Обозреватель - Observer
Внешняя политика


А.Парадиз,                                  А.Ракитин,
депутат Государственной Думы,              МГИМО
полковник запаса
К вопросу
о Балканском кризисе
 
Последние события в Косово и ситуация вокруг Югославии поставили в центр внимания вопрос о том, какой будет система европейской безопасности и миропорядка на рубеже тысячелетий. Военная акция НАТО, а точнее — агрессия против Союзной Республики Югославии, являющаяся опаснейшим прецедентом преднамеренного нарушения Устава ООН и норм международного права, возрождением политики силового диктата, поставила под угрозу весь современный международный правопорядок. Приведение девятнадцатью странами — членами альянса фактически в одностороннем порядке себе права определять, что хорошо или плохо в международных отношениях, а также проводимый ими курс на разделение государств на категории, когда одна группировка «избранных» наций получает возможность диктовать свои условия всему остальному мировому сообществу, будет иметь крайне негативные долгосрочные последствия не только на Балканах или в Европе, но и в глобальных масштабах.

Так называемая гуманитарная катастрофа, названная НАТО причиной агрессии, породила настоящую гуманитарную катастрофу неизмеримо больших масштабов, которая ведет, по сути, к расколу суверенной Югославии.

Сейчас, по окончании военной стадии кризиса, можно сделать некоторые выводы.
 
1. Грубо нарушен Устав ООН, в том числе глава I «Цели и принципы», глава V «Совет Безопасности», глава VI «Мирное разрешение споров», глава VII «действия в отношении угрозы миру, нарушении мира и актов агрессии» и глава VIII «Региональные соглашения». Устав ООН обязывает государства разрешать свои международные споры мирными средствами и воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой и ее применения (ст. 2), возлагает на Совет Безопасности ООН право решать, какие меры следует предпринять в отношении того или иного государства (ст. 39, 41, 42), предусматривает, что никакие принудительные действия не предпринимаются в силу региональных соглашений или региональными органами без полномочий от Совета Безопасности ООН (ст. 53).

2. Вооруженное нападение НАТО на Югославию полностью подпадает под определение агрессии, данное в резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г.

Таким образом, Союзная республика Югославия, как суверенное государство, в соответствии со ст. 51 Устава ООН имеет «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер для поддержания международного мира и безопасности».

3. Нарушены положения многих принципиальных документов Организации Объединенных Наций, в частности Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (резолюция 36/103 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 г.), Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (резолюция 42/22 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 ноября 1987 г.), а также Декларации о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями и органами в области поддержания международного мира и безопасности (резолюция 49/57 Генеральной ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г.).

4. Ракетно-бомбовые удары НАТО по территории Югославии, приведшие к многочисленным жертвам среди мирного населения и массовому разрушению объектов, не носящих военного характера, попирают международно-правовые нормы, действующие в период военных действий. НАТО нарушена Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., которая воспрещает «атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения» (ст. XXV), Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., Дополнительный протокол к женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., содержащий, в частности, запрет на нападение на гражданское население и нападение неизбирательного характера (ст. 51), и принципы, зафиксированные в Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, включая принципы гуманности и защиты гражданского населения от опасности военных действий.

5. Продолжают нарушаться дух и буква резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1984 г. «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах», которая требует от всех государств «не предпринимать какие-либо действия, направленные на вооруженное вмешательство и оккупацию, насильственное изменение или подрыв общественно-политического строя государств, дестабилизацию и свержение их правительств».

6. НАТО проигнорировало многие документы, согласованные в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Помимо нарушения основополагающих принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. грубо попираются положения Парижской хартии Новой Европы от 21 ноября 1991 г. и положения «Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности», который является частью Будапештских решений ОБСЕ от 6 декабря 1994 г. При проведении представителями Российской Федерацией инспекций в Македонии и Албании в мае 1999 г., со стороны НАТО были допущены беспрецедентные нарушения Венского документа 1994 г. по мерам укрепления доверия и безопасности.

7. Не соблюдаются даже документы, регулирующие деятельность самого Североатлантического альянса, в частности положения ст. 1 Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 г., содержащие обязательства государств — членов НАТО «разрешать все международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами», ст. 6, указывающей, что компетенция НАТО ограничивается территориями государств — членов блока, и ст. 7, признающей главную ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности.

8. Ракетно-бомбовые удары сил НАТО по Союзной Республике Югославии нанесли серьезный ущерб окружающей среде, который может иметь долгосрочные вредные для населения последствия. Тем самым поставлена под угрозу экологическая безопасность как  Югославии, так и соседних с ней государств. Эти действия противоречат Конвенции о запрещении военного или любого иного  враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., а также резолюции Генеральной Ассамблей ООН 47/37 1992 г. «Охрана окружающей среды в период вооруженных кон-фликтов».

9. В результате бомбардировок НАТО разрушены многие мосты через реку Дунай. Фактически парализовано движение по важнейшей международной водной магистрали в Центральной и Восточной Европе, свобода судоходства по которой определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г.

10. Государства — члены НАТО оказывают прямую поддержку террористической организации — так называемой Освободительной армии Косово. Таким образом, НАТО нарушает целый ряд международно-правовых документов, включая Конвенцию «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» от 4 декабря 1989 г.

11. Ракетно-бомбовые удары НАТО по Белграду, в результате которых было частично разрушено Посольство Китайской Народной Республики, погибли находившиеся на его территории люди и пострадали посольства других стран, являются вопиющим нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

12. Действия НАТО в Югославии ведут к разрушению объектов, имеющих культурное значение, а также представляют угрозу безопасности исторических памятников и учреждений, защищаемых, в частности, Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и Договором о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников 1935 г.

13. Агрессия НАТО привела к значительным человеческим жертвам среди граждан Югославии различных национальностей, в том числе косовских албанцев, породила потоки беженцев, исчисляемые сотнями тысяч человек. Тем самым действия НАТО грубо нарушают фундаментальные принципы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также Конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.

14. Руководство НАТО, развязав необъявленную войну против Югославии и втягивая в нее соседние с Югославией государства, вероломно нарушило и целый ряд положений Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО, подтвердив тем самым, что не намерено считаться с обязательствами и договоренностями, зафиксированными в документе.

Символично, что военная акция НАТО началась вскоре после окончательного оформления приема в альянс новых членов. В результате эти страны оказались непосредственно втянутыми в операцию против суверенного государства в Европе. Это еще раз подтверждает, что расширение НАТО является крупнейшей политической ошибкой за весь послевоенный период. НАТО по-прежнему остается в первую очередь военным союзом, и с вступлением в ряды альянса Польши, Вен-грии и Чехии в Европе складывается новая ситуация, последствия которой в полной мере трудно предвидеть. Совершенно ясно, тем не менее, что она не в пользу России, поскольку речь идет о приближении военного блока к нашим границам.

Последнее десятилетие показывает, что создание кризисных ситуаций в различных точках земного шара, а затем их разрешение в своих интересах стало типичным элементом внешней политики ведущих стран НАТО. При этом идет последовательное вытеснение российских интересов и российского экономического и политического влияния на происходящие процессы. Балканский кризис еще раз подтверждает это.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(73);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]