Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



ЗАБОТЫ ПАРТСТРОИТЕЛЕЙ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Основные тенденции в партийной жизни

В ведение в действие в июле 2001 г. закона о партиях повысило интенсивность перегруппировки партийных сил. В настоящее время в партийной жизни доминируют три основные тенденции:

1. Крупные партии готовятся к перерегистрации в соответствии с новыми требованиями. В преддверье этого ими осуществляются попытки расширения сфер влияния, которые предпринимаются на двух уровнях - федеральном и региональном:

  • применительно к федеральному уровню речь идет о привлечении новых членов за счет мелких партий, не имеющих в новых условиях самостоятельной перспективы.

    Например, под эгидой КПРФ 22 сентября с.г. проводится Конгресс народно-патриотических сил с привлечением не только участников НПСР, но и всех желающих. На 19 октября с этой же целью намечено проведение научно-практической конференции, организатором которой выступает контролируемый КПРФ Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (председатель комитета - Зоркальцев).

    Другой пример: при "Отечестве" после преобразования его в партию собираются создать Союз коллективных членов, в который войдут те, кто, с одной стороны, не готов к самороспуску, а с другой - хочет сохранить связь с "Отечеством". В какой-то мере этому способствует несовершенство закона о партиях, допускающего создание фиктивных общественных объединений, которым разрешается вступать с партиями в предвыборные блоки.

Кроме того, на федеральном уровне активизируется процесс двустороннего взаимодействия крупных партий (союз "Единства" и "Отечества", консультации СПС с "Яблоком" и пр.).

  • на региональном уровне следует ожидать вовлечения в структуры федеральных партий местных общественно-политических объединений и организаций, теряющих по новому закону право на самостоятельное существование1.

Не исключено, что в ходе этого процесса между различными региональными субъектами возникнет конкуренция за влияние в местных отделениях крупных федеральных партий, и на этой почве вспыхнут конфликты.

2. Мелкие партии и общественно-политические движения, заведомо не располагающие возможностью зарегистрироваться по новым правилам, стремятся найти политическую "крышу" в лице крупной федеральной партии.

В большинстве случаев федеральными партиями выдвигается требование о самороспуске мелких структур и вхождении их членов в федеральные партии в индивидуальном порядке. Однако иногда возникает противоположная ситуация, и за право предоставления этой "крыши" между крупными партиями идет борьба.

    Примером является ситуация в Аграрной партии России (АПР). В настоящее время она разрывается между КПРФ, к которой близка идеологически, и "Отечеством", с которым связана организационно.

3. В качестве самостоятельной тенденции можно рассматривать попытки создания новых или реанимации старых, подзабытых организаций. Опора при этом делается на административный (властный) и финансовый ресурсы, а в некоторых случаях - на известных и "раскрученных" в общественном мнении политиков.

Примеров более чем достаточно:

  • проект возрождения Демократической партии России (ДПР) во главе с Прусаком. Главная заинтересованная сторона - "олигархическое" крыло администрации президента, которое, во-первых, намерено создать противовес не вполне "управляемому" Союзу правых сил, а во-вторых, по имеющейся информации, хочет провести на пост губернатора Новгородской области своего ставленника.

Является вариант с ДПР окончательным или нет - покажет будущее2.

  • создание на базе депутатской группы "Народный депутат" новой партии - Народной. Заинтересованность проявляют, прежде всего, депутаты-одномандатники, стремящиеся сформировать организационно-политическую базу для сохранения мандатов. Их интерес, как и в случае с ДПР, совпадает с интересом "олигархов" из "Альфа-группы", контролирующей "профильные" управления администрации президента: внутренней политики и региональное;
  • объединение разрозненных социал-демократических групп, прежде всего, партий Горбачева (РОСДП) и Титова (РПСД) в Единую социал-демократическую партию России (ЕСДПР).

Инициатива принадлежит, прежде всего, власти, которая, с одной стороны, стремится "подвинуть" КПРФ, а с другой, - заинтересована в "цивилизованном" социал-демократическом проекте с точки зрения международной политики, прежде всего, как средства улучшения отношений с ФРГ, где у власти находится СДПГ. Имеется информация, что именно "под ЕСДПР" для оформления ее членства в "Социнтерне" сделана "лазейка" в законе о партиях, запрещающем иностранцам вступать в российские партии, но разрешающая самим этим партиям входить в международные союзы.

  • политические "упражнения" Березовского, рассчитывающего возродить "демократическую оппозицию" режиму. Для этого, в частности, привлекаются осколки "демократов" первой волны, не вошедшие в СПС, а также правозащитное движение (условное название проекта - Партия "Либеральная Россия").

Партийное строительство
и профсоюзное движение

Отдельный вопрос - участие в партийном строительстве профсоюзов. Актуальность его обусловлена достаточно серьезными противоречиями, связанными с ролью и местом профсоюзного движения в общественно-политической жизни:

  • с одной стороны, российские профсоюзы - единственная общественная организация, функционирующая по производственному признаку, то есть имеющая ячейки на предприятиях. Партиям, организованным по территориальному признаку, это запрещено.
  • с другой стороны, профсоюзы практически лишены возможности воспользоваться этим преимуществом, ибо никак не избавятся от традиционно доминирующего номенклатурного начала: организованы не снизу вверх, а сверху вниз, причем, "верхушка" максимально оторвана от рядовых членов. Проект Трудового кодекса, принятый Государственной Думой в первом чтении, не только не способствует преодолению такого положения дел, но и фактически закрепляет его, предоставляя односторонние преимущества ФНПР - прямой наследнице ВЦСПС.

Масштаб различия между бюрократическим ресурсом и публичным влиянием ФНПР наглядно демонстрируется несоответствием между официально заявленной численностью (65 млн. чел. или более половины избирателей) и результатами, показанными политическим крылом ФНПР - избирательным блоком "Союз народовластия и труда" - на выборах 1999 г. (1,3%).

Отсутствие собственного политического и электорального потенциала является главной причиной вынужденного вхождения лидеров ФНПР в "Отечество". Между тем "центристский" имидж этого движения, а также наметившееся взаимодействие с "партией власти" - "Единством" - разрушает тщательно культивируемый руководством ФНПР образ защитницы интересов трудящихся (на это, в частности, систематически указывает левая оппозиция). Складывается очевидное противоречие: "верхушка" тянет вправо, к Лужкову, а массы - влево, поближе к КПРФ. В таком несбалансированном состоянии ни одна система долго не просуществует.

С другой стороны, тесные связи руководства ФНПР с Лужковым не устраивают и власть, которая опасается, что этот ресурс при определенных условиях может быть направлен против нее. Иначе говоря, нынешнее место профсоюзов в общественно-политической жизни вполне удовлетворяет "верхушку" ФНПР, но не может устроить остальные заинтересованные стороны - власть и общество.

Во многом из-за этого внутри ФНПР начинают проявляться центробежные тенденции, вплоть до признаков скорой "конфедерализации" - превращения в аморфную структуру с несколькими самостоятельными центрами влияния на базе ведущих отраслевых и региональных профсоюзов.

В ходе подготовки к намеченному на ноябрь 2001 г. IV съезду нынешняя профсоюзная "верхушка" начинает подвергаться усиливающемуся давлению, причем, как слева, со стороны КПРФ, так и справа - "независимых (неформальных) профсоюзов.

Выводы

1. Перегруппировка партийных сил, вызванная введением в действие закона о партиях, значительно сужает круг участников будущих парламентских выборов.

В настоящее время на политическом поле имеются два ключевых игрока - "партия власти" и представленные в ней "олигархические" группировки, с одной стороны, и народно-патриотическая (левая) оппозиция в лице КПРФ и НПСР, с другой.

Кроме того, в партийно-политическом спектре представлены региональные интересы, а также правые (СПС) и так называемый "центр" ("Отечество"), в целом поддерживающие стратегическую линию власти, но оппонирующие конкретным формам ее реализации и кадровому наполнению.

Главная задача "партийной реформы", как она видится властью, - превращение России в "цивилизованное" государство, в котором партии выполняют роль посредника между властью и обществом, и не только формируют парламент, но и обладают эксклюзивным правом выдвижения кандидатов на пост главы государства.

О том, что такой вариант рассматривается, на днях "проговорился" Вешняков (насколько "цивилизованным" является сам институт партий и многопартийности, особенно в свете современного западного опыта, а также насколько такая постановка вопроса отвечает интересам Кремля - отдельные вопросы).

2. Расстановка партийных сил пока носит предварительный, "пристрелочный" характер. Но ключевые тенденции обозначены в целом достаточно четко. Среди них:

  • продолжающееся укрупнение партийных структур, конечной целью которого видится трансформация политической системы в трех- или даже в двухпартийную; решимость организаторов "партийной реформы" придать ее субъектам "европейский" вид - не только по форме, но и по содержанию (в том числе идеологическому);
  • отсутствие в обществе опыта и традиций отношения к многопартийности как к неотъемлемому политическому институту; сохраняющееся отчуждение основной массы избирателей от процессов, протекающих в партийном строительстве;
  • сохранение ключевыми субъектами партийно-политической системы "системного", номенклатурного характера. Это способствует укреплению консенсуса, достигнутого в ходе общественно-политической стабилизации, и на основе общенационального лидерства президента Путина. Основные партии усиленно сдвигаются в "центр" с тем, чтобы сделать их деятельность более прозрачной, предсказуемой, а при необходимости, и управляемой;
  • ограниченность организационных, политических и идеологических ресурсов в партийном строительстве; исчерпанность и "затасканность" за прошедшие годы большинства схем и моделей, утративших привлекательность.

3. Усиливающийся интерес к партийному строительству со стороны ряда ФПГ, среди которых на ведущие позиции постепенно выдвигается "Альфа-группа", располагающая прочными позициями в "профильных" управлениях президентской администрации.

4. Важнейшим резервом развития партийной системы, способным обеспечить ей необходимый динамизм и реальное влияние в массах, является профсоюзное движение, статус, роль и место которого в общественно-политической жизни крайне противоречивы. О том, что этот резерв может быть задействован, свидетельствует укрепление позиций отраслевых профсоюзов, а также усиливающаяся борьба между различными претендентами на политическое влияние внутри и вокруг ФНПР.

Важнейшее значение в связи с этим приобретает предстоящий IV съезд, решения которого могут положить начало достаточно серьезной реорганизации "официальных" профсоюзов.

Центр прикладных политических исследований «Форум»

__________________

1 Здесь речь идет о структурах, обладающих по ныне действующему закону об общественных объединениях межрегиональным или региональным статусом.
2 Еще весной существовал другой проект, участником которого являлась сама ДПР. Проект предполагал «раскрутку» вновь созданной Российской партии будущего, к взаимодействию с которой приглашались самые разношерстные в идеологическом отношении партийные структуры: от «демократов первой волны» до национал-патриотов.


   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]