Экономика
Обозреватель - Observer



 СЕВМОРПУТЬ - ВАЖНЕЙШАЯ
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РОССИИ
 
А.АДАМЕСКУ,
доктор экономических наук, профессор,
академик Академии экономических наук
и предпринимательской деятельности России
и Международной академии информатизации
 

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО1

Стратегия социально-экономического развития российского Севера на пороге XXI в. исходит из оптимальных направлений и масштабов хозяйственного освоения огромных естественных богатств северных территорий. Это вызывает необходимость учета как экстремального характера природной среды, требующего соблюдения принципов выборочности, очаговости и поэтапности процесса, так и мировых тенденций НТП и развития современного индустриального производства (приоритетность наукоемких, информационных производительных и ресурсосберегающих технологий). Все большее превалирование в промышленности развитых стран преобладают конечные передельные производственные циклы и перерабатывающие отрасли над первичными и добывающими, что обусловливает в долгосрочной перспективе сдержанные темпы освоения источников минерального и других видов естественного сырья (США предпочитают резервировать их у себя и в первую очередь использовать в других странах).

Россия должна следовать этим путем, не допуская расточительной погони за добычей своих природных богатств и неразрывно связанной с этим деградации передовых, ресурсосберегающих индустриальных технологий и превращения страны в сырьевой придаток Запада.

Однако и при жестких требованиях масштабы освоения природных ресурсов Севера остаются внушительными и требуют совершенствования его форм и методов. Намеченное реформирование системы национальной поддержки районов Севера предусматривает усиление роли государства в развитии экономики зоны при обеспечении ее реструктуризации с учетом потребностей народного хозяйства страны.

Северный морской путь - единая, постоянно действующая транспортная система и единственная крупнейшая общетерриториальная хозяйственная организация в высоких широтах - образует естественную ось промышленно-транспортного освоения и экономической интеграции всех районов Крайнего Севера. Поэтому имеется прямая экономическая целесообразность в том, чтобы проектируемая новая организационная структура этой системы - будь то РАО или государственное унитарное предприятие - решала, помимо транспортных, определенные важные общехозяйственные задачи, усиливая свое позитивное влияние на всю экономику северных районов (рис.1).

Такой подход позволит повысить результативность и ослабить коммерческие риски во всей деятельности создаваемой структуры и, прежде всего, увеличить прибыль, расширить собственные инвестиционные возможности и сократить размеры финансово-бюджетной поддержки. Следует учесть, что после коммерциализации Севморпути государственная помощь ему (не считая инвестиций госзаказа в северную инфраструктуру) будет поступать не в виде безвозвратных ассигнований из федерального бюджета, а главным образом в виде целевых кредитов, хотя и, возможно, льготных.

Мировая практика свидетельствует: главным препятствием для привлечения частного капитала к развитию новых районов являются высокие первоначальные затраты, вызванные отсутствием производственной и социально-бытовой инфраструктуры. От сооружения и даже эксплуатации жилищно-коммунальных и культурно-бытовых объектов у нас отказываются почти все частно-предпринимательские фирмы. За создание такой инфраструктуры вынуждено браться само государство в лице региональных структур исполнительной власти.

Таким образом, первой и важнейшей общехозяйственной функцией государственного концерна РАО "Северный морской путь" может быть организация инфраструктурного обеспечения хозяйственного освоения Крайнего Севера.

Исходя из этого, в намечаемой организационной системе Севморпути общехозяйственный блок целесообразно сформировать как в основном строительный (инвестиционный), представленный мощной Арктической строительной компанией ("Арктикстрой"), с сетью региональных филиалов. Компанию можно образовать по типу бывших главстроев (на Севере - Норильскстрой, Дальстрой и др.).

    На эту строительную организацию (при тесных контактах с основными заказчиками - региональными и местными властями) возлагаются задачи главного подрядчика и координатора СМР по сооружению объектов общехозяйственного и социально-бытового назначения: прокладка автомобильных дорог, местных сетей электро-, газо- и водоснабжения, строительство городов и рабочих поселков и т.д.

    От создания и эксплуатации целого ряда объектов инфраструктуры (торговые и зрелищные предприятия, гостиницы, туристические комплексы и т.п.) может быть получена существенная прибыль, часть которой поступит на баланс акционерного общества. Однако в целом жилищно-коммунальная инфраструктура долгое время останется убыточной и будет поддерживаться за счет средств региональных и федеральных бюджетов.

В наше время большое распространение получил национальный и международный туризм как неотъемлемая принадлежность жизненного комплекса современного общества. Многочисленные туристические фирмы "расселились" по всему миру и получают большие доходы, но при этом еще остались не освоенные ими территории. К ним принадлежат районы Российского Севера, причем северная экзотика широко привлекает людей, особенно молодежь.

Исходя из такой ситуации, есть основание предложить в качестве второго возможного направления широкой хозяйственной деятельности РАО (или государственного унитарного предприятия) "СМП" организацию арктического туризма.

    Кроме Арктической морской судоходной компании, другим реализатором станет компания "Арктикстрой", которая займется созданием всей материальной базы туристически-рекреационнного комплекса (кроме транспортных средств). Арктическая туристическая фирма ("Арктиктур") как структурное подразделение РАО "СМП" возьмет на себя обеспечение туристов системой широких услуг: гостиничного хозяйства, торговли (в том числе ресторанов, баров, магазинов и лавок по продаже сувениров - изделий северных художественных промыслов), транспорта, экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других предприятий и учреждений (служб), включая организацию "экзотических" мероприятий (спортивной арктической охоты и рыболовства, лыжных и мотосанных прогулок, езды на оленьих упряжках и проч.). Эта фирма может работать в контакте с известными и высокоприбыльными отечественными туристическими организациями АО "Интурист" (действует с 1929 г.), "Спутник" и др.

Поскольку РАО "СМП" обретет черты крупного межотраслевого хозяйственного комплекса, охватывающего территориально всю Арктическую зону, то его успешная деятельность невозможна без систематического, всестороннего изучения и прогнозирования социально-экономической ситуации в этой зоне. Поэтому третьей общехозяйственной функцией новой структуры управления в Арктике закономерно становится организация и проведение комплексно-территориального стратегического и оперативного планирования Арктической зоны (анализ и прогнозирование). Это предполагает активное участие РАО "СМП" в координации научно-исследовательских, проектно-изыскательских и региональных государственных (в администрациях глав регионов) планово-прогнозных работ.

    В частности, на Департамент экономики РАО целесообразно возложить обязанности генерального разработчика Федеральной целевой программы социально-экономического развития Арктической зоны - подпрограммы Федеральной программы Российского Севера с учетом намеченного уточнения районирования Северной зоны.

Программно-целевой метод государственного регулирования территориального развития должен стать основой управления Северным морским путем и экономикой тяготеющих к нему регионов. Это отвечает выводу о целесообразности формирования программ прежде всего по крупным территориальным образованиям - экономическим районам и зонам, а затем уже (на их основе) - по субъектам Федерации.

Управление целевой программой освоения новых территорий может успешно осуществляться коммерциализированной государственной (в первую очередь корпоративной) хозяйственной структурой. При этом постепенно создаются условия для перехода от федерального и заемного финансирования к самофинансированию программного комплекса по мере его завершения и освоения. В результате участия государственного корпоративного предпринимательства в наиболее выгодных сферах деятельности получаемая прибыль реинвестируется в намеченные проекты. Своевременная концентрация и целевое расходование программных средств обеспечивается их централизованным накоплением на счетах специальных фондов регионального развития. Указанный подход, предложенный СОПС, нашел практическое воплощение в федеральных программах по Дальнему Востоку и Забайкалью и Сибири.

* * *

Таким образом, хозяйственная деятельность государственного концерна - РАО "СМП" (или альтернативной коммерческой структуры) ограничивается несколькими видами и рассматривается как дополнение к профилирующей - транспортной. Однако эти новые направления хозяйствования - создание общехозяйственной инфраструктуры на Крайнем Севере, организация арктического туризма, развертывание комплексного территориального планирования развития зоны - вместе с расширением транспортной функции (обслуживание иностранных транзитных перевозок) способны значительно активизировать работу Северного морского пути, повысить ее интенсивность и эффективность и вместе с тем существенно усилить позитивное влияние на социально-экономическое развитие регионов Российского Севера. Все это должно содействовать решению стратегических задач, стоящих перед Российской Федерацией - подъему ее народного хозяйства, улучшению жизненного благосостояния, укреплению экономической и национальной безопасности.

1 Продолжение. Начало см.: «Обозреватель - Observer». № 7, 8. 2000.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]