Внутренняя политика |
Обозреватель - Observer
|
В ведение в действие в июле 2001 г. закона о партиях повысило интенсивность перегруппировки партийных сил. В настоящее время в партийной жизни доминируют три основные тенденции: 1. Крупные партии готовятся к перерегистрации в соответствии с новыми требованиями. В преддверье этого ими осуществляются попытки расширения сфер влияния, которые предпринимаются на двух уровнях - федеральном и региональном:
Например, под эгидой КПРФ 22 сентября с.г. проводится Конгресс народно-патриотических сил с привлечением не только участников НПСР, но и всех желающих. На 19 октября с этой же целью намечено проведение научно-практической конференции, организатором которой выступает контролируемый КПРФ Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (председатель комитета - Зоркальцев). Другой пример: при "Отечестве" после преобразования его в партию собираются создать Союз коллективных членов, в который войдут те, кто, с одной стороны, не готов к самороспуску, а с другой - хочет сохранить связь с "Отечеством". В какой-то мере этому способствует несовершенство закона о партиях, допускающего создание фиктивных общественных объединений, которым разрешается вступать с партиями в предвыборные блоки. Кроме того, на федеральном уровне активизируется процесс двустороннего взаимодействия крупных партий (союз "Единства" и "Отечества", консультации СПС с "Яблоком" и пр.).
Не исключено, что в ходе этого процесса между различными региональными субъектами возникнет конкуренция за влияние в местных отделениях крупных федеральных партий, и на этой почве вспыхнут конфликты. 2. Мелкие партии и общественно-политические движения, заведомо не располагающие возможностью зарегистрироваться по новым правилам, стремятся найти политическую "крышу" в лице крупной федеральной партии. В большинстве случаев федеральными партиями выдвигается требование о самороспуске мелких структур и вхождении их членов в федеральные партии в индивидуальном порядке. Однако иногда возникает противоположная ситуация, и за право предоставления этой "крыши" между крупными партиями идет борьба.
Примером является ситуация в Аграрной партии России (АПР). В настоящее время она разрывается между КПРФ, к которой близка идеологически, и "Отечеством", с которым связана организационно. 3. В качестве самостоятельной тенденции можно рассматривать попытки создания новых или реанимации старых, подзабытых организаций. Опора при этом делается на административный (властный) и финансовый ресурсы, а в некоторых случаях - на известных и "раскрученных" в общественном мнении политиков. Примеров более чем достаточно:
Является вариант с ДПР окончательным или нет - покажет будущее2.
Инициатива принадлежит, прежде всего, власти, которая, с одной стороны, стремится "подвинуть" КПРФ, а с другой, - заинтересована в "цивилизованном" социал-демократическом проекте с точки зрения международной политики, прежде всего, как средства улучшения отношений с ФРГ, где у власти находится СДПГ. Имеется информация, что именно "под ЕСДПР" для оформления ее членства в "Социнтерне" сделана "лазейка" в законе о партиях, запрещающем иностранцам вступать в российские партии, но разрешающая самим этим партиям входить в международные союзы.
и профсоюзное движение Отдельный вопрос - участие в партийном строительстве профсоюзов. Актуальность его обусловлена достаточно серьезными противоречиями, связанными с ролью и местом профсоюзного движения в общественно-политической жизни:
Масштаб различия между бюрократическим ресурсом и публичным влиянием ФНПР наглядно демонстрируется несоответствием между официально заявленной численностью (65 млн. чел. или более половины избирателей) и результатами, показанными политическим крылом ФНПР - избирательным блоком "Союз народовластия и труда" - на выборах 1999 г. (1,3%). Отсутствие собственного политического и электорального потенциала является главной причиной вынужденного вхождения лидеров ФНПР в "Отечество". Между тем "центристский" имидж этого движения, а также наметившееся взаимодействие с "партией власти" - "Единством" - разрушает тщательно культивируемый руководством ФНПР образ защитницы интересов трудящихся (на это, в частности, систематически указывает левая оппозиция). Складывается очевидное противоречие: "верхушка" тянет вправо, к Лужкову, а массы - влево, поближе к КПРФ. В таком несбалансированном состоянии ни одна система долго не просуществует. С другой стороны, тесные связи руководства ФНПР с Лужковым не устраивают и власть, которая опасается, что этот ресурс при определенных условиях может быть направлен против нее. Иначе говоря, нынешнее место профсоюзов в общественно-политической жизни вполне удовлетворяет "верхушку" ФНПР, но не может устроить остальные заинтересованные стороны - власть и общество. Во многом из-за этого внутри ФНПР начинают проявляться центробежные тенденции, вплоть до признаков скорой "конфедерализации" - превращения в аморфную структуру с несколькими самостоятельными центрами влияния на базе ведущих отраслевых и региональных профсоюзов. В ходе подготовки к намеченному на ноябрь 2001 г. IV съезду нынешняя профсоюзная "верхушка" начинает подвергаться усиливающемуся давлению, причем, как слева, со стороны КПРФ, так и справа - "независимых (неформальных) профсоюзов. 1. Перегруппировка партийных сил, вызванная введением в действие закона о партиях, значительно сужает круг участников будущих парламентских выборов. В настоящее время на политическом поле имеются два ключевых игрока - "партия власти" и представленные в ней "олигархические" группировки, с одной стороны, и народно-патриотическая (левая) оппозиция в лице КПРФ и НПСР, с другой. Кроме того, в партийно-политическом спектре представлены региональные интересы, а также правые (СПС) и так называемый "центр" ("Отечество"), в целом поддерживающие стратегическую линию власти, но оппонирующие конкретным формам ее реализации и кадровому наполнению. Главная задача "партийной реформы", как она видится властью, - превращение России в "цивилизованное" государство, в котором партии выполняют роль посредника между властью и обществом, и не только формируют парламент, но и обладают эксклюзивным правом выдвижения кандидатов на пост главы государства. О том, что такой вариант рассматривается, на днях "проговорился" Вешняков (насколько "цивилизованным" является сам институт партий и многопартийности, особенно в свете современного западного опыта, а также насколько такая постановка вопроса отвечает интересам Кремля - отдельные вопросы). 2. Расстановка партийных сил пока носит предварительный, "пристрелочный" характер. Но ключевые тенденции обозначены в целом достаточно четко. Среди них:
3. Усиливающийся интерес к партийному строительству со стороны ряда ФПГ, среди которых на ведущие позиции постепенно выдвигается "Альфа-группа", располагающая прочными позициями в "профильных" управлениях президентской администрации. 4. Важнейшим резервом развития партийной системы, способным обеспечить ей необходимый динамизм и реальное влияние в массах, является профсоюзное движение, статус, роль и место которого в общественно-политической жизни крайне противоречивы. О том, что этот резерв может быть задействован, свидетельствует укрепление позиций отраслевых профсоюзов, а также усиливающаяся борьба между различными претендентами на политическое влияние внутри и вокруг ФНПР. Важнейшее значение в связи с этим приобретает предстоящий IV съезд, решения которого могут положить начало достаточно серьезной реорганизации "официальных" профсоюзов. Центр прикладных политических исследований «Форум»
__________________ 1 Здесь речь идет о структурах, обладающих по ныне действующему закону об общественных объединениях межрегиональным или региональным статусом.
|
|