Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



 ПРАВОСЛАВИЕ - САМОДЕРЖАВИЕ - НАРОДНОСТЬ
В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ

(Монархическое движение современной России)


В. Березовский

Все чаще на страницах российских mass media и в политических салонах страны ставится вопрос о возможности реставрации монархического строя в России. Причем буквально за последние два года монархизм оформился в качестве действующего идеологического течения и набирающего силу политического движения, хотя и не сравнимого пока по силе своего влияния с русским национально-государственным либерализмом, социал-демократией или коммунизмом.

Возможность монархической формы политического режима обсуждается ныне не только в России, ной в Румынии, Венгрии, Болгарии. Еще в феврале 1992 г. нынешний премьер Грузии Т. Сигуа не исключал возможности восстановления монархического правления в республике. А это значит, что существует определенная закономерность в развитии такого рода процессов.

Тема эта звучит все сильнее в те периоды, когда в очередной раз усиливается критическая фаза проходящей ныне либерально-государственной модернизации, либо происходит очередной негативный выброс в поле межнациональных отношений.

То, что о монархизме с недавнего времени заговорили концептуально как в идеологическом, так и политическом плане, а не только в музейно-маскарадном, показывает настоятельную потребность в оформлении новой российской государственной идеологии в качестве интегрирующего начала жизни российского общества после ликвидации СССР. Духовное "российское соборное общество", по замыслу его пропагандистов, можно создать в результате восстановления монархической формы правления в качестве альтернативы господствующей ныне среди российского истеблишмента концепции секулярного "гражданского общества". В конечном итоге, опять-таки по утверждению многочисленных разработчиков неомонархистской идеологии, большинство модернизационных идей в современном мире основываются на синтезе современного опыта развитых в экономическом отношении стран Востока и Запада с достижениями мировой и российской общественной мысли, в том числе в части "просвещенного патриотизма". Все чаще высказываются мысли о том, что в России сегодня стоит вопрос не о выборе между демократией и авторитаризмом, а между различными формами последнего. К этому добавляются требования использовать исторический опыт России, учитывать уже проявленную "реакцию отторжения" на ускоренную "вестернизацию" страны со стороны широких масс населения, испытывающих постоянный пресс понижающегося жизненного уровня.

По мнению таких экспертов, как В. Красильщиков, Г. Зиборов и А. Рябов, активно работающих по проблематике российской модернизации, в случае отторжения либерально-модернизаторских идей и попыток их практического воплощения "возможно повторение иранской революции в православном варианте и установление в России аграрно-теократического авторитаризма, проводящего курс на деурбанизацию, "демодернизацию" и изоляцию страны от внешнего мира...

Идеологически и политически ниша монархизма ныне преимущественно освоена русским национально-патриотическим движением, большинство из которых трактует его не в чисто концептуальном виде, а в контексте идеи российской имперской державности. Суть расхождения с либералами всех оттенков идеологи патриотической державности видят в таком постулате: "Для патриотов ценность имеет Россия сама по себе, будь она феодальная, капиталистическая или социалистическая. Для демократов (как некогда для коммунистов) Россия сама по себе ценности не имеет, она хороша или плоха в зависимости от того, кто стоит у власти и какую политику проводит".

1. Основатели политической идеологии

Идейные корни современных российских монархических течений зиждятся на нескольких основных исторических предшественниках. В числе их идеологии российского славянофильства XIX века, российского эмигрантского евразийства 20-х гг. нынешнего столетия, дооктябрьского державного русского патриотизма начала XX века и эмигрантских кругов сторонников "народной монархии" 30-40 гг. послеоктябрьского времени.

ВПЕРВЫЕ обшественное движение сторонников православного монархизма в России оформилось в октябре-ноябре 1900 г. созданием такой организации, как "Русское собрание", которое первоначально занималось в основном культурно-просветительной работой по изучению и сохранению традиций русской и славянской культуры и не ставило перед собой политических целей.

К 1907 г. образовалось четыре центральных монархических объединения - "Союз русского народа" (А. Дубровин), "Русское собрание" (М. Шаховской), "Всенародный русский союз". Русская монархическая партия (И. Восторгов). В апреле-мае 1907 г. состоялся самый крупный за все время существования монархического движения России Всероссийский съезд русских людей, потребовавший немедленного роспуска Государственной Думы. Позднее образовались "Русский народный союз имени Михаила Архангела" во главе с В. Пуришкевичем и " Русский монархический союз" во главе с полковником Томилиным.

После окончания гражданской войны в 1920-1921 гг. образовался константинопольский русский монархический центр в эмиграции. Общепризнанным лидером эмигрантских кругов монархического сопротивления советской власти стал Н.Е. Марков 2-й, издававший в Берлине газету "Двуглавый орел". Другим центром русской монархической эмиграции стало местечко Рейхенгаль в Германии, где с 30 мая по 14 июня 1921 г. состоялся первый съезд монархистов за границей, создавший Высший монархический совет во главе с Марковым 2-м. Однако достичь подлинного единства не удалось, поскольку сторонники восстановления монархии раскололись на два основных направления:

    - "легитимисты" - сторонники дома Романовых. Среди них свои два направления: "николаевцы", выступавшие за объединение вокруг двоюродного дяди Николая II Великого князя Николая Николаевича, и "кирилловцы" сподвижники двоюродного брата царя Великого князя Кирилла Владимировича;

    - "конституционалисты" - небольшая группа сторонников конституционной (парламентской) монархии.

В 1926 г. была предпринята новая попытка объединения сил белой монархической эмиграции в Париже, окончившаяся новым расколом на "центральное" и "патриотическое" направления. В последнем объединились правые монархические круги во главе с избранным председателем Высшего монархического совета А.Н. Крупенским. потребовавшим безоговорочного подчинения воле "национального" вождя Николая Николаевича. Другие настаивали на лидерстве Великого князя Кирилла Владимировича: российскими офицерами-эмигрантами был организован в 1929г. Русский имперский союз в Париже с целью "эффективного сопротивления коммунистической экспансии и возрождения "православной монархии" в России и поддержки Государя императора Кирилла Владимировича I Романова. Со второй половины 40-х гг. он был переименован в Российский имперский орден-союз (РИСО).

2. Современные последователи

Возрождение монархического движения в России началось на рубеже 1989-1990 гг., когда о необходимости ее восстановления заявили такие организации, как Национально-патриотический фронт "Память" во главе с Д. Васильевым, Православный монархический орден-союз (ПРА-МОС) - с С. Юрковым-Энгельгардтом, Христианско-патриотический союз - с В. Осиповым и Е. Пашниным, Союз "Христианское Возрождение" во главе с В. Осиповым, Православный национально-патриотический фронт "Память" А. Кулакова, Московский молодежный капитул "Витязь" Д. Кузина и др. Первоначальный толчок к общественному ангажированию в среде элитной и в первую очередь столичной интеллигенции дало начатое режиссером Г. Рябовым расследование по обнаружению и идентификации в 1989 г. останков императора Николая II и его семьи, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге. В первой половине 1990 г. при Всесоюзном обществе охраны памятников истории и культуры оформились Союз потомков российского дворянства. Московское землячество казаков, так или иначе придерживающиеся монархической ориентации.

Первыми легализовались "кирилловцы" на Всероссийском монархическом съезде, который планировался как учреждение Православной конституционно-монархической партии, однако неожиданно был преобразован в ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАРХИЧЕСКИЙ ОРДЕН-СОЮЗ (ПРАМОС), считающий себя продолжателем одноименной организации, возникшей в 1924 г. и находящейся до дня своей легализации 19 мая 1990 г. в подполье. Орден постулирует три главные цели - возрождение русского православия, православного русского царства и "единую и неделимую Россию". Его духовно-идеологическая ориентация отнюдь не на Московскую патриархию, а на Зарубежную русскую православную церковь, которая ранее обслуживала интересы белоэмигрантских монархических кругов.

1990 г. явился годом рождения современного российского монархизма как общественного и политического движения, когда оформились первые коалиционные объединения монархистов. В 1991 г. монархическое движение вышло на страницы большой группы популярных журналов и газет русской национально-патриотической ориентации, которые сами встали на путь ангажирования идей монархизма в России. Это в первую очередь - толстые журналы "Москва", "Наш современник", "Слово", еженедельники "Литературная Россия", "Русский вестник", а во вторую - возникло не менее сотни монархических или с монархической тематикой газет преимущественно в областях, краях и республиках Российской Федерации. Тема монархизма становится модной на радио и телеэкранах, в салонных кругах русской патриотически ориентированной творческой интеллигенции.

После этого о монархии заговорили. Сначала о ее прошлом, а потом и о возможном будущем. Высказались представители практически всего спектра серьезных политических течений: традиционалисты, христианские демократы и даже коммунисты.

Так, лидер Российского Христианско-демократического движения И. Константинов заявил о том, что "монархия и демократия отнюдь не исключают друг друга, а напротив, в некоторых ситуациях только монархическая форма правления может быть подлинно демократичной. Но какая это монархия? В XX, тем более в XXI веке говорить об абсолютной, самодержавной монархической форме правления не приходится. Речь можно вести лишь о конституционной монархии, где существуют парламентские институты".

Неожиданным явилось выступление на страницах "Правды" в декабре 1991 г. известного деятеля российского коммунистического движения публициста А.С. Салуцкого, писавшего следующее: "Уже сейчас настала пора подумать о возможности самоустранения власти, о том, какими способами все-таки удержать страну на плаву, а народ уберечь от великих страданий. В этой связи особо примечательным представляется мне приезд в Россию Великого князя Владимира Кирилловича Романова... Приглашение правителей "из чужа" было распространено не только в домосковской Руси. В традиции этой скрыт выстраданный столетиями распрей смысл, сформулированный русским историком Сергеем Соловьевым. Доморощенный князь неизбежно связан тесными узами с родным кланом, приведшим его к власти, и это часто приводило к междуусобицам. А "человек со стороны" свободен от групповых пристрастий и обязательств, в равной мере расположен ко всем".

Все эти выступления во многом следовало, видимо, отнести на счет визита главы дома Романовых Владимира Кирилловича в Санкт-Петербург 5-11 ноября 1991 г., во время которого состоялась частная аудиенция у Патриарха Алексия II и участие Великого князя на отслуженной патриархом всенощной и торжественном молебне в переполненном Исаакиевском соборе.

Телевизионный эфир, посвященный первому после Октябрьской революции визиту представителя дома Романовых в Россию, и официальный прием, оказанный ему в Петербурге, показал новые повороты в российской политике, которые дали повод порассуждать как сторонникам, так и противникам монархизма на предмет возможности восстановления при определенных обстоятельствах в России, скорее всего. конституционной монархии по примеру, скажем. английской. Более того, именно после этого визита усилились взаимные нападки друг на друга возникших уже на российской земле "кирилловцев" и их противников.

В 1991-1992 гг. сформировались основные на сегодняшний день политические центры российского монархического движения. Характерно то, что на современную российскую почву оказались привнесенными и все те противоречия, которые были присущи российской монархической эмиграции: раскол между сторонниками "кирилловцев" и их противниками - "соборянами", считающих, подобно И. Солоневичу, что новый монарх в России должен быть избран вновь созванным Земским Собором и таким образом снова воплотит единение монарха со всей "Землей Русской".

Другая линия раскола - это деление на сторонников конституционной монархии, с одной стороны, и православной русской монархии - с другой.

Причем среди первых есть представители государственного истеблишмента России, правда пока не стремящихся еще публично излагать свои взгляды, равно как и среди писательской и научной интеллигенции той же либеральной ориентации. Их устраивает вполне цивилизованная для развитого мира монархия как символический атрибут страны, что вполне было бы на их взгляд в историко-культурных традициях России. Центром этого направления является ВСЕРОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСКОЕ СОБРАНИЕ - СОЮЗ ПОТОМКОВ РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА, ориентированное на Владимира Кирилловича и наследника Георгия. На Учредительном съезде движения в ноябре 1992 г. говорилось о том, что российское дворянство живо и в "период новой Смуты выступает за возрождение России как великой державы".

Другие течения монархического движения ориентируются либо на восстановление монархии по ее допетровской концептуальной модели, либо на идеях монархической эмиграции, согласно которым необходимо восстановление монархии Романовых в ее полном виде (отрицание конституционной монархии по британскому ТИПУ).

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ПРЕДВЫБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО СОЗЫВУ ЗЕМСКОГО СОБОРА (ППС) - политическое объединение - координационное совещание организаций монархической ориентации, принадлежащих в основном к т.н. "народным монархистам" (отрицающих право на престол последнего представителя династии Романовых и выступающих за избрание российского монарха на Всероссийском Земском Соборе). Основной лозунг ППС - " Наша сила в Православии, в Патриотизме. в Соборности". Основной пропагандистский тезис - "наш народ придет к спасению и возрождению нашего родного Отечества. И Святая Русь вновь воссияет светом Правды, Добра и Справедливости". Основная цель деятельности - "соборное восстановление российского престола и национальное, политическое и экономическое возрождение России". Идеалом ППС является "единый славянский народ, на котором основано наше государство Российское". В этой связи крайне неприемлемым считают "националистический сепаратизм и в малых народах, и на окраинах страны: оно борется за спасение нации исключительно путем возрождения ее духовных основ".

Поскольку ППС является коалицией самостоятельных политических и общественных организаций, их число непостоянно и колеблется в пределах 40-60 формирований. Центральным из них являются - Союз "Христианского Возрождения". В числе других - такие, как Православно-монархическое движение "Земской Собор" (Москва); Братство Святого царя - Мученика Николая (Москва); Русский Освободительный Союз (РОС) (Москва): Народно-патриотическое общество "Россия" (Хабаровск); Народный Дом России (Москва); Вологодский монархический союз (Вологда); Братство Преподобного Сергия Радонежского (Сергиев Посад, Московская область); Община Храма Христа Спасителя (Москва); "Союз русского народа" (Клайпеда); "Славянский союз" (Киев); Союз монархистов Таврии; Прибалтийский монархический союз (Рига); Союз русской молодежи (Москва) и др.

Лидер ППС В. Осипов в начале сентября принял участие в образовании и 24 октября 1992 г. в работе Учредительного Конгресса Фронта национального спасения, его подпись стоит под Обращением Фронта, опубликованном в ряде патриотических изданий наряду с представителями других национально-патриотических и коммунистических организаций.

ВСЕРОССИЙСКИЙ МОНАРХИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (ВМЦ) - общероссийское политическое объединение, целью которого является "восстановление Монархии в России и возведение на престол Законного Государя из Дома Романовых". На всероссийском монархическом съезде в октябре 1992 г. "Государыней всероссийской" была признана Мария Владимировна Романова - дочь умершего Владимира Кирилловича.

Современную политическую необходимость восстановления монархии члены ВМЦ аргументируют тем, что "монархия - тот строй, который на протяжении веков доказал свою эффективность, потому что при царе Россия была могущественной державой". "Я не признаю президентского правления. - сказал Ю.А. Лохин. председатель Таганрогского монархического центра, -потому, что это временщики. Выборный президент - непременно представитель какой-нибудь партии, от которой он зависит. Значит, он может принимать решения, которые будут идти вразрез с истиной - в угоду политическим мотивам".

Руководителем Всероссийского Монархического Центра был избран председатель Московского МЦ Н.Н. Лукьянов. В Высший Монархический Совет (ВМС) ВМЦ вошли представители ряда регионов России: Центрально-Московского (Е.В. Алексеев), Южно-Российского (Ю.А. Лохин), Средне-Волжского (А.Ю. Чухонкин), Центрально-Черноземного (Ю.Ю. Лукин). Малороссийского (А.А. Глебов), Западно-Сибирского (Гимазов-Одинцов), Прибалтийского (М.Г. Устинов), Северо-Западного (М.А. Александров). Секретарем Правления ВМС ВМЦ был избран К.В. Малофеев. Представителем воинских и казачьих формирований назначен Командующий Объединенными Имперскими Силами Армии и Флота Г.В. Сарычев.

Опорной организацией ВМЦ является РОССИЙСКИЙ ИМПЕРСКИЙ СОЮЗ-ОРДЕН (РИСО) - международное объединение сторонников возрождения монархической формы правления в России с отделениями в Российской Федерации. созданный в Париже в 1929 г. Члены РИСО - сторонники сильной государственной власти и ее непосредственного взаимодействия с иерархами Русской православной церкви. "Государственная власть ДОЛЖНА БЫТЬ ВЛАСТЬЮ и силою пресекать всякую неправду и злоупотребленiе. Церкви дано СЛОВО, а государству МЕЧЪ для служенiя единой правде Божiей. Оба обязаны пользоваться данными имъ Богом средствами".

Начальником РИСО является П.Н. Колтыпин-Валловский, местом пребывания которого является Нью-Йорк. В Российской Федерации за 1991-1993 гг. открыто 12 отделов РИСО: в Москве, Санкт-Петербурге, Новониколаевске, Омске, Новосибирске, Иркутске, Магадане, Вятке и Воронеже, Курске, Минеральных Водах и Калуге. Такая организация, как Российское народное ополчение, выступает в качестве первой ступени для вступления в РИСО. В его структуре - Подольская. Рижская и Московская дружины народного ополчения. Российские организации РИСО консолидировали связи между такими монархическими организациями, как Балтийский Монархический Союз (Рига), созданный на базе Рижского Драгунского студенческого полка: Констуционно-монархический Орден (Екатеринодар), выступающий за Конституцию 1905 г.; "Белая Россия" - народно-православный союз в Минске; Конституционно-монархический Орден в Краснодаре; Санкт-Петербургский монархический центр; "Русское православное монархическое согласие" (Санкт-Петербург); Донской монархический центр; Конституционно-монархический союз (Минеральные Воды); монархический клуб "Вера и верность" в Иркутске; Студенческий монархический Союз из Москвы. Ядром российских организаций РИСО является Московский монархический центр (трансформация Московского отдела РИСО).

* * *

Около 300 политических организаций с численностью порядка более 2 тыс. человек действующего актива составляют ядро самодеятельного монархического движения современной России. Последнее остается в большей степени еще слабо консолидированным, не имеющим массовой социальной базы. Преимущественно открытое монархическое движение является делом сравнительно небольшого круга столичных и провинциальных городских интеллигентов. Однако потенциал стихийного восприятия монархических идей частью населения и определенными кругами государственного истеблишмента при критическом повороте событий в качестве одного из вариантов "сильной власти" на цельном духовном (православном) замесе существует, хотя и не обладает для этого достаточным организационным и мобилизационным ресурсом. Самым большим потенциальным резервом для возможного развития движения остается российское казачество, которое, однако, пока очень неопределенно высказывается по этой теме.

Предлагаемые заграничными монархическими центрами программы развития лежат в основе подходов многих отечественных монархических организаций. Так, летом 1992 г., в преддверии приезда великой княгини Марии Владимировны в Российскую Федерацию, появилось Послание Председателя Высшего монархического Совета Д. Веймарна из Нью-Йорка, в котором осуждена либеральная реформа и американизация российского общества. " Не ограничиваются экономические формы марксизмом и капитализмом. Вспомним фашистский подход и "третью позицию" Пэрона в Аргентине (к сожалению, для многих так ненавистные)", - констатирует он. "Особая экономическая формула", которую предлагает Председатель, требует принять "прошлое, настоящее и надежды на будущее". Основные ее постулаты сводятся к следующему:

    "- Земля для тех, кто ее обрабатывает - без права продажи, но с правом передачи по наследству;

    - Мелкие предприятия принадлежат их хозяевам - с правом продажи или передачи в наследство;

    - Крупные предприятия являются собственностью служащих (пока они там служат) с основным жалованием и дальнейшим вознаграждением с чистых доходов предприятия;

    - Предприятия, прямо касающиеся государственных интересов (Защита, Транспорт, Коммуникации и т.д.) находятся под прямым контролем Государства, но служащие вознаграждаются по принципам крупных предприятий:

    - Дома. квартиры - личные собственности с правом продажи или передачи в наследство;

    - Свободный рынок, при известном государственном контроле цен.

Такого типа экономическую базу и предлагает Российский Имперский Союз вот уже более 60 лет.

Итак, Россия прошла через эксперимент марксистской экономики. Новых экспериментов нам не нужно. Нам не нужны ни капитализм, ни республиканская демократия.

Восстановим наше единение, нашу демократию в виде Всероссийского земского Собора, восстановим наше Самодержавие и из этого выльется приемлемая для нас экономическая форма, которая нас приведет к общему благосостоянию".

Концептуальную программу восстановления православной монархии в России в марте 1992 г. предложил независимый отечественный аналитический центр "Альфа и Омега" правомонархической ориентации под руководством И. Демина. В ней предлагается комплекс "ряда подготовительных мер и некоторых объективных условий, появлению которых должны способствовать все патриотические и монархические силы страны". Предлагаемая модель реставрации выглядит следующим образом:

1) в октябре или ранее должно быть создано временное Национальное правительство в виде Славянской ассамблеи. Славянского Собора или Арбитража, Земского или Учредительного собрания, решения которого будут обязательны для всех входящих в него русских патриотических организаций, движений и партий, представляющих интересы всего Русского народа, независимо от места проживания. Организационные структуры этого высшего для нас Органа а) проведут настоящие выборы и практическую работу в интересах русского народа, б) подготовительную работу по подготовке Восстановления Монархии в России, в) проведут новые границы в интересах русского народа на Кавказе. Казахстане и Средней Азии. г) единство Православной церкви путем канонизации новомучеников, очищения рядов московской патриархии от агентов ЧК и сионоагентуры. д) перенос политического Центра в Нижний Новгород.

2) Это Правительство реально ничего не будет делать, разве что разумно контролировать безобразия существующего. Его Авторитет будет базироваться на провозглашении и внедрении новых принципов, воспитание кадров для Новой Русской Идеи. Но лаже эта почти годичная Соборная (внепарламентская" деятельность, учебные заведения, в т.ч. летучие университеты - как наш "АЛЬФА И ОМЕГА" переведут в скором времени всю парадигму общественного сознания в традиционно охранительное, правомонархическое русло.

3) К тому времени основной обмен гражданами и эвакуация русских завершается, их компактное проживание в России как мононациональном государстве станет фактом эмпирической реальности, начнется выселение черных и нежелательных элементов вообще для качественного роста уровня жизни. Нынешнее секулярное Правительство будет в беспомощности и само призовет монарха, расписавшись в своей полной неспособности управлять и боясь народного гнева. Некоторые его компоненты (спецы и аппарат" после соответствующей неформальной проверки получат возможность трудиться на благо Отечества в первом органе, остальные уйдут в частную жизнь, если ими не займется специально Славянский Арбитраж.

4) Далее развивать пока нет смысла: небольшие победоносные войны с черными или с атлантизмом при поддержке магометан и опоре на континентальную Германию - все это может иметь место после главного - ВОССОЗДАНИЕ БЕЛОГО АРИЙСКОГО ЦЕНТРА, где Русским будет принадлежать Власть, это будет их Отечество, которому все взрослое население будет присягать в Лице Монарха. Как представляется, эти процессы не невозможны. И это есть звездный Путь и Миссия Русского Народа. Да поможет нам Господь!"

3. Сегодняшние итоги

Таким образом, обществу различными монархическими организациями страны предложены несколько путей восстановления монархии в России:

1. Созыв Всевеликого Земского Собора и выборы нового царя из династии Рюриковичей или Романовых. Инициатор - Постоянно действующее Предсоборное совещание.

2. Приглашение российским правительством (возможно, после всенародного референдума) на царствование Великой княгини Марии Владимировны. официально объявленной после смерти Великого князя Владимира Кирилловича Императрицей и Государыней Всероссийской. Инициаторы - Российский имперский союз-орден и Всероссийский монархический центр.

3. Призвание нынешним российским Правительством Монарха (не обязательно из-за рубежа, возможно, из ныне проживающих в России представителей древних аристократических фамилий) "перед угрозой великих социальных потрясений с предварительным созданием по линии русских патриотических сил Временного национального Правительства. Инициатор - организация "За единство правомонархических сил России'.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]