Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
РОССИЯ и ИЗРАИЛЬ А.БОВИН НА ПРОТЯЖЕНИИ последних пяти с половиной лет мне довольно часто приходилось раздумывать о характере, состоянии и перспективах российско-израильских отношений. Теперь подошла пора обобщений, выводов. Надеюсь сделать это в книге. Здесь же хочу пунктиром наметить ряд стержневых соображений. Объединю их в три группы: зачем России нужен Израиль? Зачем Израилю нужна Россия? И что мешает естественному, на мой взгляд, сближению двух стран? НО ПРЕЖДЕ чем ответить на эти вопросы, попробую крупными мазками, не вдаваясь в детали, "вписать" Россию в ближневосточный контекст. РОССИЮ всегда тянуло на юг, даже когда она была "просто" Русью. Вспомним щит, прибитый к вратам Цареграда. В те времена еще не придумали геополитику. Нужна была осязаемая добыча. ВО ВРЕМЕНА более поздние можно выделить два основных мотива, толкавших Москву на Ближний Восток, в Палестину. Первый - идеология "Третьего Рима", требующая четко обозначить присутствие этого самого "Рима" на родине христианства. Второй - имперская. идеология, которая вывела Россию на берега Тихого океана, придвинула ее к северным границам Индии, заставила "взять" Кавказ. России не просто нужны были проливы. Ей нужно было идти через проливы., идти дальше... Зачем? Боюсь, что рационального ответа нет. Приведу запись (относящуюся к 1865 г.) из дневника российского министра внутренних дел П.А.Валуева. "Ташкент взят генералом Черняевым. Никто не знает, почему и для чего". Вот именно. Имперский инстинкт расширения... ПРИ советской власти православный мотив отпал. Имперский, хотя и в модифицированной форме, остался. Выступая одним из главных "отцов-основателей" Израиля, Сталин, видимо, рассчитывал использовать государство, руководимое "социалистическими" сионистами, для подрыва роли Великобритании и утверждения своего влияния на Ближнем Востоке. Расчет не оправдался. Израиль оказался в кильватере США. В действие вступили законы "холодной войны". И основным мотивом действий СССР на Ближнем Востоке стала конфронтация с американцами. Москва сделала ставку на арабов. Израиль превратился в "гнездо сионизма". Результаты были плачевными - американцы переиграли нас и фактически вытеснили с Ближнего Востока. ПЕРЕСТРОЙКА устранила проарабский перекос политики Москвы. Были восстановлены дипломатические отношения с Израилем. Соответственно заметно охладились наши отношения с арабскими государствами. Такую ситуацию унаследовала дипломатия новой России. ТЕПЕРЬ российская политика на Ближнем Востоке не определяется соперничеством с Вашингтоном и не требует выбора между арабами и евреями. Не определяется она и иррациональным имперским комплексом. Вновь - в связи с ренессансом православия в России - на поверхность всплыла мотивация от Евангелия. Но на первом месте, несомненно, реальные интересы России как одного из центров мировой политики. БЛИЖНИЙ Восток важен для нас и как центр межконтинентальных коммуникаций, и как рынок оружия, и как рынок для наших товаров иного свойства. Более того, тот или иной разворот событий на Ближнем и Среднем Востоке не может не затронуть - через постсоветское пространство - южные рубежи России, не сказаться на ее политических предпочтениях и действиях. А, как нетрудно понять, в эпицентре возможных ближневосточных разворотов находятся Израиль и его ближайшие соседи. Итак, 1.Зачем России Израиль? Во-первых, Израиль нужен России как неотъемлемый элемент регионального (ближневосточного) ландшафта, как государство, нормальные отношения с которым - при сохранении стабильных отношений с арабами - позволяют избежать неустойчивой односторонности и стоять в регионе на двух ногах. При этом предполагается, что Израиль не будет "сброшен в море" и что Россия, - с точки зрения своей истории, традиций, психологии, - не может, оставаясь державой мирового класса, уйти с Ближнего Востока. Во-вторых, Израиль нужен России как государство, расположенное на родине христианства, на священной для христиан земле. Россия, как ведущая православная держава мира, не может не иметь доступ к христианским святыням, не может не нести свою долю ответственности за них. Это хорошо понимали и русские цари, и русская церковь, и русское общественное мнение. Кстати, Русская духовная миссия, 150-летие которой было торжественно отмечено в июне 1997 г., функционировала более или менее независимо от межгосударственных отношений между Советским Союзом и Израилем. Теперь, после значительной паузы, церковная составляющая ближневосточной политики России, как уже говорилось, восстанавливается. Возрождается паломничество. На повестке дня - инвентаризация и юридическое оформление церковных земель в Израиле. Впереди - празднование 2000-летия Рождества Христова. Будем надеяться, что Московская Патриархия активизируется на этих направлениях. По моим наблюдениям, Российское государство оказывает содействие деятельности Русской Православной Церкви в Израиле. Важно при этом не забывать, что интересы государства выше интересов церкви. В-третьих, Израиль нужен России как один из главных центров российской диаспоры, Примерно пятая часть израильтян говорит и думает по-русски, воспитана на русской культуре. Значительная часть репатриантов до сих пор тоскует по своей "доисторической родине". Многие сохраняют гражданство России или восстанавливают его. На русском языке выходят около 30 газет. Полностью транслируются две первые программы российского телевидения, к коим уже присоединяется НТВ. Открыто несколько сотен "русских" магазинов и ресторанов русской кухни. Создана - last but not least - "русская" политическая партия. Русский язык ныне можно услышать и в кнессете, и в правительстве, и в коридорах власти. Наличие мощной "русской" общины, - а ее влияние по крайней мере в среднесрочной перспективе будет расти, - существование единого российско-израильского языкового, культурного пространства создают такую обстановку, когда политические вложения в Израиль могут дать - при прочих равных условиях - большую отдачу, чем в других странах. В-четвертых, Израиль нужен России в экономическом плане. И как один из каналов выхода на мировой финансовый рынок, и как партнер для сотрудничества в области высоких технологий, и как место возможной реализации крупных проектов (опреснение морской воды, строительство метро, газопровод и т.п.), и как школа ведения социализированного рыночного хозяйства. Не упоминаю здесь о торговом обороте. Он есть и будет. И прежде всего на уровне мелких и средних фирм. Но для России в целом, - когда мы снова начнем считать по большому счету, - емкость израильского рынка практически равна нулю. Поэтому в экономическом контексте Израиль нужен нам не столько "сам по себе", сколько как дополнительный канал связи с мировыми рынками (капиталов, товаров, услуг, информации). В-пятых, Израиль нужен России как своего рода свидетельство о "цивилизованности" российской внешней политики. Антисемит по определению находится вне порядочных людей, вне "цивилизованного" общества. Это - на уровне частной жизни. А на уровне политическом, международном государство, рассматривающее Израиль - пусть неявно, "в уме" - как "сионистское образование", не созрело для того, чтобы считаться "цивилизованным". 2.Зачем Израилю нужна Россия? Во-первых, хорошие (даже "просто" нормальные) отношения с Россией означают превращение прежнего недруга и друга всех врагов Израиля в нейтральную, как минимум, силу. Что повышает степень выживаемости Израиля, делает прочнее его международное положение. И хотя демократизация России, "деарабизация" ее внешней политики не прошли еще, по мнению Иерусалима, "точку возврата", надежда на продолжение позитивной трансформации России сохраняется. Во-вторых, Россия нужна Израилю как почти единственный (кроме Украины) серьезный источник массовой иммиграции. Сложилось довольно устойчивое "разделение труда": США дают деньги, Россия - людей. В Израиле, разумеется, понимают, что массовый "исход "евреев из России - следствие не столько сионистских убеждений, сколько тех тягот, которые испытывали евреи в условиях тоталитаризма, а ныне испытывают в условиях "смутного времени". Поэтому "во вторых" вступает в противоречие с "во-первых". Чтобы не иссякал поток (теперь уже далеко не бурный) репатриантов, "смутное время" должно длиться как можно дольше (в пределе - до полного исчерпания еврейской наличности). Но, согласно "во-первых", Израиль заинтересован в окончании "смуты", в существовании стабильной демократической России. На сегодняшний день баланс таков: демократическую Россию (с минимумом репатриантов) Израиль предпочел бы России авторитарной или ввергнутой в хаос (с максимумом репатриантов). В-третьих, Россия нужна Израилю как "доисторическая родина" значительной части израильтян. Большинство людей, покинувших Россию, сохраняют с ней духовные связи, имеют родственников, налаживают деловые контакты. Такие люди хотят свободно ездить в гости, посещать родные места, заниматься бизнесом, что предполагает минимум консульских и таможенных проволочек и трудностей. И чем дальше, тем больше давление "снизу" в пользу поддержания стабильных отношений с Россией будет сказываться на политике израильских "верхов". В-четвертых, Россия нужна Израилю как огромный, практически необъятный рынок. Политические потребности (конфронтация с арабами) заставили израильтян воздвигнуть на малюсеньком, лишенном природных богатств клочке земли индустриальную крепость (ВНП Израиля превышает сумму ВНП Египта, Сирии, Иордании и Ливана). Но эта крепость лишена прочного экономического тыла, ибо емкость внутреннего рынка (около б млн. чел.) весьма ограничена, а проникновение на внешние рынки (США, Западная Европа) сдерживается таможенными барьерами и относительно невысоким уровнем конкурентоспособности израильской продукции. Торговый дефицит (9-10 млрд. долл. в год) был и остается больным местом израильской экономики. Поэтому масштабный выход на российский рынок мог бы иметь для Израиля фундаментальное значение. В-пятых, Россия, если иметь в виду перспективы, нужна Израилю как некий противовес США. Хорошие отношения с Россией содержат в себе имплицитно возможность расширения маневренного пространства для Иерусалима, появления новых степеней свободы. Разумеется, когда конфронтационный потенциал Ближнего Востока еще достаточно высок, когда США остаются единственным надежным гарантом не только безопасности, но и существования Израиля, американская опека воспринимается как неизбежная данность. Сложные перипетии мирного процесса, рост геостратегической уязвимости страны, опасения двойной и тройной бухгалтерии в расчетах Арафата или Асада, непонятные, пугающие израильтян движения российского коспонсора толкают Израиль в сторону США. В этом же направлении постоянно работает наличие в США могущественной еврейской общины. И все же чрезмерно тесные объятия заокеанского друга воспринимаются определенной частью политической элиты - даже вскормленной на американском молоке - не всегда в позитивном ключе. Пока в формате кухонных разговоров. Однако по мере общей стабилизации обстановки и при наличии надежного российского "тыла" Израиль, как мне думается, попытается ослабить зависимость от США. Указанные факторы, разворачивающие Иерусалим в сторону Москвы, имеют объективный характер и будут так или иначе сказываться на политике Израиля при любом правительстве. Только два обстоятельства могут оттолкнуть Израиль от России. Первое: поворот Москвы в сторону поддержки антиизраильской политики арабов. И второе: усиление антисемитских настроений в российском руководстве, в российских политических верхах. 3.Помехи. Трудности. Проблемы Главная проблема состоит в том, что указанные выше объективные факторы, которые теоретически должны были бы сближать Россию и Израиль, практически работают крайне вяло. И в настоящее время данная проблема не имеет политического решения, то есть не может быть решена при помощи какого-либо набора политических акций. Она, если иметь в виду российскую действительность, может быть решена только в русле общих социально-политических перемен, в русле демократических реформ в экономике и политике. В самом деле. Контрпродуктивную роль с точки зрения углубления российско-израильских отношений играют длящийся социально-экономический хаос в России, неотработанность, нестабильность юридической базы, гарантирующей безопасность и устойчивую прибыль для экономических партнеров, а также боязнь прихода к власти коммунистическо-националистических (или наоборот) сил с последующим откатом Москвы на привычные позиции "социализма" (и антисионизма). Тормозят, далее, дело крикливые проявления антисемитизма, русского национализма (часто профашистского толка), которые не встречают, к сожалению, должного отпора со стороны властей. "Застенчивость" власти определяется, наверное, нежеланием открывать еще один фронт, боязнью того, что активное противодействие антисемитизму, шовинизму может дать лишние козыри левой оппозиции. Тактически, возможно, такой подход оправдан, хотя стратегически он означает сдачу принципиальных позиций врагам новой России. Можно, наконец, предположить, что в Москве - ив Федеральном Собрании, и в президентских структурах, и в правительстве - существуют влиятельные круги, которые считают ошибкой поворот России к Израилю и стремятся свести к минимуму конструктивное наполнение российско-израильских отношений. Действие перечисленных обстоятельств, негативно влияющих на российско-израильские отношения, с трудом поддается корректировке в плоскости одноразовых, краткосрочных решений и действий. Потребуется, видимо, определенное время, чтобы объективно существующие, реальные интересы России трансформировались в политическую волю, в систему решений и действий, ориентированных на стратегическую перспективу. Обстоятельства, препятствующие углублению российско-израильских отношений, существуют и в Израиле. На первом месте здесь устойчивое, опирающееся на опыт нескольких десятилетий недоверие правящих кругов Израиля к российской политике. Недоверие это распределяется неравномерно: у одних политиков его больше, у других - меньше, но оно присутствует везде. Люди боятся, что Россия, пройдя полосу тактических колебаний, заигрывания с Израилем, вновь займет традиционное для нее место в рядах антиизраильского фронта. Пищу для подобных настроений дает не только история. Ее дают и подернутые дымкой таинственности наши контакты с Ираном, Ираком, Ливией, Сирией. По понятному "закону" расшифровка таких контактов израильскими спецслужбами всегда дает наихудший для Израиля результат. Убежден, что большая прозрачность нашей политики сделала бы ее более понятной. Питают израильскую подозрительность и некоторые особенности нашего коспонсорства. Как правило, мы - иногда более деликатно, иногда менее - подталкиваем Израиль на все новые уступки арабам. Что же касается арабов, то в поле моего зрения не было ни одного случая, коща бы мы пытались четко указать арабам на чрезмерность их запросов, на провокационный характер тех или иных действий и заявлений. Приходилось слышать такой аргумент. Зачем сдерживать арабов? Они требуют лишь то, что им принадлежит. А Израиль отдает (должен отдать) то, что ему не принадлежит. Аргумент вроде бы весомый, пока не вспомнишь о Курилах или Калининграде... Ощущая "вялость" Москвы, ее пассивность в формировании многопланового сотрудничества с Израилем, руководители Израиля, - заявляя на всех уровнях, что отношения с Москвой развиваются нормально, - на деле же нередко позволяют себе игнорировать интересы России (невероятная вязкость переговоров по недвижимости, систематическое хамство в аэропорту, отжимание нас - правда, с нашей же помощью - на периферию мирного процесса и т.д.). Думаю, что тут не обходится и без американских "советов". Сотрудничеству с Россией препятствует и господство на рынке Израиля мощных структур, которые держат в своих руках израильскую экономику и не хотят делиться своим куском пирога с конкурентами. Израильскому бизнесу активно подыгрывают государственные органы и СМИ, регулярно поднимающие шум вокруг списков "русской мафии", чуть ли не терроризирующей законопослушных израильских бизнесменов, банкиров и политиков. Весь этот шум, независимо от благих (ежели они таковы) намерений шумящих, ведет к дискредитации российского бизнеса и всех "русских", которые имеют с ним дело. В заключение позволю себе процитировать самого себя. В апреле 1996 г. я писал мидовскому руководству: "Нетрудно понять, что устранение главных причин, сдерживающих развитие российско-израильских отношений, лежит вне компетенции и возможностей Министерства иностранных дел. С другой стороны, классические мидовские средства - очередные визиты и очередные соглашения - полезны, разумеется, но вряд ли усилят взаимопонимание. Я бы предложил в данной ситуации и в данное время сосредоточить внимание на психологической стороне дела, попробовать учесть психологию израильского руководства. Во-первых, следовало бы более оперативно и более "душевно" реагировать на террористические акты и иные события, будоражащие Израиль. Обычно картина такая: звонки Клинтона и Кристофера, реакция европейских деятелей и только потом довольно вялое заявление МИД России и соболезнование министра. Следовало бы действовать более оперативно и энергично. Почему бы Ельцину не позвонить Пересу? Сюжет вполне гуманитарный. Почему бы Примакову не опередить своих европейских коллег? Никакого вреда нет - только польза. Во-вторых, было бы желательно с пониманием отнестись к нервозности израильтян относительно -наших контактов со "злейшими врагами" Израиля. Разумеется, характер наших отношений с Ираном, Ираком, Ливией, Сирией - продавать им оружие или не продавать, что строить, какую помощь оказывать - все это должно определяться исключительно интересами России. Вместе с тем ничто не мешает нам, учитывая нервную, болезненную реакцию Израиля, своевременно, опережая всякого рода слухи, делиться с израильским руководством достоверной информацией. Опыт показывает, что "темнить", как правило, не имеет смысла. Тайное рано или поздно становится явным. А тот, кто темнит, теряет доверие и авторитет. Кстати, американцы регулярно информируют израильтян о своих контактах с арабами и особенно о тех контактах .(продажа оружия, например), которые тревожат израильтян. В отношениях с Израилем (как и с любым другим государством) применимо одно из основных "переговорных" правил: если ты хочешь, чтобы тебя понимали, если ты хочешь о чем-то договориться, если ты хочешь воздействовать на партнера (зная при этом, что ты от него хочешь), надо суметь увидеть мир и себя его глазами. В-третьих, следовало бы научиться высказывать израильтянам наши претензии более откровенно, четко и жестко. Пока же в беседах на уровне министров и выше эти проблемы затрагиваются по касательной. Возможно, своеобразной формой нашего "фэ" было отклонение настойчивых просьб Э.Барака принять его в Москве. Боюсь, мы сделали ошибку. Полезнее было бы принять Барака и без обиняков высказать ему все, что считаем нужным. А от демонстративного "фэ" в сухом остатке остается лишь обида". Прошло более года, и я не почувствовал, что мои рекомендации приняты. Они и не отвергнуты. Просто ушли в песок бюрократического молчания. Понимаю, что в разгар борьбы с "расширением НАТО на Восток" не до Израиля было. Понимаю также, что пока еще не закончена выработка опирающихся на национальное согласие концептуальных основ российской внешней политики, включая и ближневосточное направление. Надеюсь, я доживу до того времени, когда такие основы появятся, и мы от игры в политический биллиард перейдем к игре в политические шахматы. Александр Евгеньевич БОВИН - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской федерации в Государстве Израиль с декабря 1991 г. по май 1997 г.
|
|