Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Ю.ЛЕБЕДЕВ,
генерал-майор в отставке Отсутствие денег - сегодня главная проблема экономики России в целом. Первый вице-премьер Анатолий Чубайс заявил, что, если не будут сокращены расходы бюджета 1997 г., то "бюджетный кризис поставит под сомнение способность государства исполнять свои функции". Планируется сократить расходы текущего бюджета на 100 трлн. руб. Но и в этом случае для выполнения бюджета надо искать дополнительные источники финансирования. Нынешнее состояние государственной казны для отечественного хозяйства является угрозой номер один. Как отметил Президент РФ, "бюджетный кризис действительно очень глубок и серьезен". По мнению экономистов казна по доходам может быть обеспечена на 75-80%. Они также считают, что проблема бюджета решена не будет, пока государство не пополнит казну. А вот как ее пополнить - это пока остается под вопросом. Центральный банк и правительство категорически отвергают помощь печатного станка, т.е. эмиссию денег, считая, что пропадут все усилия по обузданию инфляции. Сейчас делается упор на сбор налогов на основе нового налогового кодекса. А пока финансовой палочкой-выручалочкой остаются заимствования на внутреннем и внешнем рынке. Пожалуй больше на внешнем, т.к. до сих пор иностранный капитал был патриотичнее отечественного. Это подтверждает официальная статистика: внутренние инвестиции в экономику на протяжении уже пяти лет падают, а внешние - с 1994 г. неуклонно растут. В результате, фактически устанавливается чрезвычайная степень контроля МВФ над экономикой России. Достаточно сказать, что соглашение с МВФ требует отмены экспортных пошлин на энергоносители, контроля за количеством, качеством и ценой экспортных поставок. Тем самым ограничивается экономический суверенитет, экономическая безопасность страны. Финансовая поддержка российских реформ со стороны МВФ ориентирована на устойчивую долговую привязку страны к Западу. Долговая зависимость фактически превратила Правительство России и саму страну в настоящего долгового наркомана, разговор с которым становится все более жестким со стороны внешних инвесторов. МВФ стал практически монопольным кредитором Правительства, послушного его требованиям. Главное из них - обуздать инфляцию. Антиинфляционная политика России жестко ориентирована на внешние заимствования. С высоких трибун говорят, что проблема инфляции почти решена. Однако, как представляется, это решение - решение для отчета перед МВФ. А практически - непомерные долги связывают по рукам и ногам экономическую политику страны. По объемам внешнего долга Россия вышла на первое место в мире. В связи с этим, исполнительная власть занята бесконечными переговорами по урегулированию проблемы внешней задолженности в отношении традиционных кредиторов: стран-членов Парижского клуба и коммерческих банков, составляющих Лондонский клуб. Между тем, о чем можно судить по публикациям в СМИ, вне сферы нашей активной деятельности остается такой источник вливания финансов в бюджет, как внешние задолженности нашей стране. Речь идет о компенсировании тех финансовых средств, которые были предоставлены целому ряду развивающихся стран в рамках советской помощи. В частности, это касается Ирака, Ливии, Алжира, Индии и ряда других стран. Конечно, возникают проблемы, связанные с распадом СССР. Но видимо тут могут быть рассмотрены различные альтернативные решения. Важно и то, как сами должники отнесутся к выплате их долгов. Коснемся, например, двусторонних отношений с Алжиром. Торгово-экономическое сотрудничество с Алжиром развивается с 1963 г. За этот период наибольшее распространение получило сотрудничество в таких отраслях экономики АНДР, как черная и цветная металлургия, энергетика, нефтяная и газовая промышленность, промышленность строительных материалов, подготовка национальных кадров. Задолженность по этим кредитам составляет 0,3 млрд. долл. Кроме того, 4,3 млрд. долл. составляют задолженность Алжира по специальным кредитам (вооружение). Таким образом, общая сумма задолженности составляла 4,3 млрд. долл. Задолженность по военным кредитам в размере 1,3 млрд. долл. практически урегулирована Межправительственным Протоколом от 1992 г. Таким образом, задолженность Алжира перед Россией составляет на сегодня 3,1 млрд. долл. Позиции АНДР и России по погашению остающихся специальных и экономических кредитов Алжиром представляются вполне сопоставимыми, если отбросить определенное влияние на позицию России, идеи ее вступления в "Парижский клуб". Представители этой организации, увязывают принятие нашей страны в члены клуба с соблюдением полного отказа от двусторонних контактов с заемщиком. Настаивают на предоставлении значительной скидки с суммы основного долга по экономическим кредитам. Кроме того, "Парижский клуб" рекомендует вообще списать все военные кредиты (в отношении Алжира военные кредиты составляют 90% от всей суммы долга). Алжир традиционно рассматривает военные кредиты в рамках исключительно двусторонней формы сотрудничества. Как видно на примере торгово-экономического сотрудничества с Алжиром, условия "Парижского клуба" могут подорвать наши отношения со странами-должниками и. сделать невыгодным для нас этот источник финансов. Вопреки заявлению господина Чубайса о том, что России больше не нужны фактически "связанные" кредиты МВФ, при полном подчинении требованиям "Парижского клуба", наша страна так и останется в "объятиях" традиционных кредиторов. Двусторонние взаимоотношения со странами-должниками России могут создать дополнительный, невостребованный до сих пор источник финансовых средств. Учитывая это, на переговорах с Алжиром, российской стороне целесообразно строго руководствоваться интересами страны, сопоставляя с ними требования "Парижского клуба" и обуславливаемое членство в нем России. Аналогичная позиция, на наш взгляд, соответствовала бы интересам России во взаимоотношениях с другими ее должниками. |
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(60);%>
|