, будет все более дополняться сетевой координацией на всех уровнях управления. Наиболее адекватным новому миру станет принцип холонического поведения (холос - общее, он - единичное; греч.), т.е. осуществление каждым субъектом своих целей в рамках общей стратегии. Некоторые западные социологи называют такое устройство общества коммунитарным. Но дело не в словах.

На самом деле реалии конца XX века показывают, что будущее за идеологией социализма, пусть в новой адекватной будущему человечества форме. Новая российская идеология должна стать идеологией прорыва в будущее с использованием всех достижений как в области естественных, так и гуманитарных наук.

Рабочее движение

Наконец возникает вопрос о том, какая сила может изменить ситуацию, обеспечить выбор восходящей траектории, принять новую идеологию и руководствоваться ею. Чтобы на него ответить, обратимся к истории развития капитализма в XIX-начале XX века. Представляется, что это тоже был бифуркационный период - капитализм мог равным образом пойти по застойной или даже нисходящей траектории, если бы осуществился диккенсовский вариант дикого капитализма, основанного на усилении эксплуатации рабочего класса. Но именно сильное, нарастающее рабочее движение, а затем и присутствие на мировой арене мощного социалистического государства закрыли капитализму эту возможность. Развитие пошло по линии научно-технического прогресса, государственного регулирования, социальных реформ. В конечном счете на Западе дело дошло до институционализации рабочего движения и встраивания его в истэблишмент. И не случайно, что с распадом Советского Союза и социалистического лагеря западная буржуазия начинает свое контрнаступление на социальные завоевания рабочего класса.

Для того чтобы не дать новой российской буржуазии возможности и дальше идти по пути разграбления страны и усиления эксплуатации подавляющего большинства россиян, нужно сильное рабочее движение. Рабочий класс должен пониматься в широком смысле как класс наемных работников, включающий инженерно-техническую и научную интеллигенцию, педагогов, врачей, младший и средний управленческий персонал, - тех, кто сейчас в развитых странах образует основную массу средних слоев. Если путь. ограбления и легкой наживы будет перекрыт, национальный капитал будет вынужден устремиться в развитие производства и освоение высоких технологий.

Сегодняшние профсоюзы практически бессильны и небоеспособны. Задачей правительства народного доверия станет формирование сильных профсоюзов и сильного рабочего движения как важнейшего звена в механизме экономического роста. Только при сильном рабочем движении можно говорить о социальном партнерстве во имя процветания и безопасности Родины.

*Сегодня с помощью компьютерных сетей функционируют огромные жизнеобеспечивающие системы, например, диспетчерские системы на железнодорожном и авиационном транспорте, системы энергоснабжения и водоснабжения. Они становятся чрезвычайно уязвимыми для несанкционированных проникновении в систему. Появляется опасность кибертерроризма. Безопасность таких сетей не может поэтому оставаться частным делом эксплуатирующих их компаний.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]